Научная статья на тему 'Лизинг как инструмент расширения возможностей реального сектора экономики'

Лизинг как инструмент расширения возможностей реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинг как инструмент расширения возможностей реального сектора экономики»

ЛИЗИНГ

ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА

ЭКОНОМИКИ

III. М. ВАЛИТОВ, доктор экономических наук, профессор, проректор по НИР Казанского государственного финансово-экономического института

Е.Г. КИРИЧЕНКО, кандидат экономических наук, преподаватель Казанской банковской школы Банка России

Одной из главных причин, препятствующих развитию российской экономики, часто называют сильную изношенность основных средств хозяйствующих субъектов. Так, около половины парка технологического оборудования предприятий эксплуатируется более 20 лет. Степень обновления основных производственных фондов не превышает 1 %, что в 10-15 раз ниже темпов их обновления в доконверсионный период. Резко снижается (до 25-30 %) уровень использования производственных площадей, главным образом вследствие сокращения численности рабочих и специалистов [1]. Оплата труда в промышленности ниже средней по стране. По этой же причине наука и промышленность потеряли до половины квалифицированного кадрового состава.

Очевидно, широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий — ключ к решению экономических проблем России. В ситуации нехватки капитала процесс обновления основных фондов может быть значительно ускорен активным внедрением механизма финансовой аренды (лизинга). В свое время именно лизинг был предложен как инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального сектора экономики, что поддержало Правительство РФ.

Лизинг в России довольно серьезно заявил о себе после того, как Правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на поддержку развития лизингового сектора. Если в 1998 г. в стране насчитывалось 720 лизинговых компаний,

то к 2004 г. их число перевалило за 2000 [2]. Инвестиционные лизинговые проекты предполагают разработку специальных схем финансирования, обеспечения, предоставления гарантий, участия банков и страховых компаний. Лизинг позволяет самым выгодным образом согласовать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний.

В реализации лизинговых сделок ключевая роль принадлежит коммерческим банкам, инвестиционным фондам и страховым компаниям. На средства этих организаций кредитуются получатели оборудования. Финансовый лизинг становится кредитом на весь объем поставок оборудования. Кроме того, оборудование само может стать объектом залога. Лизинговые операции очень чувствительны к уровню инфляции: чем он выше, тем рискованнее долгосрочные обязательства.

В кажущейся, на первый взгляд, сложности лизинговой сделки на самом деле заложена предельная простота и ясность взаимоотношений всех ее участников. Здесь каждый занимается своим делом: лизингополучатель с максимальной отдачей эксплуатирует поставленное оборудование и тем самым обеспечивает стабильность (экономическую и социальную) собственного предприятия. Поставщик оборудования обеспечивает комплектность поставки и гарантийное обслуживание, финансовое учреждение следит за выполнением кредитного договора, страховая компания оценивает риски сделки и отслеживает момент наступления страхового случая, а лизингодатель следит

за правильностью использования лизингового оборудования и исправностью поступления лизинговых платежей. Именно на последнем замыкаются все нити сделки. В результате лизингополучатель с его ограниченными свободными финансовыми ресурсами не утруждает себя поиском кредита в банке, относит приобретаемое оборудование на себестоимость продукции, причем по ускоренной в три раза амортизации, и по расчетам специалистов, подтвержденным практикой, экономит 15-20 % от стоимости оборудования. Банк или кредитное учреждение получает гарантии возврата кредита и процентов по нему в виде реально существующего и исправно работающего оборудования. Лизинговая компания как координатор интересов всех сторон сделки за свои хлопоты получает вознаграждение от лизингополучателя.

