НЕКОТОРЫЕ КРИМИИОЛОГНЧБСКИБ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ В ПОЕЗДАХ дАЛЬНЕГО СЛЕдОВАНИя
SOME CRIMINOLOGICAL ASPECTS OF COUNTERACTION TO MERCENARY-VIOLENT CRIMES COMMITTED IN LONG-DISTANCE TRAINS
УДК 343.9
А.В. МАКСНМЕИКО,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
ALEXANDER V. MAKSIMENKO,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
P.A. ЛАЩЕИКО,
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
ROMAN A. LASHCHENKO,
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые криминологические характеристики преступлений корыстно-насильственной направленности, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, внешняя и внутриведомственная проблематика деятельности следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте. Авторами статьи изучены уголовно-правовые, социальные и виктимологические аспекты, проведен анализ теоретического материала и статистических данных с последующим обобщением особенностей совершения преступлений корыстно-насильственной направленности. Авторским коллективом проведен анализ разработанности тематики, определены основные объекты корыстных преступных посягательств в сфере железнодорожного транспорта. Обосновано значение криминологического анализа причин и условий совершения преступлений в тактике и методике раскрытия и расследования преступлений корыстно-насильственной направленности в поездах дальнего следования. Рассмотрены специфические особенности функционирования железнодорожного транспорта, которые оказывают негативное
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'18 ^^^^^^^^^^^^^^ 6
воздействие на организацию оперативного обслуживания ОВД, из которых отмечается постоянная динамичность и изменчивость, влияющая на своевременность и полноту проведения необходимого комплекса оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий. Делается вывод, что реализация задач по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений на транспорте возможна только при условии тесного взаимодействия подразделений органов внутренних дел на транспорте, территориальных органов внутренних дел и администрации железных дорог.
Ключевые слова: криминологическая характеристика, корыстно-насильственные преступления, объекты железнодорожного транспорта, поезда дальнего следования.
Для цитирования: Максименко А.В., Лащенко Р.А. Некоторые криминологические аспекты противодействия корыстно-насильственным преступлениям, совершаемым в поездах дальнего следования // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 6-11.
Abstract: the article deals with some criminological characteristics of crimes of selfish and violent orientation committed on the objects of railway transport, external and internal problems of the investigative and operational units of the internal Affairs bodies in transport. The criminal law, social and victimological aspects are studied, the analysis of theoretical material with the subsequent generalization of features of Commission of crimes of a mercenary and violent orientation is carried out. The author's team analyzed the development of the theme, identified the main objects of mercenary criminal attacks in the field of railway transport. The importance of criminological analysis of the causes and conditions of crimes in the tactics and methods of disclosure and investigation of crimes of selfish and violent orientation in long-distance trains is substantiated. The specific features of the functioning of rail transport, which have a negative impact on the organization of operational maintenance of ATS, of which there is a constant dynamic and variability that affects the timeliness and completeness of the necessary complex of operational-search measures and investigative actions.
Keywords: criminological characteristics, selfish and violent crimes, objects of railway transport, long-distance trains.
For citation: Alexander V. Maksimenko, Roman A. Lashchenko. Some criminological aspects of counteraction to mercenary-violent crimes committed in long-distance trains // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 4. Рр. 6-11.
Организация деятельности органов внутренних дел на транспорте по противодействию совершению корыстно-насильственных преступлений является одним из основных приоритетных направлений, где эффективность может быть достигнута только изучением сотрудниками органов внутренних дел причин и условий, которые способствуют их совершению, а также методики предупреждения, раскрытия и расследования.
Сложность изучаемой темы обусловлена следующими взаимосвязанными факторами: широким спектром корыстно-насильственных преступлений, их направленностью и способами совершения, спецификой транспортного функционирования и особенностью деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте в этих условиях.
