Проблемы развития малого инновационного предпринимательства в Московской области
Таблица 2
Задачи, решаемые в рамках инновационных систем
Инновационные системы Подмосковья Главные задачи, решаемые в рамках разно уровневых инновационных систем
Инновационная система Московской области 1. Планирование и программирование в соответствии приоритетными направлениями инновационной деятельности регионального, отраслевого и местного уровней 2. Создание условий инновационного развития (в соответствии с прогнозом развития направлений научно-технического прогресса)
Муниципальные инновационные системы 1. Обеспечение развития предприятий малого бизнеса 2. Непосредственная организация инновационных процессов
Корпоративные инновационные системы предприятий области 1. Организация инновационной работы 2. Производство новых продуктов и услуг 3. Внедрение новых технологий
• создание эффективного рыночного механизма управления МП, который был бы адекватен сложившимся условиям на рынке и сущности малого предпринимательства;
• обеспечения государственной (федеральной и муниципальной) поддержки малого бизнеса;
• формирования нормативно-правового обеспечения;
• создания эффективной системы проектного финансирования;
• развития межрегионального и межгосударственного кооперирования.
Комплекс задач, подлежащих решению региональной и территориальными инновационными системами Московской области, можно представить следующим образом (см. табл. 2).
Литература
1. Среднесрочная программа социально-экономического развития Московской области до 2010 года.
2. Областная целевая программа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Московской области на период до 2012 года».
3. Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства, проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
4. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
6. Рекомендации по созданию в регионах Российской Федерации организационных элементов инфраструктуры малого предпринимательства в научно-технической сфере / Под общ ред. Ю .А.Евдокимова, Г.В .Козлова, Ю.П.Пимошенко. М., Экономика,1996.
7. http://www.mbmo.ru
8. http://www.technet.ru
9. http://www.nisse.ru
10. http://www.tpprf.ru
11. http://www.interecoms.ru
УДК 332.8.021.8
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ жКх
Скрипник О.Б., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»,
Московский государственный университет инженерной экологии, г. Москва
The modern .situation with housing and communal services market in the Russian Federation requires a new investment model for infrastructure modernization of housing and communal services. The long-term profitability of the market should motivate investors. The paper investigates the model structure, levels and mechanisms for the modernization of investment attractiveness of housing and communal services, based on international and Russian experience.
Сложившаяся в РФ ситуация на рынке ЖКХ предполагает выход на рынок новой модели модернизации инфраструктуры ЖКХ. Целесообразность в привлечении инвестиций исходит из рентабельности рынка ЖКХ на долгосрочную перспективу. В статье рассмотрена структура модели, уровней и механизмов модернизации инвестиционной привлекательности инфраструктуры ЖКХ, проанализирован и обобщен мировой и отечественный опыт.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиции, инфраструктура ЖКХ.
В современных условиях актуальной проблемой становится привлечение финансовых ресурсов для решения комплексных проблем функционирования и развития коммунальной системы, стимулирования инвестиций в модернизацию инфраструктуры. Эта проблема также может быть решена с помощью использования партнерских отношений между частным и государственным секторами.
1. Востребованость и целесообразность формирования инвестиционной модели государственно-частного партнерства (ГЧП) Необходимость развития партнерских отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) обусловлена факторами на ма-кро-, микро и мезо-уровнях экономических процессов. Используя партнерства, государства стремятся ускорить экономический рост и достичь более высокой производительности и эффективности экономики, основанной на частной собственности. Экономический эффект для общества заключается в получении более качественных услуг при минимальных издержках.
Главной целью партнерства государства и частного сектора является расширение пространства для свободного движения факторов производства, например, проникновения капитала в ранее недоступные для него сферы.
ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и частным бизнесом в целях реализации проектов в различных сферах деятельности, в том числе обеспечения общественных услуг. Используя партнерства, государство выполняет одну из важнейших своих функций, свя-
занную с формированием институциональной среды.
ГЧП используется для реализации и других целей: решения финансовых проблем, как механизм повышения конкурентоспособности на рынке частных инвестиций и инструмент государственного управления; для внедрения принципов корпоративной социальной ответственности; связи успешно развивающихся региональных центров, чтобы улучшить способность к развитию; как способ модернизации инфраструктуры; для повышения качества общественного сектора.
Современные формы партнерства государства и частного сектора связаны с процессами реструктурирования национальных экономик и представляют собой косвенную приватизацию, в противоположность франчайзинга и приватизации.
Партнерства приводят к передаче частному бизнесу части экономических, организационных и управленческих функций в отношении объектов, находящихся в государственной собственности.
