РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ УСЛУГ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
DEVELOPMENT OF PUBLIC (MUNICIPAL) MANAGEMENT OF THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: PROBLEMS AND PROSPECTS
Г. Г. Кузнецова, кандидат экономических наук А. М. Пронина, доктор экономических наук, профессор
Механизм взаимоотношений между государством, органами местного самоуправления, населением и предпринимательскими структурами в жилищно-коммунальной сфере России несовершенен. Решение проблемы состоит в достижении баланса интересов всех участников отрасли. Наиболее рациональная схема - параллельное существование рынка и системы государственного и общественного (муниципального) управления, которые подчиняются установленным законом правилам. Необходимо усиливать роль муниципальных образований, которые не являются органами государственной власти и обеспечивают организацию общежития на своей территории с выделением в качестве приоритетных общих интересов проживающих. Необходимо устранение негативных последствий монопольного положения поставщиков и производителей услуг. Общей стратегией управления сферой ЖКХ должен быть переход от рынка, закрытого и монопольного, к открытому и конкурентному.
The state, municipality, population and entrepreneurship interrelation mechanism is far from being perfect in Russian housing and communal services industry. The problem may be solved provided interests of all the above participants of the industry are balanced. Most reasonable is to provide for parallel functioning of the market and governmental and municipal bodies, all of them acting in accordance with respective legal norms. More power should be given to municipalities who are non-governmental local public self-management bodies formed to provide for proper living conditions to population within certain territory by asserting priority interests common for this population. Negative consequences of the monopoly status of suppliers and providers of communal services should be eradicated. Transition from the monopolistic and closed communal services market to that open and competitive should become general strategy of Russian housing and communal services industry development.
Le mecanism d'interaction parmi l'Etat, municipalités, population et structures entrepreneurs en domain de l'industrie communal et du logement est loin d'être parfait en Russie. Ce problème ne sera pas être resolu q'à trouver la balance d'intérêts des toutes ces participants de l'industrie. La solution la plus raisonable est d'assurer l'existance parallèle du marché et des structures aussi gouvernmentales que municipales; avec cela, toutes agissent accordement aux normes juridiques respectives. Plus des povoirs doit être muni aux municipalités qui ne son pas que les collectivitées non-étatiques autonomes locales et qui assurent l'équipements collectifs dans leur territories en donnant priorté aux bessoins commune de la population. On doit écraser les conséquances négatives du statut monopole des fournisseurs des services communales. Transiition du maché monopolique et fermé au tel competitif et ouvert doit être la stratégie générale du développement d'industrie communale et du logement en Russie.
Der Mechanismus der Wechselwirkung des Staats, der Munizipalitäten, der Bewohner und der Unternehmer ist weit von Perfektion in der Kommunal- und Wohnungsindustrie Russlands. Das Problem wird durch Erreichen der Bilanz von Interessen aller übergenannten Kommunali ndustrieteilnehmer gelöst. Die höhst zweckmäßige Lösung ist Sicherung der parallelen Wirkung der Markts- Staats- und Kommunalstrukturen, die funktionieren nach entsprechenden Gesetznormen. Man muss mehr Macht zu Munizipalitäten geben, die staatsfreie lokale gesellschaftliche Selbstverwaltungsorgane sind und auf normalen Lebensbedingungen in ihrer Gebieten sorgen auf Grund des Vorzugs gesamter Bevölkerungsinteresse. Man muss negative Folgen des Monopolstatuts von Betrieben, die Kommunalservice gewähren, beseitigen. Wechsel vom monopolisierten und geschlossenen Markt zum denen konkurrenzfähigen und offenen muss Gesamtstrategie der Kommunal- und Wohnungsi ndustrieentwicklung werden.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, общественное управление, рынок, коммунальная услуга. Key words: housing and communal services industry, public administration, market, communal services. Mots clefs: industrie communal et du logement, administration publique, marché, service communal. Schlüsselwörter: Kommunal- und Wohnungsindustrie, gesellschaftliche Verwaltung, Markt, Kommunalservice.
