Научная статья на тему 'Методы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, учитывающие его инновационные возможности'

Методы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, учитывающие его инновационные возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4165
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (ЖКХ) / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (ЖКК) / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ (ЖКУ) / ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / REFORM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / A HOUSING-AND-MUNICIPAL COMPLEX / HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES / INNOVATIVE POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолаев Е. Е.

В данной статье рассматриваются цели, задачи и методы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, учитывающие инновационные возможности при развитии ЖКХ и совершенствовании ЖКУ в современной экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермолаев Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF REALIZATION OF REFORM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES, INNOVATIVE POSSIBILITIES CONSIDERING IT

In the given article the purposes, problems and methods of realisation of reform of housing and communal services, considering innovatsion th possibilities are considered at development of housing and communal services and perfection JKY in modern economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Методы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, учитывающие его инновационные возможности»

3) обстоятельства непреодолимой силы;

4) задержки поставок;

5) низкое качество исходных материалов, комплектующих изделий, технологических процессов или продукции;

6) разрыв контракта.

Таким образом, анализ основных рисков в строительной сфере позволяет прийти к выводу о том, что риски инвестиционных проектов, реализуемых строительными предприятиями, во многом соответствуют общепринятым рискам, сопровождающим подготовку и осуществление инвестиционных проектов. Тем не менее, специфика строительной отрасли накладывает определенные особенности на динамику проявления конкретных ситуаций неопределенности, что позволяет говорить о различной степени актуальности и специфических особенностях тех или иных рисков применительно к инвестиционно-строительным проектам.

Литература:

1. Дубров А.М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Качалов P.M. Управление хозяйственным риском - М.: Наука, 2005.

3. Риски в экономике: Учебное пособие для студентов вузов / Л.Н. Тэпман; Под ред. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2007.

4. Степанов И.С. Экономика строительства: Учебник. - М.: Юрайт, 2005.

5. Степанов И.С. Менеджмент в строительстве: Учебник. -М.: Юрайт, 2005.

6. Черняк В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.

УДК 65.44

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, УЧИТЫВАЮЩИЕ ЕГО ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Ермолаев Е.Е., к.э.н., проф., Самарский государственный архитектурно-строительный университет

В данной статье рассматриваются цели, задачи и методы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, учитывающие инновационные возможности при развитии ЖКХ и совершенствовании ЖКУ в современной экономике России.

Ключевые слова: реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), инновационные возможности.

METHODS OF REALIZATION OF REFORM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES, INNOVATIVE POSSIBILITIES CONSIDERING IT

Ermolaev E., The Samara state architecturally-building university, the professor

In the given article the purposes, problems and methods of realisation of reform of housing and communal services, considering innovatsion th possibilities are considered at development of housing and communal services and perfection JKY in modern economy of Russia.

Key words: reform of housing and communal services, a housing-and-municipal complex, housing-and-municipal services, innovative possibilities.

Реформирование жилищно-коммунальной сферы является важнейшей государственной программой, качественная реализация которой зависит от целого ряда факторов, в том числе от его инновационных возможностей и компетентности специалистов, на которых будет возложено решение конкретных организационно-экономических задач.

Проводимая в стране реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) наглядно показывает, что основная цель, которую перед собой ставит государство, реализуя ее, — переложить бремя содержания своего жилища на собственника. Сегодня очевидно, что реализация данной цели невозможна без активного использования инновационных возможностей отрасли, за развитие которых в конечном итоге и будет отвечать собственник.

Главная цель реформы жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) декларируется предельно ясно: обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ). Но если бы все было так просто, то и реформа не потребовалась бы. Советская система хозяйствования неплохо справлялась с этой задачей. Во всяком случае, результат был вполне приемлемым, даже по сегодняшним меркам. Вот только внутри сектора все происходило неэффективно и затратно, а поскольку платил в основном не потребитель услуг, а бюджет, то эти проблемы практически не касались граждан.

