УДК 796.322 + 159.9
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ГАНДБОЛИСТОВ-ПОДРОСТКОВ
Т.В. Бондарчук, Р.А. Жирякова
Цель - определение особенностей агрессивных проявлений в поведении подростков и социально-педагогических и психологических условий эффективной реализации технологий коррекции агрессивного поведения подростков. Комплекс теоретических и эмпирических методов, методика изучения агрессивности подростков Басса-Дарки. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет, общей численностью 60 человек, занимающихся различными видами спорта (дзюдо, каратэ; гандбол, баскетбол; лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт г. Челябинска). В эксперименте приняли участие гандболисты СДЮСШОР № 13 г. Челябинска. Анализ «общей» агрессивности у подростков показал высокий уровень агрессивности у спортсменов, занимающихся видами спорта: дзюдо и каратэ (46 %). Подростки, занимающиеся спортивными играми: гандбол, баскетбол (22 %) и спортивно-техническими видами спорта: лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт (18 %). Формы агрессивности у подростков имеют высокие показатели лишь в двух, следующих формах агрессивности: склонность к раздражению (74 %); обида (56 %). Спорт служит своеобразным механизмом сдерживания распространения насилия и агрессивности. Разработанный игровой комплекс в коррекции агрессивных проявлений у гандболистов-подростков не в полной мере решает задачи по коррекции агрессивных проявлений у подростков, необходимо внедрение и разработка комплексной программы.
Ключевые слова: «общая» агрессивность, индекс агрессивности, формы агрессивности, игровой комплекс.
В современных условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения подростков, выявление его особенностей. Агрессивность в спорте стала весьма распространенным явлением. Мы видим ее проявления на трибунах стадионов, на скамейках запасных и на игровых площадках.
Понятие «агрессивность» используется в различных значениях. Мы говорим о «хорошей» (например, когда волейболист бросается за упущенным мячом) и «плохой» агрессивности» (например, совершение очевидного и грубого нарушения в баскетболе). Таким образом, это понятие вызывает автоматические ассоциации, а также обусловливает положительную или отрицательную оценку и эмоциональную реакцию. Вместе с тем наиболее агрессивное поведение в спорте, в сущности, не является желательным или нежелательным, а зависит от того, как оно трактуется.
Спорт может служить своеобразным механизмом сдерживания распространения насилия и агрессивности [2, 3]. Весьма популярным стало проведение баскетбольных матчей в позднее время, что, как считают, привлекает внимание членов различных банд, убирая их с улиц, а бокс, борьба и в меньшей
степени футбол рассматриваются многими как социально приемлемые способы проявления агрессивности.
Исходя из вышесказанного, мы решили рассмотреть особенности агрессивных проявлений подростков, занимающихся различными видами спорта и определить основные направления коррекции агрессивных проявлений.
Цель работы состояла в экспериментальном обосновании эффективности игрового комплекса в коррекции агрессивных проявлений у гандболистов-подростков.
Задачи работы:
1. Выявить особенности «общей» агрессивности (по индексу агрессивности) и форм проявления агрессивности подростков, занимающихся различными видами спорта.
2. Разработать игровой комплекс и определить его эффективность в коррекции агрессивных проявлений у гандболистов-под-ростков.
Для реализации цели и задач работы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научно-методической и специальной литературы; методика изучения агрессивности подростков.
Опросник Басса-Дарки позволяет определить уровень агрессивности и враждебности в градациях «высокий - средний - низкий», а также определить формы агрессивного поведения студентов.
В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-15 лет, общей численностью 60 человек. Исследование особенностей проявлений агрессивности у подростков, занимающихся различными видами спорта, проводилось с 2011 по 2013 г. на базах ДЮСШ, СДЮСШОР следующих видов спорта: дзюдо, карате; гандбол, баскетбол; лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт г. Челябинска. В эксперименте приняли участие гандболисты СДЮСШОР №13 г. Челябинска. Исследование проводилось в 3 этапа с 2011 по 2013 г.
Как было отмечено выше, для решения одной из задач исследования, с целью изучения особенностей проявления агрессивности у подростков, занимающихся различными видами спорта, сравнительный анализ индекса агрессивности представлен в табл. 1.
