Научная статья на тему 'Методы и направления опережающего развития региональной социальной инфраструктуры'

Методы и направления опережающего развития региональной социальной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КЛАСТЕРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЛЕКАРСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебанов Эдуард Ильич

В статье обоснованы методы и направления стратегического развития региональной социальной инфраструктуры. В условиях модернизации страны экономически целесообразным является использование принципов государственно-частного партнерства и кластерного взаимодействия. Предложены модели ГЧП при формировании кластеров в отраслях социальной инфраструктуры. Даны основные характеристики социально значимых кластеров в Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и направления опережающего развития региональной социальной инфраструктуры»

Методы и направления опережающего развития региональной социальной инфраструктуры Methods and areas of priority development of regional social infrastructure

Эдуард Ильич Чебанов,

соискатель кафедры экономической теории и экономической политики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурностроительный университет», e-mail: adik.ch@yandex.ru

Chebanov E.I., graduate student of the Department of Economic Theory and Economic Policy of the Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering

Аннотация

В статье обоснованы методы и направления стратегического развития региональной социальной инфраструктуры. В условиях модернизации страны экономически целесообразным является использование принципов государственно-частного партнерства и кластерного взаимодействия. Предложены модели ГЧП при формировании кластеров в отраслях социальной инфраструктуры. Даны основные характеристики социально значимых кластеров в Волгоградской области.

Abstract

In article are proved the methods and directions of strategic development of a regional social infrastructure. In the conditions of country's modernization is economically feasible to use the principles of public-private partnerships and cluster interaction. Author proposed models of public-private partnership in the formation of clusters in the areas of social infrastructure. Given the basic characteristics of the socially important clusters in the Volgograd region.

Ключевые слова

Социальная инфраструктура, регион, Волгоградская область, государственно-частное партнерство, кластерная интеграция, образовательный кластер, лекарственный кластер, жилищно-строительный кластер

Keywords

Social infrastructure, the region, Volgograd Region, a public-private partnership, cluster integration, education cluster, medical cluster, housing cluster

Методы регулирования региональной социальной инфраструктуры используются в соответствии с тенденциями и условиями экономики страны и ее регионов. Применение разнообразных методов является результатом социально-экономических изменений в обществе. Специфика методов социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики определяется ее социо-

институциональной направленностью. Это предполагает совокупность методов, учитывающих интересы государства, предпринимателей, науки и общества.

Содержание методов регулирования состоит в обеспечении и согласовании широкого спектра комплементарных и взаимоусиливающихся технологических и институциональных новшеств. Отсутствие слаженности и согласованности в реализации методов государственного регулирования, стимулов и правил взаимодействия экономических субъектов - приводит к замедлению темпов развития социальной инфраструктуры региона.

Особенности анализируемых методов госрегулирования:

1) социальная инфраструктура - это приоритет регионального развития;

2) эффективное функционирование и развитие социальной инфраструктуры возможно при всесторонней и комплексной государственной поддержке [1].

Приоритетным аспектом государственной деятельности является общий интегральный интерес экономических субъектов социальной инфраструктуры региона - повысить качество жизни граждан. Для развития региональной инфраструктуры в современных условиях необходимо согласованное применение административных и экономических методов.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в качестве экономически и социально эффективного метода регулирования региональной социальной инфраструктуры в условиях модернизации экономики. Опыт западных стран с развитой экономикой показывает, что крупные проекты государство не может решить в одиночку без сторонних инвестиций и поддержки со стороны бизнеса. В регионах России ГЧП формируется с 2004-2005 гг., однако до сих пор этот механизм окончательно ещё не отлажен.

ГЧП представляет собой систему экономических отношений государства (федеральной и региональной власти), местного самоуправления, предпринимателей, некоммерческих организаций, которая основана на долгосрочных публично-гражданско-правовых контрактах, соединяющих принципы конкурентного рыночного хозяйствования и общественно-государственного регулирования. Роль некоммерческих организаций заключается в контролирующей

функции качество и цену услуг инфраструктуры, а также в участии гражданского общества в экономическом развитии территории различного уровня.

В практическом плане ГЧП - это сетевой контракт на гражданско-правовой основе сотрудничества между федеральной, региональной и муниципальной властью, предприятиями и частными компаниями, осуществляемое с участием и под контролем некоммерческих общественных организаций, для достижения совместных социально-экономических целей.

