Научная статья на тему 'Предпосылки и направления модернизации экономических отношений в ЖКХ на современном этапе реформ'

Предпосылки и направления модернизации экономических отношений в ЖКХ на современном этапе реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ЖКХ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЖКХ / MARKET OF HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES / ECONOMIC RELATIONS IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES MARKET / MODERNIZATION OF ECONOMIC RELATIONS IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанова Екатерина Ивановна

Статья посвящена анализу экономических взаимоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг на современном этапе. В работе также рассматриваются предпосылки, проблемы и направления развития экономических отношений на рынке ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS AND DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF ECONOMIC RELATIONS IN HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES AT PRESENT STAGE

The article is devoted to the analysis of economic relations in the market of housing-and-municipal services at the present stage. In work the preconditions, problems and directions of development of economic relations in the housing and communal services market also are considered.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и направления модернизации экономических отношений в ЖКХ на современном этапе реформ»

УДК 332.8

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЖКХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМ

© Екатерина Ивановна Молчанова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: igkuz73@mail.ru

Статья посвящена анализу экономических взаимоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг на современном этапе. В работе также рассматриваются предпосылки, проблемы и направления развития экономических отношений на рынке ЖКХ.

Ключевые слова: рынок жилищно-коммунальных услуг; экономические отношения на рынке ЖКХ; модернизация экономических отношений в ЖКХ.

Развитие рыночных отношений и формирование рынка жилищно-коммунальных услуг в современной России - одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования национальной экономики.

Реформирование и модернизация экономических отношений на данном рынке не имеет должного развития в силу системных причин: отсутствие системы саморегулирования и саморегулируемых организаций (СРО), неразвитость конкурентной среды и договорных отношений, неэффективность регионального и муниципального управления, несовершенство тарифной политики, тяжелое финансовое положение частных и муниципальных предприятий ЖКХ, высокая степень износа основных фондов предприятий ЖКХ и др.

С точки зрения И.А. Кузнецова и Е.Э. Смолиной сегодня приходит понимание того, что «... необходимость дальнейшего реформирования жилищно-коммунального

хозяйства носит всеобщий характер в связи с тем, что в обществе все более усиливается социальная напряженность, вызванная реальным состоянием дел, при котором остается низким качество услуг и нарастает износ основных фондов» [1].

В настоящее время актуальной представляется задача по выявлению и развитию тех потенциальных возможностей модернизации экономических отношений на рынке ЖКХ, которые непосредственно связаны с интересами, потребностями личности и различных групп муниципального сообщества в производстве и потреблении жилищно-коммунальных услуг.

Особую роль в решении данных задач играет местное самоуправление, в связи с тем что оно является базовой основой для создания и развития системы «саморегулирования» по типу коммунальных корпораций. Сущностной основой данных отношений являются коммунальные общественноэкономические взаимоотношения местного уровня (по поводу производства и потребления жилищно-коммунальных благ), неизменным участником которых является человек с его потребностью в благоустроенном жилище и комфортности среды обитания.

Исследование проблем функционирования экономических отношений и финансов в ЖКХ, в частности привлечения инвестиций, совершенствования тарифной политики, оплаты жилищно-коммунальных услуг и субсидирования населения, мы находим в работах А. А. Аболина, Т.Т. Авдеевой, Д.П. Гордеева, И.П. Маликовой, И.Г. Минц, С.Б. Си-ваева, М.В. Терентьевой, М.А. Ульриха, Ю.В. Филиппова, С.Л. Филимонова, Л.Н. Чернышова и др.

Вопросы развития экономико-организационного механизма в жилищно-коммунальной сфере рассматривались в работах

А.Н. Асаула, А.В. Болотина, В.В. Бузырева, Х.М. Гумба, О.А. Доничева, А.Н. Кирилловой, А.В. Карасева, В.М. Серова, В.П. Стороженко, А.В. Талонова, З. Черняка, Л.Н. Чернышова, Н.Ю. Яськовой и др.

Насущная необходимость решения новых научных и практических задач, связанных с особенностями функционирования и модернизации экономических отношений в ЖКХ России на этапе перехода к аспектам саморегулирования и создания саморегули-

руемых организаций, определяет важнейшее народнохозяйственное значение и актуальность выбора темы настоящего исследования.

