СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА
ПЛУЖНИКОВА Е.С.,
аспирант кафедры «Финансы и кредит», Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: [email protected];
АКИНИН П.В.,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит», Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается лизинг как одна из форм инвестиционной деятельности, анализируются формы и методы лизинговой деятельности в зарубежных странах, конкретизируется место лизинга в отечественной практике. Рассматривается страновая структура международного лизингового бизнеса.
Особое внимание уделяется анализу совершенствования механизма лизинговых сделок. Рассматриваются перспективы развития финансового лизинга в России, как одной из возможных форм капитальных вложений, а также специфика лизинга как экономической категории. В статье исследуются проблемы и перспективы развития лизинговой отрасли, как на отечественном рынке лизинговых услуг, так и за рубежом. Обобщены основные проблемы российского лизингового рынка. Исследование опирается на статистические данные. Результаты исследования могут быть использованы лизинговыми организациями при разработке инвестиционной стратегии.
Ключевые слова: международный финансовый лизинг; инвестиционные займы; инвестиции; лизинговые операции; лизинговое законодательство.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
PLUZHNIKOVA E.S.,
Graduate student of the department of «Finance and Credit», North-Caucasian Federal University, e-mail: [email protected];
AKININ P.V.,
Doctor of Science, Professor of the department of «Finance and Credit», North-Caucasian Federal University, e-mail: [email protected]
In article leasing as one of forms of investment activity is considered, forms and methods of leasing activity in foreign countries are analyzed, the leasing place in domestic practice is concretized. The country structure of the international leasing business is considered. The special attention is paid to the analysis of improvement of the mechanism of leasing transactions. Prospects of development of financial leasing in Russia, as one of possible forms of capital investments, and also specifics of leasing as economic category are considered. In article problems and prospects of development of leasing branch, as in the domestic market of leasing services, and abroad are investigated. The main problems of the Russian leasing market are generalized. Research is guided by statistical data. Results of research can be used by the leasing organizations when developing investment strategy.
Keywords: international financial leasing; investment loans; investments; leasing operations; leasing legislation.
JEL classification: L80, L81.
© Е.С. Плужникова, П.В. Акинин, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
Становление экономики любой страны невозможно без активизации инвестиционных процессов. Возможности осуществления значительных реальных инвестиций за счет инвестиционных займов, государственных капитальных вложений и самоинвестиций по известным причинам весьма ограничены. Это определяет особую роль международного финансового лизинга как важного механизма финансирования вложений в производственные активы. Инвестиционные займы и финансовый лизинг являются основными механизмами взаимодействия финансового и производственного капитала, способами превращения финансовых инвестиций в реальные инвестиции. Финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения денежных средств. Поскольку лизинг является одной из форм инвестиционной деятельности, то общепринятые экономические методы оценки инвестиций применимы при анализе и планировании лизингового процесса. Конечно же, международный лизинг как способ финансирования инвестиций имеет свои особенности. Поэтому специально для организации и проведения лизинга необходимо разрабатывать методики (Дун, 2010). Темпы прироста российского лизингового рынка в 2012 г. оказались в 8 раз выше темпов прироста общеевропейского рынка. По данным Leaseurope, прирост новых сделок в Европе составил в 2012 г. 7,7% (по данным 28 стран, без учета изменений курсов валют), сумма нового бизнеса достигла 256,6 млрд евро (в 2011 - 237,5 млрд евро) (рис.1) (Доступно на: http://raexpert.ru).
Рис. 1. Темпы прироста российского лизингового рынка в 2007-2013 гг.
Таким образом, в текущем году возможны два сценария. Оптимистичный предполагает нулевой рост железнодорожного сегмента и умеренный рост большинства прочих сегментов рынка (в первую очередь автотранспорта), сопоставимый с 2012 годом. В этом случае мы ожидаем прирост объема новых сделок на уровне 8%. Пессимистичный сценарий (базовый) предполагает дальнейшее сокращение сделок с подвижным составом (в пределах 15%) и слабый рост остальных сегментов рынка. Такой вариант развития событий, на наш взгляд, является более вероятным с учетом замедления экономики, текущей конъюнктуры рынка и высокой чувствительности лизинга к снижению инвестиционной активности. В случае пессимистичного сценария темпы прироста рынка составят около 0%, сумма новых сделок останется около 1,32 трлн руб.
Новые сделки в сегментах оборудования и автотранспортных средств продемонстрировали рост на 22,6 и 17,5% соответственно. При этом сделки в сегменте недвижимости сократились на 18,5% (в 2011 г. сокращение составило 13%). На российском рынке сегмент лизинга недвижимости вырос за 2011 г. на 50%, сегменты легкового и грузового транспорта выросли в сумме на 82%. Среди европейских стран российский лизинговый рынок занял 5-е место в 2012 г. по объему новых сделок, так же как и в 2011 г. (табл. 1), доля России в общеевропейских контрактах увеличилась на 2,4 п.п. и составила около 7,1% (Доступно на: http://raexpert.ru).
