Научная статья на тему 'Применение элементов телесно-ориентированной терапии в тренировочном процессе для снижения агрессивности подростков'

Применение элементов телесно-ориентированной терапии в тренировочном процессе для снижения агрессивности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
878
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессивность подростков / телесно-ориентированная терапия / тренировочный процесс / коррекционная работа. / the aggressiveness of the adolescents / body-oriented therapy / the training process / remedial work.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бацунов Сергей Николаевич, Александрова Наталья Анатольевна, Цапов Евгений Геннадиевич

Статья посвящена одной из социально-психологических проблем современности — агрессивности подростков — и возможностям техник и упражнений телесно-ориентированной терапии в её снижении. Для определения уровня агрессивности и основных особенностей личности подростков были использованы критерии: индекс агрессивности, суммарный критерий «спонтанная и реактивная агрессивность», наличие/ отсутствие символов агрессии в рисунках. На основании проведенных методик были выделены три группы подростков с высоким, средним и низким уровнем агрессивности. Коррекция агрессивности является необходимым этапом формирования личности у подростков. Использование техник и упражнений телесно-ориентированной терапии на занятиях по физической культуре и спортивных секциях позволяет целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных подростков и проводить эффективную коррекцию агрессивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бацунов Сергей Николаевич, Александрова Наталья Анатольевна, Цапов Евгений Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Body-Oriented Therapy in the Training Process to Reduce the Aggressiveness of the Teenagers

The article is devoted to one of the socio-psychological problems of our time — the aggressiveness of adolescents and the possibilities of techniques and exercises of body-oriented therapy in its reduction. The aim of the study was the implementation of body-oriented therapy as a means of correcting aggression in adolescents and assessing its effectiveness. Research was carried out in the Center of martial arts and fitness “Olymp” Norilsk. The study involved adolescents 1416 years in the number of 20 people. To determine the level of aggressiveness and the main features of the personality of adolescents, the following criteria were used: aggressiveness index, the total criterion of “spontaneous and reactive aggressiveness”, the presence/absence of symbols of aggression in the figures. On the basis of the methods three groups of adolescents with high, medium and low levels of aggression were identified. Experimental work confirms the effectiveness of the sports section in terms of purposefully affect the level of aggression of adolescents and to carry out effective correction. Correction of aggressiveness is a necessary stage in the formation of personality in adolescents. The use of techniques and exercises of body-oriented therapy in physical education classes and sports sections allows purposefully influence the psychological characteristics of aggressive adolescents and carry out effective correction of aggressive behavior.

Текст научной работы на тему «Применение элементов телесно-ориентированной терапии в тренировочном процессе для снижения агрессивности подростков»

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

SPORTS PSYCHOLOGY

УДК 796.412 DOI 10.24411/2500-0365-2019-14321

ББК Ч565.66

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

С. Н. Бацунов1, Н. А. Александрова1, Е. Г. Цапов2

1 Норильский государственный индустриальный институт, Норильск, Россия 2 Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова,

Магнитогорск, Россия

Статья посвящена одной из социально-психологических проблем современности — агрессивности подростков — и возможностям техник и упражнений телесно-ориентированной терапии в её снижении. Для определения уровня агрессивности и основных особенностей личности подростков были использованы критерии: индекс агрессивности, суммарный критерий «спонтанная и реактивная агрессивность», наличие/ отсутствие символов агрессии в рисунках. На основании проведенных методик были выделены три группы подростков с высоким, средним и низким уровнем агрессивности.

Коррекция агрессивности является необходимым этапом формирования личности у подростков. Использование техник и упражнений телесно-ориентированной терапии на занятиях по физической культуре и спортивных секциях позволяет целенаправленно воздействовать на психологические особенности агрессивных подростков и проводить эффективную коррекцию агрессивного поведения.

Ключевые слова: агрессивность подростков, телесно-ориентированная терапия, тренировочный процесс, коррекционная работа.

