Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧАСТНЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧАСТНЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

Введение: в статье раскрываются особенности криминалистической классификации преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Материалы и методы: материалами послужили монографические исследования и анализ следственно-судебной практики с 2010 по 2021 г. В качестве методов выступили диалектика, анализ, дедукция, формально-юридический метод. Результаты исследования: в статье впервые осуществлена систематизация преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры по криминалистически значимым основаниям. Полученный результат в виде криминалистической классификации имеет важное значение для формирования криминалистических характеристик преступлений и разработки частных криминалистических методик. Обсуждение и заключения: автор статьи приходит к выводу, что особенности криминалистических ситуаций, складывающихся в процессе расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, позволяют выделить отдельные группы преступлений по криминалистическим признакам. Проведенное системное исследование криминалистических особенностей указанной группы преступлений дало нам возможность сформировать криминалистическую классификацию преступлений, дополняющую и совершенствующую уголовно-правовую. Предназначение полученной криминалистической классификация преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, - базовая основа для разработки методических рекомендаций по расследованию и предупреждению преступлений отдельных видов, входящих в данную группу; индикатор верного понимания сути расследуемых событий, грамотного построения, выбора и применения в ходе следственной деятельности криминалистических технических средств, тактических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALISTIC CLASSIFICATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF PRIVATE FORENSIC TECHNIQUES

Introduction: the author reveals the features of the criminalistic classification of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities. Materials and Methods: the materials were monographic studies and analysis of investigative and judicial practice from 2010 to 2021. The methods were dialectics, analysis, deduction, and the legal method. Results: the systematization of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities on criminalistically significant grounds was carried out for the first time. The result obtained in the form of a forensic classification was important for the formation of forensic characteristics of crimes and the development of private forensic techniques. Discussions and Conclusions: the analysis of investigative practice shows that the peculiarities of criminalistic situations in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities allow us identify certain groups of crimes based on criminalistic characteristics. The systematic study of the criminalistic features of this group of crimes allowed us form a criminalistic classification of crimes that complements and improves the criminal law. The purpose of the obtained criminalistic classification of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities is the basic basis for the development of methodological recommendations for the investigation and prevention of crimes of certain types included in this group; an indicator of the correct understanding of the essence of the events under investigation, competent construction, selection and application of forensic technical means, tactical techniques during investigative activities.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧАСТНЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК»

Научная статья УДК 343.9

DOI: 10.37973ZKUI.2021.96.17.026

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧАСТНЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Евгений Владимирович Чиненов Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина Белгород, Россия, chinenovevg@yandex.ru

Аннотация

Введение: в статье раскрываются особенности криминалистической классификации преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Материалы и методы: материалами послужили монографические исследования и анализ следственно-судебной практики с 2010 по 2021 г. В качестве методов выступили диалектика, анализ, дедукция, формально-юридический метод.

Результаты исследования: в статье впервые осуществлена систематизация преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры по криминалистически значимым основаниям. Полученный результат в виде криминалистической классификации имеет важное значение для формирования криминалистических характеристик преступлений и разработки частных криминалистических методик.

Обсуждение и заключения: автор статьи приходит к выводу, что особенности криминалистических ситуаций, складывающихся в процессе расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, позволяют выделить отдельные группы преступлений по криминалистическим признакам. Проведенное системное исследование криминалистических особенностей указанной группы преступлений дало нам возможность сформировать криминалистическую классификацию преступлений, дополняющую и совершенствующую уголовно-правовую. Предназначение полученной криминалистической классификация преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, - базовая основа для разработки методических рекомендаций по расследованию и предупреждению преступлений отдельных видов, входящих в данную группу; индикатор верного понимания сути расследуемых событий, грамотного построения, выбора и применения в ходе следственной деятельности криминалистических технических средств, тактических приемов.

© Чиненов Е.В., 2021

Ключевые слова: расследование преступлений, железнодорожный транспорт, криминалистические классификации, экономические преступления.

Для цитирования: Чиненов Е.В. Криминалистическая классификация преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, и ее роль в формировании частных криминалистических методик // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12. № 4 (46). С. 623-634. DOI: https://doi.org/10.37973/ KUI.2021.96.17.026.

Scientific article

UDC 343.9

DOI: 10.37973/KUI.2021.96.17.026

CRIMINALISTIC CLASSIFICATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY

TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF PRIVATE FORENSIC TECHNIQUES

Evgeny Vladimirovich Chinenov The Belgorod Law Institute of MIA of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia, chinenovevg@yandex.ru

Abstract

Introduction: the author reveals the features of the criminalistic classification of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities.

Materials and Methods: the materials were monographic studies and analysis of investigative and judicial practice from 2010 to 2021. The methods were dialectics, analysis, deduction, and the legal method.

Results: the systematization of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities on criminalistically significant grounds was carried out for the first time. The result obtained in the form of a forensic classification was important for the formation of forensic characteristics of crimes and the development of private forensic techniques.

