Научная статья на тему 'Религиозные идеи в романе Рината Камала "Талак"'

Религиозные идеи в романе Рината Камала "Талак" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / МОЛИТВА / ДУХОВНОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / ЖЕСТОКОСТЬ / БАШКИРСКАЯ ПРОЗА / ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Набиуллина Гульнур Мирзаевна

Рассматривается актуальная проблема поиска духовно-религиозных ценностей в современной прозе. Цель исследования выявление религиозных идей в романе башкирского прозаика Рината Камала «Талак», которая требует решить следующие задачи: провести комплексное исследование романа; определить роль религии в формировании духовного мира героев произведения; показать влияние исламской аксиологии на творчество писателя; выявить роль ислама в социально-культурной жизни героев романа и обозначить основополагающую роль религиозного сознания в системе духовных ценностей народа. Материалом для анализа послужили роман «Талак» Р. Камала и произведения башкирских прозаиков, где преобладают типы демонических женщин, обозначенные Ю. Лотманом, наиболее глубоко отражающие морально-этические правила. Предметом исследования являются религиозные идеи, основанные на этических положениях Корана, сунны и шариата, рассматриваемые нами на примере современного романа «Талак». Для поставленной цели были использованы сравнительно-типологический и историко-генетический методы, а также структурно-семантический анализ романа. Религиозная идея является своеобразным источником и важным компонентом в романе «Талак», которая получает художественное отражение в бытовых картинах в тесной связи с историческим процессом. Каждый эпизод, постепенно раскрывая характер центральной героини, убеждает переход ее на новый духовный этап жизни, усиливая гуманистические мотивы произведения. Испытания, выпавшие на долю героини, выявляют ее греховные для мусульманки пороки, которые воспринимаются как следствие общего упадка религиозной культуры в обществе. Анализ романа показал, что светская и религиозная идея находятся в диалектической взаимосвязи, при этом религиозная идея составляет основу произведения. Категоричность героини к морали, в чем-либо не отвечающая ее мировосприятию, разрушает судьбы родных и близких ей людей, в конце концов и судьбу самой героини. Внутренний протест членов семьи приводит героиню к раскаянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS IDEAS IN THE NOVEL of RINAT KAMAL “TALAKˮ

The actual problem of search of spiritual and religious values in modern prose is considered. Purpose of the study is to identify religious ideas in the novel of the Bashkir writer Rinat Kamal “Talak”, which requires solving the following tasks: to conduct a comprehensive study of the novel; to determine the role of religion in the formation of spiritual world of the heroes of the novel, to show the influence of Islam ic axiology on the writer’s work, to reveal the role of Islam in the social and cultural life of the novel’s heroes and to identify the fundamental role of religious consciousness in the system of people’s spiritual values. The material for the analysis was the novel “Talak” by R. Kamal and works of Bashkir writers, where the types of demonic women, marked by Yuri Lotman, which most deeply reflect the moral and ethical rules prevail. The subject of the research are the religious ideas based on the ethical positions of the Koran, Sunnah and Sharia, considered by us on the example of the modern novel “Talak” by Rinat Kamal. Comparative, typological, historical and genetic methods, as well as the structural and semantic analysis of the novel were used for this purpose. Religious idea is a kind of source and an important component of the novel “Talak”, which is reflected in everyday scenes in close connection with the historical process. Each episode gradually revealing the character of the Central heroine persuades her to move to a new spiritual stage of life, strengthening the humanistic motives of the work. Difficulties faced by the heroine reveal her sinful for the Muslim woman vices, which are perceived as a consequence of the General decline of religious culture in society. The analysis of the novel showed that the secular and religious ideas are in dialectical relationship, while the religious idea is the basis of the work. The flatness of the heroine to morality, that contradicts her worldview, destroys the fate of relatives and people close to her, and in the end, her own fate. The inner protest of the family members leads the heroine to repentance.

