Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

КОНЦЕПЦИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Е.В.

При подготовке методических разработок по расследованию преступлений криминалисты предлагают исходить не столько из уголовно-правовой классификации преступлений, сколько из потребностей криминалистики в создании методик большей степени общности, формируемых за счет группировки нескольких видов, родов преступлений, совершаемых в определенных условиях места и времени. Такую постановку вопроса можно встретить в работах Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, Ю.П. Гармаева, В.Е. Корноухова, А.Ф. Лубина, М.В. Субботиной, В.А. Образцова, В.Г. Танасевича и некоторых других ученых, отстаивающих стратегию укрупнения криминалистических методик (межклассовых, межродовых, межвидовых), с целью их последующего объединения в единый комплекс рекомендаций по расследованию преступлений нескольких видов. Методика расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, в этом плане исключением не является.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FORENSIC METHODOLOGY FOR INVESTIGATING ECONOMIC CRIMES COMMITTED IN RAILWAY TRANSPORT

When preparing methodological developments for the investigation of crimes, criminologists propose to proceed not so much from the criminal law classification of crimes, but also from the needs of forensic science in creating methods of a greater degree of generality, formed by grouping several types, types of crimes committed under certain conditions of place and time. Such a statement of the question can be found in the works of R.S. Belkina, I.A. Vozgrina, Yu.P. Garmaeva, V.E. Kornoukhov, A.F. Lubina, M.V. Subbotina, V.A. Obraztsova, V.G. Tanasevich and some other scientists who advocate the strategy of consolidation of forensic methods (interclass, intergeneric, interspecies), with the aim of their subsequent integration into a single set of recommendations for investigating crimes of several types. The methodology for investigating economic crimes committed in railway transport is no exception in this regard.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

КОНЦЕПЦИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

THE CONCEPT OF FORENSIC METHODOLOGY FOR INVESTIGATING ECONOMIC CRIMES COMMITTED IN

RAILWAY TRANSPORT

Аннотация: при подготовке методических разработок по расследованию преступлений криминалисты предлагают исходить не столько из уголовно-правовой классификации преступлений, сколько из потребностей криминалистики в создании методик большей степени общности, формируемых за счет группировки нескольких видов, родов преступлений, совершаемых в определенных условиях места и времени. Такую постановку вопроса можно встретить в работах Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, Ю.П. Гармаева, В.Е. Корноухова, А.Ф. Лубина, М.В. Субботиной, В.А. Образцова, В.Г. Танасевича и некоторых других ученых, отстаивающих стратегию укрупнения криминалистических методик (межклассовых, межродовых, межвидовых), с целью их последующего объединения в единый комплекс рекомендаций по расследованию преступлений нескольких видов. Методика расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, в этом плане исключением не является.

Ключевые слова: преступления экономической направленности, железнодорожный транспорт, расследование преступлений.

Для цитирования: Чиненов Е.В. Концепция криминалистической методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 1. С. 37-41.

Abstract: when preparing methodological developments for the investigation of crimes, criminologists propose to proceed not so much from the criminal law classification of crimes, but also from the needs

УДК 343.9

Е.В. ЧИНЕНОВ,

EVGENY V. CHINENOV,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) chinenovevg@yandex.ru

of forensic science in creating methods of a greater degree of generality, formed by grouping several types, types of crimes committed under certain conditions of place and time. Such a statement of the question can be found in the works of R.S. Belkina, I.A. Vozgrina, Yu.P. Garmaeva, V.E. Kornoukhov, A.F. Lubina, M.V. Subbotina, V.A. Obraztsova, V.G. Tanasevich and some other scientists who advocate the strategy of consolidation of forensic methods (interclass, intergeneric, interspecies), with the aim of their subsequent integration into a single set of recommendations for investigating crimes of several types. The methodology for investigating economic crimes committed in railway transport is no exception in this regard.

Keywords: economic crimes, railway transport, investigation of crimes.

For citation: Chinenov E.V. The concept of forensic methodology for investigating economic crimes committed in railway transport // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 1. P. 37-41.

Интерес к криминалистическим методикам расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, неслучаен. Он объясняется назревшей необходимостью модернизации существующих методических рекомендаций. Из-за их несовершенства, обусловленного активным развитием железнодорожного транспорта1, способствующим появлению в его сфере новых способов совершения преступлений экономической направленности, усложнением их механизмов, вне области поисковой деятельности правоохранительных органов остается значительное количество совершаемых преступных деяний. Выделение закономерностей и особенностей расследования преступлений данной категории в рамках отдельной криминалистической методики позволит обеспечить эффективную организацию расследования, создав действенную систему криминалистического обеспечения, основывающегося на интеграции нескольких видов и родов преступных посягательств в единый криминалистический комплекс.

