Научная статья на тему 'Формирование системы экономических моделей управления развитием предпринимательства на рынке жилищно-коммунальных услуг города'

Формирование системы экономических моделей управления развитием предпринимательства на рынке жилищно-коммунальных услуг города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING / РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ / REAL ESTATE MARKET / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / HOUSING AND UTILITIES / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ / ECONOMIC MODELS AND METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаджанян А. Я.

В статье рассматривается современное состояние системы жилищно-коммунального хозяйства в Ставропольском крае. Особое внимание уделено вопросам развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства; произведен анализ факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения; раскрыты причины кризисного состояния отрасли; определены первоочередные меры, способствующих процессу демонополизации жилищно-коммунального комплекса и развитию конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the presented theme for the publication the current state of a sis-theme of housing and communal services in Stavropol Territory is considered. The special attention is given questions of development of a competition in housing and communal services sphere; the analysis a efficiency factors and improvement of quality of housing-and-municipal service the population; disclosing of the reasons of a crisis state of branch; revealing of the prime measures promoting process of demonopolization housing-and-municipal complex and development of a competition.

Текст научной работы на тему «Формирование системы экономических моделей управления развитием предпринимательства на рынке жилищно-коммунальных услуг города»

Агаджанян А.Я.

ассистент кафедры экономики предприятия и бизнес-технологий в АПК Ставропольского государственного аграрного университета [email protected]

управление

жилищно-коммунальными

услугами в Ставрополье

формирование системы экономических моделей управления развитием предпринимательства на рынке жилищно-коммунальных услуг города

_Аннотация

В статье рассматривается современное состояние системы жилищно-коммунального хозяйства в Ставропольском крае. Особое внимание уделено вопросам развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства; произведен анализ факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения; раскрыты причины кризисного состояния отрасли; определены первоочередные меры, способствующих процессу демонополизации жилищно-коммунального комплекса и развитию конкуренции.

Структура экономической модели управления предпринимательской деятельностью на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) определяется совокупностью задач, стоящих перед органами всех уровней власти. Задачи управления развитием муниципального рынка ЖКУ требуют формирования специального экономического инструментария, а также системной оценки последствий принятия управленческих решений, направленных на развитие ЖКХ. Для оценки эффективности реализации муниципальных программ развития ЖКХ предлагается использо-

вать совокупность экономических моделей, системно и комплексно характери зующих социально-экономическую систему города. Первый уровень оценки последствий реализации программ развития ЖКХ включает системную оценку комплекса взаимосвязанных макроэкономических моделей городской экономики, таких как:

- рынок благ;

- денежный рынок;

- бюджетная система города;

- рынок труда;

- рынок недвижимости;

- рынок ЖКУ;

- экосистема города.

жилищно-коммунальное хо.

Второй уровень оценки имеет несколько более широкий диапазон показателей, комплексно характеризующих эффективность реализации программ развития муниципального рынка ЖКУ. Предлагается производить оценку по следующим направлениям: социальная, бюджетная, инвестиционная и экономическая эффективность.

Третий уровень представляет собой систему показателей экономического мониторинга функционирования и развития рынка ЖКУ и является наиболее комплексным и детализированным.

Мониторинг

Одним из основополагающих факторов эффективности системы управления является наличие адекватных обратных связей с управляемым объектом. На практике это решается путем формирования системы показателей, отражающих динамику изменения параметров объекта согласно целям и задачам управления его развитием. Так, например, для оценки эффективности действий федерального, регионального и муниципального уровней управления по реализации федеральных программ развития жилищно-коммунального комплекса предусмотрена система мониторинговых показателей. Это касается, прежде всего, следующих программ:

- Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг.;

- подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.;

- программа перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг населением.

По нашему мнению, систему показателей для оценки последствий реализации муниципальных программ развития рынка ЖКУ можно сгруппировать по следующим основным группам, соответствующим основным направлениям развития муниципального рынка ЖКУ:

1) показатели, характеризующие спрос на ЖКУ;

2) показатели, характеризующие основные экономические условия функционирования и развития предприятий ЖКХ;

3) показатели, отражающие результаты функционирования предприятий муниципального ЖКХ.

Такие разные жильцы...

Особенность рынка ЖКУ определяется тем, что государством устанавливается минимальная планка качества услуг и гарантии обеспечения оплаты стоимости минимального набора ЖКУ частью населения, которая самостоятельно это сделать не в состоянии. Таким образом, население условно дифференцируется по уровню доходов следующим образом:

- часть населения, не способная оплачивать стоимость ЖКУ даже на уровне минимальных социальных стандартов;

- часть населения, способная оплачивать стоимость ЖКУ преимущественно на уровне минимальных социальных стандартов;

- часть населения, претендующая на получение ЖКУ повышенного качества.

