Научная статья на тему 'Способ совершения хищений нефтепродуктов на объектах железнодорожного транспорта как основополагающий элемент в структуре криминалистической характеристики'

Способ совершения хищений нефтепродуктов на объектах железнодорожного транспорта как основополагающий элемент в структуре криминалистической характеристики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1759
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способ совершения преступления / криминалистиче-ская характеристика / хищение нефтепродуктов / хищение грузов / объект же-лезнодорожного транспорта / method of crime / criminalistic characteristics / theft of petro-leum products / theft of goods / the object of railway transport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Долматова Мария Олеговна

Статья посвящена рассмотрению особенностей кримина-листической характеристики хищений нефтепродуктов на объектах железно-дорожного транспорта. Авторы определяют способ совершения как основной элемент криминалистической характеристики изучаемого рода преступления, анализируют научные взгляды известных учёных о понятии и содержании способа преступления, выводит своё определение понятия способа преступ-ления. Отмечают криминалистическую значимость его изучения с целью оп-тимизации и совершенствования методики расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Долматова Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF COMMITTING THEFT OF PETROLEUM PRODUCTS AT RAILWAY TRANSPORT FACILITIES AS A FUNDAMENTAL ELEMENT IN THE STRUCTURE OF FORENSIC CHARACTERISTICS

The article is devoted to the features of criminalistic character-istics of theft of petroleum products at railway transport facilities. The author’s defines the method of Commission as the main element of the forensic charac-teristics of the studied type of crime. Analyzes scientific opinions of famous sci-entists about the concept and content of the method of the crime, derives its def-inition of the method of the crime. Notes the forensic significance of its study in order to optimize and improve the methodology of the investigation.

Текст научной работы на тему «Способ совершения хищений нефтепродуктов на объектах железнодорожного транспорта как основополагающий элемент в структуре криминалистической характеристики»

УДК 343.985.7

О. П. Грибунов М. О. Долматова

СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ХИЩЕНИЙ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В СТРУКТУРЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей криминалистической характеристики хищений нефтепродуктов на объектах железнодорожного транспорта. Авторы определяют способ совершения как основной элемент криминалистической характеристики изучаемого рода преступления, анализируют научные взгляды известных учёных о понятии и содержании способа преступления, выводит своё определение понятия способа преступления. Отмечают криминалистическую значимость его изучения с целью оптимизации и совершенствования методики расследования.

Ключевые слова: способ совершения преступления, криминалистическая характеристика, хищение нефтепродуктов, хищение грузов, объект железнодорожного транспорта.

O. P. Gribunov M. O. Dolmatova

METHOD OF COMMITTING THEFT OF PETROLEUM PRODUCTS

AT RAILWAY TRANSPORT FACILITIES AS A FUNDAMENTAL ELEMENT IN THE STRUCTURE OF FORENSIC CHARACTERISTICS

Abstract. The article is devoted to the features of criminalistic characteristics of theft of petroleum products at railway transport facilities. The author's defines the method of Commission as the main element of the forensic characteristics of the studied type of crime. Analyzes scientific opinions of famous scientists about the concept and content of the method of the crime, derives its definition of the method of the crime. Notes the forensic significance of its study in order to optimize and improve the methodology of the investigation.

Keywords: method of crime, criminalistic characteristics, theft of petroleum products, theft of goods, the object of railway transport.

Хищения нефтепродуктов и последующий их сбыт, как известно, относятся к лёгкому способу обогащения. Они тем и привлекательны, что способны «озолотить» в кратчайшие сроки. Теневой рынок нефти и нефтепродуктов никогда не оставался без внимания, борьба с хищениями велась как

в период интенсивного роста преступности в данной сфере, так и в более стабильной ситуации.

Постоянно растущие цены на топливо влекут за собой и рост преступности. Пока одни обсуждают и спорят на эту тему, другие в это время находят каналы нелегального сбыта топлива, приобретают его по более низкой стоимости, чем на городских АЗС, тем самым пытаясь не только сэкономить, но и заработать, т. к. нефтепродукты относятся к категории грузов, которые легко сбыть. Одним из таких каналов сбыта являются объекты железнодорожного транспорта. Перевозки сырой нефти посредством железнодорожного транспорта на сегодняшний день значительно сократились. В качестве каналов транспортировки сырой нефти поставщики отдают предпочтение нефтепроводам. Ярким примером является запущенный в 2010 г. в рамках проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан» нефтепровод «Россия — Китай».

