Научная статья на тему 'Лизинг для малого бизнеса'

Лизинг для малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА ПО ЛИЗИНГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ / ЛИЗИНГОВЫЙ ПРОЦЕНТ / ЛИЗИНГОВАЯ МАРЖА / СОВОКУПНЫЙ ЛИЗИНГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ / АВТОЛИЗИНГ / BUDGET SUPPORT OF LEASING PAYMENTS / LEASING INTEREST / LEASING MARGIN / AGGREGATE LEASING PORTFOLIO / AUTOMOBILE LEASING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Ольга Александровна

Руководители российских лизинговых компаний, помня об уроках кризиса, акцент в стратегии 2012 г. сделали на повышение эффективности управления бизнесом и диверсификацию портфеля. Ключевой тенденцией рынка стал поворот лизинговых компаний в сторону малых и средних предприятий, в силу чего обострилась конкуренция в сегменте автолизинга и значительно расширены продуктовые линейки. С поворотом к малому бизнесу эксперты связывают новое качество роста лизингового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leasing for small business

Keeping in mind what the economic crisis taught them, the directors of Russian leasing companies in their 2012 strategy put a special emphasis on increasing the effectiveness of business management and on diversifying their portfolios. The key market tendency was that leasing companies turned towards small and medium-sized companies which led to the intensification of competition in automobile leasing segment and a considerable increase of product ranges. This turn to small businesses has, in experts’ opinion, produced a new quality of leasing market growth.

Текст научной работы на тему «Лизинг для малого бизнеса»

О.А. Дмитриева

ЛИЗИНГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Восстанавливаясь после кризиса 2009 г., лизинг в России рос быстрее других секторов финансового рынка. Темпы прироста по объему новых сделок 130% за 2010 г. и 80% за 2011 г. не могут не впечатлять. Даже ожидаемое экспертами замедление прироста в 2012 г. до 20% было перекрыто уже в I полугодии — 34%. Между тем руководители лизинговых компаний, помня об уроках кризиса, акцент в стратегии 2012 г. сделали на повышение эффективности системы управления бизнесом и диверсификацию портфеля. Ключевой тенденцией рынка стал поворот лизинговых компаний в сторону малых и средних предприятий, в силу чего обострилась конкуренция в сегменте автолизинга и были значительно расширены продуктовые линейки.

В ст. 2 закона «О финансовой аренде (лизинге)» (ФЗ-164 от 1998 г.) и ст. 1 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (ФЗ-16 от 1998 г.) лизинг определяется как «вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

В экономически развитых странах, где лизинг как форма финансовой аренды активно развивается с 1960-х гг., его доля в объеме инвестиций в основной капитал составляет 20-30% (в России менее 15%), доля лизинга в ВВП — 6% (в России в 2012 г. — 2,8%).

Плата за риск

Все чаще после сравнения эффективности лизинга, кредита и прямой покупки бизнес выбирает лизинг. Финансовая аренда основных фондов в отсутствие длинных финансовых ресурсов (на 3-7 лет) занимает собственную нишу в линейке финансовых инструментов. Правда, по оценке экспертов, к лизингу в России прибегают в 3 раза реже, чем к кредиту.

Вместе с тем лизинг пользуется большим спросом у малых и средних предприятий (МСП), т.е. у тех, кто не рассчитывает на получение кредита, не имеет свободных средств на покупку оборудования или обременен высокой кредитной нагрузкой. Потребность же у них, как и у частных предпринимателей, в грузовом и пассажирском автотранспорте, оборудовании по производству стройматериалов, переработке сельхозпродукции, в специальной строительной технике, полиграфическом оборудовании, офисной технике и пр. с оживлением экономики многократно возросла.

Что же готовы в 2012 г. лизинговые компании предложить МСП, чтобы сделать лизинг комфортным и доступным? Конечно, основным для

110

малого бизнеса остается низкий порог входа на рынок и «дешевые» деньги. Поэтому лизинговая компания Arval, как говорит генеральный директор Сергей Дианин, в этом году представляет лизинговые схемы сделки на условиях простых и быстрых процедур получения одобрения, приемлемых цен, в сжатые сроки получения предмета лизинга.

