Научная статья на тему 'Криминалистическая диагностика экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта'

Криминалистическая диагностика экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / БУХГАЛТЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / CRIMINALISTIC DIAGNOSTICS / ECONOMIC CRIMES / OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORT / ACCOUNTING INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Е.В.

В статье рассматриваются возможности криминалистической диагностики преступлений на основе бухгалтерской информации, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, актуальность проблематики для деятельности следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте. Проведен анализ разработанности темы. Изучены взгляды на проблему ведущих отечественных ученых. Показаны особенности предмета криминалистической диагностики в экономике железнодорожного транспорта. Определены основные объекты преступных посягательств в сфере экономики железнодорожного транспорта, для установления которых могут использоваться методы криминалистической (бухгалтерской) диагностики, роль и место бухгалтерской диагностики в выявлении и расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Сформулированы типичные диагностические задачи. Обосновано значение бухгалтерской диагностики в тактике и методике раскрытия и расследования преступлений. Показаны отраслевые особенности производственных процессов, экономики и бухгалтерского учета организаций железнодорожного транспорта. Сделано заключение, что особенности железнодорожной отрасли формируют специфику хозяйственной деятельности и осуществляемых хозяйственных операций, их отражение есть в материальных (документах) и электронных (бухгалтерском программном обеспечении) носителях информации, в системе которых совершаются преступления, обладающие специфическими следами. Осуществлен анализ эмпирических сведений оперативно-следственной практики органов внутренних дел на транспорте и материалов уголовных дел. Приведены практические примеры. Представлена попытка алгоритмизировать процесс бухгалтерской диагностики применительно к расследованию отдельных видов экономических преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC DIAGNOSIS OF THE ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON THE OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORT

The possibilities of criminalistic diagnostics of crimes committed at railway transport facilities on the basis of accounting information are considered. The relevance of problems for the activities of investigative and operational units of the internal Affairs bodies in transport is shown. The analysis of the development of the theme. The views of the leading Russian scientists are studied. The features of the subject of forensic diagnostics in the economy of railway transport are shown. The main objects of criminal attacks in the sphere of economy of railway transport, for which the methods of forensic (accounting) diagnostics can be used, are determined. The role and place of accounting diagnostics in the identification and investigation of economic crimes committed at the railway transport facilities are determined. Formulated typical diagnostic tasks. The importance of accounting diagnostics in tactics and methods of detection and investigation of crimes is substantiated. The branch features of production processes, economyand accounting of the organizations of railway transport are shown. The conclusion is made: the features of the railway industry form the specifics of economic activity and economic operations, their reflection in the material (documents) and electronic (accounting software) media, in the system of which crimes are committed, which have specific traces. The analysis of empirical data of operational and investigative practice of internal Affairs bodies in transport and criminal cases materials is carried out.

Текст научной работы на тему «Криминалистическая диагностика экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта»

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

FORENSIC DIAGNOSIS OF THE ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON THE OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORT

УДК 343.9

Б.В. ЧИНЕНОВ,

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) Chinenovevg@yandex.ru

EVGENIY V. CHINENOV,

Candidate of Economics, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются возможности криминалистической диагностики преступлений на основе бухгалтерской информации, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, актуальность проблематики для деятельности следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте. Проведен анализ разработанности темы. Изучены взгляды на проблему ведущих отечественных ученых. Показаны особенности предмета криминалистической диагностики в экономике железнодорожного транспорта. Определены основные объекты преступных посягательств в сфере экономики железнодорожного транспорта, для установления которых могут использоваться методы криминалистической (бухгалтерской) диагностики, роль и место бухгалтерской диагностики в выявлении и расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Сформулированы типичные диагностические задачи. Обосновано значение бухгалтерской диагностики в тактике и методике раскрытия и расследования преступлений. Показаны отраслевые особенности производственных процессов, экономики и бухгалтерского учета организаций железнодорожного транспорта. Сделано заключение, что особенности железнодорожной отрасли формируют специфику хозяйственной деятельности и осуществляемых хозяйственных операций, их отражение есть в материальных (документах) и электронных (бухгалтерском программном обеспечении) носителях информации, в системе которых совершаются преступления, обладающие специфическими следами.

