Научная статья на тему 'Лизинг: некоторые шаги в поисках копромисса'

Лизинг: некоторые шаги в поисках копромисса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинг: некоторые шаги в поисках копромисса»

12 (1211 - 2Ш

ЛИЗИНГ

ЛИЗИНГ: НЕКОТОРЫЕ ШАГИ О ПОИСКАХ КОМПРОМИССА

А.Г. СМИРНОВ

Московский государственный университет природообустройства

В последние 2-3 года рынок лизинговых услуг в России развивается активными темпами. Объем лизинговых сделок в 2002 г. составил 75,8 млрд руб. (около 2,5 млрд дол. США), а в 2003 г. по предварительным оценкам — около 100 млрд руб., что значительно больше прогнозированного - 3,0 млрд дол.США. Темпы роста рынка лизинговых услуг значительно выше темпов прироста инвестиционных вложений в обновление и модернизацию основных фондов, в том числе производственных. Однако стоит отметить снижение темпов роста этого показателя. Если в 2002 г. прирост составил 47 %, то в 2003 г. — только 36 %. Но, несмотря на такие достижения, доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды отечественной промышленности по-прежнему не высока — около 4,5 — 5 %, в то время как в странах Западной Европы, таких как Англия, Франция, Швеция, Испания, эта цифра составляет около 15 - 17 %, а в США и Японии до 25 - 30 %.

Как отмечают специалисты, наибольшие успехи в области лизинга в 2003 г. были отмечены в тех отраслях, которые активно поддерживаются государством: авиастроении и агропромышленном комплексе (АПК). Бюджетное финансирование таких лизинговых сделок уже достигло 14,2 %, и этот показатель продолжает расти. В то же время в некоторых секторах лизинга, таких как машиностроительное оборудование, строительная техника и специальное оборудование, наблюдались отрицательные темпы прироста.

Можно предположить, что российский лизинг имеет огромный потенциал развития и его ждет большое будущее. Это подтверждается и результатами аналитических исследований. По оценкам специалистов рейтингового агентства "Эксперт РА", объем рынка лизинговых услуг в настоящее время — более 5 млрд дол., и есть

все основания предполагать, что рынок лизинга в ближайшие годы сохранит темпы роста объемов финансирования договоров лизинга — не менее 30 — 40 % в год. Этому способствует и рост числа малых и средних предприятий — основных клиентов лизинговых компаний, а также высокая степень износа основных фондов. Благодаря этому в 2003 г. лизинг закрепился как "массовый" инструмент финансирования реального сектора экономики, который становится доступным для все более широкого круга заемщиков. Это обусловлено рядом причин:

1) в 2003 г. заметно удлинились сроки лизинговых сделок;

2) изменения в налоговом законодательстве, связанные с уменьшением сроков амортизации и возможностью использования нелинейных способов начисления амортизации при лизинге;

3) рост бизнеса и числа лизинговых компаний, что способствует конкуренции на рынке лизинговых услуг;

4) появление возможности доступа у лизинговых компаний к более дешевым финансовым ресурсам.

Однако для реализации просматривающегося потенциала лизинга необходимо разрешить ряд проблем, связанных с дальнейшим совершенствованием нормативно-законодательной базы и информированием потенциальных лизингополучателей о природе лизинга и его преимуществах.

С принятием Федерального закона от 29.01.2002 № 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" многие имеющиеся недостатки в законодательстве о лизинге были устранены и приведены в соответствие с Гражданским кодексом РФ и международным правом о лизинге (с Оттавс-кой конвенцией УНИДРУА о международном

12112Ю-МН

ЛИЗИНГ

финансовом лизинге). Однако нормативно-правовую базу необходимо совершенствовать и далее, что придаст новый импульс развитию "негосударственному" лизингу.