Discussions and Conclusions: the analysis of investigative practice shows that the peculiarities of criminalistic situations in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities allow us identify certain groups of crimes based on criminalistic characteristics. The systematic study of the criminalistic features of this group of crimes allowed us form a criminalistic classification of crimes that complements and improves the criminal law. The purpose of the obtained criminalistic classification of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities is the basic basis for the development of methodological recommendations for the investigation and prevention of crimes of certain types included in this group; an indicator of the correct understanding of the essence of the events under investigation, competent construction, selection and application of forensic technical means, tactical techniques during investigative activities.

© Chinjonov E.V., 2021

Keywords: investigation of crimes, railway transport, criminalistic classifications, economic crimes.

For citation: Chinjonov E.V. Criminalistic Classification of Economic Crimes Committed on Railway Transport and Transport Infrastructure Facilities and its Role in the Formation of Private Forensic Techniques // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2021. T. 12, No. 4 (46). P. 623-634. DOI: https://doi. org/10.37973/KUI.2021.96.17.026.

Введение

В юридических научных исследованиях одним из средств систематизации и структурирования знаний, установления связей между изучаемыми объектами, вычленения существующих проблем, определения направлений их устранения являются классификации [1, с. 249]. Будучи особым случаем применения систематического деления понятий, предметов, отношений, классификации выполняют методологическую роль, формируя концепцию научного исследования [2].

Широко используются возможности классификаций и в криминалистической науке. В частности, В.А. Образцов, говоря о ее несомненной важности для криминалистики, пишет: «Научная классификация через систему законов объективной действительности позволяет понять

сущность изучаемого объекта и обеспечить возможность совершенствования его организационно-правовой системы» [3, с. 7]. Выступая важным средством проникновения в глубинные, базисные слои преступления, классификации способствуют эффективному его познанию, обеспечивают продуктивное движение мысли исследователей от исходного целого к образующим его частям, и от них снова к целому для выявления закономерностей, знание которых необходимо для научного объяснения и описания.

Научные изыскания в области криминалистических классификаций были начаты во второй половине 70-х годов XX века. Ведутся они и сегодня. Их достижения активно используются при разработке частных криминалистических методик расследования преступлений, в перечне

которых и формируемая нами методика расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Получить логически и системно выдержанные криминалистические рекомендации, обеспечивающие процесс познания криминалистической сущности этих противоправных деяний, считаем возможным с помощью построения криминалистических классификаций преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Обзор литературы

Предпосылкой появления научной категории криминалистических классификаций явилась назревшая необходимость совершенствования методик расследования преступлений. Рядом ученых для этого было предложено использовать метод поиска общих закономерностей в расследовании нескольких видов преступлений с целью последующей разработки на данной основе частных комплексов методических рекомендаций. Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, И.А. Возгрин, И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин, А.Н. Колесничен-ко, И.М. Лузгин, В.А. Образцов, Н.А. Селиванов, Н.П. Яблоков, Н.И. Якимов и другие ученые рассматривают концептуальные и методологические вопросы классификации преступлений по криминалистическим основаниям, целенаправленно дополняющим традиционно сложившиеся в науке уголовного права и криминологии уголовно-правовые характеристики (классификации) преступлений (по родам, видам, непосредственному объекту), применявшиеся, в том числе, и для решения криминалистических задач.

Такое классифицирование, однако, не до конца соответствовало гносеологическим потребностям криминалистической науки, не отвечало уровню ее постоянного развития, не обеспечивало всевозрастающие потребности практики, что в конечном итоге и повлекло появление данной криминалистической категории и ее использование в формировании криминалистических методик расследования преступлений. На этот счет небезынтересно будет привести ряд отдельных мнений.

А.Н. Васильев полагал, что «классификация преступлений в методике их расследования должна исходить не из уголовно-правовых характеристик, а из криминалистических по различным основаниям, имеющим значение для раскрытия преступлений, примененным орудиям и средствам, механизму формирования доказательств» [4, с. 334].

Мнение А.Н. Колесниченко: «Криминалистические классификации, будучи существенными для рационального построения методик расследования» [5, с. 78], решают потребности криминалистической теории и практики.

Взгляд на предмет дискуссии В.А. Образцова: «Уголовно-правовые категории не в состоянии обеспечить учет всех тех особенностей преступных деяний, которые имеют значение для их раскрытия .... Лицо, производящее расследование, имеет дело с реальным преступлением, насыщенным массой индивидуальных деталей, без установления которых, задача его раскрытия решена быть не может. Специфика науки криминалистики поэтому и состоит в том, что чем более конкретно знание исследуемых явлений, тем выше коэффициент ее полезного действия» [6, с. 106]. Выделение и изучение на основе криминалистической классификации определенных групп сходных видов преступлений «является важным фактором развития методики расследования» [7, с. 67].

Позиция Р.С. Белкина: «Частная криминалистическая методика, построенная только на основе уголовно-правовой характеристики преступления, носит в значительной степени общий характер и требует для своего конкретного применения адаптации весьма высокой степени, поскольку учитывает опять-таки лишь самые общие криминалистические особенности преступления» [8, с. 311].

Взаимосвязи элементов общей методики и методик частных, по отношению к ней, считают Ю.П. Гармаев и А.Ф. Лубин, могут раскрыться в полной мере лишь на основе криминалистических оснований их классификаций [9, с. 157].

