Научная статья на тему 'Педагогический менеджмент как ресурс развития кадетского образования на основе идеологических ценностей концепции "мәңгілік Ел"'

Педагогический менеджмент как ресурс развития кадетского образования на основе идеологических ценностей концепции "мәңгілік Ел" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТ / CADET / КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CADET EDUCATION / КАДЕТСКИЙ КОМПОНЕНТ / КАДЕТ КОМПОНЕНТі / CADET COMPONENT / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАДЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / TECHNOLOGY OF CADETS' EDUCATION MANAGEMENT / КАДЕТТіК БіЛіМ / ПАТРИОТ-ТЫқ ТәРБИЕ / КАДЕТТіК БіЛіМ БЕРУ ЖүЙЕСіН БАСқАРУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исетова Б.К.

Данная статья посвящена вопросам обучения и воспитания учащихся в кадетских классах. Автор рассматривает кадетское образование с точки зрения его гражданско-патриотических ресурсов. Кадетское образование позволяет привить качества настоящего гражданина своей страны, патриота Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический менеджмент как ресурс развития кадетского образования на основе идеологических ценностей концепции "мәңгілік Ел"»

47

Исетова Б.К.,

директор школы,

ГУ «Средняя школа №5 имени Бауыржана Момышулы отдела образования акимата г.Костаная» Костанайская обл., г.Костанай

Неггзгг свздер: кадет, кадеттт бшм, кадет компонентi, патриот-тъщ тэрбие, кадеттт бшм беру жуйесш басцару технологиясы.

Ключевые слова: кадет, кадетское образование, кадетский компонент, патриотическое воспитание, технология управления кадетским образованием.

Keywords: Cadet, Cadet Education, Cadet component, patriotic education, technology of cadets' education management.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КОНЦЕПЦИИ «МЭЦГ1Л1К ЕЛ»

Ацдатпа

Бул макалада кадет сыныптарындагы окушы-ларды окыту мен тэрбиелеудщ непзп мэселелерi козгалады. Автор кадетпк бiлiмдi азаматты; - па-триотты; ресурстар тургысынан карастырады. Кадетпк бшм окушыларды ез елшщ нагыз патриоты мен намыскор азаматы болып есуiне, оларга сапа-лы бiлiм мен тэрбие беруге мYмкiндiк бередi.

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам обучения и воспитания учащихся в кадетских классах. Автор рассматривает кадетское образование с точки зрения его гражданско-патриотических ресурсов. Кадетское образование позволяет привить качества настоящего гражданина своей страны, патриота Отечества.

Annotation

This article is dedicated to the issues of training and education of students in the cadet class . The author examines the Cadet education in terms of its civil and patriotic resources. Cadet education allows to inculcate the quality of the citizen of the country, a patriot of the Fatherland.

Образование в современный период становится отраслью хозяйства, а основным ресурсом развития экономики является человеческий фактор

- больше всего ценится личность, которая может к

открыть, создать что-то новое в производстве, на- ^

уке, культуре и т.д. Я

Перед системой образования сегодня ставятся

принципиально новые задачи, главную из кото- ^

рых обозначил Президент Республики Казахстан ^

Н.А.Назарбаев в инициированном им националь- §

ном проекте «Интеллектуальная нация - 2020: ^

«Воспитание казахстанца в новой формации, пре- ^

вращение Казахстана в страну с конкуретноспо- К

собным человеческим капиталом» [1]. Формиро- к вание интеллектуальной нации признано одной из

стратегических целей развития Казахстана, при этом главными векторами являются качественное

É2

ü

s

m о

л w О

u

О §

ш t-

к

PL,

о

ш t-

образование и поддержка подрастающего поколения. Сегодня казахстанскому обществу необходимо восстановление духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей, создание основы для патриотического воспитания молодого поколения.

В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мэцгшк Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мэцгшк Ел в действующие учебные программы школьного образования [2]. Идею Мэцгшк Ел в достаточно расширенном варианте президент Н.А. Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050": Новый политический курс состоявшегося государства»: «Воспитание детей -это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование. Наш долг - воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу» [3].

Воспитание и развитие патриотизма в современный период свидетельствует об актуальности проблемных вопросов формирования общенациональных идеологических концепций. Как отмечают многие средства массовой информации, выросло новое поколение после распада Советского Союза и отказа социума от прежнего идеологического базиса. Плоды процесса постсоветской социализации очевидны уже сегодня, если обратить внимание на ситуацию в Украине, Республике Молдова и др. В этой связи деятельность общества и организаций образования, направленная на развитие нового казахстанского патриотизма является не просто научной, но и политической задачей. В период оперативного развития мировых экономических, социально- политических ценностей и идеологических принципов казахстанского общества является актуальной проблемой.