Осуществлен анализ эмпирических сведений оперативно-следственной практики органов внутренних дел на транспорте и материалов уголовных дел.

Приведены практические примеры. Представлена попытка алгоритмизировать процесс бухгалтерской диагностики применительно к расследованию отдельных видов экономических преступлений.

Ключевые слова: криминалистическая диагностика, экономические преступления, объекты железнодорожного транспорта, бухгалтерская информация.

Для цитирования: Чиненов Е.В. Криминалистическая диагностика экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3. С. 53-60.

Abstract: the possibilities of criminalistic diagnostics of crimes committed at railway transport facilities on the basis of accounting information are considered. The relevance of problems for the activities of investigative and operational units of the internal Affairs bodies in transport is shown. The analysis of the development of the theme. The views of the leading Russian scientists are studied. The features of the subject of forensic diagnostics in the economy of railway transport are shown. The main objects of criminal attacks in the sphere of economy of railway transport, for which the methods of forensic (accounting) diagnostics can be used, are determined. The role and place of accounting diagnostics in the identification and investigation of economic crimes committed at the railway transport facilities are determined. Formulated typical diagnostic tasks. The importance of accounting diagnostics in tactics and methods of detection and investigation of crimes is substantiated. The branch features of production processes, economy and accounting of the organizations of railway transport are shown. The conclusion is made: the features of the railway industry form the specifics of economic activity and economic operations, their reflection in the material (documents) and electronic (accounting software) media, in the system of which crimes are committed, which have specific traces.

The analysis of empirical data of operational and investigative practice of internal Affairs bodies in transport and criminal cases materials is carried out.

Keywords: criminalistic diagnostics, economic crimes, objects of railway transport, accounting information.

For citation: Chinenov E.V. Forensic diagnosis of the economic crimes committed on the objects of railway transport // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 3. P. 53-60.

В настоящее время перед следователями ГУТ МВД России остро стоит проблема повышения эффективности расследования преступлений, совершаемых в сфере экономики железнодорожного транспорта [11, с. 117; 12, с. 105; 13, с. 65; 14, с. 3; 15, с. 23; 16, с. 17]. Изучение оперативно-следственной практики свидетельствует о недостаточном профессионализме участников расследования, которые не всегда имеют возможность установить криминогенные факты; увидеть преступление, определить его механизм; использовать специальные знания; построить и проверить следственные версии, выявить круг лиц, причастных к осуществлению противоправной деятельности; получать, исследовать и использовать все необходимые доказательства.

Указанные условия актуализируют проблему и требуют поиска новых подходов к ее решению. В этой связи интеграция в криминалистическую науку уже имеющихся научных достижений и передового практического опыта, дополненных специальными знаниями, может способствовать повышению результативности раскрытия и расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта.

Важность значения, а также возможности использования специальных экономических знаний и бухгалтерской информации в выявлении преступлений впервые были обозначены В.Б. Люб-киным и С.П. Фортинским в 40-х годах прошлого столетия [1, с. 125; 2, с. 39]. Отдельные вопросы использования бухгалтерского учета в раскрытии и расследовании экономических преступлений позднее рассматривались в работах С.П. Го-лубятникова, А.М. Ромашова, Л.А. Сергеева,

З.И. Кореневой, В.Г. Танасевича и др.1. Указанные ученые заложили фундамент применения специальных бухгалтерских знаний, обосновали важность и необходимость использования бухгалтерских документов, записей на счетах бухгалтерского учета и финансовой отчетности в целях выявления признаков и следов преступлений, возможности экономико-криминалистического анализа хозяйственной деятельности в оперативно-следственной практике.

В настоящее время экономическая информация используется в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в различных отраслях экономики2. Как утверждает В.А. Тимченко, при определении механизма совершения преступления в сфере экономики криминалистически значимым

1 Голубятников С.П., Дашков Г.В., Куранова Э.Д. и др. Выявление хищений экономико-криминалистическими средствами: учеб. пособие / под общ. ред. С.П. Голубятникова. - Горький: Горьков. высш. шк. МВД СССР 1983. - 91 с. Ромашов А.М. Вопросы теории и практики судебно-бухгалтер-ской экспертизы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1972. - 16 с.; Сергеев Л.А. Расследование и предупреждение хищений, совершаемых при производстве строительных работ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1966. - 16 с.; Корнева З.И. Основы оперативно-экономического анализа в деятельности органов внутренних дел: уч. пособие. - Москва: ВНИИ МВД России, 2000. - 134 с.

