Научная статья на тему 'Особенности страхования лизинговых сделок на российском рынке финансовых услуг'

Особенности страхования лизинговых сделок на российском рынке финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
309
234
Поделиться
Журнал
Terra Economicus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / КРЕДИТНАЯ ЛИНИЯ / ЗАЛОГ / ПЕРЕЧЕНЬ РИСКОВ СТРАХОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ / АКТУАЛЬНЫЕ РИСКИ / ГИБКАЯ СИСТЕМА ТАРИФИКАЦИИ / ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Алуханян А. А.

В статье выделяются факторы ограничения страхования лизинговых операций, способы участия коммерческих банков в сопровождении лизинговых сделок, а также актуальные проблемы развития рынка лизинга в России.

Peculiarities of insurance of leasing transactions on the Russian financial services market

The article allocates some factors of restriction of insurance of leasing transactions, methods of commercial banks participation in leasing transactions and current issues of development of leasing market in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности страхования лизинговых сделок на российском рынке финансовых услуг»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ СДЕЛОК НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

АЛУХАНЯН А.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Донской государственный технический университет, e-mail: aaalukhanyan@yandex.ru

В статье выделяются факторы ограничения страхования лизинговых операций, способы участия коммерческих банков в сопровождении лизинговых сделок, а также актуальные проблемы развития рынка лизинга в России.

Ключевые слова: лизинговые операции; кредитная линия; залог; перечень рисков страхования лизинговых операций; актуальные риски; гибкая система тарификации; добросовестность лизингополучателя.

PECULIARITIES OF INSURANCE OF LEASING TRANSACTIONS ON THE RUSSIAN FINANCIAL SERVICES MARKET

ALUKHANYAN A.A.,

PhD, Associate Professor, Don State Technical University, e-mail: aaalukhanyan@yandex.ru

The article allocates some factors of restriction of insurance of leasing transactions, methods of commercial banks participation in leasing transactions and current issues of development of leasing market in Russia.

Keywords: leasing transactions; demand line of credit; collateral; the list of insured risks of leasing deals; up-to-date risks; flexible system of ratification; bona fides lessee.

JEL classification: G22.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, отсутствие запасных частей и т. д.) и недостаточной инвестиционной активностью. Одним из вариантов решения этих проблем может стать лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. Для организаций, развивающих свой бизнес, лизинг может стать эффективным финансовым инструментом и оптимальным способом для модернизации и расширения производственной базы, приобретения современного оборудования, транспорта, имущественного комплекса, а также для внедрения новых технологий.

Лизинг и традиционное кредитование являются банковскими продуктами для разных клиентов, так как лизинг нельзя напрямую приравнять к кредитованию, но, скорее, к доходным инвестициям в приобретение имущества, поскольку лизинг по российскому законодательству относится к инвестиционной деятельности.

При растущем спросе на финансовую аренду оборудования, финансовые институты рассматривают лизинг как эффективный инструмент размещения кредитных ресурсов. Создание отдельной лизинговой компании при банке обусловлено, в первую очередь, существенным различием в учете и отражении банковских и арендных операций. Кроме того, для банка собственная лизинговая компания - это способ минимизировать свои риски, поскольку у лизинговой компании своя инфраструктура, система риск-менеджмента и мониторинга, она самостоятельно работает с клиентом.

При возможном дефолте «заемщика» право собственности на финансируемое имущество может быть реализовано эффективнее, чем реализация договора залога того же оборудования.

Для лизингополучателей лизинг выгоден прежде всего налоговыми преференциями. Речь идет о возможности применения ускоренной амортизации, когда лизинговое имущество амортизируется с коэффициентом ускорения до 3,

© А.А. Алуханян, 2013

что позволяет соотнести потоки возврата инвестиций и себестоимости деятельности и оптимизировать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Так же преимуществом лизинга можно считать то, что в период действия договора лизинга предприятие имеет право не учитывать имущество как актив и, соответственно, кредит на его приобретение как пассив, что бывает в разных случаях привлекательно для формирования финансовой отчетности как по российским, так и по международным стандартам.

