УДК 332.8
ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЖКХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМ
© Екатерина Ивановна Молчанова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу экономических взаимоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг на современном этапе. В работе также рассматриваются предпосылки, проблемы и направления развития экономических отношений на рынке ЖКХ.
Ключевые слова: рынок жилищно-коммунальных услуг; экономические отношения на рынке ЖКХ; модернизация экономических отношений в ЖКХ.
Развитие рыночных отношений и формирование рынка жилищно-коммунальных услуг в современной России - одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования национальной экономики.
Реформирование и модернизация экономических отношений на данном рынке не имеет должного развития в силу системных причин: отсутствие системы саморегулирования и саморегулируемых организаций (СРО), неразвитость конкурентной среды и договорных отношений, неэффективность регионального и муниципального управления, несовершенство тарифной политики, тяжелое финансовое положение частных и муниципальных предприятий ЖКХ, высокая степень износа основных фондов предприятий ЖКХ и др.
С точки зрения И.А. Кузнецова и Е.Э. Смолиной сегодня приходит понимание того, что «... необходимость дальнейшего реформирования жилищно-коммунального
хозяйства носит всеобщий характер в связи с тем, что в обществе все более усиливается социальная напряженность, вызванная реальным состоянием дел, при котором остается низким качество услуг и нарастает износ основных фондов» [1].
В настоящее время актуальной представляется задача по выявлению и развитию тех потенциальных возможностей модернизации экономических отношений на рынке ЖКХ, которые непосредственно связаны с интересами, потребностями личности и различных групп муниципального сообщества в производстве и потреблении жилищно-коммунальных услуг.
Особую роль в решении данных задач играет местное самоуправление, в связи с тем что оно является базовой основой для создания и развития системы «саморегулирования» по типу коммунальных корпораций. Сущностной основой данных отношений являются коммунальные общественноэкономические взаимоотношения местного уровня (по поводу производства и потребления жилищно-коммунальных благ), неизменным участником которых является человек с его потребностью в благоустроенном жилище и комфортности среды обитания.
Исследование проблем функционирования экономических отношений и финансов в ЖКХ, в частности привлечения инвестиций, совершенствования тарифной политики, оплаты жилищно-коммунальных услуг и субсидирования населения, мы находим в работах А. А. Аболина, Т.Т. Авдеевой, Д.П. Гордеева, И.П. Маликовой, И.Г. Минц, С.Б. Си-ваева, М.В. Терентьевой, М.А. Ульриха, Ю.В. Филиппова, С.Л. Филимонова, Л.Н. Чернышова и др.
Вопросы развития экономико-организационного механизма в жилищно-коммунальной сфере рассматривались в работах
А.Н. Асаула, А.В. Болотина, В.В. Бузырева, Х.М. Гумба, О.А. Доничева, А.Н. Кирилловой, А.В. Карасева, В.М. Серова, В.П. Стороженко, А.В. Талонова, З. Черняка, Л.Н. Чернышова, Н.Ю. Яськовой и др.
Насущная необходимость решения новых научных и практических задач, связанных с особенностями функционирования и модернизации экономических отношений в ЖКХ России на этапе перехода к аспектам саморегулирования и создания саморегули-
руемых организаций, определяет важнейшее народнохозяйственное значение и актуальность выбора темы настоящего исследования.
Предметом исследования является совокупность экономических и социальных отношений в российском обществе, оформляющих процесс модернизации экономических изменений в ЖКХ.
Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации как многоотраслевой комплекс национальной экономики.
В. В. Болотин четко выразил важность преобразований жилищно-коммунальной
отрасли. Он пишет: «Преобразования жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государством реформ. И первое их отличие состоит в том, что, пожалуй, трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись технические, экономические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя. это отражается на финансово-экономическом
и техническом решении вопросов. Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования ЖКХ подтверждает, что все они оказываются первоочередными, а потому требуют комплексного подхода в своем решении» [2].