В связи со сменой общественной формации в стране резко сократилось участие государства в экономике, возникли потребности в сокращении издержек производимых услуг и их ресурсоемкости, повысилась роль инновационной составляющей в процессе управления ЖКК. Отсюда вторая цель реформы — оптимизация бюджетных расходов в ЖКК, что на самом деле означает их сокращение по сравнению с советским периодом за счет «внутренних ресурсов», т.е. активное использование инноваций в жизненном цикле ЖКУ. Задача состоит в переориентации бюджетной помощи ЖКК реально нуждающимся гражданам-потребителям. При этом доступ-

ность услуг должна обеспечиваться путем повышения эффективности работы жилищного и коммунального секторов экономики, замены административной системы управления на экономическую, развитием конкуренции.

По существу, жилищно-коммунальное обслуживание перестает быть общественным благом, а становится продуктом личного (точнее, семейного) потребления, при этом роль государства преобразуется в обеспечение доступности некоторого социального стандарта жилищно-коммунального обслуживания. Но этим она не ограничивается. Государство также обязано обеспечить своим гражданам комфортную и безопасную среду обитания, развивать качественные стороны ЖКУ, предлагать новые, инновационные, возможности по их предоставлению. В перечне инструментов реализации этой обязанности обеспечение водоснабжения, водоотведения, отопления имеет далеко не последнее значение, поэтому государство (вернее, органы местного самоуправления в современной правовой ситуации) должно обеспечивать через механизмы государственного регулирования безопасность и надежность предоставления ЖКУ

Исходные цели жилищной реформы определили три ее главные задачи:

• развитие рыночных отношений в ЖКК на основе принципов инновационной экономики с целью повышения качества и доступности ЖКУ;

• повышение эффективности бюджетных расходов; адресную поддержку реально нуждающихся граждан в предоставлении некоторого стандарта жилищно-коммунального обслуживания;

• регулирование ЖКК для обеспечения его работоспособности и развития, надежности и безопасности предоставляемых услуг.

В общественном сознании жилищно-коммунальная реформа в настоящее время ассоциируется в первую очередь с ростом стоимости ЖКУ Следует признать, что это действительно один из значимых результатов реформы. В тоже время использование инноваци-

онных возможностей развития ЖКК позволяет потребителям ЖКУ не только участвовать в их предоставлении, формируя свой индивидуально необходимый пакет услуг, но и повысить, таким образом, качество отдельных услуг, повысив их ресурсоемкость.

В настоящее время население осуществляет 100% оплату ЖКУ В то же время создана достаточно эффективная программа адресной помощи семьям с низкими доходами в оплате ЖКУ — программа жилищных субсидий, в которой принимают участие 13% семей россиян. Тем не менее, в процессе оптимизации бюджетных расходов встают серьезные проблемы: чрезвычайно неэффективна система предоставления льгот различным категориям граждан; не решены вопросы монетизации социальных выплат на оплату ЖКУ

Успехи в решении первой и третьей задач гораздо скромнее. В значительной степени это объясняется последствиями финансового кризиса 1998 г., когда тарифы на ЖКУ были практически «заморожены» на три года. В такой ситуации преобладало сугубо административное управление сектором, резко повысился износ основных фондов, возросли долги предприятий сектора. Только в последние два года наметился серьезный положительный сдвиг, результаты которого, скорее всего, будут нивелированы благодаря мировому финансовому кризису. За эти два года к коммунальному сектору стал проявлять интерес крупный частный бизнес, появилась возможность привлечения частных инвестиций. Принятые в последнее время Жилищный кодекс (ЖК) РФ, Федеральный закон от 30.12.04 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральный закон от 21.07.04 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» создают серьезную нормативную основу для завершения процесса реформирования.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость реформы и дальнейшего ускоренного развития ЖКХ на принципах инновационной экономики. Забота о благоустройстве, обеспечение на высоком уровне услугами тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения стали показателем культурного развития городов и поселений, демонстрацией технических возможностей, непременным условием цивилизованного проживания.