Организационно-правовыми формами ГЧП выступают инвестиционное партнёрство, федерально-региональные целевые программы, государственные корпорации и совместные предприятия, различные виды концессий. Для успешного функционирования ГЧП целесообразно придать правовой статус публичным компаниям, в том числе принадлежащим государству, муниципалитетам и НКО. Как правило, эти организации подчиняются рыночным законам, но действуют в условиях мягких бюджетных ограничений, которые не позволяют таким компаниям быть на грани банкротства и ликвидации.

Для развития ГЧП регионы имеют большие перспективы, если государство предоставит гарантии для получения минимальной прибыли от реализации проекта, а банковские учреждения и страховые компании снизят снижение рисков от инвестиционного риска. Это позволит привлечь не только крупные, но и мелкие фирмы.

ГЧП представляет собой результат глобализации и развития рыночных отношений на основе достижения оптимума между экономической и социальной эффективностью, эффективностью производства и социальной ответственностью. Такое партнерство показывает возможность создания в России смешанной модели микроэкономики, учитывающая интересы всех заинтересованных сторон партнерства. Происходит институциональное развитие трех сторон партнерства:

- государственного сектора - за счет создания смешанного финансирования монопольно государственных объектов;

- частного - за счет участия в совместных проектах с государством и интереса к долгосрочным проектам с долгой окупаемостью и низкой рентабельностью;

- некоммерческого - за счет контроля и участия представителей гражданского общества в реализации инфраструктурных проектов.

Успех ГЧП зависит от уровня информационной открытости в части распределения бюджетных средств и региональных ресурсов. Это позволит обеспечить развитие не только социальной инфраструктуры, но и сопряженных с ней отраслей и сфер деятельности.

Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе происходит развитие местных рынков капитала, товаров и услуг, труда. Однако интересы государства и бизнеса могут не просто не совпадать, но и быть противоречивыми, поэтому заключению договора о партнерстве должны предшествовать переговоры сторон, балансирующие эти интересы и цели проектов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнёрских проектах. Более того, в ГЧП государство получает благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что выигрывает общество как глобальный потребитель качественных услуг.

Особенности государственного регулирования ГЧП состоят в расширении партнерских отношений между государственными и частными структурами в инфраструктурных отраслях и инновационной сфере. Такое сотрудничество предполагает совершенствование контрактного механизма, гарантий соблюдения сторонами своих обязательств, механизмов разделения рисков и распределения доходов. Государство предоставляет гарантии, бюджетные ассигнования (субсидии, гранты, средства под реализацию совместного проекта), преференции, налоговые льготы, а также осуществляет контроль за соблюдением обязанностей частного субъекта и условий выполнения им контракта. Распространение партнерских отношений происходит как в традиционных (добываю-

щие отрасли, транспорт, газо-, водо- и энергоснабжение, жилищнокоммунальное хозяйство, наука, оборонная промышленность), так и новых (отрасли социальной инфраструктуры: дошкольное и вузовское образование, рекреационная, экологическая и информационная сфера) сферах инфраструктуры.

Волгоградская область является одним из наиболее инвестиционнопривлекательных регионов Юга России. Среди субъектов Южного федерального округа значение интегрального индекса конкурентоспособности Волгоградской области выше среднероссийского индекса. Перспективы реализации ГЧП в Волгоградской области существуют в отраслях социальной инфраструктуры (табл. 1).

Таблица 1

Перспективы реализации ГЧП в Волгоградской области

Сферы реализации ГЧП Особенности форм и механизмов ГЧП

1.Строительство социального жилья В настоящее время эта сфера активно поддерживается государством через механизм ипотеки

2.Объекты инфраструктуры здравоохранения Бизнес начинает активно развиваться в этих сферах, но при достаточном участии в них государства либо в форме бюджетных ресурсов, либо льготных условий для вложения инвестиций

З.Объекты инфраструктуры образования

Участие государства в развитии ГЧП состоит в следующем:

1) разработка стратегии и тактики взаимоотношений государства с обществом и частными фирмами;

2) создание благоприятных институциональных условий для взаимоотношений с частным сектором;

3) организация ГЧП, разработка форм, методов, моделей и инструментов его реализации.

Однако происходящая децентрализация и развитие партнерских отношений с привлечением региональных и муниципальных органов власти обусловлена следующими преимуществами:

- расширение финансовых потоков и вовлечение в них новых участников;

- привлечение общественных организаций, заинтересованных в разработке региональных и местных социально-значимых программ и проектов;

- возможность эффективной реализации общественных интересов;

- рациональное использование бюджетных средств за счет сокращения доли государства в производстве общественных благ.