Основные предпосылки модернизации экономических отношений в ЖКХ формируются под воздействием факторов эндогенного и экзогенного характера, представленных на рис. 1.
Предпосылки модернизации экономических отношений в ЖКХ определяют основные направления модернизации экономических отношений в ЖКХ (рис. 2).
Уточнена экономическая сущность системы саморегулирования и ее современные проблемы на рынке жилищно-коммунальных услуг муниципального образования.
Выявлено, что социально-экономические отношения в жилищно-коммунальной сфере являются составной частью воспроизводственного процесса и будут осуществляться через систему саморегулирования.
Экзогенные факторы
- изменение общественно-
экономической формации;
- децентрализация государственной системы управления на рынке ЖКХ
Экзогенные факторы
- сочетание принципов территориальной и отраслевой систем управления предприятиями
ЖКХ;
- формирование системы социальной защиты;
- развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства
1-^ Федеральный уровея*
Зональный уровень
Эндогенные факторы
- демонополизация предприятий отрасли ЖКХ;
- правовое и нормативное обеспечение реформы ЖКХ
Эндогенные факторы
- деятельность предприятий
ЖКХ в соответствии с самоокупаемостью, самофинансирова-
нием и самостоятельностью;
- внедрение механизмов привлечения кредитных средств в ЖКХ
Экзогенные факторы
формирование договорных \
питаний ня птлтпге» ”ЖТГУ- »
отношений на рынке ЖКХ
- развитие конкуренции в управлении МКД;
- создание современных механизмов инвестирования сферы и предприятий ЖКХ
^ншщпальныйуровей*
Эндогенные факторы
- ценовая недоступность ЖКУ;
- несоответствие норме качественных и количественных параметров ЖКУ;
- экономическая, техническая и правовая безграмотность специалистов УК и ТСЖ
Рис. 1. Основные предпосылки модернизации экономических отношений в ЖКХ
Экзогенные факторы * Федеральный уроне®** Эндогенные факторы
'1А_ і ' і
Экзогенные факторы ^ Региональный уровеН^ Эндогенные факторы
i к 1 г і і г
Экзогенные факторы ^^Уницвшшьиыйуров^^ Эндогенные факторы
зона трансформации
госрегулирование
саморегулирование
Рис. 2. Факторная пирамида, определяющая направления модернизации экономических отношений в ЖКХ
Саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рынка ЖКХ - эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации.
Саморегулируемая система экономических отношений реализуется через саморегу-лируемые организации (СРО). Они возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности на рынке ЖКХ в результате совершенствования самосознания хозяйствующих субъектов экономических отношений. В результате ослабевает давление государства в тех сферах регулирования ЖКХ, где его присутствие представляется излишним и неоправданным.
Дано авторское определение, что под саморегулированием хозяйственной деятельности в ЖКХ следует понимать формирование и внедрение системы норм и требований к качественной и количественной составляющей жилищно-коммунальной услуги, а также контроль за ее выполнением, проводимый всеми субъектами экономических отношений данного вида рынка.
Взаимосвязь субъектов экономических отношений через систему государственного и самостоятельного регулирования представлена на рис. 3.
Саморегуляция и модернизация экономических отношений на рынке жилищнокоммунальных услуг будет осуществляться через различные «Союзы ТСЖ», некоммер-
ческие партнерства, различного рода жилищные и коммунальные корпорации.