Теперь закбнодательным сторонам лизинговой сделки предоставлено намного больше прав, нежели ранее, и незнание этой информации может в значительной мере сдерживать активное развитие лизинга. Зачастую хозяйствующие субъекты, для которых лизинг является оптимальным, а иногда и единственно доступным способом обновления основных средств, по какой-либо причине не располагают информацией о сущности лизинговых операций, преимуществах лизинга по сравнению с другими формами инвестирования и, как следствие, не видят выгоды от сотрудничества с лизинговыми компаниями. Человеческий фактор здесь стоит не на последнем месте.

Но даже при наличии информации о лизинговых услугах в некоторых случаях могут возникнуть сложности организационного и финансового характера. Это выражается как в нежелании инвесторов вкладывать финансовые ресурсы в низкорентабельные (убыточные) отрасли и регионы с низкой инвестиционной привлекательностью (дотационные регионы), так и в снижении интереса к лизингу со стороны потенциальных лизингополучателей ввиду кажущейся сложности реализации многосторонней лизинговой сделки и ее дороговизны.

Простимулировать инвесторов и преодолеть их опасения, связанные с рисками различного рода, возможно с помощью создания со стороны государства льготных условий по налогообложению доходов от инвестиций, а также по формированию на региональном уровне резервных фондов (или предоставление гарантий) на покрытие возможных убытков из-за неуплаты лизинговых платежей и частичное финансирование привлекательных и значимых проектов, которые практически невозможно реализовать без участия государства. На сегодняшний день уже существуют лизинговые компании, работающие по схемам федерального лизинга либо реально пользующиеся государственной поддержкой: ОАО "Росагролизинг" в АПК, "Ильюшин Финанс Ко" в авиационной отрасли, "Росдор-лизинг" в дорожной отрасли. По прогнозам специалистов, в ближайшее время ожидается появление таких компаний на железнодорожном транспорте и в сфере управления и эксплуатации природных ресурсов. Представляется

необходимым внедрить лизинговые схемы при обновлении и модернизации производственных мощностей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), где износ основных фондов местами уже достиг критического уровня. Всем памятны многочисленные аварии теплосетей в ряде регионов зимой 2002-2003 гг. Уже имеется незначительный опыт работы лизинговых компаний в сфере ЖКХ. Созданная в 2003 г. лизинговая компания "ЖКХ-Лизинг" является первопроходцем в этой области. Однако для повсеместного внедрения лизинга в такие монополистические сектора хозяйства, обслуживаемые государством, как ЖКХ, нужна разработка принципиально новых схем проведения лизинговых операций.

Стоит заметить, что государство посредством своей поддержки не должно превращать лизинг в такой же неэффективный инструмент, как дотации и субсидии. Поскольку лизингу присуща большая часть обязательных признаков кредита — срочность и платность, то и финансироваться через лизинговые схемы должны лишь доходные (рентабельные) проекты. Отдельные такие проекты могут быть и в нерентабельных отраслях народного хозяйства (например, в сельском хозяйстве) и регионах-акцепторах, живущих в основном на дотациях. Но сложившийся за десятилетия и устоявшийся менталитет того же труженика села, привыкшего к субсидиям и кредитам, которые им не возвращаются, не позволяет поставить лизинг на коммерческие рельсы в полном объеме. Большая работа предстоит в разрушении сложившихся стереотипов. Получаемые в долг средства должны быть возвращены в срок и в полном объеме.

С началом работы на российском рынке ОАО "Росагролизинг" начали воплощаться в жизнь принятые постановления Правительства РФ об обеспечении предприятий АПК продукцией машиностроительного производства. Однако ряд ограничений, действующих при отборе предприятий АПК, претендующих на финансирование лизинговых сделок через ОАО "Росагролизинг", оставляют не у дел некрупных, но прибыльных потенциальных лизингополучателей. Здесь и должен быть задействован механизм стимулирования реализации небюджетных инвестиций.

Вопрос перехода на новые механизмы инвестиционных вложений в АПК тем более актуален в свете предстоящего вступления России в Всемирную торговую организацию (ВТО), членами которой уже являются более 140 стран.

