Научная статья на тему 'Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона'

Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / CLUSTER APPROACH / HOUSING SERVICES AND PUBLIC UTILITIES SPHERE / HOUSING SERVICES AND SOCIAL CLUSTER / INTEGRATION / REFORMING / RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженов Сергей Иванович

Продолжающийся кризис в жилищно-коммунальной сфере обусловливает необходимость ускорения ее интеграции в рыночное пространство. Автор предлагает применить кластерные инициативы, которые, по его мнению, обеспечат решение жилищно-коммунальных проблем с позиций более широкого их видения. В статье приведены результаты применения кластерных инициатив в современной хозяйственной практике и сделана попытка показать преимущества кластерного подхода к развитию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Раскрыта сущность понятия «жилищно-социальный кластер региона» в аспекте развития ЖКХ, обозначены участники кластерного объединения, выделены его составляющие, а также определена цель внедрения кластерной модели управления реформой ЖКХ, суть которой заключается в изменении менталитета поставщиков и потребителей услуг ЖКХ в направлении повышения ответственности подхода к своим обязанностям и соблюдения взаимных интересов на рынке жилищно-коммунальных услуг. Рассмотрены основные положения и принципы формирования жилищно-социального кластера региона, особенности и направления его развития. Приведен авторский подход к разработке стратегии формирования жилищно-социального кластера региона с учетом современных тенденций. Обосновано ведущее значение ряда факторов в создании базовых предпосылок устойчивого функционирования жилищносоциального кластера региона. К таким факторам отнесены: государственное регулирование ценообразования и форм поддержки развития малого предпринимательства, создание системы финансового обеспечения, развитие государственно-частного партнерства, внедрение инновационных технологий. Обоснована роль общественных объединений в формировании жилищно-социального кластера региона. Показаны его конкурентные возможности и недостаточно развитые конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF HOUSING SERVICES AND PUBLIC UTILITIES IN THE REGION

The ongoing crisis in the housing services and public utilities sphere determines the need to accelerate its integration into the market space. The author proposes to apply the cluster initiatives, which, in his opinion, provide the solution of housing services and public utilities problems in terms of their broader vision. This paper attempts to highlight the benefits of the cluster approach to the development of housing services and public utilities, and identifies the main provisions in the process of its implementation. The essence of the concept of «housing services and social cluster of the region» in terms of housing services and public utilities development is revealed, members of cluster unification are designated, its components are identified, the purpose of introducing the cluster model of housing services and public utilities reform management is determined, which essence is to change the mentality of the producers and consumers of housing services and public utilities in the direction of increasing responsibilities and respect for mutual interests in the market of housing services and public utilities. The main provisions and principles of formation of housing services and social cluster of the region are reviewed, as well as the characteristics and trends of its development. An authorial approach to the development of a strategy of forming a housing services and social cluster in the region in accordance with modern trends is presented. The leading role of several factors in establishing the basic prerequisites for sustainable operation of housing services and social cluster of the region is justified. These factors include governmental regulation of pricing and forms of support to small entrepreneurship development, creation of financial security system, development of public-private partnerships and implementation of innovative technologies. The role of non-governmental organizations and public associations in the formation of housing services and social cluster in the region is substantiated; its competitive abilities and under-developed competitive advantages are shown.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона»

emphasizes main advantagesof using the suggested method, these are self-assessment procedure, benchmarking, getting the place in the innovation rating and chance of taking part in different competition for definition leader in innovation maturity. The basic result of practical adaptation the measurement procedure of innovation maturity of business is the list of core competencies and direction for improvements.

Keywords: measurement procedure of innovation maturity of business, expert diagnostics of organization potential, practical adaptation of method, self-assessment procedure, benchmarking

References

1. Antropov V. A., Dmitrenko N. V. (2010). Razvitie innovatsionnogo potentsiala kompanii na osnove sistemy raboty s molo-dymi spetsialistami [Development of innovative potential of companies on the basis of systematic work with young experts]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 3, 260-263.

2. Belkin V N., Belkina N. A. (2010). Innovatsionnaya aktivnost' personala organizatsii [Innovational activity of personnel of an organization]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 3, 203-210.

