Научная статья на тему 'Источники криминалистически значимой информации, используемые при расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте'

Источники криминалистически значимой информации, используемые при расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
815
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОЦЕСС РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРОЦЕСС ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOURCES CRIMINALISTIC SIGNIFICANT INFORMATION / PROCESS OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES / RAILWAY TRANSPORT / OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE / EVIDENTIARY INFORMATION / PROCESS OF SEARCH COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов А. Е.

В статье рассматривается понятие «криминалистически значимая информация», ее место и роль в процессе расследования преступлений, разработана классификация основных источников криминалистически значимой информации, характерных для расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Автором проанализированы различные точки зрения ведущих отечественных ученых на рассматриваемое понятие, уделено особое внимание выбору источников криминалистически значимой информации с учетом специфических особенностей, связанных с функционированием железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, исследуется соотношение понятий «криминалистически значимая информация» и «доказательственная база». Определены источники, владеющие наибольшим количеством информации, к ним отнесен обслуживающий персонал и сотрудники ОАО «РЖД», осведомленные о принципах функционирования и деятельности рассматриваемой транспортной отрасли. В ходе анализа источников криминалистически значимой информации автором в отдельную подгруппу выделена служебная документация, используемая ОАО «РЖД» в сфере грузоперевозок, в том числе и сопроводительная, которая содержит, как правило, важную для раскрытия и расследования преступления информацию. Обращено особое внимание на необходимость установления всех обстоятельств хищения грузов, в том числе путем изучения этой документации, и как следствие, получение сведений о лицах, имеющих непосредственное отношение к процессу грузоперевозки. Сформулированы выводы и обоснование необходимости разработки отдельной классификации источников криминалистически значимой информации, характерной для железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, позволяющей существенно конкретизировать и облегчить процесс поисково-познавательной деятельности должностных лиц, производящих расследование преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOURCES CRIMINALISTIC SIGNIFICANT INFORMATION USED AT INVESTIGATION OF THE CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT

In article the concept «criminalistic significant information» its place and a role in the course of investigation of crimes is considered, classification of the main sources criminalistic of significant information of the crimes, characteristic of investigation, committed on railway transport and objects of transport infrastructure is developed. The author analysed various points of view of the leading domestic scientists to the considered concept, special attention is paid to the choice of sources criminalistic of significant information taking into account the specific features connected with functioning of railway transport and objects of transport infrastructure the ratio of concepts «criminalistic significant information» and the «evidentiary base» formed during the investigation of crimes is investigated. The sources owning the greatest number of information to which the service personnel and the staff of JSC «Russian Railways» informed on the principles of functioning and activity of the considered transport branch are carried are defined. During the analysis of sources criminalistic of significant information, the author, in separate subgroup selected the office documentation used by JSC «Russian Railways» in the sphere of a cargo transportation including a covering note which contains, as a rule, information important for disclosure and investigation of crime. Special attention to need of establishment of all circumstances of plunder of freights, including, by studying of this documentation, and as a result, obtaining information about persons directly related to process of a cargo transportation is paid. Conclusions and justification of need of development of separate classification of sources criminalistic of the significant information characteristic of railway transport and objects of the transport infrastructure allowing to concretize and facilitate significantly process of search cognitive activity of public officials of the crimes making investigation committed on railway transport and objects of transport infrastructure are formulated

Текст научной работы на тему «Источники криминалистически значимой информации, используемые при расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте»

ИСТОЧНИКИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

ТРАНСПОРТЕ

THE SOURCES CRIMINALISTIC SIGNIFICANT INFORMATION USED AT INVESTIGATION OF THE CRIMES COMMITTED ON

RAILWAY TRANSPORT

УДК 343.1

А.Б. АНТОНОВ,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Alexey.Antonow@mail.ru