Изучение состояния финансового лизинга в регионах позволяет выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг: транспортное (гражданские самолеты, легковые и грузовые автомобили, автобусы, морские суда, танкеры, рыболовецкие суда, железнодорожные вагоны и контейнеры), оборудование связи (радиостанции, космические спутники, почтовое оборудование), сельскохозяйственное (оборудование для растениеводства и животноводства), строительное (краны, растворные узлы, бетономешалки), электронное, энергетическое, полиграфическое, офисное оборудование, мебель, оборудование для архитектурных и проектных мастерских, банковское, горнорудное, компьютеры и сопутствующие товары, оборудование для рециркуляции и утилизации отходов, для ликвидации аварийных ситуаций на предприятиях, оборудование торговых залов, ресторанов, прачечных и химчисток, складское, холодильное, медицинское и стоматологическое, инвентарь для отдыха и туризма и т.д.

Лизинг оборудования сопровождается операциями по оценке платежеспособности клиента, кредитованием, бухгалтерским учетом, посредничеством, консультациями юристов и финансистов, страхованием. В лизинговых сделках заинтересованы производители оборудования. Они постоянно сталкиваются с ограниченностью платежеспособного спроса, с недоверием потенциальных потребителей к новым видам техники, к новым производителям технологического оборудования.

В развитых странах лизинг оборудования практикуется на протяжении нескольких десятилетий. В конце 1980-х годов доля лизинга в поставках нового оборудования находилась в пределах 10-30 % [3].

Значительная часть промышленной продукции выпускается на оборудовании, взятом в лизинг. Такие операции позволяют отнести сроки платежа к моменту интенсивного использования оборудования. Собственником оборудования остается лизинговая компания, и пользователь освобождается от налога на имущество. Коммерческий банк становится гарантом, посредником сделок. Арендные платежи пользователя оборудования превращаются в постоянный источник доходов банка. Привлечение новых пользователей оборудования одновременно расширяет клиентуру банка.

Летом 2004 г. состоялось заседание «круглого стола», посвященное итогам деятельности лизинговых компаний России в 2003 г. По мнению авторов, представленный на заседании аналитический материал В.Д. Газмана наряду с исследованиями Рейтингового агентства «Эксперт», безусловно, способствует систематизации данных как по деятельности отдельных лизинговых компаний, так и по отечественному рынку лизинга в целом. Итоги впечатляющие. По прогнозам Агентства динамика роста лизинговой индустрии в ближайшее время будет составлять ежегодно не менее 28-29 %. Это означает, что в 2005 г. в Российской Федерации удастся достигнуть уровня 6 000 млн дол. США [4].

Конечно, в целом по России показатели прекрасные, но если подробнее проанализировать ситуацию, получается, что идет в основном развитие европейской части страны, а огромных результатов достигают компании Москвы, Московской и Ленинградской областей. В то же время нельзя забывать, что основная роль в социально-экономическом развитии, несомненно, принадлежит регионам. Именно там расположены основные производственные мощности и сырьевые ресурсы, на них приходится 85 % валового внутреннего продукта, а также девять десятых населения страны. Так, например, только на Приволжский федеральный округ приходится свыше 10 % ВВП страны, и здесь проживает 10 % населения. Последнее время все более заметное место в работе региональных финансово-кредитных систем стало занимать участие в формировании экономической стратегии региона, углубление взаимосвязи банковского сектора и региональной экономики.

К сожалению, несмотря на актуальность региональных проблем ни в периодической печати, ни в научной экономической литературе им не уделяется должного внимания. Отсутствие теоретических основ исследования закономерностей

трансформированной экономики на региональном уровне значительно затрудняет процесс. Тем более не существует теоретических и методологических разработок, которые были бы хорошо адаптированы к экономическим особенностям отдельных регионов Российской Федерации. В то же время в регионах ситуация еще сложнее. В управление экономическими процессами значительные коррективы вносят региональные структурно-отрас-левые особенности, специфика межрегиональных финансовых взаимосвязей, а также некоторые различия в направленности и темпах экономических процессов по сравнению с общероссийскими тенденциями.