Текст научной работы на тему «Религиозные идеи в романе Рината Камала "Талак"»

УДК 821.512.141,10.01.02 - Литература народов РФ (башкирская литература) DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-152-157

РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ В РОМАНЕ РИНАТА КАМАЛА «ТАЛАК»

Г. М. Набиуллина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Рассматривается актуальная проблема поиска духовно-религиозных ценностей в современной прозе. Цель исследования - выявление религиозных идей в романе башкирского прозаика Рината Камала «Талак», которая требует решить следующие задачи: провести комплексное исследование романа; определить роль религии в формировании духовного мира героев произведения; показать влияние исламской аксиологии на творчество писателя; выявить роль ислама в социально-культурной жизни героев романа и обозначить основополагающую роль религиозного сознания в системе духовных ценностей народа. Материалом для анализа послужили роман «Талак» Р. Камала и произведения башкирских прозаиков, где преобладают типы демонических женщин, обозначенные Ю. Лотманом, наиболее глубоко отражающие морально-этические правила. Предметом исследования являются религиозные идеи, основанные на этических положениях Корана, сунны и шариата, рассматриваемые нами на примере современного романа «Талак». Для поставленной цели были использованы сравнительно-типологический и историко-генетический методы, а также структурно-семантический анализ романа. Религиозная идея является своеобразным источником и важным компонентом в романе «Талак», которая получает художественное отражение в бытовых картинах в тесной связи с историческим процессом. Каждый эпизод, постепенно раскрывая характер центральной героини, убеждает переход ее на новый духовный этап жизни, усиливая гуманистические мотивы произведения. Испытания, выпавшие на долю героини, выявляют ее греховные для мусульманки пороки, которые воспринимаются как следствие общего упадка религиозной культуры в обществе. Анализ романа показал, что светская и религиозная идея находятся в диалектической взаимосвязи, при этом религиозная идея составляет основу произведения. Категоричность героини к морали, в чем-либо не отвечающая ее мировосприятию, разрушает судьбы родных и близких ей людей, в конце концов и судьбу самой героини. Внутренний протест членов семьи приводит героиню к раскаянию.

Ключевые слова: человечность, молитва, духовность, наказание, жестокость, башкирская проза, женский образ.

RELIGIOUS IDEAS IN THE NOVEL OF RINAT KAMAL "TALAK"

G. M. Nabiullina

M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa

The actual problem of search of spiritual and religious values in modern prose is considered. Purpose of the study is to identify religious ideas in the novel of the Bashkir writer Rinat Kamal "Talak", which requires solving the following tasks: to conduct a comprehensive study of the novel; to determine the role of religion in the formation of spiritual world of the heroes of the novel, to show the influence of Islam ic axiology on the writer's work, to reveal the role of Islam in the social and cultural life of the novel's heroes and to identify the fundamental role of religious consciousness in the system of people's spiritual values. The material for the analysis was the novel "Talak" by R. Kamal and works of Bashkir writers, where the types of demonic women, marked by Yuri Lotman, which most deeply reflect the moral and ethical rules prevail. The subject of the research are the religious ideas based on the ethical positions of the Koran, Sunnah and Sharia, considered by us on the example of the modern novel "Talak" by Rinat Kamal. Comparative, typological, historical and genetic methods, as well as the structural and semantic analysis of the novel were used for this purpose. Religious idea is a kind of source and an important component of the novel "Talak", which is reflected in everyday scenes in close connection with the historical process. Each episode gradually revealing the character of the Central heroine persuades her to move to a new spiritual stage of life, strengthening the humanistic motives of the work. Difficulties faced by the heroine reveal her sinful for the Muslim woman vices, which are perceived as a consequence of the General decline of religious culture in society. The analysis of the novel showed that the secular and religious ideas are in dialectical relationship, while the religious idea is the basis of the work. The flatness of the heroine to morality, that contradicts her worldview, destroys the fate of relatives and people close to her, and in the end, her own fate. The inner protest of the family members leads the heroine to repentance.

