Научная статья на тему 'Агрессивность подростков, занимающихся различными видами спорта, и способы ее регуляции'

Агрессивность подростков, занимающихся различными видами спорта, и способы ее регуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2437
701
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ПОДРОСТКИ-СПОРТСМЕНЫ / РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ / AGGRESSION / TEEN ATHLETES / DIFFERENT KINDS OF SPORTS / METHODS OF CORRECTION OF AGGRESSION YOUNG ATHLETES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буряк Вадим Александрович, Шувалов Юрий Николаевич

В статье представлена сущность агрессивности человека. Показаны проявления агрессивности у подростков, занимающихся различными видами спорта. Даны рекомендации тренерам по регуляции проявления агрессивности у подростков-спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AGGRESSIVENESS OF THE YOUNG PERSONS ENGAGED IN VARIOUS KINDS OF SPORTS AND THE METHODS OF ITS REGULATION

The article presents the essence of human aggression. Shown signs of aggression in Teens engaged in various kinds of sports. Recommendations are given coaches on the regulation of the manifestations of aggression in adolescent athletes.

Текст научной работы на тему «Агрессивность подростков, занимающихся различными видами спорта, и способы ее регуляции»

УДК 796.011.159.9

АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛЯЦИИ

В.А. Буряк, Ю.Н. Шувалов

В статье представлена сущность агрессивности человека. Показаны проявления агрессивности у подростков, занимающихся различными видами спорта. Даны рекомендации тренерам по регуляции проявления агрессивности у подростков-спортсменов.

Ключевые слова: агрессивность, подростки-спортсмены, различные виды спорта, методы коррекции агрессии юных спортсменов.

На развитие человека оказывают влияние как природные, так и социальные факторы. В последние годы все чаще говорят о спорте не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как о деятельности, способной оказывать существенное влияние на личность. Важным аргументом в пользу значимости спортивной деятельности для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.

Решающим фактором, главным гарантом развития физической культуры личности в нашей стране является её экономическое могущество. Однако материальные и духовные потребности человека, объективные возможности и благоприятные предпосылки их развития вряд ли воплотятся в жизнь автоматически, сами по себе. Поэтому, как отмечает В.К. Бальсевич, обоснование научного подхода к развитию знания в сфере физической культуры и спорта оказывается центральной задачей комплекса наук о физическом развитии, совершенствовании физических возможностей и здоровья человека [1].

Спортивная деятельность связана с постоянной борьбой человека за лидирующее положение. Эта борьба порождает дух соперничества, агрессивности.

Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, по

А.А. Налчаджану, в какой бы форме не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Издавна человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в настоящее время агрессия является предметом активных научно-практических исследований [5].

На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности у молодых людей, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой. В зарубежной и отечественной литературе есть немало свидетельств о том, что спорт формирует у занимающихся им людей агрессивное поведение. Существует мнение, что этому явлению способствуют различного вида спортивные единоборства [3].

Поэтому целью нашего исследования послужило изучение агрессивности подростков, занимающихся различными видами физкультурной и спортивной деятельности.

Исследование проходило в 2010-2012 гг. в поселке городского типа Липки Тульской области на базе местного стадиона. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14-16 лет в количестве 40 человек, из них 10 человек, занимающихся легкой атлетикой, 10 -единоборствами, 10 - спортивными играми (баскетбол) и 10 - физической культурой в школе. С данными группами респондентов были проведены контрольные срезы.

В работе использовался следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования; эмпирические методы (констатирующий этап эксперимента, тестирование, наблюдение); методы обработки данных (количественный и качественный анализ); методы презентации данных (таблицы).

В результате математической обработки вычислялись средние арифметические величины, средние квадратические отклонения,

достоверность различий между двумя средними арифметическими (несвязанные выборки). Достаточным считался 95 % уровень достоверности полученных результатов. При определении уровня достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента. Статистический анализ проводился по специализированной статистической программе MS Office Excel.

При исследовании эмоциональных качеств подростков использовались следующие методики.

- Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе: «Методика Q - сортировки»;

- Г.С. Никифоров, В.К Васильев, С.В Фирсова: «Оценка

выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении»;

- Е.П. Ильин, П.А. Ковалев: «Уровень обидчивости мстительности»;

- А. Басс, А. Дарки: «Диагностика состояния агрессии».