История общественного управления и государственного регулирования экономики прошла ряд этапов. Этап раннего капитализма, когда существовал централизованный контроль государства ценообразования, качества товаров и услуг, относится к XIX веку. Следующий этап связан с обоснованием пределов вмешательства государства в экономику и развитием общественного управления. С развитием рыночной конкуренции, свободы выбора, с усилением прав частной собственности экономическая роль государства все в большей степени сводилась к организации охраны
и защиты этих институтов. В новом цикле, который начал формироваться в начале XXI века, в мировой экономике произошел поворот к усилению регулирующей роли общественного управления. Основными причинами этого были: углубление общественного разделения труда, необходимость законодательного ограничения монополий, регулирование социальной защищенности населения.
В цикле современной экономики преобладают новые экономические потребности, которые классический рынок и традиционные механизмы государственного
управления не в состоянии удовлетворить. В связи с необходимостью развития рынка совершенной конкуренции и ограничения государственного регулирования, возникает теоретическая и практическая проблема определения оптимальных границ государственного вмешательства в свободные рыночные отношения и развития общественного управления в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Вопрос о принципиальной возможности развития общественного управления и ограничения государственного вмешательства, то есть о его пределах, был и остается дискуссионным и имеет своих сторонников и противников, особенно в социально значимых сферах экономики. Жилищно-коммунальный сектор национальной экономики и в России, и за рубежом всегда отличался наличием сложной структуры, многофункциональностью. Регулирование деятельности этого сектора всегда было связано с государственной социальной политикой жизнеобеспечения населенных пунктов страны. В условиях перехода к ориентированной на рынок экономике, условия функционирования предприятий этой сферы в России существенно обострились. К 1992 г. предприятия жилищно-коммунального хозяйства оказались практически полностью зависимыми от бюджетных дотаций, так как ставки оплаты жилья и коммунальных услуг в этот период, практически, не были затронуты первым этапом либерализации цен. Отказ государства от роли одновременно заказчика и подрядчика, общая финансовая нестабильность, рост инфляции, бюджетный дефицит вызвали настоятельную потребность в проведении жилищно-коммунальной реформы как неотъемлемой части стабилизации государства. В настоящее время реформа жилищно-коммунального хозяйства в стране проходит одновременно с реформированием системы общественного управления. Проблемы законодательного государственного регулирования, относящиеся к деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и к организации системы общественного управления в новых условиях хозяйствования, решены не в полной мере. В настоящее время существует ряд проблем и в области развития предпринимательства, усиления конкурентоспособности этих предприятий, усиления их финансовой независимости, а также в области предельно допустимых границ общественного управления и государственного регулирования, «разумного» сочетания формирования благоприятной предпринимательской среды и социальной защищенности населения России от роста тарифов на услуги, оказываемые данными предприятиями. Кроме того, сегодня в России отсутствуют: классификация услуг ЖКХ; стандарты предоставления услуг; обоснованная методика формирования стоимости услуг; административная ответственность за нарушение стандартов и стоимости услуг жилищно-коммунального назначения.
Применяемый в России метод формирования тарифов на услуги ЖКХ характеризуется недостаточной прозрачностью, отсутствием заинтересованности в снижении расходов, значительной громоздкостью аппарата государственного управления этими процессами. В этих условиях нарушается основной принцип реформ в сфере предоставления услуг ЖКХ - создание конкурентной среды и снижение тарифов на услуги за счет формирования рыночных механизмов ценообразования, оптимизации организационной структуры управления этими процессами.