ALEXEY E. ANTONOV,

postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Аннотация: в статье рассматривается понятие «криминалистически значимая информация», ее место и роль в процессе расследования преступлений, разработана классификация основных источников криминалистически значимой информации, характерных для расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Автором проанализированы различные точки зрения ведущих отечественных ученых на рассматриваемое понятие, уделено особое внимание выбору источников криминалистически значимой информации с учетом специфических особенностей, связанных с функционированием железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, исследуется соотношение понятий «криминалистически значимая информация» и «доказательственная база». Определены источники, владеющие наибольшим количеством информации, к ним отнесен обслуживающий персонал и сотрудники ОАО «РЖД», осведомленные о принципах функционирования и деятельности рассматриваемой транспортной отрасли. В ходе анализа источников криминалистически значимой информации автором в отдельную подгруппу выделена служебная документация, используемая ОАО «РЖД» в сфере грузоперевозок, в том числе и сопроводительная, которая содержит, как правило, важную для раскрытия и расследования преступления информацию. Обращено особое внимание на необходимость установления всех обстоятельств хищения грузов, в том числе путем изучения этой документации, и как следствие, получение сведений о лицах, имеющих непосредственное отношение к процессу грузоперевозки. Сформулированы выводы и обоснование необходимости разработки отдельной классификации источников криминалистически значимой информации, характерной для железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, позволяющей существенно конкретизировать и облегчить процесс поисково-познавательной деятельности должностных лиц, производящих расследование преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: источники криминалистически значимой информации, процесс раскрытия и расследования преступлений, железнодорожный транспорт, объекты транспортной инфраструктуры, доказательственная информация, процесс поисково-познавательной деятельности.

Abstract: in article the concept «criminalistic significant information» its place and a role in the course of investigation of crimes is considered, classification of the main sources criminalistic of significant information of the crimes, characteristic of investigation, committed on railway transport and objects of transport infrastructure is developed. The author analysed various points of view of the leading domestic scientists to the considered concept, special attention is paid to the choice of sources criminalistic of significant information

taking into account the specific features connected with functioning of railway transport and objects of transport infrastructure the ratio of concepts «criminalistic significant information» and the «evidentiary base» formed during the investigation of crimes is investigated. The sources owning the greatest number of information to which the service personnel and the staff of JSC «Russian Railways» informed on the principles of functioning and activity of the considered transport branch are carried are defined. During the analysis of sources criminalistic of significant information, the author, in separate subgroup selected the office documentation used by JSC «Russian Railways» in the sphere of a cargo transportation including a covering note which contains, as a rule, information important for disclosure and investigation of crime. Special attention to need of establishment of all circumstances of plunder of freights, including, by studying of this documentation, and as a result, obtaining information about persons directly related to process of a cargo transportation is paid. Conclusions and justification of need of development of separate classification of sources criminalistic of the significant information characteristic of railway transport and objects of the transport infrastructure allowing to concretize and facilitate significantly process of search cognitive activity of public officials of the crimes making investigation committed on railway transport and objects of transport infrastructure are formulated.

Keywords: sources criminalistic significant information, process of disclosure and investigation of crimes, railway transport, objects of transport infrastructure, evidentiary information, process of search cognitive activity.

Любая поступающая информация является источником познания определенных фактов, и этот процесс способствует эффективной деятельности человека. Не является исключением и деятельность, связанная с раскрытием и расследованием преступлений, которая носит непосредственный информационный характер и представляет собой процесс поисково-познавательной деятельности.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова «информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами» [4, с. 217].

В современной интерпретации понятие информации представляет собой «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [2, с. 66].

Законодательно понятие информации было закреплено в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в котором информация представлялась как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В последующем этот федеральный закон утратил свою силу, так как был принят новый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который привел другое определение и представил информацию всего лишь в виде «сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления».

Рассматривая деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, следует заметить, что ее основой также выступают информационные процессы, в ходе которых осуществляется

подбор определенных способов и средств для выявления источников криминалистически значимой информации, анализ уже установленных источников и полученной информации. Определение источников криминалистически значимой информации является немаловажным фактором в процессе расследования, «но может вызывать определенные трудности. Особенно это характерно для специфических областей деятельности, к которым можно отнести и работу железнодорожного транспорта, имеющего важное стратегическое значение, так как с его использованием в России осуществляется 45% всех пассажирских и грузовых перевозок.

Переходя к анализу самой криминалистически значимой информации, раскроем сущность слова «значимый». Так, в толковом словаре С.И. Ожегова под «значением» понимается смысл, то, что данный предмет (слово, знак, жест) обозначает; важность, значительность, роль [4, с. 202].

Традиционным к определению понятия «криминалистически значимая информация» считается подход Р.С. Белкина, по мнению которого «информация криминалистически значимая - это сведения, данные, имеющие отношение к раскрытию и расследованию преступления. Подразделяется на доказательственную информацию, содержащуюся в доказательствах, и ориентирующую - полученную из непроцессуальных источников и доказательственного значения не имеющую». Последняя информация используется для выдвижения версий, определения направлений расследования, планирования следственных действий, прогнозирования возможной линии поведения участников расследования и т.п. Криминалистически значимой может оказаться любая информация, любой природы [1, с. 84].