Методика расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, на уровне монографического исследования ранее никем не разрабатывалась. Тем не менее, поскольку данная методика находится во взаимосвязи с уже существующими частными криминалистическими методиками расследования преступлений отдельных видов и групп, отдельные связанные с ней моменты частично затрагивались в научных публикациях, учебных пособиях, монографиях и некоторых диссертационных исследованиях [1, 2, 3, 4]. Соответственно, весомым аргументом в пользу разработки теоретических основ криминалистической методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодо-

1 «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в

Российской Федерации до 2030 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № № 877-р.

рожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, является существование определенного, пусть и небольшого количества частных методик расследования отдельных видов преступлений в данной сфере, в которых учтены общие закономерности, позволяющие их объединить.

Руководствуясь мнениями ведущих ученых-криминалистов, обосновывающих возможности разработки методик расследования применительно к объединенным группам преступлений в случаях, если это представляет криминалистический интерес [5, 6, 7], отметим, что имеются все основания рассмотреть в таком ракурсе и преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Развивая данную мысль, отметим, что возможность их комплексирования предопределена не только принадлежностью к одной и той же группе преступлений, предусмотренных разделом VIII Уголовного кодекса Российской Федерации, наличием общих характерных признаков вообще, но и места совершения преступления в частности [8, 9], т.е. сферы железнодорожного транспорта, в контексте его экономической, производственно-хозяйственной деятельности, как криминалистического основания для формирования методики расследования преступлений данной категории. Наше исследование показало, что преступления такого рода обладают определенной спецификой, которая наиболее ярко проявляется в способах их подготовки, совершения и сокрытия. Они, в свою очередь, предопределяются конкретными целевыми установками и формируются под влиянием отраслевой специфики железнодорожного транспорта. Реализация преступного замысла происходит путем выполнения типичных действий и операций с применением особых орудийно-инструментальных средств, индивидуализирующих способ совершения преступлений экономической направленности на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Своеобрази-

ем отличаются и личностные характеристики субъектов указанных преступлений.

В таком контексте заслуживает внимания классификационный критерий, некогда предложенный В.Е. Корноуховым [10], в соответствии с которым преступлениям, совершаемым на транспорте, свойственны отношения пространства и времени. К этому можно добавить видовое и групповое сходство преступлений, которое обоснованно выделял в своих работах В.А. Образцов2. Именно железнодорожный транспорт и складывающиеся в связи с его функционированием общественные отношения обусловливают существование закономерностей, присущих механизму совершения преступлений данной группы и отдельным его элементам. В числе криминалистически значимых признаков следует также выделить и характеристики предметов преступного посягательства, виды деятельности, осуществляемые в данной сфере, общественно опасные последствия, типичные мотивы преступлений.

Качественное раскрытие и расследование преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, обусловливается наличием совокупности методических рекомендаций, направленных на повышение его эффективности. Необходимость существования комплекса методик расследования преступлений на транспорте подтверждается не только учеными, но и практиками.

В ходе нашего исследования был произведен опрос следователей УТ МВД России по Центральному, Северо-Западному, Южному, Северо-Кавказскому, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному федеральным округам, который позволил подтвердить наличие потребностей в разработке и внедрении современных методических рекомендаций соответствующей направленности. Сложности с раскрытием и расследованием преступлений данной категории опрошенные следователи и сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте связывают прежде всего с низким уровнем профессиональной подготовки; с незнанием частных криминалистических методик, целенаправленное использование которых должно приводить к правильной организации процесса расследования; с отсутствием отвечающих требованиям времени методических рекомендаций по расследованию отдельных видов преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Так, 77,1% респондентов высказались за необходимость разработки криминалистической методики расследования преступлений

2 Образцов В.А. Общие положения криминалистической методики расследования / Криминалистика / под ред. В.А. Образцова. - Москва, 1997. С. 494-495.

экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, поскольку в своей следственной практике испытывают затруднения в выявлении и расследовании указанной категории преступлений. Опрошенные в этой связи респонденты указали на сложность распознавания события преступления (56,4%); установления времени и места его совершения (37,4%); способа совершения преступления (62,3%); сведений о личности (17,2%), вызванные пробелами в методико-криминалисти-ческом обеспечении расследования данных преступлений3.

Для нашего исследования интерес представляет точка зрения Ю.Г. Корухова на закономерности организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения различных видов преступлений [11]. Именно она взята нами за основу при разработке системы практических рекомендаций по производству предварительного расследования на объектах транспорта.

Основываясь на результатах анализа и обобщения практики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте, выделим особенности в следственных, организационных и иных действиях по делам данной категории: получение и проверку первичной информации о событиях, имеющих признаки преступлений в исследуемой сфере; определение круга обстоятельств, подлежащих доказыванию; использование специальных знаний, относящихся к сфере деятельности железнодорожного транспорта, экономики, технологических процессов и др.; моделирование и алгоритмизация действий.