В то же время задачи по использованию инновационных возможностей ЖКУ, решаемые в процессе реформирования ЖКК, должны быть реально выполнимы и приносить ощутимую пользу населению. Для этого необходимо задействовать все механизмы и возможности инновационного развития ЖКУ, которые имеются на сегодняшний день в сфере формирования рынка жилья, развития инженерной инфраструктуры, финансирования ЖКХ и социальной поддержки населения, включая его инновационные инициативы.

Главной задачей на сегодняшний день является восстановление основных фондов ЖКХ, уровень износа которых в ряде регионов составляет от 60 до 80%, а также осуществление перехода ЖКХ на работу в режиме безубыточного функционирования путем снижения затрат на производство ЖКУ при безусловном повышении качества и обеспечения адресной поддержки малоимущих групп населения. Очевидно, что решение данного вопроса потребует серьезных интеллектуальных вложений и инициатив в сфере ЖКУ. При этом в ближайшее время в большинстве субъектов РФ ЖКК не сможет развиваться без кардинального изменения имеющихся подходов на инновационные подходы к разработке и реализации ЖКУ, так как основной объем полномочий по управлению этим сектором экономики передан на муниципальный уровень.

Современные проблемы и необходимость коренных перемен в сфере ЖКХ во многом связаны с происшедшей в советский период деформацией того, что в еще дореволюционный период называлось «жилищное дело». Основой этой деформации послужила ликвидация разных форм собственности и сведение их к единой государственной собственности, ответственность за эффективное управление которой с учетом ее инновационных и иных возможностей развития была нивелирована.

Для развития положительных тенденций реформирования ЖКХ и внедрение инновационного подхода к формированию и предоставлению ЖКУ необходимо проведение на государственном и муниципальном уровнях адекватной политики, подразумевающей решение как приоритетных, не терпящих отлагательства задач, так и задач стратегических, нацеленных на обеспечение устойчивости и необратимости реформ. Среди таких задач следует выделять:

1) прекращение бюджетного дотирования предприятий ЖКК. Обсуждение этой задачи, на наш взгляд, должно прийти на смену политической теме о 100%-ных платежах населения за ЖКУ. Ключ к решению данной задачи - передача бюджетных денег на поддер-

жку ЖКХ в распоряжение граждан, что уже делается в ряде регионов страны в ходе федерального эксперимента с жилищными субсидиями (адресная социальная помощь)

Повышение эффективности расходования бюджетных средств может заключаться не только в оказании адресной социальной помощи низкодоходным семьям, но и в замене бюджетных дотаций предприятиям на финансируемые бюджетом инвестиционные программы развития и модернизации жилищного фонда и ЖКК. Самый простой пример подобных программ — капитальные ремонты жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Такой подход, с одной стороны, может способствовать сдерживанию роста тарифов для населения, с другой — обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;

2) реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКК. Долги предприятий ЖКК в первую очередь обусловлены бюджетными неплатежами за предоставленные дотации, льготы, субсидии, а также неоплатой бюджетными учреждениями потребленных ЖКУ. Второй по значимости фактор — несбалансированная тарифная политика, когда тарифы для предприятий ЖКК не изменялись вслед за изменениями тарифов, например, на газ и электроэнергию. Решение этой проблемы связано с такими непопулярными политическими мерами, как признание бюджетами различных уровней долговых обязательств перед ЖКК и включение этих обязательств в бюджеты следующих периодов, а также повышением тарифов для частичной компенсации накопленной несбалансированности;

3) создание эффективной системы тарифного регулирования. Проблемы тарифов и договоров могут быть решены путем изменения нормативно-правового регулирования. При этом абсолютно бесперспективной является политика искусственного сдерживания роста тарифов на ЖКУ путем административного давления на процесс тарифного регулирования. Этот подход не только не способствует снижению нерациональных затрат, но и существенно тормозит институциональные преобразования, направленные на стимулирование инновационной активности производителей ЖКУ и совершенствование инновационной инфраструктуры ЖКХ. В конечном счете, отложенный рост тарифов все равно придется компенсировать, но уже с учетом неизбежных дополнительных потерь с точки зрения эффективности функционирования ЖКК. Экономический выигрыш может дать только реальная заинтересованность рыночных субъектов в повышении эффективности собственной деятельности, достижение которой способом, отличным от инновационного сегодня вряд ли возможно;