Оценка экономического потенциала региона, в котором достигается устойчивый рост и динамичное развитие лизинга определенных отраслей на протяжении последних нескольких лет, является необходимым элементом разработки стратегии деятельности банков и лизинговых компаний на рынке кредитных услуг. Поскольку общая экономическая ситуация в регионе зависит от состояния «экономического здоровья» местных предприятий, региональные характеристики являются в значительной степени производными по отношению к отраслевым.

Появление региональных ассоциаций — процесс абсолютно объективный, идущий не по указке сверху, а исключительно из потребностей самих лизинговых компаний. Все последние годы Республика Татарстан (один из ведущих регионов Приволжского федерального округа) активно работает над созданием благоприятных условий для инвесторов. Приоритет в инвестиционной политике Татарстана отдается привлечению долгосрочных финансовых вложений для стимулирования приобретения новых технологий и производства конкурентоспособной продукции. Благоприятный инвестиционный климат требует соответствующей нормативно-правовой базы, в республике ведется планомерная работа над ее созданием. Разработаны и действуют более двадцати Постановлений Кабинета министров Республики Татарстан по реализации лизинговых проектов, а также о мерах по государственной поддержке данного направления в регионе.

Среди 25 самостоятельных кредитных организаций республики полноценно лизингом занимаются 7 банков. Наиболее перспективными на этом рынке считаются: ОАО «Ак Барс» банк, Внешторгбанк (Татарский филиал в г. Казани), банк «Казанский», ЗАО ГКБ «Автоградбанк» и АКИБАНК, рассматривающие лизинг как инструмент расширения

производства в регионе. Активизируется система лизинга, особенно дорогостоящих видов техники, позволяющая уменьшить финансовое бремя инвестиционных расходов предприятий и снизить риск кредитов. Помимо банковских лизинговых операций лизинговую деятельность в республике осуществляют 12 компаний различного профиля. Кроме того каждый год, начиная с 1999 г., в Бюджете развития Республики Татарстан предусматривается лизинговый фонд для промышленности.

Особенно плодотворно в данном направлении работает Внешторгбанк (Татарский филиал в г. Казани). Внешторгбанком принята Программа кредитования лизинговых компаний на цели осуществления ими лизинговых операций. В рамках данной Программы определены единые подходы к оценке финансового состояния как лизингодателей, так и лизингополучателей, а также выработана система правовой экспертизы документов, что позволяет сокращать сроки оформления необходимого договорного пакета.

Внешторгбанк в развитии лизинга наиболее тесно сотрудничает с ОАО «КамАЗ»:

• автогиганту установлен лимит кредитования для осуществления его лизинговой программы продаж автотехники в сумме 500 млн руб., в настоящее время Департаментом лизинга ОАО «КамАЗ» освоено 273 млн руб. кредитных вложений (в'2005 г. планируется увеличение лимита до 1,5 млрд руб.);

• через кредитование Внешторгбанком лизинговых компаний ОАО «ВТБ-Лизинг» (4,6 млн дол. США), ОАО «КамАЗ-Лизинг» (38 млн руб.) осуществляются поставки оборудования и технологических линий для модернизации производства.

Активная плодотворная работа в данном направлении Внешторгбанка на региональном рынке поставок автотехники и оборудования для ОАО «КамАЗ», создание наиболее благоприятных условий для предпринимательства, доверие клиентов дают банку и дочерней лизинговой компании ОАО «ВТБ-Лизинг» ряд преимуществ перед конкурентами. Эти преимущества позволяют существенно расширить возможности по предоставлению наиболее выгодных условий как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. В частности, обеспечивают более низкую стоимость предметов лизинга и сокращение сроков поставки требуемой техники по сравнению с конкурентами. С учетом сокращения времени на поставку необходимого оборудования условия кредитования банком лизинговой компа-

нии выгодно отличаются от условий, предлагаемых другими столичными банками.