3. Furlani A., Vulkano A., Kalabria A., Lukas R., Kola F. (2006). Benchmarking. Poiskprimeroveffektivnoymarketingovoyprak tikiinnovatsionnykhreley-tsentrov: per. s angl. [Benchmarking. Searching for the examples of good marketing practice of innovational relay centers: translation from English]. Moscow: Tsentr issledovaniya problem razvitiya nauki RAN [Center for Research of Science Development Problems at the Russian Academy of Sciences].

4. Kuklin A. A., Belik I. S. (2009). Vliyanieekologicheskoybezopasnostinainvestitsionnuyuprivlekatel'nost' regiona [The influence of ecological and economic security on region's investment appeal]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 4, 155-158.

5. Shelomentsev A. G., Kozakov E. M., Safin R. T. (2005). Investitsionnaya politika kak instrument regulirovaniya vosproizvod-stvennykh [The investment policy as a tool for regulating reproduction]. Vestnik UGTU-UPI [Bulletin of the Ural State Technical University], 1, 155-158.

Information about the author

Tyul'kina Svetlana Yur'evna (Yekaterinburg) — Ph.D. applicant, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (620014, Yekaterinburg, Moskovskaya st. 29, e-mail: [email protected]).

УДК 332.133.6:338.465

С. И. Баженов

кластерный подход к развитию жилищно-коммунлльного

хозяйства региона

Продолжающийся кризис в жилищно-коммунальной сфере обусловливает необходимость ускорения ее интеграции в рыночное пространство. Автор предлагает применить кластерные инициативы, которые, по его мнению, обеспечат решение жилищно-коммунальных проблем с позиций более широкого их видения.

В статье приведены результаты применения кластерных инициатив в современной хозяйственной практике и сделана попытка показать преимущества кластерного подхода к развитию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Раскрыта сущность понятия «жилищно-социальный кластер региона» в аспекте развития ЖКХ, обозначены участники кластерного объединения, выделены его составляющие, а также определена цель внедрения кластерной модели управления реформой ЖКХ, суть которой заключается в изменении менталитета поставщиков и потребителей услуг ЖКХ в направлении повышения ответственности подхода к своим обязанностям и соблюдения взаимных интересов на рынке жилищно-коммунальных услуг. Рассмотрены основные положения и принципы формирования жилищно-социального кластера региона, особенности и направления его развития. Приведен авторский подход к разработке стратегии формирования жи-лищно-социального кластера региона с учетом современных тенденций. Обосновано ведущее значение ряда факторов в создании базовых предпосылок устойчивого функционирования жилищно-социального кластера региона. К таким факторам отнесены: государственное регулирование ценообразования и форм поддержки развития малого предпринимательства, создание системы финансового обеспечения, развитие государственно-частного партнерства, внедрение инновационных технологий. Обоснована роль общественных объединений в формировании жилищно-соци-

ального кластера региона. Показаны его конкурентные возможности и недостаточно развитые конкурентные преимущества.

Ключевые слова: кластерный подход, жилищно-коммунальная сфера, жилищно-социальный кластер, интеграция, реформирование

В современной хозяйственной практике опыт применения кластерных инициатив невелик, но одной из перспективных тенденций становится то, что на российском рынке начинают конкурировать не отдельные субъекты рыночных отношений, а кластерные образования.

Эффективность кластерного подхода определяется тем, что преодолевается узкоотраслевое видение решения проблем за счет интегрирующего характера кластера, это направление является ведущим в развитии любого сектора экономики.

Результатами реализации кластерной политики являются рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров [5, с. 375].

Какие выгоды можно получить, применяя кластерные инициативы в реформировании жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)? Кластеры, прежде всего, консолидируют имеющийся в регионе научно-технический, образовательный и ресурсный потенциал, что позволяет повысить уровень менеджмента, улучшить кадровую инфраструктуру, создать систему обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг, упростить процесс создания их стоимости за счет близости покупателей и продавцов услуг, обеспечить основу стимулирования инновационной деятельности, повысить уровень инновационности.

