УДК 346.26:332.8:338.465 UDC 346.26:332.8:338.465
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЖИЛИЩНО- BUSINESS IN HOUSING-AND-MUNICIPAL КОММУНАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ: SECTOR OF ECONOMY: FORMATION AND ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ FUNCTIONING
Агаджанян Ангелина Яковлевна Agadzhanyan Angelina Yakovlevna
к.э.н. Cand.Econ.Sci.
Ставропольский государственный аграрный Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia
университет, Ставрополь, Россия
В статье раскрывается сущность муниципального In the article, the essence of municipal business, feature предпринимательства, особенности of functioning of a housing-and-municipal complex
функционирования жилищно-коммунального reveals, and also the conditions for business
комплекса, а также рассмотрены условия для development in housing and communal services are
развития предпринимательства в жилищно- considered
коммунальном хозяйстве
Ключевые слова: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, Keywords: BUSINESS, HOUSING-AND-
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, MUNICIPAL COMPLEX, HOUSING-AND-
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ MUNICIPAL SERVICES
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста
промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов.
Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует развитию конкуренции и развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения
экономического успеха [7].
Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира важную роль в современных условиях играют предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют -предприниматели.
Муниципальное предпринимательство представляет собой совокупность разнообразных форм финансово-хозяйственной
деятельности местных органов власти, способных обеспечить укрепление экономических основ местного самоуправления посредством создания дохода или экономии бюджетных средств. Система муниципального предпринимательства охватывает далеко не все направления деятельности местного самоуправления, а лишь ту сферу, которая наиболее конкурентоспособна и рентабельна в рыночных условиях. Экономическая деятельность муниципалитетов имеет сложный характер, вбирая в себя как сугубо предпринимательские, так и общественные свойства - обязанность местных органов власти удовлетворять общественные потребности. Удовлетворение общественных интересов осуществляется путем предоставления населению муниципальных образований общественно значимых товаров и услуг [8].
Рассматривая повышение эффективности производственной сферы как задачу увеличения ВВП, нельзя не учитывать, что оно связано со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Это система
жизнеобеспечения страны, одна из основных составляющих социальноэкономического климата России. Не решив проблем жилищнокоммунального хозяйства, вряд ли можно добиться устойчивой динамики роста экономики и социальной стабильности в обществе.
Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного
производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания, ремонта и сохранности. Функционирование жилищнокоммунального комплекса - это обеспечение сохранности и эффективного использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищнокоммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания [6].
Жилищно-коммунальный комплекс - многопрофильное хозяйство, обслуживающее несколько подотраслей, охватывающих более 30 видов деятельности. Условия комфортного проживания населения и работы предприятий города обеспечиваются путём надежного и бесперебойного обслуживания, предоставления коммунальных услуг, а также посредством реализации процессов обновлении жилищного фонда. Динамика развития жилищно-коммунального хозяйства определяется совокупностью количественных и качественных показателей или индикаторов. Количественные показатели позволяют оценить уровень развития каждой подотрасли жилищно-коммунального комплекса. Качественные показатели характеризуют качество услуг, оказываемых каждой подотраслью жилищно-коммунального комплекса, уровень использования производственных мощностей, эффективность труда, уровень его механизации, автоматизации и компьютеризации, степень развития конкуренции, уровень развитости рынка жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) страны накопился ряд противоречий, которые требуют незамедлительного решения: высокая фондоемкость и низкая производительность труда; рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и ухудшение финансового состояния предприятий; высокая степень износа основных фондов, стагнация структурного развития сферы ЖКХ и опережающая
динамика развития предпринимательской среды хозяйства страны в целом; пассивность населения и необходимость модернизации системы управления жилищным фондом; развитие рыночных отношений и устаревшая нормативно-правовая база ЖКХ.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из ключевых направлений социальной и экономической политики государства. В ходе осуществления реформы наметились некоторые положительные тенденции. При рассмотрении вопросов управления жилищно-коммунальной сферой и ее отдельными отраслями необходимо учитывать, что каждая такая отрасль является, как сфера самостоятельной деятельности, подсистемой в общей системе жилищно-коммунального комплекса города и одновременно подсистемой в соответствующей отраслевой системе более высокого уровня.
Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства провозглашен переход от бюджетного дотирования к оплате все в большей степени жилищно-коммунальных услуг гражданами при условии обеспечения, в том числе за счет федерального бюджета, социальной защиты малообеспеченных семей.
Важным условием повышения эффективности работы данной отрасли является снижение издержек в предоставлении услуг, в чем должна быть соответствующая заинтересованность работников этих предприятий.
Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны предусматривать снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при высоком качестве предоставляемых услуг. Конечным результатом реформы должно быть повышение эффективности работы жилищно-коммунальной отрасли, последовательное снижение бюджетных расходов на ее дотирование. Важное условие для этого -создание необходимой конкурентной среды. Одним из путей этого
является создание управляющих компаний, товариществ собственников жилья и других организационных форм на принципах самоуправления.
Основная причина нынешнего кризиса жилищно-коммунального хозяйства состоит не только в износе основных фондов, но и в институциональном кризисе самой системы жилищно-коммунального хозяйства страны. Изначально в основу реформирования отрасли были заложены идеи достижения самоокупаемости и перехода к рынку, путем повышения оплаты коммунальных услуг населением за счет предполагаемого роста доходов населения и путем передачи бюджетных ресурсов, выделяемых на дотирование предприятий данной системы, непосредственно гражданам в качестве субсидий. Это подразумевало перевод отношений на рыночную основу с развитием конкуренции, частной собственности и на этой основе предполагало обеспечить полную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства в основном за счет доходов населения и в меньшей степени за счет средств бюджета. Однако вместо обещанного увеличения доходы основной массы населения резко упали, сохранялась значительная доля бедных и сверхбедных граждан. Следовательно, переход к повышению самоокупаемости услуг жилищнокоммунального хозяйства за счет населения на деле объективно невозможен. К тому же необходимо отметить, что многократно сократилась финансовая поддержка отрасли из федерального и местного бюджетов в результате вывода объектов социального значения из структур производственного назначения, в цены товаров которых они ранее входили.
Для решения возникших проблем необходимо государственное регулирование этого важнейшего социально-экономического комплекса жизнеобеспечения граждан России. Вместе с тем необходимо продолжить финансовое оздоровление жилищно-коммунального комплекса, выделять необходимые ассигнования на восстановление инфраструктуры жилищно -
коммунального хозяйства на уровне страны.
В системе жилищно-коммунального хозяйства предполагается создание конкурентной среды и активное внедрение механизмов конкурсного распределения подрядов на коммунальные услуги. Для восстановления нормального функционирования предприятий жилищнокоммунального хозяйства необходимы большие объемы финансирования. Мировая практика определяет оптимальную модель финансирования коммунальной отрасли как разумное сочетание средств из государственных бюджетов и средств предпринимателей.
Дальнейшее развитие предпринимательства в ЖКК мы видим возможным с учетом спроса и предложения на жилищно-коммунальные услуги.
Финансирование жилищно-коммунального хозяйства в связи со спецификой его функционирования осуществляется, прежде всего из бюджетов субъектов Федерации. Это расходы на капитальный ремонт жилого фонда; на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда; разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов; некоторые другие расходы.
Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Необходимость получения актуальной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации предприятий ЖКХ настоятельно требует внедрения новых
информационных технологий. Внедрение таких технологий не сводится только к установке вычислительной техники на предприятиях. Требуется решить достаточно сложные вопросы нормативно-правового обеспечения системы и обмена данными с другими внешними системами.
Для формирования и развития предпринимательских структур в ЖКК на основе системного подхода представим концептуальные основы теоретико-модельного видения процессов генезиса предпринимательства в исследуемом комплексе (рисунок 1) [2].
