Научная статья на тему 'Лизинг оптом и в розницу'

Лизинг оптом и в розницу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинг оптом и в розницу»

72 I

УСЛУГА СБЕРБАНКА

ВАШ БАНК

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №08 (64) 2007

Лизинг оптом и в розницу

Алексей Уфимцев: «Доля лизинговых компаний в портфеле московских отделений Сбербанка превышает 30%»

— Какие факторы сегодня влияют на рынок лизинга в стране? Как эти факторы сказываются на поведении банков на этом рынке?

— Ежегодный прирост объемов финансового лизинга в стране в 1998-2006 годах, по данным ВШЭ, составлял 39,4%. Поведение рынка обусловлено многими факторами: интенсивный экономический рост, увеличение числа потенциальных лизинговых проектов, потребность в обновлении основных фондов в ключевых отраслях,

увеличение источников финансирования лизинговых операций, рост качества и количества предоставляемых лизингодателями услуг, разработка и внедрение новых лизинговых продуктов и программ и др.

В нашей стране, где большая часть предприятий нуждается в обновлении основных фондов, создании новых производственных мощностей, внедрении конкурентоспособной техники новых поколений, потенциал рынка лизинга значителен. В 2006 году темп прироста основных экономических показателей стал самым большим за последние пять лет. Объем нового бизнеса за 2006 год достиг $14,7 млрд. ($8 млрд. в 2005 году), суммарный портфель лизинговых компаний — $19,5 млрд., доля лизинга в ВВП — 1,5% (0,99% в 2005 году). Для сравнения: доля лизинга в ВВП в экономически развитых странах, по данным ВШЭ, находится на уровне 2%. В Австрии в 2005 году показатель составил 2,1%, в Германии — 1,85%, в Кана-

де — 1,84%, в США — 1,71%.

Рост рынка в прошлом году в значительной степени был обусловлен наличием у банков свободных ресурсов. Одновременно повысилась осведомленность предприятий о лизинге. В середине текущего десятилетия началась новая фаза развития и роста рынка лизинга. Закончился первый этап наращивания портфеля (он начался после дефолта на фоне роста экономики и увеличения инвестиций в основной капитал). Большая часть сделок, заключенных в 19992001 годах, завершена. Начался следующий этап. Темпы прироста объемов лизингового финансирования в 2005 году впервые превысили темпы прироста объемов лизинговых платежей.

По мнению экспертов РА «Эксперт РА», к концу 2010 года рынок лизинга имеет шанс вырасти в 5-7 раз при условии решения налоговых и юридических проблем,препят-ствующих полноценному развитию рынка. Это — проблемы возмещения НДС, опреде-

Динамика основных показателей рынка лизинга в 2002—2006 гг.

$ млрд. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Объем нового бизнеса — — 5,0 8,0 14,7

Объем полученных 0,8 1,5 2,0 2,8 5,0

лизинговых платежей

Объем профинансирован- 0,6 1,2 2,4 3,9 7,5

ных средств

Совокупный портфель — — — — 19,5

лизинговых компании Источник: «Эксперт РА»

Динамика объема кредитного портфеля лизинговых компаний в кредитном портфеле Сбербанка России (млрд. руб.]

70 60 50 40 30 20 10 0

52,0

^9,1

2%

5%

42%

53%

43%

48%

01.05.2005

01.01.2006

01.01.2007

доля Центрального аппарата Сбербанка

доля тербанков Сбербанка

доля московских отделений Сбербанка

ления выкупной стоимости имущества, проработка необходимых юридических и налоговых аспектов, касающихся лизинга недвижимости и возвратного лизинга, признание оперативного лизинга в качестве инвестиционного инструмента. Если же до конца 2008 года законодательная и налоговая инфраструктура рынка лизинга не улучшится, то к концу 2010 года рынок вырастет только в 2,5-3 раза.

С началом интенсивного роста рынка лизинга (см. график) интерес со стороны банков к лизинговым схемам стал увеличиваться.