2 Судебная бухгалтерия: учебник / Г.А. Атанесян, С.П. Голубятников. - Москва: Юридическая литература 2004. -350 с.; Судебная бухгалтерия (общая часть). Курс лекций / С.Г. Еремин. - Волгоград: Изд-во Волгогр. Акад. МВД России, 2001. - 228 с.; Судебная бухгалтерия: Учебник / С.П. Голубятников, Е.С. Леханова. - М.: Юрид. лит., 2005. - 480 с.; Судебная бухгалтерия: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.С. Дубоносов. - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 435 с.; Бертовский Л.В. Расследование преступлений экономической направленности: научно-практическое пособие. - Москва: Проспект, 2016. - 304 с.

может выступать распознавание информации методом диагностики данных бухгалтерского учета и отчетности3. Именно диагностика, в основе которой лежит экономическая информация, зарегистрированная средствами и методами бухгалтерского учета в документальной и электронной формах, позволяет выявлять замаскированные следы преступлений в экономической деятельности хозяйствующих субъектов различных сфер экономики (включая и железнодорожный транспорт), а также получать сведения, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ).

Первостепенная роль в формировании и развитии криминалистической диагностики принадлежит научным разработкам В.А. Снеткова, Ю.Г. Корухова, В.Ф. Орловой, А.Р. Шляхова, положившим начало современным исследованиям в данной области [4; 5; 6; 7]. Как справедливо отмечает Ю.Г. Корухов, в основу любого криминалистического диагностического исследования положено изучение свойств и состояний объекта, происходящих в нем изменений, обусловленных условиями и факторами криминальной ситуации [8, с. 73]. Н.П. Яблоков определяет криминалистическую диагностику как научно разработанную систему задач и методов распознавания и объяснения сути, свойств, состояний и других особенностей объектов, явлений, процессов, связанных с преступлениями4. В.Г. Шурухнов свидетельствует: «... криминалистическая диагностика - это процесс исследования с целью выявления качественных и количественных характеристик объектов, позволяющих установить отдельные обстоятельства расследуемого преступления»5. В этой связи заметим, количественные и качественные показатели как нельзя точно характеризуют экономику, а потому могут быть с успехом подвергнуты бухгалтерскому диагностированию.

В.И. Игнашин, основываясь на положениях естественнонаучных знаний трасологии, баллистики, габитологии, представляет диагностические исследования в виде комплекса, в состав которого входит трасологическая диагностика, судебно-баллистическая диагностика, диагностические возможности габитологии6. Отмечен-

3 Тимченко В.А. Концепция криминалистической диагностики преступлений на основе бухгалтерской информации: дис. ... д-ра юридических наук. - Нижний Новгород, 2001. С. 18.

4 Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. - Москва: Норма, 2009. С. 86.

5 Криминалистика: учебник / Н.Г. Шурухнов. - Москва: МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2011. С. 37.

6 Игнашин В.И. Криминалистика: учеб. пособие. - Ро-

стов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 47.

ное позволяет нам убедиться в закономерности существования бухгалтерской диагностики в криминалистических целях.

В качестве предмета криминалистической диагностики выступает познание изменений, происходящих в результате совершения преступления, определения причин и условий, способствующих этим изменениям, способом избирательного изучения свойств и состояний взаимодействующих объектов для установления механизма преступного события в целом или отдельных его фрагментов7. В экономике, включая и сферу железнодорожного транспорта, в результате совершения экономического преступления, осуществляемого либо маскируемого средствами и методами бухгалтерского учета, изменяется качественное состояние бухгалтерской документации (материальные или интеллектуальные подлоги) и бухгалтерской, финансовой отчетности (она искажается, т.е. фальсифицируется); количественное состояние (недостачи денежных средств, материальных ценностей, различных объектов, неполнота расчетов по налогам перед бюджетом). На основе изучения отдельных учетных документов и записей, отчетности, электронной информации, содержащейся в электронном программном бухгалтерском обеспечении, оперативными сотрудниками ЭБиПК, ОБППГ или следователями могут устанавливаться различные несоответствия: противоречия или несоответствия между реквизитами в документах; между документами и учетными регистрами; между документами, счетами и отчетностью; в корреспонденциях счетов свидетельствуют о нарушениях учетно-регистрацион-ной, финансовой и бухгалтерской дисциплины и в процессе дальнейшего детального анализа могут указывать на признаки и следы преступления. А потому процесс обнаружения таких противоречий, отражающихся в бухгалтерской информации, и их криминалистическая оценка составляет основу криминалистической диагностики экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта с использованием бухгалтерской информации, направленной на установление механизма экономического преступления, выработку следственных версий и тактическую реализацию следственных действий.

