ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
С.А. ЛУШКИН,
кандидат экономических наук, докторант, кафедра «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Полка Народного Ополчения, 2
В статье рассматриваются различные аспекты лизинговых отношений и определяются факторы, в соответствии с которыми лизинговые операции могут быть представлены как система инвестиционных контрактов, включающих в себя параметры инвестиционной сделки.
Ключевые слова: лизинговые отношения, инвестиции, кризис ликвидности, финансовая устойчивость, инвестиционные контракты.
Коды классификатора JEL: D92.
Экономический кризис изменил модель финансового поведения клиентов рынка лизинговых услуг, значительная часть которых оказалась не в состоянии своевременно осуществлять лизинговые платежи. В итоге, если последние несколько лет рынок лизинговых операций динамично рос, то в настоящее время сокращение рынка лизинга составило почти 60%.
Несмотря на сильное падение объемов лизинговых сделок, перспективы развития лизинговых операций на российском рынке сохраняются. В условиях кризиса лизинг можно рассматривать как инструмент, позволяющий обеспечить рост платежеспособного спроса и сделать бизнес более эффективным.
На рынке лизинговых услуг вследствие кризиса произошли структурные изменения: лизинговые компании, выступающие прежде для банков надежными контрагентами и дополнительным каналом продаж, в условиях острой конкуренции за клиента столкнулись с ограниченным предложением по взаимодействию со стороны банков.
Повышение требований к финансовой устойчивости клиентов лизинговых компаний, которое произошло вследствие кризиса ликвидности, сократило не только количество сделок, но и активность экономических агентов. В условиях снижения ликвидности лизингодатели стремятся снизить риски операций и рефинансировать портфели. Из-за кризиса российский лизинг изменился не только в объемных показателях — изменилось само качество лизинговых механизмов и отношения между их участниками.
Главными причинами падения темпов развития лизинговых услуг являются снижение кредитоспособности и инвестиционной активности клиентов. По оценкам экспертов, сумма новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2009 г. сократилась в 4,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и примерно соответствует уровню первого полугодия 2005 г. [1].
Просроченная задолженность лизингополучателей увеличивается в целом ряде лизинговых компаний, поэтому из них не могут привлечь необходимые средства из-за ухудшения своего финансового состояния.
В условиях роста просроченной задолженности значительную часть рабочего времени лизингодатели вынуждены тратить на оформление контрактов по реструктуризации задолженности, на инспекционные поездки, подготовку и оформление экономических санкций, а также на борьбу с налоговыми органами по вопросам возврата НДС.
Основным фактором, ограничивающим возможности роста рынка, является невысокий уровень кредитоспособности потенциальных клиентов, что вынуждает лизинговые компании отказываться от заключения сделок. Негативное влияние на развитие лизинговых операций оказывает в настоящее время высокая стоимость лизинговых услуг для потенциальных клиентов и низкий спрос на лизинг со стороны экономических агентов, что обусловлено неопределенностью перспектив их дальнейшего развития и опасениями относительно долгосрочных инвестиций.
Лидерами рынка по объему лизингового портфеля являются компании, имеющие финансовую поддержку со стороны материнских банков, среди которых можно выделить: «ВТБ-лизинг», «РГ Лизинг», «ВЭБ-лизинг», «ЮниКредит Лизинг», «Райффайзен-лизинг». Наибольший объем новых сделок в первой половине 2009 г. был заключен ЗАО «РГ Лизинг» (дочерняя компания Сбербанка) — 11,4 млрд рублей. Компания активно воплощала в жизнь стратегические планы диверсификации лизингового портфеля, реализации проектов в наиболее перспективных отраслях экономики, каковыми были определены железнодорожная отрасль, энергетика, авиатранспорт и телекоммуникации.
Современный кризис стал для российских лизингодателей тестом проверки на прочность, когда качество управления и эффективность принимаемых решений обеспечивали сохранение бизнеса в неблагоприятных условиях. Лизинговые компании, имеющие системы информационного риск-менеджмента, нацеленные на качество оценки финансовой устойчивости лизингополучателей, сохранили конкурентоустойчивость. Лизинговые компании, использовавшие более качественные системы управления рисками и более консервативные оценки, сохранили эффективную клиентскую базу.