Одной из социально-психологических проблем современности является проблема агрессивности подростков [6, с. 260]. Агрессивность рассматривается сегодня как враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру [5, с. 108]. К психологическим и социальным факторам, которыми обусловлено агрессивное поведение подростков, с одной стороны, относят взаимоотношения в семье, школе, популяризацию агрессивности и жестокости в средствах массовой информации, интернете, телевидении, с другой стороны, индивидуальное освоение такого поведения подростком [7, с. 24].

Остро встает вопрос о коррекции агрессивности у подростков, поскольку агрессивность искажает представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе [8, с. 139].

Существует целый ряд средств коррекции агрессивности, одним из которых является телесно-ориентированная терапия, представляющая собой вид терапии, при котором движения и физические упражнения помогают понять свои чувства и мысли [2, с. 78].

Цель исследования — реализация телесно-ориентированной терапии как средства коррекции агрессивности у подростков и оценка ее эффективности.

Исследования проводили в Центре единоборств и фитнеса «Olymp» города Норильска. В исследовании приняли участие подростки 14—16 лет в количестве 20 человек. Были выделены 2 группы: контрольная и экспериментальная в количестве 10 человек. Уровень агрессивности у подростков оценивали с помощью методики Басса— Дарки, проективной методики «несуществующее животное» и теста FPI [4].

Для определения уровня агрессивности и основных особенностей личности подростков были

использованы критерии: индекс агрессивности (рис. 1), суммарный критерий «спонтанная и реактивная агрессивность» (рис. 2), наличие/отсутствие символов агрессии в рисунках (рис. 3). На о сновании првведеинагаметод ик были выделе ны три группы подростков с высоким, средним и низ-ким^овнем огрессдвно сти.

В группу с высоким уровнем агрессивности были отнесены подростки с высоким индексом атрегсивтдтти плмедадике Бассс-Дррки, характеризующимся прямыми проявлениями физической сины, явнымвырижением овгатионых чувств, в том числе через форму и содержание слов при общеаии с детрит ыодростками, высокими

Рис.1.Индексагрессивностиподростков по методикеБасса —Дарки на этапе предварительной диагностики

| Высокий I Средний Низкий

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рис.2.Уровниагрессивностипо суммарному показателюреактивноУ и спонтанноиагрессивностинаэтапе предварительной диагностики

80 60 40 20 0

I Высокий I8редний Низкий

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рис.3. Уровниагрессивоости ер методике «несущбст вующее животн8е» на этапе предварительной диагностики

показателями раздражительности. В данную группу вошли также подростки, показавшие высокий суммарный уровень реактивной и спонтанной агрессии по тесту FPI и высокий уровень агрессивности по проективной методике «несуществующее животное», о котором свидетельствуют наличие выраженных агрессивных деталей у животного, большое количество острых углов, агрессивный образ жизни животного.

Средний уровень агрессивности рассматривается как норма и характеризуется умеренным проявлением агрессии в конфликтных ситуациях, средними показателями раздражительности, умеренным выражением негативных чувств. В группу тренирующихся со средним уровнем агрессивности были отнесены подростки со средним значением показателей по вышеуказанным методикам.

Низкий уровень агрессивности характеризуется отсутствием физической и вербальной агрессии в привычных и безопасных ситуациях, спокойствием, пассивностью. Данную группу составили подростки с низким индексом агрессивности по методике Басса — Дарки, низким суммарным уровнем реактивной и спонтанной агрессии по тесту FPI и низким уровнем агрессивности по проективной методике «несуществующее животное». Рисунки со средним и слабым уровнем агрессивности, отличаются тем, что в них нет животных с угрожающим выражением морды, хищников или нападающих животных, символов прямой агрессии.

Для коррекции уровней агрессивности у подростков экспериментальной группы нами был разработан тренировочный план занятий с использованием упражнений телесно-ориентированной терапии [1, с. 33]. Предварительно нами было получено разрешение на проведение коррекционной работы в процессе тренировок от администрации, родителей воспитанников и согласие самих подростков.

Тренировочный план расчитан на 5 месяцев и составлен таким образом, чтобы сохраняя цели занятия, можно было варьировать используемыми упражнениями и продолжительностью проведения занятия.

