Научная статья на тему 'Об использовании специальных знаний в расследовании преступлений на железнодорожном транспорте'

Об использовании специальных знаний в расследовании преступлений на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
620
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / SPECIAL KNOWLEDGE / RAILWAY TRANSPORT / OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE / EXPERT AND CRIMINALISTIC ACCOUNTS / EXPERT AND CRIMINALISTIC DIVISIONS / EXPERT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов А.Е., Рудов Д.Н.

В статье рассматривается понятие «специальные знания», определяется их место и роль в расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Освещены основные проблемные вопросы, с которыми сталкивается следователь в повседневной служебной деятельности, осуществляемой на железнодорожном транспорте, связанные с привлечением специалистов к проведению следственных действий, и возможные пути их решения. Определены основные виды взаимодействия специалиста и следователя как на стадии возбуждения уголовного дела по факту совершенного преступления, так и на первоначальном этапе расследования. Авторами предлагается общий алгоритм деятельности специалиста по обнаружению, фиксации и изъятию следов в ходе осмотра места происшествия, особое внимание уделяется вопросам, связанным с необходимостью привлечения к производству следственных действий специалистов структурных подразделений ОАО «РЖД», обладающих специальными познаниями в различных областях деятельности транспортной инфраструктуры. Выделены наиболее актуальные виды экспертиз, назначаемых сотрудниками транспортной полиции в повседневной служебной деятельности. Рассмотрены основные экспертно-криминалистические учеты, используемые в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов А.Е., Рудов Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT USE OF SPECIAL KNOWLEDGE IN INVESTIGATION OF CRIMES ON RAILWAY TRANSPORT

In article the concept «special knowledge» is considered, their place and a role in investigation of the crimes committed on railway transport and objects of transport infrastructure is defined. The main problematic issues which the investigator in the daily office activity which is carried out on railway transport the connected with involvement of experts to carrying out investigative actions and possible ways of their decision faces are taken up. Main types of interaction of the expert and investigator, as at a stage of initiation of legal proceedings upon the committed crime, and at an initial stage of investigation are defined. Authors offer the general algorithm of activity of the specialist in detection, fixing and withdrawal of traces during inspection of the scene, special attention is paid to the questions connected with need of attraction to production of investigative actions of specialists of the structural divisions of «Russian Railways» possessing special knowledge of various spheres of activity of transport infrastructure. The most relevant types of the examinations appointed by transport police officers in daily office activity are allocated. The main expert and criminalistic accounts used in the course of disclosure and investigation of the crimes committed on railway transport and objects of transport infrastructure are considered.

Текст научной работы на тему «Об использовании специальных знаний в расследовании преступлений на железнодорожном транспорте»

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ABOUT USE OF SPECIAL KNOWLEDGE IN INVESTIGATION OF CRIMES ON RAILWAY TRANSPORT

УДК 343.98

А.Е. АНТОНОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) Alexey.Antonow@mail.ru

ALEKSEY E. ANTONOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

д.н. рудов,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) den.rudov2013@yandex.ru

DENIS N. RUDOW ,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматривается понятие «специальные знания», определяется их место и роль в расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Освещены основные проблемные вопросы, с которыми сталкивается следователь в повседневной служебной деятельности, осуществляемой на железнодорожном транспорте, связанные с привлечением специалистов к проведению следственных действий, и возможные пути их решения. Определены основные виды взаимодействия специалиста и следователя как на стадии возбуждения уголовного дела по факту совершенного преступления, так и на первоначальном этапе расследования. Авторами предлагается общий алгоритм деятельности специалиста по обнаружению, фиксации и изъятию следов в ходе осмотра места происшествия, особое внимание уделяется вопросам, связанным с необходимостью привлечения к производству следственных действий специалистов структурных подразделений ОАО «РЖД», обладающих специальными познаниями в различных областях деятельности транспортной инфраструктуры. Выделены наиболее актуальные виды экспертиз, назначаемых сотрудниками транспортной полиции в повседневной служебной деятельности. Рассмотрены основные экспертно-криминалистические учеты, используемые в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: специальные знания, железнодорожный транспорт, объекты транспортной инфраструктуры, экспертно-криминалистический учет.

Для цитирования: Антонов А.Е., Рудов Д.Н. Об использовании специальных знаний в расследовании преступлений на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 1. С. 17-22.

