Проблемы здоровьесбережения в образовании
Автор обращает внимание читателя на исторические традиции русского общества, роль кадетских классов в настоящее время, здоровье воспитанников кадетских корпусов. Автор предлагает познакомиться с образовательной моделью учащихся пятых классов кадетских корпусов.
Бородина Ирина Георгиевна,
учитель химии,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,
г. Елизово
КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ ДЕТЕЙ
Какой должна быть образовательная модель кадетского класса, чтобы сохранить здоровье детей?
Д ---------
Ключевые слова: исторические традиции русского общества кадетские классы; факторы, формирующие здоровье ученика; технология сохранения здоровья; динамика умственной работоспособности; учебный план пятого кадетского класса
На протяжении почти 300-летней истории воспитанники кадетских корпусов составляли славу и гордость русского народа. Это такие выдающиеся личности в истории России, как фельдмаршал Кутузов, флотоводцы Ушаков и Нахимов, композиторы Римский - Корсаков и Рахманинов, писатели Достоевский, Куприн, Лесков и Даль. Актуальны кадетские корпуса и в настоящее время.
Испокон веков российскую элиту отличали чувство долга и чести, благородства и милосердия. У истинных её представителей богатство и знатность считались ценностями преходящими, временными, которыми не следует кичиться.
Вот к этим понятиям нужно вернуться сегодня. К тем родникам, из которых возникли исторические традиции русского общества, приобщения к истории России и осмысления каждого гражданина своего места в ней.
Заместитель Генерального прокурора РФ А.Н. Звягинцев в своей статье «И закон и духовность» (АиФ №8,2007) пишет: «Недавно проводился социологический опрос на тему, можно ли поступиться моралью ради того, чтобы разбогатеть...Только 28 процентов молодых считают, что ...нельзя. А 54 процента готовы поступиться моралью и соображениями нравственными, если это потребуется для собственного обогащения». За этими цифрами - целые поколения, готовые на всё ради того, чтобы нечестным путём выбиться в люди, войти во власть. Но между готовностью переступить мораль и настоящим дистанция невероятно мала.
Коренные преобразования в стране конца ХХ - начала ХХ1 века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально- экономической, политической и духовной сферах жизни общества. Эти изменения привели к пе-
ресмотру ряда педагогических позиций, к необходимости модернизации школы, новых форм организации и проведении учебно - воспитательного процесса. Поэтому в обществе и вернулся интерес к системе кадетского образования, к кадетским корпусам, школам, классам.
Думается, не случайно президентом страны был подписан указ от 9 апреля 1997года «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ - интернатов)».
Поиск оптимальной образовательной модели, сочетающей исторические ценности и традиции, современные достижения в сфере образования и, в тоже время, позволяющей решать наряду с образовательными и многочисленные социальные проблемы детства, привёл к возрождению кадетского образования. Для развития кадетского образования многое, если не всё, зависит от субъективного отношения к данному вопросу руководителей на местах.
Руководствуясь Типовым положением о кадетской школе1 (кадетской школе - интернате) Управление образования Елизовского Муниципального района, МОУ «СОШ №2», группировка ВВС и ПВО на Северо-Востоке РФ в 2007году и Северо - Восточное Пограничное Управление береговой охраны ФСБ РФ в 2008 году заключили договор о создании кадетского (профильного) класса в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся в рамках профессиональной ориентации. 5 «К» классу, сформированному в 2007 году присвоен литер «Авиатор», а 5 «К», сформированному в 2008 году, - «Пограничник». Кадетские классы являются структурным звеном средней общеобразовательной школы и руководствуются в своей деятельности Законом РФ «Об об-
1 Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. №1427 (с изменениями от 23 декабря 2002г.)
чД
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
3
Проблемы здоровьесбережения в образовании
разовании», Уставом школы, и Положением о кадетской школе.
При создании кадетских классов, обязательно учитывалась возможность применения здоровьесберегающих технологий. Образовательный процесс в кадетских классах направлен на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и состоит из системы мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. Здоровье - это благополучие физическое, душевное, социальное, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Факторы, формирующие здоровье ученика,
следующие: 15 - 20% - наследственность; 10 - 15% -медицина; 10 - 15% - экология; 50 - 55% - окружающая среда - стиль(образ) жизни.