12 (1211 - гт

лизинг

Практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия еще в 1993 г. обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) — предшественнику ВТО, а с 1995 г., когда и была образована ВТО, начался переговорный процесс о вступлении России в эту организацию. Один из самых серьезных вопросов, с которым пришлось столкнуться российским представителям во время переговоров, — вопрос по сельскохозяйственной проблематике. Помимо тарифного аспекта, также рассматривается политика России в отношении государственной поддержки аграрного сектора. В соответствии с соглашением ВТО по сельскому хозяйству в отношении мер так называемой "желтой или янтарной корзины" принимаются обязательства по связыванию или фиксированию уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению в размере 20 % в течение 6-летнего периода с момента присоединения. Меры "желтой или янтарной корзины" — меры, которые в наибольшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю и производство (дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсации части затрат на приобретение материально-технических средств, льготное кредитование, ценовая поддержка товаропроизводителей, льготы на транспортировку сельхозпродукции и др.).

На сегодняшний день переговоры по сельскохозяйственной тематике продолжаются, но из них ясно одно — поддержка государством отечественного аграрного сектора после вступления России в ВТО будет в значительной мере сокращена. Это означает, что уже сегодня необходимо увеличивать частные инвестиции в АПК и постепенно частично отказываться от государственного субсидирования, чтобы к моменту вступления в ВТО иметь конкурентоспособную продукцию. В значительной мере именно лизинговые технологии могут поспособствовать этому процессу.

Инвесторам (лизингодателям) предстоит также работа по информированию потенциальных получателей лизинговых услуг о преимуществах лизинга. Проводимое многими заемщиками простое сравнение затрат по обслуживанию кредита и лизинга при прочих равных условиях, по их расчетам, получается не в пользу лизинга. Но при выборе способа финансирования для обновления основных средств необходимо

сравнивать не только затраты, связанные с приобретением имущества, но и затраты, которые будут возникать в процессе пользования этим имуществом, в частности при налогообложении. Именно в предоставлении налоговых льгот и заключаются преимущества лизинга по сравнению с другими способами финансирования: за счет собственных средств или привлечения кредитных ресурсов. При отсутствии собственных средств предприятия, как правило, обращаются за кредитами, поскольку считают такой путь более простым и проверенным. Нежелание познать и осмыслить те выгоды, которые связаны с лизингом, приводят к возникновению лишних затрат, приводящих к снижению получаемой от сделки прибыли, а следовательно, и ее рентабельности. Целесообразность как лизинговой, так и кредитной сделки можно рассматривать с точки зрения организационно-правовых либо экономических интересов. При прочих равных условиях в первую очередь предприятие будет интересовать экономическая эффективность осуществленных инвестиций.

В качестве критерия сравнения следует брать сумму дисконтированных денежных потоков предприятия, связанных с финансированием инвестиций за счет кредита или лизинга.

Очень часто предприятия, выбирая между лизингом и кредитом, за основу берут сумму лизинговых платежей и сравнивают ее с суммой кредита и процентов. При этом не учитывается сокращение налоговых отчислений, которое возникает при использовании как схемы лизинга, так и кредитной схемы финансирования. Льготное налогообложение лизинга является одним из его существенных преимуществ и ведет в результате к сокращению реальных затрат по обслуживанию лизинговой сделки.

К льготному налогообложению относится, в первую очередь, отнесение суммы лизинговых платежей у лизингополучателя на себестоимость, а также право сторон договора лизинга применять к предмету лизинга амортизацию с коэффициентом ускорения до трех. Это ведет не только к сокращению выплат по налогу на прибыль в течение первых лет после приобретения имущества, но и к уменьшению выплат по налогу на имущество.

Кроме того, часто не учитывается, что лизинговые платежи содержат в себе налог на добавленную стоимость (НДС), который предприятие в дальнейшем сможет зачесть из бюд-

12(1281-2184

ЛИЗИНГ

жета. Возможность предприятия возмещать уплаченный НДС (при лизинге возмещать НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, при кредите возмещать НДС, уплаченный в составе стоимости оборудования) оказывает важное влияние на результаты сравнения источников финансирования.

Также следует учитывать все расходы, которое предприятие будет нести при каждом способе финансирования.