Преступления указанной категории квалифицируются в соответствии со следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ): «Грабеж» (ст. 161), «Разбой» (ст. 162), «Вымогательство» (ст. 163). На наш взгляд, с учетом данных статистики и произошедших в послед-
ние годы значительных изменений в УК РФ этот ряд можно существенно дополнить. Безусловно, корыстно-насильственными могут стать и иные преступления при условии, что они совершаются в корыстных целях и с применением насилия. В первую очередь, это такие преступления, как убийство (ст. 105), похищение человека (ст. 126). Учитывая, что террористические акции всегда осуществляются общественно опасным способом, то и такие преступления, как терроризм (ст. 205) и захват заложника (ст. 206), также можно отнести к кругу рассматриваемых в данной работе.
Деятельность правоохранительных органов по рассмотрению и реагированию на сообщения о совершении преступлений на транспорте отличается спецификой, обусловленной условиями функционирования железнодорожных перевозок. В основном это обусловлено краткосрочностью контакта пассажиров и преступников, возможностью выхода на промежуточных станциях, плотностью движения железнодорожного транспорта, что дает возможность перейти на другие поезда и направления, а также удобством пригородного
сообщения, не требующего идентификации гражданина при посадке. Во многих случаях место совершения преступления и его обнаружения не совпадают, имеется большой временной промежуток, что позволяет преступнику скрыться, уничтожить вещественные доказательства, произвести сбыт похищенного имущества и т.д. Круглосуточный режим функционирования железнодорожного транспорта позволяет выбрать наиболее удобное время для совершения преступления. Высокая концентрация пассажиров и постоянное движение затрудняют установление очевидцев и свидетелей. Преступления на железнодорожном транспорте, как правило, характеризуются повышенной латентностью и криминальным профессионализмом.
В сфере пассажирских перевозок совершается около 55% всех преступлений на транспорте, из которых более 60% - в поездах дальнего следования, около 30% - в поездах пригородного сообщения и около 10% - в сфере международных перевозок. 48% преступлений в поездах совершается от 0 до 8 часов и только 24% - от 16 до 20 часов. По категории преступлений в пассажирских поездах совершается более 50% преступлений против личности и собственности (убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, кражи, грабежи и разбойные нападения) из числа зарегистрированных на объектах транспортной инфраструктуры [1, а 92].
Сотрудники органов внутренних дел на транспорте, работающие непосредственно в поездах, участвуют в борьбе с этими преступными проявлениями. Но эффективность этих мероприятий вызывает большую озабоченность. Раскрываемость «поездных» преступлений сотрудниками уголовного розыска гораздо ниже, чем аналогичных деяний, совершенных на стационарных транспортных объектах. Предупреждение, раскрытие и расследование данной категории преступлений на местах вызывает серьезные трудности и порождает множество тактических и организационных ошибок, которые обусловлены особыми способами подготовки, совершения и сокрытия преступлений исследуемой группы, личностью преступника, жертвы преступления и другими факторами. Противодействие преступности в пассажирских поездах до сих пор не всегда носит упреждающий характер, отсутствует должная информационная поддержка, не совсем эффективны профилактические меры.
Существующие методы выявления и расследования преступлений на железнодорожных объектах постепенно вступают в противоречие с реальностью оперативно-разыскной и следственной практики, что значительно ограничивает
возможность тактического маневрирования с учетом криминалистического своеобразия уголовно наказуемых деяний, совершаемых в поездах.
Практика показывает, что преступники-гастролеры с намерением совершить корыстно-насильственное преступление в поездах дальнего следования объединяются в группы, зачастую имеющие признаки организованности.
Совершенные ими преступления характеризуются дерзостью и изощренностью, знанием особых условий функционирования транспортной железнодорожной инфраструктуры, специфических особенностей деятельности ОВД на транспорте и психологии пассажиров. В большинстве случаев преступления корыстно-насильственной направленности были совершены в условиях отсутствия сопровождения поездов нарядами сотрудников ОВД, иногда имели место факты прямого попустительства или непосредственного участия в совершении преступлений работников железнодорожного транспорта. Статистические данные свидетельствуют, что динамика таких корыстно-насильственных преступлений, как убийство, грабеж, разбой в последнее время не проявляет тенденцию к снижению. Нельзя не отметить, что анализу умышленных убийств, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, учитывая их повышенную общественную опасность, в специальной и криминалистической литературе всегда уделялось достаточное внимание. Вместе с тем убийства в пассажирских поездах всегда составляли незначительную долю от общего числа зарегистрированных преступлений. Менее исследованными в теоретическом и практическом плане представляются вопросы борьбы с такими преступлениями в пассажирских поездах дальнего следования, как мошенничество, грабежи, разбойные нападения и некоторые другие преступления.
