Научная статья на тему 'Инсценировки на железнодорожном транспорте и распознавание посредством поисково-познавательной деятельности'

Инсценировки на железнодорожном транспорте и распознавание посредством поисково-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
345
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСЦЕНИРОВКИ / СОКРЫТИЕ / ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / PERFORMANCES / CONCEALMENT / ILLEGAL ACTS / INVESTIGATION OF CRIMES / RAILWAY TRANSPORT / ROLLING STOCK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов А.Е.

В статье рассматривается понятие «противодействие расследованию», совершаемому на железнодорожном транспорте, и такая его наиболее сложная форма, как инсценировка, определен круг лиц, по роду своей деятельности осуществляющих инсценирование при совершении преступлений на железнодорожном транспорте. Автором проанализированы различные точки зрения ведущих отечественных ученых на рассматриваемое понятие, уделено особое внимание основным признакам, позволяющим распознавать инсценируемые события с учетом специфических особенностей, связанных с функционированием железнодорожного транспорта. Определены источники, которые могут владеть наибольшим количеством информации о преступлении, совершенном с элементами инсценировки в подвижном составе железнодорожного транспорта и с его использованием. Обращено особое внимание на необходимость проведения следственных действий с обязательным привлечением специалистов ОАО «РЖД» различных областей деятельности с целью определения истинных событий и достоверности имеющихся фактов. Сформулированы выводы относительно рассматриваемого понятия, позволяющие существенно конкретизировать и облегчить процесс поисково-познавательной деятельности, направленной на установление инсценировок и достоверных фактов преступной деятельности с целью раскрытия преступления и привлечения к ответственности виновных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCES ON RAILWAY TRANSPORT AND THEIRRECOGNITION BY MEANS OF SEARCH COGNITIVE ACTIVITY

The article deals with the notion «counteraction to investigation» committed on railway transport, and its most complicated form, like staging, identifies a circle of persons who, in the nature of their activities, perform staging in committing crimes on railway transport. The author analyzes the different points of view of the leading domestic scientists on the concept under consideration, a special attention is paid to the main features which allow to recognize the staged events taking into account the specific features associated with the functioning of the railway transport. Sources that can possess the greatest amount of information about a crime committed with elements of staging in the rolling stock of railway transport and with its use are identified. Special attention is paid to the need to conduct investigative actions with the obligatory involvement of specialists of JSC «Russian Railways» in various fields of activity in order to determine the true events and the reliability of the available facts. Conclusions are drawn regarding the concept under consideration, allowing to substantially concretize and facilitate the process of search cognitive activity aimed at establishing dramatizations and reliable facts of criminal activity for the purpose of crime detection and prosecution of the perpetrators.

Текст научной работы на тему «Инсценировки на железнодорожном транспорте и распознавание посредством поисково-познавательной деятельности»

ИНСЦЕНИРОВКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PERFORMANCES ON RAILWAY TRANSPORT AND THEIRRECOGNITION BY MEANS OF SEARCH COGNITIVE

ACTIVITY

УДК 343.9

А.Б. АНТОНОВ,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Alexey.Antonow@mail.ru

ALEXEY E. ANTONOV,

Postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

i г

Н J ж Т7 *

Аннотация: в статье рассматривается понятие «противодействие расследованию», совершаемому на железнодорожном транспорте, и такая его наиболее сложная форма, как инсценировка, определен круг лиц, по роду своей деятельности осуществляющих инсценирование при совершении преступлений на железнодорожном транспорте. Автором проанализированы различные точки зрения ведущих отечественных ученых на рассматриваемое понятие, уделено особое внимание основным признакам, позволяющим распознавать инсценируемые события с учетом специфических особенностей, связанных с функционированием железнодорожного транспорта. Определены источники, которые могут владеть наибольшим количеством информации о преступлении, совершенном с элементами инсценировки в подвижном составе железнодорожного транспорта и с его использованием. Обращено особое внимание на необходимость проведения следственных действий с обязательным привлечением специалистов ОАО «РЖД» различных областей деятельности с целью определения истинных событий и достоверности имеющихся фактов. Сформулированы выводы относительно рассматриваемого понятия, позволяющие существенно конкретизировать и облегчить процесс поисково-познавательной деятельности, направленной на установление инсценировок и достоверных фактов преступной деятельности с целью раскрытия преступления и привлечения к ответственности виновных лиц.

Ключевые слова: инсценировки, сокрытие, противоправные действия, расследование преступлений, железнодорожный транспорт, подвижной состав.

