Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА В ЦЕНТРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА В ЦЕНТРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверев Рафаэль Александрович

В статье представлена концепция оперативного контроллинга, реализуемая в центре электронного декларирования Московской областной таможни. Концепция использована в качестве современного инструмента совершенствования управления процессом документального контроля. Проведен анализ направлений использования контроллинговых инструментов, структуры концепции оперативного контроллинга, а также особенностей оперативного и стратегического контроллинга в центре электронного декларирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зверев Рафаэль Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF OPERATIONAL CONTROLLING IN THE ELECTRONIC DECLARATION CENTER

The article presents the concept of operational controlling implemented in the center of electronic declaration of the Moscow regional customs. The concept is used as a modern tool for improving the management of the documentary control process. The analysis of the directions of using controlling tools, the structure of the concept of operational controlling, as well as the features of operational and strategic controlling in the center of electronic declaration is carried out

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА В ЦЕНТРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ FIRST STEPS IN SCIENCE

УДК. 339

КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА В ЦЕНТРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Р. А. Зверев1, 2

1 Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования), Москва, Российская Федерация

2 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлена концепция оперативного контроллинга, реализуемая в центре электронного декларирования Московской областной таможни. Концепция использована в качестве современного инструмента совершенствования управления процессом документального контроля. Проведен анализ направлений использования контроллинговых инструментов, структуры концепции оперативного контроллинга, а также особенностей оперативного и стратегического контроллинга в центре электронного декларирования.

Ключевые слова: контроллинг, концепция оперативного контроллинга, таможенный контроль, документальный контроль, таможенные процессы, центр электронного декларирования, мониторинг.

THE CONCEPT OF OPERATIONAL CONTROLLING IN THE ELECTRONIC DECLARATION CENTER

R. A. Zverev1, 2

1 Moscow Regional Customs Post (center for electronic declaration), Moscow, Russian Federation

2 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

A n n o t a t i on. The article presents the concept of operational controlling implemented in the center of electronic declaration of the Moscow regional customs. The concept is used as a modern tool for improving the management of the documentary control process. The analysis of the directions of using controlling tools, the structure of the concept of operational controlling, as well as the features of operational and strategic controlling in the center of electronic declaration is carried out.

Keywords: controlling, the concept of operational controlling, customs control, documentary control, customs processes, electronic declaration center, monitoring.

© Зверев Р. А., 2022

ВВЕДЕНИЕ

В результате реформ, связанных с реализацией концепции распределенного таможенного контроля, в Федеральной таможенной службе (ФТС России) произошли кардинальные изменения в организационной структуре. Были сформированы центры электронного декларирования (ЦЭД), ставшие основным элементом первичной работы с декларационным массивом.

Таможенный контроль, осуществлявшийся в рамках старой организационной структуры, реализовывался всеми таможенными постами и отличался относительным постоянством номенклатуры товаров, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ритмичностью и объемами. В новой организационной структуре концентрация декларационного массива в ЦЭДах привела к тотальным изменениям как условий деятельности, так и ее содержания. Уплотнение информационных потоков, сокращение времени на совершение таможенных операций и принятие управленческих решений, тотальная цифровизация бизнес-процессов и сферы государственных услуг, изменение объемов, интенсивности и содержательной части декларационного массива стали реалиями деятельности ЦЭДов. При этом количество ресурсов, прежде всего, кадровых, по сравнению со старой моделью организации таможенного контроля, сократилось.

Несмотря на то, что «положительный потенциал, заложенный в модели распределенного таможенного контроля, далеко не исчерпан, дальнейшие улучшения среды для внешнекономической деятельности и повышения эффективности работы таможенных органов, несомненно, лежат в области совершенствования менеджмента и операционной деятельности» [1].

Учитывая специфику условий деятельности ЦЭДов, в качестве основополагающего инструмента менеджмента был выбран контроллинг, доказавший свою эффективность не только в бизнесе, но и в крупных государственных структурах [2].