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК, считает, что рынок в сделках с малым бизнесом должен позаботиться в первую очередь о снижении ставок и размера авансовых платежей.

Госпрограмма поддержки МСП, по словам Алексея Акиндинова, председателя подкомитета ТПП РФ по лизингу, в 2012 г. нацелена прежде всего на поддержку субъектов, ведущих инновационную деятельность и выпускающих высокотехнологичную продукцию на основе собственных запатентованных научных разработок. Такие клиенты могут получить долгосрочное финансирование, используя принадлежащий им патент в качестве обеспечения. Это, по оценке экспертов, весьма перспективное направление.

«Сбербанк Лизинг», как рассказал Кирилл Царев, и.о. генерального директора, запустил стандартизированную линейку розничного бизнеса, представленную 11 продуктами в сегментах легкового и грузового транспорта, а также спецтехники. Компания также планирует совместно с крупнейшими производителями и поставщиками автотехники запуск сервисных программ.

Преимущества лизинга, по отзывам предпринимателей, касаются времени принятия решения; оно в несколько раз меньше, чем по кредиту. По словам Кирилла Царева, максимальный срок принятия решения в «Сбербанк Лизинге» для конвейерного продукта малого бизнеса — 10 часов, рекорд пока 6. Меньше для лизинга и количество процедур, требуемых сведений и соответственно число отказов (по статистике, 40% удовлетворенных заявок). В случае форс-мажорных обстоятельств имущество может быть возвращено лизингодателю.

Алексей Акиндинов подчеркивает, что устойчивые, прочные связи лизинговых компаний с ведущими производителями и поставщиками оборудования и автотранспорта помогают максимально точно подобрать оборудование для клиента.

Между тем для малого бизнеса лизинг остается дороже кредита — ставка размещения по лизингу несколько выше ставки по кредиту. И это понятно: плата за риск. Однако финансовая система приветствует, когда малые предприятия начинают свою кредитную историю именно с лизинга.

Круги роста

В 2011 г. рост совокупного портфеля лизинговых компаний (1,86 трлн руб.) происходил на фоне значительного снижения доли просроченных платежей — ниже 1% (0,77% портфеля). Эксперты связывают его с общим

111

увеличением объемов сделок и урегулированием проблемных договоров, а также с ростом спроса МСП, чьи предметы лизинга обладают меньшей стоимостью и большей скоростью списывания. Владимир Добровольский говорит, что «скачок спроса, например, по дорожно-строительной технике был настолько гигантским, что его невозможно объяснить просто нашими маркетинговыми усилиями и сезонностью рынка». Конечно, в рекордных объемах нового бизнеса в 2011 г. большую роль сыграли крупные игроки. Так, сумма новых сделок у «ВЭБ-лизинга» выросла в 3,4 раза, у «ВТБ Лизинга» — в 3,7, у «Сбербанк Лизинга» — в 1,6.

Восстановив объемы, в 2011 г. крупные игроки стали уделять больше внимания сбалансированности и устойчивости портфеля, заботясь о повышении прибыльности и снижении рисков, разрабатывая наряду с корпоративными конвейерные (розничные) продукты. Вследствие этого в 2011-2012 гг. лидеры один за другим объявили о пересмотре стратегий развития, встав на путь широкой региональной экспансии и присутствия во всех рыночных сегментах. Связано это с большей востребованностью, но меньшей доступностью лизинга в регионах из-за проблем с фондированием. Между тем в 2011 г. география лизинговых услуг продолжала концентрироваться (см. табл. 2) вокруг Москвы и Питера, которые оттягивают на себя почти половину новых сделок — 48,9% (2010 г. — 50,8%). Но если Питер несколько снизил долю, то Москва, напротив, подняла на 3,7%. Более половины сделок совершено в Центральном ФО, включая Москву (51,4%). Среди существенных изменений — двойной рост в Уральском ФО — с 9 до 18,3%.