Использование метода криминалистических классификаций, утверждает А.Ю. Головин, позволяет уяснить криминалистическую сущность изучаемых преступных деяний, выявить основные криминалистически значимые признаки, сформировать систему понятий, характеризующих преступление как объект криминалистического познания, создать основу для научных исследований и вырабатываемых на их основе методических рекомендаций [10, с. 36].

Применение криминалистических классификаций преступлений, по мнению Н.П. Яблокова, «открывает реальные перспективы для разработки новых методик расследования, наиболее отвечающих задачам быстрого, всестороннего и полного расследования и установления истины по уголовному делу» [11, с. 40].

Анализ рассмотренных и других существующих научных воззрений по исследуемой проблематике позволяет нам сделать однозначный

вывод, что изначально криминалистические классификации строились на основе уголовно-правовых характеристик, однако по мере развития криминалистической науки сформировались четкие позиции относительно их оснований, предназначения, структуры, содержания, решаемых задач. Являясь производными уголовно-правовой характеристики преступлений, криминалистические классификации позволили определять и раскрывать наиболее важные стороны содержательной части методик их расследования. Признавая корректность и уместность такого подхода, многие криминалисты (А.Н. Васильев, А.В. Варданян, И.Ф. Герасимов, А.Ю. Головин, Н.А. Селиванов, В.Г. Танасевич, В.А. Образцов и др.) стали последовательно настаивать в своих работах на ведущей роли криминалистически значимой информации в деле собирания доказательств, розыска и изобличения преступников. Значительно меньшая их часть (И.Ф. Пантелеев, Г.А. Матусовский, С.Н. Чу-рилов и др.) продолжала настаивать на том, что в построении криминалистической классификации преступлений уголовно-правовые и криминалистические признаки являются равнозначными.

Кроме этого, в контексте рассматриваемой проблематики представляют интерес труды А.Р. Белкина, А.В. Варданяна, Н.Г. Шурухнова, а также некоторых других ученых [12, 1, 3, 14], чьи идеи, подходы, начинания, наряду с отмеченными и поцитированными выше, мы использовали в своем исследовании, посвященном разработке теоретических основ расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, как одной, но достаточно значительной группы криминалистически сходных видов преступных деяний, выделенных нами на базе систематизации преступлений, совершаемых в сфере экономики железнодорожного транспорта, и являющихся их подсистемой.

Критерием выделения указанной группы явились особенности функционирования железнодорожного транспорта в целом и характерность протекающих в данной отрасли экономики процессов в частности, индивидуализирующих место совершения (на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры) преступлений экономической направленности. Имеет железнодорожный транспорт и другие особенные черты функционирования, которые также будут нами учитываться при проведении исследования. В совокупности, отмеченное дает нам все основания считать группу преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфра-

структуры, самостоятельным объектом изучения криминалистической науки.

Результаты исследования

Наше исследование дает основания утверждать, что вопросы классификации преступлений экономической направленности в общем и совершаемых на объектах различных видов транспорта в частности вполне справедливо можно отнести не только к числу дискуссионных [15, 16], но и наиболее сложных. И это при том, что криминалистами уже предложен ряд классификаций преступлений экономической направленности, произведенных по самым разным основаниям [17, 18, 19, 20]. Основываются они преимущественно на уголовно-правовых конструкциях, которые, вне всякого сомнения, могут и должны быть учтены в криминалистических классификациях, в полной мере отражающих разнообразие преступлений в различных сферах (отраслях) экономики и их отраслевую специфику, влияющую на полноту, объективность и всесторонность процесса предварительного расследования. Многие из них не отличаются универсальностью и являются многоуровневыми, что затрудняет их восприятие в целом, и, как следствие, снижает научную и практическую ценность. Отсутствие согласованной позиции относительно классификации преступлений экономической направленности и, соответственно методик их расследования, по справедливому замечанию Г.А. Матусовского, «отрицательно сказываются на объективности статистического учета этих деяний, разработке новых, наиболее эффективных методик расследования и, в конечном счете, на повышении уровня профессионализма в борьбе с преступностью» [21, с. 13].

Первоочередной задачей разработки криминалистических классификаций преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в частной криминалистической методике будет являться определение их общих признаков. Полученные при этом знания составят основу разрабатываемых методических рекомендаций, рассчитанных на использование следователями при расследовании каждого конкретного вида совершаемых на железнодорожном транспорте деяний экономической направленности. Диалектически взаимосвязанной с ней может быть задача выявления специфических признаков, характерных для определенных подгрупп рассматриваемых преступлений (преступления против собственности, совершаемые на железнодорожном транспорте; преступления в сфере экономической деятельно-

сти организаций железнодорожного транспорта), и разработки с их учетом методических рекомендаций, адресованных для расследования преступлений, входящих в ту или иную подгруппу.

Предпосылки для решения этих задач создаст криминалистическая классификация преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Она выступит средством определения исходного объекта исследования (преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры), места в общей системе преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, «в качестве средства определения его составных частей - отдельных подгрупп данных преступлений как дополнительных объектов исследования» [22, с. 127].

