Научная статья на тему 'Ислам в жизни башкирского народа в творчестве Зиннура Ураксина'

Ислам в жизни башкирского народа в творчестве Зиннура Ураксина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ЦЕННОСТИ / МЕЧЕТЬ / СТЫД / ГУМАНИЗМ / ПРОЗА / МУСУЛЬМАНИН / ФОЛЬКЛОР / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АД / ГРЕХ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Набиуллина Гульнур Мирзаевна

Посвящена одной из актуальных задач современного общества выявлению исламских ценностей в творческом наследии башкирского прозаика Зиннура Ураксина, определяющих основу духовно-нравственных традиций народа. Целью является изучение роли ислама в жизни башкирского народа в творчестве писателя. Материалом для анализа послужили литературные миниатюры, рассказы, повести и романы прозаика, наиболее глубоко отражающие истоки культурно-исторических традиций и национальных ценностей башкир. Для достижения поставленной цели были использованы биографический, культурно-исторический, герменевтические методы с применением контекстуального и культурологического принципа. Особое внимание уделяется литературным миниатюрам, где писатель обозначает роль религии в жизни народа. По результатам исследования можно понять, что в творчестве писателя гуманизм героев определяется через их достойное поведение и отношение к Аллаху, здесь концепт стыд квалифицируется как моральная ценность. В повестях исламские ценности перекликаются с мифологическими взглядами народа, в романе «Вороной», сюжет которого заимствован из исторического предания «Гадебек Насир», также освещена глубокая вера башкирского народа в исламскую религию. Роман «Караван-сарай», логически продолжая события романа «Вороной» и повествуя о событии сооружения здания Караван-сарая, помогает выявить религиозную систему взглядов народа. Таким образом, анализ прозы З. Ураксина показал, что в ней значимую роль играет мусульманская культура, образующая религиозную систему взглядов народа, прочно вошедшая в произведения писателя с самого начало его творчества. Результаты исследования способствуют дальнейшему детальному изучению религиозно-духовных ценностей в современной башкирской литературе и творчества Зиннура Ураксина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islam in the Life the Bashkir People in the Works of Zinnur Uraksin

The article is devoted to one of actual problems of modern society the identification of Islamic values in the artistic heritage of the Bashkir writer Zinnur Uraksin, because religion is the basis of spiritual and moral traditions. The goal is to determine the role of Islam in the life of the Bashkir people in the work of the writer. The material for analysis were the literary miniatures, stories, novels and short stories writer, most deeply reflecting the origins of the cultural and historical traditions and national values of the Bashkirs. To achieve this goal we have been used biographical, cultural, historical, hermeneutical methods, using contextual and cultural principle. Particular attention is paid to the literary miniatures, where the writer refers to the role of religion in the life of the people. The study can be understood in the writer humanism characters defined through their dignified behavior and attitude towards God, here shame concept qualifies as a moral value. In the stories of Islamic values in common with the mythological views of the people in the novel “Black Horse”, the plot of which is derived from the historical tradition “Gadebek Nasir”, also covered the deep faith of the Bashkir people in the Islamic religion. The novel “Caravan-Saray” logically is continuing events of the novel “The Raven” and narrating events facilities building “Caravan-Saray”, helps to identify the religious views of the people system. Thus, the analysis of prose Z. Uraksin showed that it plays a significant role of Muslim culture, forming the religious views of the people system, which became solidly in the writer’s works from the very beginning of his work. Results of the study are relevant for further study of the religious and spiritual values in modern Bashkir literature and art Zinnur Uraksin.

Текст научной работы на тему «Ислам в жизни башкирского народа в творчестве Зиннура Ураксина»

УДК 821.512.141 Г. М. Набиуллина

ИСЛАМ В ЖИЗНИ БАШКИРСКОГО НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗИННУРА УРАКСИНА

Посвящена одной из актуальных задач современного общества - выявлению исламских ценностей в творческом наследии башкирского прозаика Зиннура Ураксина, определяющих основу духовно-нравственных традиций народа. Целью является изучение роли ислама в жизни башкирского народа в творчестве писателя. Материалом для анализа послужили литературные миниатюры, рассказы, повести и романы прозаика, наиболее глубоко отражающие истоки культурно-исторических традиций и национальных ценностей башкир. Для достижения поставленной цели были использованы биографический, культурно-исторический, герменевтические методы с применением контекстуального и культурологического принципа. Особое внимание уделяется литературным миниатюрам, где писатель обозначает роль религии в жизни народа. По результатам исследования можно понять, что в творчестве писателя гуманизм героев определяется через их достойное поведение и отношение к Аллаху, здесь концепт стыд квалифицируется как моральная ценность. В повестях исламские ценности перекликаются с мифологическими взглядами народа, в романе «Вороной», сюжет которого заимствован из исторического предания «Гадебек Насир», также освещена глубокая вера башкирского народа в исламскую религию. Роман «Караван-сарай», логически продолжая события романа «Вороной» и повествуя о событии сооружения здания Караван-сарая, помогает выявить религиозную систему взглядов народа. Таким образом, анализ прозы З. Ураксина показал, что в ней значимую роль играет мусульманская культура, образующая религиозную систему взглядов народа, прочно вошедшая в произведения писателя с самого начало его творчества. Результаты исследования способствуют дальнейшему детальному изучению религиозно-духовных ценностей в современной башкирской литературе и творчества Зиннура Ураксина.

Ключевые слова: исламские ценности, мечеть, стыд, гуманизм, проза, мусульманин, фольклор, трансформация, ад, грех.

