Научная статья на тему 'Планирование расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта в зависимости от следственных ситуаций'

Планирование расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта в зависимости от следственных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ДЕТАЛИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЭТАПЫ РАССЛЕДОВАНИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ВЕРСИИ / RAILWAY TRANSPORT / COMPONENT PARTS OF THE RAILWAY TRANSPORT OBJECTS / TYPICAL INVESTIGATIVE SITUATIONS / PLANNING INVESTIGATION / REVEALING CRIMES / STAGES OF INVESTIGATION / INVESTIGATIVE VERSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Малыхина Екатерина Анатольевна

Планирование расследования уголовного дела является основным методом организационно-мыслительной деятельности, относящимся к разделу криминалистической тактики. Особенности планирования формирует следственная ситуация, которая напрямую зависит от информированности следователя об обстоятельствах преступного события. Для каждого конкретного вида преступлений характерны свои следственные ситуации (типичные). Их выявление, определение и классификация имеют важное значение как для теории, так и для практической деятельности. При расследовании преступлений, связанных с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, наиболее распространенными типичными ситуациями являются следующие: известно место совершения хищения (станция, ремонтный цех) и способ, посредством которого было совершено деяние, личность преступника не установлена; место совершения деяния, способ, а также личность преступника неизвестны; лицо, совершившее хищение, место и способ хищения установлены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Малыхина Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning the Investigation of Embezzlement of Component Parts of Railway Transport Objects due to Investigative Situations

Planning investigation of a criminal case is the main method of organizational and intellectual activity related to criminalistics tactics. Peculiarities of planning are formed by the investigative situation which directly depends on the investigator’s awareness of the circumstances of a crime. Each certain type of crime has its own (typical) investigative situations. Their revealing, identifying and classification are crucially important for both theory and practice. For investigation of crimes related to embezzlement of component parts of railway transport objects the most common typical situations are as follows: the place of committing embezzlement (station, repair shed) and method of committing are known, identity of the criminal being unknown; the place, method of committing an act are unknown, the criminal not identified; identity of a person who committed embezzlement, place and methods of committing it are established.

Текст научной работы на тему «Планирование расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта в зависимости от следственных ситуаций»

УДК 343 © О. П. Грибунов, Е. А. Малыхина, 2018

Планирование расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта в зависимости от следственных ситуаций

О. П. Грибунов, Восточно-Сибирский институт МВД России. E-mail: gribunov@mail.ru Е. А. Малыхина, Восточно-Сибирский институт МВД России. E-mail: Malykhina_Ek@mail.ru

Планирование расследования уголовного дела является основным методом организационно-мыслительной деятельности, относящимся к разделу криминалистической тактики. Особенности планирования формирует следственная ситуация, которая напрямую зависит от информированности следователя об обстоятельствах преступного события. Для каждого конкретного вида преступлений характерны свои следственные ситуации (типичные). Их выявление, определение и классификация имеют важное значение как для теории, так и для практической деятельности. При расследовании преступлений, связанных с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, наиболее распространенными типичными ситуациями являются следующие: известно место совершения хищения (станция, ремонтный цех) и способ, посредством которого было совершено деяние, личность преступника не установлена; место совершения деяния, способ, а также личность преступника неизвестны; лицо, совершившее хищение, место и способ хищения установлены.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; комплектующие детали объектов железнодорожного транспорта; типичные следственные ситуации; планирование расследования; выявление преступлений; этапы расследования; следственные версии.

Planning the Investigation of Embezzlement of Component Parts of Railway Transport Objects due to Investigative Situations

O. P. Gribunov, the East Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: gribunov@mail.ru Ye. A. Malykhina, the East Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail: Malykhina_Ek@mail.ru

Planning investigation of a criminal case is the main method of organizational and intellectual activity related to criminalistics tactics. Peculiarities of planning are formed by the investigative situation which directly depends on the investigator's awareness of the circumstances of a crime. Each certain type of crime has its own (typical) investigative situations. Their revealing, identifying and classification are crucially important for both theory and practice. For investigation of crimes related to embezzlement of component parts of railway transport objects the most common typical situations are as follows: the place of committing embezzlement (station, repair shed) and method of committing are known, identity of the criminal being unknown; the place, method of committing an act are unknown, the criminal not identified; identity of a person who committed embezzlement, place and methods of committing it are established.