Abstract: in article the concept «special knowledge» is considered, their place and a role in investigation of the crimes committed on railway transport and objects of transport infrastructure is defined. The main problematic issues which the investigator in the daily office activity which is carried out on railway transport the connected with involvement of experts to carrying out investigative actions and possible ways of their decision faces are taken up. Main types of interaction of the expert and investigator, as at a stage of initiation of legal proceedings upon the committed crime, and at an initial stage of investigation are defined. Authors offer the general algorithm of activity of the specialist in detection, fixing and withdrawal of traces during inspection of the scene, special attention is paid to the questions connected with need of attraction to production of investigative actions of specialists of the structural divisions of «Russian Railways» possessing special knowledge of various spheres of activity of transport infrastructure. The most relevant types of the examinations appointed by transport police officers in daily office activity are allocated. The main expert and criminalistic accounts used in the course of disclosure and investigation of the crimes committed on railway transport and objects of transport infrastructure are considered.

Keywords: special knowledge, railway transport, objects of transport infrastructure, expert and criminalistic accounts, expert and criminalistic divisions, expert.

For citation: Antonov A.E., Rudow D.N. About use of special knowledge in investigation of crimes on railway transport // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 1. Рр. 17-22.

Анализ судебно-следственной практики раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, свидетельствует о том, что следователи линейных отделов внутренних дел достаточно часто используют помощь специалистов (преимущественно специалистов-криминалистов) в раскрытии и расследовании преступлений. В особенности это касается стадии возбуждения уголовного дела и первоначального этапа стадии предварительного расследования, когда картина события преступления еще не вполне понятна и требуется проработка значительного количества следственных версий.

Единого определения относительно рассматриваемого понятия в юридической литературе не сформулировано, но наиболее общее, на наш взгляд, дано В.Н. Маховым, который считает, что «специальные знания присущи различным видам профессиональной деятельности, за исключением знаний, являющихся профессиональными для следователя и судьи, используемых при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу в случаях и порядке, определенных уголовно-процессуальным законодательством [2, с. 46].

На стадии возбуждения уголовного дела по факту совершенного преступления и первоначального этапа стадии предварительного расследования специалисты активно содействуют следователю, участвуя в производстве следственных действий и представляя консультационно-справочную информацию.

Подобная активность указывает на наличие определенных сложностей, с которыми сталкивается следователь в процессе расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, что характеризует названные объекты как требующие особого подхода в процессе изучения обстановки совершенного преступления, а это, в свою очередь, указывает на организационно-тактические особенности деятельности системы «следователь-специалист» в аспекте их взаимодействия.

Аналогичные проблемы, связанные с расследованием экономических преступлений, рассматривают в своей статье Чиненов Е.В. и Щукин В.И., справедливо заметив, что «организация расследования экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, имеет выраженную специфику. Это обусловлено технологическими особенностями железнодорожной отрасли», что в свою очередь подтверждает характерную специфичность отрасли [10].

Главной причиной привлечения следователем сотрудников экспертно-криминалистических подразделений и иных специалистов для производства с их участием следственных действий является необходимость использования ими криминалистических (и иных) средств и методов для обнаружения, закрепления и изъятия следов преступления, а также иных вещественных доказательств. На железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры это еще и особенности понятийного аппарата, которым

пользуются в своей деятельности сотрудники структурных подразделений ОАО «РЖД», - их знания в области технического устройства используемых в работе транспортной инфраструктуры технических средств, наименования их составных элементов и частей, сведения об устройстве объектов инфраструктуры, что является важным для процессуальной фиксации в протоколах следственных действий. Специалисты экспертно-криминали-стических подразделений органов внутренних дел на транспорте в силу своей профессиональной специфики лучше следователя усваивают данный понятийный аппарат, что позволяет значительно облегчить процесс производства осмотра места происшествия, улучшить его качество, а также качество протоколов других следственных и процессуальных действий, к производству которых их привлекают следователи.

Практика расследования преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, свидетельствует о том, что для более эффективной деятельности по раскрытию и расследованию тяжких преступлений, имеющих значительный общественный резонанс, следует привлекать не одного эксперта-криминалиста, а бригаду специалистов различного профиля: по работе с традиционными видами следов, микрообъектами, а также специалистов, профессиональные навыки которых обусловлены особенностями совершенного преступления - специалистов-биологов (убийство), специалистов-баллистов (применение огнестрельного оружия), специалистов-взрыво-техников (в случае взрыва), железнодорожных инженеров (катастрофа).