В качестве основных факторов, снижающих устойчивость самих лизинговых компаний, выступают риски ограничения платежеспособности лизинговых компаний, ухудшения качества лизингового портфеля и возможные сложности во взаимоотношениях с налоговыми органами.
Потеря платежеспособности может быть вызвана угрозой снижения ликвидности, обусловленной ростом плохих долгов клиентов в связи с их низкой платежеспособностью. В условиях кризиса поступления запланированных денежных средств от партнеров и контрагентов задерживаются, поэтому даже добросовестные лизингополучатели вынуждены нарушать свои обязательства по договору лизинга.
Снижение просроченной задолженности по лизинговым платежам имеет очень большое значение для развития рынка лизинговых услуг. Вместе с тем, на фоне роста объема просроченной задолженности, нарастает
© С.А. Лушкин, 2009
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
173
и объем обязательств лизингодателей перед банками, поскольку почти все лизинговые компании прибегают к реструктуризации графиков кредитных договоров, перенося нагрузку на следующие периоды. Однако эти средства по условиям договора необходимо возвращать, а в условиях кризиса качество лизингового портфеля может ухудшиться, поскольку договоры с эффективными клиентами истекают в соответствии с графиком платежей, и в портфеле остается все больше неблагонадежных лизингополучателей.
Финансовый кризис определил новые условия для развития рынка лизинговых операций, который отличается приоритетностью проблем лизинговых компаний, связанной с масштабной реструктуризацией лизинговых договоров, а также с изъятием у лизингополучателей ранее переданного в лизинг имущества с последующей реализацией или сдачей в аренду новым клиентам. Поэтому дальнейшие перспективы рынка и будущие условия работы с лизингополучателями зависят от динамики реструктуризации задолженности.
Обесценение предметов лизинга выступает деструктивным фактором развития лизинговых отношений. В условиях кризиса ликвидности лизинговые компании столкнулись с проблемой ценовых разрывов, возникающих при реализации предметов: полученные суммы от этих операций не покрывают издержки компаний, понесенные по договору лизинга. Значительной ценовой коррекции подвергся рынок грузовой и специальной техники. Распродажа прошлогодних остатков и значительное увеличение предложения бывшей в эксплуатации техники привели к падению цен на широчайший спектр наименований. Обесценение предметов лизинга означает снижение стоимости залога и ослабляет мотивацию некоторых лизингополучателей поддерживать платежную дисциплину.
Улучшение в лизинговой отрасли может наступить в 2010 г. при позитивной ситуации в экономике и отсутствии внешних шоков. Лизинговый рынок должен быстро набрать прежние темпы роста, как только восстановятся деловая активность и денежные потоки, а также когда разморозятся крупные инвестиционные проекты. Основными факторами роста могут стать реализация приоритетных госпрограмм и крупные сделки, замороженные на стадии планирования или одобрения.
В условиях докризисного развития (расширенного доступа к иностранным финансовым ресурсам и высокой динамики платежеспособного спроса) для клиента лизинг был лучше и удобнее многих банковских программ. Когда ликвидность на рынке стала ограниченной, положение лизинговых компаний существенно ухудшилось, а для финансово-кредитных институтов лизинговые операции стали относиться к высокорисковым.
Это связано с тем, что в лизинговом контракте стейкхолдерами сделки выступают банки, а модераторами — лизинговые компании, которые привлекают заемные ресурсы у банка, затем передают их лизингополучателю и становятся собственником объекта лизинга. Лизинговые компании формируют договоры с клиентами и общаются с ними непосредственно. Банки, несмотря на то, что участвуют в проверке финансового состояния заемщика, с конечными получателями финансовых средств не общаются.
В случае наступления рисков снижения платежеспособности лизинговая компания, которой должен лизингополучатель, несет риски ответственности перед банком, поэтому в ходе реализации таких контрактов возникают не только риски информационной асимметрии, но и риски внеконтрактного поведения контрагентов, которые задерживают платежи и способствуют увеличению «проблемных активов» банка.