Для успешного функционирования ГЧП необходимо эффективное распределение правомочий собственности, функций, обязанностей и обязательств между представителями государственного и частного сектора. К сфере ответственности частных структур относятся детальное планирование, строительство объектов, их финансирование и обслуживание.

Важная роль в реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование», «Доступное и комфортное жилье» отводится социальному диалогу, межсекторному государственно-частному партнерству. Перед органами государственной власти поставлена задача совершенствования законодательства, стимулирующего участие частных компаний и некоммерческих организаций (НКО), создания необходимых гарантий как со стороны государства, так и бизнеса в реализации национальных проектов. В результате партнерства получают развитие новые институционально-ресурсные формы: инвестиционные и венчурные фонды, эндаументы, аутсорсинг, автономные учреждения и др.

Необоснованное наращивание объемов финансирования объектов отраслей социальной инфраструктуры без их модернизации мы считаем неэффективным. Поэтому в качестве наиболее приемлемых способов развития социальной инфраструктуры региона рассматриваем реализацию крупных инвестиционных проектов, направленных на строительство новых или реконструкцию уже существующих объектов. Такой подход, требующий значительных объемов финансирования, вынуждает привлекать частных инвесторов.

Для развития региональной социальной инфраструктуры является важным согласованность процессов строительства новых инфраструктурных объектов с территориальным планированием региона. В противном случае несогласованность действий на региональном уровне приводит к убыткам субъектов инфраструктурных отраслей и ограничивает привлечение инвестиционных субъектов в регион. С подобными проблемами сталкивается регион в жилищном строительстве, когда инвесторов не привлекают малонаселенные районы

для строительства жилых комплексов и других объектов инфраструктуры, их в большей степени интересует точечная застройка. В связи с этим сформирован механизм согласования действий региональных и местных органов власти по развитию региональной социальной инфраструктуры (рис. 1).

Для обеспечения опережающего развития региональной социальной инфраструктуры использование ГЧП необходимо расширить спектр его применения при решении стратегических задач модернизации экономики России. В Концепции развития Российской Федерации до 2020 года ГЧП выступает одним из перспективных инструментов стимулирования экономики. Другим же механизмом модернизации экономики в долгосрочном плане является формирование кластеров. В связи с этим автор обосновывает, что в региональные концепции и стратегические планы целесообразно закладывать развитие и кластерных объединений, и различные формы взаимодействия государства, частных компаний и общественных структур.

В зависимости от целей участников проектов различают модели ГЧП с организацией кластеров в отраслях социальной инфраструктуры (табл. 2) [2]. Практика реализованных проектов подтверждает, что важнейшей преференцией для инвесторов является строительство объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств, что позволяет экономить до 20% от объема инвестиций на реализацию проекта. Для управления, координации и контроля выполнения соглашений проекта со стороны государства создан отдел государственночастного партнерства Администрации Волгоградской области, функции которого заключаются в пошаговом сопровождении этапов реализации проекта. Также возможно создание коммерческой структуры, 100% контролируемой государством, которая, в свою очередь, заключает соглашения о реализации проектов ГЧП с заинтересованными инвесторами.

Рис. 1. Регулирование опережающего развития региональной социальной инфраструктуры

Согласование и корректировка мероприятий

Таблица 2

Модели ГЧП при реализации кластерных проектов

Наименование модели Характеристика модели Сферы применения

Эксплуатационная модель контрактная форма, арендные договоры Инвестор принимает на себя обязанности по эксплуатации объекта, принадлежащего государству, и получает за это вознаграждение, а государство -собственник объекта отвечает за осуществление общественной функции перед потребителями, которые оплачивают услугу. Государство инвестирует собственные средства в создание промышленного парка и является его собственником, а функции девелопера заключаются в оказании услуг по развитию инфраструктуры промышленного парка и его эксплуатации. Подобная организационная схема ориентирована на сохранение возможности государства влиять на политику принимаемых решений внутри Кластера. Использование бюджетных средств значительно ограничивает широту использования такой модели реализации проектов. Бизнес-инкубаторы, обучающие центры, центры совместного использования технологий и пр.

