Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство - путь к инновационному развитию жилищно-коммунального комплекса'

Государственно-частное партнерство - путь к инновационному развитию жилищно-коммунального комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / LEASING TRANSACTIONS / HOUSING AND UTILITY COMPLEX / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуханова Наталья Геннадьевна

Статья посвящена применению схемы государственно-частного партнерства с возможностью использования лизинга в качестве финансово-кредитного обеспечения в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК). Дан обзор текущего состояния основных фондов предприятий ЖКК. Обоснована региональная схема государственно-частного партнерства. Раскрыты преимущества взаимовыгодного сотрудничества для всех субъектов жилищно-коммунальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуханова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and private partnership as the way to the innovative development of the housing and utility complex

The article is devoted to appliance of the state and private partnership scheme with the option to use leasing as the financial and credit provision in the housing and utility complex (HUC). The review of the current condition of the HUC companies' main funds is given. The regional scheme of the state and private partnership is proven. Advantages of the mutually profitable partnership for all subjects of the housing and utility activity are disclosed.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство - путь к инновационному развитию жилищно-коммунального комплекса»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Абдуханова Н.Г.1

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Государственно-частное партнерство -

путь к инновационному развитию жилищно-коммунального комплекса

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена применению схемы государственно-частного партнерства с возможностью использования лизинга в качестве финансово-кредитного обеспечения в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК). Дан обзор текущего состояния основных фондов предприятий ЖКК. Обоснована региональная схема государственно-частного партнерства. Раскрыты преимущества взаимовыгодного сотрудничества для всех субъектов жилищно-коммунальной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, лизинговые операции, жилищно-коммунальный комплекс, инновации

JEL: E22, L32, 030

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Абдуханова, Н.Г. (2015). Государственно-частное партнерство - путь к инновационному развитию жилищно-коммунального комплекса. Российское предпринимательство, 16(19), 3217-3224. doi: 10.18334/rp.16.19.1975

Абдуханова Наталья Геннадьевна, канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 07.09.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 16.10.2015

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.19.1975

(с) Абдуханова Н.Г. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

3218

Введение

Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан (РТ) считается одним из приоритетных направлений государственной политики, так как является наиболее проблемной частью экономики, которая за время реформ практически не изменилась в положительную сторону и осталась на уровне 90-ых годов прошлого века. Фактически в каждой области коммунальной сферы наблюдается высокий процент износа основных фондов, кроме того, степень использования производственных мощностей предприятий снижается. Очевидно, что модернизация и крупномасштабное перевооружение организаций жилищно-коммунального комплекса требует огромных инвестиций, по оценкам экспертов более 9 триллионов рублей, то есть возникает проблема поиска эффективных способов инвестирования в процесс модернизации отрасли, а также создание необходимых условий для привлечения и обеспечения гарантий финансирования.

В условиях недостаточного финансового обеспечения процесс воспроизводства основных фондов может быть активизирован в результате использования лизинговых схем. Однако, несмотря на актуальность проблемы, необходимо отметить, что лизинговые операции крайне непопулярны среди предприятий жилищно-коммунального комплекса РТ, так как существуют объективные социально-экономические и организационно-технические факторы, сдерживающие активное применение лизинга в ЖКК. Практически все направления деятельности в коммунальном секторе являются дотационными, что делает их практически непривлекательными для частного бизнеса (Хуснуллин, Гареев, Вирцев, Сарваров, 2009). Кроме того, улучшить ситуацию коммунального сектора только за счет потребителей невозможно, так как это ведет к увеличению тарифов, а, следовательно, и социальной напряженности, поскольку основными потребителями коммунальной инфраструктуры является население (Устинов, Устинова, 2012).

Таким образом, наблюдается двоякая ситуация: с одной стороны, предприятия жилищно-коммунального комплекса необходимо довести до уровня самоокупаемости, но государство не имеет достаточных для этого средств, а с другой стороны, существует проблема привлечения частных инвесторов (Бондаренко, 2009).

3219

Инструменты государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном комплексе

В последнее время, по оценкам экспертов, одним из вариантов решения подобных задач является механизм государственного и частного партнёрства, в рамках которого эффективным способом финансово-кредитного обеспечения процесса модернизации основных фондов жилищно-коммунального комплекса становится лизинг (Абдуханова, 2014b).