Занятия по общей физической подготовке и рукопашному бою с добавлением элементов телесно-ориентированной терапии проходили два раза в неделю по вторникам и четвергам, занятия в игровой форме с элементами телесно-ориентированной терапии проводили по субботам (для экспериментальной группы) [3, с. 4]. Подростки контрольной группы занимались по данной прог-ррамме, только без элементов телесно-ориентированной терапии.

Все занятия имели одинаковую структуру, при этом менялись местами отдельные компоненты, исходя из конкретных задач каждого занятия. В общем виде структура занятия можно представить следующим образом:

• разминка (подготовительная часть занятия);

• отработка приемов и упражнений (общая физическая подготовка и рукопашный бой);

• подвижные игры и динамическая релаксация;

• дыхательные упражнения и медитация

• упражнения телесно-ориентированной терапии (для подростков экспериментальной группы).

После реализации тренировочного плана в контрольной и экспериментальной группах нами были использованы такие же диагностические методики оценки агрессивности подростков, что и на этапе предварительной диагностики.

Результаты повторной диагностики по методике Басса — Дарки в контрольной группе выявили распределение следующим образом: 10 % составили подростки с высоким индексом агрессивности, у 60 % был отмечен средний уровень агрессивности и у 30 % — низкий уровень агрессивности. В экспериментальной группе после проведенных коррекционных мероприятий у 80 % подростков наблюдали средний индекс агрессивности, а у 20 % — низкий индекс агрессивности. В контрольной группе в результате повторной диагностики не было выявлено ни одного подростка с высоким индексом агрессивности.

Суммарные показатели диагностики по методике Басса — Дарки в контрольной и экспериментальной группах представлены в табл. 1.

Высокий уровень агрессивности по суммарному критерию «реактивная и спонтанная агрессивность» на этапе вторичной диагностики с помощью теста FPI был выявлен в контрольной группе у 10 % испытуемых. У 90 % подростков этой группы данный показатель находился в пределах значений среднего уровня агрессивности.

В экспериментальной группе на этапе вторичной диагностики с помощью теста FPI не было выявлено ни одного подростка с высоким уровнем агрессивности. У 90% подростков этой группы был отмечен нормальный уровень агрессивности, а у 10 % данный показатель соответствовал низкому уровню агрессивности.

Суммарные результаты выявления агрессивности у подростков контрольной и экспериментальной группы по тесту FPI представлены в табл. 2.

При проведении вторичной диагностики по методике «несуществующее животное» в контрольной

Таблица 1

Результаты диагностики подростков по методике Басса — Дарки

Экспериментальная группа Контрольная группа

Показатели теста До реализации После реализации До реализации После реализации

Басса — Дарки тренировочного тренировочного тренировочного тренировочного

плана плана плана плана

Физическая агрессия 7,10 ± 1,50 6,00 ± 1,00 5,90 ± 2,12 5,50 ± 1,80

Раздражение 5,00 ± 1,60 4,70 ± 1,42 5,20 ± 1,24 5,30 ± 1,36

Вербальная агрессия 8,90 ± 1,90 7,80 ± 1,04 8,90 ± 2,10 8,50 ± 2,00

Индекс агрессивности 20,90 ± 3,70 18,50 ± 2,70 20,00 ± 4,40 19,30 ± 4,30

Таблица 2

Результаты диагностики подростков по тесту FPI

Экспериментальная группа Контрольная группа

Шкалы теста FPI До реализации После реализации До реализации После реализации

тренировочного тренировочного тренировочного тренировочного

плана плана плана плана

Реактивная агрессивность 4,80 ± 1,84 4,60 ± 1,80 5,90 ± 1,08 5,90 ± 1,08

Спонтанная агрессивность 6,80 ± 1,24 6,10 ± 0,74 6,60 ± 1,12 6,30 ± 0,76

Суммарный показатель 11,6 ± 2,80 10,70 ± 2,30 12,50 ± 1,90 12,20 ± 1,64

группе у 10 % подростков был выявлен высокий уровень агрессивности, у 80 % — средний уровень агрессивности, у 10 % — низкий уровень агрессивности. В экспериментальной группе по данной методике выявили у 90 % средний уровень агрессивности, а у 10 % — низкий уровень агрессивности.

