Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ'

ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЧАСТНАЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Е. В.

Криминалистическая методика, как и вся наука криминалистики, на современном этапе активно совершенствуется, развивается, обогащается новыми приемами и методами расследования. Обуславливается это криминалистическими задачами по борьбе с преступностью, ставящимися как государством, так и временем. Противодействие преступлениям экономической направленности, совершаемым на транспорте, не является исключением. Их расследование сопряжено с рядом сложностей теоретического, методического характера, влияющих на раскрываемость и качество расследования. В представленной статье рассмотрена проблема определения понятия преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Аргументируется, что его отсутствие предопределяет существование проблем, связанных с практикой их раскрытия и расследования. По мнению автора, это обуславливается в большей мере состоянием методико-криминалистического обеспечения расследования преступлений данной категории. Показывается важность криминалистики как прикладной науки для формирования категории понятия преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Анализируются состояние на этот счет научной мысли и существующие проблемы практического характера. Определяются пути их решения. Формулируется искомое понятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE OBJECTS AS A BASIC CONCEPT OF A PRIVATE FORENSIC METHODOLOGY

Forensic methodology, like the whole science of criminology, is being actively improved, developed, enriched with new techniques and methods of investigation at the present stage. This is due to the criminalistic tasks to combat crime, set by both the state and time. Countering economic crimes committed on transport is no exception. Their investigation is associated with a number of theoretical and methodological difficulties that affect the disclosure and quality of the investigation. The article considers the problem of defining the concept of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities. It is argued that its absence determines the existence of problems related to the practice of their disclosure and investigation. According to the author, this is due to a greater extent to the state of methodological and forensic support for the investigation of crimes of this category. The importance of criminalistics as an applied science for the formation of the category of the concept of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure objects is shown. The article analyzes the state of scientific thought in this regard and the existing problems of a practical nature. The ways of their solution are determined. The desired concept is formulated.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ»

ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ЧАСТНОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ

МЕТОДИКИ

THE CONCEPT OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE OBJECTS AS A BASIC CONCEPT OF A PRIVATE FORENSIC METHODOLOGY

УДК 343.985.7

Аннотация: криминалистическая методика, как и вся наука криминалистики, на современном этапе активно совершенствуется, развивается, обогащается новыми приемами и методами расследования. Обуславливается это криминалистическими задачами по борьбе с преступностью, ставящимися как государством, так и временем. Противодействие преступлениям экономической направленности, совершаемым на транспорте, не является исключением. Их расследование сопряжено с рядом сложностей теоретического, методического характера, влияющих на раскрываемость и качество расследования. В представленной статье рассмотрена проблема определения понятия преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Аргументируется, что его отсутствие предопределяет существование проблем, связанных с практикой их раскрытия и расследования. По мнению автора, это обуславливается в большей мере состоянием методико-криминалистического обеспечения расследования преступлений данной категории. Показывается важность криминалистики как прикладной науки для формирования категории понятия преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Анализируются состояние на этот счет научной мысли и существующие проблемы практического характера. Определяются пути их решения. Формулируется искомое понятие.

Ключевые слова: преступная деятельность, преступления экономической направленности, железнодорожный транспорт, частная криминалистическая методика.

Для цитирования: Чиненов Е.В. Понятие преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, как базовое понятие частной криминалистической методики // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 3. С. 58-65.

Abstract: forensic methodology, like the whole science of criminology, is being actively improved, developed, enriched with new techniques and methods of investigation at the present stage. This is due to the criminalistic tasks to combat crime, set by both the state and time. Countering economic crimes committed on transport is no exception. Their investigation is associated with a number of theoretical and methodological difficulties that affect the disclosure and quality of the investigation. The article considers the problem of defining the concept of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities. It is argued that its absence determines the existence of problems related to the practice of their disclosure and investigation. According to the author, this is due to a greater extent to the state of methodological and forensic support for the investigation of crimes of this category. The importance of criminalistics as an applied science for the formation of the category of the concept of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure objects is shown. The article analyzes the

Е.В. ЧИНЕНОВ,

EUGENIY V. CHINENOV,

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) chinenovevg@yandex.ru

state of scientific thought in this regard and the existing problems of a practical nature. The ways of their solution are determined. The desired concept is formulated.