Кроме того, сегодня ЖКХ - это область, в которой особенно ясно можно проследить несовершенство механизма взаимоотношений между государством, органами местного самоуправления, населением и предпринимательскими структурами. Экономические процессы в системе жилищно-коммунального хозяйства не укладываются в традиционное понимание предпринимательского рынка и рыночных отношений, что и служит причиной тех трудностей, которые «встретила» реформа в нашей стране. Несмотря на необходимость решения указанных выше задач, анализ текущего положения предприятий отрасли ЖКХ выявил практическую недостижимость перехода предприятий ЖКК к чисто рыночным отношениям ввиду ряда экономических, правовых, и социальных проблем, а именно:
• высокая монополизированность рынка предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), и, как следствие, жесткая зависимость от предприятий энерго- (кроме жилых домов с автономной системой теплоснабжения, поквартирным отоплением) и водоснабжения;
• большой разрыв между уровнем цен на коммунальные услуги и доходами большей части населения, что дает высокий процент неоплаченных услуг;
• наличие устойчивой традиции высокого уровня субсидирования федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
В абсолютном большинстве современных работ и выступлений по тематике ЖКХ подчеркивается качественное отставание процесса модернизации ЖКХ от других отраслей национальной экономики. Необходимость придерживаться принципа саморазвития жилищного хозяйства подтверждается тем фактом, что все попытки выработать единую модель общественного управления в сфере ЖКК до настоящего времени оказывались нежизнеспособными.
В современной научной и публицистической литературе предпринята попытка научного осмысления содержания и развития жилищно-коммунальной деятельности, позволяющая определить пути решения указанных выше проблем ЖКХ и направлений совершенствования общественного управления в этой области.
Анализ свойств коммунальных услуг, особенностей развития и функционирования естественных монополий технологического типа послужил основой для понимания наличия ограничений в развитии конкуренции в сфере деятельности предприятий ЖКХ, и, как следствие, - необходимости разработки особого механизма расчета стоимости и выработки регламента услуг, в корне отличающихся от существующих.
Другими серьезными проблемами остаются как отрицание общественного характера коммунальной деятельности, так и объявление коммунальных услуг конкурентоспособным товаром. Все это свидетельствует о том, что до сих пор отсутствует понимание сущности коммунальной деятельности и механизмов, движущих рынком коммунальных услуг.
Таким образом, для решения указанных выше проблем необходимо формирование такого экономического механизма в системе управления данной отраслью, который позволил бы устранить существующие недостатки, совершенствовать методы формирования тарифов, снизить расходы и оптимизировать величину предпринимательского дохода каждого участника в сложной системе предоставления услуг ЖКХ.
Развитие мировой экономики и экономики России в начале XXI века подтверждает исторически сложившийся факт необходимости вмешательства и регулирования определенных экономических процессов, существенно влияющих на предоставление социально значимых услуг. Выбор процессов и инструментов регулирования зависит от многих факторов: национальных традиций, уровня экономического развития, политики государства и т.д. Однако всегда на протяжении всей истории развития государственного регулирования основной его целью остается «корректировка» несовершенства рыночного механизма, который возникает на всех стадиях развития экономики страны. Государство воздействует на рыночный механизм через свои инструменты, применяя их с учетом специфики объекта и отрасли регулирования.
В общественной сфере находятся органы местного самоуправления. Они не являются добровольными объединениями граждан, созданными на частноправовой основе. Муниципальные образования представляют собой общественный способ обобществления частных интересов, способ организации общежития на ограниченной территории с выделением в качестве приоритетных общих интересов проживающих. Органы местного управления действуют в этих общих, а не частных интересах, выступая от имени муниципального образования, а не от имени проживающих на его территории. Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти. Они не выступают от имени государства.
Очевидно, что частные и общественные интересы могут не совпадать, равно как и интересы государства и муниципальных образований. Баланс этих интересов складывается на основе закона, но не по мере усмотрения представителей государственных интересов по отношению к муниципальным и частным, или представителей муниципального образования по отношению к частным интересам.
В целом, общественная сфера определяет правила поведения в частно-правовом пространстве, но она осуществляет это на основе установленного свода правил, имеющих юридическое значение, которые должны быть ориентированы на соблюдение прав и законных интересов участников частно-правового оборота и исключение неправомерного понуждения в их свободном выражении и осуществлении.