Внедрение контроллинговых инструментов в деятельность ЦЭДов привело к необходимости ознакомления, вовлечения, принятия и реализации персоналом ЦЭДов выбранного направления. В результате нами была разработана концепция оперативного контроллинга, ставшая основой реализации новой модели управления.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу проведенного исследования положены научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам совершенствования управления и повышения эффективности деятельности организации на основе внедрения концепции контроллинга как ведущей идеи управления, а также материалы, отражающие практическую деятельность таможенных органов. В качестве методологической основы исследования использован системный подход, позволяющий рассматривать процесс управления как сложное комплексное явление, включающее различные взаимосвязанные подсистемы. Кроме того,

в исследовании применен процессный подход, позволяющий рассматривать управление и контроллинг в управлении через призму основных (производственных, функциональных) и управленческих процессов.

С позиции системного анализа объектом концепции контроллинга выступает документальный контроль как основной производственный процесс ЦЭДа (направление деятельности), так и подсистемы управления, соответствующей статусу объекта: выпускающий инспектор, коллектив и его деятельность, уровни управления.

Метод синтеза позволяет рассматривать управление как суммарный результат достижения целей и решения поставленных задач. Метод анализа использован для изучения направлений концепции, их характеристик, а также влияния на них отдельных факторов внутренней и внешней среды.

КОНЦЕПЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ

Разработка концепции является важнейшей составляющей обеспечения системы управления. Концепция как ключевой компонент формирует единые представление и подходы к осуществлению деятельности или ее изменениям.

Однозначного мнения относительно структуры и содержания концепции в научной литературе и практике не существует. Отдельные авторы предлагают рассматривать концепцию как:

- генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ [3, с. 479];

- основную точку зрения на предмет [4, с. 14];

- определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основную точку зрения, руководящую идею для их освещения [5, с. 167];

- руководящую идею (научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования процессов и явлений [6, с. 42].

Анализ существующих трактовок позволяет сделать вывод, что все они в той или иной мере достаточно полно отражают суть концепции.

Следовательно, представление концепции как ведущего направления, обеспечивающего понимание и реализацию основной идеи в организации, является допустимым. Это относится не только к научной трактовке и пониманию концепции, но может быть использовано и в прикладной области знания.

По своей сути, контроллинг - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В общем случае это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами, в частном случае - инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений [7, с. 260-261].

В таможенной сфере контроллинг как инструмент управления частично реализован с функциональной точки зрения. Системное представление таможенного

контроллинга изложено в отдельных научных трудах В. В. Макрусева, В. Ю. Диа-новой, С. Я. Юсуповой. Под таможенным контроллингом понимается «комплекс организационных, методологических, технических и информационных средств, а также соответствующие технологии, системы и инфраструктура автоматизации таможенной деятельности и системного управления» [7].

В условиях цифровизации деятельности ЦЭДов данная трактовка особенно актуальна, так как отражает специфику реализации таможенных процессов. Особенности деятельности ЦЭДов создают необходимость использовать инструменты оперативного управления, в связи с чем автором разработана концепция оперативного контроллинга.

Концепция оперативного контроллинга должна рассматриваться через призму ее основных элементов: терминологического аппарата, цели концепции, комплекса задач, принципов, инструментов и этапов реализации.

В понимании контроллинга можно выделить несколько точек зрения. Одна из них - философская, рассматривающая контроллинг как образ мышления руководителей, направленный на эффективное использование ресурсов организации. Вторая - организационная: контроллинг рассматривается с точки зрения развития организационной структуры, формирующей центры ответственности по отдельным направлениям деятельности. Третья точка зрения - функциональная: построена на представлении контроллинга в виде системы информационной поддержки принятия решений, обеспечивающей анализ и мониторинг ее состояния, контроля ресурсов и полученных результатов.

Наличие разноплановых взглядов формирует достаточно обширный понятийно-терминологический аппарат разрабатываемой концепции (табл. 1).

