UDC 339.31
VENTURE FINANCING AS A FACTOR OF INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY
Svetlana Eduardovna Tsvirko, Financial Academy under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, Candidate of Economy, Associate Professor of International Monetary and Financial Relations Department, e-mail: [email protected]
The article deals with venture capital funding as an opportunity to improve the competitiveness of Russia in the global market. The history of the establishment of venture funds in Russia is highlighted; the problems of venture business at present are outlined.
Key words: venture financing; investment; venture capital funds.
УДК 330.191.3
ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ
© Екатерина Ивановна Молчанова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры экономической теории и истории, e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу экономических взаимоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг в постсоветский период. В работе выделены три этапа (1992-2002 гг. - этап рыночной трансформации, 2002-2010 гг. - этап реформации и 2010-2020 гг. - этап модернизации) эволюции экономических отношений на рынке ЖКХ. Сделан вывод, что эволюция экономических отношений на жилищно-коммунальном рынке сегодня идет в сторону развития саморегулирования и создания саморе-гулируемых организаций по типу «Коммунальных Корпораций».
Ключевые слова: рынок жилищно-коммунальных услуг; экономические отношения на рынке ЖКХ; саморегулируемые организации в ЖКХ; коммунальная корпорация.
Изучение процесса реформ в жилищнокоммунальной сфере в постсоветский период очень важно с позиций выяснения положительных и отрицательных тенденций в развитии экономических отношений между хозяйствующими субъектами данной сферы.
Изменение экономических отношений привносит в сущностную характеристику назначения и призвания ЖКХ аспект наиболее полного удовлетворения человеческих потребностей через расширение спектра жилищно-коммунальных услуг, их качественного и количественного состава, технической и информационной совершенности, инновации и модернизации и, самое главное, с рыночных позиций, быстроты ответной реакции на запросы потребителей.
Исследование проблем функционирования экономики и финансов ЖКХ, в частности привлечения инвестиций, совершенствования тарифной политики, оплаты жилищнокоммунальных услуг и субсидирования населения, мы находим в работах А.А. Аболина, Т.Т. Авдеевой, Д.П. Гордеева, И.П. Маликовой, И.Г. Минц, С.Б. Сиваева, М.В. Терентье-
вой, М.А. Ульриха, Ю.В. Филиппова, С.Л. Филимонова, Л.Н. Чернышова и др.
Целью исследования данной статьи является выявление особенностей и условий этапов реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) национальной экономики России.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Объектом исследования выступает сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
По мнению многих исследователей, советский период функционирования ЖКХ характеризовался следующими чертами:
- ресурсная база ЖКХ распределялась централизованно;
- государственные ведомства и предприятия были наделены функциями обеспечения своих работников жильем и содержания жилищного фонда;
- жилищный фонд распределялся по принципам жилищной нуждаемости граждан и очередности;
- монопольная система предоставления коммунальных услуг государственными организациями, убыточная деятельность которых в значительной мере дотировалась государством;
- не было права частной собственности на жилищный фонд;
- отсутствовала возможность влияния населения на качество и количество жилищно-коммунальных услуг;
- отсутствовали кредитно-финансовые механизмы финансирования;
- перекрестное финансирование и бюджетное дотирование;
- управление жилищным фондом осуществлялось ведомственными организациями и администрациями районов, городов, сельскими советами1.
Развитие экономических отношений по рыночному принципу в данной сфере, на наш взгляд, имеет несколько этапов в зависимости как от рыночного «стихийного начала», так и от коренных преобразований, предпринимаемых государством посредством законодательного и нормативного порядка.
На сегодняшний момент, с нашей точки зрения, динамика развития экономических отношений в постсоветский период имеет три четко выраженных периода.
Первый период рыночных реформ формируется с 1992 г. по 2002 г. и определяется, с одной стороны, Законом РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и, с другой стороны, концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, которая была утверждена 28 апреля 1997 г. Указом Президента Российской Федерации № 425 «О реформе жилищнокоммунального хозяйства в Российской Федерации». Данная концепция фактически предусматривала завершение трансформации этого сектора и перевод его на рыночные принципы функционирования к концу 2002 г.
Это период:
- перехода на новую систему оплаты;
1 По научным работам авторов: А.Н. Асаула, С.И. Абрамова, А.В. Болотина, В.В. Бузырева,
П.Г. Грабового, Х.М. Гумба, О.А. Доничева, Б.Я. Иона-са, В.Б. Зотова, А.Н. Кирилловой, А.В. Карасева, Н.Ф. Костецкого, Р.И. Орловой, В.Ф. Пивоварова, Ю.П. Панибратова, А.С. Садыкова, В.М. Серова,
Н.А. Фалькевича, Л.Н. Чернышова, В.А. Яковлева, Н.Ю. Яськовой и др.
