УДК 37.015.0
Самохин Василий Федорович
доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь ученого совета Военной академии связи им. С.М. Буденного (Санкт-Петербург) тел.: (921) 347-74-75
Ланских Елена Александровна
научный сотрудник научно-исследовательской
лаборатории правовой охраны и использования
результатов интеллектуальной деятельности
Военной академии связи
им. С.М. Буденного (Санкт-Петербург)
тел.: (911) 797-28-23
ПРОПЕДЕВТИКА ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ: СУЩНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
В работе рассмотрены сущностные характеристики пропедевтики военной службы в кадетских классах средних общеобразовательных школ. Определена совокупность взаимосвязанных педагогических условий эффективной реализации данного процесса с учетом его полифункциональности в единстве государственных, общественных и личностных интересов.
Ключевые слова: пропедевтика военной службы, кадетские классы, сущностные характеристики, полифункциональность, педагогические условия.
Samokhin Vasily Fedorovich
Doctor of Pedagogy, Professor, Academic Secretary of the Academic Council, Military Academy of Communication named after S.M. Budyonny (Saint Petersburg) tel.: (921) 347-74-75
Lanskikh Elena Alexandrovna
Researcher of the Research Laboratory of Legal Protection and Use of Intellectual Activity Results, Military Academy of Communication named after S.M. Budyonny (Saint Petersburg) tel.: (911) 797-28-23
MILITARY SERVICE PROPAEDEUTICS IN CADET CLASSES OF SECONDARY GENERAL EDUCATION SCHOOLS: ESSENCE AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION
In the paper the intrinsic characteristics of military service propaedeutics in cadet classes of secondary general education schools are considered. The set of interconnected pedagogical conditions for effective realization of this process taking into account its polyfunctionality in unity of the state, public and personal interests is defined.
Key words: propaedeutics of military service, cadet classes, intrinsic characteristics, polyfunctionality, pedagogical conditions.
Одной из главных проблем, в решении которой принимают участие все государственные институты, является обеспечение обороноспособности государства. В числе ключевых задач на пути достижения этой цели выступает подготовка молодежи к военной службе.
Анализ сложившейся системы подготовки подрастающего поколения к воинской деятельности показал, что в условиях социально-экономических преобразований и реформирования Вооруженных Сил в России наряду с традиционными формами подготовки молодежи все большее распространение получает пропедевтика военной службы в кадетских классах средних общеобразовательных школ (КК СОШ).
Изучение пропедевтики военной службы в КК СОШ в нашей стране (И.В. Андрюшин, В.А. Осипов, М.У. Умаргаджиев и др.) и за рубежом (У. Тейлор, Л. Бенг и др.) позволило выделить следующие сущностные характеристики данного процесса, который в создавшейся современной социально-экономической, культурной и политической ситуации может:
выступить в качестве связующего звена между военной организацией государства и гражданским обществом, делая процесс пропедевтики военной службы, открытым для его субъектов и социума в целом и тем самым разрешая противоречия между этими социальными институтами;
обеспечить добровольное включение в процесс начальной военной подготовки значительной части молодежи допризывного возраста в виду отсутствия жесткого отбора обучающихся;
создать благоприятные условия для морально-психологической подготовки молодежи к службе в разнополых воинских коллективах.
Выделенные сущностные признаки позволяют рассматривать процесс пропедевтики военной службы в тесной взаимосвязи с понятиями «принятие» (снятие протеста и отталкивающих оценок [1]) и «включение» (становиться участником, начинать действовать [2]). Чтобы стать субъектом деятельности, в том числе в сфере военного дела, молодой человек должен предварительно социализироваться, т.е. сформироваться в данной социальной культуре, воспринять её требования и нормы, вжиться в данную социальную среду.
Не менее важно и то, чтобы в процессе пропедевтики военной службы обучающиеся не просто формально овладели ценностями воинской деятельности, заключёнными в требованиях государства и современного общества, а в осознании этих требований, формировании на их основе личностной ценности военной службы, собственной убеждённости в необходимости служения своему Отечеству, что, в свою очередь, обеспечит социальную активность, деятельную позицию каждого участника данного процесса по отношению к будущему своего народа и своей страны.
С этой точки зрения, как ценность пропедевтика военной службы представляет собой интегративную систему государственной, общественной и личностной ценностей, в основе формирования которой лежит нравственно-патриотическое воспитание, развитие у обучающихся интереса и позитивного отношения к армии, овладение ключевыми образовательными компетенциями, обуславливающими их готовность к профессиональному самоопределению и самомотивацию к военной службе.