Для цитирования: Антонов А.Е. Инсценировки на железнодорожном транспорте и их распознавание посредством поисково-познавательной деятельности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 2. С. 59.

Abstract: the article deals with the notion «counteraction to investigation» committed on railway transport, and its most complicated form, like staging, identifies a circle of persons who, in the nature of their activities, perform staging in committing crimes on railway transport. The author analyzes the different points of view of the leading domestic scientists on the concept under consideration, a special attention is paid to the main features which allow to recognize the staged events taking into account the specific features associated with the functioning of the railway transport. Sources that can possess the greatest amount of information about a crime committed with elements of staging in the rolling stock of railway transport and with its use are identified. Special attention is paid to the need to conduct investigative actions with the obligatory involvement of specialists of JSC «Russian Railways» in various fields of activity in order to determine the true events and the reliability of the available facts. Conclusions are drawn regarding the concept under consideration, allowing to substantially concretize and facilitate the process of search cognitive activity aimed at establishing dramatizations and reliable facts of criminal activity for the purpose of crime detection and prosecution of the perpetrators.

Keywords: performances, concealment, illegal acts, investigation of crimes, railway transport, rolling stock.

For citation: Antonov A.E. Performances on railway transport and their recognition by means of search cognitive activity. Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 2. P. 59.

Наличие противодействия расследованию со стороны лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также иных заинтересованных в исходе дела лиц все чаще встречается в процессе расследования различных видов преступлений. Как справедливо заметила в своей работе

A.Н. Петрова, противодействие расследованию приобретает «более наступательный, агрессивный характер глобального социального явления, которое имеет тенденцию к расширению и усложнению форм и методов отрицательного воздействия на следствие, что влияет на его полноту и качество»1. Не исключение в данном случае и деятельность, связанная с расследованием преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте.

Определение способа оказываемого противодействия расследованию, а также предпринимаемых с этой целью действий, имеет практическое значение при расследовании любых преступлений, в которых прослеживаются подобного рода явления. Так, по словам Малышкина П.В., «наиболее значимой для расследования преступления является характеристика действий, направленных на сокрытие преступления, так как именно они становятся основным камнем преткновения на пути установления истины по делу» [5].

Понятие «противодействие расследованию» рассматривалось многими авторами, в связи с чем существуют различные точки зрения и разновидности классификаций. Дискуссии на эту тему продолжаются и в настоящее время, но мы предпочитаем придерживаться точки зрения

B.П. Лаврова, который под противодействием расследованию преступлений понимает «совокупность умышленных противоправных и иных действий преступников (а также связанных с ними лиц), направленных на воспрепятствование деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступных деяний» [4]. Дополнить точку зрения В.П. Лаврова относительно рассматриваемого понятия можно мнением А.Ф. Волынского, который считает, что противодействие расследованию представляет собой «умышленную деятельность с целью воспрепятствования решению задач расследования и, в конечном счете, установлению истины по уго-

1 Петрова А.Н. Противодействие расследованию, криминалистические и иные меры его преодоления: дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2000. С. 201.

ловному делу» [3]. Эти два определения являются взаимно дополняемыми, а достижение истины в процессе расследования преступления является положительным результатом поисково-познавательной деятельности следователя.

Обращаясь к классификации форм противодействия расследованию, предложенной Р.С. Белкиным, следует заметить, что в ее структуре автор выделил следующие элементы: утаивание, уничтожение, маскировку, фальсификацию информации и (или) ее носителей, а также смешанные способы (инсценировки)2.

Наиболее сложной в выявлении и расследовании является смешанная форма сокрытия преступления - инсценировка, которая, как мы видим, была отнесена Р.С. Белкиным к самостоятельному виду противодействия, включающего в себя несколько элементов предложенной им классификации. По мнению автора, «цель инсценировок заключается в создании ложного представления об отдельных деталях фактически совершенного преступления или об отдельных элементах его состава: инсценирование совершения преступления другим лицом, в другом месте, в иных целях, по иным мотивам и т.д.».

По мнению другого автора, Г.Н. Мудьюгина, инсценировка представляет собой «создание преступником ряда искусственных доказательств, в совокупности образующих обстановку, характерную для определенного события» [6]. В.И. Попов полагал, что «инсценировка - это искусственное создание преступником такой обстановки, которая может ввести в заблуждение следствие и направить его по ложному пути» [7].