Как видно из представленных в табл. 1 данных, процент подростков с высоким уровнем агрессивности выше у спортсменов, занимающихся такими видами спорта, как дзюдо и карате, чем у подростков, занимающихся спортивными играми: гандбол, баскетбол и спортивно-техническими видами спорта: лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт.
Таблица 1 Сравнительный анализ индекса агрессивности у подростков, занимающихся разными видами спорта, п = 60
Вид спорта Процент испытуемых Х2-критерий
Лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт 18 X2 = 10,8, при р - 0,01
Дзюдо, каратэ 46
Гандбол, баскетбол 22
Анализ особенностей форм агрессивности подростков, занимающихся различными видами спорта, позволил выявить следующие особенности по формам агрессивности в процентном выражении (табл. 2).
Таким образом, анализ результатов по методике Басса-Дарки позволил выявить у исследуемого контингента подростков характерный уровень агрессивности, враждебности и специфические особенности следующих форм агрессивных реакций: вербальная, фи-
зическая, косвенная агрессия, склонность к раздражению и негативизм. Полученные данные подтверждаются и ранее проведенными исследованиями [1].
Таблица 2 Проявление различных форм агрессивного поведения у исследуемого контингента подростков, занимающихся различными видами спорта, п = 60 (%)
Форма агрессивности Показатель агрессивности, выраженные в процентах
высокий низкий
Вербальная 43 57
Физическая 36 64
Косвенная 40 60
Склонность к раздражению 74 26
Обида 56 44
Подозрительность 46 54
Негативизм 48 52
Угрызение совести 38 62
Для решения следующей задачи работы определены и выполнены теоретико-экспериментальные изыскания в коррекции агрессивных проявлений у подростков.
Эффективность коррекции агрессивных проявлений у подростков обеспечивается только при создании соответствующих социально-педагогических и психологических условий и комплексном подходе «родители -педагоги - воспитанники»; реализации принципа добровольности, принятия и поддержки; создании атмосферы психологической безопасности [4].
Обобщив опыт работы по данной проблеме, можно сформулировать необходимые условия по наиболее эффективной реализации технологий коррекции агрессивного поведения: работа по коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста должна вестись комплексно, учитывая три основных направления - работу с родителями, работу с учителями (по профилактике и предупреждению агрессивного поведения подростков), работу с самими воспитанниками с непременным учетом индивидуальных и возрастных особенностей; работа с родителями должна быть направлена на преодоление стереотипов, умение находить причины возникновения агрессивного поведения их детей, выработку оптимальной тактики поведения с агрессивными детьми [5, 6].
Одним из элементов в системе работы
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
по эффективной коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста является игровой комплекс, который включает в себя игры, направленные:
- на знакомство с проблемой агрессивности;
- развитие у подростков способов конструктивного поведения,
- работу с эмпатией, вниманием;
- развитие умения выражать свои чувства;
- развитие позитивного отношения к себе;
- развитие ответственности за свои поступки и т. п.
В нашей работе, наряду с перечисленными необходимыми условиями по эффективной реализации технологий коррекции агрессивного поведения, разработан игровой комплекс коррекции агрессивных проявлений у гандбо-листов-подростков. Целью игрового комплекса является коррекция агрессивных проявлений у гандболистов-подростков.
Задачи комплекса:
1. Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
2. Формирование навыков организованности и сознательной дисциплины.
Особенности комплекса: в комплекс включены подвижные игры, направленные:
- на снятие психоэмоционального напряжения у гандболистов-подростков;
- снижение агрессивности;
- снятие страхов;
- снятие затруднения в общении.
Игры подбирались таким образом, чтобы жесты, мимика, поза, физические действия вызывали у гандболистов-подростков соответствующие эмоциональные состояния.
Длительность занятий 30 мин, 2 занятия в неделю в течение 2 месяцев (15 занятий). В одной группе были гандболисты-подростки с проявлением различных форм агрессивного поведения. Группа состояла из 15 человек. Игры, включенные в занятия, были знакомы подросткам, включали в занятие только одну новую игру. На каждом занятии осуществлялась тренировка психомоторики, выражение эмоциональной радости. Завершалось занятие успокоением.