Keywords: railway transport; component parts of the railway transport objects; typical investigative situations; planning investigation; revealing crimes; stages of investigation; investigative versions.

Преступления, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, в настоящее время составляют значительную долю в общем количестве преступных деяний, произошедших на территории Российский Федерации. Изучение статистических данных показало, что среди преступлений на объектах

железнодорожного транспорта отмечаются случаи хищения комплектующих деталей (колесные пары, боковые рамы, надрессорные балки, образующие в своей совокупности устойчивый узел железнодорожного вагона — тележку, представляющую собой основную ходовую часть подвижного состава). Так,

по данным ГИАЦ МВД России, подразделениями отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (далее — ОБППГ) по линии грузовых перевозок в Российской Федерации в 2014 г. было поставлено на учет 3974 подобных преступления, в 2015 г. — 3331 преступление, в 2016 г. — 2452 преступления.

Очевидно, что отмечается снижение числа рассматриваемых преступных деяний, однако их общее количество достаточно существенно, что не может не вызывать обеспокоенности. Отдельная статистика учета хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта не ведется. На примере Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте отметим, что в 2015 г. подразделениями ОБППГ поставлено на учет 18 преступлений по фактам хищений литых деталей тележек вагонов; в 2016 г. — 21 преступление 1.

Совершение преступлений, связанных с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, представляет угрозу для экономики страны и ее безопасности, так как учредителем и единственным акционером транспортно-логистического комплекса ОАО «РЖД» выступает Российская Федерация, при этом имущество акционерного общества сформировано путем внесения в уставной капитал активов множества организаций и предприятий железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. Хищения литых деталей тележек вагонов подрывают бесперебойное безопасное функционирование железной дороги, ведь именно эти элементы ходовой части вагонов предназначены обеспечивать безопасность движения и способствовать осуществлению качественного обслуживания железнодорожного комплекса.

Масштабы и социальная опасность рассматриваемых преступлений не вызывают сомнений. В связи с этим особую значимость приобретает изучение вопроса, касающегося формирования частной криминалистической методики расследования таких деяний. Практика показывает, что лица, осуществляющие предварительное расследование, нередко применяют лишь незначительную часть криминалистического потенциала раскрытия преступлений, что объясняется отсутствием специализированной методики, а это, несомненно, негативно отражается на качестве раскрытия и расследования. В частности, при расследовании хищений комплектующих деталей целесообразно особое внимание уделять этапу планирования.

Данный процесс можно характеризовать как основной метод организационно-мыслительной деятельности по уголовным делам, относящийся к разделу криминалистической тактики [1, с. 136]. Мате-

риальным выражением результатов планирования служит письменный план, являющийся неотъемлемым атрибутом деятельности следователя.

Достаточно точное определение понятия «планирования расследования преступлений» сформулировано Л. Я. Драпкиным, который характеризует его в качестве процесса моделирования будущей деятельности, формирующей оптимальные способы достижения намеченных целей с помощью рационального распределения средств, сил и времени. Кроме того, план расследования ученым рассматривается как итог планирования, в котором обозначены намеченные сроки, способы и средства, необходимые для оптимального осуществления расследования и раскрытия преступлений [2, с. 75]. Значимость данного этапа при расследовании хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта обусловливается спецификой преступных деяний, уникальностью железнодорожного комплекса и непосредственного предмета преступного посягательства.

Криминалистическая квалификация транспортных преступлений осуществляется на основе анализа основных элементов структуры и механизма данного вида преступной деятельности [3, с. 17]. Так, для осуществления эффективной деятельности правоохранительных органов, направленной на раскрытие преступных деяний, связанных с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, необходим всесторонний подход на всех этапах предварительного следствия, в том числе при осуществлении процесса планирования. Данный период характеризуется как фактическое положение, сформированное на определенном этапе расследования преступления или перед его началом, содержащее сведения, необходимые для суждения о его дальнейших следственных перспективах [4, с. 124].

К актуальным вопросам планирования расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта целесообразно относить первостепенный анализ и глубокое изучение сложившейся на определенный момент следственной ситуации. Следственная ситуация зависит от информированности следователя об обстоятельствах дела, что отражается на эффективности ведения следствия. Для каждого конкретного вида преступлений характерны свои следственные ситуации (типичные). К типичным ситуациям хищений комплектующих деталей относятся следующие:

1. Известно место совершения хищения (станция, ремонтный цех) и способ, посредством которого было совершено деяние, личность преступника не установлена.

