Вопросы применения технологии удаленного выпуска и автоматического выпуска при межрегиональных перетоках декларирования товаров
Issues of application of remote release technology and automatic release in inter-regional
flows of declaration of goods
Куприянов Александр Владимирович
Кандидат наук
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, декан
факультета повышения квалификации, профессор
e-mail: [email protected]
Kuprianov Alexander V.
St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy, Dean of the Faculty of
Advanced Studies, professor e-mail: [email protected]
Яковлев Константин Викторович
Кандидат наук
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель
декана факультета повышения квалификации
e-mail: [email protected]
Yakovlev Konstantin V.
St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy, Deputy Dean of the Faculty
of Advanced Studies e-mail: [email protected]
Сучкова Елизавета Сергеевна
Студент 1 курса
Факультет Юридический факультет, группа ЮБ01/2001 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
e-mail: [email protected]
Suchkova Elizaveta S.
Student 1 term
Faculty of Faculty of Law, group YB01 / 2001 St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy
e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается вопрос целесообразности внедрения цифровых форм распределения декларационного массива в деятельность Федеральной таможенной службы России. Авторами проведен анализ Плана мероприятий ФТС России на период 2021-2024 годов по реализации «Стратегии развития таможенной службы России до 2030 года», сформулированы цели и задачи внедрения алгоритма автоматического распределения деклараций на товары и заявлений о выпуске до подачи между таможенными постами.
Annotation.
The article discusses the feasibility of introducing digital forms of distribution of the declaration array into the activities of the Federal Customs Service of Russia. The authors analyzed the Action Plan of the FCS of Russia for the period 2021-2024 for the implementation of the "Strategy for the Development of the Customs Service of Russia until 2030", formulated the goals and objectives of introducing an algorithm for the automatic distribution of declarations for goods and applications for release before submission between customs posts.
Ключевые слова: алгоритм автоматического распределения, диспетчеризация, электронный документооборот, ЕАИС, цифровая таможня.
Key words: automatic distribution algorithm, dispatching, electronic document management, UAIS, digital
customs.
В 2018 году в рамках проведения «Международного таможенного форума - 2018», руководитель Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) Владимир Иванович Булавин на пленарном заседании «Таможня будущего создается сегодня» определил четыре блока, послужившие базой Стратегии развития таможенной службы до 2030 года (далее - Стратегия) [3]:
- непрерывное информационное взаимодействие в режиме реального времени на протяжении перемещения товаров от производителя до таможенной границы ЕАЭС;
- оперативный обмен необходимой информацией с целью обеспечения контроля перемещения товаров от таможенной границы до конечного потребителя на внутреннем рынке;
- модернизация структурной составляющей таможенного аппарата;
- развитие взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и таможенными постами - центрами электронного декларирования (далее - ЦЭД).
Основной причиной формирования указанных векторов развития определяется полномасштабный перевод процесса регистрирования деклараций на товары с таможенных постов и региональных таможен в ЦЭДы (так, например, с 29 октября 2020 года в рамках реорганизации одна из крупнейших таможен России -Выборгская таможня - получила статус таможни фактического контроля). На современном этапе цифровизации оформление деклараций в Российской Федерации сосредоточено в 16-ти ЦЭДах, создание которых поспособствовало делегированию обязанностей различных таможенных органов - осуществление документального контроля осуществляется в ЦЭДах, при этом фактический контроль остается на постах фактического контроля. Такое разделение способствует минимизации внешних воздействий на принимаемые должностными лицами (далее - ДЛТО) решений [3].
План мероприятий на период 2021-2024 годов (I этап) по реализации Стратегии предполагает постепенный процесс полномасштабной цифровизации деятельности таможенных органов в соответствии со стратегическими целями государства. Так, например, с 1 февраля 2021 года был запущен уникальный алгоритм автоматического (т.е. без участия должностных лиц) распределения деклараций на товары и заявлений о выпуске до подачи между таможенными постами. Осуществление диспетчеризации предполагает упорядоченное распределение поданных участниками ВЭД электронных деклараций на товары (далее - ЭДТ) исходя из категорий товаров, способов перемещения и места налогового учета декларанта - участника ВЭД. Указанный механизм нашел свое применение в целях реализации проекта приказа Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» [5]. Схема работы системы диспетчеризации зависит от того каким видом транспорта товар прибывает на территорию ЕАЭС (см. рис. 1).
Рисунок 1. Схема работы системы диспетчеризации ФТС России
Проект приказа полностью соответствует подходам и принципам создания единой сети электронных таможен и ЦЭДов, одобренным Президентом РФ и Правительством РФ [1].