Keywords: criminal activity, economic crimes, railway transport, private forensic methods.

For citation: Chinenov E.V. The concept of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure objects as a basic concept of a private forensic methodology // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3. P. 58-65.

Формирование частной криминалистической методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, предполагает необходимость выделения ее базовой информационной основы. Таковой в перечне информационных источников предмета методики расследования представляет Н.П. Яблоков научную категорию понятия исследуемого вида преступлений [1, с. 83]. В нашем случае речь пойдет о понятии преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Познание криминалистически значимых особенностей преступления заложено в основе определения криминалистики как науки, в круге ее закономерностей. Об этом свидетельствуют результаты анализа соответствующей литературы. Приведем некоторые из них. Изучение преступного деяния, определяет Ганс Гросс, лежит в основе предмета криминалистики [2, с. 9-10]. Р.С. Белкин при формулировании ее объекта справедливо считает: «...Объекты криминалистики - преступность, с одной стороны, и предварительное расследование - с другой» [3, с. 35]. Л.В. Бертовский и В.А. Образцов отмечают: «...Под первым номером в ряду познаваемых в криминалистике объектов находятся преступления» [4, с. 228-233].

Однако по-настоящему раскрывается эта объектно-предметная область научного познания в рамках криминалистических методик расследования преступлений. Исследование закономерностей преступления, проявляющихся при раскрытии и расследовании преступлений отдельных видов, их предметный криминалистический анализ способствуют разработке криминалистической научной продукции (рекомендаций, приемов, методов, технических средств и пр.), а ее внедрение - оптимизации деятельности следователей, дознавателей по установлению наличия или отсутствия состава и события преступления, обнаружению и изъятию следов, собиранию, оценке и использованию содержащейся в них доказательственной

и иной криминалистически значимой информации. Именно поэтому сегодня все чаще многие ученые, занимающиеся разработкой вопросов методики расследования, такие как И.А. Воз-грин [5], С.А. Голунский [6], В.И. Громов [7], Г.Ю. Маннс [8], Б.М. Шавер [9], И.Н. Якимов [10] и ряд других авторов, в том числе и современных, в круге изучаемых вопросов учитывают необходимость уяснения сути преступления, значимых для расследования признаков, характера, направленности [11; 12; 13], позволяющих создать наиболее вероятностный его методологический конструкт - усредненную архитипическую криминалистическую модель.

Информация о преступлении в содержании криминалистических методик расследования преступлений как структурном ее компоненте появилась в середине прошлого века. В первоначальную ее основу легли положения уголовного права и криминологии. Так, еще в 1959 году С.А. Голунский в перечне элементов структуры методик расследования отдельных видов преступлений выделял сведения о преступлении, получаемые из области уголовного права [14, с. 350-353]. Ведущую роль также им отводил В.Г. Танасевич. В частности, в 1978 году он писал: «.Важное значение для методик раскрытия и расследования преступлений имеют уголовно-правовое понятие состава преступления и его криминалистическая характеристика» [15, с. 180-190]. В 1979 году Р.С. Белкиным в результате детального исследования структуры частных методик был предложен ее основной структурный элемент «криминалистическая характеристика преступления», в основе которой - преступление как криминалистическая научная категория.

Сегодня анализ особенностей этой криминалистической категории обоснованно находится в основе конструкции частнометодических криминалистических рекомендаций. Изучение его признаков, связей между элементами помогает разрешить важную практическую задачу - обосновать предположения о фактах или явлениях, имеющих или могущих иметь основополагающее значение для расследуемого уголовного дела.

Такой подход считаем наиболее оправданным и в рамках проводимого нами исследования. Во главу угла для достижения цели разработки частной криминалистической методики расследования преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, мы ставим определение понятия этих преступлений как базовой основы комплекса элементов, составляющих ядро их криминалистической характеристики.