Уже в течение 15 лет в средней школе № 5 существует система кадетского образования. Кадетское образование по своей сути многогранно и системно. Работа с кадетами сложна и многоступенчата. Целенаправленно, изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный заказ общества, возможности образовательного учреждения, мы определили дальнейший путь оптимизации, активизации и развития кадетских классов. На сегодняшний день наша школа располагает в полной мере всеми предполагаемыми элементами для успешной реализации программы.

Школа осуществляет прием кадетов ежегодно с 2001 года.

Кадетское движение создано на основании приказа Костанайского городского Управления образования за № 375 от 15.09.2001 года.

При планировании структуры построения новой образовательной программы для кадетских классов первоначально, на базе всестороннего анализа, было сформировано предварительное мнение педагогического коллектива, родительской общественности. В результате образовательный процесс кадетских классов представляется как программа деятельности участников образовательного процесса строго определенного типа, направленная на реализацию целей базового процесса образования.

Для разработки модели функционирования кадетских классов в социально-педагогическом пространстве общеобразовательной школы мы выполнили следующие шаги:

1) изучили отечественную и российскую практику кадетского образования;

2) разработали собственную нормативно-правовую и организационно - методическую базу кадетских классов.

В результате мы выстроили модель кадетских классов, которая представляет собой совокупность таких элементов, как:

49

1. концептуальные подходы к организации деятельности кадетского класса;

2. нормативно-правовая база;

3. ресурсы школы: программно-методические; материально-технические, кадровые; насыщенное средовое окружение (образовательная, ценностно-смысловая, социальная среда);

4. образовательные процессы (организация УВП, управление кадетским классом, воспитательный процесс);

5. обеспечивающие процессы (психолого-педагогическая поддержка, технологическое обеспечение);

6. ожидаемый результат (модель выпускника);

7. мониторинг результативности.

Построение модели образовательного

процесса в кадетских классах начинается с понимания каждым субъектом её проектирования как единого целого.

Проектирование содержания кадетского образования направлено на обеспечение нескольких объективных педагогических условий, которые являются обязательными:

• выбор системообразующей воспитательной идеи (она становится содержанием образования);

• преемственность в развитии идеи и содержании образования;

• сочетание различных видов образовательной и досуговой деятельности;

• интеграция общего и дополнительного образования.

Обновление содержания образования предполагает включение кадетского компонента в учебно-воспитательный процесс кадетских классов.

Кадетский компонент - это дополнительно реализуемое посредством учебного плана, системы дополнительного образования и воспитательной системы образовательного учреждения.

Содержание и механизм внедрения кадетского компонента предполагает:

1. Наполнение программ общеобразо-

вательных предметов данными:

• об истории военнного искусства, о полководцах, батырах;

• о вкладе великих людей в развитие мировой науки и цивилизации, с выходом на анализ характера сильного, мужественного, героического человека, самовоспитание кадет;

• об особенностях природоведческого, исторического, культурного характера

нашей страны, области, города, о состоянии дел в стране и мире с включением данных диагностики конкретных ситуаций;

2. При изучении программного материала:

• использование задач национального, краеведческого характера;

• выделение военного, «мужского» вопроса;

• нахождение в изучаемых фактах, законах аналогов с жизнью человека, в

частности, самого обучающегося и т.д.

Для реализации образовательных задач в школе разработан индивидуальный рабочий учебный план кадетских классов, основу которого составляет государственный обязательный стандарт образования.

Военно-педагогическая направленность определяется наличием в учебном плане цикла специальных дисциплин: «История военного искусства», «Строевая и огневая подготовка», «Начальная военная подготовка», «Основы медицинских 3 знаний», «Парашютное дело» и т.д. На- ^ правление дополнительного образования § представляет блок следующих дисциплин: хореография, кадетский хор мальчиков, о кружок «Юных баранбаншиц», духовой оркестр. о

Занятия в спортивных секциях и тре- О нажерном зале способствуют самосовер- ^ шенствованию кадетов, формированию здорового образа жизни, развитию физи- ^ ческих, интеллектуальных и нравствен- ^ ных способностей, достижению спортив- р ных успехов.

и

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

л О ш Е-

С целью создания кадетских традиций была продумана соответствующая атрибутика: клятва, кодекс чести кадета, ритуал посвящения в кадеты.

Для вовлечения в кадетское движение девочек в 2014-2015 учебном году открыты первые кадетские классы для девочек.

Модель становления и развития воспитательной системы кадетского класса предусматривает новое содержание образования, восполняет необходимость мужского воспитания и обучения, военно-патриотическое воспитание, определяет условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей кадет, закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению отечеству на гражданском и военном поприще.

Руководство воспитанием в кадетских классах рассматривается как процесс развития личности. Для чего необходимо создать:

• благоприятные для этого условия;

• отношения, которые складываются между кадетами, педагогами, родителями, друзьями школы;

• психологический микроклимат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках образовательного учреждения.