В связи с вышеизложенным, нами предлагается общий алгоритм деятельности специалиста по обнаружению, фиксации и изъятию следов в ходе осмотра места происшествия:

1. На месте происшествия специалист изучает ее обстановку в соответствии с профилем своей специализации и предпринимает меры к охране объектов, которые предположительно могут стать объектами его исследования. Совместно со следователем уточняются задачи его участия в следственном действии и согласуется план соответствующих действий по их решению (границы осмотра, последовательность действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств и пр.).

2. В процессе проведения осмотра специалист постоянно взаимодействует со следователем в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, предоставляет иную помощь, требующую специальных знаний.

3. Специалист согласует со следователем тактические задачи, порядок, последовательность и осуществляет техническими средствами дополнительную фиксацию следов и вещественных доказательств на месте происшествия (выбор объектов, подлежащих запечатлению, способ фото- и видеофиксации и пр.). Технические особенности фиксации следов преступления и вещественных доказательств специалист определяет самостоятельно.

3. В процессе составления следователем протокола осмотра места происшествия специалист оказывает необходимую помощь в полном и правильном отображении полученной криминалистически значимой информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов, описания следов, сообщая следующие основные сведения: место нахождения следов; применявшиеся для их выявления криминалистические средства; количество следов, их вид, форму, размеры, индивидуальные особенности; способы дополнительной фиксации следов.

4. В необходимых случаях (по указанию следователя) специалист упаковывает изъятые следы и другие вещественные доказательства и, при наличии постановления следователя о производстве экспертизы или проверки по экспер-тно-криминалистическим учетам, доставляет их в экспертно-криминалистическое подразделение.

5. По указанию следователя специалист на месте происшествия может проводить предварительное исследование следов при необходимости принятия неотложных мер по раскрытию преступления и розыску преступника. Результаты предварительного исследования могут быть оформлены справкой.

6. По результатам осмотра места происшествия специалист может участвовать в разработке следственных версий (непроцессуальная форма взаимодействия со следователем).

Рамки настоящей статьи не позволяют более детально рассмотреть все возможные ситуации и обстоятельства, в которых специалист может оказать содействие следователю в процессе расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. В этой связи нами классифицированы основные виды помощи специалиста (любого профиля) следователю в ходе проведения следственных действий:

1) процессуальная помощь (на примере осмотра места происшествия): фиксация обстановки места происшествия, обнаружение следов, их изъятие и упаковка, отбор и упаковка образцов для сравнительного исследования и пр. Непроцессуальная помощь способствует определению способа совершения преступления и возможных действий преступника, участвует в подведении

итогов осмотра и выдвижению следственных версий, проверяет обнаруженные объекты по криминалистическим учетам и пр.;

2) криминалистическая помощь: выявление следов преступления и преступника, объяснение механизма их образования, фиксация следов;

3) методическая помощь: отработка приемов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и преступника;

4) справочно-консультативная помощь: разъяснения, советы, консультации справочного характера, связанные с особенностями организации и проведения следственного или процессуального действия;

5) техническая помощь: обнаружение и фиксация доказательств технико-криминалистическими способами и средствами.

Производство следственных действий при расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, достаточно часто невозможно без привлечения специалистов структурных подразделений ОАО «РЖД». Как мы упоминали выше, сотрудники линейных подразделений ОВД в своей практической деятельности хоть и овладевают терминологическим и понятийным аппаратом ОАО «РЖД», однако в некоторых сложных ситуациях расследования все же не имеют достаточных знаний о принципах функционирования структурного подразделения, наименованиях различных приборов и устройств, используемых в работе подразделений ОАО «РЖД», а также их техническом состоянии, составных частях механизма и т.п. В связи с этим с целью разъяснения интересующей информации для участия в проведении следственных действий привлекаются специалисты ОАО «РЖД».

Выбор для привлечения к участию в следственных действиях в качестве специалиста сотрудника ОАО «РЖД» осуществляется в зависимости от интересующей следствие области деятельности. Так, например, в ходе проведения осмотра локомотива в качестве специалиста могут привлекаться машинисты, помощники машинистов либо работники локомотивного депо, владеющие знаниями в области его технического устройства. При осмотре сети электроснабжения это могут быть электромонтеры дистанции электроснабжения. Осмотр железнодорожного пути, а также деталей его строения подразумевает привлечение сотрудников дистанции пути и т.д.

Специальные знания в процессе расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, могут быть реализованы не только посредством участия специалиста в ходе проведения следственных и процессуальных действий, а также в форме консультацион-

но-справочного взаимодействия со следователем. Наряду с этой формой активно используются и данные судебных экспертиз.

На железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры в аспекте судебно-медицинской экспертизы наиболее часто проводятся исследования повреждений, полученных гражданами от воздействия тупых (острых) предметов, транспортных средств. Особую актуальность, и это обусловлено особенностями функционирования соответствующей отрасли, вызывает судебно-медицинское исследование и установление повреждений, полученных потерпевшим прижизненно или посмертно, а также установление давности травмы.

Характер экспертной деятельности в данных обстоятельствах всегда обусловлен типовой следственно-экспертной ситуацией и типовыми задачами исследования, которые конкретизируются следователем в обстоятельствах текущей ситуации расследования относительно расследуемого преступного события.

Производство актуальных трасологических экспертиз также «привязано» к типовым следственно-экспертным ситуациям и задачам исследования.

Назначение дактилоскопических экспертиз как вида судебных экспертиз, наиболее часто назначаемых сотрудниками линейных отделов внутренних дел на железнодорожном транспорте, связано с ситуацией обнаружения в результате оперативно-розыскных и следственных действий следов рук человека по делам об убийствах, причинении телесных повреждений либо по другим преступным действиям. В этой связи актуальными вопросами для разрешения экспертом являются такие: имеются ли на представленных объектах следы рук? Пригодны ли они для идентификации оставившего их человека, не оставлены ли следы рук конкретным лицом? Вопросы формируются следователем в зависимости от характера объекта исследования и следственных версий, которые в этой связи проверяются.

Механоскопические трасологические исследования определяются характером следственно-экспертной ситуации, когда при обнаружении следов взлома или повреждения замков и преград возникает необходимость установления обстоятельств дела, связанных с исследованием устройства замков, иных запирающих устройств и механизма взлома. В ходе расследования преступлений, связанных с различными видами посягательств на собственность, может быть назначена экспертиза исследования запирающих устройств и определения механизма образования следов на них. Вопросы для данной экспертизы достаточно традиционны: исправно ли запира-

ющее устройство? Если не исправно, то какова причина неисправности? Находился ли данный замок в эксплуатации? В запертом или отпертом состоянии находился замок?

Наряду с исследованием запирающих устройств может проводиться экспертиза с целью идентификации отпирающих устройств (ключей).

Наиболее распространенной и часто встречающейся разновидностью экспертиз на железнодорожном транспорте является криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий, в рамках которой в подавляющем большинстве случаев проводятся исследования химических составов изъятых веществ, предполагаемо относящихся к наркотическим, ядовитым либо сильнодействующим с целью определения видовой их принадлежности и количества. Указанное исследование не является характерной особенностью для железнодорожного транспорта, но наиболее востребовано ввиду распространенности преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, особенно контрабанды, в приграничных регионах, где с целью незаконной перевозки наркотических средств достаточно часто используется железнодорожный транспорт [11].

В связи с принципом работы части подвижного состава железнодорожного транспорта с использованием дизельного топлива, наличием обширного парка автотранспортных средств и специальной техники, состоящей на балансе структурных подразделений ОАО «РЖД», а также наличием топливных складов, входящих в структуру транспортной отрасли, часто встречающимися преступлениями остаются хищения горюче-смазочных веществ. Расследование подобных преступных посягательств подразумевает проведение экспертизы горюче-смазочных веществ. Назначение подобных экспертиз, как правило, связано с необходимостью определения вида изъятого топлива, его марки и количества, а также их тождественности с образцами материалов, изъятых из резервуаров, предназначенных для их хранения, а выводы, содержащиеся в заключении, формируют основу обвинения [12].

Важное место в работе экспертных подразделений полиции на транспорте занимают экспертно-криминалистические учеты. Порядок их использования, ведения и перечень входя-

щих в них объектов определен Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации. Экспертно-криминалистические учеты - это «система хранения и поиска экспертно-крими-налистической информации об объектах учета, используемой в решении задач расследования преступлений и оперативно-розыскной деятельности» [7, с. 108-110]. Основные объекты учетов, формируемых сотрудниками экспертных подразделений, перечислены в вышеназванной инструкции, и к ним отнесены неустановленные лица и пригодные для проведения исследования следы, предметы и вещества.

