институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
2. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2002. - 296 с.
3. Леонтьева О.В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема // Образование и общество: Научный, инфор-
мационно-аналитический журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru/ 6_2009/106.Ыш1
4. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.
5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. -365 с.
УДК 159.9:355
Никитин Юрий Григорьевич
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Ярославский филиал
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
В данной статье рассматриваются потенциалы военного вуза, применительно к процессу формирования готовности курсантов к реализации гражданской позиции. Также, рассматривается динамика позиции курсанта, связанная с развитием процесса самоидентификации курсанта с ролью офицера Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ключевые слова: военный вуз, воспитательная система военного вуза, воспитательное пространство военного вуза, гражданская позиция, педагогические события, позиция курсанта, потенциалы военного вуза, событийная сеть.
В последние годы перед военной педагогикой поставлена задача разработки принципиально новых подходов к совершенствованию воспитательной системы Вооруженных Сил.
Концептуальный уровень воспитательной системы военного вуза представлен идеями о личности будущего офицера как человека, способного к самопожертвованию, принятию ответственности, деятельному служению Отечеству, сопричастного к духовной и исторической традиции воинства. Цели воспитательной деятельности в военном вузе определены Концепцией воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. В данном документе формулируются основные цели воспитания офицера: развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним.
Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней.
Исходным элементом системы воспитания выступают ее цели. Основной и приоритетной целью воспитания личного состава является формирование и развитие у него качеств и отношений граж-данина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Данная общая цель призвана ориентировать командиров (начальников) на всесторонний и комплексный подход к воспитанию военнослужащих, предостерегать от ошибок в решении воспитательных задач [2].
Данная цель включает в себя следующие составные элементы:
1) определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны Российской Федерации, командиром части (корабля):
- воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства (общая цель);
- воспитание конкретных военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности (частная цель);
- воспитание каждого военнослужащего и подготовка его к конкретной профессиональной деятельности (специфичная цель);
2) постановку дифференцированных целей воспитания различных категорий военнослужащих (генералы и адмиралы, офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы по призыву и по контракту, военнослужащие-женщины и др.);
3) учет и при необходимости корректировку личностных целей военнослужащих, как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.
Данные целевые установки конкретизируются в задачах воспитания.
Основные задачи системы воспитания:
- формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;
- развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;
© Никитин Ю.Г., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
161
- развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;
- повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
- формирование личной ответственности за выполнение должностных обязанностей.
Основой воспитательной системы военного вуза является образовательная деятельность, которая включает в себя вариативный и инвариантный блоки. Вопросы гражданского воспитания могут быть включены в содержание обязательных дисциплин, определенных государственным образовательным стандартом, либо освещаться на специально разработанных дисциплинах специализации и факультативах. В связи с этим нами выделяется образовательный потенциал военного вуза применительно к процессу формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции.
Концептуальный уровень воспитательной системы военного вуза реализуется посредством организации воспитательной работы с курсантами, осуществляемой в повседневных и событийных формах (Н.А. Григорьева, А.Е. Подобин) [1; 3]. Сеть педагогических событий военного вуза включает в себя многообразные по форме и содержанию мероприятия, оказывающие влияние на формирование личности курсанта вуза. Процесс обучения в военном вузе хронологически заключен между рамками двух событий, носящих сущностный характер. Первое событие - Военная присяга. Присяга является своего рода устойчивым символом, ритуалом признания личностью сопричастности к коллективной системе ценностей воинской профессии.
Проживание личностью курсанта педагогического события носит протяженный во времени характер и заключается в изменяющихся состояниях ожидания, проживания и воспоминания события. Переживание состояния ожидания такого события, как присяга, обеспечивается через прохождение полевой практики в Учебном центре военного вуза. Курсант проходит полевую практику в качестве рядового Вооруженных Сил. Изменение условий быта, новизна системы отношений, перманентное воздействие статичных и динамичных знаково-символьных компонентов пространства вызывает лич-ностно-переживаемое противоречие между погруженностью личности в событийную общность воинского коллектива и непричастностью к ней на уровне признания ее сообществом как своей части.
Проживание присяги позволяет преодолеть это противоречие и испытать чувство сопричастности как к сообществу воинского коллектива в лице его членов, так и к системе ценностей воинства в ее историческом и современном контекстах. Степень значимости данного события во многом обусловит дальнейшее становление профессиональной на-
правленности личности курсанта, регулируя повседневный поведенческий выбор ценностными ориентирами через эмоционально-окрашенное воспоминание о событии.
Событийную сеть продолжают воинские праздники, Дни мужества, Дни исторической памяти и воинской славы, ежегодные парады в честь Дня победы, события, связанные с презентацией курсантами индивидуальных и коллективных достижений в различных открытых соревнованиях, конкурсах.