Специалисты банка и компании индивидуально подходят к каждому клиенту, а среди них есть и государственные, и муниципальные, и частные предприятия. У каждого из них разный подход к развитию бизнеса, разные требования к оборудованию, получаемому в лизинг, и разное финансирование. Все нюансы банк и лизинговая компания стараются учитывать. В конечном итоге они заинтересованы в укреплении позиций своих клиентов на региональном рынке и расширении их деятельности. Самое главное, что освоенные денежные средства остаются работать на республику, приумножают бюджет региона.

Большой опыт, более 5 лет работы на региональном рынке развития малого и среднего бизнеса, создание наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства и жилищно-коммунального хозяйства, доверие клиентов позволяют ЗАО ГКБ «Автоградбанк» совместно с лизинговой компанией «Аваль» решать многие проблемы в Набережных Челнах. Постоянными клиентами «Автоградбанка» также являются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги на небольшие суммы. Банк и лизинговая компания не боятся работать с частными предпринимателями, поскольку считают, что поощрение и развитие частного бизнеса, в том числе и малого, являются фундаментом всей нарождающейся новой российской экономики. Кроме того, анализируя результаты развития лизингового бизнеса в регионе, банк решает проблемы не только коммерческого назначения, но и социального, что немаловажно для данного региона.

Другой банк Набережных Челнов - АКИ-БАНК четыре года назад создал группу совместно с компанией «АКИ-лизинг». Помимо поддержки предпринимателей участники группы приняли лизинговую программу по сотрудничеству с двумя жилищно-эксплуатационными организациями — ООО «Электротехники» и ООО «Паритет». Уже два года АКИБАНК содействует реформированию жилищно-коммунального хозяйства города, приняв участие в создании городского расчетного центра и открыв более 20 пунктов по приему коммунальных платежей.

В 2004 г. группа АКИБАНКа начала развивать другой проект. Так, из-за недостатка средств более пяти лет не обновлялся парк Набережночелнинс-кого городского предприятия автомобильных дорог (ГПАД), в результате износ техники автохозяйства

составил 67 %. Претворяя лизинговый проект, компания «АКИ-лизинг» передала в аренду ГПАД двадцать единиц техники на общую сумму 12 млн руб. (снегоочистители, грейдеры, многофункциональные машины с навесным оборудованием для разбрасывания песка, поливки и уборки). Контракт на 1 млн руб. заключен с другим коммунальным предприятием Набережных Челнов — «Горзеленхо-зом». В результате озеленители получили дополнительно минитракторы-газонокосилки, бензопилы и бензоножницы [6].

В данном случае особенно необходимо отметить понимание и всяческую поддержку деятельности лизинговой компании со стороны АКИБАНКа. Длительное сотрудничество с этим банком — одним из крупнейших в регионе, доверие и взаимопонимание явились основой для сотрудничества всех лизинговых проектов в автозаводском регионе. Предложения по финансированию лизинговых сделок рассматриваются банком оперативно и в то же время тщательно,что обеспечивает своевременность получения необходимых кредитных ресурсов, быстрый рост портфеля сделок в сочетании с контролем их качества. В свою очередь понимание и поддержка банка во многом помогают продвижению самой компании на региональном рынке.

Примеров сотрудничества, приносящего реальные результаты, в регионе достаточно. Так, банк «Казанский», проводя политику расширения спектра оказываемых услуг, в 2002 г. в своей структуре также создал лизинговую компанию. В результате этого, включив в состав основных источников финансирования такой инструмент, как финансовый лизинг, банк еще более упрочил свое положение на рынке, а клиенты получили дополнительную возможность для пополнения основных средств.

Лизингополучателями компании в основном являются предприятия, работающие на территории Казани. География деятельности лизинговой компании обусловлена вполне вескими причинами: желанием минимизировать накладные расходы по подготовке и реализации лизинговых сделок, а также сократить затраты на контроль за состоянием объектов лизинга и объектов обеспечения сделок. В настоящее время компания рассматривает новые варианты лизинга с выходом на рынок всей Республики Татарстан, считая их достаточно перспективными, тем более что количество заявок от потенциальных клиентов постоянно растет.

