Научная статья на тему 'Механизмы внедрения экономических инструментов саморегулирования в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством региона'

Механизмы внедрения экономических инструментов саморегулирования в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ / ECONOMIC TOOLS / SELF-REGULATION / CLUSTER / REGIONAL MANAGEMENT SYSTEM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Юдина Вера Александровна, Танина Мария Алексеевна

Актуальность и цели. Инновационная направленность российской экономики определяет необходимость развития инновационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и строительной отрасли. При этом важнейшими задачами реформирования ЖКХ являются следующие: разработка механизмов внедрения экономических инструментов саморегулирования, использование концепции кластерного подхода для осуществления институциональных преобразований. Цель исследования теоретическое обоснование и разработка методических положений и рекомендаций по формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов. Материалы и методы. В работе использован системный подход к изучению фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов и ученых, отражающих проблемы экономики, организации и управления в социально-экономических системах, концептуальных подходов к формированию и развитию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе принципов саморегулирования, кластерного подхода. Достижение задач исследования достигнуто за счет применения апробированного в научной практике исследовательского и аналитического аппарата, включающего использование методов: системного, структурного, логического и сравнительного анализа, математико-статистического моделирования, метода статистической группировки, анализа документов, отражающих результаты социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства региона. Резуль­таты. В научной статье отражены результаты теоретико-методологического и эмпирического исследования современного состояния проблем формирования экономического инструментария саморегулирования системы управления ЖКХ в условиях инновационно-ориентированного развития. Разработана модель жилищно-социального кластера региона, предложены методические положения по внедрению экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунального хозяйства на мезои микроуровнях. Выводы. Выявление экономических предпосылок развития жилищно-коммунального комплекса как регионального отраслевого кластера позволило авторам обосновать направления структуризации и упорядочения отношений, возникающих в процессе производства, потребления, распределения жилищно-коммунальных услуг, целесообразность использования кластерного подхода в управлении развитием ЖКХ региона. Внедрение экономических инструментов саморегулирования в систему управления ЖКХ региона позволит создать условия для введения инновационных и наукоемких технологий в сферу ЖКХ, развития инфраструктурного обеспечения развития кластерных моделей региона, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF ECONOMIC INSTRUMENTS OF SELF-REGULATION IN MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF REGIONAL HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Background. The innovative orientation of the Russian economy determines a need of development of the innovative infrastructure of the housing and communal services and construction industry. Thus, the most important tasks of housing and communal services reformation are the following: development of mechanisms of implementation of economic instruments of self-regulation, use of the concept of cluster approach for implementation of institutional transformations. The article aims at researching theoretical reasons and development of methodical provisions and recommendations to form a system of effective management of hou­sing and communal services of a region, combining subject’s state regulation and self-regulation. Materials and methods. The work uses the system approach to study basic and applied researches by domestic and foreign specialists and scientists reflecting the problems of economy, 1organization and management in social and economic systems, conceptual approaches to form and manage a system of development of housing and communal services on the basis of the principles of self-regulation and the cluster approach. The research goals were acheived due to the use of the approved in scientific practice research and analytical mechanism combining the following methods: the system, structural, logical and comparative analysis, mathematical and statistical modeling, the method of statistical groups, the analysis of the documents reflecting the results of socioeconomic and financial-economic organization activity of housing and communal services of a region. Results. The aricle shows the results of the theoretical-methodological and empirical research of the current state of the problems of formation of economic tools of self-regulation of the management system of housing and communal services in conditions of innovation-oriented development. The model of a regional housing and social cluster is deve­loped, methodical provisions on implementation of the economic instruments of self-regulation of the management system of housing and communal services at mesoand microlevels are offered. Conclusions. Detection of economic prerequisites of development of housing and communal services as a regional industry cluster allowed the authors to determine the directions of structurization and streamlining of relations, arising in the production process, consumption, distribution of housing-and-municipal services, feasibility of cluster approach usage in management of regional housing and communal services development. Implementation of economic instruments of self-regulation in the management system of regional housing and communal services will allow to create conditions for implementation of innovative and high technologies into the sphere of housing and communal services, for development of the infrastructure ensuring the development of regional cluster models, for improvement of housing and communal services quality.