Анализируя полученные данные, можно отметить, что показатели

агрессивности у подростков, которые не занимаются спортом, в целом ряде случаев превышают эти показатели у спортсменов. Так, например, они имеют самые высокие показатели по физической агрессии (0,64±0,15), косвенной агрессии (0,56±0,18), раздражению (0,56±0,21), негативизму (0,74±0,33), обиде (0,б0±0,11), подозрительности (0,52±0,14), вербальной агрессии (0,65±0,21), чувству вины (0,75±0,14), враждебности (0,56±0,09), а также - общей агрессии (0,62±0,15).

Подростки, которые занимаются физической культурой в школе на уроках, имеют достаточно выраженную агрессивность, особенно по таким показателям, как физическая агрессия (0,64±0,15), косвенная агрессия (0,56±0,18), раздражение (0,56±0,21), негативизм (0,74±0,33), обида (0,60±0,11), подозрительность (0,52±0,14), вербальная агрессия (0,65±0,21), чувство вины (0,75±0,14), враждебность (0,56±0,09), общая агрессия (0,62±0,15), вспыльчивость (0,79±0,19), зависимость - независимость (0,56±0,15), обидчивость - необидчивость (0,56±0,15), борьба (0,55±0,14).

Эти показатели находятся в диапазоне средневысокой степени выраженности, что говорит о неблагоприятной ситуации, которая существует в современной общеобразовательной школе.

Показатели агрессивности у подростков имеют различные значения в зависимости от того, каким видом спорта они занимаются. Можно выделить следующие факторы: вспыльчивость, самоконтроль в

эмоциональной сфере, самоконтроль за действиями, общая агрессия.

Следовательно, виды спорта неоднозначно влияют на агрессивность подростков. Наибольшая агрессивность наблюдается у подростков, которые занимаются спортивными играми, на втором месте спортсмены, занимающиеся единоборствами, а на третьем месте - легкоатлеты. На основании этого можно констатировать, что различные виды спорта по-

разному влияют на снижение уровня агрессивности подростков. Наибольшее влияние оказывают циклические виды спорта (в нашем случае беговые виды легкой атлетики), на втором месте стоят единоборства, и на третьем месте спортивные игры. Педагогам, которые проводят занятия с подростками в спортивных играх, необходимо учитывать этот факт и уделять большее внимание развитию морально-волевой сферы занимающихся, которая сдерживает агрессивные проявления человека.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Агрессия - специальная форма поведения человека, направленная на другие объекты и имеющая цель причинить им вред. Основной причиной агрессии является возникновение фрустрации - психического состояния, выражающегося в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями.

2. Занятия спортом позволяют снизить уровень агрессивности у подростков за счет развития морально-волевой сферы, повышения уровня самоконтроля в поведении и деятельности, обуздания эмоциональных проявлений.

3. Наиболее высокие показатели по снижению уровня агрессивности дают циклические виды спорта (в нашем случае беговые виды легкой атлетики), на втором месте стоят единоборства и хуже всего обстоит дело с игровыми видами спорта.

4. Педагогам, работающим со спортсменами в игровых видах спорта, рекомендуется уделять большее внимание в тренировочном и соревновательном процессах развитию морально-волевых качеств подростков.

Для этого необходимо использовать следующие рекомендации.

Надо развивать не абстрактную волю и даже не абстрактную силу воли, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем адекватными для них методами. Следует также учитывать их многокомпонентную структуру.

Составление программы самовоспитания силы воли. В начале программы следует указать цели и задачи спортивного совершенствования: перспективную цель (на три-четыре года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), а также очередные или ближайшие задачи. Потом рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них. Затем, с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств, нужно наметить и записать в тетрадь задачи, пути и средства самовоспитания этих качеств. При этом необходимо:

1. Наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения (имеется в виду: длительная

физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность;

ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий; необходимость действовать по личному почину).

2. Предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей (таковыми могут быть, например, занятия на красивой местности, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тренировки).

3. Отработать и начать использовать индивидуально пригодные приемы самостимуляции волевых усилий: а) использовать мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение); б) использовать организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.

4. Установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель - иди к ней твердо; выполнение плана

- основа успеха; окончил день - подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми -потом решай; если решил - делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).

5. Пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т. д.) [2].

Использование психорегулирующей тренировки. В.К. Калин и В.П. Мунтян использовали для развития способности к волевому усилию систематические занятия психорегулирующей тренировкой (ПРТ) [4].