1 Официальный сайт ФКУ ГИАЦ МВД России. URL: http://10.5.0.16/csi/modules/ (дата обращения: 09.01.2017).

Так, 27 апреля 2016 г. года в дежурную часть ЛО МВД России на станции Иркутск-пассажирский поступило заявление гр. Г., который просил привлечь к уголовной ответственности неизвестных лиц, совершивших хищение литых деталей тележек вагона, а именно боковых рам, колесных пар с тепловоза ТЭМ № 1100, принадлежащего ОАО «РЖД».

В ходе проверки, осуществленной в порядке ст. 144 УПК РФ, установлено, что в период с 22 часов 40 минут 26 апреля 2016 г. до 15 часов 00 минут 27 апреля 2016 г. неустановленное лицо при проведении маневровых работ на железнодорожных путях в целях подачи тепловоза ТЭМ № 1100 на базу разделки ООО «Р» тайно из корыстных побуждений совершило хищение литых деталей тележек вагона, для сокрытия совершенного преступления подав на базу разделки ООО «Р» тепловоз ТЭМ 2М 268, который по комплектации не соответствовал тепловозу ТЭМ № 1100, своими умышленными действиями причинив материальный ущерб в крупном размере в сумме 997 434,06 рублей 2.

Любая следственная ситуация требует определенного изучения и анализа, на основе которого выстраиваются следственные версии, подлежащие проверке в целях их подтверждения, опровержения или изменения. Проверка следственных версий производится путем проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом следует учитывать, что в зависимости от ситуации сведения о совершенном преступлении могут допускать несколько типичных вероятных объяснений, поэтому сбор дополнительной информации в начале расследования, в том числе и оперативно-розыскной, приобретает важное значение [5, с. 189].

Рассматриваемая следственная ситуация обладает своими типичными следственными версиями, к которым относятся следующие:

— преступление совершено машинистами локомотива (тепловоза, электровоза и т. д.);

— хищение исполнено сотрудниками железнодорожного комплекса, работающими на станции, где обнаружен факт хищения;

— преступление совершено руководителями станции (ремонтного цеха, локомотивного депо, парка прибытия поездов и т. д.);

— противоправное деяние совершено бывшими сотрудниками железнодорожного комплекса, где был установлен факт хищения.

Для отработки указанных версий в целях полного и всестороннего расследования уголовного дела, установления и изобличения лица, совершившего преступление, необходимо осуществлять следующие

следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия:

— прослушивание телефонных переговоров в отношении руководителей станции (ремонтного цеха, локомотивного депо, парка прибытия поездов и т. д.);

— исследование предметов и документов, а именно документации о проведенных ремонтах, сроках службы, иных документов, содержащих сведения о принадлежности локомотива (тепловоза, электровоза и т. д.), а также информации о транспортировке локомотива (тепловоза, электровоза), с которого были похищены комплектующие детали;

— провести обыски в офисах руководителей в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, документов, предметов и ценностей, могущих иметь значение для уголовного дела;

— осуществить опрос граждан и наведение справок для установления лиц, причастных к транспортировке локомотива (тепловоза, электровоза), а также лиц, работавших на станции (в ремонтном цехе, локомотивном депо, парке прибытия поездов и т. д.), где обнаружен факт хищения, для их дальнейшей отработки на причастность к совершению преступления; допросить указанных граждан по обстоятельствам уголовного дела.

2. Место и способ совершения деяния, а также личность преступника неизвестны. Данная следственная ситуация наиболее распространена. Изучение массива уголовных дел позволяет определить, что в 72 % случаев к моменту возбуждения уголовного дела место совершения деяния, личность преступника и иные обстоятельства не установлены.

Так, 27 сентября 2012 г. в дежурную часть ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский от и. о. директора Иркутского филиала ОАО «ВГК» поступило заявление по факту обнаружения несоответствия номеров боковых рам вагона № 100.

06 сентября 2012 г. в ЧПП ст. Иркутск-сортировочный прибыл вагон № 100, принадлежащий ОАО «ВГК», при осмотре которого обнаружен брак — трещина боковой рамы. После чего вагон был выставлен на тракционные пути цеха текущего ремонта. В ходе осмотра вагона было обнаружено, что согласно справке Главного вычислительного центра значатся боковые рамы № 60697-5-2002 и № 76947-14-2006, а фактически при осмотре обнаружены рамы № 31329-14-1986, № 4859-12-1987. В текущем ремонте боковые рамы были сняты, поскольку не соответствовали справке ГВЦ, и направлены на проверку для определения пригодности их к дальнейшей эксплуатации.

