Научная статья на тему 'Экономические проблемы взаимодействия государства и бизнеса в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства'

Экономические проблемы взаимодействия государства и бизнеса в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилищно-коммунальное хозяйство / реформирование жилищно-коммунального хозяйства / управление жилищно-коммунального хозяйства / государство / бизнес / государство и бизнес

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татарникова И. В.

В статье рассматриваются экономические проблемы взаимодействия государства и бизнеса в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Автором проведен сравнительный анализ подходов к управлению жилищно-коммунального хозяйства на основе совокупности критериев в рамках командно-административной экономики России и в условиях перехода к рыночным отношениям. Обоснована необходимость создания региональных государственно-частных компаний для эффективности функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of interaction between state and business in the conditions of reforming of a municipal housing economy. The comparative analysis of the approaches to management in the sphere of municipal housing economy is carried out by the author on the basis of criteria in Russia"s command system of economy and in the conditions of transferring to market relations. The author proves the necessity of creating regional public and private companies for the effective functioning and development of the municipal housing complex.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы взаимодействия государства и бизнеса в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства»

И. В. Татарникова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Работа представлена кафедрой предпринимательства и управления жилищно-коммунальным хозяйством Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. А. Горбунов

В статье рассматриваются экономические проблемы взаимодействия государства и бизнеса в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Автором проведен сравнительный анализ подходов к управлению жилищно-коммунального хозяйства на основе совокупности критериев в рамках командно-административной экономики России и в условиях перехода к рыночным отношениям. Обоснована необходимость создания региональных государственно-ча-стных компаний для эффективности функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса.

The article considers the problems of interaction between state and business in the conditions of reforming of a municipal housing economy. The comparative analysis of the approaches to management in the sphere of municipal housing economy is carried out by the author on the basis of criteria in Russia’s command system of economy and in the conditions of transferring to market relations. The author proves the necessity of creating regional public and private companies for the effective functioning and development of the municipal housing complex.

Эффективность методов централизо- ленных этапах исторического развития

ванного управления советской экономиче- СССР: в периоды коллективизации, индуской системой была достигнута на опреде- стриализации, Великой Отечественной вой-

ны и восстановления народного хозяйства, в том числе в период восстановления разрушенного жилищного фонда и массового жилищного строительства. При этом усиление централизации было объективно необходимой мерой в рамках конкретных исторических условий.

Вместе с тем с изменением ситуации в той же самой советской системе применение административно-командных методов управления оказывалось неэффективным. Л. И. Абалкина отмечал, что «когда складывается развитая современная структура производства, в экономике достигается сбалансированность и появляется возможность (и необходимость) осуществления эквивалентного обмена, развития полного хозяйственного расчета, старые формы и методы начинают сдерживать (и чем дальше, тем больше) поступательное развитие производительных сил. Требуется переход к новым методам, к новым формам регулирования общественного производства»4

Формирующаяся и развивающаяся в настоящее время в России рыночная среда требует переосмысления происходящих в обществе процессов, что обусловливает творческое развитие экономической науки и осуществления стратегических разработок для реальной хозяйственной практики. В частности, отсутствие системной теоретической концепции эффективного управления жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), как в начале проведения реформ, так и на современном этапе, не позволяет государству обеспечить эффективное использование имеющегося экономического потенциала исследуемого сегмента национальной экономики. Следует подчеркнуть, что реализация потенциала исследуемого комплекса может стать катализатором развития всей системы региональной экономики, поскольку ЖКК, как локальная рыночная система, является составной частью общей системы национальной экономики России.