В общей системе криминалистической классификации преступлений преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, находятся на промежуточном уровне, расположенном ниже всего комплекса деяний, отнесенных уголовным законодательством к категории преступных, но выше уровня отдельных видов преступлений. Поэтому признаки, отражающие специфику отдельных видов преступлений, в нее входящих, на данном уровне не просматриваются и не могут быть учтены при криминалистической характеристике исследуемого объекта. Полагаем, что в соответствии с принципами общенаучной классификации необходимо вести речь о учете явлений иного порядка - общих признаках, определяющих близость, сходство членов данного класса, устанавливаемых как результат «отвлечения от особенностей индивидуальных объектов, отдельных подсистем и систем, и фиксации внимания на признаках, характеризующих класс систем» [23, с. 60].

Установить данные признаки считаем возможным на основе выяснения их первоосновы. Для этого потребуется ответить на вопрос, частью какого целого, какого более широкого множества является анализируемая группа преступлений? Это необходимо по причине того, что нельзя познать часть, не опираясь на знания о целом. «Для понимания низших ступеней, - писал Г. Гегель, - необходимо знакомство с высшим организмом, ибо он является масштабом и первообразом для менее развитых; так как в нем все дошло до своей развитой деятельности, то ясно, что лишь из него можно познать неразвитое» [24, с. 545].

Первоосновой, «масштабом» для преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, мы считаем преступления, совершаемые в сфере экономики железнодорожного транспорта. Это позволяет нам заметить, что признаки последнего класса характерны и для рассматриваемой группы преступлений. Определяющее значение для понимания их характера и состава имеют признаки преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, и преступлений в сфере экономической деятельности организаций железнодорожного транспорта как категорий криминалистических сходных деяний. Как представляется, данные преступления совершаются в процессе производственно-хозяйственной и (или) финансово-экономической деятельности организаций железнодорожного транспорта; маскируемой производственно-хозяйственной и (или) финансово-экономической деятельностью этих организаций. Кроме того, они направлены против нормативно установленного порядка осуществления такой деятельности.

Объектом посягательства является собственность железнодорожных транспортных организаций, ее экономическая деятельность.

На железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры преступления экономической направленности совершаются субъектами, имеющими прямое либо косвенное отношение к железнодорожной отрасли. В их ряду должностные и материально ответственные лица, работники железнодорожных транспортных организаций, лица, пользующиеся его услугами, участвующие в протекающих в железнодорожной транспортной отрасли процессах, прочие граждане. Все указанные лица обладают необходимой информацией о железных дорогах и ее инфраструктурных объектах, проходящих технологических процессах, в ряде случаев имеют доступ к имуществу (материальным ценностям, денежным средствам и пр.). Они совершают преступления в ходе протекающих в организациях железнодорожного транспорта процессов - действий, операций, связанных с видами их деятельности (грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем и в пригородном сообщениях; предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги; ремонт подвижного состава; строительство объектов инфраструктуры; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; содержание социальной сферы; торговля), путем создания определенных для этого условий. Обстановка железнодорожного транспорта преступниками используется в преступных целях, а

свою противоправную деятельность они осуществляют с учетом имеющихся специальных знаний, навыков и умений, осведомленности.

Кроме этого, нельзя не отметить, что все указанные преступления совершаются путем тайного замаскированного завладения имуществом железнодорожных транспортных организаций, юридических лиц, пользующихся его услугами. Данный признак характерен для всех без исключения изучаемых преступлений.

Перечисленные выше признаки свойственны всем преступлениям экономической направленности, совершаемым на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Специфическим является конкретное их наполнение, обусловленное целями и задачами, видом, условиями деятельности железнодорожного транспорта как единого производственно-технологического комплекса с входящими в него организациями.

Вместе с тем существование общих признаков обосновывает неоднородность членов изучаемого класса преступных деяний. В то же время, несмотря на обусловленную отраслевой спецификой деятельности железнодорожного транспорта, характером, причинами деяний, вызываемыми вредными последствиями, а также другими факторами, данная неоднородность не в силах воспрепятствовать распознаванию членов анализируемого класса преступлений (экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры) и, как следствие, - решению вопроса об отграничении их от ряда других противоправных фактов. При этом важным критерием выступает совокупность именно всех четырех перечисленных признаков. Мы полагаем, что их общность является достаточной для осуществления криминалистической диагностики противоправного деяния, исключения возможности ошибочного отнесения его к числу тех, которые могут быть сходны с ними по одному, двум, или даже трем признакам. Наличие полной совокупности обозначенных признаков обеспечит отграничение исследуемой нами группы преступлений от иных.

С учетом позиции В.А. Образцова рассмотрение группы преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в качестве объекта познания в соответствующей частной криминалистической методике предполагает не только подход к ней как к подсистеме, части определенной целостности, но и как к самостоятельной специфически организованной системе. По его мнению, если первый под-

ход позволяет выявить, в чем сходны его члены, то второй - определить их отличие друг от друга, составить представление о характере, составе и специфике образующих его частей [22, с. 127].

Полагаем, что для обеспечения комплексности решения поднятого вопроса необходимо применение как криминалистической (в целях определения специфики методики расследования), так и уголовно-правовой (для решения квалификационных задач) точек зрения.