Среди проблем финансирования модернизации инфраструктуры рынка ЖКУ необходимо выделить следующие:
1) нехватка финансовых ресурсов государства. По разным оценкам, для коренной модернизации ЖКХ необходимо от 50 до 100 млрд долл.;
2) дефицит инвестиционных ресурсов для раз-
вития частной инфраструктуры: всех частных инвестиций в развитие инфраструктуры за 2006—2007 гг. в базе данных Мирового банка приходятся всего на 6 стран: Арген-
тина, Бразилия, Чили, Китай, Малайзия, Мексика1;
3) рост потребности в услугах государства (закон Вагнера).
В качестве источников финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры может выступать частный капитал (акционерные финансы; банковский кредит; облигации; «мезонинные» финансы), а также государственные финансы (процент государственного финансирования обратно пропорционален покупательской способности потенциальных пользователей инфраструктуры и услуг).
В инвестиционной модели финансирования модернизации инфраструктуры необходимо выделять два уровня: целевое бюджетное финансирование и механизмы привлечения негосударственных средств.
Главное в реформировании модели модернизации коммунальной инфраструктуры — создать механизм соединения функций государства по формированию политики на рынке и коммерческих функций бизнеса.
Государство и частный капитал в инфраструктурных отраслях могут взаимодействовать в форме франчайзинга, ГЧП и приватизации.
ГЧП получило развитие с начала XIX века. По одним источникам основателем данного типа финансирования строительства инфраструктуры считается Великобритания, по другим — Франция.
В настоящее время проекты ГЧП разрабатываются в 60 странах мира. Только в Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений, которые обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.
Основными характеристиками ГЧП являются: распределение рисков, уровень обязательств государственного и частного секторов, продолжительность во времени, право собственности на активы.
В развитии ГЧП выделяются такие тенденции, как переход от отраслевых концессий к межотраслевым; нефиксирование срока и проектное финансирование.
Анализ проектов, использующих в качестве механизма финансирования ГЧП, выявил следующие его преимущества: лучшая оценка денег; лучшее качество услуг; быстрое продвиже-
1 Бахромов Л.Н., Емелькина В.В. Статистический вестник инвестора. М.: Статист-М, 2008. С. 217.
ние проектов; более высокая определенность; большее количество проектов; лучшее использование активов; лучшее регулирование; повышение конкурентоспособности; эффективнее стимулы к реформированию; генерация дополнительных доходов. Однако ГЧП не лишено недостатков. Оно порождает коррупцию и стимулирует недобросовестную конкуренцию.
ГЧП должно развиваться на основе следующих принципов: облегчение финансового бремени государства; участие частных компаний в строительстве, финансировании и эксплуатации; привлечение международных финансистов; поощрение внутренних капиталовложений; долгосрочная ответственность частных компаний; комплексная скоординированная схема, гарантирующая результат; короткий срок выполнения проекта; эффективность затрат.
В мировой практике выделяется две системы выбора частного партнера:
1) англо-саксонская система (проводится три тендера: отдельно на проектирование, строительство и содержание или управление);
2) французская система (проводится один тендер на все виды работ/услуг). Государственный сектор и частные партнеры могут присоединяться к существующей компании или совместно создавать смешанную компанию, в результате чего происходит объединение государственных и частных финансов. Другим способом формирования ГЧП является заключение контракта.
ЖКХ относится к наиболее перспективным сферам для внедрения инструментов ГЧП, наравне с электроэнергетикой, социальной и транспортной инфраструктурой. В США, например, ГЧП используется вот уже около 200 лет. По данным The National Council for Public-Private Partnerships, сейчас в каждом американском городе от 23 до 65 муниципальных служб работают в сотрудничестве с частным бизнесом. Его участие в подобных проектах позволяет местным властям экономить от 20 до 50% бюджетных средств.2
Провести типологию ГЧП достаточно сложно, так как количество вариаций практически бесконечно. Основные параметры ГЧП
— распределение рисков, уровень обязательств государственного и частного секторов, продол-
2 Самуйлин Б.В. Жилищно-коммунальное хозяйство: реалии и перспективы. М.: Норма, 2008. С. 31.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
жительность во времени, право собственности на активы.
Правом собственности на инфраструктуры обычно владеет государственный сектор, в противном же случае ситуация носит временный характер и по истечении срока право переуступается государственному сектору. Основные контракты ГЧП — концессия, сдача в аренду, BOOT (built, own, operate, transfer/ построй, владей, эксплуатируй, передай), ВОТ (built, operate, transfer/построй, эксплуатируй, передай), BOO (built, own, operate/построй, владей, эксплуатируй), обратный BOOT (государственный сектор финансирует и создает инфраструктуру, передает ее в эксплуатацию частной компании, которая постепенно приобретает ее в собственность).
