УДК 821. 512. 141. 09.
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗА МУСУЛЬМАНКИ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
© Р. К. Разяпова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 66 43.
E-mail: tifuf@mail. ru
Статья посвящена образу мусульманки в башкирской литературе военного периода. Сопоставление общепринятых нравственных качеств и специфических мусульманских норм помогает автору выявить малоизвестные аспекты взаимовлияния религиозной и социалистической морали личности башкирской мусульманки в суровые годы войны. Несмотря на идеологию времени, в характере башкирской женщины все же сохранились моральные качества, присущие мусульманке.
Ключевые слова: башкирская литература, концепция, образ мусульманки, Великая Отечественная война, социалистическое общество, черты характера, нравственные качества,
гуманизм, душевная чистота, мораль.
История башкирской советской литературы периода Великой Отечественной войны неотделима от истории строительства социалистического государства и его идеологии. Башкирская литература военных лет отображала характеры женщин, героические черты которых особенно ярко проявились в годы тяжелых испытаний. Вместе с тем цельность натуры башкирской женщины в военной литературе раскрывалась как проявление национального характера. Как отмечает Р. Н. Баимов, «многовековые традиции, как собственно национальные, не могут ... не влиять на природу художественного сознания советской литературы» [1, с. 22].
Основной героиней башкирской литературы в годы войны стала башкирка, отстаивающая свободу своей Родины, сильная, смелая, стоически переносящая неимоверные трудности, бесстрашная, понимающая свою патриотическую миссию. Образы женщин, героинь тыла и фронта, нашли отражение в произведениях военных и послевоенных лет: «Камень Инсебики», «Подарок бабушки Гульба-ну», «Победило великое чувство» Г. Гумера, «Ее подарок», «Чтобы ты был спокоен» С. Агиша, «Кюнхылу» З. Биишевой, «Женушка» А. Мубаря-кова, «Вдовы не плачут» И. Абдуллина, где подчеркиваются преданность, гуманизм, самоотверженность башкирских женщин. В своих произведениях авторы стремились отразить в индивидуализированных женских образах судьбу народа, диалектику женской души, т. е. проявление того закона реалистического искусства, который определяется формулой «типические характеры в типических обстоятельствах».
Одновременно писатели пытались полнее раскрыть духовное богатство личности башкирской женщины, имеющей национальные и духовные корни. «Восточный менталитет - это наше прошлое и настоящее, его изучение сулит много нового в обогащении нашего духовно-нравственного опыта, миропознания и миропонимания» [2, с. 9].
В нашем видении концепции образа мусульманки в башкирской литературе периода Великой
Отечественной войны мы рассчитываем выявить малоизвестные аспекты сочетания советской и религиозной морали в характере башкирской мусульманки в суровые годы войны.
В оригинале «муслима» - предавшаяся Богу, покорная его воле. Однако всегда надо иметь в виду, что применение слов «ислам», «мусульманин», «мусульманка» и т. д. в советской литературе и периодике весьма условно и означает не безраздельное господство религиозного мировоззрения, а стойкость традиций, обычно связываемых с исламом [3, с. 4]. Нравственные устои ислама являются прочным фундаментом духовности человека. И все же национальные традиции нашего народа гармонически сочетаются с общими жизненными интересами всех трудящихся Советского Союза, образуют общие, единые традиции. В конечном счете любая идеология несет в себе общепринятые нормы морали, в том числе и тысячелетний опыт поколений. Веками накопленный этот нравственный опыт отчасти отражается и в большевистской идеологии, в кодексе коммунизма.
Вообще следует отметить, что образ женщины в советское время - это башкирский национальный характер, концентрирующий в себе лучшие национальные черты, уходящие вглубь веков, и черты нового человека, воспитанного идеологией социалистического общества.
