новятся для лизингодателей полной неожиданностью, зачастую негативного характера. В то же время лизинг в России является основным инструментом долгосрочных инвестиций. Более того, для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить длительное финансирование. Беспрецедентное сжатие лизингового рынка в текущем году означает заморозку процессов модернизации производства в краткосрочном периоде и окончательную потерю конкурентных позиций отечественных производителей в долгосрочной перспективе. Это, в свою очередь, обусловливает неприемлемость невнимания государства к лизинговому рынку и отсутствия его поддержки.
Для быстрого восстановления инвестиционной активности и объемов лизингового рынка необходимы улучшение общеэкономической ситуации, снижение уровня неплатежей между субъектами экономики, а также однозначно выраженное государством намерение содействовать развитию лизинговой отрасли, подкрепленное принятием соответствующих поправок к законодательным актам по лизингу.
Литература
1. Газман В.Д. Лизингоемкость инвестиций // Экономический журнал ВШЭ. 2007. № 1. С. 35-54.
2. Концепция развития финансового рынка России до 2020 года. М. : Рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2008. URL : http://www.raexpert. ru/strategy/conception/part5/market/ (дата обращения: 13.01.2010).
3. Лизинг: основы теории и практики: учебное пособие / В.А. Шабашев, Е.А. Феду-лова, A.B. Кошкин [и др.]. 2-е изд. М. : КНО-РУС, 2005. 184 с.
4. Разаев А.М. Лизинг в России: становление и развитие / Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. 42 с.
5. Рынок лизинга в 2008 году: бюллетень. М. : Рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2009. 110 с.
6. Рынок лизинга в 2009 году: бюллетень. М. : Рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2009. 59 с.
7. Царев К., Демченко М. Изменение парадигмы риск-менеджмента с учетом разви-
тия рынка лизинга и нестабильности макросреды // Технологии лизинга и инвестиций. 2008. № 3 (20). С. 68-71.
Leasing development in the national economy
There is characterized the modern state of leasing sector in the national economy. The basic tendencies of its development in the newest market conditions are revealed. Also there are described the main problems that oppose to the development of leasing and the most peril for leasing in the world crisis, alongside with the restoration of investments and the volume of leasing market.
Key words: leasing, tendencies, modern state, establishment, problems.
С.И. КУВШИНОВА (Москва)
ОПЫТ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА И ПОВЫШЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ЖКХ СУБЪЕКТОВ РФ
Доказывается, что формирование государственно-частного партнерства и привлечение малого бизнеса в жилищно-коммунальное хозяйство способствуют прогрессивному развитию данной сферы экономики, что свидетельствует об актуальности изучения опыта регионов России в этом направлении.
Ключевые слова: модернизация, финансирование, инвестиции, реформирование, жилищно-коммунальное хозяйство.
Развитие государственно-частного партнерства является одним из наиболее значимых направлений жилищной политики на современном этапе реформирования ЖКХ. Привлечение бизнес-структур в эту сферу экономики способствует притоку частных инвестиций и экономии бюджетных расходов за счет внедрения инновационных технологий. Автором проведен комплексный
© Кувшинова С.И., 2010
анализ развития государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере по нескольким регионам России и рассмотрены вопросы повышения ее инвестиционной привлекательности.
В Сахалинской области цель реформирования отрасли заключается в уменьшении расходов бюджета на финансирование ЖКХ путем доведения уровня платежей населения на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) до государственных стандартов, снижения объема дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, создания стимулов у бюджетных организаций к экономии энергоресурсов и обеспечения прозрачности деятельности естественных монополий и предприятий ЖКХ. Интересы частных компаний (как крупных, так и мелких), действующих на территории области, в первую очередь, состоят в минимизации издержек и рисков, связанных с использованием коммунальных услуг и инженерной инфраструктуры.