Аренда является наиболее распространенной формой привлечения частных компаний в ЖКХ. Но вместе с тем, в этой форме недостатков и рисков для собственника больше всего. К существенным недостаткам аренды относится то, что арендатор не заинтересован в инвестициях и не несет ответственности за состояние основных фондов, а значит, не заинтересован в их улучшении. Вся «забота» об основных фондах остается обязанностью собственника.
Еще одна опасность аренды — скрытая приватизация.
В договоре аренды должно быть четко определено публичное право собственника на все улучшения и вновь приобретенное оборудование по истечении срока аренды.
Принципиальным является также наличие в договоре аренды пообъектных инвестиционных обязательств, прошедших экспертизу.
Вновь созданные управляющие компании в секторе жилищно-коммунального хозяйства не имеют четкой программы действий. Непонятно, откуда будут браться инвестиционные ресурсы. Предлагаемые компаниями договоры аренды, не содержат предметных инвестиционных обязательств.
Среди выделенных моделей наиболее распространенными в мире являются первые две
— BOOT и BOT, так как предполагают, что строящийся на средства частного инвестора объект в итоге будет передан в собственность государства.
Остальные же модели, напротив, предусматривают сохранение (в случае ВОО) или передачу (в случае обратного ВООТ) права собственности частной стороне партнерства. И именно потому, что государство предпочита-
ет сохранять за собой право собственности на объекты, обеспечивающие социальные нужды населения, эти два варианта организации государственно-частного партнерства на практике остаются менее востребованными.
Для успешного использования ГЧП на рынке ЖКУ необходимо обеспечить следующие условия: наличие соответствующей законодательной базы; простоту и прозрачность процедур; долевую структуру распределения рисков и выгод; наличие у проектов социальной выгоды, так и коммерческой; особое внимание должно уделяться к ожидаемому потоку доходов; общественный сектор должен выступать инициатором проектов.
Соблюдение интересов коммунальных и жилищных организаций является принципиальным моментом достижения целей, преследуемых государством при проведении политики регулирования рынка ЖКУ. Создание на муниципальном уровне эффективной системы мотивации для действующих муниципальных коммунальных предприятий может реально изменить положение в направлении повышения эффективности их деятельности.
Государство должно предложить предпринимателям несколько вариантов возврата инвестированных средств.
Во-первых, это оплата властями вложений инвестора в рассрочку. В этом случае возврат инвестиций предпринимателю (или частной компании) осуществляется за счет налоговых поступлений государства с учетом процента, который предварительно оговаривается сторонами в контракте.
Во-вторых, частный инвестор может вернуть свои вложения в проект ГЧП за счет самостоятельного взимания платы с потребителей услуги.
В-третьих, существует смешанный вариант, когда часть затрат инвестора покрывается из налоговых поступлений в госбюджет, а остальное — за счет оплаты потребителями услуг. Получается, что в любом случае за инфраструктурный объект платит в итоге потребитель услуги, он же налогоплательщик.
Необходимыми условиями для потребителей жилищно-коммунальных услуг являются:
1) сохранение стабильных поставок;
2) приемлемый уровень цен в долгосрочном периоде;
3) минимизация негативных последствий для финансовой устойчивости предприятий.
