- при внедрении инструмента следует уделять особое внимание кадровому компоненту инвестиционного потенциала, так как использование любого инструмента реализуется работниками, которые должны понимать значение и роль использования конкретного инструмента;
- конкретные задачи, которые решаются посредством использования инструмента, должны иметь четкое выражение и измеримость результатов;
- требуется постоянный мониторинг процесса использования инструмента, сопоставление с заданными целевыми ориентирами и поставленными задачами.
Кроме того, необходимо подстраивать перечисленные инструменты под региональные детерминанты, а также под систему управления инвестиционной деятельностью в целом в границах территории региона, что связано с уникальностью системы управления качественным развитием регионального инвестиционного потенциала для каждой отдельной территории и невозможностью разработки для этих целей универсальных инструментов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деружинский Г.В. Методологические аспекты оценки качества инвестиционного потенциала региона// Экономический вестник Южного федерального университета. 2008. №1.
2. Деружинский Г.В. Приемы и инструменты управления качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона. Экономические и институциональные исследования. Альманах научных трудов.-Вып.1(25). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2008
3. Дышкант О.В. Модернизационные императивы кластерной организации производства в базовых секторах региональной экономики: модели и механизмы. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.
^ 4. Матвеева Л.Г. Оценка потенциала интегрированных форм предпринимательства: региональный аспект.
Ь Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2000.
(О
J *
а
z ш
ДОХОВ А.М.
КБГУ, ст. преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, e-mail: narzan2006@ yandex.ru
концептуальный подход к реформированию действующей £ системы управления жкх в муниципальных образованиях
00 -□
□
ш
о
о
I— ф
В статье рассматриваются теоретические и методологические основы становления и развития рынка жилищно-коммунальных услуг. Определены основные компоненты социальной политики муниципальных образований в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: жилищно-комунальное хозяйство; муниципальная экономика; муниципальное образование; реформа жилищно-коммунального хозяйства; коммерциализация услуг; дифференциация
0
О- категорий потребителей; критерии эффективности реформы; тарифная политика со
1 Коды классификатора JEL: R53, L51 О
0 Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли своеобразного амортизатора социальных
1 последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера России постепенно превратилась в источен ник угроз для социального и экономического развития страны. Подобная ситуация требует проведения се-о рьезных и принципиальных преобразований на основе социально ориентированной концепции рыночного о развития финансового хозяйства жилищно-коммунальной сферы.
^ Являясь важной частью народного хозяйства страны, эта отрасль требует выделения на своё содержание и
0
1_
о
развития значительного объёма финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношения с бюджетом, которые складывались в пользу отрасли, так как она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него. § Производственная структура коммунальных предприятий претерпела значительные изменения. Их чис-¡3 ленность по сравнению с началом 90-х гг. увеличилась в 2 раза, однако, главным достижением явилось то, § что из 52 тыс. предприятий, работавших на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), свыше половины о (53,9%) это мелкие предприятия, в основном работающие в жилищной сфере [4].
£ Надежное и эффективное функционирование жилищно-коммунального сектора экономики жизненно ^ важно для страны, поэтому при реформировании ЖКХ требуется в высшей степени ответственный подход к £ выявлению, формулированию и решению имеющихся проблем, учету специфики этого сектора экономики и о интересов всех заинтересованных сторон.[1]
т Состояние ЖКХ как в целом по России, так и в большинстве городов страны оставляет желать лучшего. Государство не ограничивает своё вмешательство в экономику лишь теми условиями, при которых, как утвер-
0 ждает экономическая теория, имеются причины для вмешательства [2]. Основные экономические проблемы ■т реформирования жилищно-коммунальных служб - это вопрос собственности и отсутствия в отрасли собс-
1 твенных средств на её развитие. Кредиты остаются недоступными для ЖКХ, а бюджеты зачастую не исполня-§ ют своих финансовых обязательств перед отраслью. Однако необходимо отметить, что российская экономика 9 в настоящее время демонстрирует довольно впечатляющие результаты [2]. Важнейший вызов национальной 0) экономической политики - закрепить наметившиеся в последние годы позитивные тенденции.
Тяжёлое положение ЖКХ в нашей стране - не случайность, а следствие ошибок предыдущих лет, в результате которых сегодня в России больше половины домов городского жилищного фонда состоит из самых энергозатратных в мире домов из сборного железобетона. А централизованные системы жилищно-коммунальных услуг отстали от строительной индустрии на 20 и более лет . В течении последних 15 лет велась разрушительная для отрасли тарифная политика, сдерживающая цены на услуги, в то время как энергетики и поставщики сырья существенно повышали цены на свою продукцию. Таким образом, платёжеспособность организаций ЖКХ ухудшалась.