Несомненно, башкирские писатели не имели возможности пропагандировать мусульманскую религию и прославлять своих героинь как мусульманок, в то время как предшествующие десятилетия насаждалась новая идеология, в соответствии с которой религия жестоко преследовалась. Тем не менее в некоторых произведениях проскальзывают обряды, имеющие под собой религиозную основу. Женщины часто уповают на Бога: упоминают имя Аллаха перед началом важного дела, в радостные и горестные минуты. Бабушки, собираясь джамага-том, читают аяты Корана и вершат молитвы во здравие своих сынов - джигитов-воинов. В произ-
ведениях военного времени часто встречается эпизод проводов сына на священную войну матерью. В повести Г. Аллаярова «Через Хинганские горы» перед глазами Ишбулды часто встает образ матери в белом мусульманском платке, благословляющей его на битву с неверным врагом. В произведении
A. Карная «Неспетая песня» старуха Мафтуха, седины которой скрывал ее столь же белый платок, передает своим внукам Хуснулле и Г азимулле привет и благоволение божье со словами: «Дети мои! Возвращайтесь с победой! Не победив врага, не видеть нам приволья!» А герой повести Ш. Янбаева «Вкус жизни» Нурфаиз Булатов не расстается с амулетом, представляющим из себя горсть земли родной, которая помогает ему жить. Перед читателем предстает образ его матери, Бадернисы инэй, в легком белом платье и цветастом платке, кончики которого завязаны понизу подбородка [4, с. 584]. В руке она держит кумган, а на плече ее чистое льняное полотенце. Она готовит напиток батыров -кумыс и до сих пор ждет с фронта своего сына, пережить смерть которому не хватило лишь глотка чудодейственного кумыса из рук матери. Бадерниса инэй словно не напиток разливала, а рассеивала семена любви к родной отчизне.
Социальный и нравственный идеал башкир всегда был наполнен идеями самоотверженной защиты Родины. Некоторые из риваятов повествуют об умных, проницательных женщинах, проявивших большое мужество, когда страну настигли бедствия войны. В риваяте под названием «Узаман-апай» (в переводе с башкирского - «Богатырь-девица») сохранился образ одной из таких отважных женщин. Однажды ее родной край, где она мирно жила со своими братьями, настигло воинство. Узаман-апай удалось вырваться из вражеского кольца, да еще хитростью и смекалкой спасти двоих своих братьев и невесток. А войско пришло за тем, чтобы захватить в плен саму Узаман-апай. Однако кроме проницательности Узаман обладала еще одной удивительной способностью - она была и метким стрелком. Поднявшись на вершину Ирендыка, она стала посылать на врагов одну стрелу за другой. Ни одна стрела, пущенная ею, не пролетела мимо цели. Десятки врагов сразила она. А когда стрелы закончились, братья стали готовить ей стрелы из тала. Таким образом, смелая Узаман вместе с братьями победила врагов. Изображение мужества и меткости женщин - обычное явление для башкирского народного творчества. Это свидетельствует о некогда активной роли женщин в жизни общества, является поэтическим отголоском демонстрации смелости и отваги башкирских женщин в защите родного края наравне с мужчинами [5, с. 150].
Известно, что башкирки также участвовали вместе с мужчинами в военных походах. Об этом говорят не только легенды и предания, но и отдельные письменные источники. Русский писатель
B. Зефиров опубликовал в «Оренбургских губерн-
ских ведомостях» в первой половине XIX века рассказ о башкире Джантуре, жена которого воевала вместе с ним против французов в Отечественной войне 1812 года [6, с. 258-261; 7, с. 85-148].
Говоря о патриотизме, самоотверженности башкирских женщин, обратимся к ярчайшим фактам арабо-мусульманской истории. В данном случае можно сравнить героиню с Аишей, женой пророка, которая участвовала вместе с ним во всех его военных кампаниях и походах. В Медине так же, как другие женщины, она ухаживала за больными и ранеными. В день сражения при Ухуде она носила на своих плечах еду и воду. Она ухаживала за ранеными, а убитых перевозила в Медину. Когда Мухаммад получил ранения от камней многобожников в этой битве, Аиша залечивала его раны. В пятом году хиджры Аиша участвовала вместе с мужем в битве с Бани Мусталик, более известной как поход Мурейси. Она проявляла непоколебимую решимость бороться до достижения победы. Аиша пережила победу в большой битве при Бадре, тяжелые уроки Ухуда, критические минуты сражения с использованием оборонительного рва и величие блистательного триумфа - взятие Мекки. Принимая во внимание то огромное влияние, каким она пользовалась в мусульманской общине, ее стали просить выступать в качестве посредника на переговорах [8, с. 87].