G. M. Nabiullina

Islam in the Life the Bashkir People in the Works of Zinnur Uraksin

The article is devoted to one of actual problems of modern society - the identification of Islamic values in the artistic heritage of the Bashkir writer Zinnur Uraksin, because religion is the basis of spiritual and moral traditions. The goal is to determine the role of Islam in the life of the Bashkir people in the work of the writer. The material for analysis were the literary miniatures, stories, novels and short stories writer, most deeply reflecting the origins of the cultural and historical traditions and national values of the Bashkirs. To achieve this goal we have been used biographical, cultural, historical, hermeneutical methods, using contextual and cultural principle. Particular attention is paid to the literary miniatures, where the writer refers to the role of religion in the life of the people. The study can be understood in the writer humanism characters defined through their dignified behavior and attitude towards God, here shame concept qualifies as a moral value. In the stories of Islamic values in common with the mythological views of the people in the novel "Black Horse", the plot of which is derived from the historical tradition "Gadebek Nasir", also covered the deep faith of the

НАБИУЛЛИНА Гульнур Мирзаевна - к. филол. н., доц. Башкирского государственного педагогического университета им. Мифтахетдина Акмуллы, г. Уфа.

E-mail: gulnurnabiullina@mail.ru

NABIULLINA Gulnur Mirzaevna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University.

Bashkir people in the Islamic religion. The novel "Caravan-Saray" logically is continuing events of the novel "The Raven" and narrating events facilities building "Caravan-Saray", helps to identify the religious views of the people system. Thus, the analysis of prose Z. Uraksin showed that it plays a significant role of Muslim culture, forming the religious views of the people system, which became solidly in the writer's works from the very beginning of his work. Results of the study are relevant for further study of the religious and spiritual values in modern Bashkir literature and art Zinnur Uraksin.

Keywords: values of Islam, mosque, shame, humanism, prose, Muslim, folklore, the transformation, hell, sin.

Введение

Ученый-языковед Зиннур Газизович Ураксин (1935-2007), вошедший в башкирскую литературу во второй половине 1970-х гг. миниатюрными рассказами, известен как автор книг «Истоки» (1976), «Поднимается синий туман» (1981), «Свет очей» (1992), «Борьба» (2002), «Горечь полыни» (2002), «Вороной» (2005), «Ступени» (2006) «Караван-сарай» (2010), «Повесть о Мстиславе Кулаеве» (2015).

Творчество Зиннур Ураксина, особенно его миниатюрные рассказы, привлекли внимание общественности, о его творчестве писали известные критики-писатели К. Ахмедьзянов, Г. Рамазанов, А. Вахитов, А. Сулейманов. С. Суфиянов отметил, что «видный ученый-языковед З. Ураксин оживил жанр короткого рассказа. В мировой литературе, в особенности восточной, жанр короткого, подчас в несколько строк, поучительного рассказа, миниатюры, этюда бытует издревле... Автор исподволь, основываясь на своих наблюдениях, подводит читателя к нравственным выводам. В этом заключается своеобразие его рассказов» [1, с. 353].

Из молодого поколения учёных Г. Х. Абдрафикова в монографии «Малые жанры башкирской прозы», исследуя творчество писателя, делает вывод о том, что «Миниатюрные рассказы» З. Ураксина - это жизненные события, душевные раздумья о смысле жизни, написанные с позиции человечности. Большой и емкий смысл миниатюрных произведений ценен тем, что поучительно доводит жизненные уроки» [2, с. 96]. Мастерство писателя как романиста изучено в трудах учёных-литературоведов «А в душе - песня и конь» З. А. Али-баева, «К новым ступеням творчества» Б. Г. Ахметшина, «О дилогии Зиннура Ураксина» Р. Ф. Хасанова.

Но все же, на наш взгляд, не достаточно изучена мусульманская культура, традиции ислама в творчестве прозаика. Как пишет И. М. Ильинский: «Сверхсложность, неопределенность и непредсказуемость современного мира достигли своего апогея» [3, с. 3]. Именно в таких условиях актуально духовное просвещение, когда «невежество и упадок духовности послужили благодатной почвой росткам терроризма и экстремизма, взращиваемым под маской ислама» [4, с. 4]. Разрыв человека с духовными корнями «привёл человечество к мировоззренческому кризису. Для спасения его необходима духовная среда, нравственный ориентир» [5, с. 1501].

С учётом этого целью данной статьи является выявление роли ислама в жизни башкир в творчестве Зиннура Ураксина. Для этого понадобится решить следующие задачи:

- обозначить место ислама в творчестве прозаика;

- выявить трансформацию исламских ценностей в творческом наследии писателя, определить и установить их функциональное значение.

Выявление роли ислама в прозе З. Ураксина дает целостное представление не только о творчестве писателя, но и о духовно-нравственных традициях современной башкирской литературы. Стремление к философскому толкованию мира, раскрывающему высокое качество человеческой природы, красоту и величие жизни, легли в основу его книг. Он старался дать повседневным будничным мотивам высокое поэтическое звучание. В душе писателя наряду с языковедческой наукой на равных правах уживалась и художественная литература. «Литературное творчество - дело, которое я выполняю во время отдыха, когда вдохновляюсь и пишу во время беспокойных исследовательских работ, организаторских хлопот. .Занятие

творчеством у человека возбуждает страсть, даёт вдохновение, волнует сердце, успокаивает душу, сам этого хочешь или нет, все равно тебе покоя не даёт, лишает снов. Невозможно не писать», - писал Зиннур Ураксин в предисловии книги «Горечь полыни» [6, с. 7].