До этого этапа банки предпочитали кредитовать лизингополучателей напрямую, не в рамках лизинговых схем, по той причине, что риск неуплаты заемщиком при лизинге, в отличие от классической схемы кредитования, возрастает вдвое (на первом этапе лизингополучатель платит лизинговой компании, на втором — лизинговая компания платит банку).

Однако с приходом крупного капитала в этот сегмент отношение банков, в частности Сбербанка, к участию в таких схемах изменилось. Для кредитной организации приемлемы риски крупных компаний, как правило, публичных и заинтересованных, таким образом, в положительной информации о себе для рынка.

Сейчас мы воспринимаем кредитование лизинговых компаний как альтернативный канал продаж, как возможность банка увеличить кредитный портфель.

Лизинговые компании можно разделить на три большие группы. Одна из них — компании, созданные при производителях продукции в целях увеличения ее сбыта. Как, например, аффилированная со «Скания», производителем грузовиков, лизинговая компания «Скания Лизинг», задачей которой является сбыт продукции материнской компании. Как правило, такие компании кредитуются в банках, обслуживающих производителя. Вторая группа участников рынка — компании, близкие к лизингополучателям, например созданная с участием ОАО «Ростелеком» лизинговая компания «РТК-Лизинг» (сегодня ставшая независимой). Такие компании также преимущественно кредитуются в банках, работающих с материнской компанией. Третий класс — компании, созданные при крупных банках в целях размещения их ресурсов, например «ВТБ-Лизинг», «РБ-Лизинг», ЗАО «Русско-германская лизинговая компания». Эти участники кредитуются в своих банках, при этом объемы кредитования достаточно значительны. И, наконец, четвертая группа — независимые компании, работающие на рынке, не аффилированные ни с производителями, ни с потребителями. Сбербанк актив-

но работает со всеми игроками, за исключением компаний третьей группы — у них другие задачи (хотя и здесь возможно сотрудничество). Эти же игроки являются основными нашими конкурентами.

— В каких отраслях наиболее активно применяется этот инструмент?

Повторяет ли структура вашего лизингового портфеля структуру лизинга в стране, так же как структура кредитного портфеля банка отражает структуру ВВП?

— Крупнейшие объемы лизинговых портфелей демонстрируют в первую очередь компании, оказывающие услуги, например, в таких отраслях, как железнодорожный транспорт и телекоммуникации. Таким компаниям, осуществляющим крупные капитальные вложения в инфраструктуру (в подвижной состав или телекоммуникационную сеть, другие активы), выгодно использовать этот инструмент. Напомню, что лизинговый платеж включает амортизацию эксплуатируемого оборудования. При этом за счет применения коэффициента ускоренной амортизации стоимость оборудования быстрее переносится на себестоимость продукции. Оно амортизиру-

ется не за полный срок его службы, скажем, за 21 год, а за семь лет. Таким образом, значительно возрастает себестоимость и, соответственно, уменьшается налог на прибыль. Доля материальных затрат в общей себестоимости компаний, оказывающих услуги, невелика, а прибыль — весьма значительна. Так, в себестоимость телекоммуникационных компаний входят в основном зарплата персонала, затраты на содержание оборудования и его амортизация. Российским железным дорогам лизинг выгоден прежде всего по причине включения лизингового платежа в себестоимость и, соответственно, в тарифы. Таким образом, компания без каких-либо дополнительных усилий (без специальных решений правительства РФ, других органов власти), в соответствии с действующим законодательством получает тариф с инвестиционной составляющей.

Компании, осуществляющие услуги по авиаперевозкам пассажиров и грузов, также демонстрируют значительные объемы лизинговых операций. Многим авиакомпаниям второго эшелона, финансовое положение которых нельзя назвать суперустойчивым, лизинг дал возможность получить

Крупнейшие заемщики — лизинговые компании в кредитном портфеле Центрального аппарата (ЦА) Сбербанка России на 01.07.2007

Заемщик ОЛП Г)Г Пиоимг- Остаток ссудной задолженности (млрд. руб.) л п с Доля в кредитном портфеле ЦА (%) 2,8 1,8