Кластеризация современной жилищно-коммунальной сферы — это один из очевидных путей ускорения ее интеграции в рыночную экономику, обусловленной продолжающейся деградацией экономики ЖКХ.

Наблюдаемая сегодня дифференциация социально-экономического развития российских регионов находит полное отражение и в жилищно-коммунальной сфере, что проявляется как в состоянии фондов и инженерных коммуникаций, так и в уровне тарифов на оплату услуг.

Несмотря на рыночную направленность тех изменений, которые произошли в ЖКХ в последние годы, сегодня рано говорить о создании эффективных механизмов антикризисного управления в данной сфере. На рынке коммунальных услуг еще не возникло рыночной позиции ни у потребителя этих услуг, ни у производителя [2, с. 8].

Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанная и принятая к реализации в 1990-е годы прошлого столетия определяла общие направления и не учитывала региональные факторы, а также характерные отраслевые особенности. Как следствие, итогом проводимых с 1997 г. преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации стало усугубление кризисного состояния отрасли. В подавляющем большинстве регионов России наблюдается дальнейшее обветшание жилищного фонда, старение инженерных сетей. Более того, география территорий, где жилищно-коммунальный комплекс находится на грани полного коллапса, по данным федеральных ведомств, расширяется быстрыми темпами.

Большинство целей, поставленных федеральным правительством, остались практически нереализованными ни в первый, ни во второй период преобразований (с 1997 г. по 2003 г.; с 2004 г. по 2010 г.). В частности, не получила должного развития конкуренция в сфере эксплуатации жилья, не создан механизм, побуждающий производителей услуг к снижению издержек и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества, не повысилась устойчивость и надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, сохраняется очень низкий объем привлекаемых инвестиций, не решены вопросы мотивации граждан для участия в управлении жилищным сектором.

Разработка и принятие федеральной концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства осуществлялась в условиях слабой разработанности общей теории реформ, одного из новых направлений экономической теории, изучающего процессы целенаправленного изменения

экономических институтов. Это обстоятельство не могло не сказаться на качестве законодательного регулирования экономических преобразований в данной отрасли, поскольку не учитывались общие закономерности процесса реформирования как российской экономики в целом, так и ее административных субъектов.

Последнее десятилетие в России протекало под знаком коренных социально-экономических преобразований. Изменились отношения собственности в экономике, изменились и системы управления производством и территориями страны [1, 4].

В то же время необходимо иметь в виду, что жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важнейшую социальную сферу экономики региона. Социальная значимость проявляется не только в том, что результаты деятельности отрасли направлены на удовлетворение потребностей населения, но и в том, что создание новых форм управления жилищным фондом является полигоном для отработки предпринимательских предложений, а также частных и общественных инициатив. Жилищно-коммунальная сфера обладает необходимой совокупностью объективных и субъективных предпосылок для институциональных преобразований, прежде всего, через внедрение современных управленческих подходов к решению существующих проблем. Одним из таких перспективных подходов и являются кластеры, но не как механическое соединение жилищного фонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а именно как система, одновременно направленная и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения, и на развитие самоорганизационных и саморегулируемых основ.

При создании кластера основное внимание необходимо сосредоточить на исследовании функционирования жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения сохранности и рационального использования жилищного фонда, бесперебойного предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, необходимых для его жизнедеятельности, и повышения общего комфорта проживания в жилых домах.

Дальнейший процесс реформирования жилищно-коммунальной сферы региона целесообразно осуществлять на принципах кластерной модели, рассматривая этот сектор как жилищно-социальный кластер, обеспечивающий реализа-

цию социально-ориентированных направлений ее развития.

Важнейшая цель внедрения кластерной модели — это изменение менталитета как производителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг, так и населения — потребителя услуг, в направлении формирования корпоративной ответственности за происходящие процессы в жилищно-коммунальной сфере.

Применение кластерных принципов позволит установить открытое и взаимовыгодное сотрудничество всех участников кластерного объединения на основе баланса социальных и экономических интересов.