Являясь сторонниками точки зрения Р.С. Белкина, мы считаем, что определение понятия «информации» с криминалистических позиций необходимо рассматривать с точки зрения значимости, а соответственно целесообразно использование для обозначения подобного рода информации понятия «криминалистически значимая информация», поскольку оно в наибольшей степени отражает целевой аспект деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а вне этого аспекта в юридической практике информация существовать не может.

По мнению отдельных ученых, доказательственная информация - это любые фактические данные, полученные в предусмотренной законом форме и используемые для установления события преступления и всех связанных с ним существенных в правовом отношении обстоятельств.

Основной задачей лиц, производящих расследование, является сбор доказательственной базы, т.е. доказательственной информации. Доказательственная информация - это главная часть криминалистически значимой информации, относящаяся к обоснованию предмета доказывания, предусмотренного ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ, и полученная в порядке и в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Ориентирующая - любая информация, которая может быть получена как процессуальным, так и иным законным путем из различных источников, используемая для выявления, расследования и предупреждения преступлений [5, с. 147].

Криминалистически значимую информацию можно классифицировать не только по источнику происхождения, но и в зависимости от способа ее получения субъектом, т.е. в зависимости от внешнего или внутреннего происхождения информации. Такую классификацию предложил Л.А. Соя-Серко, утверждавший, что следователь получает два потока информации, один из которых является внешним, возникающим при изучении обстановки и обстоятельств расследуемого преступления. Второй поток - внутренний, содержится в памяти следователя в виде знаний, понятий, полученных как в процессе профессиональной подготовки, так и в ходе практической работы [6, с. 147].

Таким образом, в совокупности криминалистически значимая информация представляет собой комплекс собранных при расследовании преступления доказательств.

Любая поступающая информация подлежит тщательному изучению и анализу, в ходе которого происходит ее классификация. Информация, составляющая сведения и факты, имеющие отношение к раскрытию преступления, и фор-

мирующая доказательственную базу инкриминируемого деяния, подлежащая процессуальному закреплению, является целевой и составляет комплекс «криминалистически значимой информации». Остальную информацию, поступающую в распоряжение следователя, на наш взгляд, целесообразно относить к категории «криминалистической информации». Эта информация указывает на определенные произошедшие обстоятельства, различного рода объекты, но не берется в учет при изучении события преступления и исключается следователем по различным причинам, в том числе и ввиду отсутствия связи с расследуемым преступлением, а соответственно, отсутствия необходимости в ее использовании. В дальнейшем эта информация служит в качестве справочной и процессуально не закрепляется в материалах уголовного дела (имеет отношение к расследуемому преступлению, но доказательственного характера не носит).

По своей сути любая криминалистическая информация своеобразна и специфична. Изучение особенностей криминалистической информации позволяет глубже понять ее смысловое содержание, определить сущность, научное и практическое значение для расследования преступлений. С точки зрения предмета криминалистики, информация представляет собой содержание результата процесса отражения, при котором один объект (отражаемый), взаимодействуя с другим объектом или субъектом (отражающим), вызывает изменения в его состоянии и тем самым передает ему часть сведений о собственном содержании.

Традиционно существует несколько видов источников криминалистически значимой информации, к которым можно отнести физических лиц, вещественные доказательства и иные документы, однако эти источники могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от рода деятельности, осуществляемой работы, возложенных обязанностей и т.д. Не являются исключением и источники криминалистически значимой информации на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Получение криминалистически значимой информации, характерной для тех или иных рассматриваемых событий, позволяет в дальнейшем установить способы совершения преступления, причины и условия, способствующие его совершению, и другие важные обстоятельства.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016 года), «железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт

в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации».

Для успеха расследования любых преступных посягательств, совершаемых на железнодорожном транспорте, важное значение приобретает наличие знаний в области технологического процесса осуществления пассажирских и грузовых перевозок, особенности деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД», знание отчетной и сопроводительной документации на перевозимые грузы. Следует отметить, что наибольшим количеством информации, необходимой для расследования преступных посягательств на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, обладает обслуживающий персонал и сотрудники ОАО «РЖД», которым в отличие от сторонних лиц хорошо известны принципы функционирования и деятельности рассматриваемой транспортной отрасли.