- приватизации и формирования договорных отношений на рынке ЖКХ;
- установления новых взаимоотношений между государством и гражданином;
- формирования системы социальной защиты.
С нашей точки зрения, основным вектором в реформировании на данном этапе является создание массового частного собственника за счет аспектов приватизации жилищного фонда. Развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на данном этапе характеризовалось большими трудностями и сложностями, связанными с «хаосны-ми» аспектами трансформации социальноэкономической системы России вообще.
Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» установил, что основными целями федеральной жилищной политики являются:
- обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства;
- развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере;
- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
- снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг.
Закон изменил взаимоотношения между государством и гражданином в сфере ЖКХ. В ст. 15 Закона было прописано, что оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.
Преодоление кризисных явлений в экономике страны и начало экономического роста создали более благоприятные предпосылки для ускорения реформ. Предполагалось осуществить:
- внедрение механизмов привлечения кредитных средств для развития жилищнокоммунального хозяйства;
- завершение разграничения функций собственника-домовладельца, управляющей организации и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах;
- переход всех участников правоотношений в жилищно-коммунальном комплексе на работу по договорам;
- переход к конкурсному отбору организаций по управлению, обслуживанию и ремонту жилья и объектов коммунального назначения;
- переход на оплату жилья по дифференцированным ставкам в зависимости от его качества и местоположения;
- правовое и нормативное обеспечение реформы ЖКХ на уровне региона и муниципального образования;
- предоставление жилищно-коммунальных услуг с обязательным соблюдением государственных минимальных стандартов и нормативов их потребления;
- создание современных механизмов инвестирования жилищно-коммунальной сферы;
- формирование региональных и муниципальных программ развития жилищнокоммунального хозяйства.
Результатами реформы ЖКХ за данный период являются:
- практически завершенная передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. И хотя основной массив этого фонда - до 85 % - был передан в 1992-1998 гг., завершение этого процесса происходило уже в последние годы;
- заметное увеличение вклада населения в оплату жилищно-коммунальных услуг. Если в 1998 г. население в основном оплачивало до 50 % стоимости жилищно-коммунальных услуг, то к концу 2002 г. этот уровень повысился почти до 75 %, а во многих городах достиг 90-95 %.
- сформированная и эффективно заработавшая система адресной социальной поддержки семей с низкими доходами, не способных выплачивать растущие платежи за жилищно-коммунальные услуги;
- система жилищных субсидий, в настоящее время действующая фактически повсеместно;
- многообразный опыт организации служб жилищных субсидий (в составе социальных служб, при расчетно-кассовых центрах и т. п.), повышения доступности их услуг для населения, упрощения процедуры предоставления жилищных субсидий, проведения информационных кампаний по объяснению механизмов предоставления жилищных субсидий населению и т. п.
Многие задачи, поставленные правительством, не были решены. Однако коренная ломка «коммунального иждивенчества» была совершена и были созданы предпосылки к развитию рыночных основ в экономических отношениях между субъектами данного рынка - производителями и потребителями жилищно-коммунального рынка.
Второй этап реформ (2002-2010 гг.). С нашей точки зрения, это этап действия «Подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», принятой Правительством РФ 17 ноября 2001 г.
Временные параметры Подпрограммы, соответственно:
- 2002-2003 гг. - инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета и бюджетных организаций; прекращение перекрестного субсидирования; ликвидация дотационности ЖКХ;
- 2004-2005 гг. - развитие конкурентных отношений; развитие концессионных механизмов; создание системы персонифицированных счетов граждан;
- 2006-2010 гг. - реализация стратегических мероприятий по обеспечению стабильного и устойчивого функционирования ЖКХ.
Принятая подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» возобновила попытки активизации хода реформ и подтвердила задачу ускорения рыночных преобразований в жилищно-коммунальном секторе, а также провозгласила новую экономическую модель реформирования ЖКХ, предусматривающую переход от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к субсидированию непосредственно населения.
Подпрограмма в начале функционирования имела слабую динамику развития. В 2003 г. была принята новая редакция Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», которая в определенной степени улучшила условия для проведения реформ:
- внесены изменения в механизм предоставления жилищных субсидий;
- исключено упоминание о сроке перехода к полной оплате населением жилищнокоммунальных услуг;
- упорядочено положение со льготами по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.