Формально кредитные организации участвуют в процессе лизинговой сделки, только финансируя ее - предоставляя кредитную линию лизинговой компании и получая в качестве залога переданное в лизинг оборудование. Необходимо отметить, что у многих банков есть свои лизинговые компании или подразделения, которые занимаются лизингом.

Традиционным видом лизинга в России является финансирование капитальных вложений (финансовый лизинг оборудования и недвижимости), которое помогает предприятиям провести модернизацию производства, приобрести новейшее оборудование и производственные здания. Иными словами, финансовый лизинг - это инструмент модернизации, позволяющий производственным компаниям быстро развиваться и быть конкурентоспособными (Васильев, 2007).

Вторым по востребованности направлением развития лизинга в России является возвратный лизинг. В этом случае собственник имущества продает его лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на это же имущество в качестве лизингополучателя. Такой инструмент позволяет компании оперативно получить средства на финансирование деятельности и на развитие.

Лизинговые сделки наиболее распространены в таких отраслях рынка, как лизинг энергетического оборудования, ж/д и подвижного состава, тяжелого машиностроения, металлургического оборудования, оборудования для нефтяной и газовой отрасли, в инвестиционных и инфраструктурных проектах в базовых отраслях экономики России.

Наиболее желательными признаками клиента лизинговой компании на данное время являются: его местоположение в Центральном федеральном округе (лучше в Москве или Московской области) или в Санкт-Петербурге и области, его высокая кредитоспособность и желание взять в лизинг новые легковые или грузовые автомобили или оборудование, которое можно профинансировать с помощью экспортных гарантий, а также его готовность оплатить достаточный аванс.

Как и на любой рынок, на рынок лизинга прямое влияние оказывает наличие спроса. В условиях кризиса (особенно, его острой фазы в России, конца 2008 - начала 2009 гг.) произошли большие изменения в поведении клиентов-потребителей лизинговых услуг. Предприятия реального сектора вначале были менее чувствительны к кризису, чем финансовые компании, поэтому в отмеченный период продолжали подавать заявки на лизинг, нацеленные на реализацию инвестиционных планов, разработанных до кризиса. Большинство этих заявок было отозвано спустя месяц, поскольку заемщики начали переосмысливать перспективы своего бизнеса и свои инвестиционные планы.

Таким образом, в условиях кризиса спрос на лизинг поддерживался необходимостью обновления фондов по причине их износа, инвестиционными целями отраслей с неэластичным спросом или производящих товары-субституты, инвестиционным спросом предприятий, работающих по государственным контрактам.

В период с 2008 по 2010 гг. в сфере лизинга изменилась мотивация инвестиций (удержание или увеличение доли рынка вместо быстрой прибыли), но не исчезла необходимость осуществлять инвестиции. Нельзя забывать и о том, что и в настоящее время в большинстве отраслей сохраняется крайне высокий уровень износа основных фондов. В среднем по экономике он достигает 50%, а, в отдельных отраслях, например, в сельском хозяйстве, 80%. В некоторых видах бизнеса, например в такси, полное обновление фондов осуществляется раз в три-четыре года в связи с высокой интенсивностью эксплуатации машин (Герасимов, 2012).

Необходимо также отметить, что российский рынок лизинга обладает огромным потенциалом и полностью не раскрыт в настоящее время. И как только начнется общая стабилизация финансовой системы и рост экономики, то начнется и рост рынка лизинга, причем большими темпами, что связано с тем, что рынок еще далеко не насыщен лизинговыми услугами. Те компании, которые сейчас выживут, в дальнейшем будут получать большие прибыли.

Несмотря на бурное развитие лизинга, эта деятельность в России сдерживается рядом факторов, преодоление которых позволит повысить эффективность и результативность лизинговых отношений.

Одним из таких факторов является несовершенство налогового и лизингового законодательства. В данном контексте, например, назрела необходимость законодательного определения возвратного лизинга, который неоднозначно трактуется налоговыми органами. В результате каждая сделка, в которой лизингополучатель и продавец являются одним лицом, становится объектом пристального внимания. В связи с тем, что отношение налоговых органов к интерпретации возвратного лизинга с годами не меняется, перспективы развития данного вида лизинга напрямую зависят от проработки нормативно-законодательной базы. Кроме того, необходима проработка законодательной базы в области финансовой аренды недвижимости и таможенного регулирования лизинговой деятельности.