Многочисленные варианты некоторых повестей и рассказов говорят о его искании, углублении темы произведений, что является показателем его серьезного отношения к литературе, к людям, его убежденность в высоком назначении литературы. «Повесть «Горечь полыни» имеет три варианта» [6, с. 7], - вспоминает об этом он сам.

Достойное поведение (адаб) в рассказах и литературных миниатюрах прозаика

Основная мысль миниатюрных рассказов Зиннура Ураксина трансформирована в рассказ «Рай, превращенный в ад», входящий в цикл «Истории, рассказанные моей матерью», который начинается выражением «Люди зачастую отличаются друг от друга, как небо и земля» [1, с. 456]. Как нам кажется, в вышеупомянутых строках воплощена идейно-художественная концепция миниатюрных рассказов писателя. Надо отметить, что в его произведениях центральное положение занимают взаимоотношения между людьми, культура их сосуществования. В рассказе «Рай, превращенный в ад» мать описывает повествователю двоих попутчиков. Первый из них оказался уважительным, благовоспитанным человеком, другой - противоположность первого, не поздоровавшись, начал спрашивать:

- Как, бабка, по-твоему, есть на свете бог?

- Есть, - ответила я, глядя прямо ему в глаза.

- А где он? Ты его видела хоть раз?

- Бог, - говорю, - в душе каждого. Что человеку свято, то и есть бог», - ответила я [1, с. 456].

Вышеупомянутый диалог примечателен в идейно-художественном плане, он способствует более широкому, обобщённо-эпическому раскрытию замысла произведения, видения мира героя, показывает силу веры народа. Его герои доказывают это на протяжении не только этого рассказа, но и всего творчества писателя. В данном случае, как нам кажется, имеется ввиду не «божественная истина, не достижение до божественного уровня личности», а вера в Аллаха конкретного человека и народа в целом.

Как отметил известный учёный-литературовед Р. Н. Баимов: «Принятый башкирами Ислам полностью со всеми тонкостями может и не совпадать рождёнными религиозными канонами, связанными с именем Аллаха у арабов. ...Это естественно, духовность народа связана с местностью проживания народа, условиями, историческими особенностями» [7, с. 166]. Учёный не согласен с гипотезами, что «в Башкортостане преобладало суфийское течение ислама». Он подчеркивает, что «в Башкортостане и раньше, и сейчас, без сомнения, живет учение, признающее бога, опирающееся на исламские каноны и основы «Корана» [7, с. 167].

Вера в Аллаха героини рассказа З. Ураксина отражает суть мысли Р. Баимова. После всего она, определяя роль Аллаха в жизни народа, вспоминает следующее: «Твоя бабушка говорила, остерегайтесь тех, кто бога не боится и людей не стыдится. Жили бы люди в ладу, как в раю, если б не было таких, как этот невежда в поезде» [1, с. 257]. Можно сделать вывод, что в рассказе писатель наглядно показал внутреннее содержание, красоту и силу духа героев, человеческий гуманизм через познание Аллаха и адаба (достойное поведение), в данном случае концепт СТЫД квалифицируется как моральная ценность. В образе его матери воплощена народная мудрость, отношение к религиозным ценностям.

Мать продолжает свой рассказ и повествует историю Хамита и его жены Рагиды. «Если человек развратит свою душу, ни узды на неё не наденешь, ни путы не наложишь. Не забывайте, пожалуйста, слова бабушки о тех, кто людей не стыдится, остерегайтесь их и детей от них оберегайте. Помню, бедняга Хамит до отъезда зашёл к нам. «Эх, апай, - сказал он мне, - мы сами превращаем земной рай в ад» [1, с. 458]. Его мать делает свой вывод: «А причина всему - необузданность желаний (нафс), безмерное себялюбие и сладострастие» [11, с. 458].

По мнению З. Ураксина, человеческое счастье возможно тогда, когда он откажется от «животного начала, нафса», обуздает свои «эго, страсти, желания», которые «не позволяют человеку приблизиться к Богу» [4, с. 166]. На земле безбожники превращают прекрасную жизнь в ад, в результате не только они, но и их окружающие страдают от этого.

В литературных миниатюрах «Последний азан», «Скрытый намаз» речь идёт о переломной эпохе, о сложных исторических событиях, которые были направлены на уничтожение нравственных корней. В рассказе «Последний азан» из рассказа матери нарратора узнаем о том, что «после того, как разрушили мечеть, весь наш аул впал в тревогу. Многим казалось, что предстоящей ночью случится что-то ужасное: либо земля разверзнется, либо небо расколется и хлынет на землю вселенский потоп... Люди, притихнув, жили в предчувствии какой-то надвигающейся беды» [1, с. 396]. Герой рассказа старик Яхия, учитывая глубину и сложность проблемы, каждый день, приставив к своим воротам лестницу, поднимался по ней и оттуда извещал азан (призыв к молитве). Руководитель колхоза хотел остановить его, но дед быстро находил ответ председателю, что он будит его колхозников на работу. «Яхия-бабай, пока не слег, окончательно обессилев, призывал к утренней молитве и успокоил этим встревоженные души, зажег в них искры надежды на благополучную жизнь» [1, с. 396].