Keywords: humanity, prayer, spirituality, punishment, cruelty, Bashkir prose, female image.

© Набиуллина Г. М., 2018

Религиозные идеи как часть духовной культуры отражены в фольклоре и литературе многих народов мира. Отказ от верований, отрицание их советской идеологией дали свои результаты, литература стала атеистической, хотя все же нельзя не заметить в ней наличие религиозных элементов. К концу 80-х годов ХХ века «была прекращена атеистическая, антирелигиозная пропаганда» [11, с. 7], появилась реальная возможность для творческой интеллигенции возродить в своих произведениях религиозные мотивы, которые, безусловно, связаны с нравственным восприятием мира. «К религии сегодня обращаются миллионы людей в поиске ответов на мировоззренческие и духовные вопросы, углубляясь в свою национальную и культурную традицию и стремясь обрести, в том числе, нравственную основу, смысл жизни» [10, с. 21]. Активное переосмысление исламских ценностей наблюдается и в творчестве многих башкирских писателей. В их числе автор широко популярных произведений, ведущий прозаик башкирской литературы Ринат Камал (1954) - автор повестей и романов «Беда» (1984), «Две жизни» (1988), «Чужак» (1989), «Кочка» (1990), «Убыр» (1990), «Враги любви» (1992), «Уставший человек» (1994), «Побег» (1995), «Импотент» (1996), «Кара» (1997), «Любовь Иблиса» (1999), «Таня-Танхылу» (1986), «Узунтал» (1999), «Терпеливая душа» (2000), который за это время пополнил свой творческий портфель новыми романами «Альфира» (2001), «Приемник» (1997), «Братья» (2002), «Эхо» (2007), «Талак» (2008), «Душевный человек» (2009), «Белэзекуль» (2012), «Танцоры» (2013). Безусловно, надо отметить помимо таланта еще и работоспособность писателя.

В трудах башкирских ученых-литературоведов С. Г. Суфиянова, Г. Н. Гареевой, Р. Г. Азна-гулова, Ф. Т. Кузбекова, З. А. Алибаева проза писателя в той или иной степени исследована, были и критические суждения о романе «Эхо», «Терпеливая душа». Все же, как нам кажется, его роман, который назван именем 65-й суры священного Корана «Талак», где проблема морали решается в плане прегрешения и раскаяния, недостаточно изучен.

Учитывая вышесказанное, мы поставили цель -выявить религиозные идеи в романе «Талак» Рината Камала. Для этого понадобится решить следующие задачи:

- комплексное исследование романа «Талак» Р. Камала;

- определить место и роль исламских идей и установить их функциональное значение.

Главные постулаты статьи основаны на положении Г. М. Гогиберидзе, который утверждает «религиозное сознание в современном мире по-прежнему играет основополагающую роль в системе культурных и духовных ценностей»1. Идейно-эстетическая ценность романа определяется синтезом светских и религиозных мотивов, которые отражают историю, жизнь и быт башкир, выявляют роль Исламской религии в жизни народа.

Предметом нашего исследования являются религиозные идеи, характерные древнетюркским поэтическим памятникам, основы которых составляют Коран, Сунна, шариат, рассматриваемые нами на примере современного романа «Та-лак» Рината Камала.

Для анализа произведения были использованы такие научные методы исследования, как сравнительно-типологический, где сопоставляются характерные женские образы в башкирской прозе и в творчестве самого автора, выделяя в них общие и различное, для выявления сходства и различия в явлениях путем выяснения степени сходства условий культурной жизни; историко-генетичес-кий для поиска религиозных источников, применяемых в литературном процессе, а также структурно-семантический анализ романа.