Общественные постановления должны иметь целевое назначение. Они должны быть целесообразными и целенаправленными, т.е. сообразными цели, которую следует достигнуть с помощью правового регулирования конкретных отношений. Следовательно, правила должны содействовать именно обеспечению той правовой цели, которую они преследуют, на которую они направлены, т.е. на формирование модели желаемых правовых последствий. Если же они не способны ее достигнуть или способствуют достижению другой или других целей, то правовые последствия становятся неуправляемыми. Если общественные акты основываются на иных, нежели это вытекает из объективной реальности, представлениях о месте отрасли в социально-экономической системе, отрасль обречена на бесконечные преобразования, пока не займет соответствующего этой реальности места. В таких условиях оказалась, прежде всего, сфера предоставления услуг жилищно-коммунального назначения. К сожалению, «багаж» накопленных представлений о развитии ЖКХ в значительной мере остался в прошлом. Сейчас необходимо определить то, что служит интересам граждан, то, что служит интересам общества и то, что служит интересам государства (или иного общественного субъекта - муниципального образования).
В настоящее время речь идет не о создании новой системы или, тем более, не в придании нового «формата» старой системе, а в отказе от стремления к системности там, где системы быть не может - в свободном экономическом обороте, обороте услуг ЖКХ, в частности. Для свободного экономического оборота (рынка) законом или соответствующим ему документом устанавливаются определенные правила. Рынок функционирует в соответствии с ними. Параллельно существует система государственного и общественного (муниципального) управления, которая подчиняется своим
правилам, установленным также законом. Таким образом, рынок существует сам по себе, а система управления - сама по себе. В отдельных точках они соприкасаются: в каких, когда, насколько, при каких обстоятельствах и в какой процедуре - это должно найти понимание, прежде всего, у органов власти, системы государственного управления.
Субъекты рынка, свободного экономического пространства и общественного управления сферой предоставления услуг ЖКХ должны основывать свою деятельность на законах и иных правовых актах, основанных, в свою очередь, на таких принципах, как:
• обеспечение рационального использования имеющихся ресурсов и постоянного развития населенных пунктов;
• создание и поддержание конкурентной среды при подготовке и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, обеспечение контроля в сфере деятельности естественных монополий;
• обеспечение функционирования предприятий, учреждений и организаций, которые планируют, выполняют и/или предоставляют жилищно-коммунальные услуги на условиях самофинансирования и достижения уровня экономически обоснованных расходов на их производство;
• регулирование цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определен законом, с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития, естественных особенностей соответствующего региона и его технических возможностей;
• обеспечение равных возможностей доступа к получению минимальных норм жилищно-коммунальных услуг для потребителей, независимо от социального и имущественного состояния, возраста, местопребывания, формы собственности юридических лиц и т.п.;
• соблюдение установленных стандартов, нормативов, норм, порядка и правил относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг;
• обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан.
Экономические отношения в сфере ЖКХ являются составной частью производственных отношений страны. Такой подход позволяет определить экономическую систему жилищных и коммунальных услуг (ЖКУ) как совокупность процессов, отношений и связей, возникающих при удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей.
Удовлетворение потребностей в ЖКУ должно рассматриваться с позиций теории общественных благ, ограниченности рыночного механизма, бюджетного финансирования и нормативной экономики. Специфический характер потребления жилищно-коммунальных услуг в условиях различных отношений собственности не позволяет ему
принять форму классического рыночного спроса на индивидуальный товар или услугу.
Определенной спецификой обладают и субъекты рынка ЖКХ. В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства действуют три группы субъектов:
• потребители ЖКУ;
• организации различных структур и форм собственности, занимающиеся поставкой ресурсов и обслуживанием жилья;
• структуры, представляющие интересы потребителей ЖКУ и осуществляющие организационное, правовое и экономическое регулирование данной сферы.
Отношения между субъектами регулируются различными нормами и правилами, которые устанавливаются государством, субъектами РФ и муниципалитетами и носят административный характер.