Таблица 1

Терминология концепции оперативного контроллинга (фрагмент)

Термин Определение

Документальный контроль Часть таможенного контроля, осуществляемого в отношении ДТ в центрах электронного декларирования

Информационно-коммуникационное поле Единое цифровое пространство получения, хранения и обмена информацией

Информационно-технологическая среда Часть инфраструктуры таможенных органов, состоящей из совокупности баз данных, программного обеспечения и технических средств, обеспечивающих их деятельность

Контроллинг Современная концепция управления; подсистема управления, построенная на основе непрерывного анализа и мониторинга

Мониторинг Непрерывное систематическое наблюдение, сбор и анализ информации

Процесс Совокупность последовательно выполняемых действий (операций), взаимосвязанных между собой, приводящих к результату

Процесс документального контроля Часть таможенного процесса, осуществляемая уполномоченным таможенным органом при оформлении и выпуске ДТ

Окончание таблицы 1

Термин Определение

Показатели таможенного процесса Качественные и количественные индикаторы, характеризующие результативность организации таможенного процесса и используемые для принятия управленческого решения

Таможенный процесс Совокупность таможенных операций, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу

Таможенная услуга Комплексное понятие, которое подразумевает результаты взаимодействия таможенных органов, юридических либо физических лиц и институтов таможенной инфраструктуры при совершении разных форм внешнеэкономической деятельности

Ресурс Количественно измеряемая возможность (условия) выполнения какой-либо деятельности (улучшения результатов деятельности)

Результат Последствие цепочки действий (конечная форма выражения реализации процесса)

Центр ответственности Элемент организационной структуры, задача которого состоит в непрерывном мониторинге и контроле промежуточных показателей (индикаторов) функционального направления (процесса)

Основной неформализованной услугой, предоставляемой Московским областным таможенным постом (центром электронного декларирования) (МОТП ЦЭД), является выпуск деклараций на товары (ДТ). Данная услуга состоит из ряда составляющих, таких как регистрация ДТ, проведение таможенного осмотра или досмотра и т. д. Процессу оказания основной услуги сопутствуют дополнительные услуги, которые оказываются отделом документационного обеспечения (ОДО), горячей линией (службой информационной поддержки участника ВЭД), отделом внесения изменений в ДТ после выпуска МОТП ЦЭД. Эти подразделения предоставляют следующие виды услуг:

1) выдача справок в подтверждение факта вывоза товаров;

2) предоставление копий ДТ и корректировок ДТ, которые участники ВЭД представляют в налоговые органы;

3) прием обращений на внесение изменений в ДТ;

4) получение документов для подтверждения стоимости товаров по ДТ, выпущенных под обеспечение уплаты таможенных пошлин;

5) оказание консультаций участникам ВЭД по статусу ДТ, поданных ими.

На основе использования разработанной терминологии необходимо охарактеризовать цель и задачи концепции.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ

Цель и задачи оперативного контроллинга обусловливаются приоритетами стратегического контроллинга путем выставления своеобразных «нормативных рамок». Данное положение определяет особенности оперативного контроллинга в ЦЭДе как в «производственном звене» таможенной системы, от функционирования и развития которой зависит эффективность всей административной надстройки. Кроме того, реализация оперативных целей рассматривается

не только с позиции оценки вышестоящими структурами - таможнями, региональными таможенными управлениями и т. д., но и непосредственными потребителями таможенных услуг - участниками ВЭД.

