Научная статья на тему 'Лизинговые модели государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве'

Лизинговые модели государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ЛИЗИНГА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / LEASING CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линев И.В.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением лизинга для модернизации жилищно-коммунального хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leasing models of state-private partnership in housing and communal services

In article problems connected with application of leasing for housing and communal services modernization are considered.

Текст научной работы на тему «Лизинговые модели государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве»

УДК 332.872.4

ЛИЗИНГОВЫЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

И.В. Линев, канд. экон. наук,

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства E-mail: Linev@fishcom.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением лизинга для модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: договор лизинга, государственно-частное партнерство, инвестиции, жилищно-коммунальное хозяйство.

Abstract. In article problems connected with application of leasing for housing and communal services modernization are considered.

Keywords: the leasing contract, state-private partnership, investments, housing and communal services.

Отсутствие широкомасштабного привлечения инвестиционных ресурсов в сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России привело к износу всех его систем более чем на 60%. Капитальные вложения особенно необходимы для замены оборудования и сетей тепло-, водоснабжения и канализации. Например, в водном сегменте коммунального сектора износ основных фондов в некоторых регионах Российской Федерации оставляет до 90%. Другая проблема связана с необходимостью обеспечения экономической эффективности эксплуатации объектов ЖКХ путем внедрения средств контроля качественных и количественных технологических параметров, влияющих на расход энергоресурсов, для чего также требуются существенные финансовые вливания. Для модернизации примерно 50 тысяч только крупных и средних предприятий, действующих в сфере ЖКХ Российской Федерации, необходимо инвестирование около 8 трлн рублей. Совершенно очевидно, что покрыть такие высокие потребности в обновлении основных фондов только за счет бюджетных средств не представляется возможным. В то же время жилищная сфера и ЖКХ находятся в состоянии перехода от

административно-командной системы управления к рыночной, рассматривающей эксплуатацию зданий и сооружений как товар. Выручка предприятий ЖКХ постоянно растет, и в этой связи названный сектор экономики можно отнести к перспективным для частного инвестора. Однако привлечь его средства в необходимых объемах в настоящее время не удается.

В этих условиях необходим поиск нетрадиционных подходов. В качестве одного из них может рассматриваться, успешно зарекомендовавший себя в зарубежных странах, механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), т. е. создание партнерства публичного участника и частных фирм, а также распределения рисков между государством и предпринимательством. При этом для развития коммунально-инженерного хозяйства будет использован синергический потенциал ГЧП. Для реализации этого механизма используются различные модели, т. е. конкретные проекты ГЧП, возникшие в результате законной и прозрачной процедуры отбора соответствующих участников ГЧП со стороны частного бизнеса для решения определенных задач экономической политики государства. Модели могут быть организационными, кооперационными и финансовыми. К последним, из перечисленных моделей, в частности, относится лизинг. Лизинг - это вид инвестиционной деятельности, сочетающий в себе элементы аренды и кредита, предполагающий переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю после уплаты всех платежей. На рис. 1 представлена классическая схема функционирования этого механизма.

Рис. 1. Схема лизинга Лизингополучатель, лизигодатель, поставщик - основные участники. Страховая компания, кредитная организация - косвенные участники.

В условиях модернизации экономики лизинг становится основным инвестиционным инструментом. В первом полугодии 2011 г., по сравнению с тем же периодом 2010 г., объем лизинговых сделок увеличился более чем в 2 раза. Объем нового бизнеса, возникшего в этом секторе экономики в 2009 г., можно оценить исходя из рейтинга, составленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», представленного в табл. 1.

Таблица 1

Место Компания Объем бизнеса (млн руб.)