ЗАи «Рншинг» ОАО «РТК-Лизинг» 1 3, и 12,1

ООО «Газтехпизинг» 8,2 1,2

ООО «ЛК Инпромлизинг» 2,7 0,4

ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» 2,2 0,3

ОАО «Финанс-Лизинг» 0,6 0,1

Итого по ЦА 45,3 6,6

Справочно:

Общий остаток ссудной задолженности корпоративных клиентов (по Центральному аппарату Сбербанка России (млрд. руб.) 685,0 100

средства для приобретения самолетов. Как известно, созданная при участии государства лизинговая компания «Ильюшин Фи-нанс» выступает покупателем и лизингодателем воздушных судов. Достаточно большая часть этих сделок финансировалась и финансируется за счет наших кредитных ресурсов.

Перечисленные отрасли, на которые приходится самая существенная доля лизинга в стране, в значительных объемах представлены в нашем портфеле.

Сегодня достаточно бурно развивается сегмент лизинга автотранспорта. На рынок выходят все новые компании по перевозке грузов различных размеров — от ИЧП до крупных компаний. Ускоренная амортизация основного объекта капиталовложений — автомобилей — позволяет быстрее переносить его стоимость на себестоимость и получать высокий эффект.

Потенциал этого интенсивно растущего рынка далек от насыщения. Особенно высокие темпы роста на рынке лизинга автотранспорта показывают компании, осуществляющие розничный лизинг, при котором суммы сделок невысоки. Банки стремятся занять этот рынок.

— Меняются ли ваши технологии с выходом на массовый рынок?

— С таким подходом, как детальный анализ каждого лизингополучателя на массовом рынке, сложно и дорого двигаться дальше. Сегодня в условиях роста различных сегментов рынка розничного кредитования и ограниченного количества кредитных специалистов банк пытается использовать альтернативные каналы продаж. Таким каналом является кредитование лизинговых компаний, который позволяет Сбербанку увеличить объемы размещения средств с сохранением высокого качества его кредитного портфеля.

Кредитная работа состоит из двух частей: клиентской работы, означающей поиск клиентов и привлечение их на обслуживание, а также продуктовой, предполагающей анализ их состояния и кредитного риска по сделкам, структурирование сделок, принятие решений, оформление кредитной документации, залогов, ведение мониторинга и т.д.

Эффект использования такого канала продаж заключается в осуществлении части клиентской работы банка лизинговыми компаниями, ведущими поиск и отбор клиентов на базе своих технологий. Так, компании при производителе могут привлекать в банк свою клиентскую базу потребителей производимой продукции. Компании при потребителе хорошо знают своего клиента и облегчают банку работу по оформлению сделки. Работающие на рыночных принципах компании проводят са-

мостоятельную работу по поиску и привлечению клиентов. Банк, таким образом, уменьшает длительность и трудоемкость своих процедур за счет того, что какую-то часть работы лизинговая компания берет на себя.

Такие каналы продаж дают значительный прирост портфеля. Доля лизинговых компаний в портфеле инвестиционных кредитов московских отделений Сбербанка, активно развивающих этот альтернативный канал продаж, составила на 1 июня этого года более трети. Такая высокая доля обусловлена тем, что в Москве не так много промышленных предприятий, реализующих инвестиционные проекты соответствующего масштаба. По этой причине московские отделения для сохранения своей доли на рынке кредитования вынуждены либо идти за пределы Москвы, либо развивать бизнес с лизинговыми компаниями. Отделения пошли через альтернативный канал продаж.

Подразделения банка договариваются с лизинговыми компаниями о принципах работы, определяют свои условия финансирования, например категорию, или «формат», клиентов и т.д. В свою очередь, лизинговая компания приносит в банк свой портфель клиентов, «упакованный» в соответствии с нашими требованиями. Банк осуществляет анализ этого портфеля и заключает кредитный договор с лизингодателем, средствами которого финансируются лизинговые сделки с отдельными лизингополучателями.

И если раньше московские отделения занимали небольшую долю в инвестиционном портфеле Сбербанка, сегодня они позиционируют себя как крупные игроки. Среди них в первую очередь Краснопресненское и Лефортовское отделения.