Разработка методического подхода к активному применению лизинга при участии государственно-частного партнерства в инвестировании процесса модернизации основных фондов предприятий жилищно-коммунального комплекса является весьма сложной задачей, которая требует комплексного подхода к решению существующих проблем (Крыгина, 2014).

Участие региональных органов власти Республики Татарстан в государственно-частное партнерстве может проявляться:

— в финансовой форме путем предоставления субсидий, государственных гарантий частных партнеров, а также бюджетных инвестиций всех уровней (Сиразетдинов, 2011a);

— в форме имущества путем предоставления частному партнеру земельных участков либо иного движимого и недвижимого имущества в соответствии с законодательством;

— в виде информационной поддержки, то есть путем создания информационных систем и телекоммуникационных сетей, а также методами в рамках действующего законодательства (Солдатова, 2011).

С нашей точки зрения, логичным видится использование ГЧП в целевых жилищных программах, что позволит повысить эффективность использования бюджетных средств (Мустафина, Гареев, 2010).

Сбалансированная схема регулирования жилищно-коммунального комплекса

Формирование стабильного рынка государственно-частного партнерства коммунальной инфраструктуры в Республике Татарстан возможно через проведение тендера, где осуществляется выбор оператора проекта для эффективного управления одним из видов коммунального сектора (Абдуханова, 2014a). Вариант эффективной региональной схемы регуляции жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан представлен на рисунке 1. Приоритетным

3220

направлением совершенствования государственного регулирования жилищно-коммунального комплекса может стать сбалансированное государственное вмешательство путем создания предприятий с государственным и смешанным капиталом, а также регулирование лизинговых схем инвестирования в виде финансовой поддержки из государственного внебюджетного жилищного фонда (ГВЖФ), при этом контроль будет осуществляться Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (МСАЖКХ РТ).

Рисунок 1. Предлагаемая схема регуляции коммунальной инфраструктуры в РТ

Преимущество государственно-частного партнерства — это взаимовыгодное сотрудничество государства и частного бизнеса путем установления договорных отношений, где каждая из сторон добивается своих целей, экономя при этом собственные ресурсы и снижая инвестиционные риски (Ильина, 2014).

3221

В предложенной схеме регуляции жилищно-коммунального комплекса региона государство выступает гарантом и административным регулятором инвестиционной деятельности, кроме того, оно само становится активным ее участником, то есть выполняет функции инвестора. В свою очередь, подобное взаимовыгодное сотрудничество способствует развитию конкурентных отношений между всеми участниками коммунальной инфраструктуры (Сироткин, Руткаускас, 2014). Став участниками партнерских рыночных отношений государственные предприятия и предприятия со смешанным капиталом заинтересованы в получении прибыли, что способствует рациональному использованию бюджетных средств, которые предполагается направить на развитие жилищно-коммунального комплекса (Сайфуллина, 2010). Применение лизинговых схем в ГЧП является гарантом целевого использования инвестиций, то есть прямое финансирование воспроизводственного процесса предприятий ЖКК (Залкинд, Торопушина, 2014). При этом государство получает возможность влиять на уровень цен в сфере предоставления коммунальных услуг, а также, благодаря мониторингу, прогнозировать ценовую политику на рынке коммунальных услуг (Сиразетдинов, 2011Ь).

Условия привлечения частного капитала в жилищно-коммунальный комплекс

Участие в государственно-частном партнерстве субъектов жилищно-коммунальной деятельности ведет к возникновению обратной связи между государством и частным бизнесом, повышению прозрачности таких отношений, укреплению предпосылок для общественного контроля над социальной ответственностью обоих, кроме того, стимулирует развитие инновационной составляющей деятельности предприятий жилищно-коммунальной инфраструктуры (Абдуханова, 2014а).

Условиями привлечения частного сектора в сферу жилищно-коммунального комплекса являются:

— проведение мероприятий по улучшению финансового состояния предприятий ЖКК;

— законодательное установление единого порядка утверждения тарифов по услугам предприятий ЖКК;

— доведение отдельных видов услуг коммунальной сферы до самоокупаемости;

3222

— реформирование системы управления жилищным и коммунальным комплексами;

— формирование рыночных отношений в системе управления жилищным фондом.