Чтобы преодолеть региональные пустоты, в 2011 г. лизинговые компании нарастили число филиалов с 390 до 510. Наиболее активно расширялись «ВЭБ-лизинг» (+43 филиала), «Сбербанк Лизинг» (+23) и «Carcade Лизинг» (+19). Для присутствия во всех рыночных сегментах лидеры начали разрабатывать линейки розничных программ. «ВЭБ-лизинг», например, увеличил розничное направление в 4 раза, тогда как корпоративное — лишь в 2. Конечно, программу работы с МСП компания только разворачивает, опираясь на 87 представительств в 70 городах страны. Для «ВЭБ-лизинга» 15 млрд руб. в сегменте автолизинга — весьма незначительная сумма, но это лишь начало. Кстати в этом сегменте ожидается рост после завершения антикризисной программы льготного автокредитования, а также в связи с госпрограммой финансирования инноваций и модернизации для МСП.

«Сбербанк Лизинг», по словам Кирилла Царева, ставит целью «обеспечить необходимым оборудованием — от компьютера и автомобиля до самолета и парохода — весь бизнес страны». В ближайшее время компания планирует увеличить до 15-20% долю сделок с малым и средним бизнесом, запустив совместно с одним из территориальных банков пилотный проект по продаже конвейерных продуктов через его сеть, а также через сеть «Сбербанка». Конечно, это потребовало «изменений в организацион-

112

ной структуре, вызванных вектором развития и вызовами рынка». Сейчас «Сбербанк Лизинг» завершает модернизацию риск-менеджемента, андеррайтинга и кредитного управления по стандартам «Сбербанка», а также управления; введены измеримые процессные показатели, грейды, индивидуальные планы. Пересмотр технологий работы сопряжен с переходом к агрессивной линии в стратегии, в т.ч. в розничном направлении. Об этом свидетельствует то, что если сейчас «Сбербанк Лизинг» получает еженедельно 100 заявок, то к концу 2012 г. рассчитывает на 400.

Игра в лизинг

Ужесточение конкуренции в розничном секторе лизинга сопряжено с переходом к клиентоориентированной модели бизнеса. Введение оценки качества услуг и удовлетворенности клиентов подхватили независимые игроки. И вот уже пошла перестройка технологий работы с клиентом, правил игры, а значит, и институтов рынка. Неслучайно Кирилл Царев видит конкуренцию именно в развитии внутренних процессов управления: «Кто делает эффективнее процесс, тот вырывается вперед».

На изменения правил игры на рынке указывают и результаты первого в России исследования условий лизинга и качества работы лизинговых компаний в 2011 г., проведенного компанией «Новые маркетинговые решения» по технологии mystery shopping — «тайный клиент», широко используемой в мировой практике.

После создания полноценного прототипа компании-лизингополучателя с отчетностью, подробной легендой о направлениях деятельности и детально проработанным запросом на автотранспорт, специальное оборудование и недвижимость «клиент» обратился в 41 ведущую российскую лизинговую компанию с наибольшими портфелями по сделкам (крупнейшие игроки не рассматривались). «Клиент», по легенде, был представлен группой подмосковных компаний, включая два ООО и ИП, имеющих отличные финансовые показатели. Как результат, все лизингодатели предварительно были готовы профинансировать проект. Общение велось по телефону и электронной почте.

Запрос: производственная линия от зарубежного изготовителя, имеющего представителя в России, под строительные материалы стоимостью 7,15 млн руб., срок изготовления линии — 3 месяца. Поставщик требует аванс 50%. Желаемые условия лизинга: срок — 4 года, аванс, оплачиваемый лизингополучателем, — 25%, платежи равные. Клиент указал на возможность существенного расширения производства. Под развитие проекта надо подобрать производственное помещение в Подмосковье стоимостью 25 млн руб., срок — 7 лет, аванс — 25%, платежи равные. Кроме того, нужен коммерческий автомобиль стоимостью 1 млн руб. определенной марки. Желаемые условия лизинга: срок — 3 года, аванс — 20%, платежи равные.

113

Коммерческие предложения под оборудование прислала 31 компания. Минимальные расчетные процентные ставки предложили «РБ Лизинг» (ЛК «БСЖВ Лизинг») — 15,94%, «Юниаструм Лизинг» — 16% (международная группа Банка Кипра) и «Юникредит Лизинг» — 16,06%. Все они связаны с иностранными банками и имеют наиболее благоприятные условия для фондирования. Наивысшая ставка оказалась у компании «Система Лизинг 24» (банк ВТБ 24) — 28,15%, которая работает в сегменте МСП. Средняя расчетная процентная ставка для лизинга оборудования получилась 20,68%.