В условиях кризиса финансово-кредитные институты стали внимательно относиться к возможности формирования дополнительных доходов и поступлений от «других услуг» и операций. В настоящее время банки сами стремятся сопровождать лизинговые операции и оказывать клиенту дополнительные услуги (консалтинговые операции, помощь в ведении бухгалтерского учета и расчетно-кассового обслуживания).
Вместе с тем, как показывает практика, если банк и лизингодателя связывают долговременные договорные отношения, то контрагенты продолжают эффективно взаимодействовать и в изменившихся условиях. В условиях неопределенности экономики и повышенного риска при снижении платежеспособности лизингополучателя, лизингодатель выступает поручителем за клиента и должен обеспечить взыскание долга [2].
В условиях ограниченной ликвидности в наиболее приоритетных условиях оказались интегрированные финансовые группы и финансовые корпорации, которые имеют не только возможность обеспечить более конкурентные условия для своего бизнеса, но и обладают дополнительной информационной базой данных по клиентам (страховая история, кредитная история, налоговое поведение клиента)
Например, в финансовой корпорации «Уралсиб» взаимодействуют несколько финансовых операторов: лизинговая, управляющая, инвестиционная и страховые компании. Преимущества взаимодействия банка и лизинговой компании в рамках интегрированных бизнес-групп связаны с возможностью динамичного перераспределения ресурсов и капитала. В условиях увеличения рисков ликвидности для банков и лизинговых компаний приоритетным направлением является сохранение качества кредитного портфеля.
Лизинговые компании, принадлежащие производителям, находятся в лучших конкурентных условиях, чем независимые операторы. Лизинговые компании, которые входят в финансовые группы или корпорации, могут сократить количество сделок, но останутся на рынке вследствие интегрированного взаимодействия с клиентами.
В настоящее время наибольшей сферой лизинговой активности является грузовой автотранспорт, однако вследствие снижения объема транспортных перевозок лизинг грузового транспорта подвергается воздействию рисковых трендов.
Для большинства российских компаний в современных условиях, связанных с ограничением ликвидности, на первом месте стоит вопрос целесообразности осуществления долгосрочных инвестиций, а только затем вопрос о способе финансирования этих инвестиций.
Во время кризиса на первый план выходит не вопрос прибыли, а вопрос удержания или увеличения доли рынка при минимальной рентабельности в расчете на прибыль после кризиса. Именно поэтому компаниям необходимо осуществлять инвестиции. Стандартный инвестиционный проект является достаточно долгосрочным; прибыль от него не всегда ожидается в течение первого года, поэтому ориентироваться на современную ситуацию на рынке лизинговых услуг при планировании инвестиций на несколько лет не совсем верно.
Оценивая инструменты и технологии позиционирования лизинговых компаний и их контрагентов, можно сделать вывод о том, что меняется мотивация инвестиций (удержание или увеличение доли рынка вместо быстрой прибыли), но неизменной для бизнеса остается необходимость осуществления инвестиций в связи с тем, что у большинства российских компаний и отраслей сохраняется высокий уровень износа основных фондов.
По оценкам экспертов, в среднем по экономике он достигает 50%, а в отдельных отраслях, например в сельском хозяйстве, около 80%. В некоторых видах бизнеса, например в такси, полное обновление фондов осуществляется раз в три-четыре года в связи с высокой интенсивностью эксплуатации. Уже только по этим причинам предприятия будут вынуждены продолжать закупать новый транспорт, технику, оборудование, чтоб не произошла остановка бизнеса по причине выбытия имевшихся мощностей.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
174
С.А. ЛУШКИН
Таким образом, на обеспечение стратегии развития транснациональных компаний на российском рынке положительно влияют три очевидных источника спроса на лизинг во время кризиса: необходимость обновления фондов; инвестиционные цели отраслей с неэластичным спросом или производящих товары-субституты; инвестиционный спрос предприятий, работающих по государственным контрактам.
Если оценивать риски лизинговых контрактов, то они выступают основным ограничителем развития бизнеса, поскольку лизинговая компания стремится снизить риски взаимодействия с клиентами, не способными выполнять условия контрактов. При работе с рисками лизинговые компании выделяют следующие направления для формирования информационных параметров изучения потребительского спроса:
■ понимание бизнеса и отрасли заемщика;
■ изучение рынка и специфики того имущества, под которое предоставляется финансирование;
■ структурирование новых бизнес-процессов, нацеленных на предотвращение неплатежей и защиту интересов лизингодателя в случае дефолта заемщика.