Поскольку все преступления экономической направленности на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры совершаются субъектами в рамках разнообразных и специфических видов деятельности организаций либо под их видом, направлены против нормального осуществления такой деятельности путем нарушения установленного законодательством и локальными нормативными правовыми актами порядка, регулирующего условия данной деятельности, для установления их внутренней дифференциации следует ориентироваться на специфику причин совершаемых преступлений.

Прежде чем говорить о причинах совершения деяний, следует упомянуть о специфике объекта преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, его предмете. В уголовно-правовом аспекте объект преступления представляет собой те охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает общественно опасное и уголовно наказуемое деяние. В свою очередь, предмет общественного отношения - это то, по поводу чего складываются общественные отношения, а предмет преступления - это составная часть охраняемых общественных отношений [25, с. 64].

Объектом преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, выступают общественные отношения, возникающие в целях осуществления установленной государством деятельности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг в сфере железнодорожного транспорта. Основным видом объектов преступных посягательств в данной сфере выступает производственно-экономическая деятельность организаций железнодорожного транспорта, а также интересы субъектов этой деятельности. Видовая характеристика общественных экономических отношений в сфере железнодорожного транспорта конкретизируется основными направлениями деятельности в отрасли, описанными нами выше.

Следует выделять основные признаки, характеризующие специфику данного рода отношений. В их числе: особенности производственного процесса в отрасли; специфические материальные блага и услуги; многообразие ведомственных нормативных правовых актов; динамичность развития экономических отношений в отрасли.

Предметом преступных посягательств экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, как правило, выступают денежные средства; ценные бумаги, обращение которых обусловлено хозяйственным отраслевым назначением, специфическим документооборотом; материальные ценности, обладающие характерными экономическими, инженерно-технологическими и отраслевыми особенностями принадлежности к отрасли железнодорожного транспорта и используемые в его деятельности; промышленные и продовольственные товары, лекарственные средства и пр.

Содержание понятия причин в нашем случае считаем целесообразным раскрыть через другое понятие - цель преступления. По этому основанию все преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, имеют корыстные цели противоправного обращения субъектами преступлений имущества железнодорожных организаций в свою пользу. Целью преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, является субъективное представление, мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления, и наступление которого желает в результате совершения своих противоправных действий. Реализуется эта конечная цель с помощью несущих целенаправленный характер действий, оказывающих воздействие на производственно-экономическую деятельность железнодорожной транспортной организации и ее результаты.

С целью изучаемых преступлений тесно связаны мотивы их совершения как обусловленные определенными потребностями внутренние побуждения к достижению конкретного результата, вызывающие у лица решимость совершить преступление [26, с. 62]. И то и другое находится в динамике и подвержено постоянным изменениям. Мотив выступает в качестве непосредственного побудителя преступника к действиям, определяет цель и обусловливает переход к реальному

преступному поведению, что позволяет восстановить действительное содержание происшедших событий преступления. Это способствует оценке верного отношения субъекта преступления к совершенному деянию, наступившим последствиям, определению формы вины, ее степени, общественной опасности, конкретизации личности преступника.

Результаты изучения уголовных дел о преступлениях экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, свидетельствуют, что основным мотивом их совершения является корыстная заинтересованность, проявляющаяся:

в получении личной имущественной выгоды (81,1%);

в удовлетворении интересов иных лиц (12,5%);

в действиях, причиняющих материальный вред организации (6,4%)1.

Предметное изучение многообразия объектов преступных посягательств экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, его предметов, обеспечивает комплексность подхода к криминалистической классификации данных деяний.

Процесс выявления, раскрытия и расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры основывается на установлении причинно-следственных связей и определенных несоответствий в содержании носителей сугубо экономической криминалистически значимой информации. Как правило, она свидетельствует о признаках преступной деятельности, в том числе о приготовлении, непосредственном совершении и сокрытии оставляемых следов. Именно здесь наиболее отчетливо проявляется ситуационная природа преступных деяний, обстоятельно исследованная Т.С. Волчецкой, предложившей следующую ее периодизацию: предкриминальная ситуация (подготовка к совершению преступления); криминальная ситуация (непосредственная реализация преступного замысла); посткриминальная ситуация (сокрытие следов преступления) [27].

В деле расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железных дорогах, ситуационный подход, безусловно, играет важную роль и может составлять основу предметных классификаций экономических пре-

1 Установлено в результате изучения уголовных дел о преступлениях экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте.

ступлений, объединенных нами в пять основных групп:

1. Криминалистические классификации преступлений, связанные со спецификой места, времени, обстановки совершения преступления.

2. Криминалистические классификации преступлений, построенные на основании субъекта их совершения.

3. Криминалистические классификации преступлений, связанные с непосредственным объектом и предметом преступного посягательства.

4. Криминалистические классификации преступлений, основанные на способе их совершения и сокрытия.

5. Криминалистические классификации преступлений, связанные с субъективной стороной преступления.

Основываясь на изложенном, мы можем с уверенностью обосновать комплексирование ряда видов преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Преступления данной группы объединяют:

1. Место совершения как материальная обстановка, в которой подготавливалось, совершалось преступление или принимались меры к его сокрытию. Это объекты железнодорожного транспорта и его инфраструктуры.

2. Процессы, отношения, протекающие в организациях железнодорожного транспорта, индивидуализированных его особенностями, составляющими соответствующие условия для совершения конкретных действий, в том числе и преступления - финансовые, экономические, производственные, технологические и пр.