К женскому образу Р. Камал обращался многократно. Он хорошо знает женскую психологию, ему знакома советская и современная действительность, исходя из них ему удается раскрыть внутреннее содержание своих героинь. Выразительный образ Таня-Танхылу (роман «Таня-Тан-хылу») писателя завоевал большую популярность в республике, хотя в башкирской прозе имеется множество эпических произведений, которые отображают женскую судьбу, участь, чувства и характер.

В духовной культуре башкир, как у многих народов, начиная с первобытнообщинного строя, женщина воспринималась как продолжательница рода. К примеру, в эпосе «Урал батыр» «Янбикэ вместе с мужем охотится на диких зверей, дочь царя, также в других эпосах Барсынхылу и Зух-ра-батыр и другие девушки подбрасывая яблоко, или же во время совместной борьбы-курэш выбирают себе мужа» [1, с. 117]. Данные примеры дают возможность нам утверждать, что до принятия

1 Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону. Феникс, 2009. С. 3-4.

ислама башкирские женщины не выделялись как слабый пол, они могли постоять за себя и сделать свой выбор в пользу своего рода. Мусульманство внесло свои коррективы во взаимоотношения мужчин и женщин, идеал башкирской женщины в литературе до Октябрьской революции представлялась как смиренная, покорная жена, преданная мужу, уважающая его родню, воспитывающая детей, трудолюбивая, домовитая хозяйка. Хотя «об участии башкирских женщин, например, в Отечественной войне 1812 года сохранились песни и легенды. Образ смелой и находчивой жены, спасшей своего мужа и отряд, который попал во французское окружение, нарисован В. Зефировым в "Рассказах башкирца Джантю-ри". В песне "Иремель" поется о женщине, которая вместе с мужем отправляется на защиту Родины от французов» [6]. Во многих романах советского периода «способность женщины принимать чужое горе как свое порождает в ней обостренное чувство ответственности» [8, с. 174-175], она выступает носителем высоких нравственных и эстетических начал.

И в центре романа «Талак» Р. Камала также находится женщина, унаследовавшая от своих соплеменников положительные черты, на первый взгляд, очень правильная: мать троих детей, педагог, красивая, любимая жена. Героиня романа Раушания - требовательна, любит во всем порядок, окружающих, близких и родных людей заставляет жить по правилам. «В башкирской традиции всегда превалировал материнский (деметрический) тип женщины, находящийся внутри природного порядка, подчиненный законам и задачам рода, символизирующий жизнь и приумножение, прирост бытия, верность духу своего народа» [6].

В отличие от материнского типа женщин, в образе Раушании прозаик выделяет наиболее существенную черту - категоричность, тем самым ее можно отнести к типу демонических женщин, обозначенных Ю. Лотманом. В ней можно обнаружить черты, характерные и древнейшим башкирским злым духам (к примеру, Бисура, Албасты, Убыр, Мэскэй), которые представлены и в мифологии якутов как духи «ссоры, войны» [4, с. 146]. В башкирской советской литературе обычно демонические женщины, как Сахиба - героиня первого башкирского романа «Поворот» (1926) Гайнана Хайри, Бикэ (повесть Гарифа Гумера «Городок на волнах», 1954), Бибинур (роман Д. Булякова «Прищелец», 1988) признают свои

ошибки и становятся труженицами. Но в современной башкирской прозе такой тип женщин живет только ради своего удовольствия, нарушая жизнь окружающих. Это - Галия - героиня повести «Жизнь не повторяется» (1987) Ф. Асянова, Салиха (роман «Последняя борть» Н. Мусина, 1990), Сария (рассказа «Красные башмачки» Т. Гариповой, 1980), Газима Ахметовна (повесть «Месть» Р. Камала, 1997) и другие.

Р. Камал описывает внешность и характер Раушании, используя метод контраста. Если внешняя красота героини повествуется от имени рассказчика, то характер читатель видит глазами мужа героини Талгата: «Она очень холодный человек, словно лед... Взгляд жесткий, язык острый, сама такая серьезная. Ее любовь словно пустоцвет, как растение, растущее на севере. И трава низкая, и стебель жесткий»1.