Характерная особенность экспертно-кримина-листических подразделений транспортной полиции заключается в ведении собственных учетов следов, предметов и веществ, обнаруженных и изъятых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры (следов орудий взлома, оставленных на запорно-пломби-ровочных устройствах вагонов, следов использования пломбировочных устройств кустарного производства и т.п.). В процессе работы с экс-пертно-криминалистическими учетами появляется возможность проведения диагностических исследований, установления тождества изъятых следов и представленных образцов, определения признаков однородности предметов и установления иной важной информации, позволяющей в процессе поисково-познавательной деятельности фиксировать и сопоставлять обстоятельства криминального характера.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, на основании анализа судебно-следственной практики расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в связи с особенностями функционирования указанных объектов установление всех обстоятельств события преступления следователю без участия специалистов и результатов судебных экспертиз весьма затруднительно, а в отдельных ситуациях расследования практически невозможно. В связи с чем развитие положений, связанных с использованием специальных знаний для обоснования соответствующих методик, имеет актуальное значение.

Литература

1. Аминев Ф.Г. Теория и практика использования специальных знаний в расследовании преступлений: монография. -Уфа: БашГУ, 2015. - 166 с.

2. Данильян С.А. Взаимодействие органов правоохранительной системы: монография. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 118 с.

3. Колиев В.В. Вопросы специальных знаний и специальных познаний в уголовном судопроизводстве // Право и практика. 2015. № 4. С. 90-94.

4. Махов В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. - Москва, 2000. - 296 с.

5. Игнатченко Л.В. Правовые основы использования специальных познаний при расследовании преступлений // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 5. С. 178-183.

6. Новолоцкая Т.Д. Соотношение категорий «специальные знания» и «специальные познания» / Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Пермь, 2017. С. 178-180.

7. Соколова О.А. Использование результатов экспертиз и исследований в раскрытии и расследовании преступлений // Российский следователь. 2015. № 1. С. 5-10.

8. Тонков Е.Е., Комаров И.М. Основные тенденции развития криминалистики и судебной экспертизы на современном этапе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 8. С. 363-371.

9. Тюнис И.О. Криминалистика. - Москва: Маркет ДС, 2010. - 216 с.

10. Чиненов Е.В., Щукин В.И. Использование специальных знаний при раскрытии и расследовании экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2018. № 2 (85). С. 144-151.

11. Kolesnikov Y.A., Pavlyuk A.V., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 187-197.

12. NigamaevA.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Pavlyuk A.V., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № З.С. 242-253.

= References =

1. Aminev F.G. Teoriya i praktika ispol'zovaniya special'nyh znanij v rassledovanii prestuplenij: monografiya. - Ufa: BashGU, 2015. - 166 s.

2. Danil'yan S.A. Vzaimodejstvie organov pravoohranitel'noj sistemy: monografiya. - Krasnodar: KubGAU, 2016. - 118 s.

3. Koliev V.V. Voprosy special'nyh znanij i special'nyh poznanij v ugolovnom sudoproizvodstve // Pravo i praktika. 2015. № 4. S. 90-94.

4. Mahov V.N. Ispol'zovanie znanij svedushchih lic pri rassledovanii prestuplenij. - Moskva, 2000. - 296 s.

5. Ignatchenko L.V. Pravovye osnovy ispol'zovaniya special'nyh poznanij pri rassledovanii prestuplenij // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2012. № 5. S. 178-183.

6. Novolockaya T.D. Sootnoshenie kategorij «special'nye znaniya» i «special'nye poznaniya» / Sintez nauki i obshchestva v reshenii global'nyh problem sovremennosti: sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Perm', 2017. S. 178-180.

7. Sokolova O.A. Ispol'zovanie rezul'tatov ehkspertiz i issledovanij v raskrytii i rassledovanii prestuplenij // Rossijskij sledovatel'. 2015. № 1. S. 5-10.

8. Tonkov E.E., Komarov I.M. Osnovnye tendencii razvitiya kriminalistiki i sudebnoj ehkspertizy na sovremennom ehtape // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2011. № 8. S. 363-371.

9. Tyunis I.O. Kriminalistika. - Moskva: Market DS, 2010. - 216 s.

10. CHinenov E.V., SHCHukin V.I. Ispol'zovanie special'nyh znanij pri raskrytii i rassledovanii ehkonomicheskih prestuplenij, sovershaemyh na ob»ektah zheleznodorozhnogo transporta // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii. 2018. № 2 (85). S. 144-151.

11. Kolesnikov Y.A., PavlyukA.V., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. T. 21. № S1. C. 187-197.

12. Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Pavlyuk A.V., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. T. 21. № 3.C. 242-253.

(статья сдана в редакцию 20.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.