Формирование института обязательного саморегулирования и его функционирование позволит:
- возложить на собственников обязанности по соблюдению установленных нормативов содержания жилья и обеспечению необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей им недвижимости;
- наладить учет и регулирование жилищной обеспеченности социально уязвимых категорий жителей;
- нивелировать административное давление и уменьшить коррупционную составляющую данного рынка. (Как следствие, на рынок будет допускаться сообщество профессионалов и собственников, т. е. субъектов, наиболее заинтересованных в эффективности всего процесса управления);
- обеспечить муниципальный контроль над деятельностью сферы ЖКХ и экономическими отношениями, складывающимися между субъектами жилищного рынка региона;
- обеспечить полную информационную открытость членов СРО, что позволит показать структуру цен, обеспечить полную прозрачность деятельности УК;
- обеспечить участие УК и СРО УК в качестве представителей собственников в отношениях с монополистами и прочими коммерческими структурами;
Рис. 3. Взаимосвязь субъектов экономических отношений через систему государственного и самостоятельного регулирования
- обеспечить формирование муниципальных программ развития ЖКХ на основе современных механизмов инвестирования;
- определить материальную ответственность УК;
- определить порядок оказания услуг в сфере ЖКХ и порядок осуществления ответственности всех участников этих отношений в зависимости от того, к какой категории относится конкретная услуга;
- организовать отход от нормативного и переход к рыночным принципам ценообразования на услуги по управлению и обслуживанию недвижимости;
- организовать содействие в ремонте жилья социально уязвимым слоям населения.
- отслеживать износ и ремонт имеющегося жилищного фонда, модернизировать и реконструировать ветхое и изношенное жилье с сохранением по возможности исторического облика зданий;
- планировать управляющим компаниям свою деятельность на среднесрочном и долгосрочном временном интервале и брать на себя многолетние инвестиционные проекты;
- полностью контролировать исполнение гражданско-правовых требований, вытекающих из Договора на оказание услуг;
- соблюдать требования технических регламентов безопасности в разрезе механической, инженерной, экологической и эпидемиологической безопасности зданий;
- создать конкурентную среду между различными хозяйствующими субъектами, одни из которых представляют услуги по управлению недвижимостью, другие - по обслуживанию, а третьи - как по управлению, так и по обслуживанию;
- создать общественный регулятор экономических отношений в ЖКХ;
- сформировать аспект заинтересованности и правильной мотивации к внедрению новых технологий, позволяющих без увеличения тарифа снизить затраты на содержание;
- сформировать понятие безопасности деятельности управляющих компаний и рисков управления и эксплуатации, что создаст возможность для соразмерного страхования имущества и ответственности за имущество;
- установить систему критериев доступности для потребителей товаров и услуг коммунальных организаций [3];
- уточнить определение вида деятельности и понятие «управляющая компания».
Модернизация сферы ЖКХ на муниципальном уровне должна быть направлена на
удовлетворение спроса потребителей и предложения производителей ЖКУ.
Федеральная, региональная и муниципальная политика должна учитывать повышение заинтересованности производителей тех или иных услуг ЖКХ.
Проведенный анализ рыночных реформ функционирования сферы ЖКХ показал, что требуются модернизация экономических отношений и изменение социально-экономической среды, в которых происходит жилищно-коммунальная деятельность, в свете формирования саморегулируемой системы (СРО).
В конечном итоге, модернизация и инновационные процессы должны быть ориенти-
рованы на достижение конечной цели - повышение количественных и качественных характеристик жилищно-коммунального обслуживания населения.
1. Кузнецов И.А., Смолина Е.Э. Экономические отношения в ЖКХ на муниципальном уровне. Тамбов, 2006. С. 11.
2. Болотин В.В. Финансовые проблемы реформы ЖКХ // Финансы. 2002. № 2. С. 12-14.
3. Каменева Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому. Ростов н/Д, 2005.
С. 104.
Поступила в редакцию 21.02.2011 г.
UDC 332.8
PRECONDITIONS AND DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF ECONOMIC RELATIONS IN HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES AT PRESENT STAGE
Ekaterina Ivanovna Molchanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of economic relations in the market of housing-and-municipal services at the present stage. In work the preconditions, problems and directions of development of economic relations in the housing and communal services market also are considered.
Key words: market of housing-and-municipal services; economic relations in housing and communal services market; modernization of economic relations in housing and communal services.