Концессионная модель Инвестор осуществляет работы или оказывает определенные услуги конечным потребителям и получает право напрямую финансировать свои затраты из платы за пользование объектом, при этом ответственность за осуществление общественной функции несет предприниматель (концессионер), а за государством (концендентом) сохраняются контрольные функции. Подобная схема позволяет осуществлять крупные социально ориентированные проекты без значительного бюджетного финансирования. Объекты, обладающие социальной и общественной значимостью: образование, здравоохранение, жилищное строительство, ЖКХ, транспортная и коммунальная инфраструктура

Кооперационная модель Общественные функции возлагаются на совместное предприятие, которое создается государственным партнером вместе с одной или несколькими частными компаниями. Схема реализации проектов основана на бюджетном финансировании инфраструктуры и предоставлении земли с выполнением прочих работ за счет инвестора. Инновационные и наукоемкие проекты: технопарки, производственные кластеры, особые экономические зоны

В настоящее время наиболее эффективным по сравнению с другими инструментами ГЧП при реализации инвестиционных инфраструктурных проектов являются концессионное соглашение. Однако наряду с этим перспективным считаем выпуск акций или облигаций под конкретный проект (инфраструктурных облигаций), позволяющих повысить активность инвестиционной деятель-

ности инвесторов. «Они могут быть выпущены в виде долговых обязательств отдельных или синдицированных инвестиционных проектов с гарантией государства, региона РФ или крупного финансового института, представляя собой целевые государственные обязательства, увеличивающие инвестиционные ресурсы федерального или регионального бюджета» [3]. Опыт применения инфраструктурных облигаций в европейских странах и США подтверждает их высокую эффективность в плане привлечения «длинных денег» инвесторов в социальную инфраструктуру. Дальнейшие условия партнерства должны уточняться для соблюдения интересов всех сторон с учетом объемов финансирования, распределения прав собственности, рисков и результатов.

В западных странах созданный по такому принципу рынок муниципальных ценных бумаг позволяет привлекать значительные средства для финансирования инфраструктурных проектов. Выпускаются они в расчете на доходы от реализуемых проектов: транспортных, жилищных, образовательных, инфраструктурных и т.д. Источником выплаты долга служат платежи потребителей услуг, например за пользование коммунальными услугами, водой, электричеством, или плата за пользование дорогами, автостоянками и т.д.

Для решения проблемы строительства муниципального жилья в зарубежных странах активно используются жилищные облигации, эмитентом которых является комитет по строительству. Средства, полученные в результате эмиссии, выдаются в форме ссуды застройщику. В дальнейшем погашение осуществляется за счет арендной платы. В случае если часть жилья остается нераспределенной, застройщик вправе реализовать его на открытом рынке и выплатить долг муниципалитету. Обычно такая схема применяется в отношении строительства жилья для семей с низкими и средними доходами, впервые покупающих себе собственное жилье. Похожая ситуация складывается в сфере ЖКХ и финансирования некоммерческих проектов (больниц, музеев, объектов культуры).

Таким образом, рассмотрим возможности и перспективы образования кластеров в здравоохранении - лекарственного, образовании - образовательного, в жилищном строительстве - жилищно-строительного (табл. 3).

Основные элементы кластера

Цель создания кластера

Задачи кластера

Конкурентные

преимущества

Волгоградской

области для

создания

кластера

Основные характеристики социально значимых кластеров в Волгоградской области

Волгоградский лекарственный кластер [4]

Повышение качества медицинских и лекарственных средств на инновационной основе

1.Создание на территории региона высокотехнологичного фармацевтического производства, соответствующего стандарту GMP.

2.Создание материальной и организационной базы для разработки и внедрения инновационных лекарственных средств.

3.Создание комплекса инновационных технологий разработки и внедрения в промышленное производство отечественных лекарственных средств.

4.Обеспечение населения жизненно необходимыми лекарственными средствами.

Повышение

услуг

Образовательный кластер

качества образовательных

1. Развитие человеческого капитала в соответствии с тенденциями российской экономики и требованиями работодателей

2. Создание системы непрерывного профессионального образования

3. Повышение производительности труда и формирование инновационной экономики региона

4. Объединение усилий учреждений профессионального образования по отраслевому признаку с предприятиями

Жилищно-строительный кластер [5]

Увеличение объемов строительства с одновременным повышением качества жилищных условий

1. Увеличение объемов строительства многоэтажных и малоэтажных жилых домов

2. Развитие производства строительных материалов, в том числе инновационных и экологических

3.Развитие ипотечного жилищного кредитования

4. Решение основных социальных и демографических проблем

5. Использование новых технологий и материалов, архитектурных решений

отрасли в единое целое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Волгоградская область является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов Юга России.