Среди клиентов московских отделений (см. список) — компания «Элемент лизинг», входящая в группу «Базовый элемент». Ее основная функция — сбыт автомобилей, в первую очередь производимых предпри-

ятиями группы «Русские машины» — «ГАЗелей», автобусов, грузовых автомобилей. Компания уникальна по такому параметру, как диверсификация портфеля, — количество лизингополучателей компании достигает нескольких тысяч, при этом средняя сумма сделки не превышает 300 тыс. руб. Риск раскладывается на значительное число клиентов.

Другой наш клиент — один из лидеров рынка розничного лизинга легкового автотранспорта, компания «Каркаде», несколько лет назад созданная польскими инвесторами, отличается более стабильными отношениями с клиентами — с 40% из них заключены две и более сделок.

В числе наших клиентов — компания «Росагролизинг», одна из крупнейших компаний в России. При поддержке государства (это десятки миллиардов рублей из бюджета) и по утвержденному правительством списку она поставляет сельскохозяйственную технику российского производства по доступным процентным ставкам. Сельхозпредприятия формируют спрос и на импортную технику, а мы предоставляем «Росагро-лизингу» кредитные средства для финансирования программы коммерческого сельскохозяйственного лизинга.

— Планирует ли Сбербанк предложить лизинговым компаниям специальный банковский продукт? В чем его особенности?

— Пока все московские отделения сотрудничают с лизинговыми компаниями в рамках индивидуальных соглашений. Новый банковский продукт в рамках розничного лизинга проходит согласование в банке. И в ближайшее время мы перейдем от индивидуальных решений по отдельным сделкам к опытному внедрению продукта в отдельных тербанках, расположенных в регионах, где рынок лизинга демонстрирует наибольшие темпы роста, а в 2008 году — уже по всей системе. Внедрение продукта станет дополнительным фактором развития этого сегмента рынка.

Список лизинговых компаний — клиентов московских отделений Сбербанка

Очень долгое время мы не могли найти адекватную форму сотрудничества с лизинговыми компаниями, заключающими большое количество мелких сделок, поскольку кредитование Сбербанком любого заемщика (а значит, и лизинговой компании) предполагает детальный анализ его финансового состояния и денежных потоков. Значительные трудозатраты по сделке могли покрыть только высокие процентные ставки. При этом сроки рассмотрения банком заявок заемщиков значительно превышают сроки принятия решения лизинговыми компаниями (в течение трех-пяти рабочих дней). И вот разработана программа сотрудничества с лизинговыми компаниями, оказывающими услуги розничного лизинга, на основании унифицированных требований к ним. Определен ряд критериев для лизингополучателя, сделку с которым мы можем профинансировать. В рамках программы не будет детально анализироваться каждая сделка — важно лишь определить условия, которые должны выполняться для того, чтобы банк мог ее профинансировать.

Унификация требований к лизингополучателю ведет к упрощению и ускорению заключения сделок. При этом график погашения кредита синхронизируется с графиком лизинговых платежей. С поступлением платежа от лизингополучателя большая его часть направляется на погашение кредита. Таким образом, лизинговой компании не нужно отвлекать дополнительные деньги на уплату процентов или погашение основного долга.

Лизинг позволяет упростить условия получения финансирования. В обеспечение по

ОАО «Главлизинг»

ООО «ИнвестСтрой Техника»

ООО «Каркаде»

ЗАО «Клиентская лизинговая компания» ООО «Компания розничного кредитования. Лизинг»

ООО «Лизинговая компания «Инпромлизинг» ООО «Мосхлеб-Лизинг» ООО «Промсвязьлизинг» ООО «Ресотраст» ОАО «Росагролизинг»

ЗАО «Русско-германская лизинговая компания»

(«РГ Лизинг»)

ООО «С.А. Лизинг»

ООО «Система-Лизинг»

ООО «Стоун-М век»

ЗАО «Телеком Лизинг»

ЗАО «Технолизинг»

ООО «ТрансИнвестХолдинг»

ООО «Элемент Лизинг»

ООО «ЛК «Элемент Финанс»

кредиту оформляется «связка» из залога предмета лизинга и залога прав по договору лизинга.

