Научная статья на тему 'Коррупционные преступления, совершаемые путем подкупа'

Коррупционные преступления, совершаемые путем подкупа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1024
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДКУП / ЛИЦО / ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ СВОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CORRUPTION / A PERSON USING HIS OFFICIAL POSITION / OFFICIAL / CORRUPTION CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бугаевская Наталья Валентиновна

Статья отражает проблему нерешенности отнесения к числу коррупционных деяний конкретных составов преступлений. Предлагается анализ преступлений, совершаемых путем подкупа, на предмет обнаружения признаков коррупции, закрепленных в национальном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION CRIMES, COMMITTED BY BRIBING

The article reflects the unresolved problem of attributing to the number of acts of corruption of specific offences. The analysis of the crimes committed by bribing, to detect signs of corruption, stipulated by the national legislation.

Текст научной работы на тему «Коррупционные преступления, совершаемые путем подкупа»

УДК 34.343.3/.7

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ

ПУТЕМ ПОДКУПА

Н.В. Бугаевская

Статья отражает проблему нерешенности отнесения к числу коррупционных деяний конкретных составов преступлений. Предлагается анализ преступлений, совершаемых путем подкупа, на предмет обнаружения признаков коррупции, закрепленных в национальном законодательстве.

Ключевые слова: подкуп, лицо, использующее свое должностное положение, должностное лицо, коррупционное преступление.

Подкуп является основным способом совершения коррупционных преступлений. Активный подкуп и продажность должностных лиц, а также лиц выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, - неотъемлемые элементы коррупции, являющий собой признаки разложения управленческого аппарата.

К коррупционным преступлениям, совершаемым путем подкупа, руководствуясь Федеральным законом РФ от 25 декабря 2008г. №273 -ФЗ «О противодействии коррупции» [1, Ст. 1], следует относить составы преступлений, непосредственно в нем указанные - дача взятки (ст. 291 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Примыкает к ним непосредственно не указанный в законе, введенный в УК РФ несколько позже состав посредничества во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ), так как является прямым продолжение норм о даче и получении взятки [2, Ст. 1]. Кроме этого в Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» говорится, что могут иметь место и иные виды незаконного предоставления выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав в отношении лица, использующего свое должностное положение. То есть речь идет об активном подкупе должностных лиц. С одной стороны, многие авторы в своих работах указывают, что коррупция - это не только банальное взяточничество, в особенности в условиях рыночной экономики, свободы предпринимательской и коммерческой деятельности [3, С. 267]. С другой стороны, в основном законе, формулирующем понятие коррупции, сужается субъект одной из сторон подкупа (подкупаемой стороны) до лица, использующего свое «должностное положение», но не служебное. Это означает, что это только лицо, являющееся представителем власти или выполняющее организационно-управленческие или административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, то есть должностное лицо. Учитывая то, что в подкупе всегда две стороны, определяющей из них в свете

относимости деяния к коррупционному будет подкупаемая сторона. Если с этих позиций подойти к анализу тех преступлений, которые зафиксированы в УК РФ как совершаемые путем подкупа, то к числу коррупционных из них следует относить те, в коих подкупаемая сторона - должностное лицо, совершающая свое деяние с использованием должностного положения из корыстных устремлений. Среди преступлений, которые следует подвергнуть анализу воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий путем подкупа (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ); нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141 1 УК РФ); фальсификация избирательных документов, документов референдума, соединенная с подкупом (ч. 2 ст. 142 УК РФ); незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем подкупа (ч.1 ст. 183 УК РФ); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ); подкуп к даче показаний или к неправильному переводу (ч. 1 ст. 309 УК РФ)[4, С. 21-35].

Представляется, что подкуп члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанный с исполнением им своих профессиональных обязанностей, то есть подкуп должностного лица является в полной мере коррупционным деянием (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ), несмотря на то, что в данном преступлении посягательство осуществляется в первую очередь на конституционные избирательные права граждан. Подкуп представляет собой предоставление имущественных выгод за совершение определенных действий, например, члену избирательной комиссии за отказ участвовать в ее работе, за нарушение тайны голосования. Такой способ совершения преступления предполагает склонение лица к выгодному для виновного решения путем вручения ему денежных средств, материальных ценностей.

При подкупе должностного лица - члена избирательной комиссии -необходимо учитывать, что данные действия являются способом воспрепятствования свободному осуществлению членом избирательной комиссии, комиссии референдума своих полномочий, иначе передачу имущественных благ должностному лицу за иные действия необходимо квалифицировать как дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (ч. 2 ст. 291 УК РФ). Таким образом, при подкупе должностного лица - члена избирательной комиссии - деяние полностью охватывается п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 291 УК РФ не требуется.