Для улучшения эффективности и качества расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, нами предлагается следующая классификация источников криминалистически значимой информации, характерной именно для железнодорожного транспорта:

1. Физические лица:

а) из числа работников железнодорожного транспорта:

- сотрудники, осуществляющие свою деятельность в подвижном составе железнодорожного транспорта (машинисты и помощники машинистов, начальники поездов, проводники, электромеханики, инспектора по безопасности, контролеры, ревизоры, сотрудники военизированной охраны и др.);

- сотрудники структурных подразделений ОАО «РЖД», осуществляющие обслуживание подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры (начальники дистанций и их заместители, главные инженеры, бригадиры, механики, монтеры, электромонтеры, водители, диспетчеры, обходчики, приемщики, составители поездов и другие специалисты);

- сотрудники структурных подразделений ОАО «РЖД», осуществляющие обслуживание пассажиров (начальники станций, дежурные по станциям, кассиры билетных касс, сотрудники справочных бюро, буфетчики, сотрудники охраны, уборщики помещений и др.);

б) из числа сотрудников организаций, тесно взаимосвязанных по роду деятельности с железнодорожным транспортом (руководители и заместители организаций грузоотправителей, и их представители, сотрудники организаций, осуществляющих поставку и доставку товарно-материальных ценностей и сырья для нужд транспортной инфраструктуры и др.);

в) из числа сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих содействие в расследовании преступлений (оперуполномоченные уголовного розыска, сотрудники подразделений по борьбе с незаконными посягательствами на грузы, в том числе подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники патрульно-постовой службы);

г) сторонние лица.

2. Материальные носители информации:

а) технические средства, используемые в работе ОАО «РЖД» (измерительные приборы различных видов и модификаций, используемые для определения технического состояния подвижного состава, приборы, фиксирующие не только скорость движения подвижного состава, но и действия, производимые лицом, осуществляющим его управление, приборы, позволяющие определить исправность механизмов подвижного состава, выявить дефекты железнодорожных путей, электроприборы и устройства, используемые в работе транспорта, устройства для измерения веса и др.);

в) служебная документация:

- документация железнодорожных организаций, осуществляющих контроль движения подвижного состава (справки, содержащие сведения о расшифровке скоростемерных лент, графики исполненного движения поездов, рапорты, графики и др.);

- документация подразделений, производящих обслуживание подвижного состава и объектов транспорта (накладные и ведомости, акты приема-передачи, договоры, акты ревизии и др.);

- документация, используемая в сфере грузовых перевозок (накладные, дорожные ведомости, вагонные листы, натурные листы, сдаточные списки, книги приема грузов к отправителю, книги прибытия грузов, книги выгрузки, приемные записки, коммерческие акты и др.).

3. Электронные источники информации:

- компьютерная техника и специализированные компьютерные программы;

- автоматические банки данных и информационно-поисковые системы (ИБД «Регион-Р», ИБД «Регион-Ф», ПТК «Розыск-Магистраль», ПТК «ОБНОН Розыск-Магистраль»);

- видеофиксирующие устройства, функционирующие в режиме накопления информации и в режиме поиска.

В первой группе нами представлены лица, владеющие по тем или иным причинам определенной криминалистически значимой информацией. К таким лицам традиционно относятся подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления, потерпевшие, свидетели. Характерной для транспортной отрасли особенностью в предлагаемой группе источников выступают лица из числа обслуживающего персонала ОАО «РЖД», то есть источники, непосредственно связанные с работой железнодорожного транспорта.

Под техническими средствами в данном случае понимается специальная техника и устройства, измерительные приборы и иные устройства, используемые в работе железнодорожного транспорта. К служебной документации нами была отнесена вся официальная документация, используемая в работе транспортной отрасли.

Процесс получения и использования информации, зафиксированной устройствами и приборами, используемыми в работе железнодорожного транспорта, является характерной особенностью при расследовании преступлений на транспорте. Эта особенность заключается в том, что категория рассматриваемых устройств и приборов используется только на объектах транспорта и имеет свои индивидуальные особенности. В большинстве случаев получение информации, зафиксированной такими устройствами, возможно только с привлечением специалистов из числа сотрудников ОАО «РЖД».

Выделение в отдельную подгруппу служебной документации, используемой ОАО «РЖД», обусловлено наличием в ней большого объема криминалистически значимой информации. Для установления обстоятельств хищения грузов в первую очередь особое значение приобретает изучение сопроводительной документации на перевозимые грузы. Это связано с тем, что все основные действия по приему, отправлению, выдаче грузов, а также операции с ними в пути следования, к которым относится погрузка, разгрузка, перегрузка, сортировка и др., отражаются в тех или иных документах, составленных работниками железнодорожного транспорта либо в установленных случаях грузоотправителями или грузополучателями. В документации также содержатся сведения о лицах, имеющих непосредственное отношение к процессу грузоперевозки.