Существующий порядок финансирования из бюджета убытков деятельности по содержанию и обслуживанию жилищного фонда создаёт предпосылки, стимулирующие затратный метод ведения жилищного хозяйства. Порядок формирования фондов экономического стимулирования для предприятий жилищного хозяйства определён на низком уровне от валовой себестоимости услуг предприятия, что выступает стимулом для увеличения себестоимости.
Главный источник финансирования коммунальных предприятий - местные бюджеты. Из всех средств, поступающих предприятиям ЖКХ из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 58%, на бюджеты субъектов - 42%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:
- на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (отопление, транспортные услуги);
- на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, пассажирский транспорт, дороги и др.);
- на оплату произведённых работ и оказанных населённым местам услуг (санитарная очистка и озеленение территорий, освещение подъездов, дворов и улиц и др.).
Роль бюджетных средств муниципалитета в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. ^Г Полностью за счёт бюджетных ассигнований финансируется дорожное хозяйство, озеленение, освещение ^ и уборка территорий населённых мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства о бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика требуют выделения бюджетных дотаций. ^
Анализ деятельности предприятий ЖКХ показывает, что в связи с действием ряда факторов (повышения □ стоимости сырья, топлива, материалов, основных средств, зарплаты и др.) себестоимость их услуг постоянно ^ росла, причём темпы роста затрат опережали темпы роста производительности труда. При стабильности та- ^ рифов это приводит к снижению рентабельности, к убыточности и дотациям из бюджета.
Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненных средств для города. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. населения. Это увеличение должно возмещать- (д ся либо за счёт повышения зарплаты, либо за счёт ассигнований из централизованного фонда финансовых □ ресурсов - бюджета, в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению, либо ^ населению.
Выделение дотаций ЖКХ из бюджета муниципалитета следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеществлённого труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следует признать, что дотационность производства и реализации ряда видов продукции, товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчёта, не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в более экономном использо- ® вании материальных и финансовых ресурсов.
Для устойчивого и надежного функционирования жилищно-коммунального сектора экономики важно ^ сочетать административные и рыночные механизмы управления, найти правильный компромисс между социальной необходимостью и экономической целесообразностью. Приближающийся к катастрофическому уровню износ основных средств, участившиеся аварии, проблемы бюджетного финансирования в сфере ЖКХ ф и социальной поддержки нуждающейся части населения ставят задачу скорейшего решения назревших про- £ блем. ^
Главную цель реформы жилищно-коммунального сектора экономики можно кратко сформулировать так: ^ обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных о услуг[2]. Это предполагает внедрение экономических методов управления, использование механизмов кон- 2 куренции, развитие частной инициативы. Оптимизация бюджетных расходов в сфере ЖКХ означает их сокра- 2 щение и переориентацию финансовых потоков от организаций ЖКК к реально нуждающимся гражданам-пот- ^ ребителям и полную оплату жилья и услуг остальными гражданами. Жилищно-коммунальное обслуживание ^ перестает быть общественным благом и становится продуктом личного потребления. Роль государства пре- ^ образуется в обеспечение доступности некоторого социального стандарта жилищно-коммунального обслу- о живания, обеспечение гражданам достаточно комфортной и безопасной среды обитания, государственное ^ регулирование безопасности и надежности предоставления коммунальных услуг[3]. Таким образом, можно 1 выделить три главных направления реформы ЖКХ: о
- развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе для повышения качества и доступ- & ности жилищно-коммунальных услуг, привлечение инвестиций для коренной реконструкции и обновления основных фондов; о
- повышение эффективности бюджетных расходов, адресная поддержка реально нуждающихся граждан в ^ предоставлении определенного стандарта жилищно-коммунального обслуживания, полная оплата жи- | лья и услуг остальными гражданами; о
- регулирование коммунального комплекса для обеспечения его работоспособности и развития, надеж- о ности и безопасности предоставляемых услуг. О
О
О о
I—
ш
Программа преобразований в ЖКХ имеет свои особенности [4].