В годы Великой Отечественной войны преданность башкирской мусульманки своей родине проявляется еще отчетливее. В эти годы мусульманские организации и служители культа занимают патриотическую позицию. В частности, состоявшийся в 1942 г. в Уфе съезд представителей мусульманского духовенства страны принимает обращение ко всем мусульманам Советского Союза с призывом беспощадно бороться с гитлеровскими убийцами и насильниками, самоотверженно трудиться в тылу, организовывать сбор денег и вещей в фонд страны. Обращение зачитывается в мечетях страны, на собраниях верующих [9, с. 188]. И писателям достаточно лишь черпать материал для своих произведений из живой действительности, проявляя внимание к конкретным фактам современности. Свое произведение «Дочь полка» И. Гиззатуллин посвящает памяти своей односельчанки Рабиги Габитовой, героически погибшей в Великой Отечественной войне. Ведя повествование из уст Хикмет агая, автор показывает читателям эволюцию развития характера башкирской мусульманки: «Башкирские девушки издавна слыли отважными, смелыми. Есть тому и причина, потому как, в отличие от остальных тюркских народов, башкирки не сидели дома взаперти. Зиму они проводили на зимовье, а летом перемещались на яйляу. Простор и ширь степей всегда притягивали их к себе. Верхом на коне башкирка объезжала горы и скалы. Напевая родные мелодии, мчась быстрее ветра, девушка ничуть не уступала мужчинам. Соревнуясь с ними, она устремлялась в горы. С головы взметнувшейся
ввысь девушки спадал платок, взгляд становился яснее, осанка - прямее.
Башкирка всегда была в работе (доила коров, месила масло, делала корот, доила кобыл и взбивала кумыс), которая закалила ее. Башкирские девушки оказались выносливее других, а приволье яйляу научило их самостоятельности. В советский период эта самостоятельность стала еще больше, так как времена изменились, и, почувствовав дыхание свободы, башкирская девушка стала считать себя равной мужчинам.
И на скачках, устроенных Осоавиахимом, и на соревнованиях в прыжках с парашютом не отставали девушки от нас. Не уступали они и в меткости, ловкости. А в вопросах санитарии и медсестринст-ва девушки всегда были лучше нас. Куда уж нам, неуклюжим великанам, до них! Они же в этом деле словно ангелы! Одной улыбкой они способны заставить открыть потухшие глаза, вернуть к жизни умирающего, подобно Джабраилу, спасающему сердце от мук Газраила! Ведь сам бог дал им силу ворожбы над мужчинами! Вот поэтому-то они в этом деле превосходят нас.
А когда мы вышли на защиту Родины, к нам присоединились и женщины. Вот где пригодилась им их сноровка. В нашей части была одна из таких девушек - по имени Рабига» [4, с. 204-205],- продолжает герой рассказ о девушке, которая была и санитаркой, и снайпером, и разведчицей, и которую все прозвали «дочерью полка».
В романе «Вдовы не плачут» И. Абдуллин повествует историю молодой башкирской девушки Альфии Камаловой, ставшей в годы Великой Отечественной войны боевой разведчицей - радисткой, участвовавшей в освобождении Венгрии. «Война -это не только огонь и смерть, но и тяжкий физический труд, где испытываются сила, вера и терпение человека. И победит в ней только тот, чья воля одухотворена правым делом [10, с. 294, 216]», -говорит сам писатель о войне, отдавая предпочтение не только мужеству и стойкости, но и расставляя приоритеты над духовностью, нравственными чертами воинов. Свое произведение автор посвящает «Девушкам Башкирии, героически защищавшим наравне с мужчинами честь и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны» [10, с. 54]. Писатель взволнованно и вдохновенно рассказывает и о том, в какие сильные и надежные руки сыновей передается эта эстафета подвига и самоотверженности [10, с. 293].
Описывая славные факты из жизни мусульманских женщин разных времен и народов - Уза-ман, жены Джантури, Аиши, Рабиги Габитовой, Альфии Камаловой - можно провести параллель между прошлым и настоящим, говорить о преемственности свободолюбия, смелости и героизма в борьбе против неверных. Всех их объединяет высокая мораль, гуманистическая природа характеров. Борьба героинь фольклорных легенд за счастье и
свободу родного края как бы перекликается с борьбой советской женщины за счастье и свободу социалистической отчизны в годы войны [11, с. 26-27]. Таким образом, характер женщин, и советских, и мусульманских, зачастую раскрывался в процессе преодоления объективных трудностей тяжелой военной поры.
Сопоставляя жизнь мусульманки и ее мораль, мы понимаем, что она не может жить униженной, слабой или побежденной. Она шествует по этой земле с высоко и гордо поднятой головой, поскольку нет такой силы на земле, которая была бы в состоянии искоренить качества, которыми наградил ее ислам [12, с. 19].