Текст научной работы на тему «Механизмы внедрения экономических инструментов саморегулирования в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством региона»

УДК 332.87

В. В. Бондаренко, В. А. Юдина, М. А. Танина

МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РЕГИОНА1

Аннотация. Актуальность и цели. Инновационная направленность российской экономики определяет необходимость развития инновационной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и строительной отрасли. При этом важнейшими задачами реформирования ЖКХ являются следующие: разработка механизмов внедрения экономических инструментов саморегулирования, использование концепции кластерного подхода для осуществления институциональных преобразований. Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка методических положений и рекомендаций по формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов. Материалы и методы. В работе использован системный подход к изучению фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов и ученых, отражающих проблемы экономики, организации и управления в социально-экономических системах, концептуальных подходов к формированию и развитию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе принципов саморегулирования, кластерного подхода. Достижение задач исследования достигнуто за счет применения апробированного в научной практике исследовательского и аналитического аппарата, включающего использование методов: системного, структурного, логического и сравнительного анализа, математико-статистического моделирования, метода статистической группировки, анализа документов, отражающих результаты социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства региона. Результаты. В научной статье отражены результаты теоретико-методологического и эмпирического исследования современного состояния проблем формирования экономического инструментария саморегулирования системы управления ЖКХ в условиях инновационно-ориентированного развития. Разработана модель жилищно-социального кластера региона, предложены методические положения по внедрению экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунального хозяйства на мезо- и микроуровнях. Выводы. Выявление экономических предпосылок развития жилищнокоммунального комплекса как регионального отраслевого кластера позволило авторам обосновать направления структуризации и упорядочения отношений, возникающих в процессе производства, потребления, распределения жилищно-коммунальных услуг, целесообразность использования кластерного подхода в управлении развитием ЖКХ региона. Внедрение экономических инструментов саморегулирования в систему управления ЖКХ региона позволит создать условия для введения инновационных и наукоемких технологий в сферу ЖКХ, развития инфраструктурного обеспечения развития кластерных моделей региона, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг.

1 Научное исследование выполнено в рамках гранта РФФИ «Разработка экономических инструментов саморегулирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях инновационно-ориентированного развития (региональный аспект)» (№ 01201261620).

Ключевые слова: экономические инструменты, саморегулирование, кластер, региональная система управления ЖКХ.

V. V. Bondarenko, V. A. Yudina, M. A. Tanina

MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF ECONOMIC INSTRUMENTS OF SELF-REGULATION IN MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF REGIONAL HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Abstract. Background. The innovative orientation of the Russian economy determines a need of development of the innovative infrastructure of the housing and communal services and construction industry. Thus, the most important tasks of housing and communal services reformation are the following: development of mechanisms of implementation of economic instruments of self-regulation, use of the concept of cluster approach for implementation of institutional transformations. The article aims at researching theoretical reasons and development of methodical provisions and recommendations to form a system of effective management of housing and communal services of a region, combining subject’s state regulation and self-regulation. Materials and methods. The work uses the system approach to study basic and applied researches by domestic and foreign specialists and scientists reflecting the problems of economy, lorganization and management in social and economic systems, conceptual approaches to form and manage a system of development of housing and communal services on the basis of the principles of self-regulation and the cluster approach. The research goals were acheived due to the use of the approved in scientific practice research and analytical mechanism combining the following methods: the system, structural, logical and comparative analysis, mathematical and statistical modeling, the method of statistical groups, the analysis of the documents reflecting the results of socioeconomic and financial-economic organization activity of housing and communal services of a region. Results. The aricle shows the results of the theoretical-methodological and empirical research of the current state of the problems of formation of economic tools of self-regulation of the management system of housing and communal services in conditions of innovation-oriented development. The model of a regional housing and social cluster is developed, methodical provisions on implementation of the economic instruments of self-regulation of the management system of housing and communal services at meso- and microlevels are offered. Conclusions. Detection of economic prerequisites of development of housing and communal services as a regional industry cluster allowed the authors to determine the directions of structurization and streamlining of relations, arising in the production process, consumption, distribution of hous-ing-and-municipal services, feasibility of cluster approach usage in management of regional housing and communal services development. Implementation of economic instruments of self-regulation in the management system of regional housing and communal services will allow to create conditions for implementation of innovative and high technologies into the sphere of housing and communal services, for development of the infrastructure ensuring the development of regional cluster models, for improvement of housing and communal services quality.