С другой стороны, предложение жилищно-коммунальных услуг можно разделить на группу общественных, смешанных и частных услуг. Они соответственно направлены на удовлетворение потребностей населения в

российское предпринимательство, 2009, № 4 (2)

рамках целого города, района, микрорайона, жилого дома, подъезда и квартиры.

Естественно, что степень однородности населения, проживающего в рамках микрорайона, жилого здания, секции жилого здания, по уровню доходов определяет возможности дифференциации предоставляемых жилищно-коммунальных услуг И наоборот, неоднородная структура населения значительно затрудняет такие возможности. Для примера, в жилом здании условно 30% квартир занято людьми с подушевым доходом значительно выше среднего уровня, 50% - несколько выше прожиточного минимума и 20% - с доходом ниже этого уровня. В случае если первая группа жильцов решит воспользоваться услугой, затрагивающей интересы и требующей финансового участия всех жильцов дома или секции жилого здания, это войдет в противоречие с финансовыми возможностями и соответственно встретит сопротивление со стороны остальных жильцов и сделает реализацию проекта невозможной.

Дифференциация жилья по качеству и стоимости услуг

Обеспечение необходимой для развития рынка ЖКУ степени однородности системы расселения по уровню доходов населения требует решения следующих задач: - скорейшее перераспределение собственности на жилье. В итоге жилые здания должны быть в 100%-й собственности либо всех жильцов, либо частной компании, либо муниципалитета (преимущественно в части так называемого социального жилья, то есть жилья с минимально допустимым уровнем качества и предостав-

ляемых ЖКУ, полностью или частично оплачиваемых муниципалитетом);

- значительное сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня или лишь незначительно его превышающими1;

- целенаправленная дифференциация жилья и соответствующих жилых зон по классу качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, но не ниже минимально допустимых обществом норм социального стандарта качества жилья и ЖКУ.

По нашему мнению, последовательное решение данных задач позволит реализовать потенциал со стороны спроса населения. Это будет стимулировать развитие рынка ЖКУ по пути дифференциации качества и стоимости услуг.

К основным особенностям системы управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг в России относятся:

- высокая степень централизации управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг;

- невысокая активность местных властей в подготовке и реализации собственных программ развития рынка ЖКУ;

- неуравновешенная система межбюджетных взаимоотношений.

Конкуренция в ЖКХ

Как показывает опыт большинства стран с рыночной экономикой, эффект в управлении социально-экономичес-

1 Эх, хорошо бы! Но если серьезно, то это первоочередная задача нашего правительства и всех нас - добиться, чтобы в стране не было людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Пока трудно выполнимая, так как для этого нужно поднять уровень благосостояния значительной части населения страны - прим. ред.

жилищно-коммунальное хозяйство

Ключевые слова:

жилищно-коммунальное хозяйство;

рынок недвижимости; жилищно-коммунальные услуги; экономические модели и методы

Keywords:

housing; real estate market; housing and utilities; economic models and method

ким развитием может быть достигнут только при консолидации усилий всего сообщества. И связано это не столько с содействием в проведении реформ «сверху», сколько с формированием собственных стратегий развития региона, города, крупных предприятий, скоординированных по целям и ресурсам. В связи с этим повышается роль местного уровня управления в решении задач развития рынка жилищно-коммунальных услуг города. Одним из основных условий обеспечения равновесия, устойчивости

социально-экономической системы города является соблюдение баланса интересов субъектов рынка ЖКУ - населения, предприятий отрасли, государства. Для нахождения управленческих решений, соответствующих равновесию интересов, необходима система показателей, характеризующая интересы населения, предприятий отрасли ЖКХ, государства.

Основным направлением развития сферы жилищно-коммунальных услуг города должно стать формирование конкурентных условий. Под этим подразумевается целенаправленное развитие рынка конкурирующих предприятий с введением в него частных компаний, а также активного использования технологий предоставления услуг, альтернативных существующим. Для этого необходимо создать условия для функционирования частного бизнеса в данной сфере.

Aghadjanian A.Ya.

assistant professor of economics of business enterprises and the business technologies in agroindustrial complex, Stavropol State Agrarian University

Management in housing and communal services in the Stavropol Territory

Formation of the system of economic models of management of development of entrepreneurship in the market of city housing and communal services

Annotation

In the presented theme for the publication the current state of a sis-theme of housing and communal services in Stavropol Territory is considered. The special attention is given questions of development of a competition in housing and communal services sphere; the analysis a efficiency factors and improvement of quality of housing-and-municipal service the population; disclosing of the reasons of a crisis state of branch; revealing of the prime measures promoting process of demonopolization housing-and-municipal complex and development of a competition.

российское предпринимательство, 2009, № 4 (2)

Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.