Типичными диагностическими задачами при расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, будут являться следующие8.

7 Криминалистика: учебник / под общей ред. А.Г. Филиппова. - Москва: Высшее образование, 2009. С. 46.

8 Криминалистика. Том 1. История, общая и частные теории / под редакцией Р.С. Белкина, В.Г Коломацкого. - Москва: Академия МВД России. 1995. С. 128.

1. Диагностическое исследование свойств и состояний объекта при его непосредственном изучении:

а) исследование свойств объекта, включая его соответствие определенным. Например, соответствует ли бухгалтерский документ по форме и содержанию установленным требованиям;

б) определение фактического состояния объекта, наличия каких либо отклонений от нормального состояния. Например, бухгалтерский документ содержит признаки материального или интеллектуального подлога;

в) установление его первоначального состояния. Например, соответствует ли дата, указанная в документе, информации о времени составления или редактирования документа в электронном программном обеспечении персонального компьютера бухгалтера;

г) определение причин и условий изменения свойств. Например, имеются ли основания для коррекции (типа исправления ошибочных записей методом «красное сторно») документа, и какие.

2. Диагностические исследования свойств и состояний объекта по его отображению:

а) определение степени информативности следов экономического преступления. Например, свидетельствует ли недостача, выявленная по результатам инвентаризации о хищении, имеются ли следы и какие; можно ли на основании бухгалтерских документов и факта недостачи свидетельствовать о причастности к хищению материально-ответственного лица;

б) установление свойств и состояний объекта в момент отображения. Например, обладало ли профессиональными знаниями лицо, совершившее хищение; находилось ли оно в период преступления на рабочем месте;

в) определение причины изменения свойств или состояния объекта. Например, подвергался ли текст в бухгалтерском документе подчистке, стиранию, травлению, смыванию, исправлению.

3. Исследования механизмов, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям):

а) определение структуры механизма:

- определение возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам. Например, возможно ли по форме и содержанию подлогов в реквизитах бухгалтерских документов, корреспонденциях счетов судить о механизме их возникновения;

- определение отдельных этапов события. Например, из каких стадий состоял процесс бухгалтерского сопровождения обналичивания денежных средств;

- установление возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях. Например, хищение объекта

основных средств под видом списания с баланса организации совершено в период нахождения в отпуске ее руководителя;

- установление соответствия (несоответствия) действий специальным правилам. Например, какие отступления были допущены при определении корреспонденции бухгалтерских счетов по криминальным хозяйственным операциям.

б) определение условий (обстановки):

- определение времени (периода) или хронологической последовательности события. Например, в какой последовательности, судя по бухгалтерским документам и экономической информации, осуществлялся расчет, начисление, перечисление оплаты труда на счета отдельным лицам по договору оказания услуг;

- определение места действия (его локализация, границы). Например: на основе информации электронных баз данных систем управления организацией и реквизитам бухгалтерских документов определить, откуда и куда осуществлялись переводы финансовых средств;

в) определение причинности:

- определение причины наблюдаемого результата. Например, имелся ли приказ руководителя на выдачу со склада материально-производственных запасов;

- установление причинной связи между действиями и наступившими последствиями. К примеру, в какой мере действия конкретного сотрудника или работника организации обусловили факт совершения преступления.

Таким образом, значительная часть диагностических задач, решаемых при расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, может и должна выполняться с помощью бухгалтерской и экономической информации.