Отдельным направлением дальнейшей активизации рынка лизинга является регулирование возврата НДС и страхование лизинговых сделок. От регулирования возврата НДС в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций в несырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики.

Рост объема лизинговых операций, расширение перечня возможных предметов лизинга увеличивают риск их утраты, повреждения или иного изменения, препятствующего нормальной реализации договорных отношений. В связи с этим весьма актуальными становятся вопросы об оценке рисков и о страховании лизингового имущества. В настоящее время в России страхуется не менее 95% находящегося в лизинге имущества (Самвелян, 2011). Несмотря на это, потери лизинговых компаний и банков, которые они несут в результате повреждения или утраты этого имущества, составляют значительные суммы.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

62

А.А. АЛУХАНЯН

Что касается оценки рисков, то лизинговым компаниям необходимо формировать соответствующие подразделения и развивать систему оценки рисков, гак как в России этим традиционно занимались лишь банковские и страховые структуры. Наличие аванса позволяет часть рисков перенести на клиента, но существующая тенденция по снижению авансов говорит о том, что лизинговые компании готовы брать на себя все большие риски. Поэтому, чем лучше будет организована работа с рисками на первом этапе оценки клиента, тем меньше в будущем будет неплатежей.

Страхованием лизингового имущества лизинговые компании уже занимаются, несмотря на то, что действующее законодательство не предусматривает обязательного страхования лизингового имущества, большинство лизинговых компаний вынуждено это делать. Договор заключается на период с момента поставки имущества продавцом до окончания действия договора лизинга. Страхователь и выгодоприобретатель по договору страхования предмета лизинга определяются в договоре лизинга. В большинстве случаев страхователем выступает лизингополучатель, а выгодоприобретателем - лизингодатель, в соответствии с распределением рисков между ними.

Страхование лизинга включает классические виды имущественного страхования, которые гарантируют компенсацию ущерба предмету лизинга в результате пожара, удара молнии, кражи или грабежа имущества, противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий, затопления водой и наступления прочих страховых случаев. Перечень рисков зависит от вида предмета лизинга.

Страхование финансовой ответственности лизингополучателей, т. е. возмещение страховой компанией лизинговых платежей в случае дефолта лизингополучателя, не получило должного развития на российском рынке лизинга, так как в рыночных условиях его стоимость должна быть сопоставима со стоимостью самой лизинговой услуги, что сделало бы сделку в итоге беспрецедентно дорогой для лизингополучателя. Поэтому большинство лизингодателей принимают риск на свой баланс и ограничиваются классическим страхованием.

Если страхователем является лизинговая компания, то перед процессом страхования оговариваются риски, которые необходимо включить в полис страхования. Поэтому часто передаваемое в лизинг оборудование страхуется по полному набору рисков.

Если страхователем является лизингополучатель, то лизинговая компания может указать в договоре лизинга, что она хотела бы видеть в полисе страхования. И, если лизингополучатель принес страховой полис, условия которого не соответствуют договору лизинга, то лизинговая компания вправе потребовать указать в полисе актуальные риски.

При оформлении страхового полиса необходимо проверить благонадежность лизингополучателя: проанализировать его платежеспособность на основе данных отчетности, сдаваемой в налоговые органы, получить информацию о том, не нарушал ли страхователь условия договора страхования в части оплаты страховой премии. Как правило, страховые компании проводят эти операции для собственной информации в силу специфики бизнес-процессов в страховании, но если возникли какие-то подозрения в недобросовестности лизингополучателя, то страховщик может обратить внимание лизинговой компании на данные факты.

Лидером российского рынка по страхованию лизинговых сделок является ОСАО «Ингосстрах», которая интересна лизинговым компаниям и банкам в качестве партнера с уникальным для России опытом работы на страховом рынке, предлагающая индивидуальные программы страхования исходя из требований и лизинговой компании, и лизингополучателя, и банка. Кроме того, гибкая система тарификации позволяет учесть все потребности клиентов. В настоящее время «Ингосстрах» сотрудничает с большинством банков и лизинговых компаний, представленных на территории России.