Таблица 1
Преимущества и недостатки формирования единого центра ГЧП
Преимущества Недостатки
Возможность консолидации экспертизы в одном центре Конфликт между центральным офисом и отделами
Возможность для повышения эффективности Отраслевая организация центра
Возможность для карьерного роста персонала Невозможность решения проблемы подотчетности отделов и отраслевой организации центра
Дополнительные мощности для новых отраслей или секторов Недостаток спроса на отраслевые проекты
Таблица 2
Оценка реализации проектов ГЧП
Выгоды Показатели
лучшая оценка денег - снижение трансакционных издержек - сбережение финансовых средств по сравнению с альтернативными способами финансирования модернизации инфраструктуры - средняя оценка риска
лучшее качество услуг - стандарт услуг - оценка потребительских предпочтений - опрос персонала - уровень снижения платы
быстрое продвижение проектов - длительность реализации проекта - длительность предпроектного этапа
выше определенность - количество изменений цены - количество изменений требований к проекту
большее количество реализованных проектов - дополнительное количество проектов и объем средств, полученных от частных инвесторов
лучшее использование активов - стоимость активов, используемых в общественных целях
лучшее регулирование - объем общественных услуг, предлагаемых частным сектором и являющихся объектом регулирования
повышение конкурентоспособности - снижение издержек по оказанию общественных услуг - объем общественных услуг, оказываемых в условиях конкуренции на рынке
лучше стимулы к модернизации инфраструктуры - опросы налогоплательщиков - опросы частных инвесторов
генерация дополнительных доходов - уровень доходов
Выделяют следующие основные принципы
ГЧП в сфере ЖКХ:
1) минимизация риска перебоев в оказании жилищно-коммунальных услуг и неконтролируемого роста тарифов при обеспечении предельно осторожного, взвешенного и постепенного подхода к реформированию ЖКХ;
2) обеспечение системного подхода к реформированию естественных монополий на
базе единого специального государственного органа с целью обеспечения взаимосвязанности, координации и контроля реализаций мероприятий по осуществлению реформ. Параллельность осуществления реформ всех естественных монополий требуется, так как экономическая ситуация и тарифная политика в каждой из этих отраслей напрямую влияют на смежные отрасли. Реализация реформирования про-
Менеджер по политике ГЧП
Глава центра ГЧП
Менеджер по программам ГЧП
Менеджер по контроллингу
- финансовый
- правовой
- экономический
Менеджер по коммуникациям и маркетингу
Менеджер по знаниям
Администраторы ГЧП
Рис. Структура единого центра ГЧП
фильными министерствами не может быть эффективной ввиду объективного наличия внутриотраслевых, конъюнктурных и политических обязательств и интересов, а порой и диаметрально противоположных взглядов даже в отношении целей и принципов реформирования. Поэтому должен функционировать единый специальный государственный орган, обеспечивающий взаимосвязанность, координацию и контроль реализации мероприятий по осуществлению реформ;
3) обеспечение возможности формирования системы прямых долгосрочных контрактов между потребителями и производителями ЖКУ как составной части рынка;
4) учет необходимости адекватного изменения режима регулирования;
5) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Организация единой структуры по управлению проектами ГЧП в области ЖКХ должна удовлетворять следующим принципам:
1) ориентация на проекты;
2) предложение оптимальных возможностей оценки финансов;
3) эффективный контроль;
4) связь с моделью правительства;
5) использование отраслевых требований;
6) механизм решения противоречий между национальными и отраслевыми потребностями.
Формирование единого центра ГЧП обладает рядом преимуществ и недостатков (табл. 1).
Предлагаемая структура единого центра ГЧП представлена на рис.
Оценка эффективности осуществления проектов ГЧП должна осуществляться на основе показателей, выделенных в соответствие с предполагаемыми выгодами от их реализации (табл. 2).
В настоящее время активное использование ГЧП в жилищно-коммунальном секторе экономики не подготовлено законодательно.
Объектом концессионного соглашения, является недвижимое имущество, создание и/ или реконструкция которого предусмотрена соглашением. В части ЖКХ к таким объектам относятся:
• системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
• объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений;
• объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
По Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионная плата устанавливается либо в форме определенных в твердой сумме платежей, либо в доле продукции или доходов от
Проблемы развития малого инновационного предпринимательства в Московской области
деятельности, предусмотренной соглашением, или передачи в собственность концеден-та имущества, находящегося в собственности концессионера. Одной из важнейших особенностей названного закона является то, что он дает право и возможность концеденту взять на себя обязательства по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта. В соответствии с законом решения о заключении концессионных соглашений могут принимать концеденты всех уровней в лице органов власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Несмотря на то, что закон принят три года назад, использование его в экономике России, в том числе, в реформе ЖКХ задерживается. Одним из сдерживающих моментов является продолжающееся разграничение полномочий органов власти всех уровней, то есть продолжается отработка статуса и полномочий конце-дента.
Трудности разработки типового концессионного соглашения связаны с тем, что в принятом Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» остались недоговоренности и неопределенности. Например, в законе неопределенно сказано об имуществе, передаваемом концессионеру в управление. Если оно учитывается на забалансовом счете, то возникает вопрос, за кем остается обязанность платить налог на это имущество, за концедентом или за концессионером. Законодатель отказался от административных норм по защите интересов третьих лиц, с одной стороны, а с другой, установил обязательства концессионера перед ними. Государство должно ускорить процессы создания нормативно-правовой базы для новой модели рынка. В Европе, несмотря на то, что создание юридической платформы для контрактов ГЧП началось более 25 лет назад, определение концессии появилось в «пояснительном проекте сообщества» совсем недавно.