Структура управления построена таким образом, чтобы формировать модель выпускника кадетского класса, являющуюся ориентиром для всех участников воспитательного процесса.

Для правильного ведения воспитательного процесса, обучающиеся в кадетских классах, делятся по их возрасту на роты, которыми управляет командир роты, и подразделяются на учебные отделения (взводы), составляемые из воспитанников одного класса. Во взвод организационно входит 15-25 воспитанников, в дальнейшем называемых кадетами. Учащиеся взвода подразделяются на отделения 1,2,3. Для организации качественной системы управления кадетским классом и прибли-

жения ее структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Вооруженных Сил Республики Казахстан из числа учащихся назначаются командир взвода и командиры отделений. Руководство над взводом вверяется классному руководителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог-организатор НВП, классный руководитель призван осуществлять следующие функции, что способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

• коммуникативную (организация общения);

• координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса);

• коррекционную (преобразование, изменение личности);

• экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

• административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Во всей системе работы реализуются идеи сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Конечно, в данном вопросе трудности были, есть и будут. Но, благодаря испытаниям, мы только закаляемся. У многих возникает резонный вопрос: в чём же преимущества кадетского образования перед обычным общеобразовательным, школьным? Отличаются ли как-то учащиеся кадетских классов от большей части нашей молодёжи?

Важно то, что в кадетских классах учатся мальчики (сейчас и девочки) с 10-11 лет, ведь прием в школу ведется с 5 класса на конкурсной основе. В это время ещё можно формировать мировоззрение ребёнка, вкладывать в него какие-то базовые ценности.

Главное отличие - система воспитания, построенная на лучших военно-патриоти-

rn

ческих и духовно-нравственных традициях. Важно, чтобы в процессе воспитания и обучения не использовались двойные стандарты. Как ребёнок может вырасти личностью, если в школе ему говорят одно, дома другое, а в жизни он видит третье? Как сделать так, чтобы ребёнок, выйдя из школы, стал лидером, в том числе и духовным, для своих друзей и близких? Эти вопросы и пытается решить кадетское образование. Как говорят родители и сами выпускники, окончившие кадетский класс, что здесь растут совсем другие дети, у них есть сильный внутренний стержень, помогающий стать достойными людьми. Этому, во-первых, способствует кадетское братство. Мальчики, выйдя из школы, остаются друзьями на всю жизнь и помогают друг другу. Во-вторых, эти дети мотивированные, они знают, что им нужно в жизни, и цели эти не меркантильные. Они готовы служить в армии.

Уникальная образовательная технология - «кадетский компонент» - позволяет достигать результатов, которые пока не доступны общеобразовательной системе и способна помочь обществу в решении его проблем, так как кадетские классы - это классы для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.

Технология управления кадетским образованием - это искусство выбора оптимальной стратегии развития организации, способность, опираясь на научные знания, определять сочетание методов, средств, приемов и последовательность их применения для достижения поставленной цели, прогнозируемого результата. Считаем, что наша образовательная инициатива - небольшой, но все же вклад в создании резерва будущих управленческих кадров, шаг в формировании национальной элиты Казахстана. Со всей очевидностью можно утверждать, что кадетские классы, где создана стройная система воспитания, строго

организован учебный процесс, обеспечивают условия для воспитания высококультурного и образованного гражданина, патриота, государственно-мыслящего человека, способного брать на себя ответственность за судьбу страны, родного края, семьи, инициативного, творческого, способного к созиданию, труду на благо Родины.

Результатом работы являются победы на конкурсах по военно - патриотическому воспитанию таких как «Болашак сарбаз», конкурс - смотр строя и песни, школа является обладателем серебрянного сертификата международной ярмарки инновационных проектов 2014 года, опыт школы «Функционирование кадетских классов в пространстве общеобразовательной школы» обобщен на городском, областном уровне в декабре 2015 г., феврале 2016 г. и апреле 2016 года на республиканском семинаре.

Воспитание гражданина-патриота -стратегическая цель кадетского образования. Она была, есть и будет. В кадетском образовании есть все необходимые условия и механизмы для формирования патриотического сознания. Именно такое сознание граждан остается важнейшей отечественной ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Президента Республики Казахстан www. akorda. kz.-30.10.2014 .

2. Назарбаев Н.А. План нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» [электронный ресурс] magnolia.kz/.../3234 - plan - nacii -100 - stada - po - realizacii - pyati -institucionalnyh - refor.

3. Н.А. Назарбаев. Послание народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050": «Новый политический курс состоявшегося государства» [Текст] / Н.А. Назарбаев. Астана, Акорда, -2012. - 53с.

m

о

Рч

w

О *

s

1-4

о §

S

Рч

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.