В табл. 3 представлены показатели эффективности разработанного игрового комплекса в коррекции агрессивных проявлений у гандболистов-подростков по опроснику Басса-Дарки. Как видно из представленных в табл. 3 данных, достоверные различия в исследуемых показателях склонности к агрессии выявлены в физической агрессии, косвенной агрессии, общем раздражении, вербальной агрессии. В показателях: негативизм, обида, вина значимых изменений не обнаружено.
Следовательно, можно говорить о том, что разработанный игровой комплекс в коррекции агрессивных проявлений у гандболи-стов-подростков не в полной мере решает задачи по коррекции агрессивных проявлений у подростков.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Изучение роли спортивной деятельности в проявлении агрессивности у подростков показало, что среди исследователей нет однозначного мнения относительно влияния спорта на уровень агрессивности. С одной стороны, спортивная деятельность может способствовать снижению агрессивных тенденций, однако, с другой стороны, может стимулировать проявления агрессивного поведения.
Таблица 3
Показатели эффективности игрового комплекса в коррекции агрессивных проявлений у гандболистов-подростков по опроснику Басса-Дарки (в условных единицах)
№ п/п Склонность к агрессии До эксперимента После эксперимента р
1 Физическая агрессия 7,67 ± 0,3 6,31 ± 0,25 р < 0,01
2 Косвенная агрессия 7,98 ± 0,3 5,05 ± 0,16 р < 0,01
3 Общее раздражение 8,51 ± 0,42 7,2 ± 0,26 р < 0,05
4 Негативизм 4,24 ± 0,54 4,29 ± 0,32 р > 0,05
5 Обида 7,11 ± 0,3 6,87 ± 0,35 р > 0,05
6 Подозрительность 6,02 ± 0,34 5,22 ± 0,62 р > 0,05
7 Вербальная агрессия 9,06 ± 0,47 6,81 ± 0,26 р < 0,01
8 Вина 5,46 ± 0,64 6,21 ± 0,38 р > 0,05
2. Сравнительный анализ «общей» агрессивности (по индексу агрессивности) у подростков, занимающихся различными видами спорта, показал, что процент подростков с высоким уровнем агрессивности выявлен выше у спортсменов, занимающихся такими видами спорта, как дзюдо и карате (46 %), чем у подростков, занимающихся спортивными играми: гандбол, баскетбол (22 %) и спортивнотехническими видами спорта: лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт (18 %).
3. Анализ особенностей различных форм агрессивности у подростков, занимающихся различными видами спорта, показал, что подростки исследуемых групп имеют высокие показатели лишь в двух формах агрессивности: склонность к раздражению (74 %) и обида (56 %).
В остальных формах агрессивности (вербальная, физическая, косвенная, подозрительность, негативизм, угрызение совести) подростки исследуемой группы имеют низкие показатели.
4. Достоверные различия в исследуемых
показателях склонности к агрессии выявлены (р > 0,05; 0,01): физическая агрессия
(7,67 ± 0,3; 6,31 ± 0,25); косвенная агрессия (7,98 ± 0,3; 6,31 ± 0,25); общее раздражение (8,51 ± 0,42; 7,2 ± 0,26); вербальная агрессия (9,06 ± 0,47; 6,81 ± 0,26). В показателях: негативизм (4,24 ± 0,54; 4,29 ± 0,32); обида (7,11 ± ± 0,3; 6,87 ± 0,35); вина (5,46 ± 0,64; 6,21 ± ± 0,38) значимых изменений не обнаружено (р > 0,05-0,01).
Следовательно, можно говорить о том, что разработанный игровой комплекс в коррекции агрессивных проявлений у гандболи-стов-подростков не в полной мере решает задачи по коррекции агрессивных проявлений
у подростков и, как было указано выше, необходимы внедрение и разработка комплексной программы.
Таким образом, спорт может служить своеобразным механизмом сдерживания распространения насилия и агрессивности.
Литература
1. Бондарчук, Т. В. Особенности проявления форм агрессивности студентов факультета физической культуры и спорта / Т. В. Бондарчук, В. В. Бородина, О.В. Вирк // Академ. журнал Западной Сибири. - Тюмень: ООО «М-центр», 2008. - С. 89-92.