Представленный механизм обеспечивает подачу ЭДТ в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) с последующим автораспределением между ЦЭДами, что предусмотрено планом мероприятий проекта Минфина «Трансформация делового климата» [2]. Указанный проект представляет собой механизм оперативного реагирования органов государственной власти на запросы участников ВЭД и ставит перед собою цель снять существующие нормативные ограничения в рамках ведения бизнеса. Механизм подачи деклараций на товары в «одну точку» рассмотрен на рис. 2).
Рисунок 2. Механизм подачи деклараций на товары в ЕАИС ТО
На протяжении 2020 года уполномоченными лицами ФТС России была осуществлена полномасштабная предварительная работа, направленная на сосредоточение декларирования в ЦЭДах товаров независимо от заявленной таможенной процедуры. Также с ноября 2020 года начались тестовые работы на декларационном массиве алгоритмов диспетчеризации ЭДТ. В результате была осуществлена оптимизация численности ДЛТО, работающих в ЦЭДах, а также их дополнительная профессиональная подготовка.
В зависимости от категории товаров, заявленных в ЭДТ, алгоритмами искусственного интеллекта диспетчеризации принимается решение, на какой таможенный пост - ЦЭД направить такую ЭДТ.
На рис. 3 отображен механизм принятия решения о направлении декларации на товары автоматизированной системой ФТС России в соответствующий ЦЭД.
Категория товаров (подакцизные, энергетические товары, радиация) Акцизный, Энергетический ЦЭД Отдельные таможенные посты (если установлена компетенция)
Вид транспорта (морской или авиационный для Московского авиаузла) Балтийский, Новороссийский, Владивостокский ЦЭД Авиационный ЦЭД
Иные товары или виды транспорта
Территориальный ЦЭД (по месту налогового учета декларанта)
Рисунок 3. Механизм сортировки и принятия решения о направлении декларации на товары ЕАИС ТО
Указанная система диспетчеризации предполагает существенные изменения для участников ВЭД, применяющих таможенную процедуру таможенного транзита. Таможенное оформление транзитных товаров будет осуществляться в том ЦЭДе, по месту которого участник ВЭД зарегистрирован в налоговом органе. Механизм диспетчеризации транзитных грузов представлен на рис. 4.
Вопросы студенческой науки Выпуск №7 (59), июль 2021 __г-\
Место доставки: любой таможенный пост Московской областной таможни
Рисунок 4. Механизм диспетчеризации транзитных грузов
С целью организации непрерывного функционирования систем связи на современном этапе цифровизации ФТС России осуществляет ряд мероприятий по внедрению современной ИТ-инфраструктуры. Для целей таможенных органов необходима мощная и надежная система, характеризующаяся непрерывным обеспечением бесперебойного таможенного оформления.
Трансформация таможенного администрирования меняет роль и место ДЛТО. Уже на современном этапе для реализации цифровых проектов необходимы специалисты со знанием методов анализа больших объемов данных, способностями к быстрому переобучению, готовностью применять технологии. Отсюда вытекает задача повышения эффективности управления кадрами, отбора и подготовки персонала [3]. Так, с целью повышения качества подготовки квалифицированных кадров на базе государственного казенного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия» осуществляется выпуск специалистов по специализации «информационные системы и таможенные технологии». Выпускники указанной специализации обладают как знаниями в области таможенного дела, так и навыками в рамках функционирования 1Т-системы.
Также необходимо отметить, что регионом деятельности всех созданных ЦЭДов является вся территория России. В связи с этим в проекте приказа не предусмотрена применяющаяся в настоящее время привязка ЦЭДов к таможенным постам фактического контроля, в регионе деятельности которых должны быть размещены товары, заявленные в ЭДТ. Помимо этого, проект приказа не регулируют вопросы логистики, не ограничивают выбор участником ВЭД мест доставки товара и не влияют на количество специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору (далее - УЭО). Задачей регулирования является обеспечение возможности автоматической диспетчеризации ЭДТ между ЦЭДами и оптимизация работы таможенных органов с учетом вероятной нагрузки на ДЛТО.
Необходимо привести возможные негативные факторы, которые могут потенциально снизить эффективность совершения таможенных операций в связи с вступлением в силу проекта приказа «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций»:
1. Риск нарушения сроков выпуска товаров в случае технических сбоев или иных нештатных ситуаций, в том числе связанных с пандемией. Сроки выпуска декларации установлены Таможенным кодексом ЕАЭС и их нарушение влечет ответственность.
Указанный риск существует, однако для обеспечения стабильной работы таможенных органов в случаях частичного или полного отказа информационно-программных средств ЕАИС ТО, а также в случае пандемии, ФТС России может организовать прикомандирование или подключение удаленных рабочих мест ДЛТО.
