Научная статья на тему 'Кластерный подход к развитию сферы жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне'

Кластерный подход к развитию сферы жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КЛАСТЕР / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / КОНЦЕПЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / CLUSTER / NETWORK ORGANIZATIONAL STRUCTURE / CONCEPT / INFRASTRUCTURE / REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова Лариса Алексеевна

В статье рассмотрены теоретические основы формирования кластера в отрасли ЖКХ. Раскрыта сущность понятия «жилищно-социальный кластер региона» в аспекте развития ЖКХ, обозначены участники кластерного объединения, выделены его составляющие, а также определена цель внедрения кластерной модели управления реформой ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комиссарова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO DEVELOPMENT SERVICES HOUSING AND COMMUNAL SERVICES REGIONAL

The article examines the theoretical foundations of cluster formation in the housing sector. The essence of the concept of «social housing cluster region» in terms of development of housing, designated members of the cluster association, highlighted its components, as well as defined the goal of introducing the cluster model of governance reform housing.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к развитию сферы жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне»

УДК332.812.14

Л. А. КОМИССАРОВА

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, кластер, сетевая организационная структура, концепция, инфраструктура, региональный уровень.

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы формирования кластера в отрасли ЖКХ. Раскрыта сущность понятия «жилищно-социальный кластер региона» в аспекте развития ЖКХ, обозначены участники кластерного объединения, выделены его составляющие, а также определена цель внедрения кластерной модели управления реформой ЖКХ.

На современном этапе развития ЖКХ оказался исчерпанным потенциал экстенсивных факторов роста и сложившейся централизованной вертикально-интегрированной системы управления. Полный механизм управления ЖКХ должен быть связан с формированием новых принципов и рыночных подходов, обеспечивающих взаимодействие субъектов хозяйствования не на административной основе, а через согласование их интересов при формировании спроса и предложения на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Предметом данного исследования является разработка методологии структуризации системы управления ЖКХ в процессе его реформирования на основе обоснования кластерной системы и сетевой организационной структуры, как факторов, содействующих устойчивому жилищно-коммунальному обслуживанию и усилению конкурентоспособности предприятий ЖКХ.

Исходя из ранее рассмотренных подходов к ЖКХ как к межотраслевому комплексу, в основу кластерной схемы должно быть положено межотраслевое взаимодействие.

Кластер - это совокупность однородных элементов, индентичных объектов, образующих группу единиц [5, с. 119-120; 6, с. 117; 7, с. 53].

© Комиссарова Л. А., 2014

Наиболее полное значимое развитие идеи кластерного подхода рассмотрено М. Портером для управления конкурентоспособностью.

В 1990 г. М. Портером была выдвинута теория национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики. В этой теории кластерам отводилась ведущая роль. По Портеру кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу. Превалирование в экономике кластеров, а не изолированных фирм и отраслей показывает важность понимания характера конкуренции и роли географического расположения в конкурентных преимуществах.

Согласно М. Портеру, концепция кластера представляет новый способ видения национальной экономики, экономики штата и городской экономики, а также указывает на новые роли компаний, правительств и других организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности. Кластеры формируют новые роли для органов государственной власти. Приоритетным направлением деятельности правительств должно стать устранение препятствий для роста и совершенствования возникающих кластеров. Хотя органы государственной власти не могут принять решение о создании кластера, они могут лишь создать необходимые условия для его формирования. Причем правительственные агентства могут рассматриваться как часть кластера наряду с торговыми предприятиями и структурами частного сектора [3, с. 36-37].

Эффективность кластерного подхода определяется тем, что преодолевается узкоотраслевое видение решения проблем за счет интегрирующего характера кластера, это направление является ведущим в развитии любого сектора экономики.

Результатами реализации кластерной политики являются рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров [8, с. 375].

Кластеризация оказывает влияние на социально-политическое и экономическое развитие, способствуя привлечению инвестиций, модернизации, увеличению заработной платы, отчислений в бюджеты, повышению устойчивости и конкурентоспособности региона, где кла-

стерный подход является довольно новым методологическим инструментом.

Предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), которые включены в сети или кластер, имеют более полную и ритмичную загрузку производственных мощностей и, как следствие, увеличение общего объема производства в регионе, получают устойчивых партнеров, с которыми согласованы принципы ценообразования. Рынки сбыта становятся предсказуемыми. Это, в свою очередь, позволяет планировать объемы выпускаемой продукции, ведет к финансовой устойчивости целой группы предприятий и организаций, ориентированных на определенный сегмент рынка, так как в кластере обеспечивается прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта, каждое из входящих в него предприятий становится понятным для инвестора, т. е. удовлетворяет условиям инвестиционной привлекательности.

Конъюнктура рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) выделяет следующие этапы реформирования и развития кластера жизнеобеспечения: I - этап децентрализации (формирование качества ЖКУ); II - приватизационный этап (обеспечение качества ЖКУ); III - социальный этап (контроль качества ЖКУ); IV - институциональнопрограммный этап (программно-целевое управление качеством ЖКУ); V - институционально-кластерный этап (разработка и внедрение систем качества ЖКК).

На современном этапе рыночной экономики происходит активное развитие принципов и методов управления качеством, обеспечивающих совершенствование управления качеством продукции, услуг и организацией в целом. В этих условиях механизмы управления качеством претерпевают значительные изменения, связанные со спецификой и конкретными условиями деятельности организаций. Качество в настоящее время стало стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества продукции и услуг [4, с. 62].

Последнее десятилетие в России протекало под знаком коренных социально-экономических преобразований. Изменились отношения собственности в экономике, изменились и системы управления производством и территориями страны.

В то же время необходимо иметь в виду, что жилищнокоммунальное хозяйство представляет собой важнейшую социальную сферу экономики региона. Социальная значимость проявляется не только в том, что результаты деятельности отрасли направлены на удовлетворение потребностей населения, но и в том, что создание но-

вых форм управления жилищным фондом является полигоном для отработки предпринимательских предложений, а также частных и общественных инициатив. Жилищно-коммунальная сфера обладает необходимой совокупностью объективных и субъективных предпосылок для институциональных преобразований, прежде всего, через внедрение современных управленческих подходов к решению существующих проблем. Одним из таких перспективных подходов и являются кластеры, но не как механическое соединение жилищного фонда, коммунальных предприятий и сопряженных отраслей, а именно как система, одновременно направленная и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения, и на развитие самоор-ганизационных и саморегулируемых основ.

При создании кластера основное внимание необходимо сосредоточить на исследовании функционирования жилищно-коммунального хозяйства в части обеспечения сохранности и рационального использования жилищного фонда, бесперебойного предоставления жилищнокоммунальных услуг населению, необходимых для его жизнедеятельности, и повышения общего комфорта проживания в жилых домах.

Дальнейший процесс реформирования жилищно-коммунальной сферы на региональном уровне целесообразно осуществлять на принципах кластерной модели, рассматривая этот сектор как жилищносоциальный кластер, обеспечивающий реализацию социально-ориентированных направлений ее развития.

Важнейшая цель внедрения кластерной модели - это изменение менталитета как производителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг, так и населения - потребителя услуг, в направлении формирования корпоративной ответственности за происходящие процессы в жилищно-коммунальной сфере.

В жилищно-социальный кластер на региональном уровне целесообразно включить государственные, муниципальные и другие организации, выполняющие следующие функции:

- обеспечение специального обучения, поступления информации, проведения исследований;

- предоставление технической поддержки и установление стандартов. Государственные органы, оказывающие существенное влияние на деятельность кластера, могут рассматриваться как его часть;

- объединение различных ассоциаций и других совместных структур частного сектора, поддерживающих членов кластера, а также общественные организации потребителей жилья и коммунальных услуг [1, с. 272-273].

Согласно программе «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» (Концепция) долгосрочные цели функционирования и развития кластера жилищно-коммунальных услуг в регионе могут быть сформулированы следующим образом:

- обеспечение проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов в регионе, включая требование энергоэффективности;

- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры региона;

- достижение финансовой устойчивости предприятий жилищнокоммунальной сферы региона.