2. Региональное инвестиционное законодательство: предоставление субъектам инвестиционной деятельности госгарантий Волгоградской области; предоставление инвестиционного налогового кредита; предоставление налоговых льгот и пониженных налоговых ставок по банковскому кредиту; возмещение части процентной ставки по банковскому кредиту; освобождение от платы за аренду земельных участков и предоставление льгот при аренде объектов недвижимости на определенных условиях; проект закона о ГЧП.

3. Развитая инновационная инфраструктура: основными элементами создаваемой системы поддержки малых и средних предприятий в Волгоградской области на сегодняшний день являются: бизнес-инкубатор, центр трансферта технологий, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области, направленный на финансирование перспективных инновационных проектов.

4. Высокий промышленный потенциал: Волгоградская область - важнейший промышленно-ориентированный регион Юга России. На долю Волгоградской области приходится около 30 % объемов промышленного производства Южного федерального округа. В промышленности создается около 30 % валового регионального продукта.

5. Выгодное географическое положение Волгоградской области

6. Научная база для создания лекарственного 6. Предприятия и образовательные учреждения региона представлены почти во всех конкурентных отраслях 7. Научно-образовательный потенциал для создания образовательного кластера

кластера: Волгоград является научным центром Юга России.

7. Значительные запасы природных ресурсов для производства основных видов сырья фармацевтической промышленности.

6. Научная база для создания жилищно-строительного кластера.

7. Самообеспеченность минеральносырьевыми ресурсами для производства строительных материалов

Основные

участники

кластера

Производство

Форма

реализации

проекта

1. Волгоградский государственный медицинский университет

2. Волгоградский научно-исследовательский медицинский центр Администрации Волгоградской области

3. НИИ фармакологии Волгоградского государственного медицинского университета

4. Волгоградский Научно-исследовательский институт гигиены, токсикологии и профпатологии (НИИГТП) Федерального медико-биологического агентства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

5. Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора. Медицинские учреждения для проведения клинических испытаний.

6. ВОАО «Химпром» обладает широкой научно-практической базой для организации собственных опытно-промышленных наработок полупродуктов фармацевтических препаратов.

7. ОАО «Каустик» - современный комплекс по выпуску химической продукции производственнотехнического назначения и товаров бытовой химии.

8. ОАО «Волжский Оргсинтез» - химическая компания, занимающая ведущие позиции на российском рынке продукции органического синтеза.

9. ЗАО «Европа-Биофарм» - научно-производственное предприятие, разрабатывает и внедряет в производство инновационные препараты.

10. ГУП «Волгофарм» - региональный дистрибьютор лекарств.

Строительство современного фармацевтического производства

Концессионное соглашение в рамках ГЧП Региональные органы власти предоставляют земельный участок и обеспечивают инфраструктурой для строительства предприятия

1. Администрация Волгоградской области

- комитет по образованию и науке

- комитет по труду и занятости населения

- комитет экономики

- управление развития предпринимательства

- комитет по промышленности.

2. Учреждения среднего профессионального образования

3. Государственные и негосударственные учреждения высшего профессионального образования

4. Предприятия различных отраслей и секторов экономики региона

5. Индивидуальные слушатели

6. Общественные организации: региональные объединения работодателей

7. Институты:

- финансовые учреждения

- торгово-промышленная палата

- центр занятости населения

1. Администрация Волгоградской области

2. Строительные предприятия, осуществляющие строительство многоэтажных и малоэтажных домов

3. Предприятия по производству конструкций для объемно-модульного домостроения

4. Предприятия по добыче природного сырья для производства строительных материалов

5. Предприятия по производству строительных материалов

6. Предприятия производственной инфраструктуры

7. Кредитно-финансовые учреждения

8. Страховые компании

9. Негосударственные пенсионные фонды

10. Образовательные учреждения

среднего и высшего профессионального образования (строительный техникум, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет)

11. Общественные организации

Строительство и/или реконструкция частных образовательных учреждений

Контрактные отношения как форма ГЧП Концессионные соглашения в рамках строительства и реконструкции частных образовательных учреждений