Основы федеральной политики и федеральных программ в области экономического и социального развития определяются федеральными органами власти. Вопросы жилищного законодательства и социальной защиты находятся в совместном ведении федерации и субъектов, а владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью - в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с этим в федеральных законодательных и нормативно-правовых актах проведено разграничение полномочий различных уровней государственной власти и местного самоуправления по установлению основных параметров проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Первый этап реформы жилищно-коммунального хозяйства начался еще в 1992 году, когда в Законе "Об основах федеральной жилищной политики" были определены направления преобразования в жилищной, в том числе в жилищно-коммунальной сфере. Они должны были обеспечить реальные права граждан на достойное жилище в условиях формирования рыночной экономики.[5] Основными целями реформирования системы ЖКХ являются: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества, при повышении общей эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, т. е. снижении затрат производителей услуг.
Главная задача изменения структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне - это демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также создание эффективных механизмов антимонопольного регулирования.[5]
Конкурсный отбор подрядных организаций по обслуживанию жилищного фонда - одна из целевых задач создаваемых служб заказчика жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от того, в какой организационно - правовой форме они созданы. ^ Другим важным направлением работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства муни-Ь ципальных образований является регулирование стоимости услуг предприятий - естественных локальных ^ монополистов. Оно реализуется двумя способами:
X - контролем за тарифами на услуги предприятий-монополистов и совершенствованием учета потребляемых ресурсов и нормативов потребления; - формированием системы типовых договоров на энергоснабжение (включая водоснабжение и водоотве-
дение) между службой заказчика и поставщиком услуги. Реальность проведения жилищно-коммунальной реформы показывает приемка ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. На практике видно, что, чем позже происходит муниципализация Ь ведомственного жилищного фонда, тем в худшем состоянии он, оказывается, поэтому затягивать этот процесс 00 нецелесообразно, несмотря на существующие финансовые проблемы. Одним из важных направлений реформы О жилищно-коммунального хозяйства является стимулирование процесса приватизации жилья и создания товари-¡=у ществ собственников жилья (ТСЖ) как инструмента эффективного управления многоквартирными домами. [6]
Основными проблемами проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства являются:
0 - изменение структуры управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством, создание эф-ф фективно работающих служб заказчика;
ё - формирование договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг; о. - контроль за тарифами на коммунальные услуги, поставляемые естественными локальными монополис-$ тами;
1 - создание товариществ собственников жилья.
ф Жилищно-коммунальная реформа оказывает многостороннее влияние на различные стороны жизни на-о шей страны, поэтому за ее ходом следят и активно участвуют в ее проведении правительство, федеральные министерства и ведомства, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, городи дов и муниципальных образований.[6]
о Государство решить накопившиеся в ЖКХ проблемы в одиночку не в состоянии. Единственный выход - ре-з формировать отрасль и стимулировать в нее приток частных инвестиций. Именно частный бизнес способен ^ создать конкуренцию в ЖКХ, которая улучшит качество услуг и со временем снизит тарифы. Уже сейчас о частный бизнес проявляет активный интерес к коммунальной сфере. Внешне убыточная она привлекает ин-^ весторов как одна из крупнейших отраслей российской экономики, имеющая гарантированный рынок сбыта ^ (по данным Госстроя, годовой оборот предприятий ЖКХ равен годовому обороту «Газпрома»), во-вторых, некоторые предприятия, особенно банки, сегодня испытывают переизбыток так называемых «коротких денег»
Z
ш
о
g и готовы инвестировать в долгосрочные проекты (от трех до пяти лет).
нО ЛИТЕРАТУРА
* 1. Альшевских А.Г. Новые подходы к реформированию отрасли // Жилищное и коммунальное хозяйство.
| 2008. N 4. С. 12-15.
о 2. Биков А. ЖКХ: откладывать реформы уже нельзя// Деловые люди. 2007. N 46. С. 99. m 3. Буркова Р.Ф. Из кошельков жителей / Р. Ф. Буркова, С. П. Субботин// ЭКО: Экономика и организация про'! мышленного производства. 2007. N 2. С. 132-136.
о 4. Додатко Т. Реформа жилищно-коммунального комплекса / Т. Додатко, В. Пчелкин, Л. Арцишевский// Эко-
? номист. 2008. N 8. C. 59-66.
Ц 5. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспкктивах его формирования // Журнал руководителя и главн-
° гого бухгалтера ЖКХ. № 6-7. 2007. с. 34, 46.
Q 6. КонюховЛ.Н. и др. Анализ финансововго состояния жилищно-коммунального предприятия // ЖКХ - 2008.
СО №6. с.10.