ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ЗАМАСКИРОВАННЫХ ХИЩЕНИЙ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
PECULIARITIES OF DISCRIMINATION AND DISCLOSURE OF GEOMETRIC PURIFICATION IN RAILWAY TRANSPORT
УДК 343.7:343.98
H.B. БРОШБНКОВ,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
NICHOLAS V. EROSHENKOV,
candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: статья раскрывает актуальные вопросы деятельности сотрудников подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ) по выявлению и раскрытию замаскированных хищений грузов на объектах железнодорожного транспорта. В статье рассматриваются особенности и специфика работы железнодорожного транспорта, особенности деятельности сотрудников подразделения БППГ по установлению места совершения замаскированных хищений грузов на железнодорожном транспорте. Проанализированы наиболее распространенные виды маскировки хищения перевозимых грузов, совершаемых путем подлога учетных и сопроводительных документов; составлением фиктивных коммерческих актов, по инсценированным хищениям грузов посторонними лицами; внесением ложных сведений о порче груза (хищение продовольственных и скоропортящихся грузов); разъединением груза и документов, а также изъятием и уничтожением документов. Обстоятельно рассмотрены признаки и обстоятельства, прямо или косвенно указывающие на различные способы и методы маскировки совершения хищений груза. Представлен алгоритм действий сотрудников подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте по выявлению и раскрытию замаскированных хищений грузов на предприятии-отправителе и на предприятии-получателе (станции), по месту выдачи груза. Указываются различные формы документального оформления получения, перемещения и выдачи перевозимого груза.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, объекты железнодорожного транспорта, сотрудники ОБППГ, хищения грузов, хищения грузов на объектах железнодорожного транспорта.
Abstract: the article reveals topical issues of the activity of the employees of the unit for combating criminal encroachments on cargoes (BCPG) to identify and uncover disguised theft of goods at railway transport facilities. The article deals with the specifics and specific features of the operation of the railway transport, the peculiarities of the activity of the personnel of the BDPG unit for establishing the place of committing concealed theft of goods on the railway transport. The most common types of concealment of embezzlement of transported goods carried out: by forgery of accounting and accompanying documents are analyzed; The preparation of fictitious commercial acts, staged embezzlement of goods by unauthorized persons; Entering false information about damage to cargo (theft of food and perishable goods); Separation of cargo and documents, as well as seizure and destruction of documents. The signs and circumstances directly or indirectly indicating various methods and methods of camouflage of cargo embezzlement are considered in detail. The algorithm of the actions of the employees of the BNPG divisions of the LO MOI of Russia on transport to identify and disclose disguised cargo thefts at the company of the sender and at the enterprise of the recipient (station) at the place of delivery of the cargo is presented. Various forms of documenting the receipt, movement and delivery of the goods are indicated.
Keywords: railway transport; Objects of railway transport, employees of FSBM, theft of cargo, theft of cargo at railway transport facilities.
В настоящее время значительная часть грузоперевозок в нашей стране осуществляется железнодорожным транспортом, на долю которого приходится почти 50% грузооборота всех видов транспорта и более 80% от общего количества грузоперевозок транспортной системы России, обслуживаемой ЛУ, ЛО МВД России на транспорте [2, с. 33]. За последние годы объемы транспортного потока ежегодно увеличиваются, вместе с ним прямо пропорционально растет и количество хищений перевозимых на железнодорожном транспорте грузов, при этом лица, совершающие эти хищения, все чаще используют различные способы, средства и методы маскировки своих противоправных деяний.
Анализ статистических данных ОАО «РЖД» и уголовно-правовой статистики ЛУ, ЛО МВД России на транспорте показывает высокий уровень преступной деятельности лиц, совершающих замаскированные хищения грузов с объектов железнодорожного транспорта. Такие преступления совершаются малочисленными, хорошо законспирированными преступными группами, обладающими транспортными возможностями и устойчивыми каналами сбыта. Как правило, в группы входят материально-ответственные лица грузоотправителя (грузополучателя) и представители транспортного узла - приемосдатчики, товарные кассиры железнодорожной станции, диспетчеры, водители-экспедиторы автотранспортных предприятий и организаторы сбыта похищенного, а также работники ПТО (пунктов технического осмотра).