Предлагаемая схема формирования и функционирования предпринимательских структур жилищно-коммунального комплекса консолидировано раскрывает сущность, причины, цели, функции и принципы деятельности субъектов предпринимательства в ЖКК.
Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс можно назвать одной из наиболее востребованных отраслей бизнеса, так как оказываемые населению услуги, всегда необходимы. По нашему мнению, предпринимательская деятельность в сфере предоставления ЖКУ представляет собой свободное экономическое хозяйствование, осуществляемое субъектами рыночных отношений (населением; государством; предприятиями-поставщиками коммунальных услуг; организациями, специализирующимися на профессиональном управлении в рамках функционирования рынка ЖКУ) в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в услугах и получения предпринимательского дохода, необходимого для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [1].
Рисунок 1 - Концептуальные основы формирования и функционирования предпринимательских структур жилищно-коммунального комплекса
Управление предпринимательской деятельностью на муниципальном рынке ЖКУ определяется совокупностью задач, стоящих перед органами управления всех уровней власти, в том числе и муниципальной, а также важным местом, которое занимает ЖКХ в социально-экономической системе города, что требует комплексного, системного рассмотрения последствий реализации различных решений по реформированию, развитию предпринимательства в сфере муниципального рынка ЖКУ для различных подсистем городской экономики и социально-экономической системы города в целом [5].
Важным аспектом социально-экономической оценки развития предпринимательской деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг является прогнозирование. Прогнозирование должно рассматриваться как необходимый элемент управления социальноэкономической системой, результат которого определяется реакцией предпринимателей на изменение внешней среды, что определяется направлением их функционирования в будущем. При этом прогнозирование изменений социально-экономических показателей и разработка методов адаптации предпринимателя к возможным нежелательным процессам позволит установить возникновение кризиса. Основой прогнозирования является предположение, что
закономерность, действующая внутри анализируемого периода динамики, выступающего в качестве базы прогнозирования, сохраняется и в дальнейшем [3].
На наш взгляд, в основу мониторинга развития предпринимательства в жилищно-коммунальном секторе должны быть положены показатели, характеризующие спрос на рынке ЖКУ; показатели, характеризующие предложение жилищно-коммунальных услуг; условия формирования благоприятной предпринимательской сферы; эффективность деятельности предпринимательских структур в отрасли [4].
Формирование условий для развития предпринимательства в ЖКХ позволит ускорить реформационные процессы, будет способствовать эффективному функционированию рыночных механизмов в отрасли и повышению качества жилищно-коммунальных услуг. Это актуализирует необходимость научной разработки проблем формирования условий развития бизнес-структур в ЖКХ, учитывающих интересы собственников жилья, ресурсоснабжающих, обслуживающих организаций и государства.
Литература:
1. Агаджанян, А.Я. Формирование и развитие предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе : дис. ... канд. экон. наук / Агаджанян А.Я. -Ставрополь, 2010. - 191 с.
2. Агаджанян, А.Я. Формирование и развитие предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Агаджанян А.Я. - Ставрополь, 2010. - 22 с.
3. Агаджанян, А.Я. У правление жилищно-коммунальными услугами в Ставрополье // Российское предпринимательство. - 2009. - № 4-2. С. 173-176.
4. Агаджанян, А.Я. Современное состояние системы жилищно-коммунального хозяйства в Ставропольском крае // Вестник Института Дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». - 2008. - № 8. С. 112-118.
5. Агаларова Е.Г. Роль малого предпринимательства в развитии муниципальных образований : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Агаларова Е.Г. - Ставрополь, 2005.
6. Денисов, В. Снижение издержек - магистральный путь // Жилищнокоммунальное хозяйство. - 1999. - № 2. - С. 9-11.
7. Кирсанов, С.А. Жилищно-коммунальные услуги в системе муниципального управления: Автореф. дис. канд. экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. - 2000. - 20 с.
8. Криворучко, О.Н. Становление предпринимательской деятельности в России / О.Н. Криворучко, А. А. Зайцев. - М.: Экономика, 2000. - 205 с.