Конструирование понятия преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, предполагает необходимость выделения и рассмотрения ключевых криминалистически значимых особенностей данного явления. Для этого с позиции уголовно-правовой и криминалистической науки изучению нами будут подвергнуты факты, события, процессы, свойства, происходящие в сфере деятельности железнодорожного транспорта, выражающие внешние стороны действительности и представляющие собой форму проявления совокупности связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции совершаемых здесь преступлений экономической направленности как материальной среды.

К проблеме понятия как всеобщей формы постижения сущности вещей наука всегда проявляла особое отношение. Ни одна из ее областей не обходится без того, чтобы, в частности, «ради познания и в связи с ним» [16] не обратиться к определению базового понятия объекта исследования. Это усиливает роль инструментального значения познания категории понятия как формы эволюционного научного движения, побуждая и нас апеллировать к нему.

Понятие преступлений экономической направленности неоднократно становилось объектом самостоятельных исследований ученых. С позиции исследования, проводимого нами, особого внимания заслуживают отдельные работы В.И. Гладких [17], В.Д. Ларичева [18], И.И. Рож-кова [19], Л.В. Бертовского [20], А.В. Шмонина [21], чьи предметные суждения мы разделяем.

Ввести его в терминологический оборот было предложено И.И. Рожковым, обозначившим им преступную деятельность, своеобразием которой является: «во-первых, нанесение урона экономике той или иной структуры; во-вторых, использование обмана как способа организации информирования; наконец, в-третьих, осуществление ее под видом законной хозяйственной операции» [19]. Важной осо-

бенностью такого обоснования явилось размещение преступлений в различных разделах и главах Уголовного кодекса Российской Федерации, например, присвоение или растрата (раздел VIII, глава 21), получение взятки (раздел X, глава 30) и пр., но обоснованно криминалистически классифицируемых с учетом возможных признаков [22].

В дальнейшем такая позиция нашла свою поддержку и развитие в криминалистической научной среде [23, с. 27; 24]. Обоснованию подверглись различные аспекты, характеризующие данную категорию преступлений, в числе которых особо выделяется сфера совершения преступления - экономика (отрасль экономики) как материальная система, действующая по установленным законам, правилам, принципам, определяющим форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления создаваемого экономического продукта [21]. Сфера железнодорожного транспорта является ярким тому примером.

Современный период функционирования отрасли железнодорожного транспорта характеризуется наличием значительного числа явлений и процессов, криминализирующих деятельность и формирующих отдельную категорию преступлений - преступлений экономической направленности. Это подтверждается складывающейся правоприменительной практикой, формирующей статистические данные о состоянии преступности в Российской Федерации, общепризнанно являющейся «...одним из ведущих инструментов изучения социально-правовых явлений» [25, с. 3].

Учет преступлений экономической направленности, совершаемых на транспорте, основывается на уголовно-правовой систематизации и складывается из трех укрупненных групп1:

- преступления экономической направленности, в том числе совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации;

- преступления против собственности, в том числе кражи грузов на транспорте и мошенничество;

- преступления коррупционной направленности, включая деяния, связанные со взяточничеством (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве), и деяния, связанные с коммерческим подкупом (коммерческий подкуп, мелкий коммерческий подкуп).

1 Состояние преступности в Российской Федерации в

2010-2021 гг. [Электронный ресурс]. - URL: httpsV/мвд.рф/ folder/

Получить большую часть искомой информации позволяет обращение к статистике ГУТ МВД России2. В ее перечне представлены преступления, как распространенные в любой сфере экономики (кражи, мошенничества, присвоения или растраты, взятки, коммерческие подкупы и др.), так и специфические, свойственные сфере транспорта (хищения грузов, хищения специфических материальных ценностей в рамках производственно-технологических процессов и др.). Также было установлено, что в большей степени данные преступления совершаются в сфере железнодорожного транспорта. Он в общем объеме преступлений экономической направленности, совершаемых на всех видах транспорта, превалирует над воздушным, морским и речным с удельным весом 75,5%.

Анализ количества совершенных на железнодорожном транспорте преступлений экономической направленности и причиненного ущерба подтверждает наше предположение об уровне общественной опасности деяний и необходимости ее коррекции средствами и методами криминалистической науки.