Экономические преступления на объектах железнодорожного транспорта совершаются в процессе производственной деятельности, под видом или в процессе текущих хозяйственных операций. Как показывает исследование, в сфере экономики железнодорожного транспорта основными объектами преступных посягательств выступают денежные средства (45%), материальные ценности и производственные запасы (35%); основные средства (10 %); товары и продукты в сфере социального, медицинского обслуживания, торговли и общественного питания объектов транспортной инфраструктуры (10%).

Изучение содержательной части уголовных дел экономической направленности, расследованных следственными подразделениями УТ МВД России по ЦФО, свидетельствует об использовании документов первичного учета, записей в бухгалтерских счетах, бухгалтерской финансовой отчетности, материалов их экспертных и ревизионных исследований в качестве доказательств. Они содержат-

ся в 100% уголовных дел. А потому специальные знания о них, как считает Е.С. Леханова, выступают средством декодирования информации об экономическом преступлении, базируясь на закономерностях отражения противоправной деятельности в системе экономической информации9. В нашем случае, основной акцент при этом должен делаться на исследования отражающего объекта - системы данных об организации управления экономикой и бухгалтерского учета и железнодорожной организации.

Следует заметить, железнодорожные организации осуществляют разнообразные виды (сферы) деятельности: грузовые, пассажирские, почтовые перевозки, услуги инфраструктуры, предоставление локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предоставление услуг социальной сферы и пр. Каждый вид имеет особенности не только организационные, управленческие, производственно-технологические, но и экономические, в частности, бухгалтерские. Особенности формируют специфику хозяйственной деятельности и осуществляемых хозяйственных операций, их отражение в материальных (документах) и электронных (бухгалтерском программном обеспечении) носителях информации, в системе которых совершаются преступления, и которые обладают специфическими следами. Отмеченное усиливает тактические и методические средства раскрытия и расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. В наиболее общем виде это можно представить в виде рисунка:

Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте ведется в соответствии с ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

9 Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. - Москва: Норма, 2009. С. 92.

Функции ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в ОАО «РЖД» осуществляет филиал ОАО «РЖД» - центр корпоративного учета и отчетности «Желдору-чет», состоящий из нескольких общих центров обслуживания и множества структурных подразделений в регионах. Ведение учетного процесса компьютеризировано специальным бухгалтерским программным обеспечением «SAP R3». Применяемое в железнодорожной отрасли программное обеспечение практически полностью автоматизирует все процессы учета, планирования и управления в организации (в отличие от известной и распространенной программы «1:С»), которая является только лишь учетной бухгалтерской системой.

Специфическими бухгалтерскими документами, используемыми на железнодорожном транспорте, являются транспортная железнодорожная накладная и выдаваемая на ее основе квитанция о приеме груза, составляющиеся при грузовых перевозках, а при пассажирских перевозках - билет, багажная либо грузобагажная квитанция.

В сфере железнодорожного транспорта применяется отраслевой План счетов бухгалтерского учета. Особенности железнодорожного транспорта в части технологии производства, структуры управления, условий и порядка реализации продукции (перевозок) получили отражение через систему субсчетов. Например, к счету 10 «Материалы» предусматривается субсчет первого уровня 02 «Материалы верхнего строения пути», который, в свою очередь, подразделяется на субсчета второго уровня: 100 «Новые материалы верхнего строения пути»; 200 «Старогодные материалы

*

верхнего строения пути»; 300 «Покилометровый запас рельсов»; 400 «Инвентарные рельсы». Субсчета всех уровней указывают в бухгалтерских проводках, в связи с чем они участвуют в формировании экономической информации, и, следовательно, используются преступниками в

целях совершения экономических преступлений и сокрытия их следов. Посредством системы счетов структурные подразделения железнодорожного транспорта ведут учет хозяйственных операций своей деятельности.

В числе особенностей, знание которых необходимо для поисково-познавательной деятельности следователя или оперативного сотрудника при проведении бухгалтерской диагностики, особое место занимает знание специфики бухгалтерского учета:

1. В учете кассовых операций. К счету 50 «Касса» могут открываться такие субсчета: «Операционная касса» - для учета денежных средств в кассах товарных контор, эксплуатационных участков, в билетных и багажных кассах вокзалов.