Сегодня ОАО РЖД оказывает услуги по перевозке таких наливных грузов, как бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей (керосин), жидкий битум. Несмотря на совершенствование обеспечения безопасности и сохранности грузов в процессе их перевозки, хищения имеют место быть. Преступники прибегают к более новым способам хищения нефтепродуктов.

Так, анализ статистических данных о состоянии преступности на транспорте за 2018 г. показал, что из 38 тыс. 605 зарегистрированных преступлений по транспорту России на учёт поставлены 3 тыс. 508 преступлений, в сфере грузовых перевозок, из которых 1 тыс. 549 хищений грузов, что на 8,8 % меньше, чем в аналогичном периоде 2017 г., удельный вес составил 5,1 %. Из общего количества зарегистрированных по транспорту России хищений грузов 81 преступление направлено на хищение нефтепродуктов, что на 52,1 % меньше, чем в аналогичном периоде 2017 г. Наибольшее количество хищений нефтепродуктов зафиксировано в Управлении на транспорте МВД России по Дальневосточному Федеральному округу — 27 преступлений, на втором месте Управление на транспорте МВД России по Приволжскому ФО— 11 преступлений, 10 преступлений зарегистрировано в Управлении на транспорте МВД России по Центральному ФО [1].

Несмотря на столь незначительные цифры, криминальный рынок нефти и нефтепродуктов занимает лидирующее положение в незаконном вывозе сырья за рубеж, об убытках, причиняемых государству, приходится только догадываться. По оценке экспертов, количество выявленных преступлений в нефтяном комплексе ничтожно мало по сравнению с реальными оборотами этого продукта на криминальном рынке [2, с. 79].

В целях противодействия преступному рынку нефтепродуктов, необходимо, в том числе, совершенствовать методику расследования данных преступлений и на объектах железнодорожного транспорта, при этом нужно обратить особое внимание на изучение способа хищений грузов, а именно нефти и продуктов её переработки.

Современное определение термина «способ преступлений» позволяет трактовать его как понятие междисциплинарного характера, рассматриваемое рядом юридических наук уголовно-правового цикла: уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой [3, с. 82].

Учёные-криминалисты, такие как Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, И. А. Возгин, И. Ф. Герасимов, В. К. Гавло, Г. Г. Зуйков, Н. П. Яблоков, изучая понятие «способ совершения преступления», рассматривали его как один из основных и наиболее значимых элементов криминалистической характеристики преступлений. Отметим, что основоположником учения о способе преступления по праву считают Г. Г. Зуйкова. Под способом преступления Г. Г. Зуйков в своём диссертационном исследовании определяет систему действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированных условиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности, которые могут быть связаны с избирательным использованием соответствующих орудий или средств и условий места и времени [4, с. 10]. Р. С. Белкин, уточняя данное Г. Г. Зуйковым определение, предложил лишь дополнить его указанием на объединение системы этих действий общим преступным замыслом [5, с. 359].

И. А. Возгин предложил своё определение, указав, что способ совершения преступления в широком смысле, включая подготовку и сокрытие — это система взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, с помощью которых преступник достигает своей цели [6, с. 26].

По мнению профессора Н. П. Яблокова, под способом совершения преступления в криминалистическом смысле целесообразно понимать объективно и субъективно обусловленную систему поведения субъекта до, в момент и после совершения им преступления, оставляющую различного рода характерные следы вовне, позволяющие с помощью криминалистических приёмов и средств получить представление о сути происшедшего, своеобразии преступного поведения правонарушителя, его отдельных личностных данных и, соответственно, определить наиболее оптимальные методы решения задач раскрытия преступления [7, с. 34].