Key words: economic tools, self-regulation, cluster, regional management system of housing and communal services.

В условиях глобализации мировой экономики необходимым условием реализации целевых приоритетов инновационно-ориентированного развития экономики России является внедрение во все ее отрасли наукоемких, иннова-

ционных технологий и наноматериалов. Жилищно-коммунальное хозяйство является стратегически важной отраслью с точки зрения оказания жизненно необходимых услуг населению, эффективной реализации воспроизводственного процесса основных фондов региональных инновационных систем.

Концепция модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ на 2010-2020 гг. в качестве приоритетных целей социальноэкономического развития отрасли выделяет следующие: проведение соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности; снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; формирование финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.

Таким образом, в условиях реализации программ по созданию энергоэффективных коммунальных сетей и объектов коммунальной инфраструктуры в Российской Федерации, развитию производств инновационного энергосберегающего оборудования и систем учета энергоресурсов, в условиях выполнения требований Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», стратегического партнерства между Фондом содействия реформированию ЖКХ и государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий», в рамках инновационно-активных сценариев стратегий социально-экономического развития региональной экономики муниципальных образований внедрение экономических инструментов саморегулирования, использование концепции кластерного подхода для осуществления институциональных преобразований в системе управления развитием жилищно-коммунальным хозяйством являются актуальными на современном этапе реформирования отрасли.

Поиск оптимальных направлений повышения конкурентоспособности организаций ЖКХ в условиях естественного развития процессов регионализации, когда ключевой стратегической единицей развития являются локализованные территории - регионы, обладающие определенными конкурентными преимуществами, является возможным на основе развития отраслевого кластера, внедрения инновационных и наукоемких технологий в сферу ЖКХ, развития инфраструктурного обеспечения кластерных моделей региона, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и введения стимулирующих норм для внедрения инновационных и наноматериалов в жилищнокоммунальное хозяйство и строительную отрасль.

В 2012-2013 гг. авторами было проведено научное исследование, целью которого являлось теоретическое обоснование и разработка методических положений и рекомендаций по формированию системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона, сочетающей государственное регулирование с саморегулированием субъектов.

Использование системного подхода к изучению фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов и ученых, отражающих проблемы экономики, организации и управления в социально-экономических системах, концептуальных подходов к формированию и развитию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе кластерного подхода позволило сформулировать ряд выводов.

В зарубежной практике кластерная теория начала применяться в начале 1990-х гг. благодаря трудам Дж. Даннинга, Дж. Хамфри, Р. Мартина, М. Портера, М. Энрайта.

Основоположником кластерной теории считается Майкл Портер, профессор кафедры делового администрирования Harvard Business School. Кластер является специфическим субъектом конкурентной стратегии для экономики региона или страны, а также инструментом стимулирования инноваций и экономического роста.

Майкл Портер определил кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере (рыночной нише) и взаимодополняющих друг друга [1].

Теория региональных кластеров М. Энрайта основана на анализе региональных различий в конкурентоспособности внутри страны. Он предполагал, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном уровне, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получение образования [2].

Применение кластерного подхода М. Потера и М. Энрайта позволяет в региональном развитии достичь следующих результатов [1, 2]:

1. Увеличиваются производительность труда и эффективность производства, так как фирмы существуют в рамках единой производственной сети.

2. Стимулируется создание нововведений ввиду того, что фирмы имеют доступ к самой совершенной информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры генерируют новые знания и имеют возможность экспериментально подтвердить или опровергнуть правильность новых теорий.

3. Обеспечивается коммерциализация знаний и производства. Создаются льготные условия (наличие соответствующего персонала, инфраструктуры, поставщиков) для создания новых фирм и запуска новых ассортиментов товаров.