Многие компании были готовы изменить условия сделки после информации о получении более привлекательных предложений от других компаний. Предложили улучшить условия «РЕСО-Лизинг», «БизнесАльянс» и «РМБ-Лизинг». В последней были готовы к изменению условий почти на 1 млн руб.

В автолизинге минимальная расчетная процентная ставка оказалась все у тех же лидеров: «Юникредит Лизинг» — 12,8%, «РБ Лизинг» — 14,3% и «Кредит Европа Лизинг» (вошла в пятерку лидеров по сегменту оборудования) — 16,7%. Среди компаний, связанных с автопроизводителями — ЛК «Скания Лизинг», «Бизнес Кар Лизинг» («Тойота»), «ВФС Лизинг» («Вольво»), «Афин Лизинг Восток» («Ивеко»), «КАМАЗ ЛИЗИНГ», — ставки оказались ниже средней. Последние позиции заняли ЛК «Столичный лизинг» со ставкой 33,05%, ориентирующаяся на малый бизнес, и «Элемент Лизинг» (28,32%), где клиентам, по оценке экспертов, получить одобрение на лизинг проще. Помимо снижения ставки сектор автолизинга предложил снизить стоимость машины, что также весьма интересно.

Наиболее низкие ставки показали компании с более жесткими требованиями к лизингополучателям. Но это не касалось других условий сделок — сроков, размера аванса, графика платежей, требований к финансовому состоянию и дополнительному обеспечению.

С недвижимостью ситуация оказалась проще: из 41 компании на запрос откликнулись только пять: Europlan, «ЭКСПО-лизинг», «Индустриальный лизинг», «Юникредит Лизинг» и «Юниаструм Лизинг». Если «Юниаструм Лизинг» и «Юникредит Лизинг» предложили ставку 16,0% и 16,9%, финансирование на срок до 10 лет с авансом 25-30%, то условия остальных оказались по всем позициям менее привлекательными. Неожиданностью оказалось то, что хотя большинство компаний предлагает услуги по лизингу недвижимости, реально в секторе работает лишь 10-12 компаний. Между тем спрос на недвижимость есть, особенно в сегменте уникальных крупных проектов. Так, «Сбербанк Лизинг» в 2011 г. провел две весьма сложные сделки: в Уфе по покупке ТЦ «Центральный» (3 млрд руб., сроком на 10 лет) и в Москве — здание б. банка «Империал» на Б. Якиманке для «Уралвагонзавода». Сдерживает развитие сегмента весьма большой объем оформления документов и пробелы в законодательстве.

114

Клиентоориентированность оценивалась (по 5-балльной системе) по 5 критериям:

• легкость дозвона до нужного сотрудника;

• быстрота предоставления коммерческого предложения;

• общее впечатление от общения с менеджером (внимательность, корректность об-щения);

• компетентность по ключевым вопросам сделки;

• заинтересованность в клиенте (встречные звонки, предложения по улучшению ус-ловий и т.д.).

На их основе рассчитывали рейтинги по двум секторам и интегральный рейтинг ком-пании.

В секторе автолизинга практически все компании показали оценки не менее 4 баллов. По сектору оборудования разброс оценок шире: некоторые компании не поднялись вы-ше 3 баллов, т.е. общий уровень клиентоориентированности можно оценить как удовле-творительный, но невысокий. Понижение балльности связано с неаккуратностью пред-ставления предложения, некомпетентностью в специальных вопросах. Из 34 компаний 4 набрали менее 4 баллов. По интегральной оценке высшие позиции (с 5 баллами) заняли ЛК «Медведь» и «ФБ-Лизинг», которые в рейтинге «Эксперт РА» по данным, например, за 2011 г., занимали места в четвертом десятке. Еще 7 компаний показали близкие к ним результаты (4,8 балла). 4,6 балла набрали 8 компаний. Уровень клиентоориентированно-сти у половины компаний — 17 из 34 — можно оценить как отличный и очень хороший, что отрадно.