С учетом направленности предпринимательской деятельности клиентов региона предметом лизинга являются разнообразное оборудование

и машины. Это и линии по розливу минеральной воды, и достаточно эксклюзивные реакционно-заливочные машины по производству изделий из полиуретана, а также транспортные средства, объекты недвижимости и прочее имущество. В настоящее время лизинговой компанией банка «Казанский» заключены около 60 договоров на сумму более 80 млн руб. Объемы договоров весьма различны — от 300 тыс. до 20 млн руб. Сроки — от года до пяти лет [6].

Для минимизации потенциальных рисков лизинговой сделки специалисты лизинговой компании перед заключением договора пытаются получить всестороннюю объективную информацию о потенциальном лизингополучателе и его проекте, а затем очень тщательно анализируют эту информацию. Документация клиента проверяется юристами и экономистами. Специалисты обязательно выезжают на предприятие, знакомятся с производством.

Немаловажной для решения проблемы минимизации рисков лизинговой сделки является также система гарантий, которая создается на этапе заключения договора. Это дополнительные соглашения о безакцептном списании с расчетных счетов сумм лизинговых платежей, штрафные санкции, объектами которых являются не только просроченная задолженность по выплате лизинговых платежей, но и другие нарушения условий договора, а также договоры личного поручительства с директором предприятия- лизингополучателя и, в случае необходимости, подписание договора залога на высоколиквидное имущество лизингополучателя или третьих лиц для обеспечения обязательств. Кроме того, у банка широко внедрено в практику полное страхование предмета лизинга от всех рисков ущерба и гибели. Рассматривается вопрос о применении страхования от финансовых рисков. На взгляд авторов, перечисленные меры дисциплинируют клиентов и повышают личную ответственность уполномоченных лиц лизингополучателя за судьбу сделки. Создание при банке лизинговой компании помогло решить основную, наиболее сложную, по мнению большинства действующих лизинговых компаний, проблему, связанную с предоставлением долгосрочныхресурсов. Это позволяет более оперативно заключать договоры, что привлекает клиентов и дает им возможность развиваться и вести успешно свой бизнес.

В настоящее время рынок лизинговых услуг в Казани, особенно после появления новой лизинговой компании «Татарстан-Лизинг», можно

считать достаточно развитым. Тем не менее, высокий уровень конкуренции лизингодателей, характерный для столичных городов, обусловливает постепенное снижение цен на лизинговые услуги на региональном рынке, снижение рентабельности. В сочетании с увеличением объема предоставляемых лизинговых услуг это обеспечивает уровень доходов, достаточный для развития бизнеса в определенной отрасли.

Развитие лизинговых отношений в регионе показало, что финансирование основных средств производства в форме лизинга имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным финансированием за счет долгосрочного банковского кредита или собственных средств предприятий. Главные преимущества этой формы инвестирования для каждой из сторон-участниц лизинговых отношений вытекают из экономической логики лизинговых операций, согласно которой для максимизации конечных результатов деятельности предприятий важно не само право собственности на средства производства, а право на их использование.

Анализ лизинговых сделок в регионе показал, что для производителей (продавцов) технических средств лизинг открывает следующие перспективы:

• создает предпосылки для сокращения расходов на рекламу, анализ рынка, поиск потребителей (так как за поставщика эти операции выполняет лизинговая компания);

• в лице лизинговой компании производитель находит постоянного оптового потребителя, готового оплатить полную стоимость заказа сразу, а также дальнейшую регулярную поставку запасных частей и эксплуатационных материалов, техническое обслуживание предмета лизинга, подготовку кадров;

• лизинг способствует сокращению цикла проек-тно-конструкторских работ, освоению производства техники новых поколений, поскольку благодаря лизингу производители имеют тесный контакт с потребителями и, совершенствуя продукцию, могут оперативно учитывать возникающие потребности. Следовательно, применение лизинга стимулирует технический прогресс;

• поставщик, выступая как лизингодатель, может предложить не только свое оборудование, но и обеспечить его финансирование, облегчая будущему лизингополучателю заключение подобного контракта.