При неизменности основных элементов криминалистической характеристики разбойных нападений, совершаемых в пассажирских поездах, необходимо обратить внимание, что действия преступников стали отличаться особой жестокостью и дерзостью, с причинением все более значительного ущерба.
Существенной составляющей корыстно-насильственной преступности на транспорте являются преступники из числа иностранных граждан. Увеличение количества совершенных ими преступлений обусловлено ростом нелегальной миграции по территории Российской Федерации. По данным МВД России, в настоящий момент в России по различным основаниям пребывает свыше полумиллиона иностранцев и лиц без гражданства, правовой статус которых не определен [2].
Многие из иностранных граждан (в том числе из республик бывшего Советского Союза), прибывают в Российскую Федерацию в поисках
лучших условий существования, но не соблюдают законодательство, организуют нелегальную трудовую деятельность, а в некоторых случаях и криминальную. Этому способствовала возможность упрощенного порядка въезда и пребывания данной категории иностранцев в Российской Федерации, что в некоторой степени оказывает влияние на криминогенную обстановку на объектах транспортной инфраструктуры. Необходимо отметить, что из общего массива преступлений на объектах транспорта в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства свыше 70% составляют преступления корыстной направленности, в основном кражи ручной клади. Потерпевшими главным образом являются «челноки», сотрудники организаций и предприятий, следующие в служебные командировки, туристы. Имеет место участие в совершении преступлений обслуживающего персонала поездов, которые согласно должностным обязанностям сами обязаны обеспечивать сохранность имущества пассажиров. Но основной массив преступлений совершается квалифицированной категорией преступников-гастролеров, зачастую объединяющихся в организованные преступные группировки.
Расследование преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении них, существенно осложняется отсутствием в поездной бригаде и следственно-оперативной группе переводчика и возникающими проблемами с документированием преступных действий и розыском преступника по «горячим следам». В отдельных случаях потерпевшему или свидетелям с целью допроса, предъявления для опознания или производства иных следственных действий может быть предложено покинуть поезд. В свою очередь, это отрицательно сказывается на ходе расследования, так как теряются драгоценное время и обстановка места совершения преступления. Имели место случаи, когда потерпевший-иностранец отказывался покинуть поезд для дальнейшего разбирательства. В дальнейшем у органа транспортной полиции возникали значительные трудности с выполнением следственных действий, связанных с выездом за пределы России, поскольку в этой части с государствами ближнего и дальнего зарубежья все еще не создано системы устойчивого взаимодействия [3, с. 171].
Для успешного противодействия преступлениям корыстно-насильственной направленности в поездах дальнего следования оперативным сотрудникам и нарядам сопровождения необходим анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Их можно условно классифицировать на три группы:
- нарушения организации пассажирских перевозок и обслуживания пассажиров;
- виктимное, а в ряде случаев и неправомерное поведение пассажиров;
- недостатки в организации деятельности подразделений ОВД на транспорте.
В первую группу в основном входят нарушения и злоупотребления, совершаемые членами поездных бригад, прежде всего проводниками пассажирских вагонов. Недобросовестное исполнение ими обязанностей является одним из основных детерминирующих факторов совершения корыстно-насильственных преступлений в поездах дальнего следования. Чаще всего в вагон при посадке допускается пассажир в состоянии алкогольного опьянения или происходит распитие алкоголя в самом вагоне. Проводники, пренебрегая правилами пассажирских перевозок, способствуют тем самым совершению преступлений пассажирами или в отношении них. Одним из внутрисистемных недостатков органов внутренних дел на транспорте является недостаточная плотность нарядов в поездах, большое расстояние между подразделениями ОВД на транспорте и слабая профессиональная подготовка сотрудников полиции.