2. Быков, В. С. Педагогическая технология профилактики наркомании среди учащихся средствами физической культуры и спорта/
B. С. Быков, Т. В. Бондарчук // Сибир. пед. журнал. - 2011. - № 12. - С. 199-205.
3. Гостев, А.Г. Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков в образовательно-развивающем пространстве лицея / А.Г. Гостев, Т.В. Бондарчук // Сибир. пед. журнал. - 2012. - № 1. -
C. 43-49.
4. Татаржицкий, С.Е. Методики изучения и коррекция агрессии в спорте: учеб. пособие /
C.Е. Татаржицкий, В.П. Каргаполов, Т.В. Хро-мина. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. академии физ. культуры, 2003. - 52 с.
5. Berkowitz, L. The concept of aggressive drive: Some additional considerations / L. Berkowitz // Advances in experimental social psychology. - New York: Academic Press, 1965. -Vol. 2. - Р. 301-329.
6. Bredemeier, В. Athletic aggression: An issue of contextual morality / В. Bredemeier,
D. Shields // Sociology of Sport Journal, 1986. -
Р. 15-28. '
Бондарчук Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры адаптивной физической культуры, физиологии и биохимии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].
Жирякова Раиля Апасировна, тренер-преподаватель, специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 13 по гандболу (Челябинск), Я^Ыгуак^а@ mail.ru.
Поступила в редакцию 23 марта 2014 г.
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” _________________________________2014, vol. 14, no. 2, pp. 14-18
CORRECTION OF AGGRESSIVE MANIFESTATIONS IN TEEN HANDBALL-PLAYERS
T.V. Bondarchuk, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected],
R.A. Zhiryakova, Specialized Children-Youth School of Olympic Reserve № 13, Chelyabinsk,
Russian Federation, Rzhiryakova@ mail.ru.
Objective: to define features of aggressive behavior manifestations of adolescents, and to investigate socio-instructional and psychological conditions at which techniques of aggressive behavior correction receive effective implementation. Material and methods: we used the complex of theoretical and empirical methods, Buss-Durkee hostility inventory. The study involved 60 children aged 13-15 engaged in different kinds of sports (judo, karate; handball, basketball; ski race, swimming, skating). Experimental subjects included handball-players from sports school №13, Chelyabinsk. Findings: analysis of “general” aggression in adolescents showed a high level of aggression in athletes engaged in such sports as judo and karate - 46%. In teens engaged in sport games (handball, basketball) and sport-technical kinds of sports (skiing, swimming, skating) the values were 22% and 18% correspondingly. Aggression values in adolescents have high rate only in two following forms: fretful temper (74%) and resentment (56%). Conclusions: sport is a unique mechanism for containing the spread of violence and aggression. Developed game set aimed to correct adolescent aggressive manifestations does not fully solve the stated problem so that it is necessary to develop and introduce comprehensive program.
Keywords: general aggression, aggression index, forms of aggression, game set.
References
1. Bondarchuk T.V., Borodin V.V., Virk O.V. [Features of Display Forms Aggressiveness Students of Physical Culture and Sports]. Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri [Academic Journal of Western Siberia], 200S, pp. 89-92. (in Russ.)
2. Bykov V.S., Bondarchuk T.V. [Educational Technology Drug Prevention Among Students by Means of Physical Culture and Sports]. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Magazine], 20ІІ, no. І2, pp. І99-205. (in Russ.)
3. Gostev A.G., Bondarchuk T.V. [Formation of Health- value Orientations of Teenagers in the Developing Educational Space Lyceum]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Magazine], 20І2, no. І, pp. 43-49. (in Russ.)
4. Tatarzhitsky S.E., Kargapolov V.P., Hromina T.V. Metodiki izucheniya i korrektsiya agressii v sporte. Uchebnoeposobie [Methods of Study and Correction of Aggression in Sport. Textbook]. Khabarovsk, Dal'nevostochnaja gos. akad. fizicheskoj kul'tury, 2003. 52 p.
5. Berkowitz L. The Concept of Aggressive Drive: Some Additional Considerations. Advances in Experimental Social Psychology. New York: Academic Press, І9б5, vol. 2, pp. З0І-З29.
6. Bredemeier В., Shields D. Athletic Aggression: An Issue of Contextual Morality. Sociology of Sport Journal, І98б, pp. І5-28.
Received 2S March 2014