3. Объект преступного посягательства и его предметы - имущество и экономическая деятельность организаций железнодорожного транспорта, денежные средства, материальные ценности, находящиеся в обороте железнодорожной отрасли

4. Корыстный мотив - побудительная причина, обусловливающая совершение лицом деяния.

Только при условии наличия у деяния всей совокупности данных признаков имеются основания для отнесения его к числу преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а не иных категорий преступлений, которые наряду с ними совершаются в указанной сфере и вне ее работниками железнодорожных организаций и иными лицами.

Учет этих отличительных особенностей дает возможность определения норм уголовного законодательства, под которые могут подпадать анализируемые деяния при их уголовно-правовой

квалификации. Они подразделяются на общие, устанавливающие ответственность за некоторые разновидности преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, преступлений в сфере экономической деятельности организаций железнодорожного транспорта (Глава 21 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против собственности», Глава 22 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере экономической деятельности» соответственно) и на специальные, устанавливающие ответственность за преступления определённых видов. Причем, последняя группа может быть поделена, во-первых, на статьи, прямо указывающие на ущерб собственности организаций железнодорожного транспорта (например, ст. 158, 159, 160, 171.1 и др.); во-вторых, на статьи, не содержащие в диспозиции такого прямого указания (например, ст. 200.1, 200.2 и др.).

Возможность комплексирования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, предопределена не только принадлежностью к одной и той же группе деяний, предусмотренных разделом VIII Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере экономики», наличием общих характерных признаков вообще, но и местом совершения преступления (железнодорожный транспорт и объекты его инфраструктуры), в частности [28, с. 30]. Сходство отмеченных сторон преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, предопределяет общность ряда ключевых задач деятельности по их выявлению и раскрытию, а также способов решения данных задач.

Обсуждение и заключения Криминалистическая классификация преступных деяний, совершаемых на железнодорожном транспорте, вошедших в данную группу, обеспечит дифференциацию рассматриваемых преступлений в целях дальнейшей разработки проблематики их же выявления, раскрытия и расследования. Она, в частности, позволит:

избрать стратегию, определить направление, границы и содержание концептуальных основ методики расследования анализируемых преступлений, задать им в достаточной степени высокий теоретический уровень;

типизировать наиболее значимую для расследования криминалистическую информацию;

конкретизировать задачи расследования, пути и технологию их реализации;

сформировать основы планирования, построения следственных версий и программирования следственной деятельности;

показать направления взаимодействия со всеми возможными участниками расследования, в т.ч. с должностными лицами учреждений и организаций железнодорожной отрасли, государственных, финансовых, бюджетных, налоговых, контрольно-надзорных и иных органов (организационный уровень);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определить этапы расследования; разработать и внедрить методические рекомендации, а в ряде случаев и алгоритмы, способствующие эффективности расследования (методический уровень);

разработать научно обоснованные тактические приемы проведения следственных действий, их комбинаций (тактический уровень);

предложить научно обоснованные приемы использования специальных знаний и навыков в выявлении и расследовании указанной категории преступлений, а также практические рекомендации по комплексному применению экономических, технических, технологических, информационных и телекоммуникационных средств получения дополнительных сведений о расследуемом преступлении.

На основании изложенного считаем возможным констатировать следующее:

отрасль железнодорожного транспорта характеризуется внутренним экономическим многообразием направлений и сфер деятельности, каждое из которых технически, технологически и экономически индивидуально. Это подтверждают специфика и видовое разнообразие преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, особенности их механизма, способов подготовки, совершения и сокрытия, что в целом формирует систему признаков этих преступлений.

Система преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, основывается на взаимосвязи элементов производственно-экономических (хозяйственных) отноше-

ний, экономических интересов субъектов данной деятельности и системы родовых признаков, по которым классифицируются группы таких отношений. Особым критерием классификации выступают сфера преступной деятельности и место совершения преступления.

Преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, как правило, характеризуются несколькими родовыми объектами, образуя межродовой объект.

Содержание следственных действий, выбор тактических приемов их проведения, особенностей использования специальных знаний при расследовании преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, целесообразно строить с учетом классификации специфики видов деятельности в отрасли.

Разработанные в ходе исследования криминалистические классификации преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, реализуемы в дальнейших научных исследованиях в целях:

разработки и совершенствования частных криминалистических методик расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте;

уточнения структуры криминалистической характеристики различных видов и групп преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте;

для совершенствования мероприятий организационно-тактического характера, отражающих принятие процессуальных и тактических решений в рамках частных криминалистических методик;

для совершенствования тактических приемов проведения отдельных следственных действий, тактических операций, являющихся компонентами частных криминалистических методик, структурно входящих в разрабатываемую комплексную методику расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на транспорте.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Понкин И.В., Редькина А.И. Классификация как метод научного исследования, в частности в юридической науке // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 3 (37). С. 249259.

2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: ок. 1900 словоо-бразоват. единиц. 2-е изд., испр. М.: Астрель: АСТ, 2005. 636 с.

3. Образцов В.А. Криминалистическая характеристика преступлений: дискуссионные вопросы и пути их решения // Криминалистическая характеристика преступлений: сб. науч. тр. М., 1984. С.7-15.