В рассказе «Скрытый намаз» повествуется как человек по имени Закир, поработав долгие годы в колхозе бухгалтером, начал дома втайне от всех читать намаз. «А у Загир-бабая началась другая жизнь. Припомнив заученные в далеком детстве молитвы, он стал, как положено правоверному мусульманину, пять раз в сутки совершать намаз. Бабка его эту перемену одобрила. Что ни говори, благочестие и ей зачтется. Стала напоминать ему, что наступило время помолиться, и всегда держала наготове кумган с теплой водой для совершения им обряда омовений» [1, с. 397]. Действия советской идеологии автор описывает с элементами юмора, как бы она не старалась воспитать атеиста, человек в душе религиозен, вера является неопровержимой потребностью человеческого духа, и сидит у него в подсознании. Писатель раскрывает в своем произведении духовный мир человека. Он заостряет внимание читателя на том, что лишь у героев, верующих в истинность ислама, светлое будущее, светлая душа, чистое сердце, вера в Аллаха дает поддержку для духа и смысл жизни.

Рассказ «Что остается от человека?» начинается словами: «Твой дедушка, бывало, говорил: от человека в этом мире остаются дети и песни.» [1, с. 454]. Мать вспоминает старого соседа Кутлугужу, который любил петь, вечерами захаживал к ним, будучи детьми, они смеялись над ним, мать их бранила: «Нечего хихикать, лучше запоминайте его песни!» И без него заранее предупреждала: «Нельзя обижать сирот и калек. Кутлугужа-агай, хоть теперь и зрелый мужчина, рос сиротой, душа у него раненая, наверно, легче ему становится, когда поёт» [1, с. 455].

Песни и напевы Кутлугужи, такие поговорки и пословицы, как «Отцовское добро - что свинячья кровь», «Бедняку ни в чем не везет, его и вошь злее грызет» помогают раскрывать внутренний мир героя. Мать повествователя поет ответную песню Кутлугуже, от этой песни сосед окрыляется. Поистине в исламе право соседа оценивается высоко. Герои писателя разнообразны, но они оптимистичны и прекрасны в силу своих высоких нравственных качеств.

Каждое новое произведение З. Ураксина наполнено иным религиозным переосмыслением жизни. В рассказе «Аклима-Акулина» отражается роль ислама в жизни отдельного человека. Когда в 1931 г. раскулачили чувашскую семью и выслали в Сибирь, они сумели сбежать в казахские степи. Дочку Акулину отдали казахской мусульманской женщине на воспитание. Она дала Акулине мусульманское имя Аклима, научила её мусульманским обычаям, научила читать дуа, молиться. Акулина приняла новую веру и до конца своих дней была верна ей. Как видно из событий, с помощью исламской религии Аклима-Акулина спасается от смерти, Аллах её оберегает, он берет истинных мусульман под свою защиту, поэтому она осталась жива, связала судьбу с мусульманским парнем.

В старости лет она попадает в больницу и записывается под именем Семенова Акулина Васильевна. До этого не знавшая её настоящей имени дочь начала беспокоиться: «Мама, как бы ты вновь став Акулиной, не будешь ли креститься» [6, с. 178]. Мать успокаивает

дочь: «В религии нельзя быть двояко. Судьба, сделав меня мусульманкой, сохранила мне жизнь» [6, с. 178]. З. Ураксин раскрывает нравственный облик героини через отношение её к религии. В основу рассказа легли мысли о назначении человека, о его духовной красоте.

В рассказах «Бессердечие», «Результат насмешки - тягостно», «Чей ребёнок?», «Со смертью шутки плохи», «Свое и чужое» осуждается людская жестокость. По мнению автора истинный ислам побуждает придерживаться справедливости, проявлять уважение и доброе отношение к соседям, людям. Долг детей перед родителями и родными, последование плохим привычкам отца - всё это писатель раскрывает через описание сложнейшего и тонкого нрава человека, поведение героев оценивается через адаб (достойное поведение) с помощью бытовых сюжетов.

Патриотизм как духовная категория в повестях З. Ураксина

Повесть «Поднимается синий туман» З. Ураксина начинается с описания благополучной жизни колхоза, которую омрачает новость о войне. Война - ситуация, которая тестирует героев на гуманизм и патриотизм. Мужчины уходят на фронт, власть в деревне оказывается в руках таких людей, как Султан Сафаргалин, который усложняет людям и так нелегкую жизнь. О бесчеловечности Султана рассказывается от имени подростка по имени Зиннат. в образе которого раскрывается нравственно-психологическое состояние народа во время войны. Повесть «Горечь полыни» является логическим продолжением повести «Поднимается синий туман», события также происходят в деревне, которая расположена на берегу реки Юшатыр, Зиннат уже вырос, он студент педагогического училища. В первой повести герой ощущает несправедливость жизни от бесчеловечного поступка Султана, во втором произведении - от преподавателя Хабиба Карамовича Насырова. Здесь они воспринимаются не как личные симпатии и антипатии героев, а как методы управления атеистической административно-командной системы, которой не свойственны милосердие и патриотизм.

Благодаря интертекстуальным связям в первой повести раскрывается взаимосвязь человека и природы. «В это время забеспокоилась душа старика: поднимается синий туман, как бы ни к дождю, скоро ведь на сенокос» [8, с. 7-8], или же «суставы болят, кажется, погода собирается портиться» [8, с. 8], - говорит Ишбике. Деревенские жители каждую работу начинают с добрыми пожеланиями:

- Хлебу изобилие!

- Пусть суждено будет есть со спокойной душой! [8, с. 78].