Окружающая среда учащегося: семья; мир общения (улица, двор); дополнительное образовательное учреждение; школа; место проживания (город, село); СМИ, социокультура.
Технология сохранения здоровья в школе направлена на сохранение адаптационных возможностей школьников и включают:
1) психологический блок - индивидуальные и групповые тренинги, профилактика стресса, развитие коммуникативных навыков и умений.
2) медицинский блок - проведение физкультурно-оздоровительной работы, увеличение недельной двигательной нагрузки, соблюдение санитарных норм и гигиенических требований.
3) педагогический блок - нормализация школьной и общей учебной нагрузки, включая самоподготовку; исключение стрессовых воздействий на организм учащихся; организация дополнительного образования; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Набор в кадетский класс производится на конкурсной основе. В класс принимаются мальчики и девочки, успешно окончившие 4 класс и прошедшие медицинское освидетельствование. Наполняемость кадетского класса не должна превышать 25 человек. Желательно равное количество девочек и мальчиков. Обучаются кадеты по программе общеобразовательной школы и дополнительному обучению до получения аттестата о полном среднем образовании. По окончании 11 класса на основании итоговой аттестации получают документ об образовании государственного образца. В кадетском классе обязательно кроме классного руководителя есть воспитатель и военный руководитель.
Психофизической основой организации учебновоспитательного процесса является динамика умственной работоспособности, которая напрямую зависит от организации и условий УВП:
1) продолжительность уроков и перемен;
2) утомляемость уроков;
3) количество уроков в день;
4) продолжительность учебной недели;
5) воздушно - тепловой режим в классных кабинетах;
6) освещенность рабочего места.
Учебный план 5 кадетского класса
№ Учебные предметы 5 «к» часов 6 «к» часов
1. Русский язык 7 6
2. Литература 2 2
3. Английский язык 4 4
4. Математика 5 5
5. Информатика и ВТ 1 1
6. История 2 2
7. Природоведение 2 -
8. Физическая культура 2 2
9. Начальная военная подготовка 1 1
10 Трудовое воспитание 2 2
11. Этика и культура поведения 1 1
12. Изобразительное искусство 1 1
13. Музыка 1 1
14. География - 2
15. Биология - 2
Максимальный объём нагрузки при 6-дневной неделе 31 32
В системе «Учитель - ученик» определен только один стиль общения - демократический, который позволяет испытывать ученику эмоциональную комфортность в обучении и общении, развивать чувство ответственности и познавательной активности в своей ученической деятельности.
Цели и задачи по здоровьесбережению, на достижение которых направлена работа педагогического коллектива, следующие:
S формирование ценностного отношения учеников к своему здоровью;
S формирование потребности в здоровом образе жизни;
S взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ученика на всех этапах его обучения и развития.
Цели работы нашего педагогического коллектива по патриотическому воспитанию в 5 и 6 кадетских классах:
S становление высокоразвитой личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное наследие своей страны;
S формирование у кадетов четкой гражданской позиции;
S формирование способности к личному и профессиональному самоопределению;
S формирование чувства гордости за своё Отечество и Вооруженные Силы;
S привитие любви к Родине, народу и готовности к его защите и выполнению конституционных обязанностей;
S воспитание чувства любви и гордости и за свою малую Родину - то место, где человек родился, живет и учится.
После окончания кадетского класса ученик может поступить как в военные училища и высшие военные учебные заведения, так и в другие учебные заведения России.
В кадетских классах наряду с общеобразовательными дисциплинами в соответствии с государственным ба-
4
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
Проблемы здоровьесбережения в образовании
зисным планом изучаются дополнительные образовательные программы, имеющие целью оздоровление, нравственное, эстетическое, этическое развитие, освоение военно-прикладных дисциплин, таких, как этикет, риторика, логика, история Вооруженных Сил России и другие. Познакомятся кадеты и с мировой художественной культурой, изучат второй иностранный язык. Обязательным предметом является хореография - вначале это элементарная ритмика, а затем переход к обучению бальным и современным танцам.