1 Северо-Западная лизинговая компания 928,8

2 Еигор1ап 193,3

3 Газтехлизинг 192,5

4 Балтийский лизинг 37,9

5 Адмирал-Лизинг 29,6

6 Экспо-Лизинг 22,1

7 РЛизинг 16,6

8 РМБ-ЛИЗИНГ 13,9

9 РЕСО-Лизинг 12,4

10 СТОУН-ХХ1 11,7

11 Северная Венеция 8,7

12 Лизинг-Трейд 6,9

13 Проект Роста 6,2

14 Медведь 6,0

15 Юниаструм Лизинг 5,4

16 Национальная Лизинговая компания 4,0

17 Уралпромлизинг 3,9

18 Владимирская лизинговая компания 3,7

19 Промышленная лизинговая компания 3,2

20 КМБ-Лизинг и Банк Интеза 1,3

21 Система Лизинг 24 1,0

22 УРАЛЛИЗИНГ 0,9

Преимущество сторон договора лизинга.

1) Финансовые. Одновременно решаются вопросы приобретения основных фондов и финансирования этой операции. Объем лизингового финансирования при этом может в 2-3 раза превышать стоимость активов предприятия ЖКХ.

2) Инвестиционные. Проще получить имущество в лизинг, чем ссуду на его покупку, т. к. предмет лизинга может быть использован в качестве залога.

3) Организационно-эксплуатационные. Использование предмета лизинга приносит немедленный доход, который идет на оплату лизинговых платежей и прибыль лизингополучателя.

4) Сервисные. Лизингополучатель может воспользоваться услугами по страхованию, транспортировке, монтажу, обучению персонала, сервисному обслуживанию.

5) Практические. Лизинговые платежи относятся на издержки лизингополучателя, что снижает налогооблагаемую прибыль, коэффициент ускоренной амортизации - 3 при норме амортизации -10%, срок - 3,3 года. После полной амортизации и выкупа по символической стоимости оборудования оно зачисляется на баланс лизингополучателя по нулевой оценке и налог на имущество не платится.

Кроме того, при выборе схемы привлечения инвестиций в ЖКХ, лизинг, по сравнению с кредитом имеет не только преимущества, но, зачастую, представляется единственно возможным вариантом.

Ведение прибыльного бизнеса лизингополучателем не менее шести месяцев и устойчивые финансовые потоки клиента для уплаты платежей являются необходимыми условиями для вхождения лизингодателя в ЖКХ.

Что касается направлений, в которых в настоящее время возможно применение лизинговых операций, то в ЖКХ предпочтение можно отдать следующим:

■ лизинг автоматизированных систем управления;

■ лизинг высокоэффективного оборудования (котельного оборудования, ТЭЦ и электростанций);

■ лизинг специализированной техники и механизмов.

В России, за редким исключением (например, «ДКМ-Инжиниринг», образованная на базе завода «Дорогобужкотломаш», выпускающего котельное и некоторые другие виды оборудования), лизинговыми проектами занимаются универсальные лизинговые компании. В настоящее время доля лизинга в сфере ЖКХ в портфеле больших лизинговых компаний занимает не более 5% (табл. 1), но наблюдается тенденция увеличения объемов лизинговых сделок при модернизации или строительстве новых предприятий электро- и теплоэнергетики, водо- снабжения и других сфер жилищно-коммунального хозяйства, к которым можно отнести современные системы энергосбережения и программно-аппаратных управленческих комплексов. За рубежом оборудование для коммунально-инженерных хозяйств предоставляется в лизинг в основном дочерними организациями предприятий, его производящих.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что лизинговые сделки в ЖКХ эффективны только для финансово устойчивых, прибыльных предприятий. Как ни парадоксально, но это обусловлено ранее обозначенными льготами по налогообложению (ускоренная амортизация оборудования с коэффициентом 3, отнесение лизинговых платежей на себестоимость продукции), которые предоставляются предприятию, выступающему в качестве лизингополучателя. Для нерентабельных (что характерно для большинства нынешних организаций ЖКХ) предприятий использование лизинга ведет к росту затратной части, что не может отрицательно не отразиться на финансовых показателях. По этой причине лизинговые компании отказываются предоставлять оборудование таким предприятиям ЖКХ.

При реализации проектов ГЧП, т. е. когда участниками лизинговых сделок выступают государственные (муниципальные) органы власти (собственники коммунальных систем), возникают дополнительные трудности, также обусловленные отнесением лизинговых платежей на затраты. Последние включаются в тарифы, по которым потребитель платит за коммунальные услуги.