В основе кластерной методологии лежит рассмотрение формы экономических отношений, направленных на создание «современного инновационного продукта» как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Следовательно, можно говорить о кластере как сложной экономической системе. Кластерные системы характеризуются общими особенностями:

- наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей региональной экономической системы;

- территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

- создание участниками некоммерческого объединения, добровольность вхождения в данное объединение и наличие координирующей организации и сайта;

- устойчивость стратегических хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая ее региональные, межрегиональные, внутригосударственные и международные связи;

- долговременная координация взаимодействия участников кластерной системы в рамках ее общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов;

- наличие корпоративных систем управления, контроля бизнес-процессов, коллективного хозяйственного мониторинга [3].

Таким образом, рассматривая ЖКХ как социально-экономическую систему, можно выделить следующие кластерные признаки:

- наличие подрядных, ресурсоснабжающих организаций и организаций по управлению жилищным фондом, непосредственно предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;

- участие в процессе оказания жилищно-коммунальных услуг производственных мощностей организаций различных отраслей экономики;

- наличие саморегулируемых организаций (СРО) в ЖКХ - некоммерческой организации, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в различных сферах по оказанию жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ);

- территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов обусловлена спецификой жилищно-коммунальных услуг: принадлежностью к общественным благам, слабой степенью заменяемости и локальностью предоставления, длительностью и непрерывностью использования, сетевым характером предоставления, а также неразрывностью производства и потребления;

- сложившаяся структура управления жилищно-коммунального хозяйства, включающая федеральный центр, органы местного самоуправления, предприятия и организации в сфере управления эксплуатацией и обслуживанием жилищного фонда.

По состоянию на 01.01.2013 жилищно-коммунальный комплекс является одним из крупных секторов экономики Российской Федерации. Доля основных фондов составляет около 30 % от общего объема основных фондов экономики. Общее количество предприятий, функционирующих в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, составляет более 50 тыс. Доля основных фондов составляет около 30 % от общего объема основных фондов экономики (рис. 1.)

12000000010000000080000000-млнруб. 60000000-

40000000200000000-

□ Всего ЕЗ Жилищнокоммунальное хозяйство

2012

2008 2009 2010 2011

годы

Рис. 1. Доля основных фондов организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ1

1 Данные Федеральной службы государственной статистики РФ. - иЯЬ: www.gks.ru

По данным Госкомстата на 01.01.2013, общая площадь жилищного фонда в Российской Федерации составила более 3272 млн кв. м. В среднем на проживающего приходится 22,98 кв. м общей площади.

По состоянию на 01.01.2013 количество частных управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, превысило 13 тыс. По данным ГК Фонда содействия реформированию ЖКХ, около 80 % многоквартирных домов фактически управляются именно управляющими организациями (непосредственно или по договору с ТСЖ).

Таким образом, значительный потенциал жилищно-коммунального комплекса РФ, выявление экономических предпосылок развития жилищнокоммунального комплекса как регионального отраслевого кластера позволяют сделать вывод о необходимости внедрения кластерной модели управления развитием жилищно-коммунального комплекса на современном этапе развития постиндустриального общества. Считаем целесообразным выделить в ее составе элементы инновационной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса как регионального отраслевого кластера, определить механизмы сотрудничества с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, бизнес-инкубаторами в контексте разработки и внедрения энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, производства современных строительных материалов в условиях реализации федеральных и региональных программ инновационного развития экономики субъектов РФ.

Жилищно-коммунальный кластер - локальная горизонтально распределенная совокупность взаимосвязанных участников финансовой, социальной, инвестиционной и экономической деятельности, осуществление которой на основе согласования интересов сторон должно обеспечить рациональное использование жилищно-социальных активов, ответственное предоставление жизненно важных услуг, оптимизацию системы расчетов, комплексное внедрение инновационных технологий.

Компоненты жилищно-социального кластера региона представлены на рис. 2.

Одним из структурообразующих элементов жилищно-социального кластера региона является саморегулируемая организация, содержание функций которой определено в соответствии с ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007. Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (принят ГД ФС РФ 05.10.2007) устанавливают, что органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления имеют различные полномочия и функции, связанные с функционированием и развитием жилищно-коммунального комплекса.