Несмотря на преследование всякой религии, в годы войны советское государство с уважением отнеслось к патриотической позиции мусульманского духовенства. Об этом свидетельствует публикация ряда документов на страницах центральной печати, в том числе «Правды». Так, в «Правде» было опубликовано обращение участников съезда представителей духовенства к Председателю Совета Народных Комиссаров, Верховному Главнокомандующему, Маршалу Советского Союза И. В. Сталину. В нем, в частности, говорилось: «Мусульманское духовенство Советского Союза с первых дней Отечественной войны разъяснило верующим мусульманам, что защита Родины является их священным долгом» [9, с. 189].
В годы войны в мечетях производился сбор и распределение среди верующих продуктов и одежды, денег для нужд фронта, оказывалась материальная помощь и поддержка семьям погибших фронтовиков. Распространенным явлением в эти годы было отправление подарков на фронт. «Вручать подарки и получать их - не новость для нашего народа,- пишет С. Агиш в очерке «На фронт» [13, с. 4]. Подарки фронту выражали патриотизм башкирского народа, его любовь и преданность бойцам, отстаивающим свободу Родины [14, с. 249]. В ответ на письмо к башкирским джигитам-фронтовикам и отправленные вместе с ним предметы одежды (полушубки, перчатки, шапки, валенки) и продовольствия (ароматный чай и т.д.), согревающие души и сердца солдат, М. Карим в 1943 г. написал «Ответное письмо башкирскому народу», в котором поэтическое слово звучало как священная клятва беспощадно мстить фашистам за все причиненные нашей стране беды, за все слезы осиротевших детей, за святую кровь павших героев. Героини произведений, посвященных самоотверженному труду в тылу, живут с постоянной думой о фронте, о тех, кто с оружием в руках сражается с фашистами. Неразрывная связь фронта и тыла освещается в рассказах «Ее подарок» С. Агиша, «Подарок бабушки Гульбану» Г. Гумера.
Гариф Гумер в своих рассказах этих лет, изображая повседневные трудовые подвиги колхозниц, хорошо выразил идею героизма и мобилизации
башкирской женщиной всех своих сил для разгрома врага. Так, в его рассказе «Подарок бабушки Гульбану» (1943) повествуется о шестидесятилетней колхознице, которая, проводив всех своих сыновей на фронт, работает в колхозе не покладая рук и решает внести все свои личные сбережения в фонд для покупки самолетов в подарок фронту [11, с. 25]. Тем самым героиня проявляет необычайную щедрость, которая относится к числу благороднейших проявлений ислама и является одним из лучших достоинств мусульманки как члена общества.
По материалам источников военного времени в 1943 году колхозники Башкортостана подарили фронту самолеты. Трудящиеся республики внесли в Фонд обороны около 250 миллионов рублей. На эти средства были построены авиаэскадрильи «Башкирский истребитель» и другие. В частности, в газете «Правда» от 18 марта 1944 года публикуется текст приветственной телеграммы Председателя ГКО И. В. Сталина Секретарю Башкирского обкома ВКП(б) товарищу Игнатьеву и Председателю Совнаркома Башкирской АССР товарищу Вагапову, в которой говорится: «Передайте трудящимся Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики, собравшим 80 миллионов рублей на строительство эскадрилий самолетов имени 25-летия Башкирской АССР,- мой братский привет и благодарность Красной Армии» [15, с. 203].
Возросла в годы войны и коммуникативная функция ислама - больше стало мечетей и молящихся в ней, возросла роль общины в жизни населения, чаще люди стали устраивать различного рода религиозные обряды - поминки по усопшим, жертвоприношения и т. д., на которые приглашались соседи, родные и близкие. Имелись попытки организовать групповое обучение детей религии. Война привела и к частичному оживлению левирата, что обеспечивало содержание и воспитание малолетних детей, отцы которых погибли на фронте [9, с. 191]. Эта идея раскрывается Г. Гумером в рассказе «Победило великое чувство» (1943). Главная героиня его, молодая женщина Сагида, получив известие о смерти мужа, не поддается уговорам своей матери выйти замуж за человека, «крепко сидящего в тылу» [11, с. 25-26]. Будучи верной своему мужу-фронтовику, она становится истинной матерью для детей-сирот.