Все это характеризует высокий уровень ла-тентности и низкий процент раскрываемости замаскированных хищений грузов на объектах железнодорожного транспорта.
Изучая деятельность ЛО МВД России на транспорте по выявлению и раскрытию замаскированных преступлений, посягающих на грузы на объектах железнодорожного транспорта, приходится констатировать необходимость серьезной проработки ключевых вопросов повышения эффективности деятельности подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы (далее БППГ). Все это актуализирует вопросы выявления и раскрытия замаскированных преступлений, связанных с хищениями грузов на объектах железнодорожного транспорта.
Для эффективной организации процесса выявления и раскрытия замаскированных хищений грузов на объектах железнодорожного транспорта сотрудникам подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте необходимо учитывать особенности его функционирования. К таким особенностям можно отнести:
- большую протяженность участков железной дороги;
- профессиональные термины, обозначения и названия предприятий и их структурных подразделений, незнание которых создает трудности в раскрытии преступлений;
- круглосуточный режим работы железнодорожных вокзалов, станций и других объектов железнодорожного транспорта;
- динамичность перемещения грузопотока во времени и пространстве;
- свободный доступ к станционным и подвижным объектам железнодорожного транспорта;
- использование подвижного состава, багажных отделений, контейнеров, камер хранения для транспортировки нелегально перевозимого груза;
- изменение режима работы и интенсивности грузовых перевозок, связанных с погодными и сезонными изменениями.
Все эти особенности создают определенные трудности, которые в ряде случаев осложняют деятельность сотрудников подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте по выявлению фактов совершения замаскированных хищений грузов, установлению лиц, их совершивших, а также установление свидетелей и очевидцев совершенных противоправных деяний.
Так, определенную сложность при выявлении и раскрытии преступных посягательств на грузы представляет установление места совершения преступления. Изучение практики подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте показывает, что данное направление может быть обеспечено путем изучения перевозочных и служебных документов. Замаскированные хищения на железнодорожном транспорте могут происходить в различных местах, как на предприятии-отправителе, так и на предприятии-получателе (станции).
В зависимости от того, где совершено хищение груза, можно выдвигать конкретные оперативно-разыскные версии, определить круг лиц, требующих проверки на причастность к совершенному преступлению.
При совершении хищения на предприятии-отправителе или на предприятии-получателе (станции) имеется целый алгоритм действий «преступных схем», разработанных преступниками. Одной из таких преступных схем может быть организация инсценировки хищения во время пути следования железнодорожного состава с целью сокрытия конкретного способа, места, времени и лиц, совершивших данное хищение. По определенным недоимкам (недоливам, выемкам) в подвижном составе (например, в цистернах - с целью слива полученных излишков в дополнительные цистерны, которые не будут учтены в накладной при отправлении или будут значиться, но как порожние и т.д.). Усугубляет ситуацию возможный сговор лиц, работающих на
предприятии-отправителе и предприятии-получателе. В этом случае противодействие раскрытию хищений грузов будет оказываться со стороны обеих организаций.
Все это определяет необходимость отдельной проработки методики и тактики деятельности подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте по раскрытию данных преступлений.
В этих обстоятельствах сотрудники подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте должны быстро и грамотно проводить ОРМ в целях исключения или сведения к минимуму противодействия причастных к преступлению лиц в раскрытии преступления.