4. Криминалистика: учебник / Богданов Б.Е., Васильев А.Н., Колдин В.Я., Притузова В.А., и др.; отв. ред.: Васильев А.Н. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. 564 с.

5. Колесниченко А.Н. Теоретические проблемы методики расследования преступлений // Вопросы криминалистической методологии, тактики и методики расследования. М., 1973. С.77-79.

6. Образцов В.А. К вопросу о методике раскрытия преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1977. Вып. 27. С.102-109.

7. Образцов В.А. Криминалистическая классификация преступлений / Красноярск: Изд-во Красно-яр. ун-та, 1988. С.67-68.

8. Курс советской криминалистики: Криминалистические средства, приемы и рекомендации: пособие для преподавателей, адъюнктов, соискателей и слушателей учебных заведений МВД СССР. Т.3. М.: Изд-во Акад. МВД СССР. 1979. 407 с.

9. Гармаев Ю.П., Лубин А.Ф. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика. СПб: Юридический центр Пресс, 2006. 301 с.

10. Головин А.Ю. Базовые криминалистические классификации преступлений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2. С.31-40.

11. Яблоков Н.П. Криминалистическая классификация преступлений в методике расследования и ее виды // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. № 5. С.40-51.

12. Белкин А.Р. Криминалистические классификации. М.: Мегатрон XXI, 2000. 93 с.

13. Варданян А.В., Кулешов Р.В. Криминалистическая классификация преступлений и их системообразующая роль в формировании частных криминалистических методик расследования преступлений как научно обоснованных комплексов криминалистических рекомендаций // Российский следователь. 2015. № 21. С.5-10.

14. Шурухнов Н.Г. Перспективы и инновации в развитии криминалистических методических рекомендаций расследования отдельных видов и групп преступлений // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений: проблемы, перспективы и инновации: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры криминалистики юридического факультета БГУ / отв. ред. В.Б. Шабанов. 2017. С.93-98.

15. Подольный Н.А. Криминалистическая классификация преступлений как средство оптимизации расследования // Библиотека криминалиста. 2013. № 3. С.201-214.

16. Грибунов О.П. Криминалистическая классификация преступлений против собственности, совершаемых на транспорте // Юрист-правовед. 2016. № 2 (76). С.35-41.

17. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М.: Статут, 2005. 570 с.

18. Бертовский Л.В. Расследование преступного нарушения правил экономической деятельности. М.: Изд. дом Камерон, 2006. 238 с.

19. Кардашевская М.В. Формирование частных криминалистических методик расследования преступлений экономической направленности // Раскрытие и расследование преступлений: наука, практика, опыт: сборник научных статей. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. Тула, 2016. С.65-69.

20. Шмонин А.В. Общие положения методик расследования преступлений экономической направленности как частная криминалистическая теория // Криминалистика и новые вызовы современности (58-е криминалистические чтения): сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С.441-446.

21. Матусовский Г.А. Экономические преступления: криминалистический анализ. Харьков: Кон-сум, 1999. 480 с.

22. Образцов В.А. Криминалистическая классификация преступлений. Красноярск: Изд-во Красно-яр. ун-та, 1988. С.67-68.

23. Денисова Л.В. Систематика знания и модели классификации наук // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 1. С.60-65.

24. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. 695 с.

25. Ермакова О.В. Характеристика основных теорий объекта преступления // Алтайский юридический вестник. 2015. № 10. С.64-68.

26. Музюкин A.n К вопросу о понятии мотива преступления // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С.62-64.

27. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия: монография / под ред. проф. Н.П. Яблокова. Изд-во Калинингр. ун-та. Калининград, 1997. 248 с.

28. Возгрин ИА. Введение в криминалистику. История, основы теории, библиография. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. 475 с.

Информация об авторе:

Чиненов Евгений Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, chinenovevg@yandex.ru

Aвтор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Klassifikaciya kak metod nauchnogo issledovaniya, v chastnosti v yuridicheskoj nauke // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. 2017. № 3 (37). S. 249-259.

2. Efremova T.F. Tolkovyj slovar' slovoobrazovatel'nyh edinic russkogo yazyka: ok. 1900 slovoobrazovat. edinic. 2-e izd., ispr. M.: Astrel': AST, 2005. 636 s.

3. Obrazcov V.A. Kriminalisticheskaya harakteristika prestuplenij: diskussionnye voprosy i puti ih resheniya // Kriminalisticheskaya harakteristika prestuplenij: sb. nauch. tr. M., 1984. S.7-15.

4. Kriminalistika: uchebnik / Bogdanov B.E., Vasil'ev A.N., Koldin V.YA., Prituzova V.A., i dr.; otv. red.: Vasil'ev A.N. M.: Izd-vo Mosk. Un-ta, 1971. 564 s.

5. Kolesnichenko A.N. Teoreticheskie problemy metodiki rassledovaniya prestuplenij // Voprosy kriminalisticheskoj metodologii, taktiki i metodiki rassledovaniya. M., 1973. S.77-79.

6. Obrazcov V.A. K voprosu o metodike raskrytiya prestuplenij // Voprosy bor'by s prestupnost'yu. M., 1977. Vyp. 27. S.102-109.