Совершенствование среды для развития частного бизнеса в части регулирования локальных естественных монополий, экономии бюджетных расходов включает в себя демонополизацию в сфере обслуживания жилищного фонда и привлечение частного капитала, обеспечение участия граждан в управлении жилищной сферой и дальнейшее стимулирование создания ТСЖ, обеспечение 100%-ной собираемости коммунальных платежей, создание экономических стимулов к экономии ресурсов для населения.
Для повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения предпринимаются меры по совершенствованию системы управления и обслуживания жилищного фонда путем формирования профессионального конкурентного управления, реальной системы экономической мотивации управляющих организаций для сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности их деятельности. В Сахалинской области 25% предприятий ЖКХ имеют частную форму собственности. Условно эти компании можно разделить на две группы: предприятия, созданные на базе муниципальных унитарных предприятий, и предприятия, созданные учредителями, не имевшими в прошлом отношения к жилищно-коммунальному бизнесу. Первый опыт функционирования частного бизнеса в ЖКХ области показы-
вает, что в первую очередь предприятия вкладывают средства в отдельные краткосрочные инвестиционные проекты, связанные с реабилитацией структур и текущим ремонтом. Во многом это объясняется тем, что частные компании работают на правах аренды до .1 года, что не стимулирует их к долгосрочным капитальным вложениям.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата в регионе администрацией Сахалинской области разработан и реализуется ряд программ, в соответствии с которыми хозяйствующим субъектам возмещается часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и часть лизинговых платежей по договорам финансовой аренды [8]. Однако первыми шагами в создании благоприятного инвестиционного климата в ЖКХ администрация области считает переход на 100%-ный уровень оплаты ЖКУ населением и монетизацию льгот населению в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЭ [2]. Реализация этих двух мероприятий и вступление в силу Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ [3], который позволяет включать в тарифы на коммунальные услуги инвестиционную составляющую, несомненно, создают благоприятный инвестиционный климат в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) Сахалинской области.
В Республике Башкортостан развитию частного предпринимательства в жилищной сфере способствуют тендеры на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту. Начиная с 2003 г. весь объем этих работ распределяется среди подрядчиков только по конкурсу. На договорной основе к обслуживанию жилищного фонда привлечено более 80 частных предприятий. Они охватывают более 13,1 млн кв. м жилищного фонда. В г. Бирске, Ишимбае, Нефтекамске, Октябрьском 100% жилья обслуживается частными предприятиями.
Одним из направлений работы является привлечение частных инвестиций в коммунальную сферу, исходя из его высокой изношенности и потребности дополнительных мощностей в связи с развитием жилищного строительства. Принимаемые меры по недопущению долгов бюд-
жета и бюджетных организаций предприятиям ЖКХ, высокая финансовая устойчивость предприятий позволяют привлекать инвестиции.
Министерством жилгацно-коммуналь-ного хозяйства Республики Башкортостан издан приказ о разработке бизнес-планов на ближайшие 5 лет всеми предприятиями ЖКК с включением в них необходимых инвестиционных проектов. Кроме того, разработаны условия и механизмы отбора проектов для софинансирования из республиканского бюджета. Перспективным направлением видится привлечение частного бизнеса к управлению коммунальными предприятиями, в том числе на основе концессионных договоров. В этих целях разработан комплекс мер по привлечению частных инвестиций в ЖКК Республики Башкортостан, рассчитанный на среднесрочную перспективу. Данный комплекс включает в себя следующие мероприятия:
1) оформление права муниципальной собственности на объекты ЖКХ;
2) переход на договорную форму взаимоотношений в коммунальном секторе с делегированием управления имущественным комплексом;
3) организация учета фактического потребления коммунальных услуг;
4) финансово-экономическое оздоровление отрасли;
5) совершенствование регулирования цен и тарифов в ЖКК;
6) привлечение частного бизнеса к управлению коммунальным комплексом и инвестированию в него.
В Ставропольском крае реализуется подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», предусматривающая предоставление за счет бюджетных средств государственных гарантий по заимствованиям и субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. В последующем эти земельные участки будут предоставляться заказчикам-застройщикам, включая частных инвесторов. По земельным участкам Ставропольского края планировалось привлечение внебюджетных источников до 2010 г. в объеме не менее 26,4 млрд руб. [8].