Изучение практики деятельности подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте дает нам основание полагать, что в настоящее время к числу наиболее распространенных замаскированных преступлений, совершаемых в данной отрасли, относятся хищения перевозимых грузов, совершаемые путем подлога учетных и сопроводительных документов. Комплект сопроводительных (перевозочных) документов состоит из:
- железнодорожной накладной (форма ГУ-27), которая составляется отправителем груза. В накладной указываются перевозки груза, род груза, количество мест, характер упаковки, наименования отправителя и получателя. В накладной также имеются штемпельные отметки станций по пути следования, отметки о состоянии попутных актов общей формы и попутных коммерческих актов. Указанная накладная сопровождает груз на всем пути следования;
- дорожной ведомости (ГУ-29-0), которая составляется на основании транспортной железнодорожной накладной и вместе с ней следует с грузом до станции назначения. В пути следования на оборотной стороне дорожной ведомости проставляются штемпельные отметки с указанием наименования и даты проследования по стыковой станции с одной дороги на другую, пути и даты перегрузки или сортировки. Из содержания дорожной ведомости можно установить маршруты и время транспортировки груза, а также работников транспорта, имеющих доступ к грузу при его обработке. Дорожная ведомость следует вместе с грузом и не подлежит изъятию. Она осматривается и копируется [1, с. 132];
- корешка дорожной ведомости (ГУ-29-0) и квитанции о приеме груза.
В целях выявления и документирования преступной деятельности лиц, совершающих данные преступления, сотрудникам подразделений БППГ ЛО МВД России на железнодорожном транспорте необходимо знать признаки и обстоятельства, прямо или косвенно указывающие на их совершение.
Изученные нами материалы оперативных проверок и уголовных дел свидетельствуют, что типичными признаками, указывающими на совершение хищения груза путем подлога документов, являются:
- несоответствие данных о количестве и качестве сданного к перевозке груза (недостача, излишки, пересортица, порча);
- наличие в местах хранения материальных ценностей местовых или весовых излишков;
- неисправность весового хозяйства в местах, где производится прием и передача груза по весу.
Для выявления и обнаружения сведений, указывающих на признаки подложности документов, на наш взгляд, в первую очередь необходимо:
- во-первых, внимательно изучать документы на предмет выявления в их содержании противоречий, а именно сравнивать объем груза, указанного в документах, с объемом, который может поместиться в вагоне (контейнере, цистерне);
- во-вторых, установить, проводились ли операции с грузом, отраженные в документе. С этой целью необходимо осмотреть документы, отражающие побочные операции с тем же грузом, при этом провести сравнение записей первичных и производных документов, а также первичных документов в порядке последовательности выполнения операций с грузом, осуществляемых разными лицами, особенно работниками различных смен. Так, например:
- можно определить род и количество недостающего груза, сравнивая записи в книге взвешивания груза (форма ГУ-107), путевых листах автотранспорта, а также сравнивая вес и количество мест в вагоне с записями о количестве и весе, указанными в железнодорожной накладной;
- записи в книге прибытия грузов, внесенные работником товарной конторы, с данными в книге выгрузки (форма ГУ-44), которую ведет прие-мосдатчик груза и багажа складов и товарных дворов. По записям в книге устанавливается род груза, состояние упаковки в момент приема товаров станцией. Указывается, кто и когда выдал и получил груз, по каким документам груз был вывезен с территории станции (товарного двора);
- проводились ли операции с грузом, можно установить путем сравнения сведений в книгах выгрузки, сдачи перевозочных документов, в книге снятия остатка груза в пакгаузе, книге вывоза груза, а также сведений, указанных в первичных и встречных документах. В данном случае встречными документами будут являться талон и корешок дорожной ведомости. Корешок дорожной ведомости отрезается на станции отправления и пересылается при отчете в управление дороги отправления. Талон дорожной ведомости следует с накладной до станции назначения и после выдачи
груза высылается управлением дороги назначения в управление дороги, отправившей груз.
Все это позволяет путем сличения сведений корешков и талонов дорожной ведомости установить расхождения в количестве груза, а также тому ли получателю передан груз на станции назначения,кому он адресован.
Осуществляя сличение документов перевозчика и грузоотправителей (грузополучателей), необходимо выяснить, проводилась ли погрузка данного груза в том количестве и объеме, который указан в документе.
На данной стадии осуществляется проверка факта хищения груза по месту отправления.