Наряду с этим отражаются и мифологические взгляды народа в первой половине ХХ века, которые наглядно продемонстрированы в следующих диалогах: «Это не Албасты (нечисть - Г. Н.) ли? - бабка Ишбике, шепча, начала плеваться. - Говорят, что она придирается к лошадиной гриве, потом залезает на шею» [8, с. 25]. Или же «вокруг одинокого тополя водится нечистая сила» [8, с. 72]. Трансформация мифологических образов в контекст доказывает, что в эти годы народ не утратил веру в них.

Во всех этапах творческого пути З. Ураксина отражается отношение людей к религии. Писатель убеждает в том, что во все времена башкирский народ жил с верой в истинность ислама. И стар, и млад верят в силу Аллаха, например, Фатима пугается, что комсомольцы и с ними наряду её муж недостойно отзываются о боге. Во время войны бабка Ишбике призывает своих односельчан проявлять терпение как истинные мусульмане, и поведение Акбирде-бабая оценивает с точки зрения ислама: «Не стыдно ли тебе в преклонном возрасте участвовать в поединке национальной борьбы, твоё время в почётном месте читать намаз» [8, с. 6]. Сам Акбирде-бабай с виду не совсем религиозен, но всё же в его речи присутствует имя Аллаха, и советский воин Газиз употребляет термин рай.

В повести «Крепость Актау» З. Ураксин описывает, как экспедиция под руководством Николая Петровича Харитонова находит старинный город, в котором жили тенгрианцы. Повесть «Воин» основан на рассказах Анвара Хатиповича Насирова, командира эскадрона башкирской конной дивизии. Духовная категория патриотизм, любовь по отношению к родной земле, стране, к близким людям в произведении раскрывается с помощью образов

исторических личностей, таких как майор Гарай Нафиков, командиры полка Гариф Макаев, Тагир Кусимов, генерал Миннигали Шаймуратов. Таким образом, только живущим по совести героям повестей З. Ураксина, обладающим такими нравственными чувствами, как совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, свойственно чувство патриотизма.

Нравственная позиция героев дилогии Зиннура Ураксина

Особый интерес в плане взаимоотношения прозы и фольклора представляет роман «Вороной», события в котором собираются около известной личности - Егора Николаевича Тимашева. Как известно из истории, «Тимашевы, дворяне, крупные землевладельцы», «Егор Николаевич Тимашев служил наказным атаманом Оренбургского казачьего войска (1822-1830 гг.)» [9, с. 562].

Сюжет романа заимствован из исторического предания «Гадебек Насир», включённого в том легенд и преданий «Башкирского народного творчества», записанный Ф. Абдуллиным 5 октября 1969 г. от информатора Хабибьяна Баянова, проживающего в деревне Аллабердино Тюльганского района Оренбургской области [10]. Как известно, Зиннур Газизович родился в деревне Давлеткулово, учился в Аллабердинской школе, поэтому есть предположение, что он был знаком с этим преданием ещё в школьные годы, так как несколько его вариантов бытует среди народа.

Согласно преданию, «в деревне Аллабердино жил человек по имени Насир. Он был достаточно образованным человеком своего времени. Знал русский язык. В состязании сил не было равных ему. Он хорошо пел. Насир частенько бывал в имении Тимашева» [10, с. 266].

В романе Насир является жителем деревни Аллагулово, в предании говорится, что он из Аллабердино и был в хороших отношениях с Егором Тимашевым, потом, разозлившись на боярина, охотник похищает его коня. А в романе, наоборот, Тимашев заставляет Алтынбая выкрасть коня Насира. «События, психологические явления, действия и взаимоотношения персонажей романа «Вороной» подчинены единому ритму. И этот ритм напоминает стук копыт скачущего коня», - тонко подметил учёный-литературовед З. А. Алибаев [11, с. 169].

В конце романа ярко отражены его интертекстуальные связи с преданием. Эпизод, где Насир, стоя на бревнах, заготовленных для ремонта мечети, поет для односельчан прощальную песню, трансформирован из народного творчества. Предание заканчивается следующими строками: «Песня Насира известна в народе как песня «Гадебек Насир», и она до сих пор передается из поколения в поколение» [10, с. 267].

В романе событие покупки земли хорунжием Давлетбаем Егором Николаевичем и овладение им всей земли общины также трансформировано из исторического предания, в котором речь идёт о том, как Тимашев покупает землю, величиной ста быков.

Часть персоносферы романа З. Ураксина «Вороной» составляют образы таких исторических личностей, как губернатор Оренбурга Василий Петрович Перовский, чиновник особых поручений при губернской канцелярии Владимир Иванович Даль. Имена императоров Александра и Николая лишь упоминаются. Владимир Иванович с теплотой вспоминает, как его друг А. С. Пушкин собирал материал для своей будущей повести в деревнях, близлежащих к реке Яик [12]. Владимир Даль записал эпос «Заятуляк и Хыхылу» на берегах озера Асылыкуль и опубликовал его в столичном журнале под названием «Башкирская русалка». Планирование похода в Хиву (1839) соответствует исторической действительности.

Жизнь и быт деревенских жителей, их верования подробно описываются в романе. Когда Насир-охотник со своими товарищами привезли в деревню волка, мулла это не одобряет: «Издавна, миряне, считается, что привозить в аул живого волка - не к добру» [1, с. 31]. Население прислушивается к мнению муллы и на счёт учебы и работы: «Государственную службу и наша вера не отвергает. Коль мальчишка твой, Ахмадулла, способен учиться, я бы посоветовал отослать его в какое-нибудь медресе - в Оренбург, Троицк, либо в Стерлибаш» [1, с. 33]. И хорунжий Давлетбай для убедительности своих слов упоминает имя Аллаха: «Агай-эне, нет на мне вины. Я ведь только свою долю, те деревья, на которых стоит моя тамга, продал, помилуйте меня ради Аллаха, ради моих детей» [13, с. 51].