При выборе между двумя альтернативными источниками финансировании, лизингом и кредитом, лизингополучателю необходимо учитывать следующие моменты:

не сравнивается сумма лизинговых платежей с суммой выплат по кредиту; не сравнивается процент по кредиту с процентом по лизинговым услугам, объявляемый лизинговой компанией; учитываются все возможные расходы при каждом источнике финансирования; период рассмотрения денежных потоков выбирается равным сроку полной амортизации имущества и не ограничивается сроком лизинга и сроком кредитования; все денежные потоки приводятся к одному моменту времени (дисконтируются). В итоге между вариантами реализации инвестиций выбирается тот, который дает наибольшее значение ИРУ (чистого дисконтированного дохода).

Помимо экономических аспектов выгодности той или иной сделки (лизинга или кредита) следует отметить ряд организационно-правовых аспектов, несомненно отражающих преимущества лизинговой схемы инвестирования для предприятия в сравнении с банковским кредитованием:

1. Лизинг — более доступная форма финансирования капиталовложений, особенно для мелких и средних предприятий, так как банки предпочитают работать с крупными заемщиками, способными предоставить достаточное обеспечение и имеющих стабильную кредитную историю.

2. Лизинг, как правило, не требует от предприятия дополнительного обеспечения, так как арендуемое имущество выступает в качестве залога по выданному лизинговой компании кредиту. Являясь собственностью лизингодателя, данное имущество при невыполнении лизингополучателем условий лизингового договора может быть

в любой момент изъято. Для кредитных организаций финансирование лизинговых проектов представляется менее рискованным по сравнению с прямым кредитованием, так как проще контролировать целевое использование инвестиционных ресурсов.

3. Срок лизинга может быть значительно больше срока кредита.

4. Лизинговый договор предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. Лизинговые платежи выплачиваются только с введения оборудования в эксплуатацию. Стороны сами определяют размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей.

5. Возможность выбирать метод учета имущества — на балансе лизингодателя или лизингополучателя. Выбрав метод учета имущества на балансе лизинговой компании, предприятие, финансируя свои капитальные вложения посредством лизинга, не меняет структуру баланса — соотношение собственного и заемного капитала компании. Если предприятие имеет льготы по налогу на имущество, то метод учета имущества на балансе лизингополучателя ведет к уменьшению стоимости лизинга.

6. При лизинге предприятие может использовать больше производственных мощностей, чем при покупке того же актива. Временно высвобожденные финансовые ресурсы арендатор может направить на другие цели.

7. Возможность выкупа оборудования по номинальной или остаточной стоимости по окончании срока действия договора лизинга при высокой ликвидационной стоимости имущества.

8. Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа, поскольку имущество не приобретается, а берется во временное пользование. Предприятие имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования. Наличие амортизационных и налоговых

льгот для лизингодателя дает ему возможность поделиться этими льготами с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей.

Для кредитора лизинг является дополнительным и весьма доходным средством размещения своих денежных ресурсов. И доходы от вложений, получаемые кредитными организа-