Интеграция СРО в систему регулирования предпринимательской деятельности реализуется посредством взаимодействия с органами государственного и муниципального регулирования, региональными системами сертификации, стандартизации, подготовки и переподготовки кадров.

Основным преимуществом саморегулирования перед другими способами является солидарная и коллективная ответственность членов (в форме компенсационного фонда), что позволяет гарантировать финансовую ответственность и компенсацию вреда в случае оказания некачественных услуг.

Институт саморегулирования стимулирует создание профессиональных стандартов деятельности, формирование ответственных участников рынка и са-моочистки рынка от недобросовестных участников, позволяет сохранить за органами государственной власти важнейшие регулятивные и контролирующие функции в области ценообразования, предупреждения и пресечения как монополистической деятельности (в монопольных секторах), так и фактов недобросовестной конкуренции (в конкурентных секторах).

Жилищный фонд Пензенского региона, объекты транспортной, энергетической и иные инфраструктуры

Ресурсоснабжающие, жилищные ремонтно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, предприятия по благоустройству территорий жилой застройки, утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов

Управляющие жилищные организации, ТСЖ, ТИВКидр.

Жилищно-

коммунальный

кластер

Пензенского

региона

Органы государственной и муниципальной власти (Управление жилищнокоммунального хозяйства Пензенской области, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению и др.)

Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области»

Провайдеры финансовой инфраструктуры (банки Пензенской области)

Научные и проектно-изыскательские организации, образовательные учреждения, бизнес-инкубаторы Пензенской области

Рис. 2. Компоненты жилищно-социального кластера региона

Примечание. ТСЖ - товарищество собственников жилья; ТИВК - товарищество индивидуальных владельцев квартир.

В качестве экономических инструментов инновационного саморегулирования кластера ЖКК Пензенского региона можно выделить следующие [4]:

1. Стандарты и правила профессиональной деятельности членов само-регулируемых организаций с целью унификации содержания управления в данной сфере, взаимодействия всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечения долговременной координации взаимодействия участников кластерной системы. Так, согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегули-руемых организациях», стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт членов СРО. Более того, законом предусматривается, что субъектами управления саморегулируемых организаций являются физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами. Целью регламентации в области определения профессионально-квалификационных характеристик аппарата управления СРО является конкретизация зоны ответственности сотрудников за выполняемые ими работы, формулировка ключевых компетенций, разработка методов.

Разработка стандартов профессиональной деятельности должна осуществляться руководителями организаций - членов СРО в сфере ЖКХ с учетом Жилищного кодекса РФ, Общероссийского классификатора услуг населению

ОК 092-93 (ОКУН), Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», иных федеральных законов, нормативных актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Результатом должен стать стандарт СРО в сфере ЖКХ «Общие требования к проведению работ и оказанию жилищно-коммунальных услуг», а также методический документ, отражающий алгоритм проведения и перечень показателей анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций - членов СРО отраслевого кластера.

2. Система допуска хозяйствующих субъектов на рынок соответствующих услуг, необходимая для развития конкурентных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг и рынка управления жилищным фондом.

Поправки в Жилищный кодекс РФ (Федеральный закон № 93-ФЗ от 25.96.2012) ужесточили требования к допуску хозяйствующих субъектов на рынок ЖКУ. В частности, членами правления, бухгалтерами и членами ревизионных комиссий жилищных кооперативов не могут являться индивидуальные предприниматели, ранее исключенные из числа членов СРО. С начала 2013 г. обязательным условием работы на рынке и гарантом безопасности для собственников жилья, одним из основных критериев выбора управляющей организации собственниками помещений в многоквартирных домах будет являться ее обязательное членство в СРО. Более того, данная система является элементом контроля в системе отраслевого кластера.

3. Механизм имущественной ответственности перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг), позволяющий сформировать систему финансовой компенсации в случае нарушения своих обязательств.