Вера башкирского народа в исламскую религию освещается в романе с помощью не отдельных судеб, а через поведение, нравственную позицию каждого образа, персонажа. Когда Тимашев нечестно поступает с девушкой Гайниямал, она оценивает происходящее с точки зрения религии. «Я не могу. Мне нельзя спать в барской постели. Бог меня накажет. Выпустите ради Бога!» [1, с. 24-25]. За отказ барин жестоко наказывает девушку, приказывает её остричь, Гайниямал не стерпела позора. Смерть любимой девушки Алтынбай воспринимает тяжело: «Если вы люди, скажите, какая была у неё вина перед Аллахом! Какой у неё грех есть? Это наверно за мою вину? Я виновен, я грешней» [13, с. 55]. Каким бы человек не был верующим, всё же «ни одна человеческая жизнь не может быть принесена в жертву другим человеком, даже во имя Бога» [14, с. 39].

Хотя героям романа характерна религиозность, иногда они совершают деяния, которые не пристойны правоверного мусульманина, например, Гайниямал наложила руки на себя, Алтынбай похищает коня. Элементы традиционного ислама налицо, когда Мурзагали приглашает муллу домой, проводит молитвенную трапезу СКерьэн ашы), ругает опоздавших гостей, что они «собираются после муллы прийти» что ли, этим он показывает свое уважение священнослужителю, тем не менее сам участвует в похищении Вороного Насир-охот-ника. В диалоге с охотником говорит: «Мне, человеку, наступившему на шестой десяток, остается есть нажитое, Аллаха благодарить, и отдавать фитр садака мулле». Герой романа Мурзагали имеет в виду, «один из почитаемых исламских праздников» ураза-байрам, по окончании которого обязательно раздают милостыню «разговения, выплачиваемые от каждого члена семьи до праздничной молитвы Ураза-байрам» [15]. Используя выражения, такие как «аминь», «харам», «вагаз», «минарет», «мечеть», «исламский полумесяц», «тас-дик», «Кибла», «Мекка», «ахрызаман», с одной стороны, писатель определяет роль ислама в жизни башкир, с другой стороны, описывая эпизод, связанный с бабкой Сахипъямал, прославившейся в качестве гадалки с камешками (нокотсо), он показывает, как одновременно у башкир наряду с исламской религией существовали и пережитки доисламских верований. В обычае сбора обрядовой пищи от радикулита (биртек йыйыу) ярко выражены интертекстуальные связи романа З. Ураксина с творчеством Дж. Киекбаева и З. Биишевой. Выбор данных писателей мотивирован, на наш взгляд, значимостью этих романов в истории развития башкирской романистики и близостью их народному творчеству.

Роман-хроника «Караван-сарай» З. Ураксина является логическим продолжением романа «Вороной», где повествуется о событиях сооружения здания Караван-сарая, связанных с дальнейшей судьбой героя Алтынбая первого романа. В романе описывается закладка первого камня в фундамент, строительство Караван-сарая. Приезд на стройку генерал-губернатора Перовского подчеркивает важность постройки для губернии, то, что вместе с ним был и представитель Духовного управления мусульман в белой чалме, заранее назначенный настоятелем будущей мечети, означало, что «караван-сарай будет возведен в интересах мусульман» [1, с. 263].

День за днём минарет рос, но для завершения внутренней отделки строений караван-сарая собранных средств не хватило, остальную часть «для предусмотренного в проекте украшения внутренних стен мечети, покрытия позолотой изречений из Корана» собрали с помощью народа [1, с. 311]. Появились люди, которые активно включались в эту деятельность, например, «указной мулла Абдулла-ахун Давлетшин, возглавлявший в это время приходы Девятого кантона» [1, с. 343].

Прошли месяцы, годы, и, наконец, наступил долгожданный день. Встал во всей красе на границе Европы и Азии, на земле, политой кровью и потом, предмет гордости башкирского народа - Караван-сарай. «Встал, обратив четыре угловые башни на четыре стороны света. А во дворе комплекса, напротив главных ворот, заняло самое видное место красивое восьмиугольное здание мечети с напоминающей башкирскую юрту кровлей. Рядом вознеслось острие минарета. Осталось только поднять и закрепить на нём символ ислама - полумесяц» [1, с. 312].

30 августа 1846 г. народ ждал с нетерпением, после подъема полумесяца на минарет были запланированы «торжества по случаю открытия Караван-сарая, что в нём примут участие генерал-губернатор Обручев со свитой, все начальники кантонов, имам-хатиб - настоятель мечети и другие священнослужители, представляющие три с половиной мусульманских приходов» [1, с. 312].