2 Архив Черемховского районного суда Иркутской области. Уголовное дело № 623006.

Таким образом, в неустановленное время, в неустановленном месте неустановленное лицо умышленно тайно похитило с железнодорожного вагона № 100, находящегося в собственности ОАО «ВГК», боковые рамы № 60697-5-2002, № 76947-14-2006, тем самым своими незаконными действиями причинило ОАО «ВГК» материальный ущерб на общую сумму 142 870 руб. 00 коп. 3

К данной следственной ситуации применимы следующие типичные версии:

— хищение литой детали тележки вагона совершили неустановленные лица, которые осуществляли технический осмотр и текущий ремонт локомотива;

— противоправное деяние было совершено в пути следования;

— хищение литой детали тележки вагона было инсценировано организацией, которой принадлежало похищенное имущество;

— преступление совершено сотрудниками железной дороги, проводившими последний плановый (или текущий) ремонт вагона;

— хищение литой детали тележки вагона совершено машинистами локомотива.

В этом случае необходимо в план расследования включать данные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия:

— произвести выемки документов, подтверждающих приписку похищенных комплектующих деталей к локомотиву (электровозу, тепловозу);

— навести справки и опросить граждан в целях установления лиц, проводивших подготовку локомотива (тепловоза, электровоза) к техническому осмотру; машинистов, организовывавших прогрев локомотива перед его подачей в депо (ремонтный цех, парк прибытия поездов и т. д.); машинистов локомотивных бригад, осуществлявших перегон локомотива (электровоза, тепловоза); мастеров, занимавшихся плановыми техническими осмотрами и ремонтами локомотива. Указанных граждан допросить по обстоятельствам расследуемого уголовного дела;

— осуществить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а именно приемных пунктов металла, в целях обнаружения похищенных комплектующих деталей.

3. К моменту возбуждения уголовного дела лицо, совершившее хищение, а также место и способ установлены. Данная следственная ситуация наиболее благоприятна. Планирование занимает здесь важные позиции, что объясняется значимостью выяснения всех обстоятельств по уголовному делу, восстановления следов преступной деятельности лица,

сбора качественной доказательственной базы, а также установления иных эпизодов и лиц, причастных к преступлению. В случае указанной следственной ситуации в план расследования обязательно должны быть включены данные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия:

— допросить лицо, подозреваемое в совершении преступления;

— провести обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в целях установления мест сбыта похищенного имущества подозреваемым, произвести обыск, выемку комплектующих деталей;

— допросить по обстоятельствам уголовного дела лиц, которым сбывалось похищенное имущество;

— при обнаружении похищенного имущества назначить и провести экспертизу по маркировочным обозначениям, а также почерковедческую экспертизу документов, имеющих предположительно недостоверные сведения о манипуляциях с комплектующими деталями объектов железнодорожного транспорта;

— реализовать комплекс оперативно-розыскных мероприятий, таких как наведение справок, опрос граждан, исследование предметов и документов, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров в целях розыска лиц, находившихся в преступном сговоре с подозреваемым.

Указанные следственные ситуации являются наиболее распространенными по фактам хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта. Каждая из них имеет свои характерные особенности, на основе которых необходимо выстраивать последовательность предварительного следствия, прогнозировать ход расследования, план мероприятий и их количество. Также следует помнить, что при расследовании названных преступлений вне зависимости от сложившейся следственной ситуации существуют следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, производство которых необходимо:

— допросить по обстоятельствам уголовного дела представителя потерпевшего организации ОАО «РЖД»;

— допросить в качестве свидетелей лиц, обнаруживших факт совершения хищения;

— осуществить выемку документов на похищенное имущество, с подтверждением балансовой принадлежности организации, и их наличие на вагоне;

— допросить по обстоятельствам уголовного дела сотрудников организации, которой принадлежит похищенная комплектующая деталь;

3 Архив Ленинского районного суда г. Иркутска. Уголовное дело № 421068.

— реализовать выемку нормативных документов, регламентирующих деятельность машинистов, а также лиц, ответственных за имущество локомотива;

— навести справки и опросить граждан в целях установления лиц, организовывавших подготовку локомотива к проведению технического осмотра (ремонта); машинистов, которые осуществляли маршрут на локомотиве, где произошло хищение; после чего допросить указанных граждан по обстоятельствам уголовного дела;

— провести обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а именно приемных пунктов металла, в целях обнаружения похищенных комплектующих деталей.