Мнение каждого из учёных, несомненно, верно. В ходе исследования данного вопроса мы попытались уточнить некоторые моменты и вывести своё определение способа совершения преступления. Под способом преступления мы понимаем совокупность последовательных действий, сформированных с учётом свойств личности конкретного преступника, заключающихся в использовании приёмов и методов по подготовке, совершению и сокрытию преступления, направленных на достижение намеченной цели, с помощью заранее подготовленных предметов и средств.

В процессе расследования любого преступления установление такого значимого элемента его криминалистической характеристики, как способ совершения, это основная задача следователя. Тщательно исследуя способ совершения преступления, возможно выявить сущность и содержание самого

21

противоправного события, а также установить возможные методы предупреждения преступности.

Существует множество факторов, определяющих особенности способа хищения. Региональность — один из таких факторов. В последнее время большая часть «чёрного золота» добывается в Западной и Восточной Сибири, Ханты-Мансийском автономном округе, 5 % объёмов российской нефтедобычи приходится на Красноярский край и Ямало-Ненецкий АО, часть ресурсов располагается на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Указанные регионы относятся к основным по добыче, переработке и транспортировке нефтепродуктов, в том числе посредством железнодорожных грузоперевозок.

Хищения нефтепродуктов относятся к категории преступлений, которым предшествует тщательная подготовка. В этой связи для эффективной организации деятельности правоохранительных органов необходимо должным образом изучить особенности способов совершениях данных преступлений [8, с. 126].

Ранее, нами предлагалось классифицировать кражи грузов из подвижного состава по трём основаниям: по связи с технологической операцией, по объекту подвижного состава, по механизму проникновения к грузу [9, с. 79]. Данная классификация непосредственно применима к установлению способа совершения хищений нефтепродуктов на объектах железнодорожного транспорта как одного из видов краж грузов.

Рассматривая хищение нефтепродуктов по объекту подвижного состава, отметим, что объектами преступного посягательства в данном случае являются железнодорожные цистерны, предназначенные для перевозки нефти и продуктов её переработки. Чаще всего хищения нефтепродуктов из цистерн совершаются на железнодорожных станциях во время манёвровых работ, во время стоянки грузового состава в парках прибытия и отправления, во время погрузки на станции отправления или при проведении выгрузки на станции назначения, что свидетельствует именно о связи с технологической операцией. Рассматривая кражи грузов из цистерн с уголовно-правовых позиций, следует отметить, что им не присущ признак проникновения в хранилище. Согласно п. 3 примечания к ст. 158 УК РФ, трактующего понятие хранилища, железнодорожная цистерна не является таковым. Однако механизм проникновения к грузу, транспортируемому в цистерне, различен и является основополагающим признаком способа совершения краж нефтепродуктов.

Способ совершения преступления подлежит установлению на первоначальном этапе раскрытия и расследования преступлений, именно здесь и испытывают сложности сотрудники оперативных подразделений и следственных органов, т. к. многие из них не обладают умением быстро и верно определить способ совершения преступления ввиду незнания специфики работы транспортной инфраструктуры.

Необходимо отметить, что способ совершения хищений нефтепродуктов различается в зависимости от вида хищения. На объектах железнодорож-

22

ного транспорта выделяют хищения нефтепродуктов из железнодорожных цистерн и хищения топлива из топливной системы манёвровых локомотивов (тепловозов).

Рассматривая наиболее распространённые способы хищения нефтепродуктов из цистерн, следует выделить основные из них :

— проникновение к грузу путём преодоления запорно-пломбировоч-ных устройств (ЗПУ) путём их повреждения;

— проникновение к грузу без манипуляций с запорно-пломбировоч-ными устройствами (ЗПУ);

— доступ к грузу путём повреждения цистерны;

— нарушение правил грузоперевозочного процесса, внесение изменений в транспортную железнодорожную накладную.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утверждёнными приказом МПС России от 17 июня 2003 г. № 24 и распоряжением ОАО РЖД от 13 апреля 2018 г. № 743/р о внесении дополнений в распоряжение ОАО «РЖД» от 25 декабря 2007 г. № 2423р установлен перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО «РЖД». Данный нормативно-правовой акт определяет виды запор-но-пломбировочных устройств (далее — ЗПУ), используемых для опломбирования универсальных цистерн: универсальные ЗПУ (ЗПУ «ТЭТРОН», «Блок-Гарант М», «Блок-Гарант ЗМ», «ОХРА-1», «Спрут-777», «Спрут-777М», «ТП 2800-02», «ТП 50», «СОЮЗ») и универсальных цистерн барашкового типа, оборудованных «ограничителями хода» (ЗПУ «ЛаВР-Гарант-2М-8», «Спрут-Универсал-8») [10].