К основной документации, связанной с перевозками грузов, можно отнести накладные, дорожные ведомости, вагонные листы, натурные листки, сдаточные списки, книги приемов грузов к отправлению, книги прибытия грузов, книги выгрузки. Изучение вышеуказанной документации также является специфической особенностью деятельности сотрудников транспортной поли-

ции, не присущей сотрудникам территориальных ОВД, что подтверждается наличием в составе ЛО, ЛУ МВД России на транспорте подразделений по борьбе с незаконными посягательствами на грузы, не характерных для подразделений территориальных ОВД.

К третьей группе нами были отнесены электронные носители информации, к числу которых традиционно отнесена компьютерная техника, приборы видеофиксации и различного рода устройства для хранения информации.

Таким образом, первая и вторая группы источников криминалистически значимой информации являются специфичными, в связи с чем подлежат тщательному изучению. Сотрудники территориальных правоохранительных органов, как правило, не сталкиваются в своей практической деятельности с такими специфическими источниками криминалистически значимой информации, а соответственно, в случае необходимости при проведении различного рода следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий испытывают трудности при получении информации ввиду неосведомленности о структуре и особенностях деятельности транспортной инфраструктуры. Эти специфические особенности являются одной из характерных черт деятельности и специализации сотрудников транспортной полиции.

Большая часть источников криминалистически значимой информации на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры имеют свои особенности, которые следует учитывать в ходе расследования. Они занимают центральное место в процессе расследования и формировании доказательственной базы. Деятельность, направленная на определение источников криминалистически значимой информации и применение их в практической деятельности, требует от лица, производящего расследование, специальных профессиональных знаний в области функционирования железнодорожной транспортной системы. Даже самые опытные сотрудники, осуществляющие расследование в территориальных органах внутренних дел, переводясь для прохождения дальнейшей службы в линейные подразделения, как правило, испытывают трудности при производстве расследования. Эти трудности связаны с отсутствием знаний в области структурных особенностей подразделений ОАО «РЖД», системы подчиненности, зон ответственности и хозяйственной деятельности организаций железнодорожного транспорта, технологического процесса перевозки грузов и пассажирских перевозок. Отсутствие необходимых знаний приводит к некачественному производству расследования, выдвижению неверных версий, невыполнению необходимых следственных действий и другим

негативным последствиям. В связи с этими причинами и возникает необходимость в разработке отдельной классификации источников криминалистически значимой информации, характерной для железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, что позволит существен-

но конкретизировать и облегчить процесс поисково-познавательной деятельности должностных лиц, производящих расследование преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Литература

1. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - Москва: Издательство БЕК, 1997.

2. Когаловский М.Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. - Москва: Институт развития информационного общества, 2009.

3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.И. Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЗАО Юстицинформ, 2004.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 28-е изд., стереотип. - Москва: Рус.яз., 1986.

5. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика: учебник. - Москва: Издательский дом «Дашков и К», 2009.

6. Соя-Серко Л.А. Программирование и творчество в деятельности следователя / Проблемы предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. - Москва, 1980.

= References =

1. Belkin R.S. Kriminalisticheskaya entsiklopediya. - Moskva: Izdatel'stvo BEK, 1997.

2. KogalovskiiM.R. i dr. Glossarii po informatsionnomu obshchestvu / pod obshch. red. Yu.E. Khokhlova. - Moskva: Institut razvitiya informatsionnogo obshchestva, 2009.

3. Kommentarii k Ugolovno-protsessual'nomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii / pod obshch. red. V.I. Radchenko. 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: ZAO Yustitsinform, 2004.

4. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: ok. 57 000 slov / pod red. chl.-korr. AN SSSR N.Yu. Shvedovoi. - 28-e izd., stereotip. -Moskva: Rus.yaz., 1986.

5. Savel'eva M.V., Smushkin A.B. Kriminalistika: uchebnik. - Moskva: Izdatel'skii dom «Dashkov i K», 2009.

6. Soya-Serko L.A. Programmirovanie i tvorchestvo v deyatel'nosti sledovatelya / Problemy predvaritel'nogo sledstviya v ugolovnom sudoproizvodstve. - Moskva, 1980.

(статья сдана в редакцию 22.05.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.