Как видим, рост клиентоориентированности рынка сопряжен с усилением борьбы за платежеспособного клиента не только в крупном и среднем сегментах, но и в секторе конвейерных продуктов, что, естественно, понижает рентабельность бизнеса. Выход Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинг», видит во включении в лизинговую сделку широкого спектра дополнительных услуг.

Общими усилиями

По словам Владимира Добровольского, с появлением государственных лизинговых программ, включая программы «ГТЛК», «ВЭБ Лизинг», «Росагролизинг» и других госкомпаний, ставки по лизингу для МСП стали существенно ниже ставок по кредиту в коммерческих банках. Олег Ли-товкин, генеральный директор ЛК «Уралсиб», уверен, что госпрограмма позволит объединить усилия и создать эффективную инфраструктуру по финансированию предприятий МСБ через механизм лизинга, поддерживая предпринимательскую активность бизнеса в регионах.

Руководители региональных лизинговых компаний полагают, что рост спроса на лизинг в 2011-2012 гг. во многом стимулировали федеральная программа и программы областных фондов поддержки малого предпринимательства. Так, генеральный директор компании «Ураллизинг»

115

Андрей Истомин считает, что поддержка малого и среднего бизнеса и субсидирование первых взносов стали дополнительным стимулом для оформления имущества в лизинг в 2011 г.

В программу господдержки малого и среднего бизнеса входят кредитные продукты, часть которых разработана для начинающих бизнес, часть — для состоявшихся, что помогает учесть их специфику и потребности в обновлении основных фондов. Поддержка через федеральные и региональные программы предусматривает субсидирование первых взносов, части затрат, связанных с уплатой процентов по договорам лизинга, а также выделение начинающим целевых грантов. Но подходы в регионах различаются.

В Новосибирской области, например, сумма бюджетной поддержки по лизинговым платежам определена в объеме 25% от договора лизинга и 25% оставшихся после уплаты аванса лизинговых платежей, но не выше сумм платежей в областной бюджет, оплаченных предприятием-получателем поддержки.

В Челябинской области малым и средним предприятиям единовременно предоставляются субсидии в размере 2/3 суммы уплаченного лизингового процента как разницы между лизинговым платежом и его частью, предназначенной для возмещения затрат лизинговой компании по приобретению имущества.

В Приморском крае действует программа по возмещению 50% документально подтвержденных затрат по лизинговым платежам, привлеченным не ранее 1 января 2005 г. на срок не более 5 лет. Общий объем субсидий не превышает 500 тыс. руб.

Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства предусматривает субсидии до 1 млн руб. на возмещение затрат на уплату авансового платежа по договорам лизинга для субъектов МСП, действующих в сфере промышленного производства и внесших авансовый платеж не ранее 15 ноября 2009 г. Субсидии субъекту не должны превышать 80% авансового платежа и 30% общей суммы договора лизинга.

В 2012 г. «Росагролизинг», как заявил генеральный директор Валерий Назаров, планирует выделить 9,5 млрд руб. на поставку техники фермерам по льготным лизинговым схемам.

Вызовы рынка

Важнейшие угрозы для лизингового бизнеса в 2012-2013 гг. компании видят в нехватке заемного финансирования и длинных денег. Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, «обеспокоен появившимися предложениями по ужесточению условий работы лизинговых компаний, в частности предложением отменить амортизационные льготы, плюс к тому пора решить вопрос с регистрацией залога движимого имущества». С ним согласен Максим Агаджанов, считая также ключевой угрозой рынку отрицательную судебную практику по защите имущественных прав лизингодателей.

116

С ростом напряженности в Еврозоне и усилением банковского регулирования Андрей Коноплев, генеральный директор компании «ВТБ Лизинг», связывает повышение на 1-2% ставки на межбанковском валютном рынке с 1 июля 2011 г. по 1 июля 2012 г. По опросу «Эксперт РА», 73% компании отметили удорожание заемных средств в 2012 г. Компании попадают в ножницы: ужесточение требований ЦБ вынуждает банки повышать дисконты по залогам, а конкуренция на рынке — снижать размер аванса. В результате лизинговые компании вкладывают все больше собственных средств в реализуемые сделки, что, по словам Владимира Добровольского, активно снижает маржу лизинговых компаний. Уже последовала реакция кредитных организаций, поднявших стоимость займов и предложивших пересмотреть ставки по ранее выданным кредитам, в т.ч. лизинговым компаниям. Лизинговым компаниям здесь может помочь получение рейтинга кредитоспособности.