Следовательно, взаимосвязь и взаимозависимость стратегического и оперативного контроллинга несомненна и заслуживает отдельного исследования. Анализ взаимосвязи систем контроллинга разного уровня проведен с целью акцентирования внимания на направлениях концепции оперативного контроллинга. Так, для разработки концепции оперативного контроллинга принципиальное значение имеют особенности, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Отличительные особенности стратегического и оперативного контроллинга

Отличительная особенность Контроллинг

стратегический оперативный

Признак Общие Общие ЦЭД

Временной горизонт Долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный Краткосрочный Регламентирование сроков принятия решений

Информация Преимущественно внешняя, разнородная Внутренняя и внешняя, преимущественно однородная, обладающая цикличностью Информация о товаре, транспортном средстве, участнике ВЭД

Неопределенность Высокая Относительно низкая Структурированность процессов, накопление исторического массива

Структурированность проблем Низкая Высокая Четкие алгоритмы действий

Спектр задач Широкий, соответствующий стратегическим ориентирам Узкий, преимущественно функциональный, управленческий Результативность таможенных процессов, эффективность управления

Контролируемые величины Стратегические цели (стратегические ориентиры) Время, деньги, правомерность Время выпуска, платежи, перечисленные в бюджет; правоохранительная составляющая, правомерность решений

Целью концепции оперативного контроллинга служит создание единой системы управления достижением текущих целей ЦЭДа. К задачам концепции оперативного контроллинга в ЦЭДе отнесены:

1) разработка методического обеспечения оперативного контроллинга системы управления таможенными процессами;

2) создание кадровых и организационных условий реализации управления таможенными процессами в ЦЭДе;

3) создание единого информационно-коммуникационного поля и информационно-технологической среды реализации таможенных процессов.

Достижение поставленной цели и решение задач обеспечивается путем реализации принципов концепции (табл. 3).

Таблица 3

Принципы концепции оперативного контроллинга (фрагмент)

Принцип Содержание

Системность Учет всех условий, элементов, факторов внешней и внутренней среды, формирующих взаимосвязанную и взаимозависимую систему

Экономичность Обеспечение низкого уровня затрат ресурсов при соблюдении высоко уровня результатов

Целевая ориентированность Определение четких целей по каждому направлению и согласование их между собой

Сервисность Информационное обслуживание управления при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля; ориентация на клиента (внутреннего и внешнего)

Реализация концепции оперативного контроллинга в ЦЭДе предполагает использование комплекса механизмов и инструментов. Базовыми механизмами, позволяющими реализовать разработанную концепцию, служат механизмы сервисно ориентированного подхода, особенностью которого является ориентация результатов деятельности таможенных органов на потребителей услуг. Подход к выпуску товара как к услуге позволяет перевести управление процессом таможенного контроля на глубокую научную основу [8], ориентироваться на максимизацию результатов при минимизации затрат всех участников процесса таможенного администрирования, реализуемого на уровне ЦЭДа.

В структуре организационного механизма оперативного контроллинга следует выделить организационный механизм оперативного контроллинга, формирующий центры ответственности на уровне детализации процесса документального контроля по функциональным направлениям деятельности и этапам. Задачи должностных лиц, формирующих центры ответственности, - контроллеров состоит в постоянном мониторинге информации - прохождении процессов и процедур в рамках реализации документального контроля. Первичный сбор информации происходит при контроле реализации алгоритма документального контроля (рис. 1). Задача контроллера - анализ «узких мест» реализации алгоритма по траектории «нет».

Инструменты реализации концепции включают информационно-технические решения и аналитический инструментарий.

1. Автоматизированные управленческие инструменты - реестры, отражающие эффективность использования кадрового ресурса:

- нагрузка на инспекторов ОТОиТК;

- «балльная нагрузка» на выпускающего инспектора [9].

2. Автоматизированные инструменты, отражающие показатели деятельности таможенного поста:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- общий контроль декларационного массива;

- мониторинг ДТ в оформлении;

- основные показатели деятельности таможенного поста.

Анализ сведений, заявленных в ЭДТ

Продление сроков выпуска в соответствии с п. 7, 8 ст. 119 ТК ЕАЭС

Рис. 1. Алгоритм реализации процесса документального контроля в ЦЭДе

3. Аналитические инструменты, включающие «описательную и предписывающую аналитику в таможенных органах, которая становится основой для формирования информационно-технических решений, предусматривающих минимальное

вовлечение человека в процесс принятия управленческих решений, позволяет не только фиксировать момент ошибки, но и прогнозировать возможные ситуации в работе ЦЭДа, что в условиях роста объемов декларирования является критически значимым условием функционирования [10].