Криминалистическая систематизация преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, предполагает предметное изучение этой сферы, упорядочивание информации об осуществляемых в ней разнообразных видах деятельности, взаимоотношениях между субъектами и на этой основе выделение необходимых для решения криминалистических задач признаков. Важными их основаниями будут являться понятие и состояние отраслевой экономической преступности, общие закономерности совершения преступных деяний, установленные особенности их выявления, раскрытия и расследования.

Говоря о преступлениях экономической направленности вообще и совершаемых на железнодорожном транспорте в частности, нельзя не отметить тот факт, что они обладают достаточно высокой степенью латентности.

Близкой к проблеме латентности стоит другая острая проблема. Она связана с качеством доследственных проверок, проводимых по рассматриваемым заявлениям и сообщениям о преступлениях. Выражается в значительном количестве выносимых органами дознания постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе и незаконных. Всего в 2019 году только следователями следственных подразделений СУ УТ МВД России по ЦФО было возбуж-

2 Состояние преступности на транспорте. Данные ГУТ МВД России.

дено 57 уголовных дел после отмены незаконно вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Например, оперативным сотрудником по КУСП № 388 от 24.01.2019 неоднократно (03.02.2019 и 25.06.2019) выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (хищение груза). Незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено прокуратурой 22.07.201 93.

Изучение практики принятия решений об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела СУ УТ МВД России по ЦФО дает нам основание в качестве их основных причин считать: сложности в понимании субъектами расследования познаваемых фактов, отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, неполноту и низкое качество проведенной проверки, обусловленные отсутствием предметных методических рекомендаций. Первые из причин в полной мере связаны с недостаточностью понимания у субъектов расследования криминалистических особенностей преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры. В итоге складывающаяся ситуация, выражаясь словами Н.В. Кручининой, дает «...искаженную картину и, успокоив криминалистов, не заставляет обращать внимание в своих исследованиях на ту или иную категорию уголовных дел» [26, с. 25]. Причиной видится нам обоснованная В.П. Лавровым «.недостаточная системность и результативность использования положений частных криминалистических теорий при создании базовых методик расследования отдельных категорий преступлений» [27, с. 85-90] и их использование в практике. Она в совокупности с существующими объективными недостатками в технико-криминалистическом, тактическом и, что немаловажно, методическом обеспечении процесса расследования обуславливает невысокий уровень выявления преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, их раскрываемости.

Делая промежуточный вывод, отметим, предпринятый нами анализ, основывающийся на данных официальной статистики, позволяет

3 Информационно-аналитические материалы «Об итогах оперативно-служебной деятельности СУ УТ МВД России по ЦФО за 12 месяцев 2019 года».

говорить об имеющемся разнообразии, специфике составов преступлений, высоком причиняемом материальном ущербе, однако он все же не дает полного представления об исследуемой категории преступлений, не показывает их криминалистической сущности. Исследование требует особого подхода - изучения и систематизации информации посредством предметных теоретических и прикладных криминалистических исследований. Только на их основе возможны полноценная разработка криминалистической классификации выбранной нами категории преступлений и последующее формирование действенного инструментария методико-кри-миналистического обеспечения их раскрытия и расследования. Для целей расследования, имеющих место на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, преступления экономической направленности, считаем, наиболее полно могут быть охарактеризованы исходя из исследования роли и места их в элементном составе криминалистической характеристики преступления. Таким образом, наш вывод фактически подтверждает суждение А.В. Варданяна и О.В. Айвазовой о значении изучения как типичных, так и «.нетипичных либо более усложненных от ранее известных преступлений» для выявления и внедрения новых технико-криминалистических, организационно-тактических и иных криминалистических возможностей в рамках разрабатываемых криминалистических методик, призванных существенно повысить результативность расследования преступлений [28, с. 17-23].

Изложенное представляет нам возможность попытки проведения криминалистического анализа видового многообразия преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры. Он позволит выделить и описать общее между ними, найти взаимосвязи, позволяющие в конечном итоге аргументированно объединить их в единую укрупненную группу.

Преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, мы признаем особым видом преступной экономической деятельности и рассматриваем их в рамках единого объекта криминалистического исследования. Данный вывод мы объясняем следующим:

1. Преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, подразумевают ряд единых и взаимосвязанных между собой объектов посягательства (экономи-

ка отрасли железнодорожного транспорта, экономика организации в сфере железнодорожного транспорта).

2. Обладает особенностями предмет посягательства.

3. Все преступления данной категории объединяет специфичная обстановка совершения преступления.

4. Имеются особенности в механизме преступлений экономической направленности, способах его подготовки, совершения и сокрытия, а в также оставляемых следах.

5. Основные виды преступной деятельности в сфере экономики железнодорожного транспорта реализуются в четырех фазах [29].

6. Большая часть преступлений экономической направленности на железнодорожном транспорте совершается непосредственно работниками отрасли, что подтверждается анализом складывающейся правоприменительной практики и результатами отдельных научных исследований, посвященных данной проблематике [30].

Сформулировать определение понятия «преступления экономической направленности, совершаемые на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры» считаем возможным на основе системного анализа ряда достаточных условий, позволяющих говорить о принадлежности изучаемых преступлений к определенной нами группе. К их числу, по нашему мнению, относятся следующие:

1. Преступления совершаются на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры в процессе (под видом) осуществления основных видов отраслевой деятельности (перевозки) и прочих видов деятельности (услуги инфраструктуры, предоставление локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство инфраструктуры, предоставление услуг социальной сферы и пр.) либо направлены против нормального осуществления такой деятельности.

2. Преступления имеют специфическую направленность преступной деятельности. Суть преступлений экономической направленности проявляется в совершении деяний, ориентированных на причинение вреда материально опосредованным (экономическим) отношениям, складывающимся в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ или под видом таких отношений либо обусловленным ими.

3. В преступлениях явно выражены характерная экономическая мотивация (корысть, личная заинтересованность), в основе которой лежит решение проблемы удовлетворения своих по-

требностей (преступной материальной выгоды, прибыли) за счет ресурсов, находящихся в обороте железнодорожной транспортной отрасли распоряжения. Выделяется и прямой умысел деяния. Юридически значимые действия, как правило, совершаются вопреки целям и направлениям функционирования организации в сфере железнодорожного транспорта, наносят имущественный вред или вред деловой репутации, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам (бизнес-партнерам, контрагентам и др.).

4. Данная категория преступлений совершается определенным видом субъектов. В их числе - должностные и материально ответственные лица, сотрудники и работники предприятий железнодорожного транспорта, наделенные полномочиями по управлению или распоряжению денежными средствами, имуществом, правами на имущество, пользователи услуг железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, частные лица. Указанные преступления совершены лицом, знающим специфику железнодорожного транспорта, а также механизм совершения преступного деяния и его последствия. Существенным признаком данного вида преступлений является совершение преступления с использованием служебного положения (от должностных полномочий до знаний и навыков, которыми владеет работник железнодорожного транспорта в связи с выполнением своих профессиональных функций).

Основу построения предлагаемой нами дефиниции составляют два основных критерия:

1) это круг общественных отношений, подверженных посягательствам экономической направленности на транспорте (к таковым нами отнесены: основы конституционного строя, безопасность государства, его экономики, безопасность отрасли экономики железнодорожного транспорта, права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц);

2) мотивация преступных проявлений экономической направленности, а именно отрицание правовых и иных общепринятых норм и правил социального поведения.