На наш взгляд, все приведенные выше определения достаточно характеризуют рассматриваемое понятие, однако содержат неполные сведения о субъектах инсценирования, к которым авторы отнесли только лиц из числа подозреваемых в совершении преступления, хотя в качестве субъектов могут выступать и иные заинтересованные лица, что особенно характерно для преступлений, свершаемых на железнодорожном транспорте.

В рассматриваемой транспортной отрасли количество заинтересованных лиц гораздо шире, что связано, прежде всего, со спецификой работы. Заинтересованность в исходе расследования

2 Белкин РС. Курс криминалистики. В 3-х томах. Т.3. -Москва, 2001.

может быть не только у лиц, привлекаемых к ответственности, но и иных сотрудников структурных подразделений, руководителей, которые не осуществляли надлежащий контроль поведения сотрудника, совершившего преступление, материально ответственных должностных лиц, не обеспечивших сохранность товарно-материальных ценностей, и т.п.

Инсценировки на железнодорожном транспорте встречаются как в ситуациях, связанных с совершением преступлений против личности, так и собственности. Одна из особенностей транспортной отрасли заключается в том, что для достижения желаемого инсценируемого результата может использоваться подвижной состав железнодорожного транспорта.

Как показывает практика, подвижной состав железнодорожного транспорта используется для создания инсценировок в ситуациях, связанных с расследованием тяжких и особо тяжких преступлений против личности. В практической деятельности известны случаи, когда инсценирование с использованием подвижного состава железнодорожного транспорта осуществляли лица из числа преступников и их сообщников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против личности на территории, не входящей в состав оперативного обслуживания линейного подразделения. Подобные действия осуществляются с целью создания видимости произошедшего несчастного случая либо суицида путем помещения тела потерпевшего, находящегося в бессознательном состоянии, либо трупа на рельсы с последующим наездом на него подвижного состава железнодорожного транспорта для сокрытия совершенного тяжкого преступления. Наиболее затруднительными в таких ситуациях являются случаи, когда смерть потерпевшего наступила в результате причинения телесных повреждений. Последующее помещение тела на рельсы и наезд на него подвижного состава значительно затрудняет определение истинных причин образования телесных повреждений, а соответственно и причины смерти. Инсценировки причины смерти под суицид с использованием подвижного состава не всегда могут определяться при осмотре места происшествия и трупа, а устанавливаются медицинским путем, для чего требуется дополнительное время, которое дает возможность преступнику уничтожить следы совершенного преступления, скрыться и т.п.

Кроме того, в практической деятельности встречались и такие ситуации, когда подвижной состав железнодорожного транспорта использовался с целью сокрытия достоверного места совершения преступления путем помещения в него потерпевшего. Подобного рода действия

осуществлялись с целью удаления тела потерпевшего на значительные расстояния от места совершения преступления, тем самым затрудняя последующий ход расследования, установление свидетелей, определение иных источников криминалистически значимой информации и следов, представляющих оперативный интерес.

Инсценирования, совершаемые в подвижном составе железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок, в основном характерны для лиц из числа действующих сотрудников ОАО «РЖД», совершающих хищения товарно-материальных ценностей. Лица, относящиеся к рассматриваемой категории, как правило, заинтересованы не только в утаивании следов, с помощью которых возможно идентифицировать их личность, но и в сокрытии самого факта хищения, в связи с чем могут создавать обстановку произошедшего события некриминального характера с целью сокрытия совершенного ими преступления, чего нельзя сказать о преступниках из числа сторонних лиц, интерес которых направлен только на сокрытие следов, позволяющих идентифицировать их личность.

Для достижения вышеназванной цели преступники из числа действующих сотрудников ОАО «РЖД» после совершения хищения товарно-материальных ценностей, перевозимых железнодорожным транспортом, могут прибегать к умышленному нарушению целостности вагонов, запорных механизмов люков и дверей, погру-зочно-разгрузочных устройств с целью создания видимости полной или частичной утраты груза в пути следования в результате механических повреждений. На подобные ситуации, связанные с инсценированием, в своей статье обращали внимание О.П. Грибунов и И.М. Комаров, утверждая, что на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок наиболее актуальными являются действия, направленные на «умышленное приведение в негодность упаковки груза, может быть поврежден вагон, контейнер, что открывает доступ к предмету хищения. Фактически этими действиями злоумышленниками имитируется коммерческий брак транспортировки груза по причине некачественного крепления, несоблюдения скоростного режима и прочих обстоятельств» [1].