Торжества завершились первым намазом в мечети. «Имам, поднявшись на двенадца-тиступенчатое возвышение, прочёл нараспев соответствующие моменту суры Корана» [1, с. 315]. Как видно из романа, Караван-сарай воплотил в себе духовные мечтания народа, в нём предвидели будущий духовный очаг мусульман. Глубоко содержателен и второй роман писателя, где в различных эпизодах подробно описывается мусульманская культура. Например, пять раз в день с минарета голос муэдзина призывает прихожан на молитву, Алтынбай начинает всё со словом «бисмиллах» (именем Аллаха), мусульмане читают дуа, старатели-мусульмане восстают против кормления их свининой, Гатифа напоминает, что до никаха, мусульманского обряда бракосочетания, исполняемого священнослужителем, мужчине и женщине быть вместе - это грех; разговоры о будущем мечети в Караван-сарае, о дуах, которые там будут исполнены, о его минарете, о мусульманской архитектуре.

Роль ислама в жизни народа можно увидеть через поступки отдельных персонажей романа, к примеру нерелигиозная, Сахипъямал-инэй тем не менее в своей речи каждый раз упоминает имя Аллаха, например: «воля Всевышнего», «Бог детей нам не дал», «дай Аллах вам всем долгую жизнь и телесное здоровье» [1, с. 271-73].

В диалоге герои романа Алтынбай и Гатифа свое будущее и настоящее связывают с именем Аллаха, Бадретдин даёт Сахипъямал-инэй пятничную милостыню, мужчина, взяв разрешение у первой жены, второй раз женится - все эти события указывают на мусульманский след в романе. Как отметил Т. Э. Кафаров, «не только важнейшие вехи личной жизни, но и все поведение верующих в быту до мелочей регламентируется Кораном» [16, с. 66].

Здесь подробно описывается обряд обрезания трехлетнего Ахметьяна, его отец Су-лейман по случаю важного события жизни сына приглашает на трапезу аульного муллу, который читает «соответствующую моменту суру Корана.» [1, с. 342].

Когда Ахтям попадает в плен к казахам, он просит воды для омовения перед утренним намазом. Казахская женщина уточняет, не вероучитель ли он. «Нет, просто правоверный. Пять раз в день, как надлежит мусульманину, совершаю намаз», - отвечает Ахтям [1, с. 300]. Казахи очень уважительно отнеслись к нему, говорили надо во время намаза развязать руки, а то «падает на нас грех.» [1, с. 301]. Тем самым З. Ураксин показывает, что добрые деяния порождают добро. Способность героев романа к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний формируют их нравственную позицию.

Заключение

Таким образом, талантливый башкирский писатель З. Ураксин проявлял интерес к исламу на всех этапах своего творческого пути. Обращение к исламу обусловлено тем, что интерес писателя к духовной культуре народа был велик. Под духовностью он понимал высокую нравственность, честность, благородство и справедливость, а ценностью веры - совесть и честь. Прежде всего, прозаика интересовали идейно-воспитательная роль ислама в жизни народа. Всё же для писателя вера является первым условием для духовного развития человека. Ислам проявляется во взаимоотношениях героев рассказов, повестей и дилогии.

Исследуя творчество Зиннура Ураксина, можно сделать следующие выводы. В творчестве писателя, бесспорно, традиционная мусульманская культура занимает значимое место, нравственные чувства, облик, позиция, поведение героев оцениваются с точки зрения исламских ценностей. Особенно роль ислама ярко проявляется в его литературных миниатюрах и в романе «Караван-сарай», они являются отражением эстетического взгляда писателя, в повестях, написанных в советское время, они не имеют глубокой функциональной обусловленности.

Тем не менее нельзя утверждать, что они явились доминирующим в эстетических взглядах писателя и его творчестве.

В творчестве З. Ураксина доисламские верования уживаются в жизни народа с исламскими канонами, в некоторых случаях они даже сливаются с ним. Произведения писателя имеют ценность, так как они помогают представить историю, жизненный путь, духовную культуру, раскрывают самобытную сущность башкирского народа.

Л и т е р а т у р а

1. Ураксин З. Г. Караван-сарай: роман-хроника (перевод М. Гафурова). - Уфа: Китап, 2010. - 464 с.

2. Абдрафикова Г. Х. Малые жанры башкирской прозы. - Уфа: Гилем, 2005. - 104 с.

3. Ильинский И. М. Образовательные технологии: соотношение традиций и новаторства // Знание. Умение. Понимание. - 2013. - № 3. - С. 3-7.

4. Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. - Ростов н/Д., Феникс, 2009. - 266 с.

5. Набиуллина Г. М. Исламские ценности в рассказе А.-Г. Утябая «Сорванное яблоко» // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17, № 3 (I). - С. 1501-1504.

6. Ураксин З. Г. Горечь полыни. - Уфа: Китап, 2002. - 224 с.

7. Баимов Р. Н. Отражение исламизации башкир в литературе // Агидель, - 2008. - № 11. - С. 163-167.

8. Ураксин З. Г. Поднимается синий туман. - Уфа: Китап, 1981. - 160 с.

9. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Гл. ред. Р. З. Шакуров. Уфа: Научное издательство Башкирская энциклопедия, 1997. - 694 с.

10. Башкирское народное творчество: легенды и предания. Т. 2. - Уфа: Китап, 1997. - 440 с.

11. Набиуллина Г. М., Алибаев З. А. Современная башкирская литература. - Уфа: БГПУ, 2013. - 328 с.

12. Галин С. А. Народный мудрости источник. Башкирский фольклор: толковый словарь. - Уфа: Китап, 1993. - 224 с.

13. Ураксин З. Г. Вороной. - Уфа: Китап, 2005. - 296 с.

14. Курбанов М. Г. Философское понимание человека в религиозных образах христианства и ислама? // Исламоведение. - 2014. - № 2. - С. 39-44.