Для доступа к нефтепродуктам, транспортируемым в цистернах, путём преодоления запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) преступники применяют самые различные подручные средства в виде напильников, «кусачек», с помощью которых повреждается гибкий элемент ЗПУ или плашка. Так, в 2016 г. в Ангарском городском суде Иркутской области рассмотрено уголовное дело в отношении Б., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, который в период с 00 ч 20 мин. до 01 ч 30 мин., находясь на третьем главном пути восточной горловины ВСЖД, пикет 9, ...км ВСЖД, реализуя свой преступный умысел, понимая, что совершает тайное хищение чужого имущества, поднялся на вагон-цистерну, где умышленно при помощи ножовочного полотна по металлу срезал с люка заливной горловины запорно-пломбировочное устройство, создавая тем самым необходимые условия к сливу топлива, с помощью шланга наполнил принесённые с собой 6 полимерных канистр, таким образом, похитив топливо для реактивных двигателей (керосин) в количестве 243 литра [11].

Преступники, обладающие определёнными знаниями и навыками (чаще всего такими лицами являются действующие или бывшие работники железнодорожных предприятий), применяют методы последующей маскировки воздействия на ЗПУ. Так, в 2015 г. Емельяновским городским судом Красноярского края осуждён по 24 эпизодам преступной деятельности П., действующий в составе организованной группы, которая в период с ноября 2012 г. по декабрь 2013 г. совершала хищение нефтепродуктов из железнодорожных цистерн с помощью заранее приготовленного орудия преступления-шуруповёрта со сверлом диаметром 2 мм вскрыли ЗПУ «Спрут-777 РЖД», с целью маскировки следов вскрытия, замазали просверлённое отверстие ЗПУ с помощью «холодной сварки» и закрасили корректором белого цвета, затем замаскированное ЗПУ повторно навешивали на вскрытую цистерну [12].

Как мы видим, на сегодняшний день преступники изобрели достаточное количество способов проникновения к грузу, транспортируемому в железнодорожных цистернах. В качестве примера хищения нефтепродуктов без воздействия на ЗПУ, можно выделить способ отжатия крышки горловины загрузочного люка вагона-цистерны. Так, Ачинским городским судом Красноярского края рассмотрено уголовное дело и вынесен обвинительный приговор в отношении группы лиц, действующей по предварительному сговору, которые 3 сентября 2013 г. в период с 21 ч 05 мин. до 21 ч 30 мин., реализуя общие преступные намерения, согласно ранее достигнутой договорённости, заранее распределив роли, с помощью металлического лома, монтировки и шланга, путём отжатия крышки на загрузочном люке горловины вагона-цистерны, опустив один конец принесённого резинового шланга в образовавшийся проём между крышкой и горловиной загрузочного люка вагона, похитили 0,255 т дизельного топлива [13].

Хищения также могут совершаться с повреждением ёмкости, предназначенной для перевозки, путём просверливания отверстия в стенке цистерны и последующего слива через него нефтепродуктов в заранее приготовленные ёмкости, путём пропила ригели ушка горловины люка, что позволяет снять ЗПУ без повреждений. В случаях необваренного либо плохо обваренного воздушного клапана, доступ к грузу осуществляется через дыхательный клапан с помощью шланга соответствующего диаметра.

Достаточно профессионально просто совершаются хищения с использованием железнодорожного домкрата, устанавливая его под сливной клапан. Под домкрат устанавливают специальные лотки, приподнимают сливной клапан, сливают необходимое количество нефтепродуктов, затем домкрат убирается и клапан под давлением возвращается в исходное положение.