При проверке действий лиц, причастных к завозу груза на станцию, следует иметь в виду, что при оформлении бестоварной накладной преступники умышленно не проставляют в ней номер путевого листа и автомашины или же записывают номера и фамилии водителей. В этом случае проведением оперативно-разыскных мероприятий необходимо выяснить:
- каким автотранспортом обслуживается данное хозяйство - своим или транспортным предприятием;
- выписывался ли путевой лист на перевозку груза, указанного в накладной;
- подтверждается ли факт перевозки на данной машине другими документами [3, с. 22].
Так, по книге приема грузов к отправлению (форма ГУ-34), которая ведется приемосдатчи-ками груза складов и товарных дворов, можно установить род груза, состояние упаковки, фамилии представителей клиента и приемосдатчика, а также время отправления груза. Перед каждой записью номера отправки проставляется порядковый номер, который должен быть указан в накладной в графе «Знаки и марки». Он входит в состав маркировки. Сличение данных, указанных в накладной в графе «Знаки и марки», с книгой приема грузов к отправлению позволяет в некоторых случаях установить, что фактически груз не завозился на станцию. А это, в свою очередь, указывает на сговор между работниками станции и клиентурой.
Анализируя и изучая различные источники информации, мы пришли к выводу, что основными признаками, свидетельствующими о наличии сговора между работниками станции и клиентурой, являются:
- совпадения записей приемосдатчика, если груз им взвешивался;
- сведения, указанные в накладной отправителем, подложность которой уже установлена.
Следующим этапом проверки факта хищения груза является место выдачи груза. Как показывает практика, преступники с целью хищения груза
чаще всего составляют подложный коммерческий акт (ГУ-22) о недостаче груза в вагоне, которого в действительности не было, или о недостаче его в большем количестве по сравнению с фактическим. Составляется в день выгрузки или в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом (для удостоверения несоответствия наименования, массы, количества мест груза в натуре и данных, указанных в перевозочном документе; порчи и повреждения груза; обнаружении груза без перевозочных документов или перевозочных документов без груза; возвращения железной дороге похищенного груза).
Коммерческие акты находятся в бюро розыска груза станции. После осмотра и изучения изымаются и приобщаются их копии, если они ранее не поступили в полицию.
В этих случаях необходимо сопоставлять сведения, содержащиеся в коммерческом акте, о количестве и весе груза со сведениями об операциях с тем же грузом, отраженными в книгах перевески грузов, выгрузки грузов и других документов. Такое сопоставление особенно важно в случаях, когда записи в них внесены лицами, не участвующими в составлении коммерческого акта.
Не менее распространенным способом замаскированных хищений груза лицами, ответственными за его сохранность, является составление фиктивных коммерческих актов о якобы происшедшей краже груза посторонними лицами, инсценируя событие и следы кражи. В этом случае необходимо учитывать, что преступники чаще всего инсценируют кражу, совершенную путем вскрытия дверей со срывом пломб, взломов запирающих устройств (ЗПУ) или взлома самого вагона.
В этом случае при проверке версии о факте инсценировки кражи сотрудникам подразделений БППГ ЛО МВД России на железнодорожном транспорте необходимо обратить особое внимание на следующие обстоятельства:
- излишне разбросанные по вагону грузы, такие как похищенные, для изъятия которых вору не было надобности устраивать беспорядок в вагоне;
- недостача мест груза или отдельных вещей во вскрытых ящиках, находящихся у дверей, противоположных дверям, которые якобы были вскрыты вором;
- пролом вагона для инсценировки хищения, совершенный не снаружи, а изнутри, чтобы не быть замеченными около вагона;
- невозможность вытащить груз определенного габарита в образовавшееся отверстие.
Отдельно необходимо отметить хищения продовольственных и скоропортящихся грузов. Дан-
ные преступления маскируются путем внесения ложных сведений об имевшей место порче груза. В этом случае обстоятельствами, свидетельствующими о его фиктивности, являются:
- факт отсутствия тары на складе или пакгаузе (бочки, ящики, бутылки) и наличия акта на ее уничтожение;
- высокая степень частоты составления актов о порче и недостаче ценного груза одними и теми же лицами.