Как показывает писатель, в процессе формирования характера и мировоззрения героини немалое значение имели следующие факторы: «Раушания выросла в детском доме. Из-за того, что она росла среди многочисленного количества детей, в дальнейшем превратилась в сурового, неуступчивого, вспыльчивого, упрямого человека. И жизненные передряги, и детский дом полепили из нее жестокую, немилосердную, холодную душу»2.

В романе обрисовывается советская действительность, речь идет о жизни одной семьи. Подробный анализ произведения позволяет установить следующее: в творческий замысел писателя входило сопоставление светского и религиозного идейного смысла образов, критика ограниченности атеистического мировосприятия, которая способствовала преобладанию религиозных идей, хотя во всем романе имеется лишь один единственный верующий человек - «религиозная старушка Мунира», мать главной героини романа, воплотившая духовную силу и мудрость, доброту и терпеливость народа, вынесшая на своих плечах тяжести судьбы, наперекор ей исполняющая свой нравственный долг. Человечность Муниры, которая является настоящей нравственной красотой, доминирует во всех событиях.

Как повествует автор, нравственность в элементарных общечеловеческих проявлениях живет

1 Камал Р. А. Талак // Агидель. 2008. № 10. С. 45 (на башкирском языке).

2 Камал Р. А. Талак // Агидель. 2008. № 9. С. 33 (на башкирском языке).

в народных массах. Без морального начала не могут существовать ни человек, ни общество. И в священной книге Коране данная мысль дается чуть в другой формулировке: «Таковы границы Аллаха; кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя» [2, с. 461]. И героиня романа Р. Камала переходит божьи законы, эти законы наказывают не только саму героиню, но и всех членов ее семьи. Автор, опираясь на религиозные идеи, размышляет о простом человеческом счастье.

Облик главной героини в каждом эпизоде пополняется новыми чертами. Р. Камал, используя различные приемы, показывает своеобразную грань характера, состояние ее души. Хорошие человеческие качества Раушания проявила, когда мужу предъявили обвинение, она, не жалея себя, как разъяренная львица, бросилась на защиту мужа. Раушания дошла до Верховного суда и спасла мужа от тюрьмы. Какие бы добрые поступки героиня романа не совершала, какой бы правильной она не была, ее жестокость преобладает и разрушает счастье окружающих. Она живет в заблуждении, черствость считает справедливостью. «Для восприятия веры необходимо освободить свое сердце от черствости...» [5, с. 6].

Писатель психологически глубоко трактует тип демонической женщины. Счастье членов семьи разбивается вдребезги о холодную, немилосердную душу Раушании. Дети считают, что их мать установила в доме казарменную дисциплину, во всех отношениях они советуются с отцом. Манера изложения диалогов, описание пейзажа, повествование отношений между героями носит традиционный характер. В этой обыденности прозаик ищет новое, и своих героев он раскрывает с позиции религиозности, это является своеобразной особенностью метода Рината Камала.

Муж проявляет неверность по отношении к Раушании, в то же время сам обвиняет ее в безжалостности, и что он вынужден искать тепло , которое она не дает ему у других. «Вместо сердца у тебя лежит полярный лед, который не будет таять и тысячи лет»1, - говорит он, хотя переживание Талгата носит условный характер. И мысли, и поступки его поверхностны, он не наделен глубокой человечностью, высокими чувствами. Своего героя Р. Камал не поднял над обыденностью.

1 Камал Р. А. Талак // Агидель. 2008. № 10. С. 68 (на башкирском языке).