4) создание правовой среды для взаимодействия власти и бизнеса в ЖКХ. Главной задачей реформирования ЖКХ должно стать создание реальных экономических взаимоотношений в отрасли, уход от административной формы управления, развитие предпринимательской инициативы. Решение этой задачи базируется на формировании партнерского взаимодействия власти и бизнеса при переходе на инновационный путь развития ЖКХ, когда власть гарантирует надежность и доступность предоставления ЖКУ, а частный бизнес — повышение эффективности и снижение ресурсоемкости. Привлечение частного бизнеса не только улучшит управление ЖКК, но и сделает его привлекательной для инвестирования.

Проблема собственности в коммунальном секторе — принципиальный вопрос и для власти, и для инвесторов. Законодательно закрепленная за органами местного самоуправления ответственность за жизнеобеспечение населенных пунктов может быть реализована только в том случае, если коммунальные инфраструктурные объекты, в первую очередь сетевое хозяйство, находятся в муниципальной собственности. В этой связи концессионная форма соглашений между органами местного самоуправления и частным бизнесом в ЖКХ, когда инфраструктурные объекты находятся в муниципальной собственности, а их управление и все связанные с этим коммерческие риски передаются частному бизнесу, представляется более предпочтительной;

5) развитие бизнеса по управлению жилищным фондом (эффективный жилищный менеджмент) на основе пообъектного управления зданиями и рационального ресурсопотребления. Необходимо готовить высококва-лифицированных специалистов по управлению многоквартирными домами, таким образом развивать институт профессиональных управляющих и конкуренцию в сфере управления, содержания и ремонта жилья.

Важная задача, способствующая развитию бизнеса по управлению жилищной недвижимостью, — формирование экономичес-

кой мотивации к ресурсосбережению в жилищном фонде по схеме работы энергосервисного бизнеса, когда объем доходов энергосервисной компании напрямую зависит от снижения потребления ресурсов в масштабах здания при соблюдении качества среды проживания. Для развития такого бизнеса требуется разработка методологической базы формирования системы договорных отношений в сфере предоставления ЖКУ. Развитие реальных рыночных отношений ХКК в значительной степени сдерживается правовым статусом преобладающего числа работающих в нем предприятий. Это в подавляющем большинстве муниципальные (или государственные) унитарные предприятия, владеющие муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения.

В заключение несколько слов о важном для ЖКХ России событии, произошедшем накануне 2005 г. После полутора лет напряженной работы в конце декабря 2004 г. был принят пакет Федеральных законов, направленных на формирование в России рынка доступного жилья. Факт сам по себе беспрецедентный. И не только потому, что пакет включает 27 законов и по числу правовых норм, по оценке юристов, может претендовать на первенство в истории Государственной Думы. Сама задача носит поистине исторический характер. Жилищная проблема в нашей стране никогда не сходит с повестки дня. До сих пор жилищную проблему пытались решить за счет прямого государственного управления и бюджетных ресурсов, а также административного распределения жилья между очередниками. Сегодня речь идет о создании условий для развития рыночных институтов и механизмов решения жилищной проблемы, переосмыслении роли государства и определении его новых функций, направленных на поддержку формирования рыночных институциональных структур и непосредственную помощь семьям, которые не могут самостоятельно решать жилищные проблемы на рынке. Для реализации проекта по формированию рынка доступного жилья были консолидированы усилия Администрации Президента, правительства, депутатского корпуса, регионов и муниципалитетов, экспертного и делового сообщества.

