Научная статья на тему 'Субъект коррупционного правонарушения'

Субъект коррупционного правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11054
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ КОНВЕНЦИИ / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / КОРРУПЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЙ СТАТУС / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ЗАРУБЕЖНОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SUBJECT OF CORRUPTION / INTERNATIONAL LEGAL CONVENTIONS / IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL LEGAL NORMS / PUBLIC INDIVIDUAL / PUBLIC CAPACITY / PRECEDENTS / FOREIGN ANTI-BRIBERY LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фадеев А. В., Литвинцев М. Г.

Рассматривается вопрос о субъекте коррупционного правонарушения. Приводятся выдержки из международно-правовых актов, ратифицированных Россией. Анализируется законодательство стран СНГ и РФ, постановления Пленума Верховного суда РФ. Даются авторские предложения по закреплению понятия «субъект коррупционного правонарушения» в действующем законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject of corruption

In this article the question regarding subject of corruption is considered. Extracts form international law acts validated by the Russian Federation are listed. Legislation of CIS countries and RF, Plenum of Supreme Court of the Russian Federation are analyzed. In conclusion author's offers for reinforcement of notion «subject of corruption» in applicable legislation are given.

Текст научной работы на тему «Субъект коррупционного правонарушения»

УДК 343

СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

SUBJECT OF CORRUPTION

А.В. ФАДЕЕВ, М.Г. ЛИТВИНЦЕВ (A.V. FADEEV, M.G. LITVINCEV)

Рассматривается вопрос о субъекте коррупционного правонарушения. Приводятся выдержки из международно-правовых актов, ратифицированных Россией. Анализируется законодательство стран СНГ и РФ, постановления Пленума Верховного суда РФ. Даются авторские предложения по закреплению понятия «субъект коррупционного правонарушения» в действующем законодательстве.

Ключевые слова: субъект коррупционного правонарушения, международно-правовые конвенции, имплементация международно-правовых норм, должностное лицо, коррупция, публичный статус, судебная практика, зарубежное антикоррупционное законодательство.

In this article the question regarding subject of corruption is considered. Extracts form international law acts validated by the Russian Federation are listed. Legislation of CIS countries and RF, Plenum of Supreme Court of the Russian Federation are analyzed. In conclusion author's offers for reinforcement of notion «subject of corruption» in applicable legislation are given.

Key words: subject of corruption, international legal conventions, implementation of international legal norms, public individual, corruption, public capacity, precedents, foreign anti-bribery laws.

25 декабря 2008 г. Президентом РФ был подписан федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. В нем вводится понятие коррупции, в основе которого лежит «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения», также говорится о совершении коррупционных деяний «от имени или в интересах юридического лица», но отсутствует понятие субъекта коррупционного правонарушения -перечня лиц, подпадающих под ответственность за «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения».

Дискуссионным считается вопрос о субъектах преступлений против порядка управления и в коммерческих организациях.

Упоминание в ст. 2 п. «в» понятия «коррупционное правонарушение» позволяет сделать вывод о наличии, помимо уголовной, также административной, гражданской и

дисциплинарной ответственности за коррупционные деяния.

В ратифицированной РФ «Конвенции ООН против коррупции» [2] в ст. 2 п. «а» понятие «публичное должностное лицо» означает: любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, иностранное публичное лицо и должностное лицо публичной международной организации.

«Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» [3] понятие «публичное должностное лиц» определяет как «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья», существующие

© Фадеев А.В., Литвинцев М.Г., 2010

в национальном праве государства, в котором данное лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства.

Конкретизация субъектов коррупционных правонарушений содержится в ст. 9 модельного закона стран СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» [4]:

1. Субъектами коррупционных гражданско-правовых деликтов в соответствии с гражданским кодексом государства и настоящим законом по решению суда могут быть признаны физические и юридические лица.

2. Субъектами дисциплинарных коррупционных правонарушений могут быть государственные и муниципальные служащие и лица, занимающие государственные и муниципальные должности и не являющиеся государственными или муниципальными служащими.

3. Субъектами административных коррупционных правонарушений в соответствии с кодексом государства об административных правонарушениях, по решению суда могут быть признаны юридические лица, а также должностные лица.