Эксперименты показали, что после цикла занятий испытуемые стали проявлять в мышечной работе большую реактивность, то есть быстрее мобилизовывать имеющиеся у них ресурсы. В умственной работе значительно легче стала удаваться «отстройка» от помех, повысилась скорость работы, а количество ошибок уменьшилось (что свидетельствует о повышении концентрации и устойчивости внимания). Авторы связывают это улучшение с развитием в результате занятий ПРТ регулирующей функции второй сигнальной системы.

При воспитании человека и его морально-волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о формировании целостной личности, у которой хорошо развиты те мотивы, которые имеют общественную направленность.

Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации, независимо от ее специфики. Этот компонент не только стимулирует силу воли, но и определяет смысл ее проявления. Задача воспитания состоит в том, чтобы придать волевым усилиям такую направленность, которая позволяет человеку, по словам И.М. Сеченова, совершить нравственный подвиг. Тогда и сами преодолеваемые человеком трудности получают другой эмоциональный оттенок: человек начинает испытывать «приятную усталость», «упоение опасностью» и другие эмоции, которые становятся амбивалентными, то есть отражают два, казалось бы, противоположных переживания.

Формирование нравственности служит необходимым, но не достаточным условием проявления волевых качеств, поэтому задача их развития может стать задачей самостоятельной. К сожалению, в этом вопросе у психологов, педагогов и родителей наблюдается подчас ни на чем не основанный оптимизм.

В.Г. Темпераментова опробовала на школьницах старших классов ряд приемов, помогающих снизить переживание страха при выполнении физических упражнений:

- постепенное повышение сложности препятствия, которое нужно преодолеть;

- расчленение упражнения на части и выполнение их в облегченных условиях (на полу, на невысокой опоре и т. д.);

- разучивание специальных и подготовительных упражнений, создающих уверенность в выполнении и основного упражнения;

- обеспечение страховки на первых шагах разучивания упражнения;

- приведение в пример одноклассников, легко и непринужденно справившихся с упражнением;

- включение «опасных» элементов в эстафеты, соревнования;

- исключение нетактичных замечаний с подчеркиванием боязни учащихся;

- ободрение учащихся, внушение им уверенности в том, что они сумеют выполнить упражнение [7].

Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность занятий, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебных и тренировочных занятий. Известно, например, что увлекательный

материал и запоминается лучше, и закрепляет интерес к учению, а протекание биохимических процессов в организме спортсмена после тренировочных занятий зависит от его настроения и отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги в протекании этих процессов бывают большими.

Через удовлетворение, получаемое от занятий, формируется удовлетворенность всем учебным процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться учащимися не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.

Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Один из специалистов в области программированного обучения Б.Ф. Скиннер считает, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения учащимися подкрепляющих стимулов, то есть достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказываются за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся, направленную на преодоление трудности [2].

Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения.

Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры:

1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для таких учащихся.

2. Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.

3. Укрепление в них веры в свои силы.

4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость, терпеливость и педагогическая мудрость.

Следует учитывать и склонность детей к развитию того или иного волевого качества. По данным В.И. Селиванова, девочки для самовоспитания выбирают выдержку, а мальчики - смелость и настойчивость [6].

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Онтокинезеология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

3. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.

4. Калин В.К., Мунтян В.П. Психорегулирующая тренировка как средство повышения способности к волевым усилиям // Проблемы психологии воли. Рязань, 1974. С. 115.

5. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб.: Питер. 2007.

6. Темпераментова В.Г. Воспитание волевых качеств у школьников // Формирование волевых качеств у учащейся молодежи в процессе физического воспитания. М., 1982. С. 32-41.

7. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976. 186 с.

Буряк Вадим Александрович, аспирант, tgpu@tula.net, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Шувалов Юрий Николаевич, канд. психол. наук, доц, профессор, tgpu@tula.net, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

THE AGGRESSIVENESS OF THE YOUNG PERSONS ENGAGED IN VARIOUS KINDS OF SPORTS AND THE METHODS OF ITS REGULATION

V.A. Buriak, Y.N. Shuvalov

The article presents the essence of human aggression. Shown signs of aggression in Teens engaged in various kinds of sports. Recommendations are given coaches on the regulation of the manifestations of aggression in adolescent athletes.

Keywords: aggression, teen athletes, different kinds of sports, methods of correction of aggression young athletes.

Buriak Vadim Aleksandrovich, post-graduate student, Russia, Tula, Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy,

Shuvalov Yuri Nikolaevich, candidate of psychology, professor, Russia, Tula, Tula state pedagogical university of L.N. Tolstoy

Получено 14.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.