За предыдущие годы реформ не сформировались новые экономические отношения и рыночные стимулы к развитию жилищнокоммунального хозяйства. Во многом это связано с теми противоречиями, которые обусловливают внутренние и внешние условия среды функционирования данного вида деятельности, которые приведены в табл. 1.
Только с принятием нового Жилищного кодекса в марте 2005 г. и введением в действие с 1 января 2006 г. 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-
дерации» данная подпрограмма начала реально работать.
Вторая половина второго этапа реформ характеризуется следующими моментами в изменениях экономических отношений:
- самоорганизация населения по поводу массового создания товариществ собственников жилья (ТСЖ);
- предъявления повышающихся экономических требований к жилищно-коммунальным услугам;
- вхождение частного бизнеса в систему управления жилищным фондом страны и формированием множества управляющих компаний (УК);
- разрушение доминантного влияния муниципальных управляющих предприятий (МУП) и их акционирование;
- распределение зон и сфер влияния и ответственности по территориальному и финансовым секторам муниципальных, региональных и национального рынков ЖКХ.
Таким образом, по мнению И. А. Кузнецова, А. Н. Колмакова, это этап, когда: «Начали формироваться договорные отношения между собственниками и хозяйствующими субъектами различных форм собственности на основе взаимных интересов и ответственности» [1].
Внутренние и внешние условия среды функционирования хозяйствующих субъектов сферы ЖКХ на втором этапе реформ
Таблица 1
Внутренние
Внешние
- реформаторская активность проявляется в моменты обострения финансовых трудностей, связанных с попытками найти резервы экономии бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
- частный бизнес не допускается к процессу принятия управленческих решений и распределению финансовых средств;
- не сформирована устойчивая мотивация собственника, заинтересованного в улучшении качества услуг ЖКХ;
- муниципалитеты ориентируются на текущую политическую конъюнктуру и не формируют интересы поддержания жилищного фонда, формирования долговременных предпосылок для обеспечения достойных условий жизни населения;
- смена власти, как правило, сопровождается свер-
тыванием проводившихся ранее реформ, часто - их долговременным торможением__________________________
- активность собственников жилищного фонда в управлении принадлежащей им недвижимостью не достаточно развита. Ответная реакция потребителей сводится к отдельным проявлениям протеста при серьезных нарушениях в предоставлении жилищно-коммунальных услуг, но любые новшества в сфере ЖКХ воспринимаются населением настороженно, часто враждебно;
- развитие крупного и среднего частного бизнеса в этой сфере практически не осуществлялось. Бизнес был представлен в основном мелкими предприятиями и не играл никакой значительной роли в развитии Концепции реформы ЖКХ на региональном и местном уровнях;
- реформаторская деятельность на федеральном уровне носила характер имитации реальных преобразований либо изменения носили ограниченный характер, не затрагивающий основ административного регулирования и не приводящий к формированию стабильных и прозрачных «правил игры»
С нашей точки зрения, на этом этапе сформировалась мощная конкурентная среда в сфере жилищно-коммунального рынка. Однако механизмы и инструменты регулирования процессов экономических отношений между субъектами данного рынка выработаны не были, а также не были предложены исполнительной властью различных уровней.
На третьем этапе реформ (20102020 гг.) - модернизация экономических отношений в ЖКХ будет осуществляться за счет концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
Целями Программы «... являются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры» [2].
Данная программа предусматривает три стадии развития:
1) разработка и запуск механизмов реформы сферы ЖКХ;
2) реализация данных механизмов в малых, средних городах и мегаполисах;
3) реализация данных механизмов в сельских поселениях.
Однако, с нашей точки зрения, каковы бы не были хороши государственные программы различных уровней власти, они в достаточной мере не предусматривают объективных эволюционных моментов развития экономических отношений на данном рынке.
С точки зрения В. В. Путина: «Одной из главных проблем сегодняшнего госуправле-ния остается его чрезмерная централизация. Любые, даже элементарные решения принимаются в Правительстве месяцами, а то и годами. Вроде бы все делается по инструкции, все правильно, но это как раз тот случай, когда порядок превращается в абсурд.
. Правительство должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов. И утверждать федеральные программы с четкой постановкой задач, критериями оценки, объемом необходимых ресурсов, а не лезть в частности, не тонуть в ненужных деталях. .Частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник, не всегда
имеющий даже представление о том, что по-настоящему является эффективным управлением и что такое результат» [3].