15. Фирт садака // Совет муфтиев России. http://www.muslim.ru/articles/120/2073/ (Дата обращения: 03.04.2015).

16. Кафаров Т. Э. Принципы этики ислама: нравственный ориентир для мусульманина // Исламоведение. - 2010. - № 2. - С. 65-78.

17. Гареева Г. Н. Особенности развития башкирской прозы второй половины ХХ века: Научное издание: Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 159 с.

18. Хуббитдинова Н. А. Художественное отражение фольклорных традиций в башкирской литературы конца XIX-начала XX века. - Уфа: Гилем, 2013. - 188 с.

R e f e r e n c e s

1. Uraksin Z. G. Karavan-sarai: roman-khronika (perevod M. Gafurova). - Ufa: Kitap, 2010. - 464 s.

2. Abdrafikova G. Kh. Malye zhanry bashkirskoi prozy. - Ufa: Gilem, 2005. - 104 s.

3. Il'inskii I. M. Obrazovatel'nye tekhnologii: sootnoshenie traditsii i novatorstva // Znanie. Umenie. Ponimanie. - 2013. - № 3. - S. 3-7.

4. Gogiberidze G. M. Islamskii tolkovyi slovar'. - Rostov n/D., Feniks, 2009. - 266 s.

5. Nabiullina G. M. Islamskie tsennosti v rasskaze A.-G. Utiabaia «Sorvannoe iabloko» // Vestnik Bashkir-skogo universiteta. - 2012. - T. 17. № 3 (I). - S. 1501-1504.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Uraksin Z. G. Gorech' polyni. - Ufa: Kitap, 2002. - 224 s.

7. Baimov R. N. Otrazhenie islamizatsii bashkir v literature // Agidel', - 2008. - № 11. - S. 163-167.

8. Uraksin Z. G. Podnimaetsia sinii tuman. - Ufa: Kitap, 1981. - 160 s.

9. Bashkortostan: Kratkaia entsiklopediia. Gl. red. R. Z. Shakurov. Ufa: Nauchnoe izdatel'stvo Bashkirskaia entsiklopediia, 1997. - 694 s.

10. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo: legendy i predaniia. T. 2. - Ufa: Kitap, 1997. - 440 s.

В. Б. Окорокова, Т. Н. Пермякова . ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВ - АРХЕТИПОВ В ПОВЕСТЯХ Н. ЛУГИНОВА

11. Nabiullina G. M., Alibaev Z. A. Sovremennaia bashkirskaia literatura. - Ufa: BGPU, 2013. - 328 s.

12. Galin S. A. Narodnyi mudrosti istochnik. Bashkirskii fol'klor: tolkovyi slovar'. - Ufa: Kitap, 1993.

- 224 s.

13. Uraksin Z. G. Voronoi. - Ufa: Kitap, 2005. - 296 s.

14. Kurbanov M. G. Filosofskoe ponimanie cheloveka v religioznykh obrazakh khristianstva i islama? // Islamovedenie. - 2014. - № 2. - S. 39-44.

15. Firt sadaka // Sovet muftiev Rossii. http://www.muslim.ru/articles/120/2073/ (Data obrashcheniia: 03.04.2015).

16. Kafarov T. E. Printsipy etiki islama: nravstvennyi orientir dlia musul'manina // Islamovedenie. - 2010.

- № 2. - S. 65-78.

17. Gareeva G. N. Osobennosti razvitiia bashkirskoi prozy vtoroi poloviny KhKh veka: Nauchnoe izdanie: Monografiia. - Ufa: RITs BashGU, 2010. - 159 s.

18. Khubbitdinova N. A. Khudozhestvennoe otrazhenie fol'klornykh traditsii v bashkirskoi literatury kontsa XlX-nachala XX veka. - Ufa: Gilem, 2013. - 188 s.

^SHír^ír

УДК 82.09

В. Б. Окорокова, Т. Н. Пермякова

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВ -АРХЕТИПОВ В ПОВЕСТЯХ Н. ЛУГИНОВА

Рассматривается проблема исследования архетипических и символических образов и их функций в социально-психологических и философских повестях народного писателя РС (Я) Н. А. Лугинова. В 1970-1980-х гг. он был молодым, но признанным автором повестей. В 1990-х гг., написав роман-трилогию «По велению Чингисхана», писатель стал известен далеко за пределами республики. Н. А. Лу-гинов определяет лицо современной якутской литературы, представляя ее на уровне отечественной и мировой литературы. Писатель, продолжая традиции классиков якутской литературы А. Е. Кулаков-ского, А. И. Софронова, П. А. Ойунского, приходит к постановке вечных, общечеловеческих проблем современного общества через отображение своеобразия национального видения мира, основанного на вековых традициях уклада жизни народа, его миросозерцания и верования. Система образов-архетипов Н. Лугинова помогает осмыслить общие, универсальные закономерности бытия, общества и природы. Такие основные архетипические образы писателя, как Дом, Алас, Сэргэ начались в его социально-пси-

ОКОРОКОВА Варвара Борисовна - д. филол. н., проф. ИЯКН СВ РФ СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: bokorsaisar@mail.ru

OKOROKOVA Varvara Borisovna - Doctor of Philological Sciences, Professor, Institute of Languages and Cultures of the Peoples of the North-East, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ПЕРМЯКОВА Туйара Николаевна - к. филол. н., доцент ИЗФиР СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: ptuiara@mail.ru

PERMYAKOVA Tuiara Nikolaevna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Institute of Languages and Cultures of the Peoples of the North-East, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.