В Ростовской области активно реализуются инвестиционные проекты в жилищно-коммунальной сфере, развивается частно-государственное партнерство. Наиболее значимые инвестиционные проекты области связаны с решением задачи обеспечения населения качественной питьевой водой. Среди них - инвестиционный проект Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в сумме 30 млн долл. США по реконструкции систем водоснабжения и водоотведения крупных водоканалов области-г. Ростова-на-Дону, Таганрога и Новочеркасска - без привлечения бюджетных средств с отсрочкой уплаты на 5 лет и рассрочкой платежей на 10 лет. С 2005 г. в реализацию указанного проекта инвестировано 5,6 млн долл. США из средств банка и 2,5 млн долл. США из средств водоканалов.
Частный инвестор ОАО «Евразийское водное партнерство», который является стратегическим партнером и управляющей компанией ростовского «Водоканала», инвестировал в 2005 - 2006 гг. в обновление фондов водоканализационного хозяйства около 600 млн руб. Этому проекту предшествовал процесс акционирования ростовского «Водоканала» и заключение в 2005 г. концессионного контракта на управление системами ВКХ г. Ростова-на-Дону с ОАО «Евразийское водное партнерство». Фирма, получив в долгосрочную аренду инфраструктурные объекты, взяла на себя ответственность, которая измеряется конкретными показателями - качеством и доступностью услуг потребителям и т.д.
Инвестиционная комиссия Министерства экономического развития и торговли РФ одобрила конкурсную заявку ОАО «Евразийский» на государственную поддержку за счет Инвестиционного фонда РФ проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова и юго-запада Ростовской области». Общая стоимость комплексной программы - 19,5 млрд руб. ОАО «Евразийский» берет обязательство привлечь 75% средств.
Реализуется инвестиционный проект с участием частной холдинговой компании ОАО «РВ “Дон ВК Юг”», которая совместно с иностранным инвестором инвестирует 75 млн долл. США на реконструкцию и модернизацию водоканалов шахтерских
территорий, что составляет 50% стоимости проекта. Этот проект отличается тем, что реализуется на предприятиях, переживающих процедуру банкротства. Инвестор проводит мероприятия по повышению привлекательности предприятий, сохранению их как единого комплекса и переходу к новым организационно-правовым формам [8]. Для комплексного решения проблем ЖКХ Ростовской области разработана областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2006 - 2010 годы» с объемом финансирования 14 млрд руб. [5]. Выполнение программы позволит обеспечить к 2010 г. повышение уровня использования мощностей групповых водопроводов до 75% (в настоящее время -15%); рост доли средств внебюджетных источников в модернизации коммунальной инфраструктуры до 65%; снижение экологической нагрузки на регион, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Два инвестиционных проекта программы - по модернизации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения в г. Аксае и Батайске - представлены в Росстрой на конкурс для участия в отборе субъектов РФ по подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» ЦФП «Жилище» на 2002 - 2010 гг. [4]. Общая стоимость представленных проектов составляет 1,4 млрд руб. Финансирование за счет средств федерального бюджета предполагается в сумме 0,4 млрд руб., из областного и местного бюджетов-0,3 млрд руб., из средств инвесторов - 0,7 млрд руб. Реализация этих проектов создаст условия для дополнительного ввода жилья площадью более 600 тыс. кв. м.
Сфера сельского ЖКХ до настоящего времени не стала предметом внимания инвесторов. По сравнению с городскими сельские коммунальные объекты находятся в худшем техническом состоянии, менее развиты. В Свердловской области работа по реформированию жилищно-коммунального сектора экономики строится в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 -2010 гг. и программой реализации данной концепции, одобренными постановлени-
ями правительства Свердловской области [6].