1211291 - 2Н4

ЛИЗИНГ

циями от реализации лизинговых сделок, выше, нежели по кредитным операциям. При этом лизинговые операции сопряжены с меньшим количеством рисков, чем прямое кредитование. Этот доход складывается не только из полученных процентов по предоставленным под лизинг кредитам, но и из лизингового вознаграждения. Это утверждение относится, конечно, только к самим кредитным организациям — лизингодателям и лизинговым компаниям, образованным банковскими структурами. Финансовые возможности таких компаний существенно выше, нежели независимых лизинговых компаний. Кредитная организация может не только прок-редитовать "свою" компанию на необходимый для осуществления сделки объем денежных ресурсов (в рамках установленных нормативов), но и манипулировать процентными ставками по кредиту и по лизинговому вознаграждению в сторону снижения, оставляя общую ставку на, достаточно высоком уровне — 15 — 20 % годовых. Конечно, возможности подобных манипуляций тоже у всех разные. Крупные банки (первой сотни по размеру активов) на сегодняшний день с трудом, но могут себе позволить предоставлять долгосрочные (на 2 — 3 года и более) финансовые средства в рублях по кредитной ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ РФ, т.е. под 14 — 16 % годовых. Однако длинных и дешевых пассивов недостаточно для полномасштабного кредитования. Некоторые проекты требуют более долгосрочных вложений — 5 и более лет. Таких длинных и дешевых пассивов в достаточно большом объеме нет ни у одного коммерческого банка. Как известно, наиболее дешевыми из долгосрочных пассивов являются депозиты. Но сегодня срок депозитов, как правило, не превышает 1 — 2 года, поскольку доверие к отечественным банкам со стороны вкладчиков еще не велико. Этого срока явно недостаточно для серьезных проектов. Только Сбербанк, также не отличающийся наличием супердлинных пассивов, но являющийся бесспорным лидером по обслуживанию частных лиц, располагает гигантским числом дешевых и открытых в разное время депозитов, что дает ему возможность перекредитовывать самого себя и тем самым предоставлять достаточно долгосрочные и сравнительно недорогие кредиты.

Есть, конечно, еще и дочерние банки западных финансовых корпораций, ресурсы которых значительно дешевле нежели национальных кредитных учреждений. Но доступ к этим де-

ньгам практически недоступен для подавляющего числа отечественных предприятий.

Однако после вступления России в ВТО ситуация для них может измениться в лучшую сторону. Понимают это и российские банкиры, которые уже начали бить тревогу. И эти опасения не напрасны. Ведь в первую очередь от вступления в ВТО пострадает именно финансовый сектор. Дело все в том, что, являясь членом ВТО, Россия должна будет беспрепятственно допускать на свою территорию филиалы иностранных банков, которые уже не будут подконтрольны ЦБ РФ, в отличие от "дочек" иностранных банков. Филиалы имеют другой правовой статус и подчиняются надзорному органу, платят налоги и ведут консолидированную отчетность в той стране, где зарегистрирована головная организация. Соответственно филиалам не надо будет соблюдать требования по резервам, предъявляемые ЦБ РФ, что, в свою очередь, уменьшит их издержки, а следовательно, увеличит и прибыли, которые будут уходить из России. Но главное опасение банкиры видят в том, что более дешевые и длинные ресурсы могут переманить на обслуживание в иностранные банки всех крупнейших клиентов. Для защиты своих интересов российские банкиры настаивают на внесении поправок в действующие законы. В идеале они хотят добиться прямого запрета на работу в России филиалов иностранных банков хотя бы в течение первых 5 — 10 лет после вступления в ВТО. Предполагается, что за это время российские банки окрепнут и как следует подготовятся к работе в новых условиях. Между тем на переговорах о присоединении России к ВТО, завершившихся подписанием 21 мая 2004 г. протокола между Россией и Евросоюзом, российским парламентерам удалось сохранить ограничения на открытие европейцами филиалов своих банков на территории России и оставить без изменения 50 %-ный лимит участия иностранцев в совокупном капитале российской банковской системы. Но это не повод успокаиваться.

Вполне логичным шагом на фоне происходящих событий для коммерческих банков будет являться их укрупнение путем слияния и поглощения, что уже и начало происходить (покупка "Уралсиба" корпорацией "НИКойл" и присоединение "Русского генерального банка" к "Ин-вестсбербанку"). Это позволит успешно противостоять не только экспансии западных банков, но и возможным катаклизмам в российской банковской системе. Поскольку в случае очередного

12 Ш - 2114

ЛИЗИНГ

банковского кризиса многие банки могут вообще прекратить свое существование.