Очень много внимания уделяется спорту, ведь кадеты должны быть и подтянутыми, и выносливыми, и ловкими. В блоке спортивных дисциплин предусматривается обучение рукопашному бою, каратэ, баскетболу, футболу. Для занятий спортом созданы все условия: 2 спортивных зала, тренажерный зал, укомплектованный необходимым инвентарем; оборудована спортивная площадка на территории школьного двора. Каждый учебный год будет завершаться проведением учебно-полевыми занятиями в объёме 10 дней на базе летнего лагеря и туристическими походами, которые проводятся с целью получения углубленных знаний и навыков по начальной военной подготовки.
Работа по патриотическому воспитанию учащихся проводится комплексно - через учебную и внеклассную деятельность:
S школьные смотры песни и строя;
S посвящение в кадеты;
S слеты мальчишек;
S уроки мужества;
S «Зарница»;
S «Орленок»;
S классные часы, посвященные каждому из 15 Дней воинской славы России;
S экскурсии в воинские части к шефам;
S посещение музеев боевой славы и встречи с боевыми офицерами;
S встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками других войн;
S участие в параде 3-х поколений 9 мая;
S Вахта памяти;
S участие в митингах, посвященных памятным датам;
S туристические и краеведческие походы.
S изучение: истории Отечества; биографии великих полководцев; истории военных кампаний, судьбоносных в истории Отечества; воинских ритуалов и многое другое.
Непрерывное воинское воспитание осуществляется через внутренний уклад жизни школы. Образовательный процесс кадетов осуществляется по отделениям и взводам. Для проведения занятий с военной специализацией привлекаются офицеры воинских частей Елизовского гарнизона. В своей повседневной жизни воспитанники руководствуются Уставом школы, Клятвенным обещанием, кодексом чести и правилами внутреннего распорядка.
Инструментами непрерывного воинского воспитания являются строй и воинская форма одежды. Строй - это место, где кадеты приносят присягу. Строй учит этике поведения, категорически отвергает грубость во взаимоотношениях, несдержанность. Воинская форма одежды подчеркивает сотрудничество,
общность целей, способствует решению воспитательных задач. Ношение военной формы, содержание её в порядке приучают учеников к соблюдению правил личной гигиены, аккуратности.
Учеба в кадетских классах организуется в режиме продленного дня при шести дневной учебной неделе. Режим дня обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, специальной подготовки, труда и отдыха регламентируется правилами внутреннего распорядка школы и утверждается директором школы.
Режим занятий в кадетском классе
№ заня- тий Название занятия Время (начало- окончание) Продолжи- тельность
1. Начало занятий 8.00-13.25 5час.25 мин.
2. Обед 13.25-13.45 20 мин.
3. Прогулка 13.45-14.00 1час.15 мин.
4. Самоподготовка 14.00-15.30 1час.30 мин.
5. Полдник 15.00-15.15 15 мин.
6. Занятия бальными танцами Занятия в секции рукопашного боя 15.30-17.00 1 час.30 мин.
На самоподготовке кадеты делают домашнее задание, оказывают помощь товарищу по выполнению заданий, общаются друг с другом, играют в настольные игры, посещают библиотеку, смотрят мультики, фильмы, читают журналы.
Классный руководитель и воспитатель проводят различные психологические тренинги. В этот период пребывания в школе у кадетов развиваются чувства ответственности не только за свои действия и умение правильно распределять своё личное время, но и чувства взаимопомощи, в общении формируются терпимость и коммуникативность.
Прогулка - обязательный элемент режима в кадетском классе. На прогулке ребята играют в активные и спортивными игры.
С целью укрепления и сохранения психического здоровья кадетов, создания благоприятного климата общения и повышения общепсихологической культуры в школе создана психологическая служба ( педагог-психолог, педагог-логопед, социальный педагог). Деятельность педагогической службы заключается в психологическом сопровождении учебного процесса: диагностика проблем адаптации детей в школе, предупреждение трудностей в обучении, тренинги, индивидуальные консультации с учениками, родителями, учителями. Ведется просветительная работа для всех участников образовательного процесса: беседы с родителями о состоянии здоровья учеников в классе, профилактика простудных заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта, беседы с кадетами о здоровом образе жизни, биоуроки.