Обобщая точки зрения на экономическую природу жилищно-коммунальных услуг, можно сделать вывод, что наиболее распространенными ошибками трактовки сущности услуг является сведение ее к определенному функциональному содержанию конкретного труда или к его характеристикам, а также отождествление услуги с непроизводственной деятельностью или с товаром.
В основе услуги как явления лежит событие, которое характеризуется процессом изменения. Так как услуга всегда оказывается во времени, то в основе услуги лежит действие, элементом которого является изменение.
В услуге используется не простое, а общественное действие, т.е услуга включает в рамках сделки (договора), как минимум, одно такое действие, выполняемое субъектом, оказывающим услугу. Предметом услуги по договору всегда является действие (деятельность), а не овеществленный результат (эффект). Однако действие по отношению к услуге должно закончиться изменением состояния элемента, подвергшегося воздействию услуги. Поэтому рассмотрению подлежит весь процесс оказания услуги.
Жилищно-коммунальная услуга является социально значимым экономическим благом, производство и потребление которого порождает значительные внешние эффекты. Условная исключительность и условная неконкурентность, социальная значимость и значительный положительный внешний эффект позволяют охарактеризовать ЖКУ как социально значимое частное благо, производство и финансирование которого сопровождается формированием особых институтов.
Мы разделяем мнение ряда авторов о том, что к чистым общественным благам относятся «услуги общегородского назначения (уборка улиц, наруж-
ное освещение, содержание и ремонт общегородских сооружений и т.д.), потребление которых является обезличенным. Общественным товаром являются коммунальные услуги (производство и потребление воды, водоотведение, электро-, тепло и газоснабжение). Таковыми их делает наличие общегородских распределительных систем.
Жилищно-коммунальные услуги - это результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение всех условий проживания и пребывания лиц в жилых и нежилых помещениях, домах и сооружениях, комплексах домов и сооружений соответственно нормативам, нормам, стандартам, порядкам и правилам. Коммунальные услуги - это результат хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребности физического или юридического лица в обеспечении холодной и горячей водой, водоотводом, газо- и электроснабжением, отоплением, а также вывоз бытовых отходов в порядке, установленном законодательством.
Жилищно-коммунальные услуги делятся по:
• функциональному назначению;
• порядку утверждения цен/тарифов.
В зависимости от функционального назначения, жилищно-коммунальные услуги делятся на:
• коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей воды, водоотвод, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, вывоз бытовых отходов из домов и т.п.);
• услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитар-но-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов с территории и т.п.);
• услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (ведение балансовых документов, заключение договоров на выполнение услуг, контроль выполнения условий договора и т.п.);
• услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей способности элементов конструкций и т.п.).
В зависимости от порядка утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, они делятся на три группы:
• первая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти;
• вторая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории;
• третья группа - жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) России представляет собой экономическое объединение предприятий - производителей услуг и управляющих компаний, обеспечивающих услугами население и юридических лиц. Производители и поставщики жилищно-коммунальных услуг работают как на потенциально высоко конкурентных рынках (в первую очередь эксплуатация жилья), так и в сферах, которые можно отнести к естественным монополиям (значительная часть коммунальных услуг - тепло-, водо-, газо-, электроснабжение). Законодательное регулирование деятельности предприятий ЖКХ и организации системы управления, как на макро-, так и на микро- уровнях, в современных условиях их функционирования, на наш взгляд, не совершенно. Очень часто возникают вопросы, однозначный ответ на которые нормативные документы не дают.