Исходные теоретические положения методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в первую очередь должны отражать наиболее существенные организационные, технико-криминалистические и тактические аспекты данного процесса организованной и научно обоснованной деятельности, «... осуществляемой с использованием организационных, материально-технических и других средств и приемов, обеспечивающих эффективность и оптимальность выявления, расследования и предупреждения преступлений» [12]. Необходимость в их использовании объясняется следующими причинами:

- во-первых, отраслевыми особенностями деятельности органов внутренних дел на транспорте, что предполагает разъездной характер деятельности следователей, дознавателей,сотрудников оперативных подразделений и их нахождение

3 Установлено в результате анкетирования сотрудников ОВД на транспорте.

на значительном удалении от мест дислокации линейных подразделений;

- во-вторых, спецификой технологических процессов на объектах транспорта (непрерывность функционирования, постоянство пассажиропотоков, высокая концентрация материальных ценностей и товаров и пр.), способных резко изменять оперативную обстановку, направленность и интенсивность действий ОВД на транспорте;

- в-третьих, отсутствием возможности своевременного получения помощи специалистов.

Существованию данных причин способствует значительная протяженность участков оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте; сосредоточение на сравнительно небольших территориях большого количества материальных ценностей и лиц, задействованных в транспортном процессе; динамичность перемещения грузов, непрерывность и цикличность производственно-экономической деятельности; экономическая, производственная и административная взаимосвязанность транспортных процессов с деятельностью юридических и физических лиц, находящихся в зоне оперативного обслуживания территориальных органов внутренних дел; исторически сложившийся режим работы в отрасли.

Каждая из этих особенностей функционирования железнодорожного транспорта должна учитываться при формировании методики расследования совершаемых на его объектах экономических преступлений. Наиболее ярко они проявляются в методическом, тактико-криминалистическом и технико-криминалистическом обеспечении, а также в вопросах организации взаимодействия следователя с сотрудниками линейных и территориальных подразделений органов внутренних дел и использования специальных знаний.

В рамках проводимого нами исследования на основе анализа и синтеза научных фактов и реалий следственной практики была выдвинута научная гипотеза о необходимости формирования теоретических основ для разработки методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Суть гипотезы заключается в том, что наличие закономерностей в выборе способов подготовки, совершения, сокрытия преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, и противодействия расследованию, закономерностей возникновения информации о таких преступлениях, посткриминального поведения лиц, закономерностей развития следственных ситуаций и применение на их основе криминалистических методов и средств позволяет осуществлять эффективную деятельность органам внутренних дел на транспорте.

Процесс создания криминалистической методики в виде соответствующего научного продукта, по справедливому мнению И.Ф. Герасимова,

должен быть обеспечен эффективной методологией исследования предмета [13]. В качестве методологической основы исследования нами была воспринята концепция Р.С. Белкина об основных направлениях «комплексирования» частнометодических криминалистических рекомендаций, основывающихся, во-первых, на разработке новых методик, обусловленных появлением новых составов преступлений, а также совершенствовании уже существующих, связанных с появлением новых способов совершения преступлений, с изменениями в структуре субъектов преступных посягательств, обстоятельств совершения данного вида преступных деяний и т. п.; и во-вторых, созданием методик, охватывающих несколько видов и даже родов преступных посягательств, но совершаемых не вообще, а в специальных условиях места, времени либо лицами, характеризуемыми общим для них отличительным признаком. Такие комплексы, считает Р.С. Белкин, «... отличаются от традиционных частных методик своей структурой и содержанием. По сути, они должны состоять из характеристики основания формирования комплекса и раскрытия особенностей методики расследования, которые обусловлены данной характеристикой и в которых она проявляется»4.

Задачи методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, состоят в следующем:

- установление общих положений и принципов формирования и использования данной методики, лежащих в основе объединения рекомендаций;

- выявление закономерностей подготовки, совершения и сокрытия преступлений;

- определение направлений и принципов расследования, носящих общий (универсальный) характер для всех видов преступлений, входящих в выделенную нами группу;

- определение общего подхода к организации раскрытия и расследования анализируемой группы преступлений.

Сам процесс создания методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, предполагает необходимость:

- сформулировать понятие, основания формирования, принципы, иные общие положения методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, и определить перечень частных методик, подлежащих включению в ее состав;

- провести анализ состояния разработанности криминалистических методик, подпадающих под признаки методики (уже имеющиеся частные методики необходимо пересмотреть и по возмож-

4 Белкин Р.С. Курс криминалистики: учебное пособие для вузов в 3-х томах.З-е изд., дополненное. - Москва, 2001. - 837 с.