2. В учете денежных средств на банковских счетах. Существующий расчетно-платежный механизм позволяет железнодорожной организации иметь:

а) расчетные счета для учета доходов от перевозок грузов, пассажиров и багажа; от дополнительных сборов по грузовым операциям, штрафов;

б) расчетные счета для учета поступающих от сторонних организаций, а также за реализованную продукцию, выполненные работы и за оказанные услуги по прочим (не основным) видам деятельности;

в) расчетные счета для осуществления операций по выплате заработной платы, уплате налогов и сборов, хозяйственных расходов в пределах установленных смет10.

Отраслевыми, железнодорожными особенностями также обладают: учет внешних и внутренних расчетов; расчеты с подотчетными лицами; расчеты с дебиторами и кредиторами; расчеты по кредитам банков и займам; операции в иностранной валюте; долгосрочные инвестиции в основные средства и источники их финансирования; учет основных средств; учёт нематериальных активов; учёт финансовых вложений; учет производственных запасов; учет труда и его оплаты. Знание этих и других особенностей бухгалтерского учета на железнодорожном транспорте позволит следователю грамотно формулировать задачи бухгалтерской диагностики.

При расследовании экономических преступлений на объектах железнодорожного транспорта алгоритм бухгалтерской диагностики может выглядеть так11:

1. Установление несоответствий между экономическими фактами в деятельности железнодорожной организации и их отражением в учете. Например, в цехе вагоноремонтного предприятия

10 Криминалистика: учебник / Н.Г. Шурухнов. - Москва: МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2011. С. 196.

11 Игнашин В.И. Криминалистика: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 195.

осуществляется ремонт ходовых частей локомотива. Фактически исправная колесная пара изымается из конструкции тележки вагона, а в технической и бухгалтерской документации делается запись о полном износе данного основного средства, на основании чего делается замена. В результате таких действий преступники преследуют цель реализации демонтированной детали, что фактически для вагоноремонтной организации выразится в материальных и финансовых потерях.

2. Криминалистическая оценка установленных несоответствий. В описанном примере, в частности, имеют место быть: упущения в организации производственного процесса, нарушения технологии первичного материального учета; искажение информации о фактическом состоянии колесных пар; преступление.

3. Определение криминалистически значимых объектов и хозяйственных операций. Например, в системе бухгалтерского учета железнодорожной организации это расчеты с контрагентами; движение денег по расчетному счету; движение денег в кассе; состояние складского учета; состояние расчетов по налогам; соблюдение норм законодательства; в сфере ремонта подвижного состава: главнейшие узлы и детали подвижного состава (тележки вагонов, надрессорные балки, колесные пары, боковые рамы, блоки электрообеспечения).

4. Изучение бухгалтерской документации по интересующим хозяйственным операциям на предмет формирования представления о совершенном преступлении:

а) о модели противоправного деяния. Например, на основе изучения реквизитов бухгалтерских документов определяются организации, лица, принимавшие участие в криминальном деянии, и их роли;

б) о характеристике причиненного деянием ущерба. Например: фактическое отсутствие определенного количества м3 строительного леса;

в) о времени и месте совершения преступления. Например: отдел материально-технического обеспечения Юго-Восточной железной дороги в период времени 28.01.2018 - 19.05.2018;

г) о лицах, причастных к преступлению, их количестве, профессии, распределении функций между ними. Например, начальник отдела материально-технического обеспечения, начальник материального склада и пр.;

д) о способе и механизме совершения преступления. В качестве примера приведем выдержку из обвинительного заключения по обвинению начальника Белгородского отдела материально-технического обеспечения Воронежской дирекции материально-технического обеспечения структурного подразделения Росжелдорснаба филиала ОАО «РЖД» Ивановой Т.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ.

Иванова Т.В., имея умысел, направленный на хищение доски обрезной, с целью образования излишков 28 января 2016 г., используя служебное положение, подписала требование-накладную № 12, разрешив отпуск доски обрезной на материальный склад станции Старый Оскол Белгородского отдела материально-технического обеспечения в количестве 8 м3. Исполняя указание Ивановой Т.В., заведующая материальным складом на станции Белгород Белгородского отдела материально-технического обеспечения Бондарь Л.М. отгрузила 6 м3 доски обрезной, то есть на 2 м3 меньше, чем указано в накладной № 12. 19 февраля 2016 г. Иванова ТВ. подписала требование-накладную № 102 разрешив отпуск доски обрезной на материальный склад станции Валуйки в количестве 7,56 м3. При этом, исполняя указание Ивановой Т.В., заведующая складом Бондарь Л.М. отгрузила 5,56 м3 доски обрезной, то есть на 2 м3 меньше, чем указано в накладной № 102.