Предметом исследования является совокупность экономических и социальных отношений в российском обществе, оформляющих процесс модернизации экономических изменений в ЖКХ.

Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации как многоотраслевой комплекс национальной экономики.

В. В. Болотин четко выразил важность преобразований жилищно-коммунальной

отрасли. Он пишет: «Преобразования жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государством реформ. И первое их отличие состоит в том, что, пожалуй, трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись технические, экономические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя. это отражается на финансово-экономическом

и техническом решении вопросов. Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования ЖКХ подтверждает, что все они оказываются первоочередными, а потому требуют комплексного подхода в своем решении» [2].

Основные предпосылки модернизации экономических отношений в ЖКХ формируются под воздействием факторов эндогенного и экзогенного характера, представленных на рис. 1.

Предпосылки модернизации экономических отношений в ЖКХ определяют основные направления модернизации экономических отношений в ЖКХ (рис. 2).

Уточнена экономическая сущность системы саморегулирования и ее современные проблемы на рынке жилищно-коммунальных услуг муниципального образования.

Выявлено, что социально-экономические отношения в жилищно-коммунальной сфере являются составной частью воспроизводственного процесса и будут осуществляться через систему саморегулирования.

Экзогенные факторы

- изменение общественно-

экономической формации;

- децентрализация государственной системы управления на рынке ЖКХ

Экзогенные факторы

- сочетание принципов территориальной и отраслевой систем управления предприятиями

ЖКХ;

- формирование системы социальной защиты;

- развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства

1-^ Федеральный уровея*

Зональный уровень

Эндогенные факторы

- демонополизация предприятий отрасли ЖКХ;

- правовое и нормативное обеспечение реформы ЖКХ

Эндогенные факторы

- деятельность предприятий

ЖКХ в соответствии с самоокупаемостью, самофинансирова-

нием и самостоятельностью;

- внедрение механизмов привлечения кредитных средств в ЖКХ

Экзогенные факторы

формирование договорных \

питаний ня птлтпге» ”ЖТГУ- »

отношений на рынке ЖКХ

- развитие конкуренции в управлении МКД;

- создание современных механизмов инвестирования сферы и предприятий ЖКХ

^ншщпальныйуровей*

Эндогенные факторы

- ценовая недоступность ЖКУ;

- несоответствие норме качественных и количественных параметров ЖКУ;

- экономическая, техническая и правовая безграмотность специалистов УК и ТСЖ

Рис. 1. Основные предпосылки модернизации экономических отношений в ЖКХ

Экзогенные факторы * Федеральный уроне®** Эндогенные факторы

'1А_ і ' і

Экзогенные факторы ^ Региональный уровеН^ Эндогенные факторы

i к 1 г і і г

Экзогенные факторы ^^Уницвшшьиыйуров^^ Эндогенные факторы

зона трансформации

госрегулирование

саморегулирование

Рис. 2. Факторная пирамида, определяющая направления модернизации экономических отношений в ЖКХ

Саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рынка ЖКХ - эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации.

Саморегулируемая система экономических отношений реализуется через саморегу-лируемые организации (СРО). Они возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности на рынке ЖКХ в результате совершенствования самосознания хозяйствующих субъектов экономических отношений. В результате ослабевает давление государства в тех сферах регулирования ЖКХ, где его присутствие представляется излишним и неоправданным.

Дано авторское определение, что под саморегулированием хозяйственной деятельности в ЖКХ следует понимать формирование и внедрение системы норм и требований к качественной и количественной составляющей жилищно-коммунальной услуги, а также контроль за ее выполнением, проводимый всеми субъектами экономических отношений данного вида рынка.

Взаимосвязь субъектов экономических отношений через систему государственного и самостоятельного регулирования представлена на рис. 3.

Саморегуляция и модернизация экономических отношений на рынке жилищнокоммунальных услуг будет осуществляться через различные «Союзы ТСЖ», некоммер-

ческие партнерства, различного рода жилищные и коммунальные корпорации.