Членами избирательной комиссии, комиссии референдума могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, дееспособные и соответствующие другим требованиям закона [5, Ст. 29]. Члены комиссий подразделяются на лиц с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса, последние могут назначаться кандидатом,

избирательным блоком, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума. В целом устанавливается, что члены комиссии с правом совещательного голоса обладают равными правами с членами комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением прав выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии. Полагаем, что именно члены избирательных комиссий с правом решающего голоса соответствуют понятию должностного лица.

Следует отметить, что статус такого субъекта как член избирательной комиссии непосредственно зависит от уровня соответствующей избирательной комиссии [6, С. 31]. Все члены ЦИК РФ, а также члены избирательной комиссии субъекта РФ, работающие на постоянной, штатной основе, замещают государственные должности РФ или субъекта РФ; члены избирательных комиссий муниципальных образований, работающие на постоянной, штатной основе, замещают муниципальные должности; члены территориальных избирательных комиссий, работающие на постоянной, штатной основе, замещают должности государственной гражданской службы субъекта РФ. Члены окружных и участковых избирательных комиссий не являются должностными лицами, так как указанные комиссии не имеют статуса государственного или муниципального органа, формируются лишь на определенный срок в период проведения избирательной кампании и представляют собой общественные образования [7, С. 209].

При совершении преступления, обозначенного в ч. 2 ст. 142 УК РФ -фальсификация избирательных документов, документов референдума, путем подкупа и при наличии специального субъекта - члена избирательной комиссии или комиссии референдума (членов центральных комиссий Российской Федерации, комиссий субъектов РФ, территориальных и участковых комиссий), также будут наличествовать признаки коррупциогенности. Однако если способ будет иным (путем принуждения, применения насилия или угрозы его применения, а также уничтожения имущества или угрозы его уничтожения) или иным будет являться субъект, осуществляющий подделку подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (а таким субъектом могут являться уполномоченный представитель избирательного объединения, блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, кандидат или его уполномоченный представитель, то есть лица, не обладающие признаками должностных лиц), то преступление не будет соответствовать признакам коррупции, обозначенным в ФЗ «О противодействии коррупции».

Следовательно, при указании на преступление, обозначенное в ч. 2 ст. 142 УК РФ как на коррупционное необходимо дополнять, что оно является таковым при наличии надлежащего субъекта - должностного лица и способа - подкупа, то есть при предоставления материальной выгоды должностному лицу - члену избирательной комиссии или комиссии референдума.

В преступлениях, закрепленных в ст.ст. 1411, 183, 184, 309 УК РФ, подкупаемая сторона не является должностным лицом, следовательно, не может использовать свое должностное положение, а значит, не может относиться к группе преступлений, совершаемых путем подкупа в отношении лица, использующего свое должностное положение. Если точнее, то в ст. 1411подкупаемой стороной являются кандидаты на выборах, члены избирательного объединения, члены инициативной группы по проведению референдума; в ст. 184 - спортсмены, спортивные судьи, тренеры,

руководители команд, другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов; в ст. 183 - лица, обладающие коммерческой, налоговой или банковской тайной; в ст. 309 - свидетель, потерпевший, эксперт, специалист, переводчик. Руководствуясь критериями примечания к ст. 285 УК РФ, данные лица не попадают в разряд должностных.

Исключение может составлять лицо, которому известна коммерческая, банковская или налоговая тайна, но не в силу его частных интересов, коммерческой службы или бизнеса, а в силу долга служебной деятельности в государственных структурах, если, например, его полномочия сотрудника налогового органа, органа внутренних дел, следователя, прокурорского работника позволили с данными сведениями ознакомиться в рамках проверки законности деятельности организации, установления признаков правонарушения или расследования преступления. В таком случае подкупаемой стороной по ч. 1 ст. 183 УК РФ может являться должностное лицо.

Остальные составы преступлений, совершаемые путем подкупа (ст.ст. 1411, 184, 309 УК РФ) по субъекту не соответствуют признакам коррупции, обозначенным выше. Вместе с тем по своей сути они являют собой разновидности подкупа в политике, спорте (зрелищных, спортивных конкурсах), в правосудии.

Так, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ) как состав преступления адресатами подкупа предполагает лиц, вовлеченных в сферу профессионального спорта либо зрелищных коммерческих конкурсов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей; к спортсменам -профессионалам относятся лица, для которых занятия спортом являются

основным видом деятельности и которые получают в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. К зрелищным коммерческим конкурсам следует относить проводимые в рамках предпринимательской деятельности состязания, представляющие интерес для неограниченного числа зрителей [8, С. 284]. При этом даже если подкупаемой стороной будет являться лицо, из числа названных, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной некоммерческой организации (например, организатор соревнований или конкурса), лицо при этом не сможет использовать свое должностное положение, а только лишь служебное. Поэтому ввиду прямого указания Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупционным его считать невозможно.