Поэтому полагаем справедливым говорить о том, что определение понятия преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, имеет ярко выраженное криминалистическое значение. В аспекте предмета проведенного исследования является возможным предложить следующее видение криминалистически значимых ключевых признаков, присущих преступлениям экономической направленности, совершаемым

на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, и отражающих значимый для формирования рассматриваемой дефиниции функционально-целевой характер подобных деяний:

- корысть;

- совершение преступлений в рамках производственно-технологических процессов организаций, входящих в отрасль железнодорожного транспорта;

- экономическая направленность преступных деяний (завладение находящимися в обращении сферы железнодорожного транспорта денежными средствами, материальными ценностями, предоставляемыми услугами);

- причиняемый вред от последствий преступления (граждане, организации железнодорожного транспорта, отрасль железнодорожного транспорта, государство);

- специфичность механизма преступления, способов подготовки, совершения, сокрытия;

- специфичность объекта преступлений (экономика государства, экономика железнодорожного транспорта, экономика организации, предприниматели, граждане);

- размер нанесенного ущерба, совершенного противоправными действиями;

- систематичность совершения;

- должностное и служебное положение в отрасли железнодорожного транспорта.

Отмеченное позволяет нам с позиций криминалистической науки сформулировать понятие преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Оно представляет собой противоправную системную деятельность отдельных лиц, организованных криминальных формирований (групп), основанную на детерминированности экономической деятельности в отрасли, наличии в обороте предметов, имеющих определенную ценность и ориентирующих преступников на получение криминального дохода, зачастую достигаемого осуществлением преступных действий в рамках происходящих производственно-технологических процессов (в ряде случаев с маскировкой, намеренным искажением информации в документах, обстановке и сознании окружающих лиц), планируемую и осуществляемую на объектах железнодорожного транспорта в корыстных целях при помощи определенных противоправных методов, последствия которой причинили (либо могли причинить) существенный вред экономике железнодорожной организации, железнодорожной транспортной отрасли, государства, конституционным основам личности.

Литература

1. Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования: история, современное состояние и проблемы: монография. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 191 с.

2. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. Новое изд.; переизд. с изд. 1908 г. -Москва, 2002. - 1088 с.

3. Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова [и др.]; под ред. Р.С. Белкина. - Москва, 2006. - 990 с.

4. Бертовский Л.В., Образцов В.А. Понятие, объект и предмет криминалистики // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 4. - С. 228-233.

5. Возгрин И.А. Принципы методики расследования отдельных видов преступлений: учебное пособие. - Ленинград: ВПУ МВД СССР, 1977. - 80 с.

6. Голунский С.А., Рогинский Г.К. Техника и методика расследования преступлений. Вып. 1. - Москва, 1934. - 20 с.

7. Громов В.И. Дознание и предварительное следствие. Методика расследования преступлений. Осмотр мест происшествия: сборник научных трудов / предисл. В.В. Крылов. - Москва: ЛексЭст, 2003. - 544 с.

8. Маннс Г. Криминалистика как прикладная дисциплина и предмет преподавания // Сборник трудов профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета. Отд. 1 «Науки гуманитарные». Вып. 2. - Иркутск, 1921. С. 139-164.

9. Шавер Б.М. Об основных принципах частной методики // Социалистическая законность. - 1938. - № 1. - С. 42-56.

10. Якимов И.Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике. - Москва, 1925. - 431 с.

11. Бессонов А.А. О сущности криминалистической характеристики преступлений // Вестник ПАГС. - 2014. - № 6 (45). -С. 45-51.

12. Привалов А.В. О значении направленности и характера преступлений для их классификации // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 2. - С. 199-202.

13. Ищенко П.П. Нужна ли криминалистическая характеристика преступления в криминалистической методике? // Lex Russica. - 2020. - № 3 (160). - С. 55-69.

14. Криминалистика. - Москва: Гос. изд-во юрид. лит., 1959. - 511 с.

15. Танасевич В.Г. Проблемы методики раскрытия и расследования преступлений // Советская криминалистика: теоретические проблемы. - Москва: Юрид. лит., 1978. С. 180-190.

16. Кондауров В.И. Процесс формирования научного знания (онтологический, гносеологический и логический аспекты): монография. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 128 с.

17. Гпадких В.И. К вопросу о понятии и видах экономической преступности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 621. - С. 14-20.

18. Ларичев В.Д. Преступность экономической направленности: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2011. - 158 с.

19. Рожков И.И. Родовая криминалистическая модель процесса раскрытия экономических преступлений и ее практическое использование: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Ижевск, 2001. - 22 с.