Современный отечественный ЖКК является весьма сложной территориальной

обслуживающей отраслевой системой хозяйствующих субъектов, обеспечивающей возможность предоставления жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ). Он включает в себя объекты, субъекты (предприятия и организации), жилищно-коммунальную инфраструктуру, а также юридических и физических лиц, осуществляющих обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры и эксплуатацию жилищного фонда. ЖКК - один из крупнейших сегментов российской экономики и его состояние служит тем индикатором, который позволяет достаточно объективно оценивать результаты проводимых реформ. Проблемы его совершенствования и модернизации в современных российских условиях приобрели особую актуальность, поскольку их решение напрямую зависит от проводимой экономической политики, а также выработки соответствующих методических и концептуальных подходов.

Нами обосновано, что российский ЖКК значительно деградировал в течение последних десяти лет, а для его поддержа-ния в рабочем состоянии сегодня требует -ся все больше средств. Наши выводы подтверждаются данными Госстроя: дотации ЖКК из бюджетов всех уровней в 19871990 гг. составляли 1,1-1,3% ВВП, к 1996 г. этот показатель достиг уровня 3-4%, а в 1997 г. - 6%2.

В настоящее время по различным регионам на содержание данного сегмента национальной экономики расходуется от 30-35 до 50% местных бюджетов. Это и понятно, ибо более 60% из 52 тысяч предприятий, обслуживающих ЖКК, только в 2003 г. находились на грани банкротства. Комплекс, основу которого составляет жилищный фонд страны (почти 2,9 млрд м2), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей экономики (до 24%). При этом его износ в среднем по стране зафиксирован на уровне 60%. Однако при нормативе ежегодного капитального ремонта

в 110 млн м2 жилья в 2000 г. было отремонтировано всего 4 млн м2. По состоянию на 2003 г. 87 млн м2 жилья в стране находится в ветхом состоянии, а в 2005 г. эта цифра выросла еще на 20 млн м2. В нелучшем состоянии находится и коммунальное хозяйство страны. В целом по России физический износ котельных составляет 54,5%, водопровода - 65,3%, канализации - 62,5%, теплотрасс - 62,8%, трансформаторных подстанций - 57%, электросетей - 58,1%.

Авторами проведен анализ подходов к управлению ЖКК на основе совокупности критериев (таких, как регуляторы ЖКК, роль и место государства, наличие и возможность развития конкурентных отношений и т. п.) в рамках командно-административной экономики России и в условиях перехода к рыночным отношениям, результаты которого представлены в табл. 1.

Несостоятельность методов управления ЖКК в советский период мы объясняем реализацией методов директивного планирования, использующегося во всех отраслях экономики, отсутствием реального механизма ценообразования на ЖКУ и конкуренции, принципом двойного подчинения. И если в условиях командной экономики план был единственным инструментом управления народным хозяйством, то в период перехода к рыночным отношениям от него практически отказались, что также явилось стратегически неверным шагом. В этой связи нами предлагается использовать долгосрочное стратегическое планирование в ЖКК, основанное на реальных расчетных показателях, являющихся ориентирами потенциального рентабельного функционирования отрасли.

Таблица 1

Сравнительная характеристика подходов к управлению ЖКК

Критерий ЖКК в период до перехода на рыночные отношения ЖКК в условиях перехода к рыночным отношениям

Регуляторы ЖКК Государство влице ведомств и отраслевых комитетов Государство в лице Государственного комитета РФ по строительству и жилищнокоммунальному комплексу

Роль государства Централизованное планирование и управление Координирующая, регулятивная, планирующая функции

Конкуренция Отсутствовала В форме конкурсов на проведение подрядных работ

Ценообразование Реальный механизм ценообразования отсутствовал (цены назначались государством) Регулируемые тарифы при одновременном затратном подходе к определению цены

Метод управления Плановый (на основе системы показателей) метод, хозяйственный расчет, принцип двойного подчинения (территориальное и отраслевое), бюджетное финансирование Бюджетное финансирование

Следует признать, что используемые и в условиях перехода к рыночным отношениям методы управления ЖКК также не дали существенных результатов. Более того, отрасль оказалась в глубочайшем кризисе. Поэтому в настоящее время необходимо найти такую модель управления, которая позволила бы не только вывести ЖКК из кризиса, но и обеспечила интенсивный тип роста.