Формирование института обязательного саморегулирования и его функционирование позволит:

- возложить на собственников обязанности по соблюдению установленных нормативов содержания жилья и обеспечению необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей им недвижимости;

- наладить учет и регулирование жилищной обеспеченности социально уязвимых категорий жителей;

- нивелировать административное давление и уменьшить коррупционную составляющую данного рынка. (Как следствие, на рынок будет допускаться сообщество профессионалов и собственников, т. е. субъектов, наиболее заинтересованных в эффективности всего процесса управления);

- обеспечить муниципальный контроль над деятельностью сферы ЖКХ и экономическими отношениями, складывающимися между субъектами жилищного рынка региона;

- обеспечить полную информационную открытость членов СРО, что позволит показать структуру цен, обеспечить полную прозрачность деятельности УК;

- обеспечить участие УК и СРО УК в качестве представителей собственников в отношениях с монополистами и прочими коммерческими структурами;

Рис. 3. Взаимосвязь субъектов экономических отношений через систему государственного и самостоятельного регулирования

- обеспечить формирование муниципальных программ развития ЖКХ на основе современных механизмов инвестирования;

- определить материальную ответственность УК;

- определить порядок оказания услуг в сфере ЖКХ и порядок осуществления ответственности всех участников этих отношений в зависимости от того, к какой категории относится конкретная услуга;

- организовать отход от нормативного и переход к рыночным принципам ценообразования на услуги по управлению и обслуживанию недвижимости;

- организовать содействие в ремонте жилья социально уязвимым слоям населения.

- отслеживать износ и ремонт имеющегося жилищного фонда, модернизировать и реконструировать ветхое и изношенное жилье с сохранением по возможности исторического облика зданий;

- планировать управляющим компаниям свою деятельность на среднесрочном и долгосрочном временном интервале и брать на себя многолетние инвестиционные проекты;

- полностью контролировать исполнение гражданско-правовых требований, вытекающих из Договора на оказание услуг;

- соблюдать требования технических регламентов безопасности в разрезе механической, инженерной, экологической и эпидемиологической безопасности зданий;

- создать конкурентную среду между различными хозяйствующими субъектами, одни из которых представляют услуги по управлению недвижимостью, другие - по обслуживанию, а третьи - как по управлению, так и по обслуживанию;

- создать общественный регулятор экономических отношений в ЖКХ;

- сформировать аспект заинтересованности и правильной мотивации к внедрению новых технологий, позволяющих без увеличения тарифа снизить затраты на содержание;

- сформировать понятие безопасности деятельности управляющих компаний и рисков управления и эксплуатации, что создаст возможность для соразмерного страхования имущества и ответственности за имущество;

- установить систему критериев доступности для потребителей товаров и услуг коммунальных организаций [3];

- уточнить определение вида деятельности и понятие «управляющая компания».

Модернизация сферы ЖКХ на муниципальном уровне должна быть направлена на

удовлетворение спроса потребителей и предложения производителей ЖКУ.

Федеральная, региональная и муниципальная политика должна учитывать повышение заинтересованности производителей тех или иных услуг ЖКХ.

Проведенный анализ рыночных реформ функционирования сферы ЖКХ показал, что требуются модернизация экономических отношений и изменение социально-экономической среды, в которых происходит жилищно-коммунальная деятельность, в свете формирования саморегулируемой системы (СРО).

В конечном итоге, модернизация и инновационные процессы должны быть ориенти-

рованы на достижение конечной цели - повышение количественных и качественных характеристик жилищно-коммунального обслуживания населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кузнецов И.А., Смолина Е.Э. Экономические отношения в ЖКХ на муниципальном уровне. Тамбов, 2006. С. 11.

2. Болотин В.В. Финансовые проблемы реформы ЖКХ // Финансы. 2002. № 2. С. 12-14.

3. Каменева Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому. Ростов н/Д, 2005.

С. 104.

Поступила в редакцию 21.02.2011 г.

UDC 332.8

PRECONDITIONS AND DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF ECONOMIC RELATIONS IN HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES AT PRESENT STAGE

Ekaterina Ivanovna Molchanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: igkuz73@mail.ru

The article is devoted to the analysis of economic relations in the market of housing-and-municipal services at the present stage. In work the preconditions, problems and directions of development of economic relations in the housing and communal services market also are considered.

Key words: market of housing-and-municipal services; economic relations in housing and communal services market; modernization of economic relations in housing and communal services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.