Важная особенность этой схемы, позволяющей упростить условия получения финансирования, состоит в том, что предмет лизинга остается в собственности лизинговой компании и в случае дефолта лизингополучателя предмет залога изымается без обращения в суд.

Другим важным элементом этой схемы является обязательное страхование автотранспорта от угона и ущерба, что позволяет снизить риски банка в случае повреждения или полной утраты предмета лизинга. Например, если машина после ДТП

Унифицированные критерии лизингополучателя, сделку с которым может профинансировать Сбербанк:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* срок деятельности лизингополучателя не менее двух лет;

* выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, отраженная по форме 2 «Отчета о прибылях и убытках» за последний финансовый год, должна превышать объем лизинговых платежей (без учета НДС и авансового платежа) за 12 календарных месяцев не менее чем в два раза — при лизинге автотранспорта, не менее чем в 2,5 раза — при лизинге оборудования;

* отсутствие принадлежности лизингополучателя только к 3-му классу кредитоспособности, установленному в соответствии с методикой определения кредитоспособности заемщика за последние четыре отчетных квартала;

* положительная рентабельность деятельности лизингополучателя за последний финансовый год;

* положительный показатель собственного капитала лизингополучателя на последнюю отчетную дату;

* ответ подразделения безопасности об отсутствии лизингополучателя (-ей) и его руководителей в списке заемщиков банка, негативно зарекомендовавших себя при исполнении договорных обязательств;

* сумма кредитных ресурсов, предоставленных банком лизинговой компании для финансирования операций лизинга с одним лизингополучателем в рамках настоящего порядка, не может превышать 30 млн. руб. в год или эквивалент в иностранной валюте.

идет «под списание», средства страхового возмещения получает лизинговая компания и за счет них гасит банковский кредит.

Кроме того, страхование автотранспорта означает, что банк освобождается от проведения колоссальной работы по мониторингу значительного количества машин, принадлежащих лизинговой компании, поскольку при автокаско страховая компания раз в год проводит осмотр автомобиля и продлевает полис. Таким образом, у банка отсутствует необходимость регулярного мониторинга предмета залога, поскольку его как застрахованное имущество контролирует страховая компания.

Мы начали проводить такие сделки около трех лет назад и получили хороший эффект (кстати, срок лизинга легковых и грузовых автомобилей составляет два-три года). Подчеркну, что, несмотря на либерализацию условий финансирования инвестиционных проектов путем лизинга, качество кредитного портфеля осталось на высоком уровне. С какими-либо проблемами за этот период мы не столкнулись. Опыт показал жизнеспособность такой схемы — она востребована и уровень рисков при ее реализации приемлем.

— Рынок лизинга, в частности розничного, в регионах развивается так же динамично, как в Москве?

— Может, даже еще динамичнее. В Москве темп снизился, поскольку рынок достиг значительных объемов и не может продолжать демонстрировать прежние показатели. В средне- и долгосрочной перспективе этот сегмент будет развиваться большей частью за счет регионов. Так, «РГ-Пизинг» движется в регионы, создавая там свои филиалы. Открыты филиалы в Уральском и Сибирском регионах. Обсуждаются планы по открытию подразделений в большинстве крупных регионов. Открытие новых подразделений «РГ-Лизинг» выгодно Сбербанку, который является единственным их кредитором — это дополнительный фактор роста кредитного портфеля. Открытие филиалов выгодно и лизинговой компании, развивающей бизнес в регионах.

Наличие филиалов, представительств — необходимое условие для компаний, развивающих розничный бизнес. Большое число клиентов предполагает обширную филиальную сеть. Многие компании, зарегистрированные в Москве, работают с клиентами по всей России. В Москве находится центр принятия решений, финансовый менеджмент, головной офис и т.д. Банк анализирует каждую заявку по лизингу по такому параметру, как региональная диверсификация. ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.