Реализацию концепции можно представить в виде комплекса мероприятий (рис. 2).

Рис. 2. Этапы реализации концепции оперативного контроллинга в ЦЭДе

Этап организационной подготовки. В рамках данного этапа требуется осуществить следующие мероприятия:

- обучение персонала ЦЭДа философии и инструментам контроллинга как сервисно ориентированной концепции;

- формирование центров ответственности - групп оперативного контроля;

- тестирование должностных лиц центров ответственности на компетентность по функциональным направлениям.

Информационно-техническая подготовка концепции. Необходимо осуществить ряд следующих мероприятий:

- интеграция информационно-технических средств контроллинга в информационно-техническую среду ЦЭДа;

- тестирование интегрированной информационно-технической среды ЦЭДа;

- создание единого информационно-коммуникационного поля ЦЭДа, интегрированного с постами фактического контроля, для обеспеченности непрерывности процесса таможенного контроля;

- внедрение систем визуализации информации для осуществления непрерывного мониторинга.

Совершенствование нормативной и регламентирующей базы:

- разработка и утверждение правовой регламентирующей базы оперативного контроллинга;

- разработка унифицированных форм документации.

Методическое обеспечение совершенствования реализации контроллинга заключается в обновлении методики оперативного контроллинга в ЦЭДе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформы таможенной системы и концентрация массива декларирования в ЦЭДах обусловили необходимость использования новых подходов и инструментов принятия управленческих решений и организации работы должностных лиц.

Контроллинг как современная концепция управления, доказавшая эффективность в бизнесе и крупных государственных структурах, направлен на устойчивое функционирование и развитие современной организации. Разработка концепции оперативного контроллинга в деятельности ЦЭДа стала основой успешного функционирования и развития таможенного поста в условиях цифровизации таможенного администрирования.

Реализация концепции оперативного контроллинга позволяет координировать управленческие процессы: планирование, оперативный контроль, учет и отчетность при информационной поддержке процесса принятия управленческих решений.

Значимыми направлениями концепции являются:

1) ориентация на эффективную работу ЦЭДа;

2) формирование организационной структуры с определением центров ответственности;

3) создание информационной системы, соответствующей задачам управления;

4) обеспечение рациональности управленческого процесса.

Таким образом, результатом внедрения концепции оперативного контроллинга в систему управления МОТП ЦЭД стала реализация эффективно действующей системы управления, построенной на основе непрерывного мониторинга и анализа комплекса показателей процесса документального контроля при непрерывной поддержке принятия управленческих решений.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Зверев Р. А. Методика оперативного контроллинга в центрах электронного декларирования // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 1129-1133.

2. Юсупова С. Я., Зверев Р. А. Максимизация управленческих решений на основе контроллинга // Управление экономическими системами: электронный журнал. 2019. № 2 (120). С. 4.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Б. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 2-е изд., испр. М.: Инфра-М, 1999.

4. Гупанова Ю. Е. Концептуальные и методологические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

5. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983.

6. Исследование систем управления: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / под ред. Ю. В. Гусева. 4-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2012.

7. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. М: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

8. Зверев Р. А. Реализация «сервисной парадигмы» в системе таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 1. С. 131-137.

9. Муратов Р. А., Зверев Р. А., Виноградов Н. Н. Электронные таможни и центры электронного декларирования: технология и организация управления // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 1353-1363.

10. Зверев Р. А. Информационно-технические решения реализации концепции контроллинга // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 4. № 12 (120). С. 17-25.

REFERENCES

1. Zverev R. A. Metodika operativnogo kontrollinga v Centrax elektronnogo deklarirovani-ya [Methodology of operational controlling in electronic declaration centers]. In: E^konomika i predprinimateFstvo [Economics and entrepreneurship], 2021, no. 9 (134), pp. 1129-1133. (In Russ.).

