Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ГРУППА ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратов Роман Александрович

В статье обоснована необходимость оперативного таможенного контроля в процессе совершения таможенных операций в отношении товаров. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе документального контроля в центре электронного декларирования, и предложены их возможные решения на основе изменения организационной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муратов Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL CONTROL OF THE PROCESS OF DECLARING GOODS IN ELECTRONIC DECLARATION CENTERS AS A TOOL OF CUSTOMS ADMINISTRATION

The need for operational customs control in the process of customs clearance of goods has been substantiated in the article. The problems that arise in the process of documentary control in the electronic declaration center are examined and possible ways of solving these problems on the basis of changing the organizational structure are proposed.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 16.12.2020).

15. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

16. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.12.20120).

Р. А. Муратов

оперативный контроль процесса декларирования товаров в центрах электронного декларирования как инструмент таможенного администрирования

В статье обоснована необходимость оперативного таможенного контроля в процессе совершения таможенных операций в отношении товаров. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе документального контроля в центре электронного декларирования, и предложены их возможные решения на основе изменения организационной структуры.

Ключевые слова: таможенный контроль; оперативный контроль; группа оперативного контроля; таможенное оформление; процесс таможенного оформления; документальный контроль.

R. A. Muratov

operational control of the process of declaring goods in electronic declaration centers as a tool of customs administration

The need for operational customs control in the process of customs clearance of goods has been substantiated in the article. The problems that arise in the process of documentary control in the electronic declaration center are examined and possible ways of solving these problems on the basis of changing the organizational structure are proposed.

Keywords: customs control; operational control; operational control team; customs clearance; customs clearance process; documentary control.

Таможенные органы Российской Федерации (РФ) в настоящее время находятся в стадии переходного периода и адаптации к условиям цифровой экономики. При этом приоритетным направлением развития признается применение цифровых технологий как основы деятельности таможенных органов и всей системы государственного управления. Результатом полного перехода на цифровую основу в системе таможенного администрирования должно стать достижение определенных целей, среди которых снижение государственных издержек на предоставление государственных услуг и реализацию функций, издержек участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при осуществлении внешней торговли. Взаимодействие бизнеса и государственных структур должно стать более быстрым, доступным и прозрачным.

Вместе с тем в условиях развития процессов евразийской экономической интеграции и цифровизации особую актуальность приобретает вопрос эффективности таможенного контроля как вида государственного контроля, обеспечивающего должный уровень экономической безопасности государства и не являющегося препятствием для развития ВЭД.

Современное таможенное администрирование, в свою очередь, должно быть адаптировано к новым реалиям развивающейся экономики, опираться на соответствующие организационные и информационные технологии, а также инструментальные средства таможенного регулирования и контроля товаров, производимых и перемещаемых в среде цифровой экономики, в том числе технологии электронного (цифрового) таможенного контроля, администрирования и регулирования [1].

Решение такого рода вопросов невозможно без понимания таможенного администрирования как совокупности внутренних процессов, реализуемых с целью организации, поддержания и обеспечения основного процесса таможенных органов - таможенного контроля. В этом случае ведущими процессами, ориентированными на достижение заданной цели, являются организационно-управленческие процессы.

Как известно, в теории управления к организационно-управленческим процессам относят процессы планирования, организации, мотивации, учета, координации и контроля. Такие процессы строятся на принципе межфункционального взаимодействия и затрагивают деятельность всех организационных элементов в рамках организационной структуры, вне зависимости от их функциональной специализации.

В современной практике таможенных органов реализация принципа межфункционального взаимодействия строится как на элементах автоматизации процессов на базе информационных платформ и технологий, так и на применении организационно-управленческих технологий, позволяющих коренным образом преобразовать процесс с учетом заданных целей его развития.

Особую актуальность данное направление приобрело в период реализации в таможенных органах РФ модели «разделенного таможенного контроля» и создания центров электронного декларирования (ЦЭД) для концентрации процесса проверки документов и сведений о товарах в специально созданных таможенных органах.

Во исполнение приказов Минфина России от 09.01.2018 № 2 «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты") по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 годы» и ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» проведен эксперимент по разделению совершения таможенных операций, связанных с принятием деклараций на товары, подаваемых в электронной форме (ДТ), осуществлением таможенных операций, предшествующих подаче ДТ, а также проведением фактического таможенного контроля [2; 3].

Таможенные посты - ЦЭДы являются таможенными органами, осуществляющими таможенные операции по принятию ДТ и документов, представляемых для совершения таможенных операций. Основа их деятельности - проведение документального таможенного контроля в электронной форме, проверка сведений и документов, заявленных в таможенной декларации.