Неслучайно 62% руководителей лизингового бизнеса, опрошенных «Эксперт РА» в конце 2011 г., заявили, что ожидают замедление темпов прироста рынка до 20% и что объем нового бизнеса не превысит 1,5 трлн руб.

Однако результаты I полугодия 2012 г. превзошли ожидания почти вдвое: 34% прироста, объем новых контрактов заключен на 712 млрд руб. — на уровне всего 2010 г. (правда, без «ВЭБ-лизинга» общий прирост ниже - 10,3%), темп прироста новых лизинговых сделок по всем сегментам без учета ж/д техники (55%) — 30%. Но это тоже настораживает. Владимир Добровольский считает, что 20-30% роста вполне достаточно для стабильного развития рынка, «иначе управленческая структура перестает успевать за бизнесом, нарастает волна ошибок, что в конечном итоге достигает критической точки и провоцирует глубокие проблемы».

Подводя итоги, отметим, что эксперты рассматривают в качестве наиболее значимой тенденции на лизинговом рынке поворот к малому бизнесу: с ним связывают новое качество роста.

Таблица 1. Структура собственников на российском лизинговом рынке по объему сделок в 2010-2011 гг., %

Собственник 2010 2011

Г осударственный институт 47,7 52,0

Российский частный банк 14,1 8,9

Российский производитель оборудования 1,6 1,3

Прочие российские собственники 23,4 25,3

Иностранный банк 2,4 2,3

Иностранный фонд прямых инвестиций 4,4 4,4

Иностранный производитель оборудования 2,0 1,0

Иностранные частные собственники 4,5 4,8

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

117

Таблица 2. География новых лизинговых сделок в 2010-2011 гг., %

Регион 2010 2011 Сегмент МСБ, 2011

Москва 38,4 42,1 20,0

Центральный ФО без Москвы 12,7 9,3 18,8

С.-Петербург 12,4 6,6 6,5

Северо-Западный ФО без С.-Петербурга 2,3 1,8 3,3

Приволжский ФО 8,4 8,8 18,6

Северо-Кавказский ФО 0,3 0,4 1,0

Южный ФО 3,3 2,4 5,7

Уральский ФО 9,0 18,3 10,7

Сибирский ФО 8,4 6,0 10,4

Дальневосточный ФО 2,7 2,6 2,4

Новый бизнес за пределами России 2,2 1,7 2,7

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

Таблица 3. Условия финансирования субъектов МСП по программам МСП Банка

Лизингополучатель МСП со сроком регистрации не менее 1 года

Авансовый платеж не менее 30%

Срок лизинга не менее срока полной амортизации (окупаемости) предмета лизинга, но не более 5 лет

Предмет лизинга новое оборудование, транспорт, спецтехника

Стоимость предмета лизинга не менее 500 тыс. руб.

Поставщик предмета лизинга юридическое лицо (с НДС), резидент РФ

Срок поставки предмета лизинга (включая период монтажа и ввода в эксплуатацию) не более 90 дней

Страхование предмета лизинга обязательное на срок действия договора лизинга

Учет предмета лизинга на балансе лизинговой компании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Рынок лизинга по объему нового бизнеса

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Объем нового бизнеса, млрд руб. 399,6 997,5 720,0 315,0 725,0 1300,0 712,0

Темп прироста, % 83,8 149,6 -27,8 -56,2 130,2 79,3 34,

Средняя сумма сделки, млн руб. - - - 8,1 10,6 12,1 11,2

* Первое полугодие

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

118

Таблица 5. Рынок лизинга по совокупному портфелю лизинговых компаний, млрд руб.

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 530,0 1202,0 1390,0 960,0 1180,0 1860,0 2100,0

Темп прироста, % - 126,8 15,6 -31,0 23,0 57,6 12,9

*Первое полугодие

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.