В то же время анализ проведенный специалистами старейшей компании, работающей на российском рынке - «РГ-лизинг», показал, что «20 - 30% предприятий ЖКХ вполне могут рассчитывать на лизинговые договоры» [5, с. 22]. В первую очередь это касается лизинга колесной или гусеничной техники, не связанной с формированием тарифов.

Этот вариант наиболее интересен, что объясняется высокой ликвидностью техники и механизмов, т. е. возможностью повторного использования. Риски лизингодателя парируются тем, что, не получив более двух раз подряд причитающиеся по договору платежи, он имеет законную возможность изъять имущество у лизингополучателя и реализовать его на рынке.

К числу наиболее острых проблем, возникающих при предоставлении в лизинг техники и механизмов, следует отнести следующие.

Во-первых, четко не решен вопрос о лизингополучателе. Реальным хозяином имущества ЖКХ являются муниципалитеты, которые наравне с государственными унитарными предприятиями не имеют права заниматься бизнесом. В то же время, исходя из требований законодательства, предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях. Для преодоления этих негативных явлений требуется комплекс мер законодательного харак-

тера, которые позволят создать в системе ЖКХ эффективных собственников.

Во-вторых, потенциальных лизингодателей отталкивает длительная процедура принятия решений по заключаемой сделке. Эту проблему можно решать за счет применения скоринговых моделей, описанных ниже. Для привлечения лизинговыми компаниями значительных объемов инвестиционных ресурсов и создания гарантийного механизма может и должен быть использован Фонд содействия реформированию ЖКХ. Использование средств указанного фонда предпочтительнее банковских кредитов, т. к. не потребует от лизингодателей дополнительных затрат на выплату процентов по кредитам. Вопрос - ускорение процедуры получения этих средств.

К числу развивающихся нестандартных подходов при осуществлении лизинговых операций в строительстве и ЖКХ можно отнести внедрение скоринговых (англ. scoring) моделей рассмотрения заявок строительных организаций. То есть создание математической или статистическую модели, с помощью которой определяется, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.

Основные преимущества скоринговой сделки: быстрые сроки принятия решения и подписания договоров (до 5 рабочих дней), стандартные договоры лизинга и купли-продажи, минимальный пакет документов для рассмотрения лизинговой сделки, требования к финансовому состоянию лизингополучателя по сравнению с другими видами лизинга более низкие.

В настоящее время с помощью скоринга возможно лизингование следующей строительной техники: Liebherr, Wirtgen (в т.ч. Hamm, Case, V&228;fer, Hofmann), BLN / Terex, Sennebogen, Korrus-Tech (Marini), JCB, Bomag, Putzmeister, Caterpillar, Volvo, Bobcat, Hitachi, Komatsu, Kawasaki, Kato.

С другой стороны, к предприятию ЖКХ предъявляются следующие требования: срок ее работы - не менее двух лет, объем финансирования не должен превышать квартальную выручку компании, уровень его прозрачности составлять не менее 50% и, конечно же, должна быть положительная балансовая прибыль.

Помимо колесной техники, еще одним интересным направлением является электроэнергетика, в частности - малая. Лизинговые схемы в сфере малой энергетики появились в 2005 г. В числе пионеров можно вы-

делить компанию «Авангард-лизинг», лизинговые программы которой в области поставки когенераторных установок, построенных на газопоршневых двигателях Perkins, и генераторов Stamford начали реализовывать-ся в этот период. Это была схема по финансированию энергетического оборудования завода «Русский солод», которая получила дальнейшее развитие в сфере ЖКХ. Так, для автономного энергоснабжения строительного комплекса «Москва-Сити» были предоставлены в лизинг две энергетические установки, выполненные на базе газопоршневых двигателей Caterpillar, мощностью по 2 МВт. В Краснодарском крае (город Лабинск) реализован проект по установке двух энергетических модулей, мощностью такого же порядка. Срок договора лизинга - более 4 лет, стоимость проекта - почти 6 млн долл. Такой подход, когда схема лизинга отрабатывается сначала на промышленных предприятиях, а затем осуществляется переход к сфере ЖКХ, представляется оправданным, т. к. осуществление финансирования проектов развития коммунальной инфраструктуры связано с большими трудностями. Сетевые хозяйства в некоторых регионах несут большие убытки, в частности, из-за потери электроэнергии в процессе ее доставки конечному потребителю. Причина - устаревшее оборудование, требующее постоянного ремонта. Иногда возникает парадоксальная ситуация, при которой этот ремонт обходится дороже, чем модернизация оборудования. Кроме того, нужно учитывать и политические риски, связанные с умением частного бизнеса, занимающегося выработкой и поставкой электроэнергии, договориться с местными властями, с поставщиками газа и наладить сбыт.