Таможенные посты фактического таможенного контроля являются таможенными органами, осуществляющими таможенные операции, предшествующие подаче ДТ. Их деятельность связана с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра и таможенного осмотра, применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (таможенное наблюдение и отбор проб и образцов товаров), и иными таможенными операциями в отношении товаров в случае отсутствия у ЦЭДа соответствующей компетенции и технической реализации такой компетенции. Основной функцией таможенных постов - ЦЭДов является фактический контроль.

Документальный контроль - это процесс, при помощи которого реализуется такая форма таможенного контроля, как проверка документов и сведений, представленных декларантом при декларировании товаров. Его целями являются:

- установление достоверности сведений и подлинности принятых документов;

- правильность оформления и отражения в документах информации для таможенных целей;

- соответствие указанных в документах данных о декларируемых товарах фактически предъявленным таможенному органу.

В Московской областной таможне (МОТ) ФТС России 29.01.2019 начал деятельность центр электронного декларирования (МОТП (ЦЭД)), созданный в соответствии с приказом ФТС России от 21.11.2018 № 1886 и распоряжением ФТС России от 04.02.2019 № 16-р [4].

В центре электронного декларирования были сосредоточены объемы декларирования всех таможенных постов МОТ. Главная проблема возникла при осуществлении таможенного контроля - отсутствие единообразного подхода к проведению документального контроля должностными лицами таможенного поста МОТП (ЦЭД). Необходимо отметить, что в прежней структуре таможенных постов подобной проблемы не существовало. Данное обстоятельство было обусловлено несколькими причинами:

- наличием неизменной номенклатуры декларируемых товаров;

- стабильным кадровым составом таможенного органа;

- стабильным составом участников ВЭД, осуществляющих декларирование в конкретном таможенном органе;

- наличием в штатной структуре должностных лиц, как правило, производящих выпуск товаров с относительно неизменной номенклатурой.

Накопленный опыт работы с устоявшимся объемом и номенклатурой ввозимых товаров, выявленными законодательными нюансами декларирования позволял формировать единообразный подход к процессу управления.

При создании новой структуры МОТ и концентрации объема декларирования в МОТП (ЦЭД) возникли следующие проблемы:

- отсутствие у должностных лиц практических навыков проведения документального контроля широкой номенклатуры товаров (товары, ввоз которых осуществляется по лицензиям; скоропортящиеся товары; химическая продукция; фармацевтическая продукция). В связи с отсутствием практики оформления различной номенклатуры товаров для должностных лиц стало затруднительным принимать правомерные решения, в том числе в рамках системы управления рисками;

- различие подходов к исполнению процессов документального контроля должностными лицами. Это обстоятельство объясняется либо отсутствием опыта у ряда должностных лиц (например, назначения таможенных экспертиз, выдачи поручений на проведение фактического контроля (досмотра) и т. д., либо наличием многолетнего специализированного опыта работы на иных таможенных постах со сложившейся практикой и особенностями принятия решений по контролю;

- отсутствие практики по принятию решений в отношении товарных партий с признаками административных правонарушений в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все перечисленные проблемы приводят к критическому снижению эффективности проведения документального контроля, что влияет на результативность и эффективность деятельности таможенного органа.

Такой уровень масштабирования, согласно закону «перехода количества в качество», потребовал новых подходов к организации процесса управления операциями, совершаемыми должностными лицами в ходе документального контроля и выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой.

Новые подходы продиктованы необходимостью перехода от практики выявления отклонений и ошибок, совершенных должностным лицом в ходе документального контроля после принятия решения о выпуске товаров (как правило, спустя определенный промежуток времени и в рамках ведомственного контроля), к концепции оперативного контроля в рамках процессного цикла до выпуска товара.

В теории управления под контролем понимается:

- процесс обеспечения достижения целей организации;

- деятельность по обеспечению качества и корректировке выполняемых сотрудниками работ.

Главная цель управленческого контроля - обеспечить достижение целей организации, их своевременную корректировку.

Цели устанавливаются в результате выполнения функции планирования, после проведения анализа процессов таможенного оформления. Контроль, в свою очередь, обеспечивает достижение поставленной цели путем сбора информации о ходе процессов, полученных результатах, их отклонении от заданных параметров и проведение корректировок исполняемых действий. Информация, полученная в ходе реализации контроля, является основой для постановки новых целей и разработки нового плана в рамках нового управленческого цикла [5].

При этом оперативный контроль предназначен для выявления и коррекции отклонений в течение одного процессного цикла - до выпуска товара. Под оперативным контролем в таможенных органах понимается постоянный анализ информации о ходе и результатах процесса документального контроля, выявление нарушений и ошибок в действиях должностных лиц, осуществляющих операции по проверке документов и сведений в отношении декларируемых товаров.