Таким образом, для продавцов имущества лизинг расширяет каналы сбыта продукции, сущест-

венно ускоряет оборачиваемость капитала, поддерживает платежеспособный спрос на оборудование и технику, в результате значительно повышает их конкурентоспособность.

Лизингодателям лизинг предоставляет преимущества, которые позволяют им:

• расширять спектр услуг, с которыми они выступают на внутреннем и внешнем рынках, а также создавать и расширять круг своих постоянных контрагентов;

• развивать и укреплять деловые связи с конечными потребителями, минуя посредников;

• снижать риски потери средств от неплатежеспособности предприятий-лизингополучателей, поскольку инвестиции производятся в конкретные материально-вещественные элементы основных средств и за лизингодателем сохраняется право собственности на передаваемое лизинговое имущество. Для возмещения своих затрат лизингодатель может в бесспорном порядке потребовать досрочного возврата имущества с последующей передачей его в аренду другому предприятию или продажей. Немаловажен и тот факт, что снижение риска инвестора для лизингодателя заключается в невозможности лизингополучателя неограниченно манипулировать лизинговым имуществом, использовать его не по назначению;

• для установления взаимовыгодных отношений с клиентами существенное значение имеет и такая особенность лизинга, как ориентация его на будущие доходы клиента, которые он сможет получить от использования арендуемой техники. Это особенно важно в современных условиях, поскольку однозначно оценить кредитоспособность многих клиентов бывает довольно сложно. В отношении же отдельных групп предприятий (например, недавно созданных компаний), малых предприятий, которые как раз и испытывают повышенную потребность в кредитной поддержке, эта оценка вообще очень затруднительна;

• в отличие от обычного банковского кредита при лизинге банк-лизингодатель получает лизинговые платежи, а не ссудный процент, и поскольку лизинговые платежи рассчитаны как правило на средне- и долгосрочный период, это позволяет банку-лизингодателю рассчитывать на получение высоких стабильных доходов в период действия договора лизинга. В результате, как свидетельствует мировая практика, даже при высоком уровне процент-

ной ставки за среднесрочный кредит прибыль банка-лизингодателя от операций лизинга все равно выше, чем от среднесрочных ссуд;

• возможность получения экономической выгоды за счет налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот, установленных государством. Причем эти льготы распространяются и на лизингополучателя путем уменьшения размеров лизинговых платежей.

Для лизингополучателя лизинг имеет следующие достоинства:

• позволяет лизингополучателям без предварительного накопления определенной суммы собственных средств и без получения банковских кредитов в денежной форме быстро приобретать и оперативно внедрять у себя в производстве современную и дорогостоящую технику. Возможность значительно сокращать единовременные первоначальные затраты на приобретение оборудования или обходиться вовсе без таковых позволяет лизингополучателям сохранять ликвидность, устойчивое финансовое положение и поддерживать необходимую рентабельность;

• если банковский кредит на приобретение оборудования обычно выдается в размере 60-70 % его стоимости, то лизинг обеспечивает 100 %-е финансирование, которое не требует немедленного начала выплат лизинговых платежей;

• относительно простое оформление лизинговых операций по сравнению с оформлением обычных банковских кредитов в основные фонды, так как по лизингу пользователь может получить в аренду технические средства, не предоставляя арендодателю какого-либо залогового, авансового обеспечения или поручительства, что, как правило, необходимо для получения кредитов. Для лизинга это обусловлено тем, что имущество остается собственностью лизингодателя;