В первую очередь это относится к средним и мелким банкам, так как их возможности еще меньше, чем у крупных банков. Чем меньше банк, тем сложнее ему финансировать долгосрочные и вместе с тем высокорентабельные проекты, к которым часто относятся и лизинговые. Возможность кредитовать даже "свои" лизинговые компании под такие невысокие проценты, как у госбанков и крупных коммерческих, отсутствует. Преимущества таких лизинговых компаний в оперативности и быстроте принятия решений. Данные лизинговые компании ориентированы в основном на средний и малый бизнес, который готов платить повышенные проценты за оперативность либо лишь за то, что лизинг сам по себе для них единственная возможность осуществить планируемое расширение или обновление основных фондов. Многие компании готовы приобрести основные средства через лизинг, однако их платежеспособность не всегда устраивает кредиторов. Вопрос поиска платежеспособных клиентов для реализации лизинговых схем на сегодняшний день стоит так же остро, как и при прямом кредитовании. В некоторой степени это связано с тем, что далеко не все компании сейчас показывают и готовы показывать свой бизнес на 100 % белым, т.е. легальным. Конечно, доминирование "черного нала" в обороте коммерческих структур уже осталось в прошлом, но все равно в той или иной степени имеет место, что искажает и делает недостоверной официальную отчетность. Кредиторы это понимают, поэтому не спешат размещать свои средства в сомнительные проекты. Тем более, что давление со стороны ЦБ РФ на коммерческие банки в последние время постоянно растет. С 1 апреля 2004 г. ужесточились требования по банковской ликвидности, а с 1 августа по-новому формируются резервы на возможные потери по ссудам. История с "Содбизнесбанком" и "Кредиттрас-том", а также слухи о так называемом "черном" списке банков, заслуживающих пристального внимания ЦБ РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ), только подливают масло в огонь. Банки не только настороженно работают со своими клиентами, но и друг с другом. Лимиты межбанковского кредитования уже многими контрагентами пересмотрены в сторону уменьшения, что тут же непременно отразилось и на объемах сделок. Раз-

разившийся кризис доверия в межбанковском кредитовании и паника вкладчиков банков уже подорвали ликвидность ряда кредитных организаций (банки "Павелецкий", "Диалог-Оптим", "Гута-Банк"), что породило значительные трудности в их функционировании и последующий отзыв лицензий у некоторых из них.

Такое положение дел явно не располагает к бурному развитию кредитования, а следовательно, и лизинга. Можно предположить, что в дальнейшем ведущее положение на рынке лизинговых операций будут занимать независимые лизинговые компании, образованные банковскими структурами, но источниками финансирования у которых будут служить далеко не банковские кредиты. Ну, а пока лизингодателям приходится, как правило, привлекать кредиты под лизинговые проекты.

На кредитование независимых лизинговых компаний кредитные организации идут очень неохотно. И даже если это происходит, подход к финансированию этих лизинговых компаний, как правило, не отличается от стандартного подхода к другим категориям заемщиков. Это и понятно — кому же захочется терять возможную прибыль от кредитования чужой лизинговой сделки. При этом достаточно времени может уйти на сбор и предоставление необходимой по лизинговому проекту документации для написания экспертного заключения. Принятие же решения кредитным комитетом о целесообразности кредитования проекта иногда затягивается на 2 — 3 месяца и более. И даже если банк решит профинансировать независимую лизинговую компанию, то, возможно, далеко не на тех условиях, которые запрашивались заемщиком. В итоге независимая лизинговая компания сама теряет прибыль из-за высокой ставки по кредиту, поскольку общая ставка по лизингу должна находиться на конкурентоспособном уровне либо стоимость предлагаемых ею лизинговых услуг будет так высока, что, в конечном счете, не привлечет потенциальных лизингополучателей.

Но проблемы подобного рода возникают, как правило, у некрупных лизинговых компаний, которым кредиты просто необходимы. В то же время доля банковских кредитов в финансировании лизинга не так высока, как может это показаться на первый взгляд — около 44,2 %. Дело в том, что крупные лизингодатели за десятилетие работы на российском рынке успели накопить некоторый объем собственно-

1211211-2114

ЛИЗИНГ

го капитала и уже в состоянии самостоятельно финансировать проводимые лизинговые сделки. Об этом свидетельствуют и цифры. Доля собственных средств лизинговых компаний, используемых для финансирования сделок, составляет 18,2 % от общего объема заключенных сделок. Так, более 62 % лизинговых компаний в качестве источника финансирования в той или иной мере используют собственные средства. Объемы используемых для приобретения оборудования собственных средств составили: до 1 млн дол. у 34,5 % лизингодателей; от 1 до 3 млн дол. у 17,2 %; от 3 до 7 млн дол. у 5,7 %; свыше 7 млн. дол. у 4,6 %.