Таким образом, для успешного использования механизмов ГЧП на рынке ЖКУ необходимо осуществить ряд мероприятий.
1. Необходима конкретная техническая и технологическая модернизация. Это позволит улучшить качество услуг и резко сократить неэффективный расход энергии, тепла, воды и других ресурсов.
2. Предстоит ввести ЖКХ в сферу рыночной экономики. Заменив там, где это возможно и целесообразно, естественную и административно-организационную моно -полию свободной конкуренцией.
3. Инженерная инфраструктура, массовое жи-
лищное строительство и ЖКХ могут стать, как показал опыт многих зарубежных стран, локомотивом развития экономики, создания рабочих мест в «депрессивных» регионах. Влияние инвестиций в инфраструктуру на экономический рост объясняется в теории эндогенного экономического роста и модели Барро. Инвестиции в физическую инфраструктуру могут увеличить производительность в промышленности в целом за счет внешних эффектов среди фирм или отраслей и содействие рыночным трансакциям и тем самым воздействовать в долгосрочном периоде на экономический рост.
В России в качестве примера функционирования ГЧП в ЖКХ можно рассматривать ООО «Евразийское водное партнерство» (ЕВП)3, Компания, созданная в 2004 г. для реализации проектов ГЧП на системах водоснабжения российских городов, успешно выполнила годовой бизнес-план. Два действующих проекта ЕВП: в Омске и Ростове-на-Дону демонстрируют новые подходы к привлечению в ЖКХ негосударственных инвестиций. Выбор данного сектора был обусловлен тем, что в России по институциональным и правовым условиям он является наиболее перспективным для развития крупного частного бизнеса. При этом качественным отличием предложения, с которым «Евразийское водное партнерство» выступило на рынке, стал принцип ГЧП. Проектный подход к организации инвестиций и концессионный характер контрактов ЕВП с муниципалитетами дают возможность снять основные противоречия, которые препятствуют привлечению частного капитала в ЖКХ России. Отношения в рамках концессии позволяют местным властям сохранять право собственности на объекты, контролировать деятельность инвестора и выстраивать продуманную тарифную политику. В свою очередь, инвестор получает гарантии долгосрочных контрактных отношений, в рамках которых можно привлекать ресурсы под долгосрочные проекты.
3 Валюшкин М.Б. Сравнительный анализ рынка ЖКУ.
М.: Сфера. 2006. С. 92.
Насколько реализуемой на практике оказалась данная модель, можно оценить по действующим проектам ЕВП в Ростове-на-Дону и Омске.
В ноябре 2004 г. компания победила в муниципальном конкурсе на управление Омским водоканалом. С апреля 2005 г. ОАО «ОмскВо-доканал», осуществляющее свою деятельность под управлением ЕВП, стало оператором системы ВКХ Омска. С администрацией города заключен долгосрочный инвестиционный договор, согласно которому общая сумма вложений за 10 лет составит 4,3 млрд руб.
Договор муниципалитета с ОАО «Ростовское водное партнерство»4 (учредитель — ЕВП) о привлечении инвестиций в развитие инфраструктуры МУП «Водоканал» в размере 1,1 млрд руб. позволил приступить к реализации проекта строительства трех магистральных водоводов. На сегодня освоено более 350 млн ру-
4 Валюшкин М.Б. Сравнительный анализ рынка ЖКУ.
М.: Сфера. 2006. С. 114.
Литература
блей, один из водоводов уже построен и принят в эксплуатацию.5
Совершенствованию проектов ЕВП способствует совместная работа компании со структурами государственной власти. В июне 2005 г. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ (Росстрой) и «Евразийское водное партнерство» подписали соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает оказание взаимной поддержки и развитие взаимовыгодного сотрудничества сторон в деле повышения инвестиционной привлекательности коммунального комплекса страны, а также продвижения в этой сфере современных технологий и механизмов ГЧП, повышения эффективности отрасли в целом.
Обобщая мировой и отечественный опыт обеспечения долгосрочных контрактов и ГЧП, мы видим в этом основной путь решения проблем ЖКХ.
5 Там же. С. 208.
1. БахромовЛ.Н., Емелькина В.В. Статистический вестник инвестора. М.: Статист-М, 2008.
2. Валюшкин М.Б. Сравнительный анализ рынка ЖКУ. М.: Сфера. 2006.
3. Самуйлин Б.В. Жилищно-коммунальное хозяйство: реалии и перспективы. М.: Норма, 2008.
4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».