За здоровьем кадетов следят школьный фельдшер, врач - педиатр. К занятиям и соревнованиям по рукопашному бою допускаются кадеты, прошедшие полную медицинскую комиссию. Медицинский персонал контролирует соблюдение санитарно - гигиенических норм, принятых для общеобразовательных школ, осуществляет контроль за разнообразием и калорийностью питания кадетов в столовой. Режим питания в кадетском классе предусматривает 3-х разовое питание. Для под-
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4
5
Проблемы здоровьесбережения в образовании
держания водного режима стоит кулер с питьевой водой, а у каждого кадета в шкафу индивидуальная кружка.
В этом же кабинете ребята могут найти жидкое мыло, пользоваться теплой водой из водонагревателя, полотенце и средства личной гигиены.
В целях профилактики простудных заболеваний в осеннее-весенний период, предусмотрена витаминизация кадетов поливитаминами с набором незаменимых аминокислот. Витамины ученики принимают 2 месяца осенью и 2 месяца весной.
В связи с тем, что кадеты находятся в школе столь длительное время, педиатры рекомендуют давать детям для стимуляции нервной деятельности и снижения нервного напряжения шоколад. Наши кадеты ежедневно в обед получают 2 дольки качественного горького шоколада.
Важным звеном в организации учебно-воспитательного процесса является система взаимодействия с родителями. Семья - это среда жизни и развития ребенка, в которой закладывается основа личности. Выяснить воспитательные возможности семьи также может помочь педагогическая диагностика (понять стиль жизни семьи, её уклад, взаимоотношения и духовные ценности семьи, конечно, при условии разумной достаточности). Огромную помощь в работе с кадетами оказывают родители. Это самые заинтересованные участники кадетского об-
разования в школе. Все классные, школьные, конкурсные мероприятия, спортивные соревнования, походы проводим в тесном контакте с родителями. По результатам опроса среди родителей, можно констатировать, что их удовлетворяют условия, созданные для обучения их детей в кадетском классе.
Все расходы, связанные с пребыванием учащихся в кадетском классе, берут на себя родители. На их плечи ложатся проблемы покупки материала и фурнитуры для формы, пошив формы, покупка кимоно, обуви для занятий бальными танцами. Приобретение мыла, туалетной бумаги, салфеток, питьевой воды, витаминов, шоколада, канцелярских принадлежностей и оплата питания в школьной столовой. Только 9 ребят из 2-х кадетских классов получают бесплатные завтраки и обеды.
В качестве результатов работы коллектива учителей в рамках здоровьесберегающих технологий можно будет считать:
1) защиту здоровья учащихся от учебных перегрузок и других неблагоприятных воздействий образовательного процесса;
2) воспитание культуры здоровья ученика;
3) содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов;
4) работу с родителями учащихся.
Авторы делятся опытом организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками. Авторы рассматривают появление и внедрение в практику идей интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками как следствие демократических преобразований в обществе и эволюционного развития системы специального (коррекционного) образования
Зрелова Татьяна Александровна,
кандидат пед.наук, руководитель Ресурсного центра сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, директор МОУ «СОШ №26»,
специалист РЦСРР, член городской ПМПК
Шейфер Светлана Дмитриевна,
дефектолог,
учитель-логопед высшей категории, специалист РЦСРР, член городской ПМПК, Мещанинова Валерия Николаевна,
учитель-логопед высшей категории,
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Как обеспечить права детей с ОВЗ на получение качественного образования при внедрении в практику образовательных учреждений интегрированного обучения и воспитания?
Ключевые слова: система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, модель оказания комплексной помощи детям с ОВЗ, создание научно-методического ресурсного центра, этапы проекта и предполагаемые результаты каждого этапа
J
Основная идея
Особую актуальность в условиях модернизации российского образования приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспи-
тания, образования, профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим появилась необходимость придать данному процессу организованный характер, обеспе-
6
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4