ности привести в соответствие с теоретическими положениями);

- изучить ранее разработанные методики расследования отдельных видов и групп престу-

плений в целях использования уже имеющихся научных положений и прикладных рекомендаций по принципу смежности для формирования комплекса смежных методик и т.д.

- Литература -

1. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2016. - 53 с.

2. Грибунов О.П., Малыхина Е.А. Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта. - Иркутск, 2019. - 104 с.

3. Комаров И.М., Антонов А.Е. Расследование преступлений на объектах железнодорожного транспорта: монография. -Москва, 2019. - 178 с.

4. Петрухина Е.А., Щукин В.И. Специальные знания и их значение при раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 3. С. 40-45.

5. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений. Теория и практика. -Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2006. - 301 с.

6. Субботина М.В. Базовая методика расследования преступлений: суть и значение // Вестник криминалистики. 2007. Вып.1 (21). С.15-17.

7. Чурилов С.Н. Криминалистическая методика расследования: проблемы, тенденции, перспективы: монография. - Москва: Юстицинформ, 2011. - 128 c.

8. ВозгринИ.А. Введение в криминалистику. История, основы теории, библиография. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 475 с.

9. Бойко Ю.Л. Особенности методики расследования корыстно-насильственных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Барнаул, 2007. - 26 с.

10. Корноухов В.Е. Методика расследования преступлений: теоретические основы. - Москва: Норма, 2008. - 223 с.

11. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений: научно-практическое пособие. -Москва: Издательская группа НОРМА - ИНФРА, М, 1998. - 288 с.

12. Можаева И.П. Концепция криминалистического учения об организации расследования преступлений: монография. -Москва: Юрлитинформ, 2014. - 251 с.

13. ГерасимовИ.Ф. Методологические аспекты деятельности по раскрытию и расследованию преступлений / Проблемы развития криминалистики в условиях научно-технического прогресса: межвуз. сб. науч. тр. - Свердловск, 1982. С. 3-9.

— References —

1. Gribunov O.P. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestuplenij protiv sobstvennosti, sovershaemyh na transporte: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - Rostov-na-Donu, 2016. - 53 s.

2. Gribunov O.P., Malyhina E.A. Metodika rassledovaniya hishchenij komplektuyushchih detalej ob»ektov zheleznodorozhnogo transporta. - Irkutsk, 2019. - 104 s.

3. Komarov I.M., Antonov A.E. Rassledovanie prestuplenij na ob»ektah zheleznodorozhnogo transporta: monografiya. -Moskva, 2019. - 178 s.

4. Petruhina E.A., Shchukin V.I. Special'nye znaniya i ih znachenie pri raskrytii i rassledovanii prestuplenij, sovershaemyh na zheleznodorozhnom transporte // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. 2021. № 3. S. 40-45.

5. Garmaev Yu.P. Problemy sozdaniya kriminalisticheskih metodik rassledovaniya prestuplenij. Teoriya i praktika. - Sankt-Peterburg: YUridicheskij centr Press, 2006. - 301 s.

6. Subbotina M.V. Bazovaya metodika rassledovaniya prestuplenij: sut' i znachenie // Vestnik kriminalistiki. 2007. Vyp.1 (21). S.15-17.

7. Churilov S.N. Kriminalisticheskaya metodika rassledovaniya: problemy, tendencii, perspektivy: monografiya. - Moskva: YUsticinform, 2011. - 128 c.

8. Vozgrin I.A. Vvedenie v kriminalistiku. Istoriya, osnovy teorii, bibliografiya. - SPb.: YUrid. centr Press, 2003. - 475 s.

9. Bojko Yu.L. Osobennosti metodiki rassledovaniya korystno-nasil'stvennyh prestuplenij, sovershaemyh sotrudnikami organov vnutrennih del: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Barnaul, 2007. - 26 s.

10. Kornouhov V.E. Metodika rassledovaniya prestuplenij: teoreticheskie osnovy. - Moskva: Norma, 2008. - 223 s.

11. Koruhov Yu.G. Kriminalisticheskaya diagnostika pri rassledovanii prestuplenij: nauchno-prakticheskoe posobie. -Moskva: Izdatel'skaya gruppa NORMA - INFRA, M, 1998. - 288 s.

12. Mozhaeva I.P. Koncepciya kriminalisticheskogo ucheniya ob organizacii rassledovaniya prestuplenij: monografiya. -Moskva: YUrlitinform, 2014. - 251 s.

13. Gerasimov I.F. Metodologicheskie aspekty deyatel'nosti po raskrytiyu i rassledovaniyu prestuplenij / Problemy razvitiya kriminalistiki v usloviyah nauchno-tekhnicheskogo progressa: mezhvuz. sb. nauch. tr. - Sverdlovsk, 1982. S. 3-9.

(статья сдана в редакцию 01.03.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.