По нашему мнению, на сегодняшний момент развитие экономических отношений на данном рынке будет строится через систему «саморегулирования». Саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов различных рынков - эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации. Данная система саморегуляции профессиональных рынков была позаимствована из зарубежной практики.
Саморегулируемая система экономических отношений реализуется через саморегу-лируемые организации (СРО). Они возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности в результате совершенствования самосознания хозяйствующих субъектов экономических отношений. В результате ослабевает давление государства в тех сферах регулирования, где его присутствие представляется излишним и неоправданным.
В соответствии с российским законодательством о саморегулировании, в частности ст. 2 № 315-Ф3, под саморегулированием понимается - «. самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением» [4].
Саморегулируемые организации (СРО) в Российской Федерации создаются в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, объединяющего субъекты профессиональной или предпринимательской деятельности на основании членства по отраслевому признаку.
С нашей точки зрения, саморегуляция и модернизация экономических отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться, через различные «Союзы ТСЖ», некоммерческие партнерства, различного рода жилищные и коммунальные корпорации.
Корпорация (еогрогМ1о - объединение) -юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независи-
мо от них (т. е. самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности [5].
Корпорация (от лат. согрогайо - объединение) - широко распространенная на Западе форма организации предпринимательской деятельности. Предусматривает долевую собственность, юридический статус, сосредоточение функций управления в руках менеджеров и др. Могут быть как государственными, так и частными [6].
Рассмотрим интересующий нас тип будущего, с нашей точки зрения, объединения на жилищно-коммунальном рынке - «Коммунальная Корпорация».
Из определений понятия корпорации и законодательных норм следует вывод о том, что:
- можно быть членом других объединений предприятий, если в законе, учредительном договоре или уставе корпорации не предусмотрены относительно этого определенные запреты;
- корпорация является договорным объединением, т. е. ее учредители во время создания корпорации подписывают учредительный договор, в котором определяют порядок создания и организацию деятельности корпорации;
- следует получать от корпорации информацию, связанную с интересами предприятия;
- получать часть прибыли от деятельности корпорации согласно ее уставу;
- правовой статус учредителей (участников) корпорации определяется правом каждого из них добровольно выйти из корпорации на условиях и в порядке, определенных учредительным договором или уставом корпорации;
- учредители корпорации объединяются с целью объединения собственных производственных, научных и коммерческих интересов;
- форма объединения предприятий и ТСЖ предусматривает возможность определенной централизации управления предприятиями - основателями (участниками) корпорации.
Таким образом, на сегодняшний день на жилищно-коммунальном рынке уже существуют некоторые объединения, например в виде «Союзов ТСЖ». Однако это объединения, во многом созданные для защиты интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг. А вот вовлечение в данные объединения поставщиков жилищно-коммунальных услуг и иных заинтересованных участников жилищно-коммунального рынка и общественных институтов - это дело ближайшего будущего.
1. Кузнецов И.А., Колмаков А.Н. Некоторые основы муниципального управления жилищнокоммунальным хозяйством // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. № 1 (45).
2. Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 2.02.2010 г. № 102-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Путин В.В. «О стратегии развития России до 2020 года». Выступление на расширенном заседании Государственного совета. 8 февраля 2008 года. URL: http://archive.kremlin.ru. Загл. с экрана.
4. О саморегулируемых организациях: федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5. Бакан Дж. Корпорация: патологическая погоня за прибылью = The Corporation: The Pathological Pursuit of Profit and Power. М., 2007.
6. Экономический и юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2004.
Поступила в редакцию 12.07.2010 г.
UDC 330.191.3
REFORMATION STAGES OF ECONOMICAL RELATIONS IN HOUSING AND PUBLIC UTILITIES OF RUSSIA Ekaterina Ivanovna Molchanova, Tambov state university named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Economical Theory and History Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of economic relations on the market of housing and public utilities during the PostSoviet period. In work three stages of evolutions of economic relations in the housing and public utilities market are considered (1992-2002 - stage of market transformation, 2002-2010 - stage of reformation and 2010-2020 - modernization stage). The conclusion is drawn that evolution of economic relations in the housing and public utilities market goes towards development of self-regulation and creation of the self-adjustable organizations on type “Municipal Corporations”.
Key words: market of housing and public utilities; economic relations in the housing and public utilities market; the self-adjustable organizations in housing and public utilities; Municipal Corporation.