После обобщения всех имевшихся предложений и разработки

новых подходов были подготовлены проекты законов, которые включали Жилищный и Градостроительный кодексы, законы о внесении изменений в гражданское законодательство, законодательство об ипотеке и ипотечных ценных бумагах, налоговое и бюджетное законодательство, о тарифном и инвестиционном регулировании в коммунальной сфере, регулировании привлечения средств в долевое строительство жилья и жилищные накопительные программы и др. Новое федеральное жилищное законодательство стало, без сомнения, важнейшим национальным проектом России. Главными в пакете нормативных документов по формированию рынка доступного жилья по праву считаются Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Немаловажное значение имеет и Федеральный закон №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в котором разъясняются основные изменения жилищного законодательства.

Безусловно, Жилищный кодекс на сегодняшний день считается самым актуальным документом. Положения Жилищного кодекса необходимо учитывать, на них можно и нужно опираться, но нельзя сейчас рассматривать данный закон как панацею или энциклопедию. Далеко не на все вопросы мы можем там найти ответы. Во-первых, существуют противоречия и с Гражданским кодексом РФ, и с другими нормативными документами. Без сомнения, мы ждем здесь еще изменений и доработок. Во-вторых, слишком сильна региональная дифференциация в России — далеко не все регионы и города нашей страны могут похвастаться успехами реформы и развития ЖКХ. Возможно, лет через 5-10, когда мы преодолеем системный кризис в ЖКХ, Жилищный кодекс можно и нужно будет воспринимать дословно, он станет настоящим и действенным законом. Но ждать сейчас 5-10 лет не представляется возможным. Необходимо совместными усилиями населения, власти и бизнеса искать и находить компромиссы и пути сотрудничества для дальнейшего развития ЖКХ России. Одним из наиболее очевидных путей сотрудничества и направлений развития является использование инновационных возможностей при развитии ЖКХ и совершенствовании ЖКУ в современной экономике России.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Шевяков А.Ю., аспирант ГОУ ДПО ГАСИС

В статье представлена модель цикла согласования качества образовательной услуги с задачами стимулирования инновационной деятельности вуза, определены основные задачи службы стратегического развития вуза при увязывании целей управления качеством образовательных услуг и целей инновационной деятельности. Рассмотрен процесс определения степени конкурентоспособности системы управления качеством образовательной услуги по результатам инновационной деятельности вуза.

Ключевые слова: стимулирование инновационной деятельности, рыночные отношения, качество образовательных услуг, качества образовательной услуги.

STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL AS A BASIS OF EFFICIENT CONTROL QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

Shevjakin A., GOU DPO GASIS, competitor

In the article the model of a cycle of the coordination of quality of educational service with problems of stimulation of innovative activity of high school is presented, the primary goals of service of strategic development of high school are advanced at coordination of the purposes of quality management of educational services and the purposes of innovative activity. Process of definition of degree of competitiveness of a control system by quality of educational service in results of innovative activity of high school is considered.

Key words: stimulation of innovative activity, market relations, quality of educational services, qualities of educational service.

Чтобы понять сущность системы управления качеством образовательных услуг как результате стимулирования инновационной деятельности вуза, необходимо, прежде всего, рассмотреть состав субъектов образовательных отношений, их функции и характер действий на рынке образовательных услуг, а также объекты стимулирования инновационной деятельности, их целевую ориентацию и проблемное содержание для вуза. Их рассмотрение даёт возможность более чётко очертить предмет повышения качества образовательных услуг, охарактеризовать основные принципы и возможности их реализации.

В состав участников рыночных отношений в образовании вхо-

дят сами вузы, как производители образовательных услуг, так и их потребители (отдельные личности и предприятия, организации); широкий круг посредников (служба занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования, различные ассоциации вузов, рекламные агентства).

С точки зрения развития системы управления качеством образовательных услуг, в функции вузов входит формирование предложения, производство (оказание) и продвижение образовательных и сопутствующих им (дополнительных) услуг. Эта наиболее активная часть инновационного процесса вуза, на которую направлен процесс построения системы управления качеством образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.