2. Yusupova S. Y., Zverev R. A. Maksimizaciya upravlencheskix reshenij na osnove kontrollinga [Maximization of management decisions based on controlling]. In: Upravlenie e^konomicheskimi sistemami: elektronny^jzhurnal [Management of economic systems: an electronic journal], 2019, no. 2 (120), p. 4. (In Russ.).

3. Rayzberg B. A., Lozovskiy B. S., Starodubtseva E. B. Sovremennysj eknomicheskij slovar" [Modern economic dictionary]. 2nd ed., rev. Moscow, Infra-M, 1999. (In Russ.).

4. Gupanova Y. E. KonceptuaVnyse i metodologicheskie osnovy" optimizacionno-adaptivnogo uprav-leniya kachestvom tamozhenny^x uslug v usloviyax neopredelennosti i riska: monografiya [Conceptual and methodological foundations of optimization-adaptive control quality of customs services in the conditions of uncertainty and risk: a monograph]. Moscow, Publishing House of the Russian Customs Academy, 2011. (In Russ.).

5. Filosofskij e^nciklopedicheskij slovar" / gl. red. L. F. Ilyichev [Philosophical encyclopedic dictionary / editor-in-chief L. F. Ilyichev]. Moscow, Soviet encyclopedia, 1983. (In Russ.).

6. Issledovanie sistem upravleniya: uchebnoe posobie po speciaFnosti "Menedzhment organizacii" / pod red. Y. V. Guseva [Research of management systems: a textbook on the specialty "Organization Management" / edited by Y. V. Gusev]. 4th ed. Moscow, Omega-L, 2012. (In Russ.).

7. Makrusev V. V., Dianova V. Y. Tamozhennyj menedzhment: uchebnoe posobie [Customs management: textbook]. Moscow, Publishing House of the Russian Customs Academy, 2009. (In Russ.).

8. Zverev R. A. Realizaciya "servisnojparadigmy" v sisteme tamozhenny^x organov Rossijskoj Fede-racii [Implementation of the "service paradigm" in the system of customs authorities of the Russian Federation]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2021, no. 1, pp. 131-137. (In Russ.).

9. Muratov R. A., Zverev R. A., Vinogradov N. N. E^lektronny^e tamozhni i centry" elektronnogo deklarirovaniya: texnologiya i organizaciya upravleniya [Electronic customs and electronic declaration centers: technology and management organization]. In: E^konomika i predprinimateFstvo [Economy and entrepreneurship], 2021, no. 9 (134), pp. 1353-1363. (In Russ.).

10. Zverev R. A. Informacionno-texnicheskie resheniya realizacii koncepcii kontrollinga [Information and technical solutions for the implementation of the controlling concept]. In: E^konomika i upravlenie: problemy\ resheniya [Economics and management: problems, solutions], 2021, vol. 4, no. 12 (120), pp. 17-25. (In Russ.).

Информация об авторе

Зверев Рафаэль Александрович - заместитель начальника таможни - начальник таможенного поста, Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования); аспирант кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская

Федерация, Mосковская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: Zverevra@ca.customs.gov.ru, тел.: +7 (495) 530-10-40.

Information about the author

Zverev Raphael A. - deputy head of customs - head of customs post, the Moscow Regional Customs Post (center for electronic declaration); postgraduate student of the department of management, Russian Customs Academy, 4, Komsomolskiy prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail: Zverevra@ca.customs.gov.ru, tel.: +7 (495) 530-10-40.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствие конфликта интересов. Conflict of interest

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.

Для цитирования

Зверев Р. А. Концепция оперативного контроллинга в центре электронного декларирования // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № i. С. 104-115.

For citation

Zverev R. A. The Concept of Operational Controlling in the Electronic Declaration Center. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2022, no. i, pp. 104-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.