Состав преступления «Подкуп или принуждение к даче показаний или к уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу» (ст. 309 УК РФ) в число адресатов подкупа включает свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика. Могут ли они обладать должностным положением? Ясно, что только эксперты или специалисты могут вызывать сомнение, как имеющие таковое. Однако, несмотря на то, что они могут быть работниками госструктур, структур правоохранительной деятельности, они не приобретают как участники процесса организационно -распорядительные или административно-хозяйственные полномочия, а дают лишь свое заключение в соответствующей сфере. Их назначение в данном случае определяется их ролью в процессуальном действе, которую они выполняют. В уголовном или гражданском процессе должностным положением они не обладают. «Специалист в соответствующей области знаний, привлеченный к участию в уголовном или гражданском процессе и производящий экспертное научное исследование, не обладает и не осуществляет при этом организационнораспорядительных и тем более административно-хозяйственных функций», -указывал профессор Б.В. Волженкин [9, С. 122]. Данная точка зрения представляется более чем верной, иначе бы подкуп эксперта, специалиста не выделялся в качестве самостоятельного состава, а квалифицировался бы как дача взятки.

В составе преступления «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума» (ст.1411 УК РФ) также отсутствует субъект - лицо, имеющее должностное положение, так как кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения или блока, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума не являются должностными лицами. Некоторые из названных субъектов могут обладать организационнораспорядительными полномочиями или административно-хозяйственными, являясь лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или

иной организации, опять-таки, используя служебное положение, но не должностное.

Если же пойти другим логическим путем и увязать понятие «должностное положение» с термином «должность», то и в таком варианте преступления, изложенные в ст.ст. 1411, 184, 309 УК РФ, не будут коррупционными, так как ни кандидат, ни член избирательного объединения (ст. 1411), ни спортсмены, спортивные судьи и тренеры (ст. 184) не состоят в должности, эксперты и специалисты (ст. 309) также могут и не занимать никаких должностей. И в целом, такой путь является надуманным, так как не наличие должности самой по себе делает преступление коррупционным.

Исходя из вышеизложенного, понятие коррупции в его нынешней редакции подлежит критике. Использование термина «должностное положение» сделало его смысл довольно узким, так как при этом значительное число коррупционных проявлений в разных сферах жизни не подпадают под сформулированное в законе определение. С одной стороны, аргументом в пользу законодателя могло бы послужить то, что он стремился подчеркнуть, что коррупция - это разложение именно государственной власти, но с другой стороны, прослеживается непоследовательность данного подхода, так как в понятии «коррупция» присутствует указание на коммерческий подкуп и злоупотребление полномочиями, которые явно никакого отношения к интересам государственной службы не имеют.

В уголовном праве существуют такие точки зрения, что коррупционные преступления - это деяния, совершаемые против интересов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления должностным лицом с использованием им своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности [10, С. 357]. То есть по сути они остаются в рамках должностных преступлений. Однако коррупция является многогранным явлением в современной действительности, к сожалению, присутствующем и в частной сфере. В ее структуре выявляются и экономические, и политические, и спортивные интересы, и интересы правосудия. В преамбуле Конвенции ООН против коррупции 2003 г. достаточно четко указаны сферы ее проявления (в том числе сфера политики, экономики), а также то, что необходим всеобъемлющий подход для эффективного предупреждения коррупции и успешной борьбы с ней.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008г. №273 -ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.

2. Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета. 2011. 6 мая. № 5473.

3. Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировой криминологический анализ. М.: Норма, 1999.

4. Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005.

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 15 июня. №106.

6. Турищева Н.Ю. К вопросу о субъекте преступлений против избирательных прав // Журнал российского права. 2009. № 9.

7. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов / Отв. ред. А. В. Иванченко. М., 1999.

8. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный) / Отв. ред. А.И. Рарог. М.: Проспект, 2011.

9. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юрист, 2000.

10. Талан М.В. Коррупционные преступления в сфере экономической

деятельности // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы

противодействия: Сб. науч. трудов / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов: Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупцииСателлит, 2005.

Бугаевская Наталья Валентиновна, канд. юрид. наук, доцент, докторант Академии ФСИНРоссии, тел. +79109415901, [email protected] (Россия, Рязань, Академия ФСИН России)

CORRUPTION CRIMES, COMMITTED BY BRIBING N.V. Bugaevskaya

The article reflects the unresolved problem of attributing to the number of acts of corruption of specific offences. The analysis of the crimes committed by bribing, to detect signs of corruption, stipulated by the national legislation.

Keywords: corruption, a person using his official position, official, corruption crime.

Bugaevskaya N.V., candidate of legal Sciences, associate Professor, Ph.D. the Academy of the Federal penitentiary service of Russia, +79109415901, [email protected], (Russia, Ryazan Academy of the Federal penitentiary service)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.