Комплексное управление рисками основывается на выделении специфики бизнеса и отрасли заемщиков, с которыми взаимодействуют лизинговые компании. Каждой отрасли и типу бизнеса присущи специфические риски, так и специфические возможности снижения рисков. Например, специфические риски сельского хозяйства связаны с сезонностью производства, территориальной удаленностью и распределенностью бизнеса лизингополучателя, колебаниями цен на зерно, трудно прогнозируемыми инструментами и мерами государственной поддержки отрасли, которые могут нести отрицательный эффект для некоторых игроков.
С другой стороны, именно для сельскохозяйственных производителей наиболее доступно государственное финансирование и субсидирование процентной ставки, гарантии на уровне региональных бюджетов и т.д. Изучение конкретной отрасли и типа бизнеса позволяет не только понять, как оптимально выстроить управление рисками, но и создать продукт, который будет максимально соответствовать потребностям заемщиков.
Для формирования новой стратегии развития необходимо понимать, что будет происходить с имуществом, под которое предоставляется финансирование и которое является основным обеспечением сделки для лизингодателя. Первый антикризисный принцип: прибыль финансовой организации должна фиксироваться независимо от того, будет ли клиент исполнять свои обязательства.
Что касается ожидаемой стоимости активов, то на ее динамику оказывают влияние несколько разнонаправленных тенденций. Повышение стоимости будет происходить в отношении импортного транспорта и оборудования, во-первых, по причине ослабления рубля, во-вторых, по причине увеличения тарифов на ввоз импортных автомобилей и техники.
С одной стороны, к снижению стоимости будут вести такие факторы, как снижение спроса, в связи с чем на рынке появляются различные программы продвижения товаров и услуг, а также инструменты продвижения (отсрочки платежа, бонусы, скидки) со стороны производителей. Вместе с тем, размер скидок небезграничен, поскольку себестоимость машиностроительной продукции достаточно высока. Тем не менее можно ожидать снижения цен на вторичных рынках, поскольку при производстве новой продукции производители имеют возможность регулировать цену, ограничивая предложение в соответствии с упавшим спросом, в то время как объем предложения на вторичном рынке остается на прежнем уровне, хотя спрос может упасть в разы.
С другой стороны, подорожание валюты и импортных товаров, а также увеличение тарифов обозначат более высокий ценовой ориентир и для активов на вторичном рынке. Финансовый кризис показал. что как отечественные, так и иностранные лизинговые организации компании не имеют опыта работы с системными рисками, все отлаженные бизнес-процессы лизинговых компаний как финансовых операторов нацелены на работу с платежеспособными клиентами.
Эксперты выделяют два направления регулирования банками и лизинговыми компаниями ситуаций с неплатежами клиентов [3].
Первый и наиболее распространенный состоит в том, что финансовой организации невыгодны неплатежи и дефолт клиента даже в том случае, если риски полностью закрыты гарантией, поручительством, залогом, авансом и прочим обеспечением.
Второй подход состоит в том, что лизингодатель так структурирует сделку и защищает свои интересы, что ему не важно, платит клиент после этого или нет. Свою прибыль он получит в любом случае. Таких стратегий на рынке до кризиса было немного, но, по нашему мнению, сейчас их должно стать больше. Примером являются некоторые лизинговые компании, предлагавшие наиболее рискованные продукты, такие как «лизинг без оценки финансового состояния заемщика» или «лизинг для физических лиц».
В настоящий момент на рынке существует достаточно новых инструментов и технологий, позволяющих снизить риски кредитования и лизинга. Проблема состоит в том, что финансовые организации не умеют использовать эти способы, все их бизнес-процессы нацелены на работу с платежеспособными клиентами. Рассмотрим основные способы, позволяющие снижать риски финансирования, которым до сих пор уделялось недостаточно внимания:
• гарантии региональных фондов поддержки малого бизнеса (до 50% суммы сделки, вместе с авансом 30%, что позволяет закрывать риски сделки практически на 80% от суммы операций);
• гарантия обратного выкупа со стороны поставщика (закрывает риски при достаточной кредитоспособности самого поставщика);
• поручительства юридических и физических лиц;
• залог имущества.