Самостоятельным способом хищения грузов является разъединение груза и документов. В данном преступном деянии разъединение груза и документов влечет за собой безответственность за его сохранность и облегчает возможность совершения хищения.
С целью противодействия раскрытию данных преступлений и затруднению своего изобличения преступники отправляют вагон, из которого совершили хищение, в одном направлении, а сопроводительные документы на груз - в другом. Нередко вагоны отправляются в числе порожняка. В этом случае при раскрытии преступления особое внимание необходимо уделить установлению станции, где произведено разъединение груза и документов, а также проанализировать движение груза и документов от станции отправления.
Наряду с разъединением и подлогом документов хищения грузов маскируются путем изъятия и уничтожения документов. Так, например, для сокрытия хищения путем уничтожения дорожной ведомости старший кассир товарной конторы не указывает ее в ежедневном отчете о грузах, принятых к отправлению или выданных (в зависимости от места совершения хищения).
Факт утраты дорожной ведомости на станции выдачи можно установить путем сопоставления записей в книгах прибытия грузов, выгрузки и сдачи документов. В книге прибытия отмечается порядковый номер книги выдачи и указывается
дата выдачи груза получателю. Книга выдачи заполняется в двух экземплярах, один из которых представляет собой отчет о выдаче грузов. Для маскировки в книгу выдачи груза работники станции через копировальную бумагу иногда дополнительно вписывают уничтоженные документы. Признаком того, что запись произведена дополнительно, после составления отчета, является нарушение порядковой нумерации в указанной книге.
Если уничтоженный документ не был записан ни в одну из этих книг, то поступление его на станцию может быть установлено путем осмотра других документов, в частности, книги сдачи документов из станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов в товарную контору и книги выгрузки грузов [3, с. 24].
Таким образом, сличение документов, отражающих последовательные операции с грузами, позволяет определить не только место совершения хищений, но и круг лиц, его совершивших либо причастных к совершению, а также задокументировать их преступные действия.
В заключение хотелось бы отметить, что все перечисленные аспекты свидетельствуют о проблемности и сложности раскрытия замаскированных хищений грузов на железнодорожном транспорте. В связи с этим наиболее оптимальным решением данной проблемы, на наш взгляд, является подготовка кадров для подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте; разработка и использование методических рекомендаций сотрудниками подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте по выявлению и раскрытию отдельных видов преступлений, связанных с хищением грузов; организация хорошо налаженного взаимодействия сотрудников подразделений БППГ ЛО МВД России на транспорте с подразделениями территориальных ОП УМВД России.
Литература
1. Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте по борьбе с отдельными видами преступлений: учеб.-практич. пособие / С.Ю. Ударцев, Г.Г. Черепанов, А.Г. Иванов и др. - Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. 236 с.
2. Смородинцева Е.Е. Единая транспортная система: курс лекций. - Екатеринбург: Изд-во Ур ГУПС, 2013. 207 с.
3. Старцев В.Г. Особенности выявления и раскрытия хищений грузов на железнодорожном транспорте: учебное пособие. -Москва: ЦОКР МВД России, 2005. 120 с.
= References =
1. Deyatel'nost' operativnykh podrazdelenii organov vnutrennikh del na transporte po bor'be s otdel'nymi vidami prestuplenii: ucheb.-praktich. posobie / S.Yu. Udartsev, G.G. Cherepanov, A.G. Ivanov i dr. - Khabarovsk: RIO DVYuI MVD Rossii, 2014. 236 s.
2. Smorodintseva E.E. Edinaya transportnaya sistema: kurs lektsii. - Ekaterinburg: Izd-vo Ur GUPS, 2013. 207 s.
3. Startsev V.G. Osobennosti vyyavleniya i raskrytiya khishchenii gruzov na zheleznodorozhnom transporte: uchebnoe posobie. -Moskva: TsOKR MVD Rossii, 2005. 120 s.
(статья сдана в редакцию 05.04.2017)