Для писателя источником вдохновения является природа родного Башкортостана. В отличие от других произведений автора события происходят на берегу реки Яик. В романе также упоминаются много топонимических названий, такие как Яик, Иремелтау, Узункуль, Уралтау, Уфа, Магнитагорск, Сатый, Ургун. Состояние пейзажа, красота ее мотивов, лирическое начало также противоречит сложному характеру героев. С одной стороны, родная деревня отца Раушании описывается писателем как райский уголок, с другой стороны, родившийся в раю, он унаследовал черты сатаны, «добро считается исходящим от Бога, а зло от Иблиса»2, Бахтияр, как и Адам, за грехи был изгнан из своего «рая». Таким образом, сочетанием контрастности описываются почти все герои и события в романе, подчиняясь скрытой логике писателя, основанной на религиозной концепции.

Название произведения «Талак» переводиться на русский язык, как развод. Право развода по законам шариата принадлежит мужчине, он должен произнести слово «талак» три раза, когда он надумает развестись со своей женой. И это слово впервые произносит Галиакбер, дальше оно связано с воспоминаниями об отце Раушании, у которого было множество жен. Затем его произносит Раушания, для того чтобы наказать мужа. Она «никогда никого не прощает, и тот раз, и потом не простила отца, соответствующим давала предназначенное им наказание. Талгат совершил преступление, он должен получить свое наказание!»3, - размышляет она.

К примеру, следуя совету матери, родной брат Талгата Галиакбар начинает задуматься о «та-лак» (о разводе), когда его мать не разрешает ему забрать из больницы его больную жену, у которой в легких обнаружили рак. Он заново женится, после сам заболевает, эту данность воспринимает как расплату за свои поступки. Герой переживает угрызение совести, такие чувства приходят и к Гаяну, и к Юмабике. Гаян, который влюблен в старшую дочь героини, поссорился с братом Талгата, ссора перешла в драку и Раушания оказалась между молодыми людьми и приняла удар Гаяна, направленный в Султанбая. Исходя из своей философии, что каждый за совершенный

2 Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону. Феникс, 2009. С. 91.

3 Камал Р. А. Талак // Агидель. 2008. № 10. С. 54. (на башкирском языке).

поступок должен заплатить, героиня пишет заявление, и любимого парня старшей дочери сажают в тюрьму. Гаян, неумышленно нанесший удар, свой арест считает также расплатой за те грехи, когда он, еще будучи мальчишкой, по наводке сына директора школы Сунагатуллина жег сено своей классной руководительницы.

Юмабика, нарушившая моральные законы, соблазнившая женатого мужчину, обвиняет себя, испытывает нравственные переживания, которые отражены в ее молитве (дуа): «Человек ходит по этой земле не по своей воле, не по своей воле совершает поступки, помилуй! Твое милосердие -безграничное, могущество - бесконечное.»1.

Как видно, персонажи романа «Талак» и Гали-акбер, и Гаян, и Юмабика способны анализировать свои поступки, несчастья, которые обрушиваются на них, они принимают платой за их грехи, лишь одна Раушания не готова к этому. Мать «религиозная старушка Мунира» рассуждая о мужской психологии говорит ей следующее: «Считать большим грехом похождения мужчин на сторону и сделать из этого огромную беду - это само безумство»2.

Качества характерные матери как доброжелательность, терпимость, уступчивость Раушания считает философией и оружием слабых. Она оценивает себя, как красивую женщину, хорошего профессионала, честного и справедливого человека. Раушания не умеет идти на компромиссы, не допускает право других на ошибки. Своим детям она не смогла дать доброту, нежность, ласку, не сумела оценить значение матери, создать гармоничные отношения в семье.

Талгат поздно понял, что старание изменить и воспитывать жену - это пустое дело, у нее даже любовь подвластна заранее известной математической формуле. Он начал искать счастье на стороне, потом это занятие, возможно, превратилось в привычку. В жизни героиня ведет себя как прокурор, считает, что она наказывает согласно высшим требованиям справедливости, в конце романа за ее жестокость расплачиваются дети своим здоровьем и счастьем. Раушания не хочет понять первые нежные чувства своих детей, от ее жестокости страдают самые близкие ей люди: сын простудил легкие, старшая дочь бросилась в весеннюю воду, вторая дочь выпила яд, муж начал искать счастье в стороне.