Таким образом, разработанный нами коррекци-онный тренировочный план позволяет в условиях спортивной секции целенаправленно воздействовать на уровень агрессивности подростков и проводить эффективную коррекцию.

Данное исследование может быть продолжено не только в части наблюдения и коррекции других показателей, в частности враждебности, но и расширено за счет подбора других средств коррекции агрессивности и включения их в тренировочные планы.

Список литературы

1. Буков, Ю. А. Здоровьесберегающие технологии и методы телесно-ориентированной терапии на уроках физического воспитания учащихся специальной медицинской группы / Ю. А. Буков, Н. Г. Георгиева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 6. (124). — С. 31—36.

2. Георгиева, Н. Г. Повышение функциональных резервов организма подростков методами телесно-ориентированной терапии на уроках физической культуры специальной медицинской группы / Н. Г. Георгиева // Адаптивная физическая культура и санаторно-курортная реабилита-

ция: инновационные технологии и приоритеты развития : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. 19—21 апр. 2017. — Симферополь,

2017. — С 73—78.

3. Георгиева, Н. Г. Влияние методов телесно-ориентированной терапии на функциональное состояние нервной системы специальной медицинской группы / Н. Г. Георгиева, А. В. Фоменко, П. С. Сафронова // Научный вестник Крыма. —

2018. — № 1 (12). — С. 1—9.

4. Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития. — СПб. : Речь, 2002. — С. 80—84.

5. Мартынова, Н. В. Агрессия и условия формирования агрессивного поведения современного подростка / Н. В. Мартынова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. — 2016. — № 49. — С. 105—112.

6. Мироненко, Т. И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т. И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2010. — № 6. — С. 260—266.

7. Петрыгин, С. Б. Проявление агрессии у подростков, занимающихся контактными видами единоборств / С. Б. Петрыгин // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. — 2012. — № 4. — С. 23—34.

8. Ушников, А. И. Коррекция поведения подростков с повышенным уровнем агрессии в процессе занятий спортом / А. И. Ушников, А. Ю. Малофеев // Поволжский педагогический поиск. — 2014. — № 4 (10). — С. 139—140.

Поступила в редакцию 30 апреля 2019 г.

Для цитирования: Бацунов, С. Н. Применение элементов телесно-ориентированной терапии в тренировочном процессе для снижения агрессивности подростков / С. Н. Бацунов, Н. А. Александрова, Е. Г. Цапов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 124—129.

Сведения об авторах

Бацунов Сергей Николаевич — кандидат философских наук, доцент кафедры физвоспитания. Норильский государственный индустриальный институт. Норильск. Россия. bacunov.75@mail.ru

Александрова Наталья Анатольевна — старший преподаватель кафедры физвоспитания. Норильский государственный индустриальный институт. Норильск. Россия. gnitiks@mail.ru

Цапов Евгений Геннадиевич — кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры. Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. Магнитогорск, Россия. zapov@bk.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 3, pp. 124—129.

Use of Body-Oriented Therapy in the Training Process to Reduce the Aggressiveness of the Teenagers

Batsunov S.N.1, Alexandrova N.A.2, Tsapov E.G.3

1 Norilsk state industrial Institute, Norilsk, Russia. bacunov.75@mail.ru

2 Norilsk state industrial Institute, Norilsk, Russia. gnitiks@mail.ru

3 Nosov Magnitogorsk state technical University, Magnitogorsk, Russia. zapov@bk.ru

The article is devoted to one of the socio-psychological problems of our time — the aggressiveness of adolescents and the possibilities of techniques and exercises of body-oriented therapy in its reduction.

The aim of the study was the implementation of body-oriented therapy as a means of correcting aggression in adolescents and assessing its effectiveness.

Research was carried out in the Center of martial arts and fitness "Olymp" Norilsk. The study involved adolescents 1416 years in the number of 20 people.