К этому следует добавить требование обеспечения бесперебойной работы энергоустановок, для чего необходимо иметь в команде профессионалов-энергетиков, что не всегда возможно. В этом случае необходимо привлекать компании, которые предоставляют все услуги по обслуживанию генерирующей установки.

Помимо этого, необходимо учитывать специфику лизингуемого имущества ЖКХ. Оно не представляет собой такой предмет, который можно использовать в качестве ликвидного залога, как, например автомобиль, т. к. забрать обратно смонтированные генераторы, трансформаторы или котлы достаточно сложно. В этих условиях лизинговая компания вынуждена заниматься обеспечением всей цепочки производства, включая подключение газа, техническое обслуживание и сбыт энергии, что удобно для государства как партнеру ГЧП, но создает дополнительные трудности частному бизнесу.

С другой стороны, в малой энергетике высокая собираемость платежей, прозрачная система оборота средств. Другими словами, проекты, реализуемые в ней, достаточно прибыльны и должны стимулировать муниципалитеты к лизингу этого оборудования.

Несмотря на большую емкость рынка (ежегодный оборот российского рынка коммунальных услуг оценивается в 60 млрд долл.), в коммунальном хозяйстве лизинговые рыночные механизмы должного развития не получили.

Основных причин этого, на наш взгляд, три. Во-первых, отношения сторон при реализации проектов ЖКХ носят непрозрачный характер. Во-вторых, коммунальное хозяйство находится под жестким административным контролем, а взаимоотношения сторон ГЧП должны носить партнерский, т. е. равноправный характер и это является основным признаком этого партнерства. И, наконец, пока не будет создана система эффективного тарифного регулирования, ожидать массового прихода лизинговых компаний в этот сектор экономики не приходится. В этом вопросе следует учитывать одну особенность. Срок окупаемости проекта напрямую зависит от цены услуг, реализуемых коммунальным предприятием, то есть от тарифной политики, проводимой другой стороной ГЧП - государством. Тем не менее, существуют варианты, позволяющие обойтись и без повышения платы за услуги ЖКХ. Обеспечить это возможно за счет применения новых технологий и оборудования, и, как следствие - сокращать потери энерго-, теплоносителей и воды.

Государство должно установить более четкий порядок взаимоотношений между основными заказчиками работ и услуг в сфере ЖКХ (муниципалитетами) и частными партнерами, выполняющими их. Для этих целей представляется целесообразным внести изменения, учитывающие специфику отрасли, в закон от 29 октября 1998 года «О финансовой аренде (лизинге)» и разработать подзаконный акт в виде постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового лизингового договора в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий». Для этих целей можно и нужно использовать опыт нормотворческой деятельности, примененный к концессионным

соглашениям. До принятия указанного порядка приходится рассматривать деятельность лизинговых компаний по модернизации коммунальных систем как экспериментальную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы и перспективы // Отечественные записки. 2004. № 6.

2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник ИЭ РАН. №№3,4. 2009.

3. Гришковец Е. Турбины районного значения. Приложение к газете «Коммерсантъ», №184 (3515), 03.10.2006.

4. Линев И.В. О возможностях применения лизинга при эксплуатации зданий и сооружений. Актуальные проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства городов и населенных пунктов: Девятая международная научно-практическая конференция 30 мая - 6 июня 2010 г.

5. Трушин А. Подъемные - на кран // Прямые инвестиции. №7(51). 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.