Отметим, что у населения всех субъектов Российской Федерации существует потребность в качественных ЖКУ: она различается лишь своей остротой, платежеспособным спросом на ЖКУ и другими показателями. Но, к сожалению, как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и в реальном секторе региональных экономик в настоящее время явно недостаточно профессионалов,

26 1

способных имеющиеся в субъектах Федерации наработки реализовать в практическую плоскость.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Так, 40% теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9% водопроводных сетей изношены менее чем на 50%, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25% суточного потребления. Средний возраст основных фондов Ленэнерго составляет 28 лет при предельном сроке службы в 30-35 лет. По этой причине планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. След-

ствием этого стали дефицит мощностей электро- и теплоснабжения, водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

Непривлекательность ЖКК для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Создание условий для притока частных инвестиций, с нашей точки зрения, могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли. В этой связи мы считаем эффективным использование модели инновационного развития регионального ЖКК с одновременным созданием в регионах России специализированных структур - Региональных государственно-частных компаний ЖКК (РГЧК ЖКК) (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-логическая модель взаимодействия РГЧК с различными субъектами

регионального ЖКК

По нашему мнению, государственночастные партнерства весьма перспективные формы решения жилищно-коммунальной проблемы и могут быть адаптированы к современным российским условиям. Необходимость создания РГЧК ЖКК обусловлена трансформацией отечественного ЖКК как социально-экономической системы: появились новые субъекты, изменились экономические взаимоотношения между ними. В этой связи требуется создание новых условий, формирование новой, инновационной среды, позволяющей перераспределить и упорядочить взаимные экономико-правовые полномочия в целях повышения эффективности функционирования регионального ЖКК. Организационноправовой формой РГЧК ЖКК может быть акционерное общество. Его учредителями должны выступить администрация субъекта Федерации и инвесторы, специализирующиеся или занимающиеся жилищным строительством, а также реконструкцией и модернизацией инженерно-коммунальной инфраструктуры. Кроме того, РГЧК ЖКК взаимодействует и с другими субъектами регионального ЖКК. При этом за каждым из участников регионального ЖКК должны быть закреплены определенные, согласованные в индивидуальном порядке с каждым из них, функции:

• администрация субъекта Федерации совместно с Комитетом ЖКХ, Территориальным строительным комитетом и Комитетом по управлению государственным имуществом формирует нормативно-пра-вовую базу для деятельности ГЧК, а также

обеспечивает на первом этапе целевое бюд -жетное финансирование инвестиционного проекта;

• инвесторы (РГЧК ЖКК участвуют в конкурсе на право заключения договора концессии на предмет оказания качественных ЖКУ или замены имеющейся коммунальной сети;

• проектные институты ведут разработку проектно-сметной документации на строительство инженерно-коммунальной инфраструктуры или ее реконструкции, участвуют в составлении технико-экономических обоснований, предлагают РГЧК новые инвестиционные проекты, способствующие удовлетворению в ЖКУ населения;

• образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, основываясь на всестороннем экономическом анализе и социологических исследованиях, а также мониторинге регионального ЖКК, ведут разработку возможных перспективных вариантов его организации, обеспечивая РГЧК ЖКК научными разработками и высококвалифицированными специалистами;

• производители ЖКУ являются непосредственным исполнителем бесперебойного снабжения населения ЖКУ.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что использование модели инновационного типа роста ЖКК, предполагающее создание РГЧК, позволит вывести указанный комплекс из кризиса, будет способствовать его эффективному функци-онированию и развитию в долгосрочной перспективе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Абалкин Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 18.

2 Руководство для мэров по организации и управлению городским хозяйством / Под общ. ред. проф. П. Г. Грабового и проф. Л. Н. Чернышова. М.: Реалпроект, 2004. С. 324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.