Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
4. Семин А.А. Экономический механизм экологического равновесия: вопросы теории и методологии. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2000. С. 183.
5. Хомяков Д. М., Искандарян Р. А. Информационные технологии и математическое моделирование в задачах природопользования // www.fadr.msu.ru/rin/ecol/model.htm.
6. Чепурных Н.В. Устойчивое развитие сельского хозяйства и проблема устойчивого развития сельской местности // http://www.icptacis.ru/archive/rt_ru/03.html.
7. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 1998.
8. MalerK.G. Economic Theory and Environmental Degradation: A Survey of Some Problems // Revista de Analisis Economico. 1990, № 2. P. 7.
социально-экономическая сущность и особенности реформирования жилищно-коммунального хозяйства в
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ условиях
ДУДОВ А.С.
Кисловодский институт экономики и права, доктор экономических наук, профессор, ректор, 357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Р. Люксембург, д. 42.
В статье сделана попытка комплексно раскрыть содержание и особенности финансовых отношений в ЖКХ, определить пути построения эффективного социально-ориентированного экономического механизма функционирования этой отрасли на основе развития теории и концептуальных положений к ее финансовому оздоровлению, совершенствования системы ценообразования, усиления контроля за движением денежных потоков, поиска нетрадиционных источников финансирования и упорядочения налогообложения ЖКХ.
Ключевые слова: ЖКХ; реформа коммунального хозяйства; коммунальная инфраструктура; муниципальная собственность
Коды классификатора JEL: L 85, N 95
Сегодня трудно назвать какую-то другую отрасль нашей экономики, которая бы вызывала столько споров и суждений, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
В настоящее время ЖКХ России переживает кризисный период, что обусловлено неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Стереотипы централизованной системы управления отраслью разрушены, а создать новую систему управления в современных условиях ее финансирования пока не удается.
Отсутствие нормального притока ресурсов не позволяет производить даже плановую замену сетевого фонда, не говоря уже о внедрении новых технологий. В среднем по России износ коммунальной инфраструктуры составляет 50%, около 22 % водопроводных и 17% канализационных сетей требуют полной замены, а общие потери воды в системах водоснабжения составляют от 20 до 40%. Количество аварий за 10 лет возросло примерно в пять раз.
Между тем реформе коммунального хозяйства уже 14 лет, а на фоне общего экономического роста в стране в этой сфере сегодня все еще имеет место затянувшийся финансовый и технологический кризис.
Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» установила, что основной идеей экономической реформы коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам-субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств должно заключаться в оказании адресной социальной помощи семьям с низким доходом, а также в замене бюджетных дотаций предприятиям на финансируемые бюджетом инвестиционные программы развития и модернизации коммунального комплекса.
В связи с этим стратегическим направлением деятельности по привлечению инвестиций в коммунальную инфраструктуру является создание надлежащих условий для притока частного капитала в эту сферу, а также активный поиск частных инвесторов и концессионеров.
Поэтому, основная задача, решение которой однозначно определит пути реформирования отрасли, заключается в том, что необходимо комплексно раскрыть содержание и особенности финансовых отно-
шений в ЖКХ, определить пути построения эффективного социально-ориентированного экономического механизма функционирования этой отрасли на основе развития теории и концептуальных положений к ее финансовому оздоровлению, совершенствования системы ценообразования, усиления контроля за движением денежных потоков, поиска нетрадиционных источников финансирования и упорядочения налогообложения ЖКХ.
В современных условиях функционирования данной отрасли услуг обусловленных такими факторами, как приватизация и разгосударствление в жилищной сфере, необходимость достижения соответствия между объемом предложения коммунальных услуг, уровнем спроса населения и динамикой цен, необходимым объемом инвестиций в эту сферу и др. Поэтому необходимо эффективное использование ресурсов отрасли, совершенствование принципов рыночной оценки ее ресурсного и стратегического потенциала, предельной производительности, интенсификации и социально-экономической эффективности производства жилищно-коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство города, региона, страны - это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа тепла и др. Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями. Последние имеют обширное поле деятельности и от результативности их функционирования зависит развитие объектов экономики и состояние среды обитания человека.
Специфика жилищно-коммунального хозяйства состоит в его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-правовых и экономических основ.
Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменений системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. Предприятия, которые до последнего времени содержали на своем балансе жилые дома и жилищно-эксплуатационные участки, не могут в полном объеме финансировать эту убыточную сферу и пытаются избавиться от нее.
Активный процесс передачи ведомственного жилья в муниципальную собственность не всегда экономически подготовлен. Мощность муниципальных предприятий, предназначенных для обслуживания жилищно-коммунальной сферы, рассчитана лишь на 40% основных фондов этого хозяйства и без соответствующего финансирования не готова принять дополнительные объемы работ и оказывать качественные услуги.