2. В приказе не отражены особенности регистрации деклараций на товары ЭДТ, декларантом по которым выступает УЭО.
Проектом приказа определена подача ЭДТ в ЦЭДы в зависимости от региона налогового учета участника ВЭД, вида транспорта или категории товара. Право выбора таможенного органа регистрации ЭДТ декларантом, отнесенным к категории низкого уровня риска, не предусмотрено. При этом проект приказа не устанавливает ограничений по местам нахождения товара в зоне таможенного контроля или временного хранения. Таким образом, положения проекта приказа не влияют на количество специальных упрощений, предоставляемых УЭО в соответствии со статьей 437 Таможенного кодекса ЕАЭС.
3. Увеличение сроков выпуска товаров, размещенных в зоне таможенного контроля в удаленных регионах, за счет разницы часовых поясов.
В настоящее время для всех ЦЭД время работы увеличено до 12 часов. При наличии обращения участника ВЭД оформление товаров может быть осуществлено вне установленного времени работы ЦЭДов.
4. Риск задержки таможенного оформления сборных грузов участников ВЭД, находящихся в разных часовых поясах.
Необходимо отметить, что проект приказа не содержит ограничений при поставке сборных грузов. Транспортное средство может доставить сборный груз, помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита, в любой таможенный орган. При этом таможенное декларирование товаров осуществляется исходя из особенностей поставки. В зависимости от региона налогового учета декларанта товары могут декларироваться в разных ЦЭДах.
5. Ликвидация возможности оптимизации распределения нагрузки между ЦЭДами силами участников
ВЭД.
Участники ВЭД не обладают возможностью располагать оперативной и достоверной информацией для определения наименее загруженного в данный момент ЦЭДа. Возможность подачи ЭДТ в любой ЦЭД по выбору декларанта приведет к неравномерной и непрогнозируемой нагрузке на таможенные органы, вследствие чего необходимо обеспечить избыточную штатную численность таможенных постов в целях соблюдения сроков выпуска ЭДТ. Заложенные в проекте приказа механизмы распределения нагрузки между ЦЭДами проходят тестирование на реальном декларационном массиве, по результатам которого таможенные органы принимают необходимые организационные и технические решения для обеспечения стабильной работы ЦЭДов по выпуску товаров в сроки, определенные статьей 119 Таможенного кодекса ЕАЭС.
6. Риск влияния субъективных факторов вследствие привязки участника ВЭД к конкретному ЦЭДу.
В этом случае необходимо отметить, что полномочия ЦЭДов ограничиваются исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме. Непосредственное взаимодействие участников ВЭД с должностными лицами ЦЭД не осуществляется, именно решение этой задачи и была одной из главных целей. Вышестоящие таможенные органы на постоянной основе осуществляют мониторинг частоты случаев выпуска ЭДТ определенного декларанта одним должностным лицом ЦЭД, а также применяют иные технологии контроля, направленные на минимизацию субъективных факторов при таможенном контроле и принятии решений при выпуске товаров.
Необходим анализ отдельных положений проекта приказа:
1. В проекте приказа дополнительно разъяснён факт установки обязательности декларирования товаров на Авиационном таможенном посту (ЦЭД) Шереметьевской таможни только в отношении товаров, ввозимых (вывозимых) на таможенную территорию (с таможенной территории) Евразийского экономического союза
воздушным транспортом через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации или иные места, являющиеся местами перемещения товаров в соответствии с ТК ЕАЭС, функционирующие в регионе деятельности Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской таможен. Товары, перемещаемые воздушным транспортом через воздушные пункты пропуска в иных регионах, подлежат декларированию в иных ЦЭД в зависимости от налогового учета декларанта.
2. В отношении декларирования в первоочередном порядке товаров, указанных в статье 81 Таможенного кодекса ЕАЭС, проектом приказа сохраняется возможность их декларирования на таможенных постах фактического контроля с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве деклараций на товары в соответствии с Решением КТС от 20 мая 2010 г. № 263.
3. Отдельный пункт приказа посвящен таможенному декларированию товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием пассажирской таможенной декларации.
Статьей 192 ФЗ от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 289-ФЗ) регулируются вопросы таможенного декларирования товаров для личного пользования, в том числе доставляемые экспресс-перевозчиками. Компетенция по регистрации таможенных деклараций в отношении товаров для личного пользования, декларируемых в соответствии со статьей 192 289-ФЗ, установлена подпунктом 4 пункта 3 проекта приказа.