Оперативный контроль не должен становиться инструментом констатаций фактов. Являясь инструментом оперативного реагирования, он позволяет сравнивать, обобщать, анализировать полученные результаты, а также выявлять и идентифицировать причины, вызывающие отклонения от стандартного процесса и приводящие к нарушениям технологии таможенного контроля или требований таможенного законодательства - «брака». По итогам оперативного контроля

могут совершаться следующие действия, направленные на совершенствование основных процессов, а именно:

- внесение изменений в результаты совершения таможенных операций;

- внесение изменений в стандартный процесс при накоплении достаточной информации о его некорректности;

- оптимизация управленческих процессов.

Цель оперативного контроля - быстрое реагирование, немедленное исправление выявленных недостатков на основе сбора и обработки информации о некорректной реализации процесса документального контроля, выявлении системных и типовых ошибок, их формализации и идентификации с последующим устранением предпосылок к их возникновению. Алгоритм оперативного контроля процессов (ОКП) представлен на рисунке.

После регистрации ДТ весь объем декларационного массива подвергается установленным формам таможенного контроля

Аналитический этап. Использование информационных ресурсов

Выявление ошибок, отклонений, нарушений в ходе проведения таможенного оформления

Начальный этап

Анализ полученной информации Принятие управленческих решений Постановка задач Передача результатов анализа должностным лицам, осуществляющим документальный контроль

Контрольный этап

Должностные лица, используя результат анализа, принимают решения в отношении декларируемого товара в соответствии с поставленными задачами

Этап постановки задач

Рис. Этапы процесса ОКП

На базе МОТП (ЦЭД) в настоящее время проводятся эксперименты и предпринимаются попытки внедрения технологий, позволяющих осуществлять ОКП.

Основными методами применения ОКП в деятельности МОТП (ЦЭД) при проведении документального контроля являются:

- организация ежедневной работы с должностными лицами, контроль и анализ принимаемых ими решений;

- структурный анализ процессов с выявлением возможных «зон ошибок»;

- методы оценки результатов при проведении документального контроля;

- коллективные методы выработки, постановки, структурирования и реализации задач, включающих межфункциональное взаимодействие;

- ежедневный контроль ресурсов, процессов, результатов с последующим анализом корректности и оперативности.

В условиях функционирования ЦЭДов в процессе таможенного оформления товаров принимают участие две стороны - таможенные представители, осуществляющие декларирование товаров, и должностные лица ЦЭДов, осуществляющие документальный контроль декларируемых товаров.

Цель применения ОКП в МОТП (ЦЭД) состоит в выявлении и устранении «внешнего брака», допускаемого при декларировании таможенными представителями, и «внутреннего брака», допускаемого должностными лицами при проведе-

нии документального контроля до принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной процедурой.

Под «внешним браком» подразумеваются нарушения требований таможенного законодательства таможенными представителями при декларировании товаров. Наиболее часто встречающиеся нарушения:

- ошибки при заполнении граф ДТ;

- ошибки указания кодов видов документов в соответствии с классификатором;

- незаполнение или некорректное заполнение обязательных граф ДТ при определенных процедурах и формах декларирования товаров;

- отсутствие в графе 44 ДТ документов, обязательных при определенных формах декларирования товаров;

- заявление недостоверных сведений о товарах, приводящих к нарушениям таможенного законодательства.

Под «внутренним браком» подразумеваются нарушения требований таможенного законодательства должностными лицами, проводящими документальный контроль декларируемых товаров, в том числе:

- некорректное заполнение отчета о применении/неприменении профилей рисков, выявленных программным средством;

- неправомерное принятие решений при осуществлении документального контроля;

- нарушение сроков проведения документального контроля;

- невыявление недостоверных сведений о товарах, приводящее к нарушениям таможенного законодательства.

Максимальное устранение «брака» до принятия решения о выпуске товаров позволит:

- обеспечить единообразный подход к совершению таможенных операций, что повысит уровень правомерности документального контроля;

- повысить в максимальной степени точность статистических данных, на основании которых реализуется алгоритм расчета показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов, что, в свою очередь, влияет на оценку показателей эффективности государственного контроля;

- повысить результативность и эффективность процесса таможенного контроля.

Таким образом, основной задачей ОКП является всесторонний оперативный контроль действий должностных лиц путем максимальной автоматизации сбора и обработки информации о совершенных операциях при проведении документального контроля. Каждый из перечисленных аспектов несет в себе значительный потенциал для повышения эффективности государственного контроля в сфере таможенного дела.