Великое чувство героини под названием совесть, присущее мусульманке и подразумевающее в данном случае милосердие в сочетании с ответственностью за судьбу осиротевших детей, победило. Женщина-мать, истинная мусульманка понимает милосердие в широком смысле этого слова, не ограничиваясь его проявлением только по отношению к своему мужу, детям и родственникам, но распространяя его на всех людей в целом. Необходимость проявления милосердия ко всем людям указывает на то, что милосердие является одним из необходимых условий веры. Об этом говорится в
хадисе, переданном со слов Абу Мусы Аль-Ашъари, который сообщил, что однажды пророк сказал: «Ни за что не уверовать вам по-настоящему, пока не станете вы проявлять милосердия друг к другу». Люди сказали: «Каждый из нас не лишен милосердия». Он ответил им: «Поистине, это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие по отношению к людям вообще, милосердие по отношению ко всем!» [16, с. 158].
Что касается Сагиды, то она являет собой уникальный пример милосердного человека, в котором нашло свое воплощение все то, что подразумевает собой это понятие, и которая была щедра на проявление милосердия по отношению к людям. В рассказе Г. Гумера с задушевным лиризмом показано, как под влиянием патриотического подъема женщины возвышаются морально, приобретают новые ценные общественные качества.
Конкретизируя выбранный нами образ, образ мусульманки в башкирской литературе периода Великой Отечественной войны, можно сделать вывод о том, что башкирские женщины, испытанные лишениями суровой войны, но все же самоотверженно трудящиеся и не жалеющие сил для победы во имя торжества человеческого счастья, сохранившие в себе черты характера, присущие настоящей мусульманке, являются примером для подражания. Величие башкирских женщин в период Великой Отечественной войны раскрывалось, прежде всего, в том, что они были образцами душевной чистоты, справедливости, глубокой нравственности, честности, трудолюбия, внутреннего такта и культуры. Они обладали богатой внутренней культурой, интеллигентностью, что делало их авторитетными и уважаемыми людьми.
Безусловно, в образе женщины в башкирской литературе советского периода отражались и социальные изменения в нашем обществе, и идеология времени. Тем не менее в характере башкирки, впитавшей традиции шариата и воспитанной в прошлом на исламских устоях, сохранились моральные качества, присущие и мусульманке.
Итак, образ мусульманки в башкирской литературе периода Великой Отечественной войны неразрывно связан с общими универсальными моральными качествами, идущими из глубины веков, присущими каждому человеку-патриоту, и наличием специфических религиозно-нравственных качеств личности башкирской женщины в сложное и противоречивое время суровой войны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баимов Р. Н. Судьба жанра. Литературоведческая монография. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 320 с.
2. Баимов Р. Н. Великие лики и литературные памятники Востока. Уфа: Гилем, 2005. 496 с.
3. Иванов Н. А., Кямилев С. Х., Лебедев Е. А., Османов М.-Н. О., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Полонская Л. Р., Примаков Е. М. Ислам. Краткий справочник. М.: Главная
редакция восточной литературы издательства «Наука», 10.
1983. 159 с.
4. Карим М., Абдуллин И., Аллаяров Г., Байбурин Г., Байра- 11.
мов А. и др. Дорогой батыров. Рассказы, главы из повестей
и романов (на башкирском языке). Уфа: Башкирское
книжное издательство, 1985. 592 с. 12.
5. Галин С. А. Народной мудрости источник. Башкирский фольклор: толковый словарь (на башкирском языке). Уфа:
Башкирское книжное издательство, 1993. 224 с. 13.
6. Башкирия в русской литературе. Т. 1. Уфа, 1961. С. 258-261.
7. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: 14.
прошлое и настоящее. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. 256 с.
8. Ислах Абдель Салям Аль-Рифаи, Абдель Сабур Шахин.
Духовные матери мусульман. Казань: Академия познания, .. -
2005. 200 с. .
9. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. Опыт историкосоциологического исследования. М.: Главная редакция 16
восточной литературы издательства «Наука», 1984. 302 с.
Абдуллин И. А. Вдовы не плачут. Повесть. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 296 с.
Бараг Л. Г., Зинатуллина Х. Ш., Чанышев А. И. История башкирской советской литературы. Очерки. Часть II. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1966. 422 с.
Абу ал-Аала ал-Маудуди. Принципы ислама. М.: «Захра», 1993. 128 с.
Агиш С. И. На фронт. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1943. С. 4.
Ахмедьянов К. А., Залесская Л. И., Зарипов Н. Т., Карим М. С., Харисов А. И., Хусаинов Г. Б. История башкирской советской литературы. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. 527 с. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: «Башкирская энциклопедия», 1997. С. 41-203.
Ахмадхади максуди. Гыйбадате исламия. Вологда: «Полиграфист», 2001. 267 с.
Поступила в редакцию 05.03.2009 г.