Таблица 1
Объем лизингового рынка стран Европы в 2011-2012 гг., млн евро
№ Страна 2012, млн евро 2011,млн евро Изменение, %
1 Германия 47636 43800 8,76%
2 Франция 39623 36415 8,81%
3 Соединенное Королевство 38143 35933 6,15%
4 Италия 27409 29801 -8,03%
5 Россия 18124 11177 62,16%
6 Швеция 10266 9711 5,71%
7 Испания 8797 10996 -20,00%
8 Нидерланды 8499 7130 19,2%
9 Швейцария 8361 7126 17,32%
10 Польша 7558 6832 10,62%
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА.
75
Развитие лизинга в России требует не только обобщения теории и практики, накопленной в различных регионах страны, но и всестороннего анализа форм и методов организации лизинговой деятельности в зарубежных странах и особенно в промышленно развитых. Международный лизинг чаще всего является финансовым лизингом, поэтому в дальнейшем будем говорить о международном финансовом лизинге. Международный финансовый лизинг - это сделка лизинга имущества, предоставляемого в наем с пресечением границ стран - участниц лизинговой сделки, попадающая под таможенное и валютное регулирование, причем хотя бы одна из сторон лизинговой сделки (лизингодатель, лизингополучатель, поставщик или банк, финансирующий сделку) должна быть резидентом другой страны. Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х гг., таким образом, США стали родиной нового бизнеса. В табл. 2 приведены этапы развития мирового лизингового рынка.
Таблица 2
Этапы развития мирового лизингового рынка
Период Страны
Начало 50-х гг. XX в. США
Конец 50-х гг. XX в. Австралия, Канада, Великобритания
60-е гг. XX в. Япония, страны Западной Европы
70-80-е гг. XX в. Наиболее динамично развивающиеся страны Азии и Латинской Америки
Конец 80-х - настоящее время Страны Восточной Европы, страны СНГ, наименее развитые страны Азии и Африки
На сентябрь 2011 г. современный мировой рынок лизинговых услуг охватывает более 80 стран, в основном развитых и развивающихся. Масштабы лизинговых операций могут быть охарактеризованы несколькими показателями, главными из которых являются объем инвестиций в оборудование, сдаваемое в лизинг и его балансовая стоимость. На рис. 2 представлена страновая структура международного лизингового бизнеса на начало 2011 г. и начало 2012 г.
20% / 3%п_2 1 °А% Г4 2011
/ 1 / □ Австралия и Новая Зеландия
32% V. □ Северная Америка □ Азия □ Европа □ Южная Америка
Рис. 2. Страновая структура международного лизингового бизнеса 2011 и 2012 гг., %
Из рисунка видно, что лизинговый рынок сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западная Европа и Азии, на долю которых приходится большая часть объема лизинговых сделок в мире - примерно 94% (на начало 2011 г.) и 89% (на начало 2012 г.), в том числе доля США, Японии, Великобритании и Германии превышает 70% (Доступно на: www.leaseurope.ru). Однако следует отметить, что отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона, поскольку у каждого из сложившихся на сегодня региональных рынков лизинговых услуг имеются некоторые специфические особенности, в т. ч. и в лизинговом законодательстве. Так,
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3
например, в Европе широко используется лизинг транспортных средств. Причем как для производственных целей, так и в личное пользование. По данным издания «Европейский лизинг», до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили. Прирост лизинга автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильные компании вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм как наиболее эффективный. Остальное приходится на лизинг производственного оборудования, морских судов, самолетов, компьютеров и другие объекты (Доступно на: www.imf.org).
В результате проведенного анализа следует отметить, что мировой рынок лизинговых услуг неоднороден и включает множество сегментов, различающихся по формам лизинга, типу оборудования и странам. Изучение его конъюнктуры базируется на анализе спроса-предложения на арендуемое оборудование с учетом ею цены и качества сопутствующих услуг. Помимо мировых тенденций интеграции и глобализации экономики, влияющих на конъюнктуру товарных рынков машин и оборудования, действует ряд специфических факторов, свойственных рынку лизинговых услуг. Среди них:
1. Спрос и предложение лизинговых услуг, цена, качество обслуживания арендуемого оборудования.
2. Политика крупнейших лизинговых компаний и контролирующих их банков.
3. Положение в кредитно-финансовой сфере.
4. Законодательство, регулирующее лизинговый рынок, в частности ограничивающее деятельность иностранных лизингодателей. По нашему мнению, международный лизинг получил бурное развитие в последние десятилетия благодаря использованию техники построения операций на налоговой основе и с привлечением дополнительных источников финансирования. Это подталкивает инвесторов и производителей обратить внимание на страны, где их права менее ограничены, более защищены и привлекательны для осуществления лизинговых операций.
ЛИТЕРАТУРА
Дун И.Р. (2010). Инвестиционные возможности международного лизинга // Лизинг. № 26 (410).
REFERENCES
Dun I.R. (2010). Investment possibilities the international leasing. Leasing. N>. 26 (410).