Фактором, сдерживающим развитие лизинга в России, можно назвать отсутствие у российских банков так называемых «длинных» кредитов. Иными словами, кредиты под лизинговые программы даются не более чем на 4-5 лет. За это время вполне может окупиться подержанная строительная техника, потому что сумма ежемесячного лизингового платежа в среднем меньше выручки от эксплуатации машины. В случае с новой техникой наблюдается обратная картина: при стоимости одной единицы порядка 1 млн евро, она не отрабатывает стоимость лизинга в первые 4-5 лет, и поэтому не каждое предприятие может позволить себе ее купить. Таким образом, для малых и средних предприятий получение длинных кредитов является инструментом для финансирования развития бизнеса.

Отсутствие «длинных» кредитов и масштабность рынка лизинга по объему денежных средств, вовлеченных в оборот, обострили проблему нехватки финансирования. В результате лизинговые компании вынуждены искать другой выход из сложившейся ситуации: они продолжают усиленно работать над увеличением собственного капитала, договариваться с менее требовательными региональными банками и пытаться привлечь западных инвесторов. Последнее становится для них все более актуальным и доступным, поскольку в условиях стабилизации ситуации на российском рынке все больше западных инвесторов готовы вкладываться в российские компании, и, кроме того, зарубежные средства оказываются традиционно дешевле отечественных.

Специфическими причинами и тенденциями, сдерживающими развитие лизингового бизнеса в регионах, являются:

♦ отсутствие достаточного уровня свободного финансового капитала для долгосрочных вложений, основная доля которого обращается в европейской части России;

♦ слабость местных лизинговых компаний, а также нежелание крупных российских лизинговых компаний продвигаться в регионы, поскольку им достаточно сложно оценить риски, особенно при работе в «узких» сегментах рынка;

♦ «фиктивный» лизинг. Некоторые местные лизинговые компании зачастую являются «карманными» компаниями крупных корпораций и в большей мере служат целям минимизации налогов;

♦ слабое участие региональной власти в развитии лизинговой деятельности.

Одним из направлений повышения эффективности лизинговой деятельности является развитие инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в России, должна включать в себя более широкую

сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения. Последняя должна содержать не только информацию о лизинговых компаниях и предлагаемых услугах, но и статистическую базу по дефолтам, кредитные истории заемщиков и сведения по рыночной стоимости их активов. Неразвитость системы информационного обеспечения приводит к тому, что при оценке рисков лизинговой компании приходится опираться на управленческую отчетность клиента либо привлекать к сделке поручителя, финансовое состояние которого позволяет нести солидарную ответственность по исполнению обязательств лизингополучателем перед лизингодателем.

Развитие инфраструктуры лизингового рынка включает в себя и развитие региональной сети, связанное с открытием представительств и офисов в других городах, с решением кадровых проблем, повышением уровня сервиса. Очевидной перспективой представляется пролонгация отношений от услуг непосредственно финансовой аренды к дополнительному сервису, например, к дальнейшему техническому обслуживанию, если речь идет об оборудовании.

Таким образом, эффективность лизинговой деятельности в России зависит от множества факторов. Основными из них являются: развитие нормативно-законодательной базы, совершенствование системы информационного обеспечения лизинговых отношений, развитие банковской кредитной системы, повышение профессионализма лизинговых компаний при работе с клиентами, продвижение на рынок лизинговых услуг новых лизинговых продуктов и страхование лизинговых сделок как инструмент снижения рисков в современных экономических условиях.

ЛИТЕРАТУРА

Васильев Н.М. (2007). Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. М.

Герасимов Д. (2012). Особенности страхования лизинговых сделок // Банковское обозрение. № 10 (165). октябрь.

Самвелян Р.В. (2011). Перспективы развития рынка лизинга в России // Финансы и кредит. № 3 (435).

REFERENCES

Vasilyev N.M. (2007). Leasing as a mechanism for the development of investment and entrepreneurship. M.

Gerasimov D. (2012). Features insurance leasing transactions // Bankovskoye obozreniye. № 10 (165). October.

Samvelyan R.V. (2011). Prospects for the development of the leasing market in Russia // Finansy i kredit. No. 3 (435).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2