Учитывая возрастающий уровень требований к качеству, с одной стороны, финансовый кризис и скачки цен - с другой, становится ясным, что муниципальным предприятиям и ЖКХ в целом требуются значительные дотации, на покрытие которых средств ни в федеральном, ни в местных бюджетах нет.
Современный глобальный финансовый кризис значительно усложнил экономические аспекты функционирования ЖКХ. В отличие от многих стран, в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который непосильным грузом «висит» на бюджете, длительное время находится в запущенном состоянии.
Такая ситуация требует особого внимания, тщательного анализа и соответствующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере. Особенностью жилищно-коммунального хозяйства является то, что оно отражает две важные характеристики выполняемых им задач: жилищную и коммунальную. В реальной жизни они взаимосвязаны и одновременно имеют свою специфику. Говоря о жилье, мы, как правило, обращаем внимание на то, как можно использовать сам объект жилья, исходя из его технико-экономических характеристик (площадь, высотность здания и т.д.). Само понятие «коммунальное» предполагает выяснение, как связано жилье со многими коммуникациями, которые обеспечивают достаточную комфортность (система водо- и теплоснабжения, газоснабжения, канализация, подъездные пути и т.д.).
Жилищная и коммунальная характеристики должны быть сбалансированы, что может быть достигнуто за счет пропорционального развития отраслей, которые влияют на жилищную и коммунальную экономики. Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство - это комплекс отраслей, производящий услуги, без которых жилой фонд не может функционировать [1, 3 и др.].
Как и все остальные отрасли экономики, ЖКХ должно иметь индустриальную основу, так как в противном случае не сможет удовлетворить потребности населения, учитывая не только их количественные и качественные изменения, но и растущий с каждым годом размер жилого фонда.
Жилищные услуги, являясь одним из основных элементов всей системы услуг, имеют общие черты со всеми их остальными видами и одновременно имеют свою специфику [2, 5].
Специфика жилищных услуг заключается в том, что они, во-первых, связаны с функционированием жилья, как места обитания человека, т.е. носят постоянный характер, в то время как многие другие услуги, получаемые человеком, могут иметь эпизодический характера. Здесь надо иметь в виду те услуги, которые предоставляются людям для обеспечения проживания, а именно водоснабжение (горячая и холодная вода), получение электроэнергии, газификация, канализация. Во-вторых, эти услуги во многом зависят от состояния инженерной инфраструктуры дома, жилого района, а также и от общей ситуации в стране. В-третьих, они являются услугами массовыми, а не индивидуальными, определяемыми, во многом самой личностью потребителя (например, услуги, вызванные наличием у человека таких предметов потребления, как средства передвижения, бытовая техника и др.). И, в-четвертых, номенклатура жилищных услуг многообразна, но она уступает номенклатуре услуг, связанных с предметами потребления, численность которых достигает сотен тысяч. В целом сейчас наблюдается тенденция к возрастанию объемов и номенклатуры жилищных
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
услуг. Их количество также меняется в зависимости от происходящего физического и морального старения жилья: чем больше износ, тем больше спектр услуг.
Но основная особенность заключается в том, что жилищные услуги пользуются спросом, постоянным во времени, так как являются необходимыми и жизненно-важными для всех субъектов экономики (домохозяйства, население, предприятия, организации и т.д.)
Переход нашей страны на рыночные условия хозяйствования вызвал необходимость реформирования ЖКХ, огромную роль в котором сыграл закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541-1 от 04.07. 1991. Этот закон дал реальную возможность российским гражданам стать собственниками жилых помещений, которые они занимали по договору найма или аренды. Основы приватизации были заложены, когда были приняты законы о собственности, а в дальнейшем вопрос о приватизации жилых помещений нашел новое отражение в ряде других законов.
Процесс приватизации жилищного фонда в РФ преследовал следующие цели:
- создать класс собственников жилья, которые будут заинтересованы в рациональной его эксплуатации и повышении потребительских качеств;
- создать предпосылки для формирования в России рынка жилья как средства улучшения жилищных условий населения;
- переложить с государства на собственников жилья заботы по ремонту, воспроизводству, финансированию коммунальных услуг.
В результате к настоящему времени сложилась следующая структурная схема жилищной сферы в Российской Федерации (рис. 1).
Рис. 1. Структурная схема жилищной сферы Российской Федерации
Вступивший в силу с 2005 г. Жилищный кодекс заполняет огромную правовую нишу, которая существовала в жилищном законодательстве еще с советских времен. Уникальность жилья состоит в том, что, являясь наиболее дорогостоящим товаром, приобретаемым человеком в течение его жизни, оно одновременно является товаром первой, жизненно важной необходимости. Поэтому отношения собственности в этой сфере должны быть не только четко прописаны, но и буквально "зацементированы" на поколения вперед.