С учетом специфики ЖКХ и реального положения дел в сфере управления реформой под жилищно-социальным кластером предлагается понимать локальную горизонтально распределенную совокупность взаимосвязанных участников финансовой, социальной, инвестиционной и экономической деятельности, осуществление которой на основе согласования интересов сторон должно обеспечить рациональное использование жилищно-социальных активов, ответственное предоставление жизненно важных услуг, оптимизацию системы расчетов, комплексное внедрение инновационных технологий.

Анализ проблем и тенденций развития жи-лищно-социальной сферы убеждает в том, что активное внедрение информационных технологий способствует ускорению и сохранению направленности финансовых потоков, что позволяет говорить о значимости создания единых расчетных организаций в реформировании ЖКХ, деятельность которых должна подчиняться принципам кластерного объединения.

Расчетный центр, находясь во взаимодействии с поставщиком и потребителем жилищно-коммунальных услуг, призван превратиться в связующее звено (диспетчерский центр) процесса преобразований в ЖКХ, тот инструмент, с помощью которого должно обеспечиваться полноценное функционирование ЖКХ. [1, с. 29-32].

В жилищно-социальный кластер региона целесообразно включить государственные, муниципальные и другие организации, выполняющие следующие функции:

— обеспечение специального обучения, поступления информации, проведения исследований;

— предоставление технической поддержки и установление стандартов. Государственные

органы, оказывающие существенное влияние на деятельность кластера, могут рассматриваться как его часть;

— объединение различных ассоциаций и других совместных структур частного сектора, поддерживающих членов кластера, а также общественные организации потребителей жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, можно выделить компоненты жилищно-социального кластера региона:

— материальная основа: жилищный фонд, объекты транспортной, энергетической и иные инфраструктуры;

— экономическая основа: взаимозависимые и в то же время достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, содержащие комплекс зданий, сооружений, в том числе промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания жилых домов, инженерных сетей и коммунального оборудования;

— финансово-инвестиционная основа: инвестиционные фонды, банки и другие специализированные провайдеры финансовой инфраструктуры;

— институциональная основа: государственные, муниципальные и другие организации;

— социальная основа: профессиональные союзы, ассоциации, общественные организации потребителей жилья и коммунальных услуг.

Учитывая, что формирование жилищно-соци-ального кластера региона призвано обеспечить интеграцию социально-экономических интересов, заметим, что этому могут способствовать проведение единой ценовой и тарифной политики на рынке жилищно-коммунальных услуг, расширение объема и повышение качества производства и потребления услуг его участниками, усиление предпринимательской и социальной ответственности, укрепление финансовой дисциплины, внедрение инновационных технологий; создание условий для привлечения инвестиций, развитие государственно-частного партнерства и получение агломерационных эффектов.

Важно также выделить основные особенности жилищно-социального кластера региона, которые должны быть учтены в процессе его функционирования. К ним можно отнести выраженный социально-экономический и общественно значимый характер деятельности, функционирование на локальном (региональном) рынке, высокую кадровую потребность,

низкую эластичность спроса на предоставляемые услуги, продолжительный жизненный цикл объектов, локальный уровень конкуренции, значительные объемы финансовых средств (в том числе бюджетных), взаимозависимость кластера с другими кластерами региона, большое количество различных участников.

Включение в жилищно-социальный кластер региона ассоциаций, профессиональных союзов и общественных организаций потребителей жилья и коммунальных услуг позволит выявить в процессе его формирования дополнительные профессионально-общественные и социально значимые императивы, составляющие основу гражданского общества, что имеет определенное значение для выявления конкурентных преимуществ.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность, важно знать, какие факторы способствуют ее повышению. Именно они могут стать основой для проведения оценки конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ региона [3, с. 55-68].

Жилищно-социальный кластер обладает следующими конкурентными возможностями: специализация и кооперирование поставщиков ресурсов, стандартизация и унификация предоставляемых услуг, сертификация работ и продукции, рост и постоянство спроса на предоставляемые услуги, использование региональных экономических ресурсов участниками кластера, адаптивность к изменениям требований к качеству предоставляемых услуг.