Для совершения преступлений способом, связанным с нарушением правил грузоперевозочного процесса или внесением изменений в перевозочные документы (транспортные накладные), преступники действуют по схеме

вывода за пределы товарно-сырьевого производства полностью или частично загруженных цистерн, подлежащих выбраковке в связи с невозможностью их использования для транспортировки нефтепродуктов и проводят их по документам как порожние.

Встречаются случаи, когда по сведениям транспортной накладной цистерны с нефтепродуктами следуют под видом иного груза, подобные схемы хищения — достаточно распространённый способ на объектах железнодорожного транспорта.

Изучение следственной и судебной практики показало, что встречаются и случаи, когда нефтепродукты похищаются вместе с цистерной либо цистерны опорожняются полностью. Таким способом преступления совершаются во время длительных стоянок грузовых составов в сортировочных парках, на подъездных путях. Так, в 2017 г. в Ангарском городском суде Иркутской области рассмотрено уголовное дело и вынесен обвинительный приговор в отношении У. по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ, который, реализуя свой преступный умысел, находясь на подъездных путях необщего пользования, с помощью трёх автомобильных бензовозов похитил путём слива с четырёх железнодорожных вагонов-цистерн нефтепродукты, а именно дизельное топливо в количестве 61,02 т и топливо для реактивных двигателей в количестве 185,6 т, причинив ущерб в особо крупном размере [14].

Следует отметить, что способ совершения преступления, как основополагающий элемент криминалистической характеристики преступлений, связанных с хищением нефтепродуктов на объектах железнодорожного транспорта, тесно связан со стадией подготовки, т. к. зарождается именно на данной стадии. Исследуемый вид преступлений не совершается с внезапно возникшим умыслом, поскольку преступники тщательно готовятся, продумывают все детали своих преступных действий, подготавливая пути подхода к месту преступления, предметы преступной деятельности, ёмкости для слива похищенных нефтепродуктов, способы сокрытия следов преступления, определяя каналы сбыта похищенного.

Говоря о совершенствовании методики расследования хищений нефтепродуктов на объектах железнодорожного транспорта, сотрудникам оперативных подразделений и следственных органов необходимо уделять особое внимание изучению ключевого элемента криминалистической характеристики — данных о способе совершения преступления, ведь именно там базируется наибольший объём криминалистической информации, знание которой в последующем позволит быстро сориентироваться и наметить версии расследования, определить круг лиц, причастных к совершению преступления, и оптимальные методы раскрытия.

Список использованных литературы и источников

1. Официальный сайт ФКУ ГИАЦ МВД России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мвд.рф/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen (дата обращения: 12.04.2019).

2. Репецкая Ю. О. Криминальный рынок нефти и нефтепродуктов в Иркутской области // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — № 1. — 2010. — С. 79—82.

3. Варданян А. В. методологическое значение криминалистического учения о способе преступления для формирования классификации приёмов по приготовлению к совершению преступлений в сфере земельных правоотношений // Философия права. — № 4 (59). — 2013. — С. 82—84.

4. Зуйков Г. Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления: автореф. дис... д-ра юрид. наук. — М., 1970. — 30 с.

5. Белкин Р. С. Курс криминалистики. Т. 3 Криминалистические средства, приёмы и рекомендации. — М.: 1997. — 480 с.

6. Возгин И. А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. Ч. 4. СПб.: Санкт-петербургский юридический институт МВД России. — 1993. — 80 с.

7. Яблоков Н. П. Криминалистика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 303 с.

8. МалыхинаЕ. А. Способ совершения преступлений как основной структурный элемент криминалистической характеристики хищений комплектующих деталей железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. — № 4. — 2016. — С. 126—130.

9. Грибунов О. П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: моногр. / О. П. Грибунов. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2016. — 360 с.

10. Распоряжение ОАО РЖД от 25 декабря 2007 г. № 2423р «Об утверждении Перечня типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО «РЖД» (с изм. на 13 апреля 2018 года)».

11. Уголовное дело № 1—419/2016 // Архив Ангарского городского суда Иркутской области.

12. Уголовное дело № 1—273/2014 // Архив Емельяновского районного суда Красноярского края.

13. Уголовное дело № 1—245/2014 // Архив Ачинского городского суда Красноярского края.

14. Уголовное дело № 1—549/2016 // Архив Ангарского городского суда Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.