Выявляя следственные и оперативно-разыскные ошибки в процессе раскрытия преступлений, авторы использовали по одним и тем же вопросам как объективные, так и субъективные оценочные показатели. Весьма характерно, что результаты изучения уголовных дел и опроса во многом совпадают. Таким образом, удалось выяснить достаточно много причин, по которым преступления не раскрыты по «горячим» следам. К ним относятся:
- длительный временной промежуток между совершением преступления и обращением потерпевшего в ОВД;
- несвоевременный выезд следственно-оперативной группы на место преступления;
- недостаточность проведения заградительных мероприятий;
- слабая профессиональная подготовка сотрудников ОВД;
- некачественный осмотр места происшествия, непривлечение к участию в нем специалистов;
- отсутствие в данном поезде наряда сопровождения или оперативных сотрудников;
- неприменение криминалистической и специальной техники;
- отсутствие свидетелей или уклонение их от показаний.
Одним из недостатков в деятельности ОВД на транспорте является низкий уровень технической оснащенности сотрудников полиции. Это обстоятельство позволяет преступнику относительно беспрепятственно провозить по железной дороге наркотики, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, обнаружить которые без специальных технических средств затруднительно.
Раскрытие преступлений в поездах дальнего следования невозможно без закрепления в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ оставленных преступником следов и вещественных доказательств. В условиях быстрой динамики пассажирских перевозок осмотр места происшествия требует безотлагательности, т.к. по истечении некоторого времени невозможно будет воспроизвести обстановку и его местоположение, и обеспечить сохранность вещественных доказательств. В большинстве случаев, когда в состав следственно-оперативной или оперативно-поисковой группы входит следователь или сотрудник органа дознания (т.е. сотрудник из числа офицерского состава), он обязан составить протокол осмотра места происшествия. В современных условиях выход на каждый осмотр места происшествия следователя или оперуполномоченного просто невозможен. Между тем в нарядах сопровождения поездов дальнего следования, как правило, работают сотрудники из числа младшего начальствующего состава, которые, по существу, в случае совершения преступления сами безотлагательно производят осмотр места происшествия с составлением итогового протокола. Сотрудник полиции в наряде сопровождения, хотя он и осуществляет административные, а не процессуальные функции, все же является представителем органа дознания. Кроме того,
используя знание основ уголовно-процессуального права и криминалистики, изучаемых в рамках профессиональной подготовки, он должен ясно понимать процессуальный характер своих действий. На наш взгляд, при соответствующей дополнительной подготовке лица младшего начальствующего состава полиции могут самостоятельно производить осмотр места происшествия, при условии что выполнить его силами следователя или работника органа дознания в конкретной ситуации невозможно.
Отмечаем, что действенная реализация задач по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений данной категории возможна только при условии тесного взаимодействия подразделений органов внутренних дел на транспорте, территориальных органов внутренних дел с администрацией железных дорог [5, с. 124].
Подводя итог исследованию, отметим, что рассмотренные причины и условия, способствующие совершению корыстно-насильственных преступлений в поездах дальнего следования, не могут быть устранены только мерами уголовно-правового характера. Это - постоянное, системное и комплексное взаимодействие заинтересованных ведомств и компаний, которые обязательно должны включать административные, правовые, организационные, экономические, социальные и иные мероприятия.
- Литература -
1. Деревянко К.И. Специфика краж на железнодорожном транспорте (на примере Кузбасского УВДТ) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 355. С. 92.
2. Бондарь К.А., Орлов В.В. Отдельные вопросы производства первоначальной проверки сообщения и возбуждения уголовных дел по фактам хищений грузов на железнодорожном транспорте // Общество и право. 2010. № 3 (30). С. 258-261.