Строительство малоэтажных жилых зданий эконом-класса

Концессионное соглашение Региональные органы власти предоставляют земельный участок и обеспечивают инфраструктурой для строи-

Источники

финансирования

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Перспективным является выпуск региональных инфраструктурных облигаций в рамках финансирования концессионных проектов

Бюджетные средства Частные инвестиции

Перспективным является привлечение инвестиций страховых компаний, негосударственных фондов, паевых инвестиционных фондов, инвестиционных фондов

1. Создание современного химикофармацевтического производства;

2. Обеспечение непрерывного процесса внедрения инновационных разработок в области фармацевтики в промышленное производство;

3. Производство инновационных лекарственных препаратов, соответствующих мировым стандартам;

4. Создание современных лабораторий биофар-мацевтических технологий, направленного высокопроизводительного скрининга лекарственных средств;

5. Открытие центра клинических исследований с лечебно-диагностическим корпусом на 200 коек

Инвестиции по Федеральной целевой программе «Образование»

Региональные бюджетные инвестиции Инвестиции предприятий Эндаумент (целевой капитал) Инвестиции институциональных инвесторов

1. Повышение конкурентоспособности участников кластера и региона в целом

2. Снижение социальной напряженности в регионе

3. Рост производительности труда на предприятиях и в регионе

4. Повышение качества человеческого капитала

5. Обеспечение непрерывного процесса развития человеческого капитала

тельства предприятия Выпуск региональных инфраструктурных облигаций для строительства социального жилья

Финансирование в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье»

Финансирование из фонда содействия жилищного строительства и фонда реформирования ЖКХ Инвестиции строительных компаний Инвестиции институциональных инвесторов

Инвестиции венчурных фондов

1. Рост объемов возведения жилья, в первую очередь малоэтажного строительства

2. Обеспечение граждан жильем, обслуживание которого является рациональным в отношении оплаты жилищно-коммунальных услуг

3. Строительство жилых домов, соответствующих мировым стандартам жилищных условий

4. Развитие кредитно-финансовых механизмов улучшения жилищных условий

Интерес частных инвесторов определяется уровнем качества подготовки и выполнения инвестиционных проектов. Это означает понятную бизнес-модель и организационно-правовую форму проекта, уверенность в окупаемости проекта, гарантии возвратности и доходности вложений инвестора. Поэтому задача органов власти Волгоградской области заключается в формировании механизма привлечения инвесторов, разработке новых инструментов инвестирования и снижении рисков проектов в социально значимых отраслях.

Таким образом, эффективным способом реализации инвестиционных проектов в социальной инфраструктуре региона является сотрудничество органов власти с частными инвесторами на основе механизма ГЧП. Комплексное использование механизмов взаимодействия государства с частными компаниями является основным источником дальнейшего социальноэкономического роста России и ее регионов.

Библиографический список.

1. Ульянова О.Ю. Развитие жилищной системы в региональной социальной инфраструктуре: инновации, инвестиции и культура. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - С. 302.

2. Чищеня А. ГЧП при реализации кластерных научно-производственных проектов [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/practice/ppp.shtml

3. Глава ВЭБа выступает за расширение финансирования пенсионных накоплений. Электронный портал Вести. 30.06.2008. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.vesti.ru.

4. Администрация Волгоградской области. Волгоградский лекарственный кластер [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.volganet.ru.

5. Ульянова О.Ю. Закономерное воспроизводство факторов производства жилищной системы региона в условиях постиндустриализации // Вестник Университета (ГУУ). - 2008. - № 2 (23). - С. 205-208.

References

1. Ulyanova O. Yu. Development of housing systems in the regional social infrastructure: innovation, investment and culture. - Volgograd: Volgograd State University Publishing House, 2008. - P. 302.

2. Chischenya A. PPP in the implementation of cluster research and production projects [Web resource]. - Mode of access: http://www.cfin.ru/management/practice/ppp.shtml

3. The head of Vnesheconombank in favor of increased funding of pension funds. Electronic Portal News. 30.06.2008. [Web resource]. - Mode of access: http://www.vesti.ru.

4. Administration of the Volgograd region. Volgograd Medical Cluster [Web resource]. - Mode of access: http://www.volganet.ru.

5. Ulyanova O.Yu. The natural reproduction of the factors of production housing systems in the region in a post-industrialization / / Bulletin of the University. - 2008. -№ 2 (23). - P. 205-208.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.