4. Помимо этого, проект приказа предусматривает различные формы декларирования припасов (пункт 7 приложения № 1). В случае декларирования припасов в таможенной декларации на транспортное средство международной перевозки в соответствии с пунктом 3 статьи 282 Таможенного кодекса ЕАЭС полномочия таможенных органов по регистрации таможенных деклараций определены подпунктом 9 пункта 4 проекта приказа. При таможенном декларировании припасов с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в соответствии с пунктом 4 статьи 282 ТК ЕАЭС полномочия таможенных органов по регистрации таможенных деклараций определены подпунктом 2 пункта 2 проекта приказа.
5. Ранее ФЗ от 22 декабря 2020 г. № 433-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от З августа 2018 г. № 289-ФЗ. Был исключен пункт 6 статьи 103 289-ФЗ, предусматривающий, что каждая отдельная партия товара, перемещаемого в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, подлежит предъявлению таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование. Таким образом, товар может быть предъявлен любому таможенному органу и нормативное ограничение для декларирования компонентов товара в ЦЭД устранено [4].
6. Формулировка подпункта 11 пункта 4 проекта приказа (пункт 11 приложения № 1) проекта приказа предусматривает открытый перечень нормативных правовых актов, определяющих компетенцию таможенных органов по регистрации таможенных деклараций в отдельных случаях, часть которых в настоящее время перерабатывается. Однако надо отметить, что указание реквизитов таких актов может повлечь необходимость внесения изменений в приказ Министерства финансов России, зарегистрированный Министерством юстиций России.
7. Можно было бы назвать проблемным вопрос декларирования в ЦЭДах товаров с помещением под таможенную процедуру таможенного склада. Однако, статьей 282 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском в качестве припасов товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, совершаются в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится таможенный склад. Регионом деятельности всех ЦЭДов является Российская
Федерация, в связи с этим декларирование в ЦЭДах товаров с помещением под таможенную процедуру таможенного склада не противоречит нормам Таможенного кодекса ЕАЭС.
Проанализировав те изменения, которые уже произошли ранее и происходят сегодня можно сделать определенные выводы. Таможня последовательно идет к тому, что поставки законопослушного бизнеса будут максимально быстро и предсказуемо проходить таможенное оформление и таможенный контроль. Успешно достигнув поставленных целей в ходе реформ, прошедших трех лет, были заложены основы «таможни будущего» и осуществлен переход к планированию организации работы на более длительный срок. Проблемные моменты будут возникать на всех этапах. Основная цель, заявленная руководителем ФТС России - полностью автоматическое совершение таможенных операций с использованием передовых цифровых технологий. Таможенное администрирование должно стать быстрым и удобным для бизнеса высокотехнологичным процессом [3].
При разработке Стратегии исходили из принципа «незаметность для бизнеса и результативность для государства», ведь идущая в ногу со временем таможня - залог успешного развития сферы внешней торговли и стабильного поступления платежей в государственную казну. Таможня, открытая изменениям, - один из ключевых партнеров для бизнеса в контексте снижения трансграничных издержек, появления новых ниш и направлений для бизнеса, выхода на ранее не освоенные российскими компаниями рынки.
Дальнейшая реализация Стратегии позволит существенно улучшить деловой климат в России. В результате реформирования добросовестный бизнес получит понятные фискальные требования, быстрое и комфортное прохождение таможенных процедур. Для государства обновленная таможня станет гарантом защиты внутреннего рынка, перестанет быть барьером несырьевого экспорта, и будет способствовать широкому экономическому взаимодействию на всем пространстве ЕАЭС. Таким образом, создание в ближайшее десятилетие высокотехнологичной таможенной службы является задачей государственной важности.
Список используемой литературы:
1. Поручение Президента Российской Федерации Путина ВВ. от 18 сентября 2017 г. № Пр-1901, приказ Минфина России от 9 января 2018 г. № 2 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год».
2. 2 пункт 7 перечня мероприятий по направлению «Таможенное администрирование» плана мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.012019 № 20-р.
3. Доклад Владимира Булавина на Международном таможенном форуме 2018: «Сегодня мы формируем контур российской таможни будущего»
4. Письмо ФТС России от 26.01.202 №01-18/03262 «Об установлении полномочий по регистрации таможенных деклараций»
5. Проект приказа Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» , https://minfin.gov.ru/ru/document/npa proiects/?id 4=6834-
о ро!потосЫуа№ tamozhennvkh огаапру ро геа181га18И tamozhennvkh deklaratsii
6. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, Проект «Трансформация делового климата»,
https://economv.gov.ru/material/directions/investicionnava_devatelnost/investklimat/tdk/