До введения в действие Жилищного кодекса РФ [1] в муниципальных образованиях Свердловской области функционировали 143 управляющие организации муниципальной формы собственности в виде учреждений (службы заказчика) и предприятий и 392 товарищества собственников жилья. В результате реализации Концепции и Программы в соответствии с Жилищным кодексом РФ жилищно-коммунальные услуги населению в Свердловской области оказывают сегодня более тысячи предприятий, в том числе 41,5% -государственной и муниципальной формы собственности и 58,5% - частной и смешанной формы собственности. Из управляющих организаций 55,8% имеют муниципальную и 44,2% - частную формы собственности. В декабре 2003 г. жилищно-коммунальные предприятия всех форм собственности объединились в Союз предприятий жилищно-коммунального комплекса Свердловской области. В марте 2005 г. учреждена Ассоциация управляющих и собственников жилья Свердловской области.
В Республике Чувашия одним из основных направлений жилищной политики являются изменение системы организации управления ЖКХ и повышение качества оказываемых услуг. Повысился интерес частного бизнеса к сфере ЖКХ, в связи с чем по обновленной республиканской программе реформирования и модернизации ЖКХ в 2006 г. завершено акционирование муниципальных предприятий жилищного хозяйства и ускорено акционирование предприятий коммунального хозяйства, что позволит обеспечить привлечение дополнительных инвестиций в модернизацию инженерной инфраструктуры [7].
В Республике Татарстан активное реформирование ЖКХ началось в 2004 г. и имело свои особенности (до этого в порядке реализации реформы проводилась только модернизация основных фондов). На новом этапе реформ требовались совершенствование управления предприятиями, взаимодействие с инвесторами [8]. Практика показала, что частные предприятия готовы брать в управление предприятия ЖКХ, привлекать в них инвестиции, но при условии получения в ближайшем
будущем как минимум контрольного пакета акций.
Анализ работы предприятий немуниципальной формы собственности во всех регионах России показывает их преимущества и лучшее качество исполнения муниципального заказа на обслуживание жилищного фонда по сравнению с муниципальными предприятиями ЖКХ. Анализ опыта развития государственно-частного партнерства в субъектах РФ указывает на необходимость совершенствования взаимоотношений частного и государственного секторов, создания стимулов для совместной работы по решению общих задач. Это будет способствовать привлечению частных инвестиций в ЖЬСХ, внедрению инноваций и ускорит реализацию реформы ЖКХ.
Литература
1. Жилищный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
4. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001г. №797 «О подпрограмме “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” Федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы».
5. Областной Закон от 27.11.2006 г. №586-ЗС «Об Областной целевой программе “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области” на 2006-2010 годы».
6. Постановление правительства Свердловской области от 17.08.2004 г. №764-ПП «О программе по реализации Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003—2010 годы».
7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2002г. №315 «О республиканской целевой программе “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2003-2010 годы”».
8. URL : http://www.minregion.ru/OpenFile. ashx/opyt_reformirovaniya.doc.
Experience and development of state and private partnership and increasing of the investment appeal in the communal service of the Russian Federation subjects
It is proved that the forming of state and private partnership and small scale business in the communal service helps to the progressive development of this economic sphere. It shows the urgency of studying the experience of the Russian Federation subjects in this sphere.
Key words: modernizing, financing, investment, reforming, communal service.
С.В. КНЯЗЕВ (Волгоград)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕКТОРА РОССИИ
Обоснована необходимость государственной поддержки предпринимательской деятельности в автомобильном секторе экономики России. Дается оценка текущего состояния отрасли, определяется значимость автомобильного сектора в общей структуре экономики РФ. Предлагаются конкретные меры государственного развития и поддержки предпринимательской деятельности подобных предприятий.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, автомобильный сектор экономики, государственная поддержка, государственное регулирование.
Отказ от государственной поддержки предпринимательской деятельности предприятий автомобильного сектора в связи с их низкой конкурентоспособностью и высокой занятостью автоматически будет означать падение производства ниже точки безубыточности, затем массовые увольне-
© Князев С.В., 2010