Существенной особенностью в современной системе общественного управления отраслью является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий - поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг). Основной причиной медленного развития предпринимательства, предполагающего конкуренцию на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства, является большое влияние административных, а не экономических рычагов воздействия на предприятия, занимающиеся предоставлением жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь, со стороны местных администраций. Одна из серьезных проблем в управлении современным ЖКХ заключается в том, что большинство основных фондов в жилищно-коммунальной сфере являются муниципальной собственностью, то есть вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Такая ситуация приводит к большому нормативно-правовому «разнообразию»
в регионах. Эти различия заключаются и в условиях финансирования отрасли, и в подходах к вопросам собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, и в социальной и тарифной политике в этой сфере. Кроме того, климатические особенности в регионах приводят к различию в сезонности предоставления коммунальных услуг, в частности, отопления, к использованию различных технологий их предоставления, и, в конечном счете, к объективно разной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Как показывает анализ, проведенный нами в рамках изучения проблем общественного управления ЖКХ, в настоящее время:
• преобладающей хозяйственной структурой в сфере жилищно-коммунального хозяйства остаются многоотраслевые предприятия (около 9 тыс.);
• основная деятельность по реструктуризации предприятий этого сектора экономики связана с приведением их организационной структуры в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и экономической целесообразностью их функционирования;
• наиболее распространенная организационно-правовая форма создаваемых муниципалитетами хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном хозяйстве - муниципальные унитарные предприятия. Сегодня в муниципальных образованиях Российской Федерации насчитывается более 12 тыс. унитарных предприятий, основная деятельность которых не всегда отвечает интересам учредителей. В число действующих унитарных предприятий входят и те, которые подлежат приватизации в соответствии с местными программами, но еще не приватизированные по ряду причин.
Отсутствие понятных инвесторам правил хозяйствования при наличии естественных локальных монополистов в сфере производства тепловой и электрической энергии, водоснабжения и водоотведения, сдерживает развитие предпринимательской среды, доступ на потенциально конкурентные рынки оказания жилищных услуг, в частности, управления жилищным фондом, делает эту сферу инвестиционно непривлекательной. Несколько лет назад во всех регионах страны разрабатывались программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Создавались они с различной степенью детализации и профессионализма, некоторые из них носили формальный характер. Программы строились, как правило, по единой форме и состояли из блоков,
объединяющих организационные, экономические и технические мероприятия. По нашему мнению, их основной недостаток в том, что в них не отражалась главная задача развития предпринимательской среды - не соблюдался баланс интересов всех субъектов общественного управления жилищно-коммунальным хозяйством: государства, органа местного самоуправления, предприятий и организаций ЖКХ, собственников жилищного фонда любой организационно-правовой формы, населения и других потребителей жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, в программах, зачастую, отсутствовали предложения по повышению эффективности реформы за счет кардинальной перестройки системы общественного управления ЖКХ городов и населенных пунктов, без чего реализация отдельных, пусть даже самых эффективных, но локальных мероприятий не может обеспечить успеха реформы.
Общая стратегия решения задач в области развития общественного управления сферой ЖКХ, по нашему мнению, заключается в либерализации рынков по предоставлению услуг ЖКХ: переходе от закрытого, монопольного рынка к открытому, конкурентному рынку в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства. При этом обеспечение свободной конкуренции между производителями и продавцами рассматривается в качестве базового условия для осуществления важнейших целей развития предпринимательства в сфере предоставления услуг ЖКХ при сохранении роли государства как гаранта социальной защищенности населения страны от завышения стоимости услуг этой сферы, роста тарифов на жизненно важные услуги.
Библиографический список
1. Елчин А.И. Коммунальный комплекс восприимчив к инновациям // Нац. проекты. - 2009. - № 3.
2. Ельцов В.Н. Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России // Нац. проекты. - 2007. - № 6.
3. Загребова Л.Е. Концептуальные основания и механизм управления социальной сферой крупного промышленного города России // Инновации. - 2008. - № 10.
4. Казаков В.Н. Особенности социальной составляющей реформирования жилищно-коммунального комплекса России / Казаков В.Н., Ефимов А.Н. // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 10.
5. Каменева Е.А Реформа ЖКХ, или теперь мы будем жить по-новому. Ростов н/д: Феникс, 2006.
Кузнецова Г. Г. - кандидат экономических наук, доцент Югорского государственного университета (Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Ugra State University)
Пронина А. М. - доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербурский торгово-экономический институт (Doctor of Economic Sciences, Professor, Sankt-Petersburg Commercial and Economics University)
e-mail: [email protected]