Подобные ситуации, возникающие в практической деятельности, должны подвергаться тщательной проверке с целью установления истинной причины конструктивных повреждений вагонов и обстоятельств утраты груза, скрупулезный анализ в процессе поисково-познавательной деятельности, в том числе и с привлечением специалистов из числа сотрудников структурных подразделений ОАО «РЖД», позволит отличить признаки инсценирования с целью сокрытия преступления от ме-

ханических повреждений, образовавшихся в ходе технологического процесса перевозки грузов.

Установление обстоятельств совершенного преступления, в том числе и событий, инсценируемых преступником, начинается с осмотра места происшествия. Это следственное действие является незаменимым, а порой и единственным закрепленным в процессуальном плане следственным действием, в ходе проведения которого возможно определение криминального инсценирования. Еще Г. Гросс указывал, что на месте происшествия возможно обнаружить признаки, «которые имеют место в том случае, когда эта обстановка была создана обманным образом, так как будто она произошла в действительности» [2].

В ситуациях противодействия расследованию посредством инсценирования с использованием подвижного состава железнодорожного транспорта для сокрытия ранее совершенного преступления против личности у должностного лица, производящего осмотр места происшествия, возникает необходимость в установлении достоверных следов, позволяющих определить реальную картину произошедших событий.

Реализуя цели, направленные на выявление инсценировки, в подобных ситуациях необходимо максимально возможно расширить зоны осмотра места происшествия, что позволит определить возможные пути подхода преступника, маршрут движения после осуществления инсценируемых преступных действий. В пределах маршрута движения преступника возможно обнаружение следов автотранспортного средства, с помощью которого осуществлялась перевозка потерпевшего, следы волочения в сторону железнодорожного пути, кровь потерпевшего, следы, позволяющие идентифицировать личность преступника, и т.п.

Опрос поездной бригады, в состав которой, как правило, входит машинист и его помощник, также может позволить установить истинные события, произошедшие на месте обнаружения тела потерпевшего либо в непосредственной близости от него. В ходе опроса необходимо акцентировать внимание не только на подробностях расположения тела потерпевшего и факте самого смертельного травмирования, хотя, безусловно, эти обстоятельства должны быть отражены подробно, но и на обстановке, сложившейся вокруг места происшествия в зоне непосредственной видимости, таких как наличие посторонних лиц, автотранспортных средств и иных обстоятельств, представляющих оперативный интерес.

В ситуациях, связанных со смертельным травмированием подвижным составом железнодорожного транспорта, не следует ограничиваться лишь установлением состава поезда, которым

был осуществлен наезд, и опросом поездной бригады, под управлением которой находился поезд. В ходе расследования, при наличии сомнений в достоверности определенных событий и с целью установления всех обстоятельств, произошедших на месте происшествия, необходимо истребовать график движения ближайших поездов, следовавших как в попутном, так и встречном направлении, с целью опроса поездных бригад, которые могут располагать криминалистически значимой информацией, и описать события, происходившие на месте происшествия перед смертельным травмированием и после него.

Переходя к рассмотрению инсценировок, совершаемых в подвижном составе железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок, следует заметить, что распознавание инсценировок также начинается с осмотра места происшествия.

Определение признаков инсценирования, совершенного путем механического повреждения погрузочно-разгрузочных механизмов вагона, его целостности с целью сокрытия хищения, достаточно проблематично без наличия специальных знаний в области конструктивных особенностей устройства подвижного состава и самого процесса перевозки. В подобных ситуациях, в случае возникновения сомнений, необходимо привлекать к следственным действиям специалистов из числа работников ОАО «РЖД», которые на основании имеющихся специальных познаний способны установить достоверные причины образования повреждений. В ходе расследования причины образования подобных повреждений также возможно установить и путем проведения трассоло-гической экспертизы.

Большое значение в расследовании подобных преступлений имеет определение места хищения груза. В связи с этим возникает необходимость в изучении сопроводительной документации на груз и осмотре запорно-пломбировочных устройств на вагоне, если таковые имеются. По наличию пломб, установленных на вагоне, и имеющейся на них маркировке, бирках, закрепленных на самих вагонах или грузовых местах, а также по имеющейся документации возможно определение станции, на которой в последний раз производились манипуляции с грузом, а также осмотр технического состояния вагона и т.п. Определение круга лиц, задействованных в перевозочном процессе, и проведение с ними следственных действий может позволить установить важные обстоятельства, связанные с перемещениями груза и техническим состоянием вагонов.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует сделать вывод, что инсценировка события преступления либо отдельных его обстоятельств на железнодорожном транспорте

представляет собой наиболее сложный вид противодействия расследованию, осуществляемый в пределах транспортной инфраструктуры с целью создания на месте происшествия обстановки и следовой картины, не соответствующей действительности, для сокрытия иного совершенного преступления и отведения подозрения со стороны правоохранительных органов.