• оперативность решения производственных проблем лизингополучателей, особенно для сезонных и нерегулярных процессов производства. Для крупных предприятий лизинг технических средств зачастую предпочтительнее, чем их приобретение в полную собственность (например, при модернизации и расширении непрофильного для данного предприятия производства, при проведении работ по техническому обновлению, не предусмотренных планом предприятия, и т.п.);

• параллельность вложений средств и получения доходов от использования предмета лизинга имеет исключительно важное значение для небольших региональных предприятий, размер собственных средств которых невелик. Таким образом, лизинг, являясь для таких клиентов часто единственно возможным способом финансирования, позволяет значительно повысить их конкурентоспособность на рынке, приближая ее к уровню и возможностям крупных столичных компаний;

• уменьшение риска морального износа предмета лизинга, который переносится на лизингодателя в силу того, что оборудование лизингополучателем не приобретается в собственность, а берется во временное пользование;

• лизинговые платежи отличаются большой гибкостью и обычно устанавливаются с учетом реальных возможностей и особенностей конкретного лизингополучателя;

• финансирование основных средств производства лизингом никак не ограничивает возможности краткосрочного кредитования лизингополучателя с целью дополнительных закупок сырья и материалов, необходимых при расширении производства;

• лизингополучателю предоставляются экономические выгоды, связанные сналогообложе-нием, поскольку лизинговые платежи включаются в себестоимость его продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга.

Помимо перечисленных достоинств для каждого из участников лизинговых операций лизинг несет в себе важное общегосударственное значение. Лизинг является средством для повышения технического уровня производства во всех отраслях экономики, внедрения передовых достижений научно-технического прогресса, активизации производства и предпринимательской деятельности, развития и диверсификации рынка средств производства, создания новых рабочих мест, привлечения в страну зарубежных инвестиций, увеличения налоговых поступлений в бюджет на основе подъема реального сектора экономики.

Наряду с положительными сторонами у лизинга есть и определенные недостатки. Прежде всего следует выделить его относительную дороговизну для лизингополучателя по сравнению с покупкой имущества за счет собственных или заемных средств. Лизинг дает лизингополучателю лишь временное право на пользование арендованным

имуществом. Таким образом, лизинг при всех его неоспоримых преимуществах не является панацеей в области инвестирования в основные средства.

Как и во всем мире, в России привлечение банковских кредитов является основным способом финансирования лизинговой деятельности. Однако привлечение лизингодателями кредитных ресурсов связано с некоторыми серьезными трудностями. Среди них выделяются три наиболее важные:

• первая - отсутствие достаточно дешевых и долгосрочных ресурсов как у лизинговых компаний, так и у банков. Одним из источников ресурсной базы банков являются средства населения, привлекаемые в виде вкладов. Однако практика показывает, что самыми популярными являются трехмесячные вклады, в то время как минимально приемлемый срок лизинга не может быть менее одного года, а в большинстве случаев должен охватывать период от трех до пяти лет в зависимости от вида имущества;

• вторая - проблема реализации предмета лизинга в случае неплатежей со стороны лизингополучателя, особенно если предмет лизинга носит специфический либо уникальный характер и не пользуется широким спросом. В настоящее время самыми популярными являются автотранспортные средства (легковые и грузовые), торговое и холодильное оборудование, оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры и т. п.). Если предметом лизинга предлагается какое-либо уникальное оборудование, то маловероятно, что банк возьмет на себя риск финансирования подобной сделки без дополнительных гарантий;

• третья - поскольку специфика деятельности лизинговых компаний обусловливает высокий коэффициент отношения заемного капитала к собственным средствам, потребность в больших объемах финансирования, выполнить условия, необходимые для получения кредита, им оказывается сложнее, чем прочим категориям заемщиков.