To determine the level of aggressiveness and the main features of the personality of adolescents, the following criteria were used: aggressiveness index, the total criterion of "spontaneous and reactive aggressiveness", the presence/absence of symbols of aggression in the figures. On the basis of the methods three groups of adolescents with high, medium and low levels of aggression were identified.

Experimental work confirms the effectiveness of the sports section in terms of purposefully affect the level of aggression of adolescents and to carry out effective correction.

Correction of aggressiveness is a necessary stage in the formation of personality in adolescents. The use of techniques and exercises of body-oriented therapy in physical education classes and sports sections allows purposefully influence the psychological characteristics of aggressive adolescents and carry out effective correction of aggressive behavior.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: the aggressiveness of the adolescents, body-oriented therapy, the training process, remedial work.

References

1. Bukov Yu.A., Georgieva N.G. Zdorovesberegay-ushchie tekhnologii i metody telesno-orientirovannoj terapii na urokah fizicheskogo vospitaniya uchash-chihsya special'noj medicinskoj gruppy [Health-Saving technologies and methods of body-oriented therapy at the lessons of physical education of students of special medical group]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of

the University named after P.F. Lesgaft], 2015, no. 6 (124), pp. 31—36. (In Russ.).

2. Georgieva N.G. Povyshenie funkcionalnyh rezervov organizma podrostkov metodami telesno-orientirovannoj terapii na urokah fizicheskoj kul-tury specialnoj medicinskoj gruppy [The increase of functional reserves of organism of teenagers methods of body-oriented therapy on the lessons of physical education of special medical group]. Adaptivnaya

fizicheskaya kultura i sanatorno-kurortnaya reabili-taciya: innovacionnye tekhnologii i prioritety raz-vitiya [Adaptive physical culture and health resort rehabilitation: innovation, technology and development priorities]. Simferopol, 2017. Pp. 73—78. (In Russ.).

3. Georgieva N.D., Fomenko A.V., Safronova P.S. Vliyanie metodov telesno-orientirovannoj terapii na funkcionalnoe sostoyanie nervnoj sistemy specialnoj medicinskoj gruppy [Influence of methods of body-oriented therapy on the functional state of the nervous system of a special medical group]. Nauchnyj vestnik Kryma [Scientific Bulletin of Crimea], 2018, no. 1 (12), pp. 1—9. (In Russ.).

4. Diagnostika sostoyaniya agressii (Oprosnik Bassa-Darki) [Diagnostics of a condition of aggression (Questionnaire bass-evil Durka)]. Diagnostika emocionalno-nravstvennogo razvitiya [Diagnostics emotional and moral development]. St. Petersburg, 2002. Pp. 80—84. (In Russ.).

5. Martynova N.V. Agressiya i usloviya formi-rovaniya agressivnogo povedeniya sovremennogo podrostka [Aggression and conditions of formation of aggressive behavior of modern teenager]. Sbornik

konferencij SIC Sociosfera [Collection of conferences of SIC Sociosphere], 2016, no. 49, pp. 105—112. (In Russ.).

6. Mironenko T.I. Agressiya kak estestvennyj faktor social'noj adaptacii podrostkov [Aggression as a natural factor of social adaptation of teenagers]. Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of humanitarian and natural Sciences], 2010, no. 6, pp. 260—266. (In Russ.).

7. Petrygin S.B. Proyavlenie agressii u podrostkov, zanimayushchihsya kontaktnymi vidami edinoborstv [Manifestation of aggression in adolescents engaged in contact martial arts]. Vestnik Ryazanskogo gosu-darstvennogo universiteta im. S.A. Esenina [Bulletin of Ryazan state University S.A. Esenin], 2012, no. 4, pp. 23—34. (In Russ.).

8. Ushnikov A.I., Malofeev A.Yu. Korrekciya pov-edeniya podrostkov s povyshennym urovnem agressii v processe zanyatij sportom [Correction of behavior of adolescents with an increased level of aggression in the process of sports]. Povolzhskij pedagogicheskij poisk [Volga pedagogical search], 2014, no. 4 (10), pp. 139—140. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.