Итак, современное функционирование жилищно-коммунального комплекса зависит от преобразований в сфере местного сообщества, в связи с чем формирование новой системы отношений на муниципальном уровне предусматривает трансформацию экономических и производственных отношений в структуре жилищно-коммунального комплекса. Отчасти это возможно сделать на основе активного вовлечения лизинговых компаний в воспроизводственный процесс отрасли ЖКК.

Заключение

Финансовые возможности лизинга как надежного и достаточно гибкого инвестиционного механизма широки, а партнерство частного бизнеса (лизинговых компаний) и государства позволяет предприятиям ЖКК, в условиях развивающихся темпов научно-технического прогресса, осуществлять эффективную производственно-хозяйственную деятельность и тем самым в определённой степени стабилизировать ситуацию в отрасли.

Развитие государственно-частного партнерства в ЖКК способствует развитию инновационной экономики, привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор, а также повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества, средств бюджета всех уровней. Кроме того, обновление материально-технической базы предприятий ЖКК способствует повышению доступности и улучшения качества услуг, предоставляемых населению с использованием объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также повышению уровня занятости населения.

ИСТОЧНИКИ:

Абдуханова, Н.Г. (2014a). Организационно-экономический механизм использования лизинговых операций в жилищно-коммунальном комплексе (Дис. ... к.э.н.: 08.00.05). Пенза.

Абдуханова, Н.Г. (2014Ь). Перспективы развития и модернизации жилищно-

коммунального комплекса Республики Татарстан на основе лизинга. Известия

Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 1, 200-207.

Бондаренко, М.В. (2009). Социально-ориентированное управление объектами недвижимости. Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса, 2, 3-11.

Залкинд Л.О., Торопушина, Е.Е. (2014). Государственное участие в экономическом

развитии Арктики России: приватизация (исторический аспект). Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 1, 36-51.

Ильина, Е.В. (2014). Экономический подход к оценке рисков на предприятиях жилищно-коммунальных услуг (на примере ООО «Жилкомсервис», Казань). Вестник экономики, права и социологии, 1, 18-21.

Крыгина, А.М. (2014). Интегрально-системное формирование организационно-экономических решений при инновационном жилищном строительстве. Российское предпринимательство, 8, 149-160.

Мустафина, Л.Р., Гареев, И.Ф. (2010). Корпоративное решение жилищных проблем.

инновационные формы социально-трудового партнерства в решении жилищной проблемы. Российское предпринимательство, 3-2, 70-74.

Сайфуллина, Ф.М. (2010). K вершинам инновационности в строительстве. Экономические и управленческие аспекты повышения инновационной активности строительных предприятий. Креативная экономика, 10, 87-91.

Сиразетдинов, Р.М. (2011a). Девелопмент как инновационное направление

инвестиционно-строительной деятельности. Российское предпринимательство, 8-2, 80-84.

Сиразетдинов, Р.М. (2011b). Основные направления повышения уровня доступности жилья в рамках инновационной жилищной политики. Российское предпринимательство, 9-1, 169-175.

Сироткин, В.А., Руткаускас, Т.К. (2014). Развитие управления воспроизводством

жилищного фонда в муниципалитетах. Экономика и предпринимательство, 4-1, 334-338.

Солдатова, Л.А. (2011). Программно-целевые методы финансирования строительства

жилья в РФ. Вестник Оренбургского государственного университета, 8, 187-192.

Устинов, А.Э., Устинова, Л.Н. (2012). Повышение инновационной активности предприятия на основе использования системы непрерывного улучшения процессов. Экономический анализ: теория и практика, 26, 37-41.

Хуснуллин, М.Ш., Гареев, И.Ф., Вирцев, М.Ю., Сарваров, Р.И. (2009). Источники

финансирования деятельности участников ипотечного рынка Республики Татарстан. Финансы и кредит, 40, 80-84.

3224

Natalya G. Abdukhanova, Candidate of Science, Economics, Senior Lecturer, Chair of Real Estate Expertise and Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

State and private partnership as the way to the innovative development of the housing and utility complex

ABSTRACT:

The article is devoted to appliance of the state and private partnership scheme with the option to use leasing as the financial and credit provision in the housing and utility complex (HUC). The review of the current condition of the HUC companies' main funds is given. The regional scheme of the state and private partnership is proven. Advantages of the mutually profitable partnership for all subjects of the housing and utility activity are disclosed. KEYWORDS: state and private partnership, leasing transactions, housing and utility complex, innovations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.