13 мая 2016 г. Иванова Т.В., используя служебное положение, подписала требования-накладные № 354 и № 355, без указания даты составления документа, на отпуск доски обрезной на материальный склад станций Ва-

ным складом Бондарь Л.М. отложить из общего количества доску обрезную в количестве 6,005 м3, стоимостью 29395 рублей 07 копеек, что и было осуществлено последними. 19 мая 2016 г. по указанию Ивановой Т.В., данному главному инженеру Белгородского отдела материально-технического обеспечения Канаеву В.П. и начальнику материального склада Сыромятни-кову А.В., с помощью стрелового крана КС 35715 гос. номер О940УК 36 регион, состоящем на балансе Белгородской дистанции пути, грузчиками Винтюк И.П. и Жигаловым О.П. была погружена отложенная и находившаяся на складе доска обрезная в количестве 6,005 м3 в грузовой автомобиль КАМАЗ г.н. Т228 НС 199 регион под управлением водителя Пугачёва В.В., который в 09 часов 15 минут осуществил ее вывоз с территории склада на земельный участок, принадлежащий Иванову О.И., являющемуся супругом Ивановой Т.В.

В этот же день, в 10 часов 20 минут автомобиль Пугачёва В.В. был задержан сотрудниками Белгородского ЛО МВД России на транспорте.

Наиболее обобщенно отмеченное представим в виде схемы:

Установление несоответствий между экономическими фактами в деятельное™ жел е з нодорс жно й организации и их отражении в учете,

Криминалнстичесная оценка установленных несоответствий.

Определение криминальной составляющей в хозяйственных операциях,

Изучение бухгалтерской документации по интересующим хозяйственным фактам, выявление следов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

луйки и Старый Оскол соответственно в объёме по 1 м3. Заведующая материальным складом Бондарь Л.М., исполняя распоряжение своего начальника - Ивановой Т.В., не отгрузила 2 м3 доски обрезной на указанные станции. Создав необходимые излишки с целью их хищения путём присвоения, 13 мая 2016 г. Иванова Т.В. отдала распоряжение начальнику материального склада Сыромятникову А.В. и заведующей материаль-

Таким образом, бухгалтерская диагностика преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, позволяет установить, имели ли место нарушения в системе управления транспортной организацией и его бухгалтерском учете, определить круг должностных и материально-ответственных лиц, их совершивших, проанализировать ситуацию в целом и смоделировать механизм преступного деяния.

Литература

1. Любкин В.Б. О методах расследования преступлений с использованием бухгалтерского учёта // Учёные записки Саратовского юридического института. Вып. 1. - Москва: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. С. 125-141.

2. Фортинский С.П. Об изучении судебной бухгалтерии // Социалистическая законность. 1949. № 5 (май). С. 39-40.

3. Танасевич В.Г. Ревизия и бухгалтерская экспертиза при расследовании дел о хищениях государственного и общественного имущества. - Москва: Госюриздат, 1958. - 152 с.

4. Снетков В.А. Проблемы криминалистической диагностики / Труды ВНИИ МВД СССР 1972. Вып. 23. С. 104.

5. Снетков В.А. Экспертная криминалистическая диагностика / Труды ВНИИ МВД СССР. 1984. С. 43.

6. Корухов Ю.Г. Трасологическая диагностика. - Москва, 1982. С. 85.

7. Орлова В.Ф., Шляхов А.Р Принципы классификации задач криминалистической экспертизы / Актуальные проблемы теории судебной экспертизы: сб. науч. тр. ВНИИСЭ. - Москва, 1984. С. 53-54.

8. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений: научно-практическое пособие. - Москва: Норма-Инфра-М., 1998. - 284 с.

9. Леханова Е.С. Проблемы криминалистической адаптации судебно-экономических знаний к задачам раскрытия и расследования преступлений // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2008. № 2 (9). С. 91-95.