Законом № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» предусмотрен механизм имущественной ответственности перед потребителями жилищнокоммунальных услуг, включающий создание компенсационного фонда и личного и (или) коллективного страхования. Компенсационный фонд формируется первоначально исключительно в денежной форме, в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена, количество которых регламентировано: не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

По мнению авторов, необходимо усилить механизм контроля за соблюдением стандартов и правил профессиональной деятельности в кластерной системе ЖКХ, а также за результатами финансово-хозяйственной деятельности за счет разработки Требований к страхованию гражданской ответственности организаций - членов СРО и Методических рекомендаций по аттестации руководителей СРО и организаций - членов СРО.

4. Тарифно-ценовая политика на жилищно-коммунальные услуги, позволяющая обосновать направления оптимизации стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет снижения расходов на управление и затрат, связанных с обработкой и передачей информации.

Одним из экономических механизмов, ориентированных на самофинансирование организаций, является ценовой (тарифный). Тарифно-ценовой механизм призван согласовать интересы трех основных участников процесса оказания услуг ЖКХ: производителей (предприятий, стратегических инвесторов), потребителей (населения, предприятий различных сфер народного

хозяйства, учреждений и т.п.), государства, заинтересованного в эффективном функционировании рассматриваемых субъектов рынка и поступлении налоговых платежей. При этом он выступает в роли регулятора, определяющего силу действия обратной связи между различными участниками отраслевого кластера.

В зависимости от порядка утверждения, формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Пензенской области осуществляют органы исполнительной власти (Управление по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области, отдел мониторинга и тарифной политики Управления ЖКХ Пензенской области). В настоящее время происходит деформация рыночного механизма ценообразования, что приводит к необоснованному росту тарифов при неизменном качестве и ассортименте жилищно-коммунальных услуг, увеличению объемов неплатежей и росту дебиторской задолженности, несовпадению целей и интересов субъектов ЖКХ.

5. Система контроллинга, предусматривающая оценку результатов социально-экономического развития ЖКК региона, повышающая детерминированность результатов функционирования организаций - участников отраслевого кластера, что определяет возможность их прогнозирования на среднесрочную перспективу.

Для повышения эффективности кластерной политики развития ЖКК предлагается внедрить систему контроллинга на основе создания «электронного информационного портала», предусматривающего создание информационной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Пензенской области. Информационный портал жилищно-коммунального хозяйства обеспечит интерактивное взаимодействие граждан с предприятиями жилищно-коммунального комплекса, позволит совершенствовать системы платежей населения за реально потребленные услуги, объединить наибольшее количество предложений различных поставщиков жилищно-коммунальных услуг в единую базу данных и использовать мощные поисковые возможности Интернета. В свою очередь, у Управления ЖКХ Пензенской области, органов, осуществляющих надзор за деятельностью СРО в ЖКХ и других организаций, осуществляющих регулирование и контроль за деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства, появится возможность интегрировать информационные потоки и ресурсы отрасли, рационально использовать информационно-коммуникационные технологии для принятия решений.

Механизмы внедрения экономических инструментов саморегулирования в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством региона представляют собой определенную совокупность управляющих воздействий, посредством которой элементы системы саморегулирования взаимодействуют, переводят ее в новое качественное состояние.

Опираясь на полученные результаты теоретико-методологического и прикладного исследований, совокупность механизмов внедрения экономических инструментов саморегулирования в систему управления жилищнокоммунальным хозяйством региона можно представить следующим образом:

- нормативно-правовые основы создания и развития кластеров в ЖКХ, позволяющие определить организационно-правовые основы функционирования и взаимодействия кластерообразующих элементов в составе жилищно-

коммунального комплекса, в совокупности образующих материальную, экономическую, финансово-инвестиционную, институциональную и инновационную основы, формирующие адаптивную социально-экономическую систему;

- стратегия развития кластера в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона, направленная на стимулирование и внедрение инноваций в отрасль, реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности участников кластера, формирование благоприятных условий для развития кластера и возможность участия в развитии инженерной и транспортной инфраструктур, жилищного строительства, помощь в реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями при участии научно-исследовательских организаций, и план мероприятий по ее реализации;

- кластерная политика развития жилищно-коммунального хозяйства региона, сочетающая государственное регулирование с саморегулированием субъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющая установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов и оптимизировать распределение финансовых ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет совершенствования нормативно-правовой базы СРО в области повышения квалификации и аттестации специалистов организаций - членов СРО, стандартизации требований к проведению работ и оказанию жилищнокоммунальных услуг, методической базы, отражающей алгоритм проведения и перечень показателей анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций - членов СРО в сфере ЖКХ, а также оптимизации тарифно-ценовой политики на жилищно-коммунальные услуги;

- формирование единого информационного пространства в рамках кластера, в первую очередь в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.