К недостаточно развитым конкурентным преимуществам, которые потребуют повышенного внимания участников кластера, относятся невысокий уровень инновационности, недостаток квалифицированных кадров, слабая система обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг, низкая эффективность и результативность менеджмента и низкая формализация корпоративной культуры.

В целом можно ожидать, что жилищно-со-циальный кластер обеспечит решение следующих стратегических задач: во-первых, получение синергетического эффекта, в том числе на основе доверительного объединения ресурсов и компетенций, для каждого из финансово-хо-зяйствующих субъектов; во-вторых — достижение важнейшей общерегиональной цели — повышения качества жизни населения; в-третьих, позволит устранить характерные нега-

тивные особенности современного жилищно-коммунального хозяйства региона, включая экономическую «пассивность» (отсутствие устойчивой тенденции «выздоровления» экономики), неэффективный менеджмент (сохранение административных методов управления объектами ЖКХ) и непрозрачную хозяйственную деятельность (отсутствие эффективной системы контроля со стороны органов власти и общественности), низкую инвестиционную привлекательность.

Таким образом, для предотвращения дальнейшей деградации жилищно-коммунальная сфера должна интегрироваться в региональную и муниципальную экономику, превратиться в конкурентоспособный жилищно-социальный кластер, перестав быть дотационной отраслью. Это требует изменения концептуальных основ реформирования в направлении обязательного учета территориальных, социально-экономических и иных особенностей и явлений, сопровождающих процессы модернизации.

Список источников

1. Баженов С. И. Развитие информационных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства как фактор формирования его конкурентоспособности // Материалы XIII Рос. экон. форума, г. Екатеринбург, 2008 г. / Под ред. акад. РАН А. И. Татаркина. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН. — 2008. — С. 9-12.

2. Баженов С. И., Кукарских А. Н. Принципы построения адаптивной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством / Под ред. акад. РАН А. И. Татаркина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. — 36 с.

3. Гринчель Б. М. Оценка конкурентоспособного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа // Экономика Северо-Запада. Проблемы и перспективы развития. — 2007. — № 3. — С. 55-68.

4. Куклин А. А., Белик И. С., Никулина Н. Л. Теоретико-методологические подходы к обоснованию социально-эколого-экономической безопасности территории. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. — 30 с.

5. Татаркин А. И., Лаврикова Ю. Г. Концептуальные основы кластерной политики // Инновационное управление технологическим развитием промышленности региона / Под общ. ред. акад. А. И. Татаркина; РАН УрО, Ин-т экономики. — Екатеринбург, 2009. — 478 с.

Информация об авторе

Баженов Сергей Иванович (Екатеринбург) — кандидат экономических наук, заместитель директора, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, e-mail: NaukaServis@ rambler.ru).

Bazhenov S. I.

Cluster approach to the development of housing services and public utilities in the region

The ongoing crisis in the housing services and public utilities sphere determines the need to accelerate its integration into the market space. The author proposes to apply the cluster initiatives, which, in his opinion, provide the solution of housing services and public utilities problems in terms of their broader vision.

This paper attempts to highlight the benefits of the cluster approach to the development of housing services and public utilities, and identifies the main provisions in the process of its implementation. The essence of the concept of «housing services and social cluster of the region» in terms of housing services and public utilities development is revealed, members of cluster unification are designated, its components are identified, the purpose of introducing the cluster model of housing services and public utilities reform management is determined, which essence is to change the mentality of the producers and consumers of housing services and public utilities in the direction of increasing responsibilities and respect for mutual interests in the market of housing services and public utilities. The main provisions and principles of formation of housing services and social cluster of the region are reviewed, as well as the characteristics and trends of its development. An authorial approach to the development of a strategy of forming a housing services and social cluster in the region in accordance with modern trends is presented. The leading role of several factors in establishing the basic prerequisites for sustainable operation of housing services and social cluster of the region is justified. These factors include governmental regulation of pricing and forms of support to small entrepreneurship development, creation of financial security system, development of public-private partnerships and implementation of innovative technologies. The role of non-governmental organizations and public associations in the formation of housing services and social cluster in the region is substantiated; its competitive abilities and under-developed competitive advantages are shown.