Область применения ОКП достаточно обширна и может использоваться также для предупреждения отклонений от соблюдения действующего законодательства до принятия решения должностным лицом о выпуске товаров в соответствии с заявленной процедурой по следующим направлениям:

- возможная неуплата таможенных платежей при контроле классификации товаров;

- заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости;

- правильность исчисления таможенных платежей при заявлении преференциального и льготного режимов ввоза товаров;

- выявление несоблюдения мер нетарифного регулирования;

- исключение «брака», влияющего на нарушение установленных форм и процедур таможенного оформления и статистические показатели эффективности деятельности таможенных органов.

Результатом применения ОКП должен стать действенный анализ всех поступающих ДТ по направлениям, перечисленным выше, в режиме онлайн.

Указанные направления применения ОКП не являются постоянными, они могут дополняться и заменяться по мере выявления проблемных участков и отклонений в процессе проведения документального контроля декларируемых товаров.

Одним из инструментов повышения эффективности современной организации является совершенствование ее организационной структуры. Структурные перемены необходимы, чтобы отразить новую стратегию или отреагировать на изменения внешней среды. В системе таможенных органов данное направление приобретает особую актуальность в связи с необходимостью реализации концептуальных стратегических документов ведомственного и общегосударственного характера [6]. Актуализация организационной структуры при применении ОПК является структурной задачей внедрения такой инновации в деятельности ЦЭДа.

Организационной структурой, реализующей решение задачи применения ОКП в ЦЭДах, может стать создание новой структурной единицы, так называемой группы оперативного контроля (ГОК). Основной целью ГОК является организация работы по предупреждению возникновения отклонений от соблюдения действующего законодательства до принятия должностным лицом решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной процедурой с помощью обработки декларационного массива в специальном информационном ресурсе, с заложенными критериями выборки.

Исходя из вышесказанного, при осуществлении централизованного оперативного контроля будет выполняться одна из главных задач ЦЭДа - минимизация времени реакции на выявленные отклонения в действиях должностных лиц в ходе документального контроля и повышение уровня правомерности решений о выпуске товаров.

Использованные источники

1. Макрусев В. В., Александров Д. Л. Управление деятельностью таможенных органов: учебник. СПб.: ИЦ Питер, 2019. 448 с.

2. Приказ Минфина России от 09.01.2018 № 2 «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты") по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 годы».

3. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Приказ ФТС России от 21.11.2018 № 1886 «О совершенствовании структуры Московской областной таможни и о внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 8 июля 2016 г. № 1142».

5. Муратов Р. А. Трансформация организационной структуры как фактор развития электронного декларирования // Таможенная служба России: приоритеты, возможности, перспективы: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции 1213 декабря 2019 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. С. 148-153.

А. А. Насибуллин

6. Голоскоков В. И. Развитие системы управления региональным таможенным управлением на принципах стандартов ИСО серии 9000 // Актуальные аспекты освоения международных стандартов ИСО серии 9000 в таможенных службах государств - участников Таможенного союза: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 17-20.

А. А. Насибуллин

управление рисками в условия интеллектуализации цифровых таможенных технологий

Статья посвящена вопросам цифровой трансформации, происходящей во всех областях современной российской экономики и непосредственно в системе таможенного администрирования. Рассмотрены основные ориентиры, установленные «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Дана оценка влияния происходящих изменений на процесс применения системы управления рисками, ее совершенствование и дальнейшее развитие.

Ключевые слова: таможенное администрирование; таможенные услуги; цифровизация; система управления рисками; искусственный интеллект; информационные технологии; система поддержки принятия решений.

A. A. Nasibullin

risk management in the context of intellectualization of digital customs technologies

The article is devoted to the issues of digital transformation taking place in all areas of the modern Russian economy and directly in the system of customs administration. The main guidelines established by the "Strategy of the development of the customs service of the Russian Federation until 2030" are considered. The assessment of the impact of changes on the process of applying the risk management system, its improvement and further development is given.

Keywords: customs administration; customs services; digitalization; risk management system; artificial intelligence; information technologies; decision support system.

Современный этап развития экономики и социальной сферы характеризуется глобальным влиянием на него новых информационных технологий. Как новый вектор развития компьютерных и вычислительных систем он характеризуется переходом в цифровое пространство, которое в масштабах страны приведет к росту во всех областях экономики, государственного регулирования, научно-общественной деятельности. Цифровизация становится основной движущей силой общественно-экономического развития, обеспечивающей повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни.

Цифровое пространство дает возможность для формирования целостных технологических сред, в рамках которых создается необходимое техническое, документальное, инструментальное, методологическое окружение [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.