20. БертовскийЛ.В. Расследование преступлений экономической направленности: научно-практическое пособие. - Москва: Проспект, 2021. - 304 с.

21. Шмонин А.В., Семыкина О.И. Преступления экономической направленности: понятие и генезис уголовного законодательства: монография / отв. ред. профессор, доктор юридических наук А.В. Шмонин. - Москва: Юрлитинформ, 2013. - 472 с.

22. Образцов В.А. Криминалистическая классификация преступлений. - Красноярск: Краснояр. ун-т. - 176 с.

23. Бертовский Л.В. Проблемы теории и практики выявления и расследования преступного нарушения правил экономической деятельности: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Москва, 2005. - 526 с.

24 Гелюс Т.Ф., Пудовиков А.С. Расследование преступлений экономической направленности: учебно-практическое пособие. - Хабаровск, 2019. - 88 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. КозаевН.Ш. Уголовная статистика как зеркало общественных отношений, обусловленных научно-техническим прогрессом // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2014. - № 4 (55). - С. 3-6.

26. КручининаН.В., ПятибратоваН.Д. Расследование преступлений против семьи: монография / под общ. ред. Е.П. Ищенко. - Москва: Проспект, 2019. - 136 с.

27. Лавров В.П. Частные криминалистические теории: современное состояние и тенденции развития // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 3-2. - С. 85-90.

28. Варданян А.В., Айвазова О.В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. - 2016. - №1-2. - С. 17-23.

29. Журавлев С.Ю. О сущности криминалистического мышления в расследовании и его соотношении с квалификационным пониманием события преступления // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - № 3 (7). - С. 17-22.

30. Грибунов О.П., Ишигеев В.С. Характеристика личности преступника, совершающего кражи на объектах транспорта // Всероссийский криминологический журнал. - 2015. - № 2. - С. 248-256.

References

1. Yablokov N.P. Kriminalisticheskaya metodika rassledovaniya: istoriya, sovremennoe sostoyanie i problemy: monografiya. -Moskva: Norma: INFRA-M, 2016. - 191 s.

2. Gross G. Rukovodstvo dlya sudebnykh sledovatelei kak sistema kriminalistiki. Novoe izd.; pereizd. s izd. 1908 g. - Moskva, 2002. - 1088 s.

3. Kriminalistika: uchebnik dlya vuzov / T.V. Aver'yanova [i dr.]; pod red. R.S. Belkina. - Moskva, 2006. - 990 s.

4. Bertovskii L.V., Obraztsov V.A. Ponyatie, ob''ekt i predmet kriminalistiki // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. - 2016. -№ 4. - S. 228-233.

5. Vozgrin I.A. Printsipy metodiki rassledovaniya otdel'nykh vidov prestuplenii: uchebnoe posobie. - Leningrad: VPU MVD SSSR, 1977. - 80 s.

6. Golunskii S.A., Roginskii G.K. Tekhnika i metodika rassledovaniya prestuplenii. Vyp. 1. - Moskva, 1934. - 20 s.

7. Gromov V.I. Doznanie i predvaritel'noe sledstvie. Metodika rassledovaniya prestuplenii. Osmotr mest proisshestviya: sbornik nauchnykh trudov / predisl. V.V. Krylov. - Moskva: LeksEst, 2003. - 544 c.

8. Manns G. Kriminalistika kak prikladnaya distsiplina i predmet prepodavaniya // Sbornik trudov professorov i prepodavatelei Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Otd. 1 "Nauki gumanitarnye". Vyp. 2. - Irkutsk, 1921. S. 139-164.

9. Shaver B.M. Ob osnovnykh printsipakh chastnoi metodiki // Sotsialisticheskaya zakonnost'. - 1938. - № 1. - S. 42-56.

10. Yakimov I.N. Kriminalistika. Rukovodstvo po ugolovnoi tekhnike i taktike. - Moskva, 1925. - 431 s.

11. BessonovA.A. O sushchnosti kriminalisticheskoi kharakteristiki prestuplenii // Vestnik PAGS. - 2014. - № 6 (45). - S. 45-51.