С рыночной точки зрения проблема обеспеченности жильем делится на две задачи:
- повышение объемов и качества жилищного строительства, то есть увеличение предложения на рынке жилья;
- повышение возможностей граждан по приобретению жилья, то есть увеличение платежеспособного спроса на рынке жилья.
Инфраструктура рынка жилья в Российской Федерации, как инфраструктура рынка любого товара, включает в себя продавцов, покупателей и профессиональных участников рынка (рис. 2).
Особая роль на рынке жилья принадлежит государству и органам местного самоуправления, которые не только выполняют определенные функции в качестве участников рынка, но также осуществляют законодательное и нормативное регулирование происходящих на нем процессов.
Такое регулирование невозможно без проведения мониторинга рынка жилья с целью количественного и качественного обоснования принимаемых решений. При этом следует оценивать не только характеристики самого жилищного рынка (потребности населения, платежеспособный спрос, предложение, оборот и др.), но и учитывать состояние жилищного фонда страны, как основы рынка жилья, возможности строительного комплекса по увеличению объема и повышению качества жилищного фонда, а также жилищнокоммунального хозяйства по снижению потерь и повышению комфортности жилья.
I по.м|н-ми нные ор| а нм Российской Фс крайни н нр|янм чесмют сачнопрап. инни
Продавим ж нлья
Иниго ими....... компании
I.
. 1ст- п»иг|к *»1»г компании
Жм I и ниш-и л кип и I г. ii.ii ыг мишгра I мим
Жи ннишкI |М1МIГ. 1М1МГ KiM.Hl |М I МИМ
Жм ШШМЬК КА011(|1|1ИВи
Фом 1Ы ЖИШШМШ О »рОИ 1Г.1Ш11 КоЧЧИМИШМГ И»НЯ|>И1ИСС1На
1 >11СМОЧНиГ фирмы
-I
Банки 1
рынка жилья Россиискаи Федерации
Си*, мирсьнг компании
Л'СЩПМ НС |ПИА||М<И |М
ИшМГЧММГ 4|Г|Н( 1иа
Крснмныс Ли1|м>
С |рпп»ы1 ипшаиип
Ни|4рна.1кмыг кии I при
Комса.||инншыг фирмы
ЮрМ 1ИЧГСКИС фирмы
Ннформанипмныг л гикни
П о к у п а т е .1 н ж н .1 ь я
Рис. 2. Инфраструктура рынка жилья в Российской Федерации
Рынок жилищно-коммунальных услуг, как и всякий рынок, обусловлен действием закона спроса и предложения, которые в свою очередь зависят от движения цен. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан.
Платежеспособный спрос на жилищно-коммунальные услуги в России, как и уровень доходов населения, характеризуется исключительной полярностью. В то время, как значительная доля населения задерживает платежи за жилье, некоторые слои населения, имея высокие доходы, могут позволить себе строить дорогое жилье. Соответственно имеется спрос на услуги, которые вызваны необходимостью сохранения и дифференцирования этого дорогого жилья.
У представителей среднего класса заметны тенденции к увеличению расходов на жилищные услуги, что связано с возможностью использовать все увеличивающуюся номенклатуру новых строительных материалов, сантехники, обогревательных приборов, охранных устройств.
Спрос на услуги определяется не только степенью платежеспособности граждан, но и размерами той социальной помощи, которую оказывает государство малоимущим слоям населения, а также, тем, которые имеют определенные льготы. На предложение жилищно-коммунальных услуг влияют многие факторы. Во-первых, это объем инвестиций в эту сферу. Остаточный принцип финансирования, который применялся по отношению к жилищной сфере, обрекал ее на постоянное отставание от других отраслей. Во-вторых, развитие предпринимательства и относительно свободное движение зарубежных товаров и технологий на внутреннем рынке вызвало конкуренцию среди производителей услуг, что сказалось на их предложении.
Как на спрос, так и на предложение, влияют в значительной степени ценовые факторы. Однако, в отличие от производства товаров, которые могут накапливаться и не реализовываться по стоимости, в сфере услуг нет места переполнения товарного рынка, так как услуга не принимает материальную форму. Здесь может происходить простой мощности предприятия, а это имеет следствием рост затрат на выплату заработной платы работникам, поддержание эксплуатационной готовности машин, оборудования, увеличение налогооблагаемой базы и т.д.
Характерными особенностями рынка жилищно-коммунальных услуг также является возможность его сегментирования, как применительно к территориям, так непосредственно и по содержанию услуг (жилищные и коммунальные). Сегментирование может также идти по принципу определения доли той или иной группы производителей услуг (т.е. в зависимости от формы собственности), а также принадлежности тех или иных групп населения к числу наиболее обеспеченных, имеющих средний уровень доходов, уровень прожиточного минимума и ниже его. Это позволит проводить адресность в оказании льгот по отношению к малоимущим слоям населения, т.е. осуществление принципа обязательной платности идет параллельно с другим принципом (в частности, принцип бесплатности), что не может быть характерным для рынка потребителя.