В практической деятельности довольно редко можно встретить ситуации инсценирования несчастных случаев или суицида с использованием подвижного состава железнодорожного транспорта с целью сокрытия ранее совершенного преступления против личности. Подобное

противодействие расследованию чаще встречается в ситуациях, связанных с хищением товарно-материальных ценностей в сфере грузовых перевозок. Несмотря на сложность в расследовании и раскрытии преступлений, содержащих элементы инсценирования, знание специфики функционирования транспортной отрасли, закономерностей процессов пассажирских и грузовых перевозок, функциональных обязанностей должностных лиц различных структурных подразделений ОАО «РЖД» позволит оптимизировать процесс поисково-познавательной деятельности, направленной на выявление и фиксацию признаков инсценировок.

Литература

1. Грибунов О.П., Комаров И.М. Противодействие расследованию, совершаемое в форме сокрытия преступлений против собственности на железнодорожном транспорте // Библиотека криминалиста. 2016. № 2 (25). С. 192-202.

2. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. - Санкт-Петербург, 1908. С. 801-802.

3. Волынский А.Ф. Организация раскрытия и расследования преступлений: проблемы и пути решения // Российский следователь. 2016.

4. Лавров В.П. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: курс лекций. - Москва: Академия управления МВД России, 2011. С. 13.

5. Малышкин П.В. Способы сокрытия преступления и его место в структуре способа совершения преступления // Следователь. 2009. № 1. С. 22-30.

6. Мудьюгин Г.Н. Расследование убийств, замаскированных инсценировками. - Москва, 1973. С. 4.

7. Попов В.И. Осмотр места происшествия. - Москва, 1959. С. 158

8. Цуканова О.В. Особенности производства осмотра места происшествия по преступлениям, совершенным в пассажирском поезде // Эксперт-криминалист. 2016. № 1.

9. Кирьянов В. Деятельность органов внутренних дел на транспорте на железнодорожных вокзалах Москвы // Профессионал. 2012. № 6.

10. Грибунов О.П., Александров А.Н. Преступления на транспорте как самостоятельный объект криминалистики / Современное уголовно-процессуальное право России - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. К 300-летию российской полиции и 100-летию советской милиции. - Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 134-139.

= References =

1. Gribunov O.P., KomarovI.M. Protivodejstvie rassledovaniyu, sovershaemoe v forme sokrytiya prestuplenij protiv sobstvennosti na zheleznodorozhnom transporte // Biblioteka kriminalista. 2016. № 2 (25). S. 192-202.

2. Gross G. Rukovodstvo dlya sudebnyh sledovatelej kak sistema kriminalistiki. - Sankt-Peterburg, 1908. S. 801-802.

3. Volynskij A.F. Organizaciya raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij: problemy i puti resheniya // Rossijskij sledovatel'. 2016.

4. Lavrov V.P. Protivodejstvie rassledovaniyu prestuplenij i mery po ego preodoleniyu: kurs lekcij. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2011. S. 13.

5. Malyshkin P.V. Sposoby sokrytiya prestupleniya i ego mesto v strukture sposoba soversheniya prestupleniya // Sledovatel'. 2009. № 1. S. 22-30.

6. Mud'yugin G.N. Rassledovanie ubijstv, zamaskirovannyh inscenirovkami. - Moskva, 1973. S. 4.

7. Popov V.I. Osmotr mesta proisshestviya. - Moskva, 1959. S. 158

8. Cukanova O.V. Osobennosti proizvodstva osmotra mesta proisshestviya po prestupleniyam, sovershennym v passazhirskom poezde // EHkspert-kriminalist. 2016. № 1.

9. Kir'yanov V. Deyatel'nost' organov vnutrennih del na transporte na zheleznodorozhnyh vokzalah Moskvy // Professional. 2012. № 6.

10. Gribunov O.P., Aleksandrov A.N. Prestupleniya na transporte kak samostoyatel'nyj ob»ekt kriminalistiki / Sovremennoe ugolovno-processual'noe pravo Rossii - uroki istorii i problemy dal'nejshego reformirovaniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. K 300-letiyu rossijskoj policii i 100-letiyu sovetskoj milicii. - Orel: Orlovskij yuridicheskij institut MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova, 2017. S. 134-139.

(статья сдана в редакцию 18.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.