12. PrivalovA.V. O znachenii napravlennosti i kharaktera prestuplenii dlya ikh klassifikatsii // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. -2014. - № 2. - S. 199-202.

13. Ishchenko P.P. Nuzhna li kriminalisticheskaya kharakteristika prestupleniya v kriminalisticheskoi metodike? // Lex Russica. -2020. - № 3 (160). - S. 55-69.

14. Kriminalistika. - Moskva: Gos. izd-vo yurid. lit., 1959. - 511 s.

15. Tanasevich V.G. Problemy metodiki raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii // Sovetskaya kriminalistika: teoreticheskie problemy. - Moskva: Yurid. lit., 1978. S. 180-190.

16. Kondaurov V.I. Protsess formirovaniya nauchnogo znaniya (ontologicheskii, gnoseologicheskii i logicheskii aspekty): monografiya. - Moskva: INFRA-M, 2014. - 128 s.

17. Gladkikh V.I. K voprosu o ponyatii i vidakh ekonomicheskoi prestupnosti // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. - 2011. - № 621. - S. 14-20.

18. Larichev V.D. Prestupnost' ekonomicheskoi napravlennosti: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2011. - 158 s.

19. Rozhkov I.I. Rodovaya kriminalisticheskaya model' protsessa raskrytiya ekonomicheskikh prestuplenii i ee prakticheskoe ispol'zovanie: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Izhevsk, 2001. - 22 s.

20. Bertovskii L.V. Rassledovanie prestuplenii ekonomicheskoi napravlennosti: nauchno-prakticheskoe posobie. - Moskva: Prospekt, 2021. - 304 s.

21. Shmonin A.V., Semykina O.I. Prestupleniya ekonomicheskoi napravlennosti: ponyatie i genezis ugolovnogo zakonodatel'stva: monografiya / otv. red. professor, doktor yuridicheskikh nauk A.V. Shmonin. - Moskva: Yurlitinform, 2013. - 472 s.

22. Obraztsov V.A. Kriminalisticheskaya klassifikatsiya prestuplenii. - Krasnoyarsk: Krasnoyar. un-t. - 176 s.

23. Bertovskii L.V. Problemy teorii i praktiki vyyavleniya i rassledovaniya prestupnogo narusheniya pravil ekonomicheskoi deyatel'nosti: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora yuridicheskikh nauk. - Moskva, 2005. - 526 s.

24 Gelyus T.F., PudovikovA.S. Rassledovanie prestuplenii ekonomicheskoi napravlennosti: uchebno-prakticheskoe posobie. -Khabarovsk, 2019. - 88 s.

25. Kozaev N.Sh. Ugolovnaya statistika kak zerkalo obshchestvennykh otnoshenii, obuslovlennykh nauchno-tekhnicheskim progressom // Nauchnyi vestnik Omskoi akademii MVD Rossii. - 2014. - № 4 (55). - S. 3-6.

26. Kruchinina N.V., Pyatibratova N.D. Rassledovanie prestuplenii protiv sem'i: monografiya / pod obshch. red. E.P. Ishchenko. -Moskva: Prospekt, 2019. - 136 s.

27. Lavrov V.P. Chastnye kriminalisticheskie teorii: sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. - 2016. - № 3-2. - S. 85-90.

28. Vardanyan A.V., Aivazova O.V. Printsipy formirovaniya chastnykh kriminalisticheskikh metodik: sovremennoe sostoyanie i puti sovershenstvovaniya // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. - 2016. - №1-2. - S. 17-23.

29. Zhuravlev S.Yu. O sushchnosti kriminalisticheskogo myshleniya v rassledovanii i ego sootnoshenii s kvalifikatsionnym ponimaniem sobytiya prestupleniya // Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra. - 2018. - № 3 (7). - S. 17-22.

30. Gribunov O.P., Ishigeev V.S. Kharakteristika lichnosti prestupnika, sovershayushchego krazhi na ob''ektakh transporta // Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal. - 2015. - № 2. - S. 248-256.

(статья сдана в редакцию 14.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.