Единство государственных, общественных и личностных интересов дает основание для выделения следующих функций данного процесса:
государственной - воспитание молодежи, готовой к выполнению гражданского и воинского долга, обладающей развитым чувством патриотизма и национальной гордости за свой народ и Отечество;
социальной - становление человека частью общества, усвоение им знаний, норм и ценностей общества, формирование мобильной личности, способной к социальной адаптации и самостоятельному выбору жизненного пути, стремящейся к созданию и воспроизводству позитивных социальных отношений;
личностной - развитие личности школьников на основе традиций отечественной и мировой культуры в соответствии с их личными интересами и индивидуальными способностями;
педагогической - ознакомление с основами воинской деятельности, формирование у обучающихся универсальных качеств, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор;
психологической - создание условий для самомотивации личности к военной службе, формирование личностных ценностей военной службы как основного условия готовности к служению своему Отечеству;
цивилизационной - процесс становления, развития и совершенствования методов и форм начальной подготовки подрастающего поколения к воинской деятельности, учитывающий особенности социально-культурного, экономического и политического развития общества на конкретном историческом этапе и одновременно сохраняющий историческую преемственность в своем развитии;
культурологической - трансляция и усвоение обучающимися основ воинской культуры как составной части духовно-нравственной культуры, определяющей целостное развитие личности;
гуманитарной - создание условий для реализации права личности на профессию, в том числе в военной сфере, устранение гендерных стереотипов и достижение равноправия лиц разного пола в различных областях профессиональной деятельности;
экономической - минимизация финансовых затрат на подготовку к военной службе широкого круга молодежи [3].
С учетом полифункциональности пропедевтику военной службы следует рассматривать как целостную социокультурную систему, открытую для её субъектов и социума в целом, эффективность которой определяется созданием определенных педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию данного процесса.
К числу данных условий можно отнести обращенность пропедевтики военной службы к кадету как к субъекту, предполагающую:
- свободное вхождение обучающегося в процесс пропедевтики военной службы (прием учащихся в кадетский класс осуществляется в заявительном порядке в соответствии с их личными интересами и желаниями; на всех этапах обучения возможен дополнительный набор на вакантные места; при переходе в кадетский класс ученику из общеобразовательного класса предоставляются часы консультаций с учителями-предметниками по профильным предметам);
- поэтапность продвижения кадета внутри образовательной системы - разделение образовательного процесса на три взаимообусловленных цикла: «наблюдение и адаптация» (5-8 классы), «предпрофильный» (9 классы) и «профильный» (10-11 классы);
- право самостоятельного выбора кадетом своей дальнейшей образовательной траектории (при желании обучающийся имеет возможность перейти в обычный класс общеобразовательной школы, продолжить обучение по профилю в кадетском корпусе и др.);
- включенность кадета в целеполагание, структурирование и контроль процесса пропедевтики военной службы;
полифункциональную направленность процесса пропедевтики военной службы, характеризующуюся:
- приоритетом нравственно-патриотического воспитания, реализуемым через содержание преподаваемых предметов, способы взаимодействия преподавателя и кадета, стиль их взаимоотношений, включение в учебные и внеклассные занятия элементов уставных воинских требований;
- постоянным согласованием теории и практики, предусматривающим возможность коррекции образовательного процесса на основе обратной связи;
- комбинированием и вариативностью форм и технологий обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей кадетов в соответствии с поставленными целями и достигнутыми результатами на предыдущих образовательных этапах (циклах);
- осуществлением мер активизации процесса пропедевтики военной службы, включающих в
себя:
эмпирический подбор совокупности оптимальных соотношений: свободного времени кадета и времени управляющих воздействий; уровней знаний кадета и сложности поставленной перед ним задачи, вариативность которых определяется видением образовательного процесса преподавателями, индивидуальными возможностями обучающихся конкретного класса на всех циклах обучения;
учет соотношения профильных и общеобразовательных дисциплин в соответствии с рекомендациями Федерального базисного учебного плана (ФБУП) на основе модели сетевой организации пропедевтики военной службы;
- первичной, текущей и годовой диагностикой уровней готовности кадета к военной службе на всех ступенях обучения с внесением полученных данных в его личное дело;
обеспечение взаимопомощи, самодисциплины, взаимокоординации, сотрудничества и сотворчества в процессе групповой, парной и самостоятельной образовательной деятельности, предусматривающее:
- формирование внутри классного коллектива открытых, мобильных разноуровневых групп в ходе использования и гармоничного сочетания образовательных технологий: обучения в сотрудничестве, уровневой дифференциации и модульного обучения с учетом индивидуальных особенностей кадетов, способствующих их творческому саморазвитию, становлению познавательных, коммуникативных, ценностно-ориентационных, нравственных качеств, умения работать в команде;
- переход от репродуктивного характера пропедевтики военной службы к проблемнопоисковому;
- открытость учебного успеха для каждого кадета вне зависимости от уровня его индивидуальных возможностей и статуса в группе, классном коллективе (регулярная справедливая оценка результатов деятельности каждого обучающегося на всех этапах обучения с обязательным акцентированием на моменты его индивидуальных достижений);
открытость кадетского класса средней общеобразовательной школы как социального института, характеризуемую:
- участием в образовательном процессе кадетских классов действующих военных специалистов из воинских частей и преподавателей военных вузов;
- организацией взаимодействия с муниципальными органами управления, семьей, общественными организациями;
- партнерством с другими образовательными учреждениями с кадетским компонентом;
- постоянным совершенствованием квалификации педагогического коллектива;
- участием кадетов во внеклассной и внешкольной деятельности.
Учет рассмотренных взаимосвязанных педагогических условий способствует эффективной реализации возможностей пропедевтики военной службы в образовательном пространстве КК СОШ и обеспечивает как качество самого процесса, так и качество достигаемых результатов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Общая психология. Словарь. URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения 12.06.2011).
2. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2006.
3. Ланских Е.А. Пропедевтика военной службы в кадетских классах средних общеобразовательных школ: по опыту работы Военной академии связи: монография. СПб., 2012.