Существующую в последние годы модель функционирования ЖКХ представляют в основном следующие службы: администрация города, служба заказчика, городские жилищно-эксплуатационные организации,
Экономический вестник Ростовского государственного университета -О 2008 Т ом В№4 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2
население, проживающее в муниципальном городском жилищном фонде, а также альтернативные структуры: независимые управляющее компании, ремонтно-эксплуатационные фирмы, население, проживающее в частном иди коллективном жилищном фонде. Кроме того, в процессе управления ЖКХ могут участвовать различные специализированные службы, лицензионные структуры, банки, страховые компании.
В основе хозяйственных взаимоотношений в данной модели лежат договорные связи, формируемые на конкурентных началах.
Создание новых организационно-правовых форм управления в сфере ЖКХ - трудный и длительный процесс, зачастую ломающий сложившиеся стереотипы. Отсутствие опыта и определенный психологический настрой руководителей администраций и населения вызывают недоверие к новым предложениям в данной области. Считается, что они таят в себе элементы риска развала сложившейся системы обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами. Между тем, практика работы существующих многопрофильных муниципальных предприятий свидетельствует об их консервативной сущности. Несовершенная форма управления этими предприятиями и подразделениями, входящими в их состав и не обладающими юридической самостоятельностью, не обеспечивает надежность работы предприятий, материальную заинтересованность и в целом высокую эффективность системы. В целях успешного решения задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо внедрение новых форм управления ЖКХ.
В этой связи руководство Федерального агентства РФ по строительству и ЖКХ считает необходимым: во-первых, усилить ежегодную федеральную поддержку в виде увеличения государственных капитальных вложений, а также контроль над восстановлением основных фондов и модернизацией объектов жилищнокоммунального назначения, внести необходимые для этого изменения в федеральную целевую программу «Жилище». В прошлом году на реализацию подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищнокоммунального комплекса Российской Федерации» выделено из федерального бюджета около миллиарда рублей, а минимальная потребность составляет от 7 до 10 миллиардов рублей; во-вторых, активно использовать практику предоставления федеральных гарантий по проектам модернизации и развития объектов жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо создать условия, чтобы средства консолидированного бюджета привлекали деньги частных инвесторов и были направлены на замену ветхих инженерных сетей и тепловых источников.
При этом, затраты местных бюджетов на производство и дотирование услуг коммунального хозяйства являются доминирующими в составе бюджетных расходов - в ряде городов затраты на ЖКХ составляют 40-50% доходной части бюджета [4]. Скудные муниципальные бюджеты не в состоянии обеспечить потребности населенных пунктов в реконструкции и развитии коммунальной инфраструктуры.
В связи с этим целесообразно пересмотреть структуру финансирования модернизации инфраструктуры коммунального хозяйства, определенную в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», в сторону увеличения доли расходов федерального бюджета. На текущий момент финансирование модернизации инфраструктуры коммунального хозяйства из федерального бюджета, определенное в подпрограмме «Жилище», составляет 1% от общей суммы финансирования. Если такая ситуация будет сохраняться, то коммунальные катастрофы с каждым годом будут случаться все чаще в разных уголках нашей страны.
Самое главное, что это позволит привлечь внебюджетные финансовые ресурсы на основе комплексных схем финансирования, обеспечить через регулируемые цены гарантированный возврат инвестиций, согласованность решений и преемственность процедур ценового регулирования, прозрачность финансовых потоков и структуры цены для конечных потребителей. Кроме того, появляется возможность обеспечить своевременные платежи по установленным ценам и финансовую стабильность организаций-производите-лей услуг в течение всего срока эксплуатации объектов инвестирования.
Реализация инвестиционных проектов на основе изложенных идеологий будет способствовать снижению рисков инвестирования в сферу региональных инфраструктурных систем и в комплексе с применением развитых инструментов страхования рисков может значительно повысить привлекательность инвестиционных проектов, ускорить создание благоприятного инвестиционного климата в сфере ЖКХ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жилищный кодекс Российской Федерации. 188-ФЗ (ред. от 29.12.2006 N 258-ФЗ) от 29 декабря 2004 года.
2. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Иванищев С. Пути улучшении финансового состояния коммунального хозяйства в России // Финансы и кредит. 2006. № 24.
4. Каменева Е.А., Барулин С.В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М.: Ось-89, 2003. С. 88.
5. Кесарева Н.М., Улюкаев А. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: эволюция или революция // Вопросы экономики. 1997. № 9.