4. Исполнителями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства, настоящим Законом по решению суда могут быть признаны:

- должностные лица;

- государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;

- лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или некоммерческих организациях (в том числе зарубежных и международных);

- иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве, обладающие публичным статусом в зарубежных и международных организациях.

5. Иными участниками, в том числе организаторами (руководителями), пособниками или подстрекателями коррупционных преступлений в соответствии с уголовным кодексом государства по решению суда могут быть признаны любые граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъектом коррупционного правонарушения по Трудовому кодексу РФ [5] могут

быть признаны работники и работодатели. Например, при приеме на работу бывший государственный или муниципальный служащий обязан сообщить сведения о прежнем месте работы в течении двух лет после увольнения из соответствующих органов, а работодатель - проинформировать государственный орган или муниципалитет о новом работнике. В противном случае последний может быть уволен по основаниям, предусмотренным ст. 84 и п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ, а работодатель понесет административную ответственность по ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях [6] субъектом коррупционного правонарушения может быть признано должностное лицо, лицо являющимся членом органа управления организации независимо от формы собственности (ст. 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума), юридическое лицо (ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица), а также граждане (ст. 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах). Могут быть привлечены к административной ответственности за коррупционные правонарушения иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6) и др. Определение должностного лица дается в примечании к ст. 2.4.

В правоотношениях, регулируемых Гражданским кодексом РФ [7], субъектом коррупционного правонарушения может выступить физическое лицо, должностное лицо или работник коммерческой организации, подаривший и принявший подарок, стоимость которого превысит 3 000 рублей (ст. 575. Запрещение дарения), либо нарушивший порядок предоставления услуг (например, гл. 39. Возмездное оказание услуг). В этом случае наступает уголовная ответственность.

Так как перечень коррупционных преступлений в Уголовном кодексе РФ [8] УК РФ является дискуссионным, на наш взгляд,

субъектом коррупционного преступления могут быть признаны граждане (ст. 291. Дача взятки), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 204. Коммерческий подкуп), кандидаты на выборах (ст. 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), частные нотариусы и аудиторы (ст. 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами), частным детективом или работником частной охранной организации (ст. 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей), государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (ст. 285, п. 4), иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации (ст. 285, п. 5), свидетель, потерпевший, эксперт, специалист, переводчик (ст. 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу), адвокаты (ст. 303. Фальсификация доказательств), подозреваемый, обвиняемый (ст. 302. Принуждение к даче показаний), спортсмены, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов).

Должностные лица несут ответственность по ст. 285. Злоупотребление должностными полномочиями и др., отдельно выделена ответственность членов избирательной комиссии (ст. 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума), лиц, занимающих государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глав органов местного самоуправления (ст. 285, п. 2, 3), судей (ст. 305. Вынесение заведомо неправо-

судных приговора, решения или иного судебного акта), следователя или лица, производящего дознание (ст. 302. Принуждение к даче показаний).

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных

корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285. Примечание).

Суды в разные годы сталкивались с трудностями при определении субъекта должностного преступления. Некоторые суды включали в понятие должностного лица отдельные категории технических работников и материально-ответственных. Так, в советское время субъектами должностного преступления признавались преподаватель, временно зачисленный в учебное заведение для приема вступительных экзаменов, главный врач больницы, за деньги помещавший в больницу и ускорявший оказание медицинской помощи, лесник, давший разрешение на порубку леса, лица, выполняющие свои обязанности на общественных началах, общественные контролеры, внештатные сотрудники милиции, нештатные корреспонденты редакции журналов, кладовщики.

В постановлении Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 [9] сказано, кого следует относить к представителям власти: это работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их заместители и члены исполнительных комитетов Советов народных депутатов, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспекторы и контролеры, лесничие и др.). Кроме того субъектом должностного преступления могут быть ли-

ца, которые выполняют указанные обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий. Не являются субъектом должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 [10] добавляет к субъектам преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, и такое лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. Также сказано, что поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, подлежат ответственности по ст. 290 УК РФ.