На основе изложенных долгосрочных целей развития жилищнокоммунальной сферы Иваненко Л. В. предлагаются следующие стратегические направления развития кластера жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне.

1. Развитие конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда.

2. Повышение энергетической эффективности использования ресурсов в жилищном фонде и на объектах коммунальной инфраструктуры.

3. Развитие систем коммунальной инфраструктуры с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственночастного партнерства.

Концепцией предложен ряд мероприятий по достижению обозначенных стратегических целей развития ЖКХ. Поскольку региональным органам власти отведена роль исполнителя всех поставленных задач, считаем целесообразным рассмотреть, насколько создание кластера жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне будет способствовать их решению.

1. Формирование прозрачных договорных отношений между собственниками помещений многоквартирных домов, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.

Одной из первых задач кластера жилищно-коммунальных услуг региона будет развитие институциональной структуры реформирования жилищно-коммунальной сферы. Прежде всего, эта деятельность будет заключаться в развитии института собственника жилья как квалифицированного заказчика жилищно-коммунальных услуг. Высокий уровень информированности собственника жилищного фонда как заказчика жилищно-коммунальных услуг означает полноценное участие в экономических отношениях по всем вопросам функционирования

многоквартирного дома. Экономические отношения в сфере ЖКХ реализуются в форме договоров управления многоквартирными домами и договоров предоставления коммунальных ресурсов. Учитывая специфику сферы ЖКХ, важным элементом экономических отношений будет являться отчетность управляющих и ресурсоснабжающих организаций по выполнению условий данных договоров.

В связи с тем, что в настоящее время имеет место злоупотребление поставщиками жилищно-коммунальных услуг неосведомленностью собственников жилья о своих правах и обязанностях, реализация данной задачи является главной, без решения которой невозможно привлечение кредитных финансовых ресурсов в капитальный ремонт и модернизацию многоквартирных домов, вследствие чего это будет затруднять ход преобразований в сфере ЖКХ.

2. Создание системы методического, юридического и кадрового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства.

Методическое, юридическое и кадровое обеспечение жилищнокоммунальной сферы региона будет представлять собой целенаправленную деятельность кластера жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне по концентрации интеллектуального и инновационного потенциала того или иного региона в сфере ЖКХ и распространение внедрения современных технологий, в том числе и в сфере менеджмента, экономики и финансов среди всех предприятий ЖКХ. Для этого в кластере жилищно-коммунальных услуг целесообразно создать центр компетенции в ЖКХ и инновационно-внедренческий фонд развития ЖКХ.

Решение данной задачи возможно только при условии, что большая часть управляющих компаний работает на профессиональной основе и не извлекает внеэкономические выгоды (в виде нецелевого использования средств) от управления жилищным фондом. Это означает, что такие управляющие компании будут вынуждены искать выгоду в увеличении объемов предоставления жилищных услуг, что улучшит показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.

Увеличение объемов потребления жилищных услуг произойдет в основном за счет внедрения энергосберегающих технологий, что означает снижение физических объемов потребления коммунальных услуг. Необходимо отметить, что на начальном этапе развития снижение объемов потребления будет происходить за счет реализации наименее финансовоемких и наиболее эффективных энергосберегающих мероприятий. Среди них: установка приборов учета, замена устаревшей за-порно-регулирующей арматуры на современную шаровую, промывка и

регулировка систем теплоснабжения, установка регуляторов расхода и температуры в системе горячего и холодного водоснабжения, установка теплоотражающих экранов за отопительными приборами и др.

3. Модернизация коммунальной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций.