Анализ событий военного вуза позволяет нам прийти к выводу о динамике позиции курсанта как субъекта педагогического события.
Условно мы назвали различные по сущности позиции курсанта позициями в хронологическом порядке «инициируемого», «носителя», «транслятора». Позиция инициируемого приобретается в процессе ожидания, проживания и воспоминания присяги, позиция носителя, на наш взгляд, связана с таким событием, как практика в войсках. Сущность позиции носителя заключается в пошаговой регуляции курсантом собственных действий, поведения и деятельности системой ценностей, норм, традиционных для представителей военных профессий.
Подготовка, становление данной позиции происходит в повседневной событийной общности военного вуза, насыщенной ситуациями-образцами и одновременно, несмотря на высокую степень регламентации жизнедеятельности курсанта, ситуациями этического выбора.
Наиболее полно позиция носителя проявляется в процессе прохождения курсантом практики в войсках, так как именно здесь предметные условия деятельности приближены к практической профессиональной деятельности будущего специалиста. Курсант выступает в качестве командира подразделения и в реальных взаимоотношениях с подчиненными должен выстроить собственную траекторию поведения на основе интериоризированных ценностей, норм, сложившихся убеждений.
Прохождение практики в войсках, в отличие от повседневной жизни в вузе, обусловливает большую степень неопределенности, пространства для поведенческих выборов. Необходимость совершить выбор в этически-сложной ситуации, результаты этого выбора являются источником эмоциональнонасыщенных воспоминаний.
Позиция транслятора связывается нами с необходимостью передачи другому собственных ценностей, норм, убеждений. Позиция транслятора стимулируется через такое событие, как уроки мужества в школах, когда курсанты рассказывают учащимся о традициях, истории и боевой славе российского воинства.
Подготовка к данной позиции в контексте событийной общности осуществляется через институт кураторства, деятельную реализацию ответ-
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ственности курсантов старших курсов за младших. Будучи субъектом специфической педагогической деятельности, курсант-старшекурсник интернирует собственные цели, убеждения, ценности, нормы в деятельность подопечного. Необходимость транслировать убеждения, ценности будущей профессиональной деятельности активизирует рефлексию собственного поведения и деятельности по отношению к ним, вербальная интерпретация собственного опыта, полученного в период обучения в военном вузе, увеличивает степень осознанности целевых и ценностных приоритетов и ориентиров курсанта.
Завершает временную протяженность событий воспитательного пространства военного вуза присвоение курсанту офицерского звания. Это событие открывает курсанту возможности для начала практической профессиональной деятельности. Данное событие, на наш взгляд, схоже с принятием курсантом присяги, так как, если в первом случае, обеспечивается сопричастность к традициям, истории, ценностям воинства и сообществу военного вуза, то во втором - сопричастность к более узкой составляющей вооруженных сил - офицерскому корпусу. А это, в свою очередь, демонстрирует цикличность динамики занимаемых позиций курсантом военного вуза, и мы можем предположить, что процесс профессионального становления будут связан так же с позициями носителя, а за тем и транслятора профессиональных норм и ценностей.
Наличие в военном вузе такой традиционной событийной сети и возможности ее использования в целях формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции позволяет нам выявлять группу событийных потенциалов.
Военный вуз относительно любого другого образовательного учреждения характеризуется высокой степенью идентичности образа жизни курсантов, который обеспечивается жесткой регламентацией режима жизнедеятельности, стиля взаимоотношений, быта и т.д. Одной из особенностей отношений в воспитательной системе военного вуза является специфика его гетерогенности, которая нивелируется в группах с одинаковой статусностью (например, курсанты одного курса) и усиливается между разностатусными группами (например, курсанты первого и пятого годов обучения). На наш взгляд, специфика такой «вертикальной» картины усиления гетерогенности обусловлена воспитательными задачами военного вуза, одной из которых является формирование у будущего офицера способности включаться в систему с жесткой субординацией. Именно в военном вузе более интенсивно, чем в гражданских учреждениях высшего профессионального образования, наблюдается динамика позиции курсанта, связанная с развитием процесса самоидентификации курсанта с ролью офицера Вооруженных Сил Российской Федерации.
Такая позиционная динамика позволяет курсанту осваивать опыт полиролевого поведения, оставаясь в доминирующей роли подчиненного, готовиться к роли командира, несущего ответственность за подчиненных.
Это обусловливает эффективность использования в воспитательной системе военного вуза института кураторства, а также стажировок курсантов выпускных курсов в качестве командиров учебных подразделений первого-второго годов обучения. Будучи субъектом специфической педагогической деятельности, курсант-старшекурсник приобретает опыт патерналистских отношений, наполняющихся содержанием взаимопомощи, опеки и защиты младших, что становится основой формирования опыта реализации гражданской позиции в рамках вуза, поэтому нами выделяется потенциал позиционной динамики курсанта военного вуза применительно к процессу формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции.