При расследовании уголовных дел, связанных с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, в большинстве случаев сотрудниками правоохранительных органов отрабатывается причастность к совершению преступления работников железнодорожного комплекса. Такое положение дел вполне оправданно, ведь если учитывать место совершения деяния и сам предмет преступного посягательства, можно сделать вывод, что хищение комплектующих деталей объектов железнодорожного комплекса требует определенных умений и навыков. Так, для того чтобы совершить хищение какой-либо литой детали тележки вагона, необходимо достаточное количество времени, навыки демонтажа и транспортировки объекта, свободный проход к месту нахождения предмета хищения, а также возможность дальнейшей реализации похищенного имущества. В большинстве случаев подозреваемыми по таким делам становятся непосредственные работники железной дороги (машинисты, мастера цехов, бригадиры), которые по роду своей деятельности обладают не только необходимыми знаниями в данной области, но также могут беспрепятственно проникать на территорию железнодорожного комплекса.

Анализ судебно-следственной практики показал, что в 97% случаев подозреваемыми по делам о хищениях комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта являются действующие сотрудники железнодорожного комплекса. В связи с этим трудно не согласиться с О. П. Грибуновым и В. С. Ишигеевым, отметившими, что далеко не каждый человек отважится совершать преступное

деяние на территории железной дороги, особенно в районе станций, где часто ездят маневровые локомотивы, кроме того, об устройстве путей и содержании в технических объектах цветных металлов не может знать лицо, не имеющее отношения к транспорту [6, с. 250].

Очевидно, что выстраивание следственных версий и общего плана расследования преступлений устанавливает определенные рамки, которые сужают границы тех процессуальных действий, которые необходимо производить на этапе расследования уголовного дела. Так, А. В. Варданян и И. И. Варов отмечают, что все следственные и иные действия, которые осуществляются в рамках каждой следственной ситуации, производятся исключительно с учетом процессуальных условий и тактических рекомендаций, специально предусмотренных положениями конкретной частной криминалистической методики [7, с. 3].

Таким образом, на процесс расследования преступлений влияет большое количество различных факторов. Следственные версии, как и запланированные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в процессе расследования могут меняться, корректироваться, при обнаружении новой информации по уголовному делу не исключены и некоторые дополнения. В ходе расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта выдвижение следственных версий имеет неоспоримое значение, подтверждением служит то обстоятельство, что дела данной категории достаточно сходны между собой, субъектами часто выступают лица, имеющие непосредственную связь с железнодорожным комплексом, мотивы совершения деяний практически всегда одинаковы.

Резюмируя изложенное, отметим, что планирование расследования преступлений — это процесс, тесно связанный с мыслительной деятельностью следователя, состоящий в уяснении имеющейся по делу информации, ее анализе, структурировании в целях определения оптимальных путей решения задач по раскрытию и расследованию совершенного преступного деяния. Данную деятельность уместно характеризовать в качестве предпосылки, условия на пути к расследованию, это способ организации всего процесса предварительного следствия. Умелое планирование призвано воссоединять отдельные следственные действия в единое целое — уголовное дело [8, с. 87].

Список литературы

1. Толоконников В. К. Актуальные вопросы планирования при расследовании преступлений // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2014. № 1(15).

2. Драпкин Л. Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987.

3. Головин А. Ю. Криминалистические методы преодоления противодействия расследованию транспортных преступлений / А. Ю. Головин, О. П. Грибунов, А. А. Бибиков. Иркутск, 2015.

4. Васильев А. Н. Предмет, система и теоретические основы криминалистики : монография / А. Н. Васильев, Н. П. Яблоков. М., 1984.

5. Кулькова Е. В. Проверка следственных версий — основной метод разрешения следственных ситуаций при расследовании преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 2(2).

6. Грибунов О. П., Ишигеев В. С. Характеристика личности преступника, совершающего кражи на объектах транспорта // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. № 2-9.

7. Варданян А. В., Варов И. И. Дискуссионные вопросы формирования исходных следственных ситуаций, типичных для первоначального этапа злоупотреблений полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2.

8. Закиров С. Г. Выдвижение версий и планирование мероприятий, направленных на установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, по приостановленным уголовным делам о грабежах и разбоях // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.