Keywords: cluster approach, housing services and public utilities sphere, housing services and social cluster, integration, reforming, restructuring.

References

1. Bazhenov S. I., Tatarkin A. I. (Ed.) (2008). Razvitie informacionnyh tehnologij v sfere zhiliwno-kommunal'nogo hozjajstva kak faktor formirovanija ego konkurentosposobnosti // Materialy XIII Ros.jekon. foruma. Ekaterinburg: In-t jekonomiki UrO RAN [Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences], 9-12.

2. Bazhenov S. I., Kukarskih A. N., Tatarkin A. I. (Ed.) (2009). Principy postroenija adaptivnoj sistemy upravlenija zhiliwno-kommunal'nym hozjajstvom []. Ekaterinburg: Institut jekonomiki UrO RAN [Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences].

Л. А. Куратова 275

3. Grinchel' B. M. (2007). Ocenka konkurentosposobnogo potencíala regionov Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga [Evaluation of competitive potential of the regions in the North-West Federal District]. Jekonomika Severo-Zapada. Problemy i perspektivy razvitija [The economy of the North-West. Problems and prospects for development], 3, 55-68.

4. Kuklin A. A., Belik I. S., Nikulina N. L. (2004). Teoretiko-metodologicheskie podhody k obosnovaniju social'no-jekologo-jekonomicheskoj bezopasnosti territorii [Theoretical and methodological approaches to the justification of the socio-ecological and economic security of the territory]. Ekaterinburg: In-t jekonomiki UrO RAN [Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences].

5. Tatarkin A. I., Lavrikova Ju. G. (2009). Konceptual'nye osnovy klasternoj politiki [Conceptual framework of cluster policy]. Innovacionnoe upravlenie tehnologicheskim razvitiem promyshlennosti regiona [Innovational management of technological development of industry in the region]. Ekaterinburg: RAN UrO, In-t jekonomiki [Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences].

Information about the author

Bazhenov Sergey Ivanovich (Yekaterinburg) — Ph.D. in Economics, Deputy Director, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (620014, Yekaterinburg, Moskovskaya st. 29, e-mail: [email protected]).

УДК 656.801

Л. А. Куратова

прогнозирование объемов почтовых денежных переводов

в республике коми

В статье разработана методология прогнозирования объемов услуг почтовой связи на основе статистических методов регрессионного анализа на примере Республики Коми. Изучено влияние внешних и внутренних факторов на рынок почтовых денежных переводов республики. Построена и исследована статистическая регрессионная модель рынка почтовых денежных переводов Республики Коми на 2005-2010 гг. Представлен прогноз развития регионального рынка почтовых денежных переводов на 2011-2012 гг. Проанализированы регрессионные модели не только для динамических рядов данных, но и для рядов данных по районам, что позволило выявить коррелирующие независимые факторы, слабо изменяющиеся и не меняющиеся по времени. Представленные результаты имеют важное практическое и методологическое значение для прогнозированиякак объемов почтовых денежных переводов, так и других видов услуг.

Ключевые слова: прогнозирование, регрессионный анализ, внутренние и внешние факторы, рынок почтовых денежных переводов

В настоящее время почтовая связь в Российской Федерации продолжает оставаться одной из самых важных составляющих социально-экономической жизни страны, объединяющей жителей самых удаленных и труднодоступных населенных пунктов. Филиалом Почты России в Республике Коми (РК) предоставляется широкий перечень услуг [8, с. 293-297]. Изучение спроса на почтовые услуги играет важную роль при организации управления почтовой службы, анализе возможностей рынка. Почтовая связь является сложной системой, имеющей двойственный характер (неразрывность процессов производства и потребления почтовых услуг), поэтому необходимо использовать прогнозную

систему, в которой сочетаются различные методы прогнозирования. В данной статье будет предложена методика прогнозирования объемов услуг почтовой связи на примере услуги почтовых денежных переводов. Почтовый перевод денежных средств — услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи. По законодательству РФ денежные переводы могут производиться также с помощью кредитных учреждений (банковские переводы). Доходы от почтовых переводов денежных средств ФГУП «Почта России» за 2010 г. составили 22,3% в общей доле доходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.