Таким образом, процесс формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции и достижение соответствия будущего офицера названным требованиям осуществляется в процессе обучения и воспитания курсанта в военном вузе.
Военный вуз - специфический тип образовательного учреждения, который выполняет триединую функцию образования, воспитания и социальной защиты курсантов. Основной целью военного вуза является профессиональная подготовка высококвалифицированных командных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воспитательная система - это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса, дающая общий эффект. В структуру воспитательной системы входят следующие компоненты: цели; деятельность; субъекты деятельности; отношения между субъектами воспитательной системы; среда системы; ее управление и развитие.
Традиционно существующая воспитательная система военного вуза содержит ряд потенциалов, которые могут быть использованы в процессе формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции:
- целевой потенциал, выражающийся в соотно-симости декларируемых и закрепленных в ряде нормативных документов целей воспитания будущего офицера и задачи процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции;
- образовательный потенциал, заключающийся в возможностях организации освоения курсантами знаний по вопросам гражданского воспитания в контексте инвариантной и вариативной частей основных образовательных программ высшего военного образования;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
163
- событийный потенциал, определяющийся возможностью организации процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции, используя традиционную событийную сеть военного вуза и модернизируя ее в соответствии с задачами каждого этапа исследуемого процесса;
- потенциал позиционной динамики, связанный с характером взаимоотношений в социальной структуре военного вуза и возможностями его использования для формирования у курсанта опыта полиролевого поведения, патерналистских отношений и отношений ответственной зависимости.
Библиографический список
1. Григорьева Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1998. - 196 с.
2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: введена в действие приказом МО РФ 2004 года № 70.
3. Подобии А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 190 с.
УДК 371.11 + 373.51
Иванова Елена Ивановна
Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Старый Оскол, Белгородская область
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье раскрывается опыт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, осуществляемый на основе культурноисторического компонента казачества.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, кадетские классы, культурно-исторический компонент, казачество, общеобразовательная школа.
Проблема выбора эффективных форм гражданско-патриотического воспитания школьников - актуальный вопрос педагогов-практиков. Анализ результатов социо-пе-дагогических исследований по изучению нравственных качеств личности молодежи, проведенных среди старшеклассников общеобразовательных школ России в 2004-2009 гг. приводит к результатам, которые сложно воспринимать и принимать. Типичный представитель современной учащейся молодежи, по выводам исследователей, - «разумный эгоист», для которого на первом месте стоят личный успех и благополучие свое и близких. Основные составляющие нравственно-психологического профиля его личности: выраженная прагматичность ценностных ориентаций, размытость морально-нравственных ориентиров, пассивность, безволие, инфантилизм [7, с. 104]. В целом для большинства школьников низка значимость такого качества гражданина, как «готовность жертвовать своими интересами в пользу общества, государства» [6, с. 99]. Общегражданские проблемы, отношение к которым во многом характеризует личность как гражданина, меньше всего беспокоят молодежь [10, с. 46.] Исследования, неоднократно проводимые в Белгородской области, доказывают, что ценности индивидуалистического характера, связанные с достижением личного благополучия, ставшие приоритетными у школьников в первой половине 1990-х годов, доминируют и в настоящее время [1, с. 110-111].
Учитывая эти выводы, становится понятно, что требуется целый комплекс методов традиционной и народной педагогики для преодоления нравственного кризиса среди молодежи. Нужны новые подходы к формированию у молодого поколения нравственных качеств личности, патриотизма, готовности к службе в вооруженных силах.
Одним из путей выхода из нравственного кризиса 90-х годов XX столетия стало возрождение в России кадетского образования. В Белгородской области первые кадетские классы были созданы в 1995 году в средней школе № 19 города Старый Оскол. Создание в 1996 году на базе школы Кадетского корпуса «Виктория», объединяющего в настоящее время 19 классов из 20-ти в параллели 5-
11, развитие кадетского образования в последующие годы, позволило решить ряд задач. Удалось повысить уровень дисциплины, преодолеть детскую преступность, повысить мотивацию к обучению, нацелить выпускников кадетских классов на получение военных профессий. Однако, по результатам социально-педагогической диагностики, проведенной в выпускных кадетских классах школы в 2008 году по образцу социологического исследования в Тюменской области [2, с. 46], стало ясно, что сохраняется целый ряд проблем.
1. Недостаточно высокий уровень сформирован-ности гражданско-патриотического сознания (75% выпускников в основу иерархии ценностей ставили не общегражданские и социальные, а витальные потребности - «моё будущее», «материальное
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Иванова Е.И., 2012