В последнем постановлении Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. [11] ещё раз уточнены понятия должностного лица, лица исполняющего функции представителя власти, какие функции являются организационно-распорядительными и административно-хозяйственными, функции должностного лица по специальному полномочию. Отграничены преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

Любопытно будет узнать, как имплементируется модельный закон стран СНГ у наших ближайших соседей. Республика Беларусь приняла 20 июля 2006 г. новый закон «О борьбе с коррупцией» [12]. Согласно ст. 1 данного Закона субъектами коррупционных правонарушений являются:

- государственные должностные лица: Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, и лица, занимающие должности в государственных организациях;

- лица, приравненные к государственным должностным лицам: члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе;

- граждане, зарегистрированные в установленном порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты всех уровней;

- должностные лица негосударственных организаций;

- лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, независимо от того, в государственной или частной организации они работают;

- представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;

- государственные служащие, связанные с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;

- иностранные должностные лица: должностные лица, члены публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов;

- лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц: это любое лицо независимо от его должности, профессии, работы.

В ст. 3 Закона вводится понятие «Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений». Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам. Субъектами коррупционных правонарушений являются государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица; лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

1 января 2010 г. вступят в силу Законы Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» [13] и «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» [14]. В соответствии с данными законами расширен и конкретизирован круг субъектов, подлежащих ответственности за совершение коррупционных правонарушений:

- лица, уполномоченные на выполнение функции государства или органов местного самоуправления;

- лица, которые для цели данного Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функции государства или органов местного самоуправления:

а) должностные лица юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета;

б) члены окружной, территориальной и участковой избирательной комиссии;

в) руководители общественной организации, которые частично финансируются из государственного или местного бюджета;

г) помощники-консультанты народных депутатов Украины и других выборных лиц, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета;

д) лица, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичную услугу (аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники или члены

трудового арбитража, во время рассмотрения коллективных трудовых споров третейский судья, а также в установленных законом случаях другие лица);

е) должностные лица иностранных государств и международных организаций;

- лица, которые постоянно или времен-

но занимают должность, связанную с выполнением организационно-предписывающих

или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение такой обязанности в юридических лицах, а также физические лица-предприниматели;

- юридические лица - в определенных законом случаях.

В зарубежных странах антикоррупционное законодательство является основным средством предупреждения и противодействия коррупции. Российская нормативно-правовая база только начинает формироваться. Ратификация РФ международно-правовых конвенций предполагает имплементацию указанных в них положений, среди которых понятие субъекта коррупционного правонарушения занимает одно из ключевых мест.

Исходя из этого, предлагаем внести в ФЗ «О противодействии коррупции» статью «Субъект коррупционного правонарушения».

Субъект коррупционного правонарушения - физическое лицо, в силу своего публичного статуса подлежащее уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Субъектом коррупционного преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ могут быть признаны:

- должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ);

- государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;

- поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности;

- лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией;

- кандидаты на выборные должности;

- частные нотариусы и аудиторы;

- адвокаты;

- частные детективы или работники частной охранной организации;

- свидетели, потерпевшие, эксперты, специалисты, переводчики;

- спортсмены, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов;

- иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации;

- граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях:

- должностные лица (ст. 2.4);

- лица, являющиеся членами органа управления организации независимо от формы собственности;

- юридические лица и иностранные юридические лица;

- граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ: физическое лицо, должностное лицо или работник коммерческой организации.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ: работник и работодатель.

1. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ // Российская газета. - 2008. - № 266. - 30 дек.

2. Конвенции ООН против коррупции. СЗ РФ. -2006. - № 26. - Ст. 2780.

3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). -Ст. 3424.

4. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 г. постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

5. Трудовой кодекс РФ. СЗ РФ. - 2002. - № 1.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. СЗ РФ. - 2002. - № 1.

7. Гражданский кодекс РФ. СЗ РФ. - 1994. -№ 32; СЗ РФ. - 1996. - № 5.

8. Уголовный кодекс РФ. СЗ РФ. - 1996. -№ 25.

9. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 // Бюллетень Верховного суда СССР. - 1990. - № 3.

10. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2000. - № 4.

11. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2009. - № 10.

12. Закон Республики Беларусь № 165-3 от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 122; 2/1262.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» № 1506-У1 от

11.06.2009 г. // Голос Украины. - 2009. -№ 32. - 18 июля.

14. Закон Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» № 1507-У1 от 11.06.2009 г. // Голос Украины. - 2009. - № 32. - 18 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.