10. Тимченко В.А. Цель и задачи криминалистической диагностики преступлений в сфере экономики // Пробелы в Российском законодательстве. 2014. №1. С.193-197.

11. Грибунов О.П. К вопросу о противодействии преступлениям, совершаемым на объектах транспорта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2. С. 117-120.

12. Волынский А.Ф. Преступления в сфере экономики: организация и методика расследования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2. С.105 -110.

13. Шаталов А.С. Вопросы модернизации частных криминалистических методик расследования преступлений // Вестник Томского государственного университета. Право. 2016. № 1 (19). С. 64-76.

14. Головин А.Ю. Проблемы и пути совершенствования методик расследования отдельных видов преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-2. С. 3-10.

15. Варданян А.В., Грибунов О.П. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 2 (81). С. 23-35.

16. Варданян А.В., Айвазова О.В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-2. С.17-23.

= References =

1. Lyubkin V.B. O metodah rassledovaniya prestuplenij s ispol'zovaniem buhgalterskogo uchyota // Uchyonye zapiski Saratovskogo yuridicheskogo instituta. Vyp. 1. - Moskva: YUrid. izd-vo NKYU SSSR, 1940. S. 125-141.

2. Fortinskij S.P. Ob izuchenii sudebnoj buhgalterii // Socialisticheskaya zakonnost'. 1949. № 5 (maj). S. 39-40.

3. Tanasevich V.G. Reviziya i buhgalterskaya ehkspertiza pri rassledovanii del o hishcheniyah gosudarstvennogo i obshchestvennogo imushchestva. - Moskva: Gosyurizdat, 1958. - 152 s.

4. Snetkov V.A. Problemy kriminalisticheskoj diagnostiki / Trudy VNII MVD SSSR. 1972. Vyp. 23. S. 104.

5. Snetkov V.A. EHkspertnaya kriminalisticheskaya diagnostika / Trudy VNII MVD SSSR. 1984. S. 43.

6. Koruhov YU.G. Trasologicheskaya diagnostika. - Moskva, 1982. S. 85.

7. Orlova V.F., SHlyahov A.R. Principy klassifikacii zadach kriminalisticheskoj ehkspertizy / Aktual'nye problemy teorii sudebnoj ehkspertizy: sb. nauch. tr. VNIISEH. - Moskva, 1984. S. 53-54.

8. Koruhov YU.G. Kriminalisticheskaya diagnostika pri rassledovanii prestuplenij: nauchno-prakticheskoe posobie. - Moskva: Norma-Infra-M., 1998. - 284 s.

9. Lekhanova E.S. Problemy kriminalisticheskoj adaptacii sudebno-ehkonomicheskih znanij k zadacham raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2008. № 2 (9). S. 91-95.

10. Timchenko V.A. Cel' i zadachi kriminalisticheskoj diagnostiki prestuplenij v sfere ehkonomiki // Probely v Rossijskom zakonodatel'stve. 2014. № 1. S.193-197.

11. Gribunov O.P. K voprosu o protivodejstvii prestupleniyam, sovershaemym na ob»ektah transporta // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. EHkonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. № 2-2. S.117-120.

12. Volynskij A.F. Prestupleniya v sfere ehkonomiki: organizaciya i metodika rassledovaniya // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2016. № 2. S.105 -110.

13. SHatalov A.S. Voprosy modernizacii chastnyh kriminalisticheskih metodik rassledovaniya prestuplenij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. 2016. № 1 (19). S. 64-76.

14. Golovin A.YU. Problemy i puti sovershenstvovaniya metodik rassledovaniya otdel'nyh vidov prestuplenij // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. EHkonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2014. № 3-2. S.3-10.

15. Vardanyan A.V., Gribunov O.P. Sovremennaya doktrina metodiko-kriminalisticheskogo obespecheniya rassledovaniya otdel'nyh vidov prestuplenij // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 2 (81). S. 23-35.

16. Vardanyan A.V., Ajvazova O.V. Principy formirovaniya chastnyh kriminalisticheskih metodik: sovremennoe sostoyanie i puti sovershenstvovaniya // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. EHkonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2016. № 1-2. S.17-23.

(статья сдана в редакцию 02.08.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.