7. Obrazcov V.A. Kriminalisticheskaya klassifikaciya prestuplenij / Krasnoyarsk: Izd-vo Krasnoyar. un-ta, 1988. S.67-68.

8. Kurs sovetskoj kriminalistiki: Kriminalisticheskie sredstva, priemy i rekomendacii: posobie dlya prepodavatelej, ad"yunktov, soiskatelej i slushatelej uchebnyh zavedenij MVD SSSR. T.3. M.: Izd-vo Akad. MVD SSSR. 1979. 407 s.

9. Garmaev YU.P., Lubin A.F. Problemy sozdaniya kriminalisticheskih metodik rassledovaniya prestuplenij: teoriya i praktika. SPb: YUridicheskij centr Press, 2006. 301 s.

10. Golovin A.YU. Bazovye kriminalisticheskie klassifikacii prestuplenij // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. № 2-2. S.31-40.

11. YAblokov N.P. Kriminalisticheskaya klassifikaciya prestuplenij v metodike rassledovaniya i ee vidy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 2015. № 5. S.40-51.

12. Belkin A.R. Kriminalisticheskie klassifikacii. M.: Megatron XXI, 2000. 93 s.

13. Vardanyan A.V., Kuleshov R.V. Kriminalisticheskaya klassifikaciya prestuplenij i ih sistemoobrazuyushchaya rol' v formirovanii chastnyh kriminalisticheskih metodik rassledovaniya prestuplenij kak nauchno obosnovannyh kompleksov kriminalisticheskih rekomendacij // Rossijskij sledovatel'. 2015. № 21. S.5-10.

14. SHuruhnov N.G. Perspektivy i innovacii v razvitii kriminalisticheskih metodicheskih rekomendacij rassledovaniya otdel'nyh vidov i grupp prestuplenij // Kriminalisticheskoe obespechenie rassledovaniya prestuplenij: problemy, perspektivy i innovacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 45-letiyu kafedry kriminalistiki yuridicheskogo fakul'teta BGU / otv. red. V.B. SHabanov. 2017. S.93-98.

15. Podol'nyj N.A. Kriminalisticheskaya klassifikaciya prestuplenij kak sredstvo optimizacii rassledovaniya // Biblioteka kriminalista. 2013. № 3. S.201-214.

16. Gribunov O.P. Kriminalisticheskaya klassifikaciya prestuplenij protiv sobstvennosti, sovershaemyh na transporte // YUrist-pravoved. 2016. № 2 (76). S.35-41.

17. Klepickij I.A. Sistema hozyajstvennyh prestuplenij. M.: Statut, 2005. 570 s.

18. Bertovskij L.V. Rassledovanie prestupnogo narusheniya pravil ekonomicheskoj deyatel'nosti. M.: Izd. dom Kameron, 2006. 238 s.

19. Kardashevskaya M.V. Formirovanie chastnyh kriminalisticheskih metodik rassledovaniya prestuplenij ekonomicheskoj napravlennosti // Raskrytie i rassledovanie prestuplenij: nauka, praktika, opyt: sbornik nauchnyh statej. Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya. Tula, 2016. S. 65-69.

20. SHmonin A.V. Obshchie polozheniya metodik rassledovaniya prestuplenij ekonomicheskoj napravlennosti kak chastnaya kriminalisticheskaya teoriya // Kriminalistika i novye vyzovy sovremennosti (58-e kriminalisticheskie chteniya): sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 441-446.

21. Matusovskij G.A. Ekonomicheskie prestupleniya: kriminalisticheskij analiz. Har'kov: Konsum, 1999. 480 s.

22. Obrazcov V.A. Kriminalisticheskaya klassifikaciya prestuplenij. Krasnoyarsk: Izd-vo Krasnoyar. unta, 1988. S.67-68.

23. Denisova L.V. Sistematika znaniya i modeli klassifikacii nauk // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2012. № 1. S.60-65.

24. Gegel' G. Enciklopediya filosofskih nauk. M.: Mysl', 1975. 695 s.

25. Ermakova O.V. Harakteristika osnovnyh teorij ob"ekta prestupleniya // Altajskij yuridicheskij vestnik. 2015. № 10. S.64-68.

26. Muzyukin A.P. K voprosu o ponyatii motiva prestupleniya // CHelovek: prestuplenie i nakazanie. 2009. № 3. S.62-64.

27. Volcheckaya T.S. Kriminalisticheskaya situalogiya: monografiya / pod red. prof. N.P. YAblokova. Izd-vo Kaliningr. un-ta. Kaliningrad, 1997. 248 s.

28. Vozgrin I.A. Vvedenie v kriminalistiku. Istoriya, osnovy teorii, bibliografiya. SPb.: YUrid. centr Press, 2003. 475 s.

Information about the author:

Evgeny V. Chinenov, Candidate of Economics (Research doctorate), Associate Professor, Head of the Department of Criminalistics of the Belgorod Law Institute of MIA of Russia named after I.D. Putilin, chinenovevg@yandex.ru

The author has read and approved the final version of the manuscript

Статья получена: 30.09.2021.

Статья принята к публикации: 15.12.2021.

Статья опубликована онлайн: 27.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.