Таким образом, внедрение экономических инструментов инновационного саморегулирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством позволит наиболее полно использовать преимущества кластерной модели развития жилищно-коммунального комплекса за счет создания на основе государственно-частного партнерства условий для привлечения инвестиций (в сфере разработки инновационных систем энергоучета, формирования платежеспособного спроса на энергоэффективное оборудование и технологии), профессионального регулирования допуска на рынок хозяйствующих субъектов в сферах оказания соответствующих услуг (критерии допуска, механизм имущественной ответственности перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг), позволяющий сформировать систему финансовой компенсации в случае нарушения своих обязательств), повышения качества жизни населения (разработка и реализация программ модернизации и строительства энергоэффективных многоквартирных домов, учет при формировании тарифов уровня доходов населения, величины субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг).

Список литературы

1. Портер, М. Конкуренция : [пер. с англ.] / М. Портер. - М. : Вильямс, 2006. -

698 с.

2. Enright, M. J. Why Clusters are the Way to Win the Game? / M. J. Enright // Word Link. - 1992. - № 5 (July/August). - Р. 24-38.

3. Домбровский, М. А. Актуальные проблемы формирования конкурентоспособных региональных кластеров в России / М. А. Домбровский // Конкурентоспособность компаний и территорий: кластерные технологии : сб. науч. статей / под ред. Т. В. Миролюбовой ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2012. - С. 96-101.

4. Бондаренко, В. В. Развитие саморегулирования жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в условиях инновационно-ориентированной экономики /В. В. Бондаренко, В. А. Юдина // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 46 (277). - С. 2-9.

References

1. Porter M. Konkurentsiya: per. s angl. [Competition: translation from English]. Moscow: Vil'yams, 2006, 698 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Enright M. J. Word Link. 1992, no. 5 (July/August), pp. 24-38.

3. Dombrovskiy M. A. Konkurentosposobnost’ kompaniy i territoriy: klasternye tekhnolo-gii: sb. nauch. statey [Competition between companies and areas: cluster technologies: collected papers]. Permskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet. Perm, 2012, pp. 96-101.

4. Bondarenko V. V., Yudina V. A. Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2012, no. 46 (277), pp. 2-9.

Бондаренко Владимир Викторович

доктор экономических наук, профессор,

кафедра менеджмента и маркетинга,

директор Пензенского филиала

Финансового университета

при Правительстве РФ

(Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 б)

E-mail: bond40@bk.ru

Юдина Вера Александровна кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 б)

E-mail: veraluzgina@ya.ru

Танина Мария Алексеевна

кандидат экономических наук, старший

преподаватель, кафедра менеджмента

и маркетинга, Пензенский филиал

Финансового университета

при Правительстве РФ

(Россия, г. Пенза, ул. Калинина, 33 б)

E-mail: margo10@inbox.ru

Bondarenko Vladimir Viktorovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management and marketing, director of the Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

(33b Kalinina street, Penza, Russia)

Yudina Vera Aleksandrovna

Candidate of economic sciences, associate

professor, sub-department of management

and marketing, Penza branch

of the Financial University under

the Government of the Russian

Federation

(33b Kalinina street, Penza, Russia)

Tanina Mariya Alekseevna Candidate of economic sciences, senior lecturer, sub-department of management and marketing, Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

(33b Kalinina street, Penza, Russia)

УДК 332.87 Бондаренко, В. В.

Механизмы внедрения экономических инструментов саморегулирования в систему управления жилищно-коммунальным хозяйством региона / В. В. Бондаренко, В. А. Юдина, М. А. Танина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. -№ 4 (28). - С. 203-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.