Еще один из способов финансирования лизинговых сделок — выпуск ценных бумаг, в частности облигаций, а также секьюритизация активов — перевод ликвидных активов (требования Ьо лизинговым платежам наиболее надежных лизингополучателей) в ликвидные (обеспеченные активами) ценные бумаги. Однако неразвитость фондового рынка в России не позволяет полномасштабно использовать данный финансовый инструмент.

Произошедшая в 2002 г. отмена лицензирования лизинговой деятельности позволила снять бюрократические преграды, препятствующие развитию лизинга. Результатом этого стало не только увеличение объемов лизинговых операций, но и рост числа игроков на рынке лизинговых услуг, причем далеко не всегда имеющими лизинг — основным профилем своей деятельности. Данный факт, как правило, отражается и на качестве оказываемых услуг. Зачастую низкая квалификация сотрудников таких компаний не всегда позволяет грамотно изложить клиенту суть и преимущества лизинговой сделки. Вызывает опасение и появившийся в значительном объеме псевдолизинг, используемый для ухода от налогов и порой не имеющий к обновлению основных фондов никакого отношения.

Так или иначе рост числа лизингодателей привел к возникновению конкуренции на данном рынке. Лизинговые компании вынуждены снижать доли своей прибыли, чтобы предложить более выгодные условия. Как отмечают сами лизингодатели, доля получаемой от сделки прибыли уже снизилась с 5 - 6 до 3,5 — 4 % в год от стоимости передаваемого в лизинг имущества.

Кроме того, лизингодатели приходят к постепенному уменьшению величины аванса, который, согласно договору, вносит лизингополучатель. Аванс является одной из форм

обеспечения сделки, и в то же время его можно рассматривать как источник финансирования лизинговой операции. Удельный вес авансовых платежей в общем объеме финансирования составляет на сегодняшний день И — 12 %.

В значительной мере отказаться полностью или частично от банковского кредитования возможно не только за счет авансовых платежей, но и за счет товарного кредита от поставщиков. Такая практика все больше находит применение. Некоторым лизинговым компаниям удается отсрочить платеж полностью или частично за приобретаемое имущество сроком до 6 — 12, а иногда и до 36 месяцев, что сопоставимо со сроками лизинговых сделок. Конечно, далеко не все и далеко не всем поставщики имеют возможность предоставлять такие продолжительные отсрочки оплаты. Но к этому необходимо стремиться, поскольку взаимовыгодность такого сотрудничества очевидна: самим поставщикам это позволит увеличить объемы сбыта производимой продукции, а для лизингодателя и, следовательно, для лизингополучателя — сделать стоимость лизинговой операции меньше и, как следствие, — прибыльнее. Предоставление значительных по времени отсрочек платежей — результат сложившихся за годы совместной работы партнерских, доверительных отношений между поставщиками и лизинговыми компаниями. Однако немаловажным вопросом остается гарантия последующей оплаты за поставленное оборудование. Определенную роль в этом процессе может сыграть имя и имидж лизинговой компании, а также обеспечение на период отсрочки платежа, например, в виде векселя, который будет погашаться из лизинговых платежей по мере их поступления. Не должно остаться в стороне от данного процесса и государство. Налоговые льготы на период отсрочки платежей за реализованное имущество могут в значительной мере стимулировать производителей (продавцов) к более тесному сотрудничеству с лизинговыми компаниями.

Таким образом, для дальнейшего продвижения отечественного лизинга всем участникам лизинговой сделки: и лизинговым компаниям, и потенциальным лизингополучателям, и кредиторам, и поставщикам — необходимо искать новые пути взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Не последнюю роль в этом должно сыграть государство, в частности—в совершенствовании нормативно-правовой базы в области лизинговых операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.