Такие инструменты и технологи в условиях кризиса позволяют лизинговым компаниям оставаться на рынке и даже увеличивать портфель. Если лизингодатель настраивает свои бизнес-процессы на эффективную работу в случае неплатежей клиента, он может обеспечить себе прибыль и в этой ситуации. Важнейшим фактором, обеспечивающим ликвидность лизинговых операций, является «технологичность» лизингового продукта, позволяющая осуществлять выбор таких технологий и бизнес-процессов, которые наиболее гибко согласуются с возможностями клиента и компании.
Инструментами поддержки лизинговых компаний являются: высокий уровень авансовых платежей; рост процентной ставки по договору для эффективного управления портфельным риском; эффективная работа служб по урегулированию убытков и изъятию имущества при неплатежах; отлаженная система продажи изъятой техники; применение новых инструментов обеспечения экономической безопасности сделки.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
175
Лизинг сочетает в себе черты: простой аренды, кредитной сделки и инвестиционных отношений. Лизинговые отношения являются гибким инструментом, который позволяет реализовать инвестиционные схемы, направленные на обновление производственных фондов предприятия, в то же время проявляя принципы кредитных отношений: срочность, возвратность, платность; сохраняя, таким образом, суть банковского кредита.
Основным отличием лизинга от кредита является инвестирование заемных средств (на возвратной основе) исключительно в основной капитал, в то время как кредит может быть использован для целей пополнения оборотных фондов компании.
К преимуществам лизинговых операций можно отнести ряд налоговых льгот, предусмотренных для лизингополучателя, то есть компании, закупающей оборудование по лизинговому соглашению. На сумму лизинговых платежей может быть сокращен налог на прибыль, при этом оборудование, полученное в лизинг, амортизируется с коэффициентом три, то есть его балансовая стоимость сокращается в три раза быстрее, следовательно, снижается налог на имущество. Заключить крупное лизинговое соглашение для средней компании, не имеющей кредитной истории, может быть проще, чем получить заем.
Лизинговая организация рискует гораздо меньше, чем банк, так как предмет лизинга остается в ее собственности до тех пор, пока клиент полностью не закроет свои обязательства. Если учесть, что в лизинг приобретается преимущественно ликвидное оборудование и техника, спрос на которые в России только растет, то в случае невозможности вернуть деньги лизинговая фирма может быстро реализовать это оборудование.
Лизинг является мощным и гибким инструментом финансирования, который применим для широкого круга компаний — от корпораций государственного масштаба до сравнительно небольших предприятий. Несмотря на схожесть с кредитной схемой покупки оборудования, лизинговая операция имеет конкурентное преимущество для клиентов: законодательно закрепленный механизм ускоренной амортизации с коэффициентом равным 3, который, в сочетании с оптимизацией по уплате налога на прибыль и налога на имущество, способен дать значительный экономический эффект по сравнению с кредитом.
Лизинг включает в себя параметры инвестиционной сделки, связанные с тем, что решение об использовании той или иной схемы покупки основного средства потенциальный лизингополучатель принимает исходя из экономии расходов на его приобретение посредством анализа эффективности данного вложения. В этой связи лизинг выступает институциональной составляющей процесса управления инвестициями.
Инвестиционный механизм лизинга обеспечивает решение проблем, связанных с последовательным обновлением производственной инфраструктуры российских фирм и предприятий, которые, инвестируя в основные средства, способствуют ускорению научно-технического прогресса, повышают качество производимых работ, снижают издержки, увеличивают свою конкурентоспособность на рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вчерашние коллеги стали конкурентами // Банковское обозрение, 2009 г. № 5/8. С. 39.
2. Романов С.Е. Реализация антикризисных технологий управления рисками финансовых компаний // Эко-но-мический вестник Ростовского государственного университета, 2008. Том 7. № 3. С. 185.
3. Романовский Р. Четыре шага назад // Эксперт, 2009. № 38 (675)/5 октября http://www.expert.ru/piint-issues/expert/2009/38/4_shaga_nazad.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)