Снижение объемов потребления коммунальных ресурсов приведет к тому, что большая часть платы граждан за жилищнокоммунальные услуги будет направляться на улучшение комфортности жилья. В свою очередь, это вынудит ресурсоснабжающие организации повышать эффективность использования ресурсов - природного газа, воды и электричества, для того чтобы сохранить рентабельность сбыта услуг. Другими словами, рост объемов жилищных услуг станет стимулом для организаций коммунального комплекса в реализации инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры. Данные мероприятия будут реализовываться как результат деятельности инновационно-внедренческого фонда развития ЖКХ, который при поддержке органов региональной власти будет доводить инновационные технологии по модернизации систем коммунальной инфраструктуры до стадии практического апробирования, по результатам которых будут формироваться патенты свободного использования для реализации в виде различных инженерных решений.

4. Проведение реконструкции многоквартирных домов с привлечением средств кредитно-финансовых организаций.

Реконструкция многоквартирных домов непосредственным образом улучшает комфортность проживания граждан. На сегодняшний день высокая стоимость реконструкции многоквартирных домов недоступна для абсолютного большинства граждан. Вместе с тем, проведение реконструкции многоквартирных домов с привлечением кредитных средств способно стоимость реконструкции сделать приемлемой для граждан. Реализация данной задачи позволит еще в большей степени снизить объемы потребления коммунальных ресурсов, что, в свою очередь, потребует от ресурсоснабжающих организаций также в еще большей степени повысить эффективность функционирования с целью снижения затрат на производство и предоставление коммунальных услуг [2, с. 107-108].

Таким образом, на основании вышеизложенного считаем, что формирование кластера жилищно-коммунальных услуг будет решать главные задачи развития жилищно-коммунальной сферы региона как в ближайшей перспективе, так и на долгосрочный период.

Для предотвращения дальнейшей деградации жилищнокоммунальная сфера должна интегрироваться в региональную и муни-

ципальную экономику, превратиться в конкурентоспособный жилищно-социальный кластер, перестав быть дотационной отраслью. Это требует изменения концептуальных основ реформирования в направлении обязательного учета территориальных, социально-экономических и иных особенностей и явлений, сопровождающих процессы модернизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баженов С. И. Кластерный подход к развитию жилищнокоммунального хозяйства региона // Экономика региона. 2012. № 1. С. 270-275.

2. Иваненко Л. В. Формирование кластера жилищнокоммунальных услуг как способ развития жилищно-коммунальной сферы региона // Современные проблемы и перспективы. 2011. № 2. Т.1. С. 106-108.

3. Леонова Л. Б. Теоретические основы формирования кластера в отрасли ЖКХ и возможные предпосылки для его создания в уральском регионе / Л. Б. Леонова, А. М. Платонов // Вестник УРФУ. Серия экономика и управление. 2013. № 2. С. 36-46.

4. Савин К. Н. Методологические вопросы формирования и развития кластера процессов качества жизнеобеспечения // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19. С. 62-64.

5. Суслов С. А., Шамин А. Е. Повышение экономической эффективности производства и переработки зерна : монография. Княгинино: НГИ-ЭИ. 2010. 192 с.

6. Суслов С. А. Экономическая эффективность развития зернового хозяйства : монография. Княгинино: НГИЭИ. 2008. 188 с.

7. Суслов С. А. Кластерный анализ: сущность, преимущества и недостатки // Вестник НГИЭИ. № 1. Том 1. С. 51-57.

8. Татаркин А. И. Концептуальные основы кластерной политики / А. И. Татаркин, Ю. Г. Лаврикова // Инновационное управление технологическим развитием промышленности региона / Под общ. ред. акад. А. И. Татаркина; РАН УрО, Ин-т экономики. Екатеринбург, 2009. 478 с.

CLUSTER APPROACH TO DEVELOPMENT SERVICES HOUSING AND COMMUNAL SERVICES REGIONAL

The keywords: housing and communal services, cluster, network organizational structure, concept, infrastructure, regional level.

Annotation. The article examines the theoretical foundations of cluster formation in the housing sector. The essence of the concept of «social housing cluster region» in teems of devvlopment of housing, designated members of the cluster association, highlighted its components, as well as defined the goal of introducing the cluster model of governance reform housing.

КОМИССАРОВА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

KOMISSAROVA LARISA ALEKSEEVNA - a senior lecturer in «Accounting and Audit», Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.