Помимо затруднений с получением кредита к факторам, препятствующим развитию лизинга, относятся:

• противоречия между положениями Закона о лизинге и методическими рекомендациями и нормативными документами, принятыми ранее;

• слабая осведомленность экономических субъектов, особенно предприятий, обо всех преимуществах лизинговых операций;

• инертность, слабость финансовых институтов, не желающих проводить дополнительную работу по внедрению лизинговых операций (предпочтение отдается обычному кредиту);

• объективные трудности при прогнозировании лизингового процента, лизинговой премии;

• неразвитость вторичных рынков оборудования.

Специфическими причинами и тенденциями, сдерживающими развитие лизингового бизнеса в регионах, являются:

• во-первых, отсутствие достаточного уровня свободного финансового капитала для долгосрочных вложений, основная доля которого обращается в европейской части России (а именно в Москве и Московской области);

• во-вторых, слабость местных лизинговых компаний, а также нежелание крупных российских лизинговых компаний продвигаться в регионы, так как им достаточно сложно оценить риски, особенно при работе в «узких» сегментах рынка. Хотя размеры заемщика для банка вроде бы не имеют определяющего значения, все же чем крупнее лизинговая компания, бизнес которой оценивается стабильным, у банка появляется больше возможностей для подбора инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Этот выбор может включать от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к покупателям и заказчикам. Соответственно, чем меньше компания, тем меньше возможностей для выбора адекватного покрытия рисков, тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и окружающую его бизнес-среду, и тем с большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов. Такой подход характеризует стратегию индивидуальной работы с каждым заемщиком. Эта трудоемкая работа требует от банковских работников специальных и разносторонних знаний в различных отраслях, а также дополнительного привлечения консультантов, что увеличивает расходы;

• в-третьих, «фиктивный» лизинг. Некоторые местные лизинговые компании зачастую являются «карманными» компаниями крупных фи-

нансово-промышленных групп и в большей мере служат целям минимизации налогов; • в-четвертых, недостаток специалистов, владеющих всеми тонкостями проведения лизинговых операций. Многие предприниматели в регионах, особенно начинающие, пока еще не имеют достаточных знаний о финансовом механизме лизинговых сделок и их привлекательности, хотя в мировой практике накоплен большой опыт успешного оказания лизинговых услуг в инвестиционной деятельности. Поэтому Ассоциации региональных банков необходимо проводить не только заседания «круглых столов» с обсуждением проблем крупнейших лизинговых компаний, но и практические семинары или курсы повышения квалификации банковских специалистов и финансистов из регионов, на которых бы не просто обсуждались проблемы, а изучался опыт, имеющийся в конкретных регионах. Пора уже показывать конкретные финансовые возможности лизинга как высокоэффективного и чрезвычайно гибкого инвестиционного инструмента, позволяющего оперативно использовать в производстве достижения научно-технического прогресса, а также на конкретных примерах разбирать экономические механизмы реализации лизингового бизнеса в условиях действующей в стране нормативной базы. Только такой подход поможет сделать независимый и профессиональный анализ развития реальных лизинговых операций в регионах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: Учеб. Пособие для вузов / Под ред проф. A.M. Та-васиева, проф. Н.М. Коршунова.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. - С. 5.

2. Ендовицкий Д.А., Панина И. В. Лизинг в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Финансы. - 2004.- № П.-С. 19,20.

3. Кашкин В., Гришанков Д. Первый росток промышленной политики //Эксперт. -2003. -№\48. - С. 81, 82.

4. Газман В.Д. PÊiHok лизинговых услуг России - 2003 / / Лизинг- ревю. - 2004. - № 4. - С. 11.

5. АКИ-лизинг / / Банковская газета. - Еженедельник Банковской ассоциации Татарстана. - 2004. - № 7 (515). -С. 2.

6. Бурее Р. Долгий ресурс «Казанского» банка // Банковская газета.- Еженедельник Банковской ассоциации Татарстана. - 2004. - № 17(525). - С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.