3. Аверинская С.А. К вопросу о значении потерпевшего при совершении краж на пассажирском железнодорожном транспорте // Вестник ИрГТУ. 2015. № (99). С. 171.
4. Бобовкин М.В., Ручкин В.А. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании преступлений на транспорте: актуальные проблемы уголовно-процессуального регулирования и пути их решения // Транспортное право и безопасность. 2017. № 9 (21). С. 48-55.
5. Белоусов А.В. Особенности организации следователем взаимодействия при расследовании и раскрытии краж, совершаемых на железнодорожном транспорте из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем // Бизнес в законе. 2012. № 1. С. 124.
6. Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачева О.И. // Особенности выявления, раскрытия и расследования некоторых преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2015. № 45. С. 22-28.
7. Клюквин Н.Н. Защита от актов незаконного вмешательства на железных дорогах // Транспорт Российской Федерации. 2016. № 2-3 (63-64). С. 45-48.
8. Мартынова С.И., Мартынов И.В. Актуальные проблемы расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте // Правоохранительные органы: теория и практика. 2010. № 2. С. 34-44.
9. Новиков Е.Ф. К вопросу о причинах хищений грузов с объектов железнодорожного транспорта и условиях, способствующих их совершению // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3. С. 123-127.
10. Дмитриев С.Н. Проблемы правового регулирования транспортной безопасности // Транспорт РФ. 2014. № 2 (51). С. 34-39.
= References =
1.Derevyanko K. I. Specifika krazh na zheleznodorozhnom transporte (na primere Kuzbasskogo UVDT) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 355. S. 92.
2. Bondar' K.A., Orlov V.V. Otdel'nye voprosy proizvodstva pervonachal'noj proverki soobshcheniya i vozbuzhdeniya ugolovnyh del po faktam hishchenij gruzov na zheleznodorozhnom transporte // Obshchestvo i pravo. 2010. № 3 (30). S. 258-261.
3. Averinskaya S.A. K voprosu o znachenii poterpevshego pri sovershenii krazh na passazhirskom zheleznodorozhnom transporte // Vestnik IrGTU. 2015. № (99). S. 171.
4. Bobovkin М.У., Ruchkin У.А. Ispol'zovanie special'nyh znanij pri raskrytii i rassledovanii prestuplenij па transporte: акШаГпуе ргоЬ1ету ugolovno-processual'nogo regulirovaniya i рий ih resheniya // Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2017. № 9 (21). S. 48-55.
5. Belousov А.У Osobennosti organizacii sledovatelem vzaimodejstviya pri rassledovanii i raskrytii sovershaemyh па zheleznodorozhnom transporte iz odezhdy, sumki ili drugoj оюЬ^ kladi, nahodivshihsya pri poterpevshem // Biznes V zakone. 2012. № 1. S. 124.
6. Кш^тт М.У., Potapova N.N., Dolgachyova 0.1. // Osobennosti vyyavleniya, raskrytiya i rassledovaniya nekotoryh prestuplenij, sovershaemyh na zheleznodorozhnom transporte // Vestnik Уо^Ь^^ gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2015. № 45. S. 22-28.
7. К^иЫп N.N. Zashchita ot aktov nezakonnogo vmeshatel'stva na zheleznyh dorogah // Transport Rossijskoj Federacii. 2016. № 2-3 (63-64). S. 45-48.
8. Martynova S.I., Martynov 1.У. Aktual'nye problemy rassledovaniya hishchenij gruzov na zheleznodorozhnom transporte // Pravoohranitel'nye organy: teoriya i praktika. 2010. № 2. S. 34-44.
9. Novikov E.F. К voprosu о prichinah hishchenij gruzov s ob»ektov zheleznodorozhnogo transporta i usloviyah, sposobstvuyushchih ih soversheniyu // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 3. S. 123-127.
10. Dmitriev S.N. Problemy pravovogo regulirovaniya transportnoj bezopasnosti // Transport RF. 2014. № 2 (51). S. 34-39.
(статья сдана в редакцию 21.11.2018)