1 Камал Р. А. Талак // Агидель. 2008. № 10. С. 73 (на башкирском языке).

2 Там же. С. 45.

Очень красива и символична концовка романа. Жестокой Раушании мерещится картина, где в белой местности мать в белом одеяние, в образе святой, читает молитву и зовет к себе мужа. Отец Раушании за совершенное просит прощения у Аллаха. После героиня видит в этой белой среде себя и мужа. Они тоже постарели, читают молитву и не пропускают пятикратный намаз.

Эпилог романа вполне оправдывает его название, заимствованное из названия суры «Ат-Талак», герои не разводятся, а оставляют свои безнравственные привычки. Безусловно прав народный поэт Башкортостана Мустай Карим, который говорил: «Человек должен жить по гуманистическим законам, если он не последует этому, то человеческие законы наказывают его самого»3.

Таким образом, проведенный нами идейный анализ романа Рината Камала «Талак» показал, что пережитое прозаиком в годы перестройки оказало огромное влияние на его идеалы и манеры отображения своих героев. Как нам кажется, для Р. Камала религия созвучна убеждениям индийского мыслителя-гуманиста Свами Вивека-нанды; по его убеждению, «структура религии состоит из трех частей: философии, мифологии и ритуала» [3, с. 85]. В 1990-е годы в повести «Любовь Иблиса» писатель обратился к религиозной мифологии. Надо подчеркнуть, что роль религии постепенно в судьбе его героев стала глубже и осмысленней.

Несомненным достоинством романа является то, что осмысление исламской аксиологии происходит благодаря психологическим характеристикам героев, писатель раскрывает религиозную идею с помощью антитезы. Если Раушания честная, то ее муж не совсем порядочный, хотя он намного человечнее; если мать Раушании религиозная, то отец - аморальный тип. Героиня романа красива только внешне, в отличие от религиозного человека, она не живет богатой внутренней жизнью, хотя по-своему стремиться к истине и справедливости, которые являются ипостасями религии, однако ее истина относительна, справедливость ущербна.

По мнению автора, люди должны прийти к религии осознанно, он выдвигает на первый план роль человеческого разума. В конце романа происходящие вокруг события, моральные потрясения приводят главную героиню к осознанию «себя как экзистенцию» [9, с. 220] и к религиозному прогрессу.

3 Из личной беседы с поэтом, 1994 год.

Литература

1. Илембетова И. И. Душа, и краса жизни // Агидель. 2003. № 3. С. 117-120.

2. Коран / перев. с араб. И. Ю. Крачковского. М.: СП ИКПА, 1990. 512 с.

3. Костюченко В. С. Вивекананда. М.: Мыслитель, 1977. 192 с.

4. Окорокова В. Б., Пермякова Т. Н. Художественные функции образов-архетипов в повестях Н. Лугинова // Вестник СВФУ. 2016. № 5 (55). С. 143-153.

5. Размышления о благородном Коране (сура «ал-Фати-ха») / перевод Р. Л. Саяхова. Уфа: Мир печати, 2017. 160 с.

6. Рахматуллина З. Я. Роль и место женщины-матери в башкирской традиции // Ватандаш. URL: http://vatandash.ru/ index.php?article=873 (дата обращения: 20.09.2015).

7. Хайруллин Р. З. Проблемно-тематическое и жанровое многообразие прозы Зайнаб Биишевой // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 171-176.

8. Хусаинов Г. Б. Литература и наука. Уфа: Гилем, 1998. 613 с.

9. Хусаинова А. Х. Философия существования в арабском Востоке // Идеалы и ценности Ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы IV междунар. научно-практич. конф. Уфа. 22-23 сентября 2011 г. С. 219-222.

10. Шибзухов М. М. Роль исламского образования в воспитании молодежи и профилактике экстремизма // Образование и духовная безопасность. Уфа: Мир печати, 2017. № 2. С. 19-22.

11. Яхьяев М. Я., Камышова Е. Г. Власть и религия в современной России: метаморфозы взаимодействия // Исла-моведение. 2013. № 1. С. 6-19.

References

1. Ilembetova I. I. Dusha i krasa zhizni [Soul, and the beauty of life]. Agidel', 2003, no. 3, pp. 117-120. (In Bashkir.).

2. Koran [Koran]. Transl. arab. I. Yu. Krachkovskogo. Mos-kow: SP IKPA, 1990, 512 p. (In Russ.).

3. Kostyuchenko V. S. Vivekananda [Vivekananda]. Moskow: Myslitel. 1977, 192 p. (In Russ.).

4. Okorokova V. B., Permyakova T. N. Khudozhestvennyye funktsii obrazov-arkhetipov v povestyakh N. Luginova [Artistic functions of images-archetypes in the novels of N. Loginov]. Vestnik SVFU = Bulletin of SVFU. 2016, no. 5 (55). pp. 143-153. (In Russ.).

5. Razmyshleniya o blagorodnom Korane (sura «al-Fatikha») [Reflections on the noble Koran (Surah al-Fatiha)]. Transl. Sayakhova R. L. Ufa: Mir pechati. 2017, 160 p. (In Russ.).

6. Rakhmatullina Z. Ya. Rol' i mesto zhenshchiny-materi v bashkirskoy traditsii [The role and place of a woman-mother in the Bashkir tradition]. Vatandash. URL: http://vatandash.ru/ index.php?article=873 (accessed 20.09.2015). (In Russ.).

7. Khayrullin R. Z. Problemno-tematicheskoye i zhanrovoye mnogoobraziye prozy Zaynab Biishevoy [Problem - thematic and genre variety of Zaynab Biisheva's prose]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 1, pp. 171-176. (In Russ.).

8. Khusainov G. B. Literatura i nauka [Literature and science]. Ufa: Gilem. 1998, 613 p. (In Russ.).

9. Khusainova A. Kh. Filosofiya sushchestvovaniya v arabskom Vostoke [Philosophy of existence in the Arab East]. Idealy i tsennosti Islama v obrazovatelnom prostranstve XXI veka: materialy IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii = Ideas and values of Islam in the educational space of the XXI century. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conf. Ufa. 22-23 sentyabrya 2011 g., pp. 219-222. (In Russ.).

10. Shibzukhov M. M. Rol' islamskogo obrazovaniya v vospitanii molodezhi i profilaktike ekstremizma [The role of Islamic education in educating young people and preventing extremism]. Obrazovaniye i dukhovnaya bezopasnost = Education and spiritual security, Ufa: Mir pechati. 2017, no. 2, pp. 19-22. (In Russ.).

11. Yakh"yaev M. Ya., Kamyshova E. G. Vlast' i religiya v sovremennoy Rossii: metamorfozy vzaimodeystviya [Power and religion in modern Russia: metamorphoses of interaction]. Islamovedeniye = Islamic Studies, 2013, no. 1, pp. 6-19. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 17.04.2018 г.

Submitted 17.04.2018.

Для цитирования: Набиуллина Г. М. Религиозные идеи в романе Рината Камала «Талак» // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 152-157. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-152-157

Citation for an article: Nabiullina G. M. Religious ideas in the novel of Rinat Kamal "Talak". Vestnik of

the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 152-157. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-152-157

Набиуллина Гульнур Мирзаевна, кандидат филологических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, ORCID ГО 0000-0003-4640-3449, gulnumaЫuПma@mail т

Gulnur M. Nabiullina, Ph